Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу 19 мая. ПРАВМИР. Святой праведный Иов жил за 2000-1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму, был сыном брата Авраама — Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела. Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов — Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова. Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью — проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.

http://pravmir.ru/374761-2/

Рождение будущего Царя Николая Второго произошло в 14.30 в Александровском дворце Царского Села в тот день, когда Православная Церковь отмечает память святого Иова Многострадального. Этому совпадению и Сам Николай Александрович, и многие из Его окружения придавали большое значение как предвозвестие страшных испытаний. «»Подлинно, — писал о Праведном Иове Святитель Иоанн Златоуст, — нет несчастия человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение такого богатства; и затем, испытав коварство от жены [от ближних своих], оскорбления от друзей, нападения от рабов. Во всем оказался он тверже всякого камня, и притом до закона и благодати«. По учению Церкви, святой Иов — прообраз страждущего Искупителя Ибо все его страдания были не из-за его грехов, к нему не имеют никакого отношения слова: оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают (Иов. 4,8—9). Своим друзьям, которые говорили ему: как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? (Иов. 25,4) — и многое другое подобное, святой Иов отвечал: Что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши (Иов. 6,25—26). Жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи! Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей (Иов. 27,2—5). А Господь, подводя итог обличений «благочестивых» друзей, сказал одному из обвинявших Праведного Иова: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов. 42,7). Аще бо не его ради, погубил бых убо вас (Iob. 42,8). То есть вы помилованы ради его молитв, для вас его молитвы являются спасительными. И пошли обличители своей неправой веры и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь (Иов. 42,9) отпусти грехи им Ioba ради (Iob. 42,9). (Обратим внимание на то, что на иконе святого Царя-искупителя Николая Второго на свитке, который держит Царь в Своих руках, именно эти слова помещены). И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (Иов. 42,10). Здесь мы видим, что в замысел Божий входили и тяжелейшие искушения Праведного Иова и святого Царя Николая Второго, в том числе и от родных и близких, и молитва искушаемых за тех, кто искушал их. А в случае со святым Николаем Вторым Господь Бог предполагал молитву за весь Русский Народ, который, нарушив Соборный Обет, данный Богу в 1613 году, верой и правдой служить законным Царям из Царствующего Дома Романовых, совершил грех клятвопреступления.

http://radonezh.ru/radio/2020/07/16/20-4...

