13 августа сего года, прямо под праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Москве в Центральном выставочном зале Манеж открылась выставка , на которой представлены работы художников и скульпторов прошлого века и современных авторов, откровенно кощунственного и богохульного содержания. Господь наш Иисус Христос изображен висящим на кресте без набедренной повязки в глумливом карикатурном виде, несколько работ, аналогичных по форме, изображают снятие Господа с Креста и сам Крест Господень. Целая экспозиция работ представляет изображение честной главы Крестителя Господня Иоанна в откровенно циничном карикатурном виде. Сердце каждого православного христианина отзывается болью и скорбью при одной мысли, что это происходит в самом центре нашей любимой Столицы Святой Руси. Я не оговорился – наша Россия была и всегда будет Свята, несмотря ни на какие попытки богохульников осквернить ее. Эта святость окроплена кровью сотен тысяч мучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы лютых гонений на Церковь в 20-30-х годах прошлого столетия! На их крови и благодаря их мученическому подвигу Россия жива и Православная вера воскресла на просторах Святой Руси. Враг рода человеческого никогда не оставлял и не оставит своих злобных попыток уничтожить Церковь и веру, поэтому вновь ополчился он на Святыни и показал свой мерзкий оскал. Вновь похабными изображениями он хочет осквернить и оплевать наши Святыни! Но не бывать этому на нашей Земле. Наши святые с нами. Те, кто жизнь свою отдал за Русь Святую. Их имена мы помним и чтим! И мы помним, как громил врагов Православия святой благоверный князь Александр, как благословлял на подвиг против Мамая святого Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский, как молился за Россию 3 года на камне дивный Старец Серафим, как призывал к покаянию русский народ святой праведный Иоанн Кронштадский. Все они смотрят на нас сейчас и ждут. Ждут хотя бы слова в защиту Святынь, хотя бы того, чтобы болью вспыхнуло сердце при виде такого кощунственного поругания! Ну неужели мы и вправду так осуетились, так привыкли к спокойствию и комфорту, что не можем даже слова промолвить? Боимся чего то или стали настолько равнодушны? Или стыдимся своей Веры Православной? Вспомним же, что сказал Господь «Кто постыдится Меня и моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами!» (Мк.8:38).

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/24/es...

Август 3-го августа Благодарю Господа, сподобившего меня совершить путь от Кронштадта до Москвы и Рузы и обратно, всего на пространстве 1.600 верст (в одну неделю). Видел я Москву с ее храмами; истинно – это Русский Сион. Велика, грандиозна и прекрасна наша Москва. А святыни, святыни Господней сколько! Святых мощей, святых чудотворных икон! А древностей! В городе Рузе протоиерей Алекс. Иванович Вишняков очаровал меня своим истинно дружеским приемом и радушным собеседничеством! [Дьяк] Иван Алексеевич с семейством также приняли нас прекрасно! У преподобного Сергия Радонежского был, молился, прикладывался даже к святым мощам! Хорошо, что нищие за Вами гоняются, сказал митрополит Арсений Киевский 45 одному человеку (Василию Федоровичу Смирнову, чиновнику из духовных, служащему в гражданском ведомстве). Разговор с женщиной умной и образованной Ларисой Евграфовной о духовенстве вообще, о нетрезвой и соблазнительной жизни духовенства, о том, что духовенство не проповедует и как много могло бы оно сделать своими настойчивыми проповедями! Пример: Иван Никитич Палисадов. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить Божественную литургию позднюю и причаститься неосужденно пречистых и животворящих Его Таин, ожививших меня после тяжкой греховной смерти! За вечерню также благодарю Господа! Приложился я к святым мощам ангелов во плоти, граждан небесных, угодников Божиих: святителей митрополитов – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского! Как же после прикосновения к этим святыми мощам я буду еще работать греху? Прилепляться к земному? И во мне должно святиться имя Божие, придти Царствие Божие, быть воля Господня, да и сам буду вечен. 