Закрыть itemscope itemtype="" > «Свет Балтийского Православия» Собор святых Эстонской земли 02.12.2020 5745 Время на чтение 4 минуты Источник: Царьград Церковный календарь на 1 декабря Фото: www.pravoslavie.ru, www.globallookpress.com 1 декабря (18 ноября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Вторник 26-й седмицы по Пятидесятнице (26-й недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Тем, кто следует церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору святых Эстонской земли и память шести известных нам поимённо святых. Собор святых Эстонской земли. Русская Церковь никогда не была узкоэтнической. Издревле она объединяла православных христиан разного происхождения: народы славянские и романские, тюркские и финно-угорские. Не является она и узкогосударственной: окормляемый ей Русский мир много шире современных границ России. Входят в него и эстонские земли, собор святых которых празднуется Церковью 1 декабря. Собор был установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, уроженца Эстонии, около четверти века возглавлявшего Таллинскую епархию. Согласно указу была написана и икона " Собор святых земли Эстонской " , которая находится в Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина. Среди святых земли Эстонской – благоверный князь Александр Невский, в честь которого освящён главный православный собор Таллина, и преподобный Иона Псково-Печерский, в XV веке окормлявший православное население в окрестностях нынешнего Тарту. Праведный Иоанн Кронштадтский, много сделавший для развития общин православных эстонцев, и целый ряд новомучеников и исповедников XX столетия. Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: История Православия в Эстонии насчитывает многие столетия. Многие семена православной веры были посеяны здесь русскими миссионерами, в первую очередь из новгородских и псковских земель. Создавались очаги православной духовности. Строились усилиями нашего народа храмы, многие из которых до сих пор стоят, будучи замечательными памятниками культуры и истории, но в первую очередь – памятниками силе веры. Ведь храмы созидаются лишь тогда, когда они нужны верующим людям. И это видимое материальное предание нашей Церкви является надёжным подтверждением глубинных связей, которые существуют внутри нашей Церкви между людьми разных национальностей. И в Эстонии это чувствуется особенно ясно...

http://ruskline.ru/opp/2020/12/02/svet_b...