ИСКУШЕНИЕ (см. также: Скорби). Праведный, многострадальный Иов подвергся многим искушениям и сказал о земной нашей жизни, что вся она вообще есть искушение для человека. И то надо знать, что людям, боящимся Бога и чтущим Его, хотя и попускаются на время искушения, но после того непременно следует и избавление от искушений. Итак, не должно предаваться печали и безнадежию, но из среды самого искушения с верой молитвенно вопиять к Богу и ожидать Его помощи. 426 . Преподобный Марк Подвижник сказал: «Пришедшу искушению, не ищи как и от кого оно пришло, а ищи того, чтобы перенести его с благодарением». Воспрещенное преподобным Марком разбирательство приводит только душу в смущение и способствует насеяться в ней семенам ненависти и памятозлобия к ближним, а благодарение Бога за посланное искушение вводит душу в пристанище веры, мирит с ближними и служит причиной духовной радости. При таком взгляде на действия враждебных людей я привлекаю в душу свою мир. 472 . Святой Иов сказал, что вся земная жизнь человека – сплошное искушение. Когда так определено Богом, то мы должны с покорностью переносить скорби от постигающих нас искушений, вразумляться ими для дальнейшей нашей деятельности. 519 . Первое слово этого письма о Н. Он продолжает беседовать со мной на послеобеденном чае. Сознание, в какой бы степени оно ни было, вывело его из фальшивого, напряженного состояния в более правильное, а потому и более спокойное. Совет мой, что нужно принести Богу покаяние в драматическом вступлении в монастырь и в драматическом пребывании в монастыре для отвращения гнева Божия и для привлечения благословения Божия на последующую жизнь, он принял и занят этим в настоящее время с очевидной пользой для себя. Слава Богу! Что касается меня, то я гляжу на попущение искушения, как на свое, по выражению святых Отцов, т.е. как на такое, которое было необходимо для душевной пользы моей и потому именно было попущено Промыслом Божиим. По этой причине ни на кого никакой претензии не имею, тем паче на Н., а забота моя сосредоточена на том, чтобы плод искушения был обращен в пользу как его, так и всех тех, которых искушение касалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праведный Иов: образ надежды через страдание Беседа с богословом Петром Малковым 18.04.2016 1617 Время на чтение 17 минут Имя человека, дарованное при крещении и особенно при вступлении на путь служения Богу, сопрягает жизнь его с жизнью тех, кто тоже носит это имя и чтится Церковью, и определяя подчас ее направление, и служа маяком. И в день памяти святителя Иова Московского - 5/18 апреля - мы решили вспомнить историю ветхозаветного Иова Многострадального. Его подвиг научает не только стойкому терпению скорбей и мук. Эта книга Ветхого Завета отцами Церкви толкуется прообразовательно, и нам, христианам, необходимо помнить и знать это. Иов - один из образов, сплавляющих в единое целое историю человечества. Так зачем Господь испытует Иова, к чему хочет его привести? Каковы прообразовательные смысли этой ветхозаветной истории? Как объясняются ее противоречия? Об этом мы беседуем с богословом Петром Малковым . И. Репин. Иов и его друзья. 1869 г. - Святые отцы писали о жизни многострадального Иова как о назидательном примере всем нам. Но только ли терпеливому перенесению скорбей учит ветхозаветная Книга Иова? Или в этой истории есть еще и иной смысл? Святитель Амвросий Медиоланский, например, писал: «Никто не любил Бога больше, чем Иов»... - Конечно, Книга Иова является училищем благочестия и смирения для тех, кто находится в скорбях . Но не только в этом ее значимость для нас, христиан. И та цитата, которую вы вспомнили, звучит немного иначе. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Никто не любил Христа больше, чем Иов». Вот под этим углом нам надо воспринимать эту историю. Иов своими страданиями прообразует Христа, Его крестную жертву. И напомню, что он жил еще в доветхозаветную эпоху - до Моисея: Иов был одним из потомков Исава и жил через несколько поколений после Авраама. И история дозаконных (то есть до закона, который был получен Моисеем на горе Синай) страданий Иова готовит древнего человека к грядущей встрече со Христом и к пониманию того смысла страданий Христовых, которые откроются в Боговоплощении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Размышляя об истории многострадального Иова, можно прийти к мысли об ошибочности одного его утверждения. Речь идет о рассуждении праведника о добре и зле, из которого можно сделать вывод, что от Господа мы получаем не только доброе, но и злое.      Когда Иов впал в тяжкие страдания – вначале потерял богатство, потом погибли все его дети и слуги, затем он лишился здоровья, его жена не выдержала всего этого и совсем потеряла терпение. «Ты все еще тверд в непорочности твоей! — возмутилась она. — Похули Бога и умри» (Иов 2, 9). Но Иов предпочитает принимать злострадания, причем Писание признает, что Иов не прегрешил, когда ответил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2, 10). И по сути Иов говорит правильно: если Господь — Вседержитель, то всё в Его руках. Однако это противоречит постулату о благости Божией, поскольку Бог не творит зла. Святитель Василий Великий поясняет, что есть зло в житейском плане, которое не является абсолютным злом. Зло абсолютное — это ад, небытие, вечные муки, бесы и их воля. К абсолютному злу Создатель нисколько не причастен. Абсолютное зло — это отрицание Бога, это полный разрыв с Ним, как было с отпавшими от Бога ангелами, как бывает с человеком, обдуманно, по своей воле уходящим из жизни. Жена толкала Иова на преднамеренное самоубийство, которое есть богохульство. Когда человек по тем или иным причинам добровольно отказывается от своей жизни, он отвергает главный Божий дар, отказывается от возможности обрести вечное единство с Господом. По образному выражению Достоевского, самоубийца бросает «билет на эту жизнь» в лицо Богу. Кроме того, самоубийство — единственный грех, в котором человек не может покаяться, примириться с Богом и получить прощение, ибо такая возможность есть у человека только при жизни. Лишая себя дара временной жизни, человек навеки разрывает связь с Богом и уже не может измениться: он переходит в приснобытие без Бога, в область абсолютного зла. Иов не согрешает, поскольку для него сохранить верность Богу важнее прекращения страданий временной жизни. Ведь то, что мы с житейской точки зрения воспринимаем как зло, — «злое», о котором говорит Иов: землетрясения и другие природные катаклизмы, беды и лишения, болезни и прочие временные страдания — все это абсолютным злом не является.

