Как Россия выстояла Помните историю праведного Иова Многострадального? У него были благополучие и достаток, и сатана стал искушать Бога: «…разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?» (Иов 1:9–11). Так же, как ветхозаветного Иова, Господь и нас испытал. Есть ли вообще в этом мире народ, который может хранить православную веру? При размышлении о страданиях новомучеников и исповедников Российских XX в. появляется соблазн начать перечислять их грехи: критика самодержавия, уклонение в либерализм, обольщение материальным благополучием… Но в грозный час главного жизненного выбора они оставили в прошлом все свои заблуждения. Безвинные страдания лучшей части русского общества имеют – для нас с вами прежде всего! – огромный смысл. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Господь скорбями нас проверяет: верны ли мы Ему? Одно из качеств православного христианина – умение страдать и в этих страданиях видеть глубокий смысл. Но страданий не ищут специально. Русский народ вовсе не искал мученичества. Но когда Господь попустил годину испытаний, народ их принял как должное и остался в исповедании своем верен Христу. И каждый из нас сегодня делает выбор сопричастности или отвержения этого подвига. Без Божией воли даже волос с головы нашей не упадет (см.: Мф. 10:29–31). И гонения как испытание были нам попущены Господом. Мы можем, конечно, ужасаться: «За что нам все это?» Но даже основы ветхозаветной благочестивой веры Иова зиждутся на ответах: «Да ни за что! Что Бог дает, то и приму! За все, что пошлет, буду благодарен!» В Иове, как и во всех других ветхозаветных праведниках, Господь испытывал человеческую природу: насколько способен человек претерпеть безвинные страдания. Ветхозаветная крепость и твердость веры, как и новозаветная чистота Божией Матери и Ее святое послушание, необходимы были Господу, чтобы воплотиться.

