Да и что такое самоубийство? Действие самосуда человеческого, простирающееся до лишения себя жизни. Но не ясно ли, что человек в этом случае вторгается в права Божественные? По всему Священному Писанию Ветхого Завета проходит мысль, что жизнь дается человеку Богом: Бог сотворил первых людей, Бог же и наказывает людей бездетностию или награждает чадородием. Значит, кто, получив от Бога жизнь, произвольно лишает ее себя, тот нарушает право Божественной власти и навлекает на себя кары Божественного Правосудия. Видите ныне [видите,] что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей ( Втор. 32:39 ). В подобных выражениях, свидетельствующих об осознании ветхозаветными людьми того, что только Бог в праве распоряжаться смертью человека, – нет недостатка в Священном Писании. Вот Анна пророчица, мать Самуилова, в своей пророческой песни, пред лицем Бога исповедует: Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар.2:6 ). Вот царь Соломон, которому Господь дал сердце столь мудрое, что мудрее его не было царя и не будет, говорит, обращаясь ко Господу: Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь ( Прем.16:13 ). Следовательно, Господь Бог и только Он – Владыка смерти человека. Сознание этого проникает ли и в жизнь ветхозаветных праведников? Для решения сего вопроса припомним поучительный образ ветхозаветного праведника, о котором Сам Господь говорил, что нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов.1:8 ), – словом, припомним себе Иова. И подлинно. Многострадальный представлял собой образец человека праведного и в семейной жизни, и в общественной. Глубоко верующий в Бога и боящийся Его, святой во всех поступках, Он был живым одобрением людям благочестивым и укоризной для злых, страхом – для преступников, защитой – для слабых, вдовиц и сирот. Он так берег чистоту детей своих, что ежедневно после пира их приносил за них жертву Господу, опасаясь – не согрешили ли дети его и не помыслили ли зла против Бога.

http://azbyka.ru/grex-kotoryj-ne-budet-p...

Некоторые из тех, кто желает утешить нас, говорят, что Бог попускает испытания по Своей великой любви. Хорошо, почему же Он тогда не любит вас, утешающих и советующих? Почему ваши дети играют и смеются, а наш малыш еле живой лежит под капельницами? Почему ваши дети шалят, бегают, не слушаются и озорничают, а наш ребенок только выслушивает жалкие сказочки о том, что скоро поправится и пойдет наконец в школу? Почему вы с вашими детьми мечтаете, строите планы на будущее — а мысли о будущем нашего малыша вызывают у нас только ужас? Ну а если представить себе, что Бог внезапно решил сделать так, чтобы дети не болели, то все равно это не любовь, раз взрослые болеют по-прежнему! И вообще — почему так горька, трагична и страшна жизнь? Почему страшно полюбить и привязаться, страшно довериться? Почему чем сильнее любовь, тем больнее разлука? Почему чем глубже чувство, тем больше страданий оно приносит? Почему? А может быть, именно из-за этих бесконечных «почему» мы так страдаем? Некоторые так и говорят: это грех. Может быть, потому и болеют наши дети? И все-таки… Все-таки эти «почему», если задавать вопрос со смиренным, тихим страданием, олицетворяют не только суть истинного нашего «я», но и экзистенциальное недоумение всего мира. Эти «почему» освящены Самим Господом на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил? Боже Мой, за что Ты попускаешь Мне это? Что Я сделал Тебе? Разве Я — не Твой Сын?» И вопрос Христа — так же, как и наш с вами, — остается без ответа. Ответ является в последующих событиях. Обратимся снова к Священному Писанию. Сколько раз этот вопрос — почему? — вырывался из страдающих уст! И праведный Иов Многострадальный, и царь Давид, пережившие смерть своих детей, навсегда остались в истории уникальным примером веры, мужества и терпения. Этот вопрос мы задаем Богу, задаем себе и другим — особенно любящим нас людям. Для чего? Чтобы в ответ нас утешили, успокоили и приласкали. Другого ответа здесь нет и быть не может. Но даже если бы и был — кто бы мог дать его?

http://pravmir.ru/obritye-deti-s-kateter...

