Беседа XXIV. О первом члене символа веры. О безропотном перенесении скорбей Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Из слова Божия мы знаем, братие, что Господь промышляет о человеке, и притом более печется о праведниках, нежели о грешниках. Но мы знаем из истории, что многих благочестивых праведников постигали тяжкие бедствия. Посему многие недоумевают и спрашивают: почему праведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют и наслаждаются счастливою жизнью? Прежде чем ответить на этот вопрос, я обращу ваше внимание на жизнь одного праведника, которого постигли тяжкие бедствия. История этого праведника очень поучительна, – я разумею многострадального Иова. Вот жизнь его: Иов жил в земле Уц, в Аравии, задолго до Иисуса Христа. Он был человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удалялся от зла. Бог наградил его большим богатством и добрыми детьми. У него было семь сыновей и три дочери. Каждый день они собирались вместе и устраивали поочередно друг для друга пиршества. Всякий раз, как оканчивалась очередь пиров, Иов призывал детей и приносил жертву Богу из опасения, не согрешил ли кто из них. Так жил он покойно и счастливо, пользуясь от всех почетом и уважением. Но зависть дьявола подвергла его тяжкому испытанию. Дьявол клеветал на него пред Богом, говоря, что Иов за то чтит Бога, что получает милости от Него и ведет счастливую жизнь, и, если Он отнимет все, что у него есть, то Иов отречется от Бога. Это была клевета. Чтобы показать веру и терпение его, Бог позволил дьяволу лишить его имущества и детей. И вот наступили для Иова несчастные дни. Однажды дети его пировали в доме старшего брата. К Иову приходит вестник и говорит, что напали савеяне (арабское племя) и увели его волов и ослиц, а слуг убили. В это же время приходит другой и говорит, что молния попалила всех овец и пастухов его. За ним третий доносит, что напали халдеи и угнали верблюдов, а слуг убили. Не успел этот кончить, как пришел четвертый и сказал, что поднялся большой ветер, разрушил дом, в котором пировали дети его, и все они погибли. Иов был поражен этими несчастьями, но не произнес ропота на Бога. От печали разорвал он на себе одежду, остриг голову свою, пал на землю и сказал: «нагим я родился, нагим и умру; Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно». Но этим не кончились несчастья его. Дьявол продолжал клеветать Богу, говоря, что Иов отречется от Бога, если подвергнется болезни. Бог отдал ему во власть тело Иова, запретив касаться жизни его. Дьявол поразил его страшною болезнью – проказою: тело его подверглось тлению. Болезнь эта – заразительна, и потому прокаженные были удаляемы из города. Иов также, всеми покинутый, сидел на пепле за городом. Однажды к нему пришла жена его, плакала, роптала на него и на Бога. Иов на это говорил ей: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а зла не будем?» Так и в этом случае он не погрешил пред Богом, не произнес ни одного слова ропота на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Кто одолеет левиафана? 04.02.2015 1427 Время на чтение 3 минуты Долго надеялся, что не придется на это смотреть, но вызванный картиной резонанс среди даже православной молодежи уже просто обязывает лично ознакомиться с новым детищем Звягинцева. И в этом положительный эффект от фильма Левиафан, однозначно, присутствует, он заключаются уже в том, что о нем хотят говорить, а если автор претендует на интерпретацию Библии, то разговоры об этой картине можно смело вести на нашей, т.е. православной территории. Что собственно нового мы узнали? Ну что, разве мы не видели губернаторов бандитов? Или ряженых под духовенство таких же по сути преступников? Подобное зло объективно есть, но в мире еще много чего есть: есть совершенно разные люди, есть трагедии и радости, подвиги и предательства. Но «правдолюбу» Звягинцеву сложность и разнообразие реального мира не интересны, и он создает свой зловонный мирок, наполненный мраком и безнадежностью, без малейшего шанса на рассвет. В этом и ответственность режиссера, что он, в отличии даже от писателя, создает полностью законченный образ, от которого невозможно уйти свободно, отражая и интерпретируя предлагаемый персонаж или событие в своем воображении, как при чтении книги. Камень преткновения в этом фильме и заключается в том, что в мире Левиафана нет Бога. Как тут не вспомнить фразу Пушкинс кого Сальери: «Нет правды на земле. Но правды нет - и выше. Для меня это так ясно, как простая гамма». Под видом борьбы за истину Звягинцев исключает само существование Истины. Многострадальный Иов не стучал кулаком в Небо, но убежденный в своей праведности он требовал, чтобы его взвесили, чтобы пришел Посредник между Богом и человеком. Иов не просто верит, он требует Христа, Который, «одолеет великого кита» и даст свободу праведникам. Книга Иова практически единственная, в которой содержится учение о сатане, Писание именует его здесь как сатана, левиафан, великий кит и бегемот. Читающий Книгу, становиться свидетелем диалога Бога и диавола. Диавол выторговывает возможность прикоснуться к праведному Иову, после подобного прикосновения Иов самый несчастный из всех людей, но он не был сломлен и своей верой посрамил диавола, не смотря на все страдания, он не проклял Бога. Книга Иова учит тому, что мы призваны посрамить диавола твердой верой в Бога даже, когда нам кажется, что Он совсем оставил нас. Мы в силах твердой поступью наступать на аспида, т.е. убить мы его не можем, но посрамить его своим мужеством обязаны. Каждый, кто борется с ленью, изгоняет духа лени, кто борется с болтливостью - изгоняет духа болтливости, кто же с верой терпит скорби, тот колеблет весь шеол до самого «трона».