4 августа Вот тебе баня, вот тебе редька с квасом, вот тебе кисель сладкий, вот тебе чай крепкий на ночь! Никогда я так не был беспомощен, слаб, нервозен, раздражителен, как сегодня на утрени! От боязни бесовской я не мог говорить ектений, лишился всякого дерзновения, всякой помощи, отрады; диавол ликовал во мне и торжествовал – и я, увы, мучился мукою адскою! Стыд, срамота покрыли лице мое, и я не смел взирать на людей! В бане точно я совлекся благодати Божией и облекся в Велиара! О, я болен телом внутренно, а от того и духом: мне надо есть пищу скоромную, питательную, укрепляющую, а не редьку и кисель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Айн – Карем – Горний град Иудов Храм Рождества Иоанна Предтечи Из ближайших окрестностей Иерусалима русские паломники чаще всего посещают Айн- Карем – «Горний град Иудов», как называет его Евангелие. Это место рождения святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Поселок расположен на расстоянии 10 км к юго-востоку от Иерусалима. Сегодня это в черте города. Спустившись с горы, пустившись с горы Герцля, дорога начинает пологий подъем вверх, на первый хребет Иудейских гор. И почти сразу открывается справа живописнейшая панорама плодоносной долины Айн-Карема (само название означает в переводе с арабского «Источник в винограднике»). Это место памятно для православного читателя по трогательным событиям, описанным в Евангелии от Луки. Сюда пришла Богородица Мария, узнав, что станет Матерью Богочеловека, навестить Свою двоюродную сестру Елизавету, здесь воспела Свой знаменитый гимн «Величит душа Моя Господа». Здесь, под горой, доныне бьет чтимый даже и мусульманами источник, к которому ходила за водой Пресвятая Дева... На месте дома праведных Елизаветы и Захарии, где родился Предтеча, еще в византийские времена был воздвигнут храм. Русский паломник XII в. игумен Даниил уже застал здесь то ли монастырь, то ли замок, построенный крестоносцами: «Есть место то городом отделано каменным, и церковь над пещерою, где родился Иоанн Предтеча». После изгнания крестоносцев церковь была обращена мусульманами в конюшню, но, несмотря на это, даже по прошествии более трехсот лет стены храма были совершенно целы и раз в году, в праздник Рождества Предтечи, здесь совершалось католическим духовенством богослужение. В 1621 г. представитель францисканского ордена, Фома из Наварры, убедил местных правителей уступить место рождения Крестителя францисканцам. Назначенный в Иерусалим новый, легко поддавшийся подкупу кадий (судья), призвав к себе мусселима (иерусалимского градоначальника), муфтия (церковного главу) и других виднейших представителей администрации, прибыл в Айн- Карем, осмотрел развалины и, сидя на мягком диване, под тенью олив и смоковниц, меж кустами роз, у «Источника Марии» (он существует и сейчас), начал свой суд. Он призвал Фому с несколькими монахами и в их присутствии объявил, что, конечно, лучше возвратить это место, посвященное столь чтимому и великому пророку, христианам, чем быть в нем конюшне, а потому он и отдает эти развалины с прилежащим участком земли в вечное владение францисканцам – с обязанностью выстроить для жителей особую конюшню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Византийская традиция исихазма. Духовное наследие святого Николая Кавасилы Скачать epub pdf Праведный Николай Кавасила Хамает – святой XIV века, православный богословов, аскет в миру, ученый-энциклопедист, философ-мистик (в православном понимании этого слова), один из святых отцов, ясно выразивший в своих произведениях православное учение, построенное на идее исихазма. Святой Николай был знаком с известнейшим святым XIV века систематизатором исихастского учения – святителем Григорием Паламой , с которым они вместе в течение года пробыли на святой горе Афон. Примечательно, что Николай Кавасила был в числе трех кандидатов на патриарший престол в 1353 году. Перу Николая Кавасилы принадлежат различные богословские сочинения, агиографические, философские, политические трактаты. Но наиболее известен святой Николай как выразитель церковного учения о Таинствах. Богослов отразил в своих трудах, посвященных православному учению о Таинствах Церкви, опыт богословия предшествующих отцов. Все эти факты свидетельствуют о глубоком укоренении святого Николая в святоотеческой богословской традиции, о деятельном прохождении им христианского пути, о его твердости в исповедании православной веры. Однако, несмотря на указанную важность письменного наследия святого Николая, в России оно малоизвестно. Протоиерей Иоанн Мейендорф в книгах «Введение в святоотеческое богословие» и «Византийское богословие» уделяет внимание личности и богословию святого Николая, проводит патрологический обзор его жизни и учения. В аннотированной библиографии исихазма известных современных исследователей А.Г.Дунаева и С.С.