Мы умели принимать добро от руки Господней: почему же не потерпеть и зла?» ( Иов. 2, 9, 10 ). Великого страдальца и праведника стали обижать и люди. Те, которые прежде уважали его, теперь стали презирать его; близкие и знакомые чуждаются его; рабы его не повинуются ему ( Иов. 19, 13,16 ); люди ничтожные гнушаются им и не боятся плевать ему в лице ( Иов. 30, 10 ). Пришли к нему три друга, но вместо того, чтобы утешить его в горести, они признавали его великим грешником и говорили ему, что он такое великое бедствие заслужил за свои грехи, и потому советовали ему покаяться пред Богом в тайных грехах своих. Но Иов защищал свою невинность, был тверд в вере в Бога и, «перенося с великим терпением все свои страдания, всю свою надежду возлагал на Бога» ( Иов. 19, 25–26 ). И вера праведника не посрамила его: Господь торжественно засвидетельствовал невинность Иова, благословил терпение его, возвратил ему и здравие, и богатство, и честь, благословил последние дни его более, нежели прежде. Господь благословил его и семейством: у него было семь сыновей и три дочери ( Иов. 42, 12–13 ). Он скончался в глубокой старости и Господь прославил его вечною славою. II. Св. праведный и многострадальный Иов есть великий учитель для всех христиан «истинного терпения», о котором и побеседуем сегодня. Ни с чем мы так часто не встречаемся в жизни, как с несчастиями и скорбями. То удручают нас болезни телесныя, то огорчает нас смерть близких к нам людей, то нас оскорбляет высокомерие людское, то падает на нас злоязыческая клевета, то преследует нас зависть и ненависть человеческая, всюду вредит нашему благосостоянию, чернит нас в глазах тех, от которых зависит наше общественное или служебное положение; то как вихрь налетает на нас неожиданное бедствие, пожар, хищение, и в один день, в одну ночь лишает нас нажитого многими трудами и годами. Да и возможно ли перечислить все виды бед и несчастий, которые нас, странников на земле, сопровождают в этой временной жизни? Не напрасно земля и земная жизнь наша называется юдолью плача и сетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда Иов в очередной раз отказывается назвать судьям свои тайные великие прегрешения, его друзья угрожают: «Тебе сейчас очень плохо. Ты не каешься – будет еще хуже!» Иов продолжает воздерживаться от такого не угодного Богу покаяния. И с болью признается, что хотел бы с Самим Богом поговорить, почему ему выпали такие страшные страдания. – И вот к Иову обращается Сам Бог, напоминает ему, что Творец выше всего сотворенного, что понять Его замыслы, Его действия человек не всегда может. Иов смиряется перед Богом и покаянно признает величие замыслов Божиих и правоту Божиих деяний. Бог ставит точку в споре Иова с друзьями. Иовправеден, друзья согрешили перед ним осуждением праведника, пусть они теперь просят Иова помолиться о них. Ветхозаветная история заканчивается тем, что Иов побеждает козни сатаны, получает от Бога благословение. И все-таки она не заканчивается... Она как бы продолжается в Новом Завете, когда Сам Бог присоединяется к страждущему человечеству, как Человек живет, страдает и совершает великое служение на земле. Сходит в преисподнюю и побеждает злые силы, воскресает к вечной жизни и протягивает руку помощи погибающим людям. Рейтинг: 9.5 Голосов: 414 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна 19 мая 2019, 23:01 С праздником! Помолитесь о моей семье . Татьяна татьяна 19 мая 2017, 09:39 С праздником. Я уже несколько лет молюсь Иову Многострадальнему. Ради милости Божей помолитесь о моей семье,слезы льются рекой,а испытание продолжается. Сергий 19 мая 2015, 08:57 Только искренняя вера в непогрешимого БОГА спасает человека в нашем убогом и развращенном мире. Прости ГОСПОДИ прегрешения наша. Наталья 19 мая 2015, 07:32 С Днем рождения Царя-мученика государя Николая Александровича! Его молитвами и всех Царственных мучеников будет стоять Россия! Евгений 14 декабря 2014, 14:56 Невозможно прямо указать грех Иова, т.к. книга рассказывает почти сразу о бедствиях; а всевозможных грехов столько, что никто не пытался все перечесть, потому однозначной догадки сделать невозможно, но можно предполагать о праздности, тщеславии праведности и т.д. Но сказано, что Иов отдаляется от зла, т.е. зло есть и оно убавляется.

