Андреев И.М. Православная апологетика Введение Православная апологетика (или основное богословие) есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения. Наука апологетика (основное богословие) носит еще и другие названия: введение в богословие, общее богословие, умозрительное богословие, апологетическое богословие, энциклопедия богословия; иногда эту науку называют философией религии, философией христианства, христианским мировоззрением и т. п. Мы будем называть наш курс апологетикой или основным богословием, так как главная цель нашего курса будет защита основных богословских истин Православной Церкви. Давая систематическое изложение основ православного богословия, апологетика (основное богословие) вместе с тем является и основой органически целостного православного христианского мировоззрения. Под именем православного богословия обычно разумеется систематическое изложение христианской религии на основании изучения Слова Божия, т. е. Священного Писания и Священного Предания, под руководством Православной Церкви. Слово «православный» (ортодокс) значит правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правильно славящий Бога. Слово «богословие» (теология), по учению святых отцов и учителей Церкви, имеет несколько значений: «слово о Боге», «слово от Бога», «слово к Богу», «слово для Бога». Митрополит Московский Макарий (Булгаков) определил богословие как «слово Божие о Боге во славу Божию». Согласно общему учению Православной Церкви, богословие можно определить как учение о Боге, Его свойствах и о всем относящемся к богопочитанию. Первым христианским богословом был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, в своем Евангелии преимущественно показавший, что Иисус Христос есть Сын Божий или Слово Божие, Бог Слово. Из святых отцов и учителей Церкви преимущественно богословом именуется святой Григорий Богослов и святой Симеон Новый Богослов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4142...

Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина, а также прп. Серафима Саровского Инок. Наши предыдущие беседы имели характер более или менее последовательного и систематического изложения учения Православной Церкви о том, что такое Иисусова молитва, каково ее значение в духовной жизни христианина, как нужно проходить ее, каковы условия ее благотворного действия в нас, какие трудности и неправильности могут быть при занятии этой молитвой и т. д. В дополнение к сказанному ранее изложим в настоящей беседе учение об Иисусовой молитве и о молитве вообще некоторых отдельных св. отцов и подвижников Православной Церкви, писавших или учивших об умном делании. Из совокупности их наставлений сложится всестороннее изображение умного делания. Мы начнем с древнейших отцов Церкви и постепенно перейдем к ближайшим к нам по времени наставникам Иисусовой молитвы. Что Вы на это скажете, дорогой батюшка? Иерей. Что же я могу сказать? Я только с величайшей благодарностью и интересом буду слушать все то, что Вы мне предложите, так как ожидаю от этого нового для себя назидания и утешения. Инок. Итак, благословясь, продолжим нашу беседу. Начнем мы с предисловия свт. Феофана к его переводу святоотеческого Добротолюбия. Свт. Феофан пишет о важности знакомства со святоотеческой письменностью не только для монашествующих, но и для мирян, дорожащих единством, цельностью и полностью своего христианского мировоззрения и христианской жизни. По словам святителя, «сокровенная в Господе нашем Иисусе Христе истинно христианская жизнь зачинается, раскрывается и к совершенству восходит в своей для каждого мере, по благоволению Бога Отца, действием присущей в христианах благодати Пресвятого Духа, под водительством Самого Христа Господа, обетовавшего быть с нами во все дни неотлучно.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Закрыть itemscope itemtype="" > К образу Православного воина 18.04.2017 1890 Время на чтение 18 минут 1. Ответ Ангела Пустыни «Вы обманули сами себя и вас обманули. Обманули вас те, которые представили вам Христа как слабака и слюнтяя. Читая Евангелие о милости Христа и о Его любви, они пропустили его грозные слова об этом страшном Камне - Который есть Он Сам, - а от этих слов стынет кровь в жилах. Кто нападет на Христа, тот разобьется, а на кого Он нападет, того раздавит. Он угрожает карой за неверность в любви и презрение к милости. Он есть огонь, который греет, но может и сжечь». Св. Николай Сербский Мы можем обратить внимание на образ Православного воина, который вырисовывается из прочтения книг Священного Писания и трудов Святых Отцов. Таким образом есть возможность поставить ряд вопросов и постараться дать на них ответы: каким должен быть Православный воин? Какими качествами он должен обладать? Что ему позволено, а что недопустимо для него ни при каких обстоятельствах? Тем самым мы попробуем затронуть тему, как в практическом плане должно сочетаться Православное мировоззрение и реальная жизнь Православного воина. Как известно, Новый Завет содержит несколько упоминаний о воинах и военных действиях. Для нашей темы имеет большое значение первое упоминание военнослужащих в Благой вести. Когда святой Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния во оставление грехов, тогда он дал ответ представителям нескольких групп иудейского общества: вначале ответил фарисеям и саддукеям, а далее сказал, что делать простому народу, мытарям и воинам. «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк.3: 10-14). В то время ожидание Мессии было всеобщим. Чем тяжелее и тревожнее была жизнь иудейского общества, тем напряженнее люди ждали помощи свыше, облекая свои чаяния в мечту о приходе Спасителя, который избавит от всех проблем, начиная от насущных бытовых и заканчивая установлением мировой политической гегемонии Израиля.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/19/...