Хоружего насчитывается сорок одно исследование на иностранных языках по учению Николая Кавасилы . Указанный список включает как исследования его конкретных книг, посвященных церковным Таинствам, так и общие исследования творчества святого. К сожалению, эти исследования практически недоступны для отечественного читателя – как в силу языкового барьера (эти сочинения не переведены на русский язык), так и в силу их физической недоступности в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Воронцово. Воронцовский Благовещенский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Воронцовский собор Собор. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:Между 1910 и 1918. Архитектор: А.И. Владовский Ссылки:     Адрес: Тверская обл., Торопецкий район, д. Воронцово Координаты: 56.804447, 30.945154 Проезд: из Торопца на северо-запад, в сторону Пожни и Плоскоши. Дорога, большей частью, грейдер с хорошо укатанным снегом и широкими обочинами, но есть и асфальтовый кусок. Не пропустить поворот на Краснодубье (и Голибицы). Координаты поворота 56.842177 и 31.102328, на дороге указателей нет. До деревни Крас ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Торопца на северо-запад, в сторону Пожни и Плоскоши. Дорога, большей частью, грейдер с хорошо укатанным снегом и широкими обочинами, но есть и асфальтовый кусок. Не пропустить поворот на Краснодубье (и Голибицы). Координаты поворота 56.842177 и 31.102328, на дороге указателей нет. До деревни Краснодубье идет нормальный грейдер. Попадя в нее, нужно повернуть направо, упираетесь в мост через реку Кунья и перед рекой опять направо. Еще 500 м по деревне и начинается дорога к собору. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ехать надо до с.Уварово. Село Уварово (центр колхоза «Кунья») - один из самых отдаленных уголков Торопецкого района. Полноводная после дождливого лета Кунья среди живописных берегов несет свои воды в Ловать - рядом Псковская область. В километре от Уварова - местечко Воронцово. Храм построен в начале XX века. Место для закладки будущего собора освятил известный праведник земли русский святитель Иоанн Кронштадтский. Являясь благоустроителем ряда женских монастырей, он постоянно покровительствовал и Воронцовской обители, помогал, в том числе, и материально. В годы советской власти храм был в запустении. Одно время использовался как зернохранилище. Храм восстанавливается, на соборе засияли купола, появились колокола. Ранее имение Воронцово, как и сам Торопец, входило в состав Псковской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=08629

Глава 6. НА НОВОМ ПОПРИЩЕ Чудно приходит к праведникам посреди их бедствий мысль благодарения Богу. Она исторгает их сердца из печали и мрака, возносит к Богу, в область света и утешения. Бог всегда спасает прибегающих к Нему с простотою и верою. Святитель Игнатий Ставропольский В 1891 году на Московскую кафедру был назначен Преосвященный Леонтий (Лебединский), бывший до этого епископом Варшавским. В отличие от своих предшественников, Владыка Леонтий не благоволил к протоиерею Валентину, возможно, смущаясь его общением с представителями, как тогда говорили, либеральной интеллигенции. Мы не имеем документальных свидетельств о том, как относился обер-прокурор Священного Синода того времени К. П. Победоносцев к прот. Валентину. 60 Этот великий русский государственный деятель и защитник самодержавия действительно был глубоко верующим православным человеком и ревнителем блага церковного, и неоднократно подвергался несправедливым нападкам и клевете революционно настроенных современников. В отличие от своих предшественников, порой вообще индифферентных к религии, Победоносцев сделал многое для Православной Церкви: он добивался уважения к священнослужителям, широко заботился об их материальном благополучии, учреждал пенсии и жалования, был создателем церковноприходской школы и других духовно-просветительных и благотворительных учреждений, необычайно развил церковное книгоиздательство и строительство. Однако, будучи человеком светским, Константин Петрович имел свои заблуждения. В частности, он сам перевел и способствовал многократному изданию книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу»; считая, что «каждый верует, как ему сроднее», был противником прославления прп. Серафима Саровского , не понимая некоторых явлений духовной жизни. Вот что пишет исследователь, опираясь на свидетельства современников Победоносцева: «Создав себе идеал пастыря Церкви, стойкого в вере, в исторических национальных традициях, скромного и тихого, К. П. Победоносцев относился достаточно отрицательно и порою недружелюбно к тем представителям нашей Церкви, деятельность которых почему-либо сложилась шумно и слишком на общественном виду. Он далеко не всегда с ожидаемым сочувствием и полным одобрением относился к таким деятелям русской Церкви, как о. Иоанн Кронштадтский или архиеп. Волынский Антоний. Та популярность и как бы боевая позиция, которую оба названных духовных лица заняли в нашей современной жизни, не совсем приходились ему по вкусу и не во всем встречали его поддержку и сочувствие...» 61