http://pravoslavie.ru/97840.html

Имя человека, дарованное при крещении и особенно при вступлении на путь служения Богу, сопрягает жизнь его с жизнью тех, кто тоже носит это имя и чтится Церковью, и определяя подчас ее направление, и служа маяком. И в день памяти святителя Иова Московского – 5/18 апреля – мы решили вспомнить историю ветхозаветного Иова Многострадального. Его подвиг научает не только стойкому терпению скорбей и мук. Эта книга Ветхого Завета отцами Церкви толкуется прообразовательно, и нам, христианам, необходимо помнить и знать это. Иов – один из образов, сплавляющих в единое целое историю человечества. Так зачем Господь испытует Иова, к чему хочет его привести? Каковы прообразовательные смысли этой ветхозаветной истории? Как объясняются ее противоречия? Об этом мы беседуем с богословом Петром Малковым . И. Репин. Иов и его друзья. 1869 г. – Святые отцы писали о жизни многострадального Иова как о назидательном примере всем нам. Но только ли терпеливому перенесению скорбей учит ветхозаветная Книга Иова? Или в этой истории есть еще и иной смысл? Святитель Амвросий Медиоланский, например, писал: «Никто не любил Бога больше, чем Иов»… – Конечно, Книга Иова является училищем благочестия и смирения для тех, кто находится в скорбях . Но не только в этом ее значимость для нас, христиан. И та цитата, которую вы вспомнили, звучит немного иначе. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Никто не любил Христа больше, чем Иов». Вот под этим углом нам надо воспринимать эту историю. Иов своими страданиями прообразует Христа, Его крестную жертву. И напомню, что он жил еще в доветхозаветную эпоху – до Моисея: Иов был одним из потомков Исава и жил через несколько поколений после Авраама. И история дозаконных (то есть до закона, который был получен Моисеем на горе Синай) страданий Иова готовит древнего человека к грядущей встрече со Христом и к пониманию того смысла страданий Христовых, которые откроются в Боговоплощении. История Иова – это один из ветхозаветных сюжетов, который учил ветхозаветного человека тому, Кого ему следует ожидать, тому, на Кого ему следует надеяться, – на Бога, Который станет Человеком и как Человек пострадает за мир и спасет мир через Свои страдания.