Поелику же святый Матфей подробнее изложил сказанное Спасителем о плодоносии доброй земли, именно, что из семени, упавшаго на добрую землю, «одно принесло плод во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» ( Матф. 13, 8 ): то следует поискать, что значит это тройственное различие в плодоношении. И так, подвизавшиеся среди скорбей и лишений и в горниле искушений испытанные как золото ( Прем. 3, 6 ), или страдая от мучителей, как добропобедные мученики, или по допущению Божию будучи преданы во власть врага и мстителя ( Псал. 8, 3 ), как оный многострадальный Иов, или «в прах», по выражению псаломскому ( Псал. 118, 25 ), «повергши души свои и плоть свою пригвоздивши ко страху Божию» (ст. 120), или непорочно и в чистоте целомудрия прославивши Бога, – сии все принесли первый и высший плод, сторичный. Ибо сотенное число, заключая в себе помноженное на себя совершенное число 4 десять и само будучи всесовершенным, показывает совершенство добродетели. А которые отвергли скоропреходящия и быстро исчезающия похоти и удовольствия, те называются приносящими плод в шестьдесят крат, как умножившие шестерицу 5 заповедей Божественных в десять раз и соблюдшие их как по внешности, так и по внутреннему смыслу. Обязавшиеся ж брачными узами и занятые мирскими делами, но не пренебрегшие и дел добродетели, как соблюдшие шестерицу заповедей по внешнему объему, произвели плод в тридцать раз. Ибо число тридцать, содержа в себе пять раз число шесть, чрез пятеричное число означает пять чувств, а чрез шесть – те заповеди, за соблюдение которых праведники наследят царство небесное, как исчислил их Судия на престоле славы Своей. И так, кто напитал голоднаго, напоил жаждущаго, одел нагого, ввел странника в дом свой, показал надлежащее призрение относительно больного и в темнице заключеннаго, – если это сделает чувственно, по видимости, то принесет плод в тридцать; а если кроме чувственнаго исполнения и духовно совершит их, питая хлебом любви и словом учения напоевая нуждающагося, обнаженнаго от добродетели облекая в честность нравов, отчуждившагося от вышняго отечества вводя и возвращая в дом Отчий, принимая немощнаго в вере (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Keramev...