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Главизна христианских праздников Благовещение Пресвятой Богородицы чтится столь свято русским народом, что в благознаменательный сей день, по народной поговорке, даже «птица не вьетъ себе гнезда». „Какова погода на Благовещение, такова будет она и в светлое Христово Воскресение“, говорит русский человек, празднуя сей нарочитый день и мыслию своею переносясь к еще более радостному «праздников празднику» – св. Пасхе. Мысль всякого сына православной Церкви в этот день невольно останавливается на том убогом и некогда безславном городке Галилеи – Назарете, о котором сложилась нелестная народная молва у древних евреев: от Назарета может ли что добро быти (Иоанн. 1:46), но который для верующего сердца теперь стал особенно дорог и мил, по тем трогательным и умилительным воспоминаниям, какие внедряет в умы всех Св. Евангелие. Здесь совершилась «главизна нашего спасения» – зачатие по наитию Духа Свята от неискусомужныя Девы Марии Спасителя мира ( Матф. 1:18 ), после чудесного явления ей архангела Гавриила ( Лук. 1:26–35 ). Здесь пережил праведный Иосиф Обручник, хранитель девственной чистоты Богоматери, «бурю сумнительных помышлений», когда увидел Св. Деву «непраздну сущу» или, по выражению церковной песни, «бракоокрадованну» и хотел ее «тай пустити от себя» ( Матф. 1:19 ), но успокоен был видением ангела во сне, сказавшего: «не бойся прияти Мариам жены твоея, родшее бо ся в ней от Духа есть Свята (ст. 20). Здесь провел Господь наш Иисус Христос свои детские и отроческие годы под убогим кровом праведного Иосифа и Пресвятой Девы Марии, „бе повинуяся имаи ( Лук. 11:51 ), и отсюда-то на всяко лето с 12-летнего возраста Он совершал с своими родителями хождения в Иерусалим на праздник Пасхи (ст. 41). В этом Назарете в синагоге Он выступал с проповедью по субботам, и после одной из них озлобленные иудеи едва не свергли Его со скалы (4:28–29). Не удивительно поэтому, что те из благочестивых русских людей, на долю которых выпадает завидный удел посетить Св. Землю, не пропускают случая совершить паломничество в Назарет и особенно ко дню праздника Благовещения. Только болезнь и самые неустранимые причины могут удержать паломника от путешествия в Галилею.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державное призвание русской литературы 01.12.2023 190 Время на чтение 10 минут Источник: «Два века русской классики» Гойкович Р. Державное призвание русской литературы//Два века русской классики. 2023. Т. 5, 4. С. 6–15. Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Хорошим введением к теме призвания русской литературы служит цитата Ивана Ильина, русского православного мыслителя ХХ в.: «Русская литература создавалась людьми, проникнутыми духом Православия... И если мы пройдем мыслью от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову, то мы увидим гениальное цветение русского духа из корней Православия...» [Ильин 2: 64]. Если принять во внимание, что культурное становление Руси как цивилизации и великий расцвет ее государственности с последующим возведением в статус империи начинается с крещения князя Владимира, то мы можем смело развить мысль Ильина применительно уже к русской государственности. В таком случае вместо писателей следует назвать великих русских князей и императоров, проникнутых Православием. Тогда цитата Ильина могла бы выглядеть примерно так: «Русская государственность создана людьми, проникнутыми духом Православия... И если мы переместимся в уме от равноапостольного, благочестивого великого князя Владимира к Ярославу Мудрому, Владимиру Мономаху, Андрею Боголюбскому, Александру Невскому, Даниилу Московскому, Дмитрию Донскому и святому царю-мученику Николаю II — мы увидим гениальный расцвет русской государственности из корней Православия». Что касается самой литературы, то православный корень гораздо старше Пушкина и перечисленных великих русских писателей, ибо Православие издревле было главной темой русской литературы. Даже в сохранившихся произведениях языческого периода, написанных до крещения Руси, христианская нравственность существовала в русских народных обрядах, обрядовых песнях и сказках. Христианство добавило героев и сюжеты, в которых мы видим борьбу с греховностью падшего человека.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/01/derzha...