http://pravoslavie.ru/92524.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иллюстрация на заставке: Илья Репин. «Иов и его друзья». Фрагмент картины мин., 07.11.2023 Содержание Книга Иова Книга Иова — одна из так называемых учительных книг Ветхого Завета. Эти книги названы так потому, что содержат жизненные уроки и наставления, учат, как нужно жить. В центре Книги Иова стоит очень волнующий вопрос: почему всемогущий и человеколюбивый Бог попускает людям страдания? Иов Многострадальный Иов жил в земле Уц, или, иначе, Авситиде. Где конкретно она располагалась доподлинно неизвестно. Возможно, это была территория Идумеи — юг Израиля и юго-запад Иордании; по другой версии, она находилась в районе Голанских высот и горы Ермон. Однако, несмотря на то, что родина Иова — Ближний Восток, самое известное и почитаемое место, связанное с ним, находится в Узбекистане: это источник праведного Иова в Бухаре. По преданию, он посещал Бухару и, увидев страдающих от жажды жителей, ударил по земле посохом, после чего тут забил источник. Иов прожил долгую и насыщенную жизнь. Он был богатым и успешным скотоводом и торговцем, у него было семь сыновей и три дочери. Он имел огромные стада ослов, верблюдов, волов, необходимых для перевозки товаров, и множество мелкого скота. Хозяйство и быт обеспечивали слуги. При этом Иов оставался богобоязненным и верным служителем Единого Бога. В начале книги Иова рассказывается, как однажды сатана пришел к Богу и предложил испытать Иова, ввергнув его в нищету и страдания. Тем самым сатана хотел доказать Богу, что человек, потерявший все, будет Его ненавидеть. В один день Иов потерял всех своих детей, слуг, все имущество, но отреагировал кротко: Господь дал, Господь и взял (Иов 1:21). На этом дьявол не успокоился и вдобавок поразил Иова проказой, так что тот уже не мог находиться рядом с людьми. Жена Иова Сложно описать, что чувствовала жена Иова, потерявшая в один день не только богатое хозяйство, но и всех детей, а на следующий день вынужденная ухаживать за больным мужем. На старости лет ей пришлось помогать супругу в болезни, страдая от которой, люди не имели права находиться в обществе.

http://foma.ru/iov.html

Проповедь в день праведного Иова Многострадального, день рождения императора Николая Второго. Архимандрит Тихон (Шевкунов) ПРАВОСЛАВИE.RU ПРОПОВЕДИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПРАВЕДНОГО ИОВА МНОГОСТРАДАЛЬНОГО, ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ВТОРОГО Архимандрит Тихон (Шевкунов) 6/19 мая 1996 г., Неделя 6-я по Пасхе, о слепом Ин. 9, 1-38 Христос воскресе! Император-страстотерпец Николай II Сегодня Святая Церковь празднует день памяти святого праведного Иова Многострадального. Он прошел страшный путь богооставленности и скорбей, прошел путь таких страданий, даже смотреть на которые не могли близкие ему люди. Прошел путь, может быть, еще более страшный - полного непонимания и предательства всех, кто находился вокруг, в том числе жены, друзей. Он сохранил лишь надежду и упование на Бога, да мысль, что если Господь посылает ему все это - значит это необходимо для чего-то в этом мире. Необходимо и для него самого. Или для людей, живущих на земле вместе с ним, или для людей будущих времен. В этом своем великом терпении, правде и уповании Иов получил то, о чем мечтает каждый богопочитатель - он получил общение с Богом: Бог лицом к лицу разговаривал с ним. Говорил ему о путях Своего Промысла. Многие поколения людей взирают на святого праведного Иова как на учителя терпения и учителя шествия к Богу. До самых страшных бездн отчаяния доходил праведный Иов, когда говорил: " Да сгинет день, в который я родился, и ночь, когда было сказано - сегодня зачат ребенок " . Он потерял все: имущество, дом, детей, свое здоровье. А потом он потерял последнюю связь с этим миром - понимание друзей и единомышленников. Три самых близких его друга, вместо того, чтобы, как они искренне желали, утешить Иова, стали выискивать его грехи, просчеты, за которые Господь его наказал.

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/arch...