Теперь, когда держава смерти разрушена крестного смертью Христа Спасителя, верующие в Него искуплены и оправданы от первородного греха. Корень зла в природе человека заключается в самом плотском зачатии, а, следовательно, в том союзе, который связывает тело с душой. Он и истреблен может быть не иначе как с разрывом этого союза. Отсюда вывод: сколько бы ни очищал себя человек на земле, и как бы ни совершенствовал себя в святости, не может полностью истребить в себе корень зла и достигнуть такого состояния, чтобы не тяготиться телом и не вздыхать вместе с апостолом Павлом: «Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:24 ). Благотворность смерти Неблагоприятные обстоятельства, которые, как камень, ложатся на душу, приводят ее в скорбь, смущение и часто угрожают опасностью потерять вечное спасение, лишиться царства небесного. Такое стечение прискорбных обстоятельств называется искушением. Следовательно, искушение для человека не радость, а скорбь. Не красна сделалась жизнь для человечества с минуты падения прародителей, когда определилось человеку в поте лица приобретать себе средства к существованию. Непрестанный труд, болезни тела, душевные скорби, смущения, искушения – вот что наполнило нашу жизнь на земле. Только одни Святые радовались в скорбях; следовательно, нет ни одного человека, который лишен был бы искушений. Святый, праведный, многострадальный Иов говорил, что и самая жизнь не есть ли искушение? Нет ни одного человека, который не тяготился бы своею жизнью под конец ее. Как ни дорога человеку жизнь в первое время, однако часто слышим желание смерти под конец ее. Пока человек на земле, смущения и искушения не оставляют его до самой смерти. Одна только смерть освобождает человека от искушений. Но, полагая конец скорбям человека, является ли смерть благодеянием, за которое он обязан от чистого сердца благодарить Господа? ...Вся наша жизнь проходит в искушениях, необходимых для нашего спасения. Чего не доставало царю и святому Давиду? Однако он высказал истину, принадлежащую человечеству, что старость есть труд и болезнь. Не по той ли причине, быть может, он часто взывал к Богу: «Увы, мне! потому что пришествие мое продолжается», т. е. нет еще смерти. И Господь наш Иисус Христос предупредил Своих последователей христиан, что жизнь на земле исполнится скорби. Следовательно, смерть полагает для истинных христиан конец скорбям, а потому встречать ее надо с радостью и смирением, как уже попранную крестными муками нашего Избавителя и Ходатая, Господа Иисуса Христа», который сделал смерть для христиан успением, временным покойным сном. Смерть изменилась в преставление, т.е. в перемещение с одного места на другое, из мира видимого в состояние мира невидимого, загробного, духовного, и для христиан несравненно и невыразимо лучшего. А потому Златоустый в восторге и восклицал, видя в смерти начало блаженства: «Где твое смерти жало?»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Три других редакции последовали в 3–2 веках до Р. Хр., когда под влиянием владычества Селевкидов конфликт между богохульниками и благочестивыми особенно обострился. Редакторы ставили пеед собой цель показать тем, кто симпатизировал светскому эллинизму великой державы, насколько безнравственно и соблазнительно их поведение для народа и укрепить тех, кому угрожала смертельная опасность лишиться не только своих религиозных идеалов, но и самой жизни, надеждой на Бога, в руках Которого и жизнь и смерть человека» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 5. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1996. S. 415). Приведем краткую характеристику книги Иова, которую мы заимствуем из еврейской энциклопедии: «Религиозные воззрения книги Иова. – Древнееврейский монотеизм представлен в книге Иова в той законченной фазе развития, какой он достиг у лучших библейских пророков. Бог всемогущ(37, 23; 42, 2), всеведущ (34, 21, 22) и всеблаг (33, 26–30). Он не только единый Творец мира, но и единый Промыслитель его; Его промыслу подвластны все явления как мертвой природы, так и живых существ (главы 37, 38, 40). Им определяются судьбы как отдельных людей, так и целых народов (34, 29). Шаддаи (Бог Всемогущий) – не есть национальный Бог какого-либо племени. Он управляет судьбами всех народов земли (12, 17–24). В выражении монотеистической идеи автор книги Иова гораздо щепетильнее авторов других библейских книг. Для обозначения Бога он в главной драматической части книги избегает даже обычной у других библейских писателей формы pluralis majestatis – «Элогим» и употребляет необычную форму единственного числа «Эль» или «Элога»… Душа человека. – …Автор книги Иова как будто и не подозревает о существовании другого мира, кроме земного. Еще более чужда ему возникшая впоследствии среди еврейского народа вера в воскресение мертвых, когда «многие из спящих во прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ) Эту веру он прямо отрицает (14, 6–14). С другой стороны, Иов вовсе не представляет себе, что со смертью человека душа его совершенно исчезает, превращается в ничто. Напротив, она продолжает печальное существование в каком-то Шеоле или Аббадоне, характер которых столь же смутен и неясен, как, впрочем, и в других библейских книгах. Во всяком случае, после смерти человека все счеты его с земной жизнью покончены (14, 21–22)…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