http://pravoslavie.ru/98158.html

Кто с терпением страдает, тот в себе помышляет: до сего времени терпел я – могу и далее так же терпеть. Вчера терпел, – и сегодня можно терпеть... Хотящему терпеть ничего не невозможно, наипаче когда Бог таковому помогает». Такое терпение есть самое счастливое состояние сердца. «Сладкая есть, восклицает тотже святитель, – сладкая есть сия тишина! Преблагоприятный покой, в котором сердце так упокоевается! К сему-то покою призывает нас Христос Господь: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Матф. 11, 29 ). Такое истинно-христианское терпение привлекает таким образом на нас особенное благоволение и милость Божию: «если вы терпите наказание», говорит св. апостол, «то Бог поступает с вами, как с сынами» ( Евр. 12, 7 ). б) Побуждения к терпению весьма велики и разнообразны. аа) Терпением подобает вооружаться, что бы ни случилось с нами. Тогда только и можно жить на земле. В этой юдоли плача все нас беспокоит; одно только терпение доставляет нам покой. Уметь спокойно жить значит уметь терпеть. бб) Но не одно временное спокойствие получаем мы от терпения; оно отворяет нам двери и к вечному покою, к вечной радости и блаженству: «сеющие слезами, радостию пожнут» ( Псал. 125, 5 ). Скорбным только путем и терпением достигается вечное блаженство: «многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ). Чем больше мы терпим, тем больше очищаемся от грехов: от огня золото делается светлее, блестящее; от терпения наша душа делается чище. Терпеть – так же спасительно для нашей души, как и заниматься спасением. Терпение даже важнее иногда иных богоугодных дел (Злат. 31 бес. на Матф.). «Терпением вашим, спасайте души ваши» ( Лук. 21, 19 )! вв) Нужно ли еще побуждение к терпению? – Возьмите себе в пример пророков и всех ветхозаветных и новозаветных праведников. Страдания и скорби всегда составляли удел избранников Божиих на земле; терпением побеждали они всякое зло, как и виновников своих скорбей и страданий. Праведный Иов, потерявший все свои богатства и детей, покрытый струпами, влачит многие дни на гноище, утешая себя таким благочестивым сознанием: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов. 2, 10 ). Кроткий Давид постоянно терпит гонения от Саула, который обязан ему был большею частию своих побед. Смиренно пророк Илия удаляется в пустыню, чтобы скрыться от гнева нечестивого Ахава. С наступлением благодатного царства Христова, после того как Сам Начальник и Совершитель нашей веры потерпел крестную смерть, мы видим еще более примеров неповинных страданий избранных Божиих и их высочайшего долготерпения. Упоминать ли о первых учениках Его, св. апостолах, которые ради имени Христова потерпели все и даже смерть, – о целых сонмах мучеников, которые в продолжение первых трех веков христианства обагряли грешную землю своею святою кровию?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поклонялись ли люди переселившимся к Богу праведникам? Да, поклонялись. Когда пр. Самуил явился к Саулу, «тогда узнал Саул что это Самуил и пал лицем на землю и поклонился» ( 1Цар. 28:14 ). е) В чем еще выражается наше отношение к небесной Церкви? В том, что мы просим угодников Божиих молиться о нас. Почему мы обращаемся к ним с такой просьбой? Потому, что невозможно представить христиан без их взаимной друг за друга молитвы. «Братия! молитесь о нас» ( 1Фес. 5:25 ), пишет Апостол Павел; в другом месте он же говорит христианам: «не перестаем молиться о вас» ( Кол 1:9 ; см о взаимной молитве христиан еще и следующие места: Деян 12:5 ; Еф. 6:18, 19, 1:16 ; Филим. 1:4 ; Кол. 4:3 ; 1Фес 5:17 ; 1Тим. 2:1 ; 1Ин. 5:16 ). Но почему мы именно угодников Божиих просим молиться о нас? Потому что молитва праведных многодейственнее, чем молитва многогрешных. Ап. Иаков говорит: " много может усиленная молитва праведного . Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» ( Иак 5:16–18 ). Вот насколько действенна молитва праведного! Так и Ап. Петр говорит согласно с псалмопевцем Давидом: «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Петр. 3:12 ; ср. Пс. 33:16 ). Сам Господь многократно признавал силу молитвы праведных. Когда Господь разгневался на Авимелеха за Сарру, жену Авраама, то сказал Авимелеху: " он (Авраам) пророк и помолится о тебе и ты будешь жив... И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха» ( Быт. 20:7, 17 ). Еще: когда друзья многострадального Иова оскорбили Господа своими речами, Бог сказал им: «пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» ( Иов 42:8 ). Ясно, что Господь слушает праведников, поэтому и должно просить у них молитв их. Могут ли праведники после своей смерти ходатайствовать за грешных людей, живущих на земле?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвёртого рода». «И умер Иов в старости, насыщенный днями» ... Св. Варвара, бывшего прежде разбойником «Всего мира грехами – непреодолеваема благость Господня». Бездна грехов человеческих призывает и бездну милосердия Божьего. Наглядное осуществление этих утешительных истин представляется и в жизни воспоминаемого сегодня помилованного Богом великого грешника, который покаянием своим обрёл прощение и прославление от Господа. Варвар лучшие годы своей жизни проводил в разбойничестве; много душ загубил он, многим чужим добром обогатил своё неприступное лесное убежище, где долго скрывался от преследований исполнителей человеческого правосудия. Но не укрылся он от Всевидящего и Всеблагого Создателя, «не хотящего смерти грешника, но еже живу ему быти». Однажды позднею ночью, когда опьянённый успешными последствиями своего хищного промысла, сидел он в своей пещере и рассматривал сокровища свои, приобретённые посредством грабежа и убийства, голос Божий, орудием которого служит данная человеку совесть, послышался в душе закоренелого злодея... – Что я делаю... Как я живу... – начал раздумывать он с тяжкой скорбью, – всё это богатство передо мной – облито человеческой кровью... И надолго ли я – владетель всего этого?.. Сегодня живу, завтра могу умереть... и ничего из этого богатства не последует за мной в загробную жизнь... А там – что встретит меня? Там встретят меня замученные мной жертвы... там окружат меня воспоминания о моих бесчисленных злодеяниях и будут преследовать меня до Страшного Суда и привлекут на меня вечное осуждение... страшное воздаяние по делам моим. И, размышляя таким образом о своей настоящей и будущей жизни, разбойник, вероятно, перенёсся мысленно и в прошедшее своё... И он когда-то был невинным дитятей... и он когда-то выслушивал тихие, сладкие речи своей матери о Христе... Он вспомнил Христа... Среди ужасного раздумья вдруг вспыхнула искра отрадной надежды... – Христос милосерд! – пробудилось в преступнике Божественное сознание, – Он простил и призвал к Себе древнего разбойника... Он примет и меня, если я покаюсь... О, да, я раскаиваюсь, я зову Христа и вопию об Его милосердии!..

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Спустя некоторое время по желанию и просьбе всех братии преподобный Антоний благословил святого Феодосия на игуменство. И богоугодными молитвами преподобного Феодосия стала цвести и богатеть с того времени Печерская обитель. Мало-помалому он собрал человек сто братии и с Божией помощью построил для них невдалеке от пещеры монастырь с большой церковью в честь Успения Божией Матери. Он ввел там строгий монашеский устав, который потом был принят и всеми русскими монастырями. За свою праведную жизнь Феодосии еще при жизни своей был прославлен Богом пред людьми: от него исходило видимое сияние. Это сияние было отражением святой жизни преподобного старца. Так велико было упование его на Бога, что не раз, когда в монастыре оскудевали припасы, Господь чудесным образом восполнял их. Монахи и миряне, богатые и бедные, добрые и злые — все уважали и почитали преподобного Феодосия, но он нисколько не гордился этим, а, облекшись еще в большее смирение, продолжал трудиться, уча своих учеников не только словом, но и делом. Одежда его была самая простая; несмотря на свой игуменский сан, преподобный исполнял самые тяжелые и грязные работы в монастыре. Он был очень милосерд к бедным и построил близ монастыря двор с церковью и там поселил нищих и больных, а все необходимое для них отпускал из монастыря. Преподобный Феодосии стяжал такую благодать у Бога, что бесы, не терпя его горячих молитв, не решались даже приближаться к нему. Многими чудесами прославил Бог блаженного Феодосия, в момент же его кончины над монастырем был виден огненный столб, простиравшийся от земли до неба. По молитвам преподобного Феодосия да сподобимся и мы жизни вечной со Христом Иисусом, Господом нашим. Аминь. Житие праведного Иова Многострадального Жил человек в земле Уц, имя его Иов. И был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. У него было семь сыновей и три дочери — тоже благочестивые, и он был очень богат, знаменит и уважаем по всему Востоку. Но вот попустил Господь — и напали на Иова страшные несчастья: сначала погибло все богатство Иова, а потом сразу умерли все его дети. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал:

http://pravmir.ru/zhitiya-svyatyx-v-krat...

Это свойство с особенной яркостью С. Н. обнаруживал в своих воспоминаниях о своей прежней помещичьей жизни и деятельности, которая как и у многих других русских людей, была сплошною благотворительностью и была совершенно чужда отрешенности от быта народнаго, чему подвергались почти все наши интеллигенты новаго типа и особенно те, которые стараются заводить амикашонския отношения с простолюдинами. Напротив, типы, вроде С. Н. Палеолога, всегда крепко сознавали свое духовное родство с русским крестьянином, с русским священником и с русским царем. В частности для меня, как постояннаго филлелина, внушала особую симпатию его греческая фамилия, вопринятая им при совершенно русском настроении духа от лучших представителей эллинскаго героическаго периода и открывавшая, хотя и фантастическия, но возвышенныя надежды на возстановление в России, начиная с Царской Семьи, тех элементов православной исторической культуры, которые укрепили у нас дом Романовых, издревле породнившийся с Византийскими Палеологами». 3. Преподобный Иов Многострадальный и Царь Мученик Николай II. Владыка Антоний по поводу предполагаемаго сооружения храма памятника в Брюсселе написал следующия строки: « П окойный Государь неоднократно говорил: «Я родился в день Иова Многострадальнаго и должен страдать всю жизнь». Последния четыре слова не однажды повторяла применительно к себе и покойная Государыня Александра Феодоровна. До дня их кончины мы все не теряли надежды на то, что не только скорбныя страницы жизни ветхозаветнаго праведника Иова, но и последовавшая затем слава его, осуществлятся и на нашей Царской Семье, но она во главе со своим благочестивым монархом закончила свою жизнь от руки безчеловечных и безбожных убийц. Благодарные сербы в Лесковце требуют, чтобы Государь Николай II был причтен к сонму св. мучеников, но этого, конечно, нельзя сделать без особаго откровения свыше; за то у русских людей явилась благочестивая мысль навеки связать его память с его небесным покровителем праведным Иовом и соорудить в честь последняго православный храм в дружественной Бельгии, в Брюсселе. Впрочем и сам Государь, зверски убиенный на земле, не лишится заслуженнаго венца во-первых в жизни будущей, в которой прославляется древний праведник Иов, а во-вторых и на земле в памяти русскаго православнаго народа, который никого так высоко не чтит, как невинно убиенных, начиная со св. князей Бориса и Глеба (1015 г.) и продолжая многими другими Царями мучениками, каковы Павел I, Александр II u другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

А сейчас такое время, что многие идут служить в храм из-за корысти. Так было и до революции, об этом говорил (или кричал даже) отец Иоанн Кронштадтский. Ведь в нашей русской катастрофе ХХ века вина духовенства очень велика... И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы (уже ушли), кто придет им на смену?.. Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь... Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Этот совсем не то, чем образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо... Помни это... Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой. Но самоуничижение – это тоже плохо. Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он – жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: " Вы – церкви Живого Бога " . И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом. А вообще, нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя все лишнее, безобразное, и учит, как нужно жить и как вести себя... Нам кажется, что мы – самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2213

Как мудрая, ты разумей, о чем я говорю. Господь подает тебе благодать и еще да подаст тебе, чтобы любить и взаимно быть любимою, желать и взаимно быть предметом желаний, так чтобы и тебе можно было сказать с апостолом: уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Подлинно, кто всецело любит Бога, тот выходит из себя, в любимом живя, и двигаясь, и существуя (ср. Деян.17:28 ). (759) Во второй раз пишу к твоему достоинству, и это [делаю] по убеждению Силуана, почтеннейшего брата нашего. Ибо придя для личной беседы, он тронул нашу смиренную душу, рассказав подробно, как ты, господин наш, с благодарностью переносишь случившееся и относишь к Богу свое страдание, поставляя вне себя всё, причиняемое кознями человеческими, и имея в виду одно: как бы тебе впредь устроить жизнь благоугодно Владыке всех. Всем этим он расположил нас по справедливости сказать, что добрый человек из доброго сокровища сердца выносит доброе ( Мф.12:35 ). Подлинно, как бы в некой сокровищнице, сложив в душе своей сокровища ведения, приобретенные прежним обучением божественным и человеческим, ты в благопотребное время вынимаешь духовные богатства, чтобы устроять свое спасение. И посмотри, добрый человек, как во благо послужили тебе божественные познания, чтение и учение, досуг и упражнение, посещение [церкви] и молитва, приобретение священных глаголов и свитков, как много ты богат, хотя и немного есть у тебя средств к жизни, как хорошо твое лицо и красивы твои вежды 1384 , хотя ты и лишен зрения несправедливостью; как ты знаменит и славен, хотя ты думаешь, что влачишь позорную и бесславную жизнь. Без сомнения, это искушение и испытание добродетели, чтобы, когда кажется, что мы оставлены, тогда и оказаться нам облагодетельствованными Благим Богом, Который счастьем и несчастьем, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах ( 2Кор.6:8 ) и прочим, исчисленным в словах апостола, благоволит полезно устроять жизнь нашу. Это древняя истина и (760) отличительный признак жизни богоугодных мужей. Возьми [в пример] Авеля, которого праведность засвидетельствована Богом; не сделался ли он жертвою братской руки ( Быт.4:8 )? Возьми Еноха, угодившего Богу ( Евр.11:5 ); не исхитил ли его Бог из среды тогдашних развратников, старавшихся и его развратить, переселив в неизвестные места, где он и доселе пребывает, имея быть предвестником второго пришествия Христова ( Откр.11:2–12 )? Вспомни Авраама, который был разнообразно искушаем Богом, которого испытанная вера оказалась драгоценнее золота ( 1Пет.1:7 ). Не говоря о других, которых много и которых [всех] невозможно упомянуть в письме; если мы сравним страдания многострадального Иова со своими, то найдем наши весьма незначительными и будем непрестанно повторять приснопамятные слова его (см. Иов.1:21 ). Испытание добродетели

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Какие же были сердечные чувствования, сердечные залоги; какой был образ мыслей у ветхозаветных угодников Божиих? Сердечным залогом их было смирение, а образом мыслей – соответствующее сердечному залогу смиренномудрие. Святой патриарх Авраам, изливая сердце свое в молитве, сказал: «аз есмь земля и пепел» ( Быт. 18:27 ). И когда он сказал это? Когда предстоял пред Богом лицом к лицу, когда услышал откровение страшных тайн, когда получил величайшие обетования, когда Бог назвал его верным рабом Своим, достойным божественных откровений. Землею и пеплом назвал себя праведный, многострадальный Иов, удостоившись боговидения; он до того уничижил себя, так сильно ощутил свое ничтожество, что от этого ощущения как бы истаял, как бы умалился до бесконечности, как бы престал существовать 252 . Знаменитый царь, знаменитый воин и полководец, боговдохновенный пророк Давид, чужд был самомнения; в святых многочисленных песнопениях своих не указал он ни на какое свое достоинство и преимущество. Повсюду отзывался он о себе с величайшим смирением; свое возвышение и все успехи он приписывал единственно милости Божией. Он открыто возвестил, что смирение было для него причиною спасения ( Пс. 114:6 ). Кто не умилится от глубоко смиренных глаголов Давида, от его искренней исповеди согрешений, от его исповеди необыкновенных величия и милосердия Божиих? Верно и живописно изобразил святой вдохновенный песнопевец и частную греховность человека, и общую греховность человечества, глубину его падения, тяжкий плен под игом миродержца – падшего ангела. Он как бы измеривает пропасть падения, взвешивает тяжесть цепей. «Помилуй мя, Боже, – вопиет Давид, – по велицей милости Твоей!» ( Пс. 50:3 ) «Помилуй мя Господи, яко немощен есмь: исцели мя Господи, яко смятошася кости моя и душа моя смятеся зело. Обратися Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея» ( Пс. 6:3–5 ). Давид просит помилования, признает себя погибшим: причину помилования он ищет единственно в милосердии Божием и в своем бедственном состоянии, в своей немощи, неспособности помочь самому себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

р.б. Василий 13 декабря 2017, 00:00 Странная история с этими " екатеринбургскими останками " . Странная и подозрительная. " Найдены " эти " останки " сыном известного коммуниста-большевика, " героя " гражданской войны Гелием Рябовым. Компания за их " признание " организована либерально-русофобской когортой 90-х: Немцовым, Росселем и т.п. Буквально требовали от Церкви признать эти останки (зачем? почему такой накал? почему это так важно для либералов вроде как далеких от Церкви и не симпатизирующих Ей?). Патриарх Алексий отказался их признавать, устоял с Божией помощью, хотя давили на него очень сильно. Помоги Господи устоять нынешним кормчим нашей Церкви. Николай 11 декабря 2017, 11:26 Это и странно, что притом что все факты были известны ранее, правильные выводы из них сделаны не были. Мария 9 декабря 2017, 20:01 Уважаемые участники обсуждения! Есть предложение - если вы видите, что уже есть человек, пишущий под таким именем, как у Вас, введите какой-нибудь символ для различения себя с тем человеком. Вот, сейчас я обращаюсь у тому, кто пишет после меня под ником " Мария " и обличает экспертную комиссию. Это - друга Мария, не автор предыдущих постингов. Без идентифицирующих символов такие вещи выглядят как намеренная путаница, возможно, троллинг. Мария 7 декабря 2017, 21:24 И как это г.Попов так резко поменял свою точку зрения? Продавливают признание т.н. " екатеринбургских останков " (а соответственно и " официальную версию " гибели Царственных Мучеников) напористо, но очень уж топорно... НН 6 декабря 2017, 14:24 На Юрин комментарий:Государь всегда сравнивал себя со святым,в день памяти которого он родился-святым праведным Иовом Многострадальным.Иов после перенесенных им невероятных страданий ещё долго жил.На вопрос своего флигель-адъютанта Мордвинова(его воспоминания считаются экспертами достоверными)сразу после отречения-что же дальше будете делать?-Царь ответил: " Буду жить простым человеком " Так что не умирать Император,а жить собирался.Хотя судьбу свою знал,вероятно.А память смертную нам всем надо иметь!Это если " в духовной области искать " .

http://pravoslavie.ru/108826.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010