Закрыть Возсиял наш светильник К 100-летию со дня блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского Священномученик Иоанн Восторгов   03:00 03.01.2008 1280 Время на чтение 7 минут Слово, произнесенное 6 декабря 1907 г. в Кронштадтском Андреевском соборе Повествуется в одном древнем житийном сказании, что к некоему благочестивому старцу-подвижнику приходили со всех сторон слушатели и почитатели, прося молитв, совета, благословения. Многие и о многом спрашивали его, и всем и каждому он отвечал в меру Духа, ему данного. Только один юноша, всегда посещая старца, сидел у ног его молча и ни о чем его не спрашивал. Однажды старец, заметив это, наконец, обратился к юноше с вопросом: почему он молчит и ни о чем его не спрашивает? Юноша ответил: " Отец мой! Для меня довольно только слушать и смотреть на тебя! " Старец Кронштадтский - вы знаете, о ком я говорю - разве не напоминает нам и не повторяет ли на наших глазах в течение десятков лет этого древняго старца? Неистребимо живет в душе человека потребность найти и облобызать святыню, поклониться ей, побыть в ея освящающем и поднимающем дух общении. У русскаго православнаго народа потребность эта является особенно повышенною, она заполняет и потрясает всю душу народную, господствуя над всеми другими ея интересами и запросами. И вот сюда, к чудному старцу, столько лет обращает свои взоры святая и свободолюбивая Русь. Одни к нему являлись лично, с ним молились и молятся, получают совет и благословение, получали нередко и дар чудодейственной помощи. Как их ни много, они, сравнительно со всею Русью, едва приметная часть народа. Все прочие, как юноша перед древним старцем, только созерцали это дивное видение нашего времени и радовались Божией благодати, в нем почивающей, и возгревали веру и упование, и насыщались его обильною духовною трапезою слова, молитвы, непрестаннаго поучения, - поучения его жизни, подвига, любви, щедродательности, горящей веры и горящаго слова, исходящаго из уст его. От страны глубокой полунощи, где в борьбе с суровой природою, спасаясь от врагов, нашел себе русский человек пристанище свободы и училище крепости духа и характера, возсиял наш светильник. Там некогда возросли великие духом преподобные Трифон и Феодорит, Зосима и Савватий, Герман и Кирилл и многие другие. Их духом напоенный, стоит здесь более полувека великий в простоте веры и смирении пастырь-молитвенник, - на грани русскаго царства, у полунощной столицы, на конце земли русской, у самаго моря, светя, как маяк, разбиваемым житейским кораблям среди мирских бурь и тревог житейских.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Как это «верить в Россию», - скривится какой-нибудь церковный либерал? Верить нужно только в Господа Бога, а верить в Россию - это язычество, национализм, этнофилетизм и проч. и проч. Нету тут даже и запаха никакого национализма и язычества. Национализмом и язычеством пахло бы, если б кто-нибудь призывал верить в какую-нибудь Японию или Данию. Ничего не имею против Японии и Дании, против японской и датской культуры, только они не могут быть предметом веры, как, впрочем, и любая другая страна, кроме России. А потому верить в эти страны - верный признак национализма. Впрочем, ни одному чужеродному национальному гению и в голову не приходило призвать верить в свою страну. Немцы только в горделивом самомнении предлагали считать их Германию «превыше всего». Не то у Тютчева. Не Россия - превыше всего, а в Россию - нужно верить. К слову, особость России понимали и признавали внимательные, чуткие иностранцы. Одни, как англичанин Хэлфорд Маккиндер, с тревогой и ненавистью. Основоположник британской геополитики назвал нашу страну, точнее территорию, которую мы по Промыслу Божию занимаем, «Хартлендом», сердцем мира, срединной землей и утверждал: «Кто владеет Хартлендом, владеет мировым островом [Евразией. - А.С.], кто владеет мировым островом, тот владеет миром». И англосаксы во все века (и до Маккиндера и после) стремились и стремятся по сию пору вытеснить Россию из Хартленда. Другие инородцы, как немецкий поэт Эрих-Мария Рильке, писали об особости России с любовью. Из своего путешествия по Отечеству нашему Рильке вынес стойкое убеждение: «Другие страны граничат с горами, морями и реками, Россия же граничит с Богом». Как точно и метко! Пожалуй, точнее выразился только праведный Иоанн Кронштадтский: «Россия - это подножие Престола Господня». А Николай Васильевич Гоголь призывал каждого Русского возблагодарить Бога за то, что он родился Русским. Но ведь это значит, что нужно соответствовать этому высокому предназначению - быть Русским! А непобедимый Александр Васильевич Суворов в упоении восклицал: «Мы - Русские! Какой восторг!». Подумать только: сердце великого полководца переполнял восторг от мысли, что он - Русский... Да, утратили мы, нынешние русичи, такое понимание предназначения Русского человека.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/29/ro...

Май 1 мая Благодарю Господа, сподобившего меня совершить Божественную литургию твердым голосом (молоко и телятина накануне вечером) и причаститься неосуж- денно Божественных и животворящих Таин (меньше надо растворять). Не к тому себе, но Тебе жити даруй мне, Господи, не самолюбию работать, но любить Тебя и ближнего. 1 мая Благодарю Господа, дохнувшего в мое сердце дыханием Своим животворящим по молитве искреннего сокрушения и покаяния моего по Его же милующей и просвещающей благодати, помиловавшего и укрепившего меня непреткновенно и бодренно совершить панихиду по усопшей рабе Божией Варваре Горемыкиной (генеральше) в сослужении с отцом Порфирием Надпорожским, в присутствии офицеров и дам, военных офицеров. Вспомни, что ты слышал от отца Петра Петровича Преображенского касательно духа и направления учеников штурманского или технического училища, в коих он преподает Закон Божий и русский язык, и имей это ввиду, как они смотрят на нас, священнослужителей, на Закон Божий, на богослужение, на храм, на религию. Крайне нелепо и безотрадно. О, дух века! О, материализм! Благодарю Господа и Пречистую Богородицу Марию, сподобившего совершить непреткновенно три дневных службы. Благодать Господня, заступление Пречистыя. Аминь. Молихся – и видех сию помощь. О скоропослушниче Господи! Слава Тебе! О скоропослушница Богородица, слава Тебе! Аминь. 2 мая Благодарю Господа, явившего мне дивную Свою помощь во время служения утрени, литургии и вечерни в непреткновенном служении и даровавшего мне ясный и крепкий голос. Благодарю Царицу мою, Пресвятую Богородицу, скорую Помощницу. Служил после утрени сряду раннюю. Прости мне, Господи, чувства неприязни к сестре моей Анне К. Даждь мне снисходить к ней, как Ты снисходишь и долготерпишь мне. Кто без греха? Я – первый грешник. Насади, Владыко Всемилостиве, всади в сердце моем любовь долготерпящую и всё покрывающую. Пусть жена моя, не имея своих детей, поводится с детьми сестры своей: они чада отрождения, чада Божии; это дело богоугодное, только бы у десяти нянек не испортились дети, только бы мать, пространно питаясь, не умерла заживо, мало-мало что делая, да и я не умер бы заживо, питаясь пространно. Помилуй нас, Господи! Жена моя самоотверженная, любящая жена и женщина. Я не таков. Она много, много достойнее меня во многих отношениях. Слава Господу! 3 мая. Утро. 3 мая