http://pravoslavie.ru/61091.html

Ст. 4–5. Послушай же мене Господи, да и аз возглаголю: вопрошу же Тя, Ты же мя научи. Слухом убо уха слышах Тя первее. ныне же око мое виде Тя. Иов всегда глубоко сознавал, как драгоценно откровение премудрости Божией и, просвещённый словом Божиим, благоговейно молит Господа – да научит Он Сам своего преданнейшего раба своей дивной воле в полнейшей мере. Прежде Иов воспринимал откровение Божие «слухом уха» (как и его друг Елифаз, гл. 4, ст. 12 – 16), а теперь, после такого великого подвига испытании, он удостоен был «оком видеть» Господа. По совершенно определенному выражению Иова, несомненно, что он видел образ Господа Вседержителя вовне, в пространстве, в некоторых очертаниях. Конечно, это «видение» Господа было таким же созерцанием, которого удостаивались св. пророки Исаия, Иезекииль и Даниил ( Ис. 6:1 и 8; Иез. 1:21 – 28 . Дан. 10: 4 – 6. 16 – 19 ). Праведнейший из людей и многострадальный Иов быль достоин такого «видения», ибо и пр. Иезекииль от лица Божия, ставит Иова равным Ною и пр. Даниилу ( Иез. 11:14 ). Но, как пророк Даниил созерцал небесный образ явившегося «Сына человеческого» один, а мужи, бывшие с ним, не видали явления, но в страхе бежали; так, вероятно, и праведный Иов созерцал явившегося ему Господа один, а друзья его не были удостоены этого «видения». Этот-то совершеннейший способ откровения и возбудил в Иове сильнейшее желание знать совершеннейшую волю Божию. Ст. 6. Темже укорих себе сам, и истаях: и мню себе землю и пепел. Так как речи Господа не только вразумляли, но и обличали Иова; то он, сознавая неумеренность своего дерзновения, приносит в жертву Богу свой сокрушенный дух ( Пс. 50:19 ), исповедует свое бессилие и ничтожество в разумении дел Премудрого Подателя жизни и Зиждителя судеб людей праведных (гл. 40, ст. 3), добровольно приравнивает себя земле; проклятой Богом в делах человека ( Быт. 3:17 ). Этим «укорением себя» и самоуничижением Иов устраняет всякую тень гордости, какую усматривали в нем друзья, побеждает решительно своего тайного врага – диавола и восхищает милосердие Господа Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Руководством при выборе какого-либо из указанных мнений православному богослову должны служить следующие свидетельства. Иез.14:13–20 : «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мной… и Я послал бы на нее голод, и стал губить в ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а только они спаслись бы " … В этой речи Господь указывает на историческое существование Иова, наравне с Ноем и Даниилом, на его праведность, на спасение им дочерей и сыновей ( Иов.1 гл.), за коих он приносил жертвы и молился. Еще, Иак.5:11 : " се блажим терпящия: терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр». Здесь апостол признает несомненными страдания Иова и, по параллели невинным страданиям и кончине Христа, считает их страданиями праведника, как они и описываются во всей книге Иова. Отцы Церкви, неоднократно высказывавшие удивление праведному Иову и его «геройскому терпению», мудрости, мужеству и пр. (свт. И. Златоуст. Письма к Олимпиаде. 8, 7; свт. Григорий Нисский . Излож. на бл. Иова; свт. Афанасий. Синопсис, и др.), признавали историчным все повествование книги. Православная Церковь празднует 6-го мая память «праведного многострадального Иова». Вот какие части содержания книги Иова православному богослову следует обязательно признавать исторически достоверными: праведность, невинные страдания и прославление Иова и спасение им сыновей и дочерей, т. е. главное содержание пролога и эпилога. В остальных же частях, как в учительной книге, должно обращать внимание более на учение, нежели на форму, в коей оно раскрывается, опуская вопрос, говорил ли Иов в болезни прозою или стихами. Нужно, впрочем, заметить, что все содержание речей Иова с их отрывочностью, быстрыми переходами от страданий и отчаяния к ясной вере и наоборот, речи друзей, обнаруживающие их страстное, возбужденное состояние, их колебание между теоретической верою и действительностью, – слишком историчны, чтобы посчитать их лишь созданием писателя, а потому и в главной части много историчного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Сегодня мы празднуем память человека, имя которого стало «пререканием в людех», «притчей во языцех», по выражению Псалтири. Сегодня день рождения убиенного Императора-страстотерпца Николая II. И сегодня так же, как некогда друзья