Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении: а) рационалистических: адвентистов, баптистов, бессмертников [и др.] б) мистических: «братцев», еноховцев, иоаннитов [и др.] Источник Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении а.) рационалистических: б) мистических: Адвентистов. " Братцев». Баптистов. Еноховцев. Бессмертиников. Иоаннитов. Духоборов. Малеванцев. Жидовствующих. Нового Израиля. Евангеликов. Прыгунов. Иеговистов. Скопцов и Новоскопчества. Иудействующих. Хлыстов и Новохлыстов. Молокан. Шалопутов. Назареев. Мелких видов. Пашковцев. Хихулитов. Скакунов. Субботникови Воскресников. Толстовцев и Штундистов. О возникновении сект, ересей и о сущности их заблуждений «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…да от- кроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ) 1) Эти пророческие слова праведн. Симеона, сказанные им при сретении младенца Иисуса Христа, дают вкратце понятие о возникновении разных ересей и сущности их заблуждений: Господь Христос послужил камнем преткновения и соблазна ( 1Пет.2:7–8 ) для не уверовавших в Него, как Мессию Иудеев, и камнем краеугольным, драгоценным для уверовавших как иудеев, так и Еллинов и для всех колен и племен народов. Но и для многих из уверовавших Господь стал: «в предмет пререканий». Вот эти-то «пререкания» и прекословия лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) уклонили многих от истинной веры, особенно, тех, кто не пленял всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ; 1Кор.1:19, 3:19 ). 2) Во все времена христианства возникали ереси, т. е. уклонения от истинного познания Бога и отношения человека как твари к Творцу своему: еще в дни апостолов появлялись уже еретики-лжеучители и увлекали за собою других; так, писал Ап. Павел к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты; ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим.4:14–15 ). Или «имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих» ( Фил.1:16 ; ср. 1Тим.6:3–5 ; 2Тим.3:5 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Антон Владимирович Карташёв родился в семье рудокопа в селе Кыштым на Урале. При существовавшем тогда в народе страхе перед детской смертностью его крестили в день рождения 11 июля 1875 года. Счастливым – и необычным для рабочей среды – оказалось его определение в духовное училище. После него он окончил Пермскую семинарию и поступил в Петербургскую Духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1899 году. Русская интеллигенция, как до революции, так и теперь, плохо представляет себе всесторонность образования, получаемого в старых духовных школах. Древние языки – греческий и латинский, основы общего образования, подробнейшее изучение Ветхого и Нового Заветов, требовательный подход в академиях к историческим знаниям, обязательное изучение древнееврейского и современных европейских языков,– все это открывало перед студентами возможности духовного и умственного развития. Позже в эмиграции в Париже Карташёв был известен как увлекательнейший рассказчик о «святых» академиях, где – в отличие от бурсацкой казенщины в семинариях – преобладала атмосфера серьезного научного труда и подлинной церковности. Именно от Карташёва мы, студенты, слышали об историке В. В. Болотове , знавшем только три дороги: в аудиторию, в библиотеку и в храм; об «умнице» Сергии Страгородском , ректоре академии, впоследствии местоблюстителе и патриархе; о «праведном» Вениамине Казанском, однокашнике Карташёва, а затем митрополите Петроградском, мученике за веру, погибшем в 1922 году. В Петербургской академии Карташёву как будто предстояла профессорская карьера. Он был оставлен при кафедре русской церковной истории и получил звание доцента. Его статьи стали появляться в журнале академии «Христианское чтение» 1 . Но революционные события 1905–1906 гг. подтолкнули его, начинающего либерального ученого, к уходу из академии и к занятию должности библиотекаря в императорской Публичной библиотеке. При этом Карташёв читал лекции по истории религий и церкви на Высших женских курсах. Никогда не порывая с церковью, он стал одним из активнейших участников религиозно-философских собраний, а в 1909 г. председателем Религиозно-философского общества. О своих связях этих лет с религиозной интеллигенцией, включая особенно Д. С. Мережковского, Карташёв говорил в Париже меньше, чем о своей церковной молодости. Возможно, что его же собственные высказывания тех лет в