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Надежда Киценко Скачать epub pdf Предисловие Вся русская история читается как жития святых. Константин Аксаков Святые – это воистину живые иконы. Будучи одновременно и зримыми Божьими посланниками, и бесспорными нравственными идеалами, они как бы концентрируют в своих образах духовные чаяния породивших их эпох. Несмотря на очевидный вневременной характер христианских ценностей, подобная привязка святого ко времени, в котором ему было предначертано прославиться, несомненна. Поэтому изначальный образ святого может со временем начать все меньше и меньше отвечать духовным запросам потомков. Так, например, крутой нрав, востребованный ситуациями сильных потрясений, позже, в более мирные времена, может показаться излишне агрессивным. Если святой при жизни избрал политическую стезю или преуспел на ином мирском поприще, не исключено, что впоследствии подобные обстоятельства обернутся досадным анахронизмом, существенно осложняющим его церковное почитание. Если же расхождения между велением времени и церковной практикой становятся слишком заметными, то меры преодоления такой ситуации могут стать самыми радикальными, вплоть до перемены канонических текстов. Так, в XX в. политическая конъюнктура вынудила Русскую православную церковь прекратить молиться о здоровье императора и о его победе над врагами; заставила Римскую католическую церковь исключить св. Христофора из сонма святых и исключить из богослужебных правил фразы, которые могли бы трактоваться как антисемитские; обязала протестантские конфессии переработать песнопения, где просматривалась женская «дискриминация». В этом смысле образ святого праведного Иоанна Кронштадтского парадоксален. Несмотря на его нескрываемую и даже нарочито демонстрируемую политическую позицию, он остается непререкаемым авторитетом вот уже для нескольких поколений верующих, причем самых разных идейных убеждений и пристрастий. Поражает его удивительная органичность как для пореформенной России, так и для рубежа XX и XXI вв. Сегодня он современен для нас в такой же степени, как и сто с лишним лет назад – для своей воистину многомиллионной паствы, разбросанной по бескрайним просторам Российской империи. Не потому ли и сейчас, как и веком ранее, многие православные величают о. Иоанна «святым нашего времени»?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

< >< назад > ПЛАЧ ПО РУСИ ВЕЛИКОЙ   А вслед героям и вождям Крадется хищник стаей жадной,      Чтоб мощь России неоглядной Размыкать и продать врагам: Сгноить ее пшеницы груды, Ее бесчестить небеса, Пожрать богатства, сжечь леса И высосать моря и руды... М. Волошин       СЕМЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ минуло с той поры, как написаны эти строки. Сколько горя и скорби, величия и мужества вместили эти годы! Безжалостное время сплавило в единый жгучий состав боль потерь и радость побед, безумие святотатственного разгула и пламенную ревность исповедничества, тихое счастье усердной молитвы и дьявольскую злобу изуверного богоборчества.      И вот сегодня (горе нам!) - стихотворные строчки звучат как слова сбывшегося пророчества. Россия моя, Россия, что с тобой стало теперь! Ужель и впрямь канули в лету герои и вожди твоего славного прошлого, глашатаи твоей великой судьбы, служители святой правды Божией? Ужели крадущаяся походка твоих новых хозяев да тихий шорох их проворных лапок, воровато шмыгающих повсюду в поисках наживы, - последнее, что суждено тебе увидеть и услышать, прежде чем они предадут поруганию и забвению самое имя твое, самую память о тебе, Россия?      Болезнует сердце и скорбит душа, Господи, - глядя, как калечат и мучают Святую Русь - избранницу Твою, подножие Престола Твоего, земное небо, кладезь веры, верности и чистой любви... Томится дух и плачет безутешно, облекая горький плач свой в слова древней молитвы: " Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России... " Так дерзновенно взывал некогда ко Господу великий русский праведник и чудотворец, отец Иоанн Кронштадтский. Так бы и нам всем вопиять ныне - памятуя древнюю славу Руси, скорбя над ее нынешним убожеством и срамом...      Взяв пример от древних, желаю излить скорбь свою в словах обличения, словах вразумления и совета страждущим соотечественникам моим - и не нахожу слов должной силы и глубины. В драгоценном святоотеческом наследии Церкви ищу их, обретая властный слог духовного назидания в творениях великих предков наших - исповедников, страстотерпцев и подвижников - ревностных защитников русских святынь.