Иова, многие наши современники, размышляя об этом человеке, претыкаются и порой, не видя Промысла Божия и особого пути этого страдальца, не только не понимают его, но и изрыгают на него страшные хулы. Сегодня, когда подходит время прославления его в сонме Новомучеников российских, когда множество свидетельств о чудотворениях, происшедших по его молитвам известны в России, когда благоговейная любовь к нему и молитва умножаются, начинают говорит о том, что не может быть и речи о прославлении этого святого – новомученика, страстотерпца, исповедника – и вменяют ему в грех то же самое, что вменяли Иову. Он и этим согрешил, говорят они, и в том неправильно поступил. Говорят, что ах, зачем он отрекся от престола. И в жизни у него были известные человеческие слабости. За это, рассуждают, и постигла его и Россию наказание Божие. И начинают переводить жизненный путь, житие этого великого подвижника (по другому не назвать его), великого исповедника и печальника о Русской земле и о Русской Церкви, начинают переводить разговор о нем в область политическую, совершенно чуждую тому Небесному Царству, в котором пребывают души человеческие, души, отшедшие от нас. Так же, как Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Император Николай II, Государь знал, что ничего случайного не бывает, и предчувствовал, что после благоденствия, трудов и мира настанут страшные испытания для него, для всей России и для его семьи. Так же, как у Иова Многострадального, последним и самым страшным испытанием, которое перенес Николай, было «предательство, трусость, обман» и полное непонимание почти всех, кто находился вокруг него. Приходили люди, пытались утешить его, давали ему какие-то советы, но все эти советы были пусты… не духовны. Все эти советы были, как советы змия, все эти советы убивали и его, и Россию, и Православие. Трусость, обман, предательство – вот что царило вокруг того, быть может, единственного Императора России, который до конца осознал свое призвание Помазанника, до конца осознал, что он поставлен Богом для того, чтобы в смирении, кротости и любви вести русский народ к Небесному Царствию через этот земной путь. Пожалуй, никто из тех, кого Господь призвал на это высокое служение, в такой степени, как Император Николая Второй, не понимал этого. И Государь сподобился величайшей милости от Бога – пострадать за Христа и за Его Церковь.

http://pravoslavie.ru/1871.html

О несчастье Иова узнали три друга его и пришли, чтобы утешить его. Увидав его, они возвысили голос свой, зарыдали, разорвали на себе одежды свои и в продолжение семи дней и ночей не могли произнести ни одного слова. Наконец Иов прервал молчание. Он в своих словах к друзьям высказывал всю тяжесть своих страданий, которая увеличивалась еще от того, что он не сознавал за собою вины. Тогда стали отвечать ему друзья, думая, что Бог всегда награждает добрых, а злых наказывает, они говорили ему, что он справедливо наказан, что у него есть тяжкие грехи, и убеждали его раскаяться в них. Огорченный их подозрениями, он защищался, говорил, что не знает за собою никаких грехов, и что Бог поступает так, как угодно Его воле. Друзья не верили ему. Тогда Иов молил Бога, чтобы Он Сам засвидетельствовал о невинности его. Бог явился Иову в вихре и указал, что для человека много непонятного в мире и что он не может проникнуть в тайны Божии и разгадать, почему Он поступает с людьми так, или иначе. После этого Бог высказал Свой гнев на друзей Иова за их неправильные суждения и простил их после того, как он помолился за них. Господь наградил Иова за его терпение и благословил его. Богатство его увеличилось вдвое более против прежнего. У него опять было семь сыновей и три дочери. После болезни он прожил еще 140 лет и видел детей и внуков до четвертого рода. Такова история многострадального Иова. Пример Иова, братие, научает нас, как мы должны вести себя во время несчастий. Мы не должны жаловаться и роптать на Бога, но терпеливо переносить все невзгоды, подобно праведному Иову, который во время несчастий говорил: «Господь дал, Господь и взял: да будет имя Господне благословенно». Известно также, что и Апостолы, претерпевая гонения, радовались, что удостоились пострадать за имя Христово ( Деян.5:41 ). Апостол Павел, как говорит св. Иоанн Златоуст , «претерпевая бесчисленные злые, кораблекрушения, брани, гонения, напасти, беды от разбойников, и прочие злострадания, от коих почти на каждый день он умирал, не только не сокрушался духом, и не роптал, но еще более радовался, хвалился ими и говорил: «ныне радуюсь в страданиях моих за вас, и восполняю недостаток во плоти моей скорбей Христовых» ( Кол.1:24 ) и еще: «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» ( Рим.5:3 . Сборн. Окт. 21 день).