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева " Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века " – новая книга о.Георгия Митрофанова представлена в Москве Источник:  Благовест-инфо Профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов представил 21 сентября в Москве свою новую книгу " Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века " (Москва, Арефа, 2011). Этот сборник публицистических статей, выходивших в последние годы в малотиражных изданиях или в интернете, является своеобразным продолжением книги о.Георгия " Трагедия России. " Запретные темы " истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике " Вечер в Культурном центре " Покровские ворота " , который был организован редакцией газеты " Церковный вестник " , собрал множество православных священников, мирян и тех, кто интересуется церковно-исторической проблематикой. Представляя новую книгу, автор коснулся итогов дискуссии по поводу первого издания. По его словам, полемика о " запретных темах " российской истории показала, что " сознание нашего церковных современников глубоко нецерковно " , оно состоит из " набора политических и идеологических мифологем, заменивших евангельское благовестие " . В новой книге о.Георгий продолжает разбирать церковно-исторические мифологические нагромождения. Исследуя жизненный путь и мировоззрение известных деятелей Русской Православной Церкви ХХ в. (Патриарха Тихона, двух митрополитов Сергиев – (Страгородского и Воскресенского), священноисповедника митрополита Агафангела (Преображенского), священномученика о.Философа Орнатского, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), а также своего духовника протоиерея Василия Ермакова и многих других) , автор ставит своей задачей показать влияние трагической русской истории ХХ века на судьбу Церкви. Почему самые страшные гонения на Церковь Христову в ХХ в. произошли именно в России? В чем заключается ответственность и вина не только гонителей Церкви, но и ее пастырей и пасомых за то, что крупнейшая Поместная Церковь оказалась на грани полного физического уничтожения в " православной " стране? Эти острые вопросы священник соотносит с современностью. " Какой должна быть наша церковная жизнь в XXI веке, чтобы Русская Православная Церковь являлась в России не культурно-историческим рудиментом..., но зримым и реальным образом Церкви Христовой? " – – пишет автор в предисловии.

http://religare.ru/2_89001.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 2  голоса:  5.0 из  5) Что говорит Библия об астрологии? Как Святые Отцы Церкви относились к “звездочетам и гадателям”? В статье доказательно приводятся причины неприятия христианством этой “науки”. “Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? – Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее и потому позволять себе непослушание ей и отделение от нее”. Святитель Игнатий Брянчанинов . Отношение Церкви к астрологии Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме »: 4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой. 5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества… 13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви. 14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

http://sueverie.net/cerkov-i-astrologiya...