http://zavet.ru/book/ioanns08.htm

НЕУЖЕЛИ НЕ ПОРА, НАКОНЕЦ, ПРОЗРЕТЬ И ОПОМНИТЬСЯ? Две знаменательных даты в судьбах нашей Родины России только что отметили мы, как и ежегодно отмечаем их в нашем горьком изгнании, – день рождения и, одновременно, день тезоименитства величайшего пастыря нашего времени, праведника, молитвенника и чудотворца приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского – 19 октября ст. ст. и страшный день кровавой большевицкой революции в России, когда окончательно и бесповоротно пришли к власти над нашей Родиной лютые безбожники и богоборцы, поставившие своей главной задачей искоренение веры в Бога и уничтожение Церкви Христовой, и не только у нас на Родине, но и во всем мире, – 25 октября ст. ст. И, может быть, не случайно эти даты следуют так близко одна за другой. Не для того ли это, чтобы мы могли  сопоставить  их значение для России и сделать из этого соответствующие выводы. Кем был для России приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский ? Каждому верующему непредубежденному православному русскому человеку это должно быть совершенно ясно. Для обреченной за Богоотступничество на гибель России он был подлинным пророком Божиим, проповедующим Истину, обличающим ложь, призывающим к покаянию, предрекающим близкую кару Божию за грехи. «Научись, Россия, веровать», взывал он в одной из многочисленных на подобные темы вдохновенных проповедей своих: «в правящаго судьбами мира Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству». «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Возстань же, русский человек!»... «Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным, коих не было прежде в России?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чащу – и вам и России!» И грозно предрекает:  «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению   (важно отметить, что это сказано в период затишья в 1907 году). Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то  она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония»...

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

О значении молитв за усопших, о родительских субботах и памяти смертной. Часть 1. 15.04.2021 16:48:56 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2021/04/04/19-00 Е.Смирнова - Мир вам, дорогие братья и сестры. Сегодня с вами наш постоянный автор, старейший клирик Казанского собора на Красной площади, протодиакон Константин Лаптев. И тема нашей передачи «Память смертная». о. Константин – Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодняшняя наша тема большая и важная, ибо каждого ждет конец жизни. И как мы к нему придем, как мы его воспримем, несомненно,, волнует людей, даже, може, весьма далеких от веры и Церкви. Важно помнить, что Бог смерти не сотворил, как говорится ещё в Ветхом Завете. Смерть явилась следствием нашего греха. Она проникла в нашу природу, поразила её и стала неотделимой. Во Христе мы получаем вновь доступ к вечной жизни, доступ к воскресению. Во Христовом Воскресении мы преодолеваем и побеждаем смерть. Христиане – это те, кто уповает вновь стяжать вечную блаженную жизнь. Но мы также веруем, что это возможно только в Боге и с Богом. Только сила воскресшего Христа избавляет нас от этой страшной, казалось бы, неумолимой власти смерти, вводит в вечную блаженную жизнь. Евангелист Иоанн в 10-й главе Евангелия повествует, что Господь беседовал с иудеями в притворе Соломоновом. Он сказал такие слова: «Аз приидох, да живот имут и лишше имут». Если переводить на русский, то: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Что больше, чем просто жизнь? Это как раз жизнь, не знающая смерти и страданий, жизнь вечная и жизнь блаженная. Еще раз скажем, эта жизнь возможна только с Богом и в Боге. Только Божественная сила исторгает человека из бездны греха и тления как следствия грехопадения, дарует эту вечную жизнь. От нас требуется только вера, покаяние, очищение от грехов и стремление жить праведно по заповедям Божиим. Видя наше стремление, Господь дарует благодать, ведет нас по жизни к её достойному завершению и стяжанию Царствия Небесного. В «Символе веры» мы исповедуем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