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Радуйся, Иове, ничимже пред Господем согрешивый. Радуйся, Многострадальне, и устнама своима безумия Богу не давый. Радуйся, яко двери дома твоего выну отверсты бяху всякому мимошедшему. Радуйся, яко странник вне дома твоего не оставашеся. Радуйся, яко ты вдовича слезнаго ока не презрел еси. Радуйся, око слепым, нога же хромых был еси. Радуйся, яко хлеб свой николиже един вкушал, сирым же обильно давал еси. Радуйся, яко вси немощнии, чесого требующии, вся от тебе радостно получали суть. Радуйся, яко о всяком немощнем ты плакал еси. Радуйся, яко видя мужа в скорбех, тяжко вздыхал еси. Радуйся, во всякой нужде и печали скорый помощниче. Радуйся, ищущым предстательства твоего неусыпный заступниче. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный. Кондак 3 На силу свою полагаяся, сатана паки клевещет на Иова и Богу глаголет: Посли руку Твою и коснися костем его и плоти его, аще не в лице Тя благословит? И паки Господь предает дивнаго Иова в руце беззаконника. Сеятель же зла, вышед от лица Господня, злорадно порази Иова гноем лютым от ногу даже до главы его. И седяше праведник вне града на гноищи, взем чрепок, да острогает гной свой. Мы же, благословяще Бога, допустивша навести проказу лютую на Иова непорочнаго, прославления ради раба Своего, вопием Господу: Аллилуиа! Икос 3 Воистинну терпение паче человеческаго имяше Многострадальный Иов. Болезнь в прокаженнем телеси умножашеся. Жена же праведника, зрящи страдания мужа своего и сатаною научаема, даде совет Иову: Рцы глагол некий ко Господу и умри. Он же, воззрев, рече к ней: Вскую яко едина от безумных жен возглаголала еси? Аще благая прияхом руки Господни, злых ли не стерпим? Во всех сих приключившихся ему, ничимже согреши Иов устнама пред Богом и не даде безумия Богу. Откуду кто возможет обрести глаголы, прославляющыя праведника новолепне? Обаче мы, любовию к Иову побеждаеми, Иовлими же словесы прославляем Многострадальнаго сице: Радуйся, яко кости твоя нощию смятошася и жилы твоя в разслабление приидоша. Радуйся, яко кожа твоя вельми помрачися.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Слово Божие как Ветхого, так и Нового Завета заповедует нам подчиняться воле Божией и безропотно переносить все тягости жизни. Припомним историю патриархов Авраама, Исаака, Моисея, особенно праведного Иова, и мы увидим, с какою детскою готовностию они старались во всем следовать заповедям Божиим. Стоило только Господу сказать Аврааму, чтобы он шел из земли своей, от родства своего и из дома отца своего в землю, совершено ему неизвестную, – и Авраам, уже 75-летний старец, предавшись воле Божией, оставил свою родину, где он вполне устроился, и пришел в землю, которую ему указал Господь. За такое послушание умножил Господь потомство Авраама, как песок земной. Не меньшую преданность воле Божией обнаружил тот же Авраам, когда Господь приказал ему принести в жертву Исаака. Такую же преданность воле Божией проявил многострадальный Иов. «Кто не слыхал, говорит митрополит Филарет, об Иове, которого добродетель проповедывал Сам Бог перед собранием небесных сил? Но в чем состоит сила его добродетели, если не в преданности Богу, Которого непостижимым судьбам с благодарностию он предал себя и детей, и богатство, и здравие и чрез то соделал ничтожными все усилия врага добродетели и блаженства человеческого? Господь даде, Господь отъят: буди имя Господне благословенно ( Иов. 1, 21 ). Такая преданность Богу есть безопасная ограда от всех искушений». «Посмотрите, говорит тот же святитель, и на Моисея в ужасную минуту, когда пред ним море, а за ним войско египетское. Народ вопиет к Богу, ропщет на вождя, но что вождь? Он не приготовляет народ к брани, не ищет пути к бегству; не воздвигает чудодейственного жезла, не произносит даже ни одного молитвенного слова к Богу. Что это значит? Он предался Богу и вводит народ в эту преданность: Господь поборет по вас, вы же умолкните ( Исх. 14, 14 ). Все умолкло, но молчание это громко раздалось в небесах, и подвигло чудодейственную силу Божию. И рече Господь Моисею: что вопиеши ко Мне? рцы сыном израилевым, и да путетествуют... и да внидут сынове израилевы посреде моря посуху ( Исх. 14, 15–16 ). Здесь, замечает митрополит Филарет, видно, что преданность Богу есть самая крепкая и действительная молитва».