Татьяна Шутова Публикуемая статья является частью работы, посвященной российскому периоду биографии видного деятеля Русской Православной Церкви отца Александра Ельчанинова . Автор подготовил к печати переписку А. В. Ельчанинова с его друзьями по тифлисской гимназии П. А. Флоренским и В. Ф. Эрном, а также материалы, касающиеся периода деятельности А. В. Ельчанинова в русле ХББ (Христианского Братства борьбы). Частично уже была опубликована и прокомментирована переписка университетского периода жизни А. В. Ельчанинова, обработаны материалы архивов Петербурга, Москвы, Парижа, относящиеся к биографии отца Александра. В свое время собранные материалы будут опубликованы, что даст возможность исследователям и биографам составить более полную картину исканий и деятельности представителей русского религиозного возрождения начала ХХ века. Творчество и жизненный путь священника Александра Викторовича Ельчанинова, церковного публициста, видного деятеля Русской Православной Церкви, привлекает большое внимание историков и других исследователей. В последнее время его «Записи» вышли во многих издательствах и стали настольной книгой многих православных людей. Издательство «Русский путь» выпустило переиздание вышедшей сто лет назад книги «История религии», написанной А. В. Ельчаниновым в сотрудничестве с его друзьями В. Ф. Эрном и П. А. Флоренским. В приложении к книге была опубликована статья С. Н. Булгакова «О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения». 1 Личность отца Александра также привлекает большое внимание историков России и Православной церкви. А. В. Ельчанинов жил в эпоху расцвета русской культуры, называемой Серебряным веком, был в центре культурной жизни Петербурга, Москвы, Тифлиса. Когда грянула великая катастрофа, он ушел в изгнание, был в центре жизни русской диаспоры, священником Русской Православной Церкви Зарубежья, одним из основателей Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД). Уже после его преждевременной кончины были опубликованы его «Записи», материалы дневников, воспоминания о нем представителей русской диаспоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " От небес приял еси Божественную благодать, Иоанне Златоусте " 26 ноября Православная Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407). Свящ. Георгий Флоровский Святой Иоанн Златоуст I. Жизнь и творения 1. Жизнь Златоуста была трудной и бурной. Это - жизнь подвижника и мученика. Но подвизался Златоуст не в затворе и не в пустыне, а в житейской суете, среди мира, на епископском Престоле, на кафедре проповедника. И мучеником был он бескровным. Он был гоним не от внешних, но от лжебратий, и кончил жизнь в узах, в изгнании, под отлучением, гонимый христианами за Христа и за Евангелие, которое он благовествовал как Откровение и как закон жизни. Златоуст был прежде всего благовестником, проповедником Евангелия. И вместе с тем он был всегда очень современным и даже злободневным учителем. Последний смысл его учительства понятен только из живого исторического контекста. Это был евангельский суд над современностью, над тем мнимым воцерковлением жизни, в котором, по свидетельству Златоуста, слишком многие находили преждевременное успокоение в христианском обществе IV-ro века. В этом объяснение той резкости и суровости, с какой учил этот вселенский проповедник любви. Ему казалось, что он проповедует и свидетельствует пред мертвыми. Неправда и нелюбовь христианского мира открывалась для него в катастрофических, почти апокалиптических чертах... «Мы погасили ревность, и тело Христово стало мертвым»... И легкое иго любви для нелюбящего мира оказывалось бременем неудобоносимым. Этим объясняется и скорбная судьба Златоуста, изгнанного правды ради... «Сего ради ненавидит вас мир». 2. Св. Иоанн был родом из Антиохии, и по своему духовному складу, по своему религиозному мировоззрению он был типическим антиохийцем. Год его рождения в точности не известен, приблизительно сороковые годы IV-ro века, между 344 и 354 годами. Происходил святой Иоанн из богатой и знатной христианской семьи, по рождению и по воспитанию принадлежал к эллинистическим культурным кругам малоазийского общества. Этим объясняется его высокая личная культурность, аристократическое благородство его облика, известная светскость его обхождения. От культурности Златоуст не отказывался и тогда, когда отрекался от мира и от всего, что в мире. О Златоусте можно говорить, как об истом эллине. Он получил блестящее и широкое образование. Он учился у знаменитого Ливания. Мыслителем или философом Златоуст не был. В категориях античного мира его можно определить как оратора или ритора. Античный ритор - это учитель, моралист, проповедник. Таким учителем был и Златоуст.

http://sedmitza.ru/lib/text/870865/

Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина и прп. Серафима Саровского Инок. Наши предыдущие беседы имели характер более или менее последовательного и систематического изложения учения Православной Церкви о том, что такое Иисусова молитва, каково ее значение в духовной жизни христианина, как нужно проходить ее, каковы условия ее благотворного действия в нас, какие чудности и неправильности могут быть при занятии этой молитвой и т. д. Желая придать сказанному в предыдущих беседах более полное и всестороннее освещение, я хочу в дополнение к сказанному изложить в настоящей беседе учение об Иисусовой молитве и о молитве вообще некоторых отдельных св. отцов и подвижников Православной Церкви, писавших или учивших об умном делании. Из совокупности их наставлений получится более глубокое, всестороннее изображение умного делания, и, я полагаю, это будет нам очень полезно и даст нам более правильное и более широкое и глубокое ознакомление с этим деланием. Мы начнем с древнейших отцов Церкви и постепенно перейдем к ближайшим к нам по времени наставникам Иисусовой молитвы. Что вы на это скажете, дорогой батюшка? Иерей. Что же я могу сказать? Я только с величайшей благодарностью и интересом буду слушать все то, что вы мне предложите, так как ожидаю от этого нового для себя назидания и утешения. Инок. Итак, благословясь, продолжим нашу беседу. Преосвященный епископ Феофан, приступая к печатанию своего перевода святоотеческого Добротолюбия , предпосылает ему оценку значения и необходимости знакомства со святоотеческою письменностью не только для монашествующих, но и для мирян, дорожащих единством, цельностью и полностью своего христианского мировоззрения и христианской жизни. Для предстоящего нам ознакомления со святоотеческой и подвижнической письменностью об Иисусовой молитве и о молитве вообще предисловие епископа Феофана к Добротолюбию является очень подходящим вступлением. По его словам: «Сокровенная в Господе нашем Иисусе Христе истинно христианская жизнь зачинается, раскрывается и к совершенству восходит, в своей для каждого мере, по благоволению Бога Отца, действием присущей в христианах благодати Пресвятого Духа, под водительством Самого Христа Господа, обетовавшего быть с нами во все дни неотлучно.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