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

О молитве Иисусовой Отдел III. О упражнении молитвою Иисусовою Ученик. Изложи правильный способ упражнения молитвою Иисусовою. Старец. Правильное упражнение молитвою Иисусовою вытекает само собой из правильных понятий о Боге, о всесвятом имени Господа Иисуса и об отношении человека к Богу. Бог есть существо неограниченно-великое, всесовершенное, Создатель и Воссоздатель человеков, полновластный Владыка над человеками, над Ангелами, над демонами, над всею тварью видимою и невидимою. Это понятие о Боге научает нас, что мы должны предстоять пред Богом молитвою в глубочайшем благоговении, в величайшем страхе и трепете, устремя к Нему все внимание наше, сосредоточивая во внимании все силы ума, сердца, души, отвергая рассеянность и мечтательность, как нарушение внимания и благоговения, как нарушение правильности в предстоянии Богу, правильности, настоятельно требуемой величием Бога ( Ин.4:23–24 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лк.10:27 ). Прекрасно сказал Исаак Сирский: «Когда припадаешь пред Богом в молитве, будь, в помысле твоем, как муравей, как земные гады, как червячок, как лепечущее дитя. Не скажи пред Ним чего-нибудь разумного; младенческим образом мыслей приблизься к Богу» 228 . Стяжавшие истинную молитву ощущают неизреченную нищету духа, когда предстоят пред Богом, славословя Его, исповедуясь Ему, повергая пред Ним прошения свои. Они чувствуют себя как бы уничтожившимися, как бы несуществующими. Это естественно! когда молящийся ощутит обильно присутствие Божие, присутствие Само-Жизни, Жизни необъятной и непостижимой, тогда его собственная жизнь представляется ему мельчайшею каплею, сравниваемою с беспредельным океаном. В такое состояние пришел праведный многострадальный Иов, достигши высшего духовного преуспеяния. Он почувствовал себя «истаявшим» ( Иов.42:6 ), как тает и исчезает снег, когда упадут на него лучи палящего солнца. Имя Господа нашего Иисуса Христа – Божественно; сила и действие этого имени – Божественны; они – всемогущи и спасительны; они – превыше нашего понятия, недоступны для него. С верою, упованием, усердием, соединенными с великим благоговением и страхом, будем совершать великое дело Божие, преподанное Богом: будем упражняться в молитве именем Господа нашего Иисуса Христа. «Непрестанное призывание имени Божия, – говорит Великий Варсанофий, – есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач прилагает лекарственные средства или пластыри на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается: так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается». 229