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Так, праведный и многострадальный Иов, когда услышал о всех постигших его, по попущению Божию, страшных бедствиях, то не только не выразил ни единого слова ропота на Бога, а, благословляя имя Господне, пал на землю, поклонился Богу и сказал: «Господь дал, Господь и взял! Да будет имя Господне благословенно во веки» ( Иов.1:21 ). Также поступил и Даниил пророк, когда, после молитвы об открытии ему тайны царского сновидения, получил во сне нощию откровение сей тайны от Бога, благословил Бога Небесного и сказал: «Буди имя Господа Бога благословено от века и до века» ( Дан.2:20 ). Так поступали и многие другие праведники, так же должны поступать и мы все, признающие себя рабами и служителями Господа Бога. Пс.112:3–4 От восток солнца до запад хвально имя Господне, высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. Везде, говорит пророк, по всему пространству земного мира, от того места, где восходит солнце, и до запада его, т.е. где оно заходит, должно быть прославляемо имя Господне, потому что везде живут разные народы, которыми управляют великие государи и сильные цари. «Хвально, – говорит св. Иоанн Златоуст , – имя Господне уже не в Палестине и не во Иудеи только, но во всей вселенной. А когда это сбылось, как не тогда, когда стала процветать наша церковь ?» с. 323] Но как бы те или другие народы, населяющие землю, ни были велики и сильны, как бы ни были они многочисленны и славны, но Господь Бог превосходит их силою и властию. Он несравненно выше их всех, и не только выше народов и царей, но и выше всех ангелов, находящихся на небесах, и слава Его превосходит все небеса и живущих на них, превыше небес слава Его. По словам блж. Феодорита, «и здесь сии слова означают то, что все народы узнали, что Бог есть Всевышний и Творец всех и хвалимый небесными ангелами» с. 549]. Пс.112:5–7 Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли: воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога. Здесь псалмопевец делает сравнение, или как бы соотношение, Господа Бога Израилева с другими признаваемыми от людей божествами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Авраам явил образ верности воли Божией. Повинуясь ей, он оставляет свой дом, близких, и идет в страну, о которой он ничего не знает, ведет жизнь скитальца. Повинуясь Божественной воле, он готов принести в жертву своего сына Исаака. И Исаак обнаруживает жертвенную самоотдачу, готовность к полному самоотречению. Праотец Иаков долгие годы живет на чужбине, но ни богатство, которое он приобрел там, ни многочисленные заботы большой семьи не смогли ослабить в нем память об обетованном отечестве, куда он стремится наперекор всем опасностям. Иов Многострадальный, которому посвящен наш храм, – это пример терпения: лишившись всего, больной, покрытый струпьями, он продолжает благословлять Господа. Давид, воодушевляемый Духом Божиим, воспел псалмы, слова которых уже три тысячи лет повторяют все верующие люди, обращаясь ко Господу. И еще целая галерея ветхозаветных праведников: тайнозрителей, пророков, царей, священников, ревнующих о славе Божией мужей и жен. Все они устремляли свой взор сквозь века ко Христу. И как говорит Христос, обращаясь к своим апостолам (а через них и к нам), все они мечтали видеть, то что видите вы, и не видели, слышать, то что слышите вы, и не слышали. В Евангелии, с приходом Христа, содержится вся полнота Божественного откровения. Все, что Господь хотел открыть людям, Он открыл. Все, что Господь хотел сказать людям, Он сказал. Мы живем в благодатные дни, когда миру явлен свет евангельского учения. И вот что удивительно, ветхозаветные праведники ходили как бы на ощупь, во тьме, лишь отчасти прозревая тайну будущего откровения. Но их шаг был прочен, они сохраняли непоколебимую веру, мужество и терпение. А мы ходим во свете, для нас все названо, все обозначено и истолковано поколениями святых Отцов, но мы постоянно спотыкаемся и уклоняемся то влево, то вправо, малодушествуем, и легко теряем свою веру, как только она подвергается малейшему испытанию. Ветхозаветные праведники не только напряженно ожидали и пророчески прозревали грядущего Спасителя, но сама их жизнь была пророчеством о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010