В Книге Иова сформулирована одна очень важная мысль: Бог попускает беды не только за что-то, но и для чего-то — например, для испытания в вере. Премудрость Божия непостижима. На самом деле Иов не получил ответа от Бога, за что ему пришлось пережить столько испытаний. Когда в жизни происходит несчастье, человеку невозможно сказать, почему все случилось именно так: это наказание за грехи, испытание для веры или следствие живущего в мире зла. Только Богу известно, чем вызвана та или иная ситуация. И Божественный Промысл всегда направит трудность на пользу человеку. Лишь бы человек был готов ее получить. Слушать Книгу Иова Слушать Книгу Иова можно в проекте Аудио-Библия. Читает Алексей Бондаренко. Стеняев о Книге Иова О Книге Иова и скрытых в ней смыслах рассуждает протоиерей Олег Стеняев, известный миссионер, публицист и проповедник. Страдания Иова в искусстве Страдания Иова и диалог с друзьями стали популярным сюжетом в искусстве. Самым популярным из них является картина И. Репина «Иов и его друзья». Полуобнаженный и немощный старик Иов беспомощно сидит на земле, рядом в отчаянии его жена, а перед ним возвышаются богато одетые друзья. На картине Л. Бонна «Иов» изображен только сам праведник, взывающий к небу и молящий о том, чтобы быть услышанным. А на полотнах А. Дюрера «Иов, терпящий унижение от жены» и Ж. де Латура «Осмеяние Иова женой» жена Иова обливает его из ведра, вероятно, помоями и оскорбляет его. Так художники выразили ее страдание от потери богатств. Хотя из текста книги можно сделать вывод, что, несмотря на переживания, она продолжала ухаживать за Иовом. Из музыкальных произведений можно отметить додекафонную мистерию Луиджи Даллапикколы «Иов», написанную на основе книги. Композитор попытался музыкальными средствами выразить идею духовной борьбы и бессилие человека перед Божественным роком. Иов Многострадальный: за что Бог наказывал праведника? Почему страдают невинные? Почему добрый Бог допускает зло в мире? В XVIII веке философ Лейбниц объединил эти вопросы в доктрину теодицеи, буквально — оправдания Бога. Но почти за 4 тысячи лет до Лейбница этот вопрос был задан Иовом, праведником из страны Уц, — самому Богу...  Читать далее

http://foma.ru/iov.html

Как говорится: если эта дорога не ведет в храм, то зачем она? И продолжим: если жизнь не связана с Богом, то зачем она? Можно жить и не испытывать страха и быть уверенным, что договорился с Богом и людьми. Можно наслаждаться силой и славой зная, что из твоей руки вышли чудотворные иконы, родились прекрасные храмы, что пение твое сравнивают с пением ангелов и не иметь веры. Можно приобрести на службе Богу силу, власть, поклонение народа, капиталец, награды, панагии, разноцветный гардероб с уникальными вышивками и тканями, вершить судьбы людей и быть уверенным, что благословение Авраамово – сугубый дар именно тебе, и не иметь любви. Можно воображать себя трубой Божией, и не понимать глубину слов, проходящих твоими устами. И можно так хорошо прожить всю жизнь, наслаждаясь силой, славой и достатком, в перерывах между делами, вздыхая молчаливому и далекому Богу. Тому, что грешник бывает исполнен благ и принимает мирную смерть удивлялся и недоумевал еще праведный многострадальный Иов: … В день гибели бывает пощажен злодей, в день гнева отводится в сторону, кто представит ему пред лице его путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал. Дети его пред лицом их, и внуки их перед глазами их. Восклицают под голос тимпана и весе­лятся при звуках свирели. Проводят дни свои в счастьи, и мгновенно исходят в пре­исподнюю. Внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. Он умирает в самой полноте сил своих… А другой умирает с душою огорченной, не вкусив добра. Ответы на эти вопросы дает Христос в притчах о Богаче и Лазаре и в происшествии, бывшем с начальником синагоги. В самом деле, Господь иногда до самой смерти не трогает даже таких злодеев, как палача Кагановича, дожившего до маститой старости в покое и довольстве. Очевидно, что с такими людьми разговор будет продолжен после смерти. И чтобы там не было пререканий со стороны мертвого душой человека, его оставляют до суда в клинической форме греха. Но тех, кто хоть когда-то любил Бога, кто пришел на Его службу не по расчету, а по любви, и нечаянно утратил ее, Бог непременно взыщет, как Иаира.