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Если мы утратим Веру и традиции - потери будут невосполнимы» Доклад на Викариатском этапе XXXI Международных Рождественских образовательных чтений 02.12.2022 635 Время на чтение 24 минут Фото: из личного архива автора В московском храме Преображения Господня на Преображенской площади 26 ноября состоялся Викариатский этап XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». С большим и обстоятельным докладом на мероприятии выступил глава Калязинского района Константин Геннадьевич Ильин по вопросам русской идеологии и об опыте района в духовно- нравственном воспитании молодежи, который мы и представляем вниманию наших читателей. Государства, построенные на нравственных принципах, всегда имели социальное, экономическое и политическое преимущество, что приводило к их процветанию и росту благосостояния. Поэтому единственный способ выхода из любого кризиса, победить в войне – повысить нравственность, духовность народа. Экономику, даже после самых сильных потрясений и войн, можно восстановить в короткие сроки. Но если мы утратим свои традиции, культуру и особенно истинную православную веру – эти потери будут невосполнимы. Повсеместной бедой для воспитания нравственности молодежи является глобальная цифровизация и информатизация. Воспитание и обучение детей и молодежи осуществляется в условиях неконтролируемой, агрессивной и разрушительной информационной среды, настоящей информационной войны. А мы знаем, что это и есть один из шести способов разрушения страны наряду с экономическим, идеологическим и другими видами оружия. Томится дух и плачет безутешно, облекая горький плач свой в слова древней молитвы: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да придет царствие Твое в России! Да будет воля твоя в России…» Так дерзновенно взывал некогда ко Господу великий русский праведник и чудотворец отец Иоанн Кронштадтский. Так бы и нам всем вопиять ныне – памятуя древнюю славу Руси, скорбя над ее нынешним убожеством и срамом…

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/02/es...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест Серафима 11.12.2019 655 Время на чтение 9 минут Источник: Портал Культура Аристократ, доблестный офицер, светило народной медицины, прекрасный историк и публицист, выдающийся богослов и пастырь, а еще замечательный иконописец, композитор, администратор, хозяйственник — трудно представить, чтобы столько свойств-дарований соединились в одной личности. Пришедшие 30 ноября 1937-го арестовывать его сотрудники НКВД о подобных вещах не задумывались. Они видели перед собой тяжело больного старика, проблемой для них стало лишь то, что он не мог идти сам. Вместо «воронка» вызвали «скорую помощь», потащили на носилках... 11 декабря наша церковь отмечает память священномученика Серафима (Чичагова), митрополита. Чичаговы, среди которых были генералы, два адмирала и другие знатные, уважаемые особы, честь своего рода несли высоко. Казалось, что и жизненный путь сына артиллерийского генерал-майора, получившего по рождении имя Леонид, определится его происхождением. До поры до времени так и было: элитный Пажеский корпус, звание камер-пажа Высочайшего двора, примерная служба в лейб-гвардии, офицерский мундир Гвардейской конно-артиллерийской бригады, скорая возможность отличиться на войне, да еще какой — освободительной, по сути священной... В 1877 году весь русский народ на волне высочайшего подъема, с колокольным звоном, молебнами и бравурными маршами провожал свою армию, выступившую спасать братьев-болгар. В сражениях молодой гвардеец показал себя достойно. Дрался под Плевной, Горным Дубняком, Телишем, переходил по заснеженным кручам через Балканы, участвовал в прорыве последних рубежей турецкой обороны под Филиппополем (нынешний Пловдив). Как итог — три боевых ордена, наградная сабля от императора. В жесточайших боях подпоручик Чичагов не получил ни единой раны, хотя вокруг лились моря крови, корчились от нестерпимых мук, падали замертво такие же офицеры и простые солдаты. Сопереживая им всей душой, он часто размышлял об истинных смыслах жизни, страданий, подвига. Сразу же после войны судьба свела его с праведным Иоанном Кронштадтским. Тот не только сумел ответить на тревожившие молодого человека вопросы, но во многом оказался близок ему. Леонид Чичагов тянулся к этому священнику, как к чистому, способному утолить душевную жажду роднику. На три десятка лет о. Иоанн станет его духовником и наставником.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/11/krest_...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010