В день памяти святителя Николая Чудотворца Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в московском Николо-Перервинском монастыре 21 декабря, 2009. Редакция " Правмира " 19 декабря, в праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских , чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Патриаршее подворье храмов бывшего Николо-Перервинского монастыря. В Иверском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Тимофея Куропатова, клирика храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, во пресвитера. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью, посвященной подвигу святителя Николая Чудотворца. В конце проповеди Патриарх обратился к современным семинаристам с напутственным словом: — В обители, где мы совершаем сегодня богослужение, молимся с вами, находится духовная семинария. И потому у меня особые слова к семинаристам — к тем, кто завтра станет на путь служения Церкви. Я призываю вас всегда оставаться верными тому источнику Божественной мудрости, которая открывается нам в нашей православной вере. И одновременно я призываю вас быть способными доносить до сознания современных людей смысл этой веры в ясных, понятных и убедительных словах — с тем, чтобы вера не воспринималась лишь как некое наследие прошлого, как часть национальной традиции и фольклора, потому что вера есть, в первую очередь, мировоззренческое основание нашего бытия. И если современники наши сумеют проникнуться всем тем, что несет в себе Божественное слово, и положить это в основу своей жизни, то эта жизнь действительно станет прекрасной. И человеческий успех, и развитие, и все то, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено, может действительно послужить полноте человеческой жизни. Мы молимся сегодня Святителю и Чудотворцу Николаю, чтобы он вразумил нас и помог нам на незыблемом камне правила веры строить жизнь, исполненную кротости, духовной силы, смирения. Аминь.

http://pravmir.ru/v-den-pamyati-svyatite...

В «Колоколе» напечатан отзыв 1 о моих книгах, подписанный Преосвященнейшим Алексием, Епископом Саратовским и Царицынским, под нелестным для меня заглавием – «Промышленная миссионерская литература». Несколько лет назад я писал, что «мне не стыдно слышать самую строгую критику и получить помощь от всякого православного человека, и я жду всего этого с нетерпением, чтобы скорее осуществить свое желание, помочь православному народу в день злый» (4–5 стр). За эту помощь и сейчас, земно кланяясь, искреннейше благодарю всегда почитаемого мной Преосвященнейшего Алексия. 2–3 года назад я послал Преосвященнейшему Алексию мои книги и после них удостаивался милостивых ответов на мои письма, не подозревая той «вредности» для Церкви Божией, каковую видит критика в некоторых положениях моих книг. Я написал три книги: 1) Доброе Исповедание – в котором я лишь желал бы видеть (а не вижу уже, как укоряют меня – 3, строка 19) раскрытым «возможно полное христианское мировоззрение» и несколько раз в предисловии просил и прошу в содействии сему «ревнителей Св. Церкви Христовой». (2 стр.) Вторая книга Оружие Правды – приложение к Доброму Исповеданию, представляет лишь конспект для ведения противосектантских бесед и планировку материала, использованного в Добром Исповедании, и, наконец, З-я книга «Образец Здравого Учения» – двухлистовая книжечка, почти втрое меньше «начатков христианского православного учения» и предназначенная для детей начальной школы и людей совершенно не катехизованных. Половина критики касается неполноты «Образца Здравого Учения», в котором критика желала бы видеть чуть ли не энциклопедию всех сектантских мыслей и сильный разбор их (Это в книге для детей!). За неполноту можно укорять «Доброе Исповедание», на деле же мне ставится в вину, что в «Образце» нет тех противосектантских возражений, которые в большинстве помещены в «Добром Исповедании». Но пусть опущено мной без упоминания очень много сектантских мыслей: ведь я прошу в предисловии к «Доброму Исповеданию» сказать мне их, ни разу не только в книге, но и в мыслях моих не претендовал на всеведение. В своих книгах я стремился не к возможно большему собиранию сектантских возражений, а к выяснению положительного учения православного и к столь ясному изложению мировоззрения христианского, чтобы всякие возражения падали сами собой. Но я не спорщик и охотно пополню книги мои разбором не приведённых сектантских возражений в случае следующих изданий моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010