http://pravmir.ru/profbolezn-iaira/

Богатый послал водителя за чилийским вином. Сели в слепенькой комнатке с облезлыми обоями под залубенными портретами 19 века. На них строгий мужик с горизонтальными длинными усами и Леди Макбет в черном. Интеллигент достал старую балалаечку и задрыгал пальчиком по струнам. Народ изумился, послушал-послушал и… запел. Я обнял его за шею. — Эх, Сашка!!! — Костя! А на стенах настоящие картины с цветами. Махровые пионы и тигровые лилии. Учитель подарил богатому свою сову. Тогда пришли к нему все братья его и все прежние знакомые и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него. Так то ж Иов !!! Праведный Иов Многострадальный У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 мая, 2021 15 мая, 2021 28 октября, 2023 28 мая, 2023 7 мая, 2023 1 апреля, 2023 12 марта, 2022 26 февраля, 2022 15 августа, 2021 29 мая, 2021 15 мая, 2021 28 октября, 2023 28 мая, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/cherespolosica/

Иов и среди безмерного страдания своего не хулит Бога. Сатана посрамлён в надежде своей заставить его хулить Бога... Иов недоумевает только в своём человеческом изнеможении, но и среди потрясающих воплей, исторгаемых у него скорбью, он, вместе с тем, неизменно любит, и верит, и призывает поражающего его Бога... Вот глубочайшее мерило глубочайшей праведности человека, являющегося прообразом Богочеловека! И как отнёсся Бог к излияниям смущённого сердца раба Своего? Гласом «из бури» Господь отозвался Иову и сказал: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь, как муж, чресла твои; Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Будет ли состязующийся с Вседержителем ещё учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему». И отвечал Иов Господу и сказал: «Вот, я ничтожен; что буду отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои... Однажды я говорил, теперь отвечать не буду... Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено». «Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея?» «Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же глаза мои видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» ... Обратились тогда слова Божии к одному из друзей Иова: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И так пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И пошли друзья Иова и сделали так, как Господь повелел им, – и Господь принял лицо Иова». «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих, огорчивших его... 121 , и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде... И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние»...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тут возникает ответ на все человеческие страдания, – вспомним вопрос праведного многострадального Иова, самый классический вопрос всех атеистов всех времен – почему Ты это делаешь? Ответ на молчание Бога во все века. Хотя Бог дает ответ Иову, начиная с 38-й главы, где описан разговор Бога с Иовом: «Где ты был, когда Я всё это творил?» и т.д. (Иов 38:4), – в чем смысл этой речи? Бог дает ответ Иову, что он не может видеть всей картины, которую видел Творец. Что его страдания – это как маленький кусочек от всей картины, которую Бог видит всю. Для Его взора в конечном итоге ясно, как это всё будет выглядеть, куда это идет, но человеку это не ясно. Что получается на кресте, в ответ на безвинные страдания? Что Бог берет на Себя и молчит, когда Его Сын висит на кресте, вопиет: «Почему Ты меня оставил?», – вот ответ на все безвинные страдания – это то, что Бог на Себя всё это взял. И нас оттуда вывел, откуда мы не могли себя вывести. В чем наш выход, мы ведь всё равно умираем физической смертью, как говорит Апостол Павел: «Посеянное не может ожить, если не умрет» (1 Кор. 15:36). Теперь Христос сходит в наш ад, чтобы вывести оттуда наше человечество, которое Он взял на Себя, потому что наше человеческое естество выходит обновленным. Но можно спросить: «Почему наше? Ведь только Его». Нет, не только Его, потому что есть единство естества, всё создано Богом, единым Творцом, и есть мистическое и физическое единство всей твари, это имеет последствия для нас, как и падение человека в целом, первочеловека, для всех имеет свои последствия, потому что мы все связаны. В Евангелии от Иоанна в 17-й главе, в знаменитом месте, где Христос молится: «Да все едины будут», – это воля Божия, нам вернуть единство. Христос молится Отцу в Гефсиманском саду : «Да все едины будут, как Ты во Мне и Я в Тебе, чтобы и они были едины, чтобы мир веру имел, что Ты Меня послал», – в 17-й главе от Иоанна, 21-й стих. Воля нашего Спасителя, чтобы это единство утерянное, которое никогда не было утеряно в Пресвятой Троице, чтобы это не было окончательно утеряно. Восстановление единства является Его желанием, Его волей перед Его крестными страданиями.

http://pravmir.ru/velikiy-post-velikiy-k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010