Фото: Public domain      Многим людям приходится преодолевать одно из тяжелейших испытаний в жизни, когда их душа уже готова разлучиться с телом. Дьявол, предпринимая последнюю попытку лишить умирающего вечного блаженства, внушает ему мысли, которые обвиняют Бога и клевещут на Него. Многострадальный Иов прошел это испытание при жизни. Об этом мы узнаем из Ветхого Завета, одна из частей которого так и называется «Книга Иова». Страдания этого праведника были так велики и многообразны, что даже жена говорила ему: «Похули Бога и умри». То есть соверши самоубийство, ведь в таких муках жить невозможно. Как же праведный Иов смог выстоять и не утратить веру и любовь к Господу? Где он нашел силы сказать о своих потерях самые мудрые слова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21)? О прежней благополучной жизни Иова сказано, что он растил детей и занимался хозяйством, не забывая молиться Богу и блюсти благочестие. На него указывает Бог как на лучший пример непорочного человека, справедливого, богобоязненного и удаляющегося от зла (см. Иов 1, 8). Но сатана не верит, что человеческая праведность может быть бескорыстной. Ему не ведомы внутренние расположения человека, однако он знает свою власть над ним и привык, что люди легко ропщут на Бога перед лицом лишений. Сердцеведец Господь попускает сатане испытать верность праведника, и это служит во благо многих поколений верующих с ветхозаветных времен до наших дней, укрепляя веру людей и сокрушая дьявольские козни. На примере лишений праведного Иова имений, слуг, детей и даже здоровья Господь показывает мимолетность нашего земного благополучия: сегодня оно есть, а завтра нет. Напротив, отношения человека с Богом имеют непреходящую ценность: какими они будут во время краткой земной жизни, такими они останутся в вечности. Святые, которым хотя бы отчасти было дано знать, что ожидает их в вечности, ни во что вменяли богатство и все земные удовольствия. Мы держимся за земное благополучие, потому что не имеем живого опыта богообщения. А тот, кто его имеет, готов всего остального лишиться, лишь бы не разорвать связь с Богом. Об этом сказано в евангельской притче о жемчужине, которую купец нашел и продал все, что у него было, лишь бы обрести ее (см. Мф. 13, 45–46).

http://pravoslavie.ru/139296.html

6-е число Св. и праведного Иова многострадального, жившего между 2100 и 1700 г. до Р. Хр. в стране Уц или Авситидийской, на границах Аравии с Идумеей Жизнь Иова представляет величественнейшую картину человеческого страдания и сам он, «многострадальный», по истине изображает прообраз страдавшего на земле Богочеловека, как и представляется это в учении Церкви 118 . Поразительны сопоставления между страданиями человека Ветхого Завета и Человека Нового Завета. В том и другом поражены были испытаниями, искушениями и неизреченными страданиями не виновные люди, но чистейшие праведники. Тот и другой хотя и изливали в минуты изнеможения скорбь свою в потрясающих воплях: «Душа Моя скорбит смертельно!» «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия...» И наконец: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня!» взывал Иисус на кресте в минуты предсмертной истомы... И в сопоставлении с этими скорбными излияниями Христа – из глубины сорока веков поражают человеческий слух вопли Иова, другого страдальца, недоумевающего среди непосильного томления: «На что дан страдальцу свет, и жизнь – огорчённым душою, которые ждут смерти и нет её, которые восхитились бы, что нашли гроб» ... «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание моё, оно, верно, перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьёт дух мой; ужасы Божии ополчились против меня»... Но не смотря на эти скорбные излияния Богочеловека и человека – Иова, который сам слова свои называет неистовыми, величие страдальцев не затмилось недостойным ропотом или недостатком веры в Того, Кто предначертал им прискорбнейший путь; и пребыла в них до конца и не поколебалась любовь и преданность воле Пославшего их, чтобы прославить имя Его... 119 . Но обратимся к началу истории Иова. Когда, по изволению Божию, допущен был дух злобы и зависти (в посрамление ему) искусить праведнейшего раба Божьего Иова 120 (только не касаясь души его), да явятся дела Божии на нём, устремился враг человеческий на жертву свою и внезапно подверг Иова всем испытаниям, которые могли бы смутить его и заставить хулить Бога своего... В один из мирных дней наслаждавшегося земным счастьем Иова, как громом поразили его вести одна за другой о потере всего богатого имущества его, о гибели всех детей его. Как же подействовали на праведника эти удары? Он «пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» «Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010