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

     «Не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда», — рассуждал один из друзей праведного Иова Многострадального (Иов 5:6). Поскольку для христианина горем и бедой являются, прежде всего прочего, грех и предшествующая ему страсть , то и о них можно сказать, что «не из праха выходит» страсть, «и не из земли вырастает» грех, но появляется на почве человеческого сердца. Сам Господь предостерегал нас, говоря, что «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человек» (Мк.7:21-23). То есть, согласно евангельскому учению не только совершённый на деле грех, но и душевное стремление к нему, которое мы называем страстью, само по себе не является безвинным и тоже есть грех. Святые отцы Церкви, достигшие победы в борьбе над своими страстями, оставили нам подробное описание этой борьбы. В частности, они тщательно исследовали ступени формирования страсти в человеческой душе. Любая страсть начинается с помысла, который называется «прилог» «Путешествие в 1000 ли начинается с одного шага», — говорят китайцы. Так и любая страсть начинается с одного помысла, который называется «прилог». Этот термин обозначает не только мысль, но и образ, чувство, желание или состояние, внезапно возникающее в человеческой душе, впрочем, не любые мысль или состояние, а именно — направленные на удаление от Бога. Невозможно полностью избежать прилогов, но во власти человека — принять его или отвергнуть. В Древнем патерике описывается такой случай: «Брат пришел к авве Пимену и говорит ему: у меня много помыслов, я в опасности от них. Старец выводит его на воздух и говорит ему: раскрой свою пазуху и не впускай ветра! Не могу этого сделать, — отвечал брат. Если сего не можешь сделать, — сказал старец, — то не можешь воспрепятствовать и помыслам, приходящим к тебе, но твое дело — противостоять им». Согласно святоотеческим поучениям, самый надежный способ борьбы со страстью — отсечение ее в самом начале, т.е. отвержение прилога. «Если помыслы будем отсекать, отсечем и грех, — учил святитель Тихон Задонский. — От помыслов и грех бывает, как от корня — дерево».

http://pravoslavie.ru/74388.html

Вопрос: Батюшка, подскажите, пожалуйста, за нарушение каких заповедей Господь посылает определенные болезни, например, рак? Или скажите где можно об этом почитать. Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Болезни является результатом разрушительного действия греха на человеческую природу, как духовную, так и телесную. Здоровье предполагает полноту жизненных сил. Злоупотребляя свободой воли и преступая Божественные заповеди, человек отдаляется от единственного источника Жизни – Бога. Неизбежным следствием этого является состояние слабости и немощи. По неотвратимой жизненной логике человек, удалившийся от Бога, приближается к сатане. В Библии мы находим примеры губительного действия злых духов на здоровье людей. Говорят об этом и святые. Блаженная Синклитикия: много у дьявола острых орудий. Когда не победил он душу бедностью, – приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями, – расточает на нее похвалы и славу. Побежден здравием человека, – тело его поражает болезнями. Ибо, не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы через сие в нерадивых помрачить любовь к Богу (Древний патерик. 7:23). В приведенном высказывании содержится мысль, которая находит подтверждение в многовековом духовном опыте: с каждым, подпавшим под власть демонов, они поступают избирательно. Тело одних удручают болезнью, чтобы привести их к унынию, озлоблению, а иногда даже к ропоту на Бога или хуле. Другим, напротив, они подают «исциления», чтобы расположить их к себе и взять в плен, из которого они выйти не могут. Сколько таких людей мы видим вокруг! Но независимо от того, какие средства индивидуально применяют злые духи, цель их только одна – привести человека к вечной смерти. Иногда к тяжелой болезни демоны приводят и праведников по особому смотрению и попущению Бога. Сразу же вспоминается жизнь великого страстотерпца Иова Многострадального. В святом Евангелии рассказывается о дочери Авраама, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет (Лк.13:16).