Патриарх Алексий I (Симанский)      Книга посвящена Алексию I (Симанскому; 1877–1970), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Он прожил долгую и трудную жизнь. Был предстоятелем нашей Церкви в течение 25 лет (1945–1970). На его долю выпало возрождать Русскую Православную Церковь в послевоенные годы. Мудрая позиция Патриарха Алексия I, его исключительно высокий в глазах всего общества авторитет сыграли важнейшую роль в деле сохранения и последующего возрождения церковной жизни в России. Святейший Патриарх Алексий говорил: «Русский народ не верит громким словам иного пастыря-проповедника, словам, в которых не слышно голоса Священного Писания и святых отцов, но в которых обильно рассыпаны земные слова земных художников слова. Речи таких проповедников не проникают в сердце русского православного человека. Он ищет у пастыря разъяснения слова Божия, ждет, чтобы в проповеди своей указал ему путь, по которому ему надлежит идти; и тогда такому пастырю открывается его сердце». Таким пастырем был и сам Святейший Патриарх Алексий I. Его архиерейское служение проходило в чрезвычайно сложное время. Россию потрясали трагические события: Первая мировая война, падение самодержавия, революция 1917 года, расколы и нестроения в Церкви двадцатых годов, гонения на Церковь, Великая Отечественная война. Первоиерарх Русской Церкви, всегда разделявший с народом все его испытания, нес бремя великих забот и полагал свою душу за паству, вверенную ему Господом. Святейший Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября 1877 года в Москве. Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству. На внутреннюю атмосферу дома Симанских оказывало большое влияние то, что бабушкой будущего патриарха по материнской линии была игумения Леонида (Озерова), духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского, настоятельница Московского Новодевичьего монастыря. В гостях у деда Сергея Симанского, Андрея Владимировича, бывал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1900 году Сергей Симанский поступил в Московскую духовную академию, в 1902 году епископ Арсений (Стадницкий) совершил над Сергеем постриг и нарек его Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского, в 1903 году епископ Арсений рукоположил своего ученика во иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/100504.html

поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Выступление на открытии XVI Всемирного русского народного собора " Разделение Церквей и последовавшие затем крестовые походы на Восток, как и орденские нашествия на северо-запад Руси, привели к расколу европейской цивилизации " . 1 октября 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XVI Всемирный русский народный собор " Рубежи истории – рубежи России " . Церемонию открытия и первое планарное заседание возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемый Президиум! Участники XVI Всемирного русского народного собора! Тема нынешнего Собора – " Рубежи истории – рубежи России " . Я хотел бы вместе с вами поразмышлять над этими словами. Смысл первой части фразы понятен: речь идет о памятных датах, которые мы отмечаем в нынешнем году. Гораздо сложнее и глубже, однако, значение второй части, где говорится о рубежах России. Какие рубежи мы имеем в виду? Идет ли речь о чем-то исключительно материальном, осязаемом, вещественном? Или о чем-то большем? О ценностях, идеалах и смыслах, о том, что нельзя измерить в квадратных километрах и в рублях? Для нас, собравшихся в этом зале, очевидно, что рубежи России – это не только ее географические границы. Вне всякого сомнения, понятие рубежей наполнено духовным смыслом. Оно включает в себя, прежде всего, нравственные границы, нравственные пределы, за которые мы не можем и не должны отступать. Вспомним слова, произнесенные в суровые дни 1941 года, когда смертельный враг стоял у ворот столицы: " Отступать некуда, позади Москва! " Но не раз и не два в русской истории возникали моменты, когда полчища противника не бряцали оружием и по карте не пролегала линия фронта, однако нашим предкам приходилось произносить такие же священные слова: " Отступать некуда, за нами – наша страна, православные святыни, сердце нашей цивилизации " . Наверное, именно такой ответственностью вдохновлялись в свое время Патриархи Гермоген, Тихон и Сергий, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святые новомученики и исповедники нашей Церкви.

http://religare.ru/2_97047.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010