духе Мережковского об отживании «исторического христианства» стали впоследствии неприемлемыми для него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Во всей вселенной – во всех мирах, видимых и незримых нами, сколь они ни велики и ни бесчисленны – во всем этом дивном, премудром, прекрасном, живом мировом механизме явно примечается одна премудрая, всемогущая, личная, безначальная, всеблагая, и всеобъединяющая Сила, которая дала всему этому бесконечному и разнообразному механизму единство, порядок, чудную гармонию и красоту, в целом везде одинаковую, постоянную и неизменную. На обитаемой нами земле во всех одушевленных и неодушевленных творениях заметны также разнообразие и единство родов и видов в животных и растениях, единство и согласие действий, обычаев, нравов, инстинктов и вообще проявлений жизни. Например, с наступлением осени перелетные птицы длинными вереницами, под управлением передового вождя своего, как колонновожатого, тянутся в воздушных высотах в теплые страны. С наступлением весны они опять такими же вереницами летят, тоже под управлением передового, к нам на житье и промысл свой и на вывод подобных себе. Пчелы и муравьи дружно трудятся, под управлением и руководством матки или царька, заготовляя себе на зиму пищу и жилище; однолетние растения увядают и пропадают, но виды их в семени и зачаточном состоянии остаются неизменными и при благоприятной, теплой температуре пускают опять свои отростки и развиваются в те же прекрасные и живые формы, как и в прошлый год. Во всем – в малом и великом – в течении светил и действиях стихий, во всех растениях и животных приметна одна всесозидающая, всеоживотворяющая, всеукрашающая, всеправящая Рука Невидимого Творца и Промыслителя. Эта же всеправящая Рука правит и всеми народами, всем родом человеческим; она поставляет царей и преставляет, и на место одних возводит других. Она возвела и на престол Русского Царства Нового Царя, отрасль так еще недавно почившего Царя-Родителя. «Мною, говорит Бог , Цари царствуют и повелители узаконяют правду» ( Притч. 8:15 ). Царь – образ Бога на земле, Правителя вселенной. «Слушайте цари и разумейте, научитесь судьи концев земли, внимайте обладатели множества и гордящиеся пред народами: От Господа дана вам держава, и сила от Вышняго, Который изследует ваши дела и испытает намерения» ( Притч. 7:1–3 ), взывает премудрый Царь к подобным ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава VII. Соотношение некоторых трактатов «Камня веры» с соответствущими трактатами Феофана Прокоповича В заключение нашего исследования считаем не лишним, для характеристики догматических воззрений «Камня веры», сопоставить некоторые из его трактатов с соответствующими пунктами догматического учения Феофана Прокоповича . Стефан Яворский и Феофан Прокопович существенным образом расходились между собою в догматических убеждениях: первый считал учение Феофана, преподававшееся им в Киевской духовной академии и содержавшееся в его богословских письмах, «новым, не согласным святей нашей Апостольской Православной Кафолической церкве», и видел в нем «препятие» к посвящению Прокоповича в епископский сан 736 . И действительно, на основании тех положений, которые были извлечены Стефаном Яворским из богословских лекций Феофана, можно судить, как далеко расходились оба эти богослова в своих суждениях об одних и тех же догматических вопросах. Вот некоторые из этих положений. «Духа святаго истина есть, яко первородный грех есть похоть» – это положение учения Феофана не согласовалось с одним из важнейших взглядов «Камня веры», по которому похоть сама по себе не есть грех 737 . «Закона Божия никто, аще бы и зело праведен, совершенно исполнити не может» – мысль, противоречащая учению «Камня веры», по которому «всяк человек праведный в житии сем, не своими силами, но божиею благодатию укрепляемый, может сохранити закон десятословия» 738 . «Человек ни благодать Божию, ни славу вечную заслужить себе (может) у Бога добрыми делами, аще и зело спасительными», – опять положение, разрушающее взгляд «Камня веры» на добрые дела, как заслуги человека пред Богом, которыми «стяжавается живот вечный» 739 . «Не дается от Бога правда внутренняя, но праведен бывает правдою Христовою чрез веру, себе приложенную, и единым невменением грехов от Бога» 740 – мысль, не согласная с учением «Камня веры», по которому «из грешника праведным человек бывает не внешнею вменительною правдою, но внутреннею: и оправдание есть внутреннее чловека обновление…» 741 . Из этих пунктов видно, что эпоха митрополита Стефана Яворского была моментом столкновения двух направлений русской богословской мысли: старого и нового, только что зарождавшегося. Чтобы ближе познакомиться с характером этих направлений, из которых главою одного был Стефан Яворский , а другого – Феофан Прокопович , сделаем сравнительный анализ учения Стефана Яворского и Феофана Прокоповича о двух важнейших догматов – об оправдании человека и о св. предании; а также сравним догмат «Камня веры» о св. мощах с апологиею нетления мощей киевских угодников Божиих у Феофана Прокоповича. Чрез такое сравнение, надеемся, рельефнее выдвинутся характеристические особенности «Камня веры». I. Трактаты об оправдании в «Камне веры» и у Феофана Прокоповича

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Россия и ее «окраины» на фоне «Февраля 1917 года»… История повторяется, но только за спиной «окраин» стоит Америка 22.04.2022 870 Время на чтение 10 минут Фото: из личного архива автора «Итак, Россия, Бога бойся, как прежде, и царя чти (ср.1 Пет. 2:17) и всякая душа да будет покорна высшим властям (Рим. 13:1)» (св. праведный Иоанн Кронштадтский) Вы знаете, что Останкинская ТВ - башня сделана из бетона, но вертикальная ее прочность и устойчивость поддерживается системой туго-натянутых стальных тросов, степень натяжения которых регулярно проверяется?.. И если эти тросы подпилить и подрезать, то даже просто при сильных ветрах и не слишком сильных ураганах – эта башня упадет! Начиная с середины XIX (девятнадцатого) века и до начала ХХ-го, либеральные слои внутри страны и вне ее подтачивали и подпиливали государственную «систему туго-натянутых стальных тросов» с энтузиазмом самоубийцы, намыливающего свою веревку. В феврале 1917 года на заключительном – по существу, победном – этапе первой мировой войны государство Российское с титульной государствообразующей русской нацией и, «окаймляющими» ее, окраинными национальностями, потеряло свою «вертикальную прочность и устойчивость», вместе с системой «туго-натянутых стальных тросов», суть – Православным Вероисповеданием, Истиной во Христе! Государство – упало! Упало – придавив и многих из тех, кто «подтачивал и подпиливал»! Среди всех прочих причин, способствовавших падению Империи, в инструментарии революционеров была одна, так называемая «затравка», безотказно действующая на маргинальные (денационализированные) слои не только титульной нации, но и «окраинных» маргиналов национальных меньшинств – искусственно, если не сказать гениально придуманный и раздутый, «великодержавный шовинизм». Гениальность – в «марксистской диалектике», а точнее, в двуличности наименования: великодержавный – исключительно положительный «тренд», так же, как Самодержавие Небесное! И, отрицательный план – какой-то, безвестный генерал Шовине (!?). В конечном счете, такую «затравку» могло изобрести только какое-нибудь шизофреническое воображение. Ну, да ладно!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/22/ro...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Это прорывной проект! Иерей Сергий Карамышев о начале выпуска «Русской народной линией» собственных художественных видеосюжетов 27.11.2012 1011 Слава Богу! «Русская народная линия» приступила к выпуску собственных художественных видеосюжетов. Художественных не по жанру, а по качеству исполнения. Смотрел - и душа радовалась. Краткие, емкие, увлекательные по содержанию описания подвигов героев Отечества - то, чего не хватало русской школе, русской культуре, начиная приблизительно с половины XIX века. Эти повествования тогда, разумеется, существовали и были доступны, однако же оттеснялись в общественном сознании на второй и третий план. На первом же плане господствовала либерально-революционная идеология. Не напрасно праведный Иоанн Кронштадтский ставил в пример русской школе систему патриотического воспитания, созданную в школе Германии. Там тогда не приветствовались либеральная расхлябанность и расслабленность - но воспевались подвиги героев, что и сделало справедливым утверждение, обычно приписываемое Бисмарку: Франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель. Не будучи специалистом по документальным фильмам, все же дерзну высказать свое мнение: оба сюжета, о протоиерее Стефане Щербаковском и гренадере Леонтии Коренном , смотрелись на одном дыхании. Текстовой материал отработан блестяще. Видеