13 июня 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение на площади у строящегося Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Архангельска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Уважаемый губернатор Архангельской области! Высокие представители городских и областных властей! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим замечательным днем — годовщиной 25-летия канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского. Уроженец этих мест, отец Иоанн просиял на церковном небосклоне XIX — начала ХХ века как особо яркая звезда, явив горячую веру в силу Божественного промысла и ревность о славе Божией. Святой праведный Иоанн Кронштадтский предвидел трагические события, которые обрушились на наш народ и на нашу страну. Он предупреждал, что такие события могут произойти, если не изменится жизнь народа. Его слова были грозными, обличительными и многим не нравились, у многих вызывали недоумение и раздражение, в том числе у тех, кто был облечен властью, кто называл себя православным христианином, но кто был далек от христианского образа жизни. Его слова. О если бы люди откликнулись на пламенные призывы святого праведного Иоанна Кронштадтского, то не было бы смертей, трагедий, разрушения народной жизни, не было бы разрушения страны, не было бы последующих страшных трагедий ХХ века, включая две мировых войны. Если бы мы были крепки в вере, если бы мы твердо держались Божиего закона, если бы умели, основываясь на своей вере, различать духов, то никто бы не смог соблазнить наш народ. Но мы знаем из Ветхого Завета, что люди часто не слушают голос пророков. Так и пророческие слова отца Иоанна Кронштадтского не были услышаны. Произошло то, что произошло, и, может быть, особым образом пострадал русский православный Север, Северная Фиваида, как называли эти места, наполненные храмами, монастырями, где благочестиво жили мужественные поморы. В первый раз я посетил Архангельск в начале 70-х годов прошлого века. Помню, какое тяжелое впечатление произвел на меня тогда единственный действующий храм, именовавшийся кафедральным собором. Вспоминаю тогдашнего владыку Никона (Фомичева), человека, который глубоко переживал церковную трагедию, сознавал, в каком тяжелейшем состоянии пребывает духовная жизнь архангелогородцев, но сделать ничего не мог. Он жил в маленьком домике, в тесной комнате; в храме, где он служил, было неуютно, все было закопчено, нельзя было сделать ремонт, а на службе стояли одни пожилые женщины.

http://pravoslavie.ru/79969.html

Святитель Мардарий (Ускокович; 1889–1935) – одна из интересных фигур церковной и общественной жизни России начала XX века. Уроженец Черногории, он по благословению священноначалия Сербской Церкви приехал совсем молодым клириком на учебу в Россию, которую с детства любил всем сердцем. За почти десятилетнее пребывание и служение в Русской Церкви им произнесено, написано и опубликовано немало слов, речей и обращений. Одно из них было произнесено 20 декабря 1911 года – в третью годовщину кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского – в храме Кишиневской духовной семинарии. Впоследствии оно вошло в сборник его бесед под общим названием «Завет русскому народу», выпущенный в 1912 году в Одессе.      Все народы всех времен на страницах своей истории золотыми буквами записывали имена гениальнейших своих сынов и в дни их кончины устраивали торжественные собрания, посвященные их памяти. И на страницах истории русского народа, русской церковной и гражданской жизни записано золотыми буквами немало русских сынов – гениев, благодарное потомство коих в дни их кончины устраивает торжественные литературные вечера, молитвенные собрания и с чувством глубокой признательности вспоминает их благотворную и бессмертную деятельность, принесшую Церкви и народу несомненную существенную пользу. В новейшей истории русского народа, русской церковной и гражданской жизни таких гениальных сынов стало все меньше и меньше, и вот почему потеря их чувствуется сильнее сердцем и умом народа. На небосклоне русской церковной и гражданской жизни за минувший век ярко светила звезда симпатичнейшего человека, бессмертного гения, идеального, образцового пастыря и совершителя Таин Божиих, всенародного печальника и молитвенника отца Иоанна Кронштадтского. И русскому народу суждено было потерять три года тому назад этого великого человека, в существовании которого они нуждались, особенно в последнее время, в годы неверия, шатания, сомнения и отступничества. И потерю эту народ почувствовал. В своих городах, селах и уголках необъятной России народ русский заплакал, ибо ясно сознавал, что потерял одну из светлых, чистых, как кристалл, преданных православной вере, родине и Царю русскому личностей, каким был почивший отец Иоанн Кронштадтский. Заплакал весь многомиллионный русский народ, ибо везде ценили и знали его, всюду почиталось имя его: и в городах, и шумных столицах, и в селах, и в самых глухих и отдаленных уголках России. И как же было не плакать русскому народу, потеряв дорогого человека! Миллионы осиротели, осиротел весь богоносный русский народ, осиротели сотни и тысячи духовных чад, осиротели, как дети, потерявшие родную мать. Светлая звезда скатилась с русского небосклона, и по русской земле полетела грустная весть о тяжелом ударе народа русского, о кончине всенародного печальника и молитвенника.

http://pravoslavie.ru/136539.html

110 лет Никольскому храму в г. Мерано (Италия) 5–7 декабря в южно-тирольском городке Мерано (Италия), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прошли торжества, посвященные 110-летию со дня освящения самого северного в Италии храма Московского Патриархата во имя святителя и чудотворца Николая. Храм во имя святителя и чудотворца Николая, Мерано, Италия Русская церковь в Южном Тироле возникла в конце XIX века, когда эти земли еще входили в пределы Австро-Венгерской империи. С середины XIX века небольшой городок становится популярным курортом, в том числе и среди русских, которые все чаще приезжали сюда, чтобы поправить свое здоровье. Мерано привлекал не только мягким климатом, но и красотой окружающего пейзажа, величием Альп. В 1870-х годах в Мерано существовала уже хорошо сложившаяся местная русская колония. А для поддержки русских курортников и оказания им не только медицинской помощи, но и всевозможной иной (в том числе и снять недорогое жилье в пансионах) в 1875 году было учреждено частное благотворительное общество русских жителей Мерано (Русский комитет), которое существовало на пожертвования его членов, преимущественно врачей, тут практиковавших. Русские люди, приезжавшие лечиться в Мерано, испытывали нужду не только в дешевом пансионате, но и в православных богослужениях. Можно предположить, что у многих туберкулезных больных религиозное чувство было обострено сознанием хрупкости их земного существования. К обостренному религиозному чувству здесь, за границей, в чужом по культуре и вере окружении, возможно, примешивалась и ностальгия по родине, по «святой Руси». Все это побудило комитет начать хлопоты по устройству церкви. В 1884 году Русский комитет, с русским врачом Михаилом фон Мессингом во главе, обратился к петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому) с просьбой благословить образование православного прихода в Мерано во имя святителя Николая. Посвящение нового русского храма святому Николаю, несомненно, было символическим актом: святитель Николай – самый чтимый на Руси святой. Устройству церкви помог – по крайней мере, своим авторитетом – протоиерей Иоанн Кронштадтский: знаменитый «батюшка всея Руси» входил в состав комитета благотворительного общества. Правда, каких-либо конкретных документов, касающихся участия отца Иоанна Кронштадтского в меранском проекте, обнаружить не удалось. Но сегодняшние прихожане храма считают своим небесным покровителем, наряду со святителем Николаем, которому посвящен храм, и праведного Иоанна Кронштадского.

http://pravoslavie.ru/3832.html

Возвращение Домой. Заметки с «Русского поля». 09.07.2014 07:47:37 Роман Илющенко Если одним словом выразить главную проблему Русского мира, то её можно назвать коротко: «Забвение». Этот тяжёлый недуг поражает, прежде всего, сердце и даёт осложнение на память! Болезнью этой страдают миллионы соотечественников, названных очень метко: «Иванами, не помнящими родства».  Это - многоголовое и многоликое племя людей, носящих, порой, русские имена и фамилии, но не являющихся по духу и мировосприятию русскими, которые считают всё отечественное смешным, глупым и едва ли не постыдным. «Грязь, вонь, клопы и тараканы/И на до всем хозяйский кнут/И это русские болваны святым Отечеством зовут», - писал накануне революции  один  такой «поэт». Выход из этого им виделся один: если уж нельзя поменять Родину, то её нужно хотя бы поскорее забыть. Об опасностях такого умопомрачения более 100 лет назад предупреждал великий патриот России, праведный Иоанн Кронштадтский: «Русский народ, ты забыл, что ты Русский!» Результаты этого забвения известны: крушение сначала Российской Империи, затем СССР;  разрушенные, поруганные храмы и засиженные голубями памятники вождям революции;  облупившиеся обелиски павшим солдатам Победы и заросшие бурьяном сельские погосты, а следом - заброшенные пашни и вымирающие деревни. И звучащая повсюду, вперемежку с матерной бранью, навязчивая англоязычная «попса», словно символ оккупированной Родины... Этот страшный смысловой ряд можно продолжать и продолжать: это и испещрённые сатанинскими и нацистскими граффити подъезды; это и миллионы брошенных детей и бездомных стариков, просящих милостыню в переходах; это использованные шприцы возле школ и позорное первые места в Европе и мире по подростковым суицидам, алкоголизму и абортам… «Иванынепомящиеродства» появились не на ровном  месте. Ф.М. Достоевский выписал омерзительный образ лакея Смердякова - типажа, появившегося в России в середине XIX века, после знакомства Русских с освобождённой от Наполеона Европой. А уже в начала ХХ века Россия – основа Русского мира стала ареной для чудовищного эксперимента, проводившегося  пришедшими к власти при помощи непомнящих своего родства «смердяковых» инородцев и богоборцев. Сначала её порезали границами «братских советских республик», потом узаконили языковый барьер и, наконец, взялись за общую, единую для нас всех историю! К чему это привело, показывают трагические события на бывшей окраине России – в милой когда то сердцу каждого русского Малороссии. Получается так, что едва ли не последним рубежом Русского Мира, единого мировоззренческого пространства, общего духовного поля остаются только Православная Церковь и выросшая и воспитанная в ней Русская Культура. Последняя, порой, и заменяла народу Духовность в страшные годы безбожия, гонений, ГУЛАГов и войны.

http://radonezh.ru/analytics/vozvraschen...

Мониторинг СМИ Память святого Иоанна Русского торжественно почтили в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре Игумен обители о.Иеремия: Придет время, и со Святой Горы мощи Иоанна Русского смогут посетить и его земное Отечество 11.06.2014 18:21 9 июня 2014 г., в день памяти святого праведного Иоанна Русского, нового Исповедника (+1730), братия Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря торжественным богослужением почтили этого, глубоко чтимого на Святой Горе и во всей Греции русского святого, нетленная и чудотворная десница которого более 130 лет хранится в русской святогорской обители. После совершения в Покровском храме Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря соборной торжественной службы, хранящиеся в обители мощи святого праведного Иоанна Русского были вынесены для всеобщего поклонения, дабы к ним смогли приложиться братия и многочисленные паломники. Поклониться чудотворным мощам св. Иоанна Русского в Свято-Пантелеимонов монастырь приходят не только русские, но и греческие монахи и паломники, как из других обителей Святой Горы, так и из различных городов Греции. Как известно, этого святого русского воина глубоко чтут по всей Греции. Он считается особым покровителем Эллады, одним из самых любимых и почитаемых греками святых. Зафиксированы многочисленные чудотворения от нетленных мощей праведника. Особенно он покровительствует детям и воинам. Известны случаи исцеления от рака, паралича, беснования и других тяжелых болезней. Кроме греков, русских и украинцев, его чтут также армяне и даже турки. «Святой человек, не лишай нас твоей милости», — часто обращаются к нему в молитвах даже люди других вер, в т.ч. и мусульмане. По словам игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), оторванный от Родины, вдали от своих соотечественников, святой Иоанн Русский пред всем миром явил величие своей веры и прославил свое Отечество. За это он очень любим греками и другими народами. Желая соединиться со своими единоплеменниками, он чудесным образом уже после своей праведной кончины благословил часть своих мощей перенести в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Придет время, и со Святой Горы мощи святого Иоанна Русского смогут посетить и его земное Отечество, о котором он так много мечтал при жизни, благословив его население новыми чудесами и исцелениями.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

     2 января – память святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1909). Еще при жизни своей земной он совершал силою Божией многие чудеса. Им исцелены тысячи болящих, чьи письма и телеграммы приходили к нему ежедневно. О своем исцелении рассказывает русский поэт Сергей Бехтеев. Будучи весьма слабого здоровья в течение моего детства и отрочества, я перенес все возможные болезни и в заключение от ушиба при падении с ледяной горы заболел воспалением шейных позвонков. После невероятных страданий голова моя не могла уже держаться самостоятельно и склонялась беспомощно на плечо для того, чтобы найти себе точку опоры. Обеспокоенные родители поспешно отвезли меня в Москву к знаменитому в то время хирургу Склифосовскому, по указанию которого главный техник магазина Феодор Швабе положил на меня гипсовый корсет с двумя металлическими дугами над плечами, на которые опирался как бы рыцарский, тоже металлический, оголовок, поддерживавший мою голову в нормальном положении. На ночь этот оголовок снимался и его заменяла как бы узда, от которой шли концы, к которым прикреплялся груз, оттягивавший во время сна мою голову назад. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. 1903 г.      С таким сложным приспособлением пробыл я год в деревне, после чего меня снова отвезли в Москву, где гипсовый корсет был снят и заменен кожаным со стальными планшетками. Несмотря на все принятые моими родителями меры, положение мое было весьма серьезно, и врачи опасались, что я останусь на всю жизнь в том же состоянии, то есть буду принужден постоянно носить механические приспособления. Все эти обстоятельства побудили моего отца отправиться со мной в Санкт-Петербург, чтобы показать меня тамошней знаменитости, насколько мне память не изменяет, профессору Быстрову. Здесь, то есть в Петербурге, на казенной квартире господина Манухина и произошла моя первая и необычайная встреча с дорогим батюшкой отцом Иоанном Кронштадтским. Произошло это так. Был уже вечер, когда мой отец и я приехали в дом, где с минуты на минуту ожидали приезда отца Иоанна. Все собравшиеся хранили напряженное и торжественное молчание и если говорили между собою, то говорили только шепотом, как бы боясь нарушить благоговейную тишину и молитвенное настроение присутствующих. Но вот раздались шаги, послышались сдержанные голоса, и в большую, просторную гостиную вошел окруженный хозяевами дома отец Иоанн, направляясь к столу, приготовленному для богослужения.

http://pravoslavie.ru/126864.html

Говоря о девяностом псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина.      Так, к примеру, представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…» Святой праведный же Иоанн Кронштадтский спустя много сотен лет написал о псалмах: «Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза для душ благочестивых неисчислима…» А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь «святилищем слова Божия». Из личного опыта скажу следующее… Несколько лет назад у нас в близкой родне случилась тяжелая трагедия – умер младенец. Было очень тяжело. Особенно когда привезли тело домой. Если бы оно оставалось в доме целую ночь, не знаю, как бы мы все выдержали. Будто тяжелая бетонная плита, горе навалилось на грудь, и с каждой минутой давление усиливалось. Как священник, я настоял, чтобы тело перевезли в храм. Целую ночь мы читали над ним Псалтирь практически беспрерывно. И вот благодаря чтению псалмов ощущение горя истончилось и рассеялось бесследно, как дым. Его не стало. Вместо этого пришла какая-то светлая легкость. И действительно было ощущение, описанное святым пророком и царем Давидом в 90-м псалме «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися», что переводится на русский язык как «перьями Своими осенят тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». Толкователи этого места сходятся в том, что боговдохновенный автор Давид сравнивал Бога с птицей, которая заботливо укутывает своих птенцов крыльями, защищая их от всякой опасности.

http://pravoslavie.ru/107786.html

Протоиерей Сергий Бабурин: Наш приход в Гамбурге просто был обречен стать миссионерским Один из первых, кто откликнулся на сбор средств для постройки храма, был отец Иоанн Кронштадтский 4 мая, 2016 Один из первых, кто откликнулся на сбор средств для постройки храма, был отец Иоанн Кронштадтский О православии в Германии, на родине святого блаженного Прокопия Устюжского, о том, как был построен храм в Гамбурге во имя святого праведного Иоанна Кронштадского рассказал в интервью Эльвире Китнис протоиерей Сергий Бабурин, настоятель этого  храма. Интервью продолжает рубрику культурно-просветительского и паломнического центра святого апостола Фомы – Христианская Европа» – рассказы о православных приходах, истории христианских святынь и современной жизни европейских христиан. — Отец Сергий, расскажите, как в Гамбурге, который всем известен как один из крупнейших портов мира, появилась русская паства? Протоиерей Сергий Бабурин — Порт предполагает терпимое отношение к иностранцам, потому что, подразумевает много торговых взаимодействий. Кроме того, Гамбург был одним из центров знаменитого торгового ганзейского союза. В это сообщество торговых городов входил также и наш Великий Новгород, поэтому русские купцы в Гамбурге и Любеке издревле были нередким явлением. С городом Любек связан один интересный факт: известный русский святой блаженный Прокопий Устюжский был родом из северогерманских земель. В молодые годы он был успешным купцом в Любеке. Его торговые связи с Русью привели к тому, что в далеком XIII веке он не только принял Православие, но и стал одним из первых русских юродивых. В начале XX столетия в Гамбурге было уже не только торговое русское население, дипломаты, но и представительство Свято-Владимирского братства. Именно оно начинает сборы средств для строительства первого храма в Гамбурге. В 1908 году на собранные средства был приобретен особняк в центре города, в котором и был освящен домовый храм во имя святителя Николая. В этом храме служил будущий патриарх Тихон, по дороге к месту своего епископского служения в Америке. Тогда он молитвенно пожелал городу и его православной общине процветания.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-babu...

1918 год, город Верный (Алма-Ата) Ташкентской епархии. По всему городу тянется многолюдный крестный ход – с иконами, хоругвями, сопровождаемый колокольным звоном, с молитвой о прекращении войны, раздирающей народ. Во главе крестного хода – архиерей, его организатор и вдохновитель. Пройдет совсем немного времени, и безбоязненно возглавляющий церковное шествие епископ Пимен (Белоликов) будет тайно, без всякого суда расстрелян... «Контрреволюционные речи с амвона» Священномученик Пимен (Белоликов) С детства устремленный к монашеству , этот бесстрашный человек был миссионером среди язычников – в Урмии (современном Иране), а вернувшись на родину в 1917 году, стал открытым обличителем пришедших к власти «новых язычников» – безбожников. Его проповеди называли «контрреволюционными речами с амвона», и это было действительно так. Владыка не желал мириться с богоборческой властью, он совершенно открыто, не таясь, говорил о ее лукавой природе, о творящихся вокруг преступлениях, о гонениях на Церковь. О том, каким архиереем, пастырем и незаурядным человеком был священномученик Пимен, говорит тот факт, что после его подлого убийства большевиками в городе Верный поднялся мятеж: был организован многолюдный митинг с требованием выдать тело владыки… Земной путь этого современного мученика начался 5 ноября 1879 года в многодетной семье сельского священника. Его крестили в честь апостола Петра . Сам владыка Пимен говорил, что он «возрастал с детства при исключительно счастливых для духовной жизни условиях». Отец – священник, Захария Иванович Белоликов, мать – дочь священника Иоанна Орнатского, Мария Ивановна Орнатская (знаменитая фамилия, давшая миру не одного священномученика). Петр был знаком и даже впоследствии переписывался с праведным Иоанном Кронштадтским . Желание монашества зрело в нем, живущем в таком необычном окружении. Вот слова самого Пимена об этом: «Пережитые в духовных школах впечатления и воспоминания властно потребовали от меня жизни иноческой» «Дома – искреннее благочестие отца, нелицемерная набожность матери были первыми посадками моей религиозности. Книжное обучение мое шло в местностях, которыми справедливо гордится русский православный народ. Низшее образование я получил под покровом обители святого Кирилла Белозерскаго Чудотворца; среднее – в обители преподобного Антония Римлянина в Великом Новгороде, в семинарии, воспитавшей великого светильника русской православной Церкви святителя Тихона Воронежского. Наконец, высшее богословское образование мною получено в славной своею духовностью Киевской академии, воспитавшей таких великих святителей, как Дмитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский, Иоанн Тобольский. Я чувствовал себя счастливым, опытно постигая, чем воистину должна славиться наша Святая Русь. Поэтому, когда для меня возник вопрос о том, как устроить свою жизнь после школы, то пережитые в духовных школах впечатления и воспоминания властно потребовали от меня жизни иноческой».

http://pravoslavie.ru/97063.html

Архиепископ Серафим (Соболев) и град София      В декабре 2011 года православный мир отмечал 130-летие со дня рождения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) . Основные торжества прошли в Болгарии, где с 1921 по 1950 год жил этот иерарх. С посланием, посвященным юбилею, к пастве обратился Святейший Патриарх Болгарский Максим . «Владыка Серафим, – сказал патриарх, – был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью… Каждый православный христианин, который хотя раз преклонял голову в молитве перед местом упокоения владыки Серафима, может сказать, что владыка не оставил своих чад и после своего успения» . Архиепископ Серафим известен не только своей подвижнической жизнью, но и безукоризненным православием. Жизнь этого иерарха, бесспорно, интересна и заслуживает особого внимания. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился 1 декабря 1881 года (по старому стилю) в Рязани в небогатой мещанской семье Бориса Матвеевича Соболева и его супруги Марии Николаевны. Из двенадцати детей Соболевых семеро умерли в детском и юношеском возрасте. Николай Соболев был десятым ребенком в семье . Серьезным испытанием для семьи Соболевых стала внезапная болезнь Бориса Матвеевича. Когда Николаю было 6 лет, его отец перенес инсульт. Впоследствии в течение 14 лет, вплоть до самой смерти, он был прикован к постели . По окончании Рязанской духовной семинарии Николай Соболев поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. На духовное становление и дальнейший жизненный путь будущего архипастыря повлиял инспектор академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Феофан (Быстров), а также праведный Иоанн Кронштадтский, которого Николай неоднократно посещал. Общение с этими подвижниками в значительной степени подтолкнуло Николая Соболева к решению вопроса о монашеском постриге. Стремление к монашеству будущий иерарх чувствовал еще в семинарские годы. В академии этот вопрос не был для Николая Соболева столь простым. Учившийся вместе с ним митрополит Вениамин (в те годы Иван Федченков) писал, что Николай Соболев более всего терзался вопросом: выдержит ли он нелегкий монашеский подвиг?

http://pravoslavie.ru/71288.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010