http://pravoslavie.ru/6682.html

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Олег Стеняев Проповедь в Неделю 4ю Великого поста " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста "/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — Евангелие от Марка, сороковое зачало. И мы читаем это Евангелие, которое начинается словами: “Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли”. Итак, в этом Евангельском чтении мы видим мужчину, который приходит к Господу Иисусу Христу с очень важной проблемой: у него бесноватый сын. Я думаю, что в той или иной степени каждый человек бывает подвержен влиянию злых духов. Особенно часто мы видим, как крутит и вертит нашу молодежь, когда они бросаются из одной крайности в другую, потому что дьявол и его служители бесы, они стараются делать всё для того, чтобы грех молодел, чтобы люди, только входя во взрослую жизнь, уже осквернялись соприкосновением с нечистым. Но здесь ситуация более опасная: человек был не просто одержим духом, а бес вселился в этого человека, так, что он ничего не мог говорить. Дух немой напал на этого юношу. Что значит “дух немой”? Мы знаем из святоотеческой традиции, что у каждого греха есть свой бес-покровитель, как у каждой праведности есть свой Ангел-покровитель. Иногда, когда мы хотим помогать нашей молодежи, мы не всегда можем найти такие решения, которые действительно обеспечат им поддержку в этот самый сложный период жизни человека. Да, братия и сестры, самый сложный период жизни человека — это именно молодость. Хотя в мире, в котором мы живем, существует культ молодости, но в Священном Писании, где очень возвышенно говорится о детстве, например Господь Иисус говорит: “если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное”. Также в Священном Писании говорится очень возвышенно о старости. Сказано в Законе Божием: “пред лицом седого человека вставай”. Но нигде в Священном Писании не говорится хорошо о молодости, о юности. Напротив, мы находим такие слова: “… от юности борют меня многие страсти”. Так молился псалмопевец Давид. А праведный Иов Многострадальный восклицал в отчаянии: “кости мои напоены грехами юности моей и вместе со мною хотят лечь в могилу”.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Сортировать по Исключить новости Праведный Иов тяжко скорбел, но в страданиях остался верен Богу 19 мая. ПРАВМИР. Церковь празднует память святого праведного Иова многострадального. Иов Многострадальный. Житие Святой праведный Иов жил за 2000–1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов многострадальный приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама – Нахора. Иов многострадальный был человеком богобоязненным и благочестивым. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. За свою справедливость и честность святой Иов многострадальный был в великом почете у сограждан. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу. Однажды Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов многострадальный обратился к Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова. Тогда диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью – проказой, которая покрыла его с ног до головы. Все друзья и знакомые оставили его. Жена думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов многострадальный тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу.

http://pravmir.ru/iov-mnogostradalnyj/

Сортировать по Исключить новости Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу 19 мая. ПРАВМИР. Святой праведный Иов жил за 2000-1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму, был сыном брата Авраама — Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела. Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов — Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова. Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим.

http://pravmir.ru/374761-2/

Сортировать по Исключить новости Святой Иов прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением. 19 мая. ПРАВМИР. Святой праведный Иов жил за 2000–1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама – Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или посулил Бога в сердце своем». За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела. Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов – Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Память святого праведного Иова многострадального Задолго до того, как пришел Христос и даровал жизнь вечную, в Авситидийской стране, на границе с Идумеей и Аравией 82 , жил человек непорочный, справедливый и богобоязненный, удаляющийся от зла ( Иов. 1:1 ), по имени Иов. Он был самым богатым из всех сынов Востока и имел множество скота и слуг. Свое богатство он использовал для служения Богу. Однажды сатана предстал перед Богом после прогулки по земле, где искал, кого поглотить и увлечь за собой в своем падении. Бог ему показал Иова как пример праведного и непорочного человека. Диавол ответил с недоброжелательной насмешкой, что легко богатому оставаться верным Богу. В ответ на вызов Господь отдал во власть диавола всё имущество Иова. Вскоре к праведнику пришли вестники сообщить, что он лишился скота, а все его сыновья и дочери погибли насильственной смертью . Иов разорвал свою одежду, остриг голову в знак траура, затем пал ниц и произнес памятные слова: Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! ( Иов. 1:21 ). Тогда Бог отвечал сатане, что его раб Иов сохранил веру даже в несчастье. Но диавол не хотел признать поражения и отвечал: Простри руку Твою и коснись кости его и плоти его – благословит ли он Тебя? ( Иов. 2:5 ). И хотя Бог не делает зла и не желает страдания, Он позволил, чтобы Его раб был поражен лютой проказой от подошвы ноги по самое темя во испытание его добродетели. Прежде богатый и влиятельный, а ныне отвергнутый всеми, патриарх взял черепицу, чтобы скоблить себе раны, и сел в пепел вне селения. Жене своей, которая призывала его проклинать Бога, он ответил: Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов. 2:10 ). Услышали о несчастном Иове три его друга, благородные и мудрые жители Востока: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин. Они пришли его утешить, но, увидев Иова на навозной куче, разрыдались и семь дней не могли произнести ни слова. Наконец сам Иов заговорил, проклял день своего рождения и пожелал смерти, которая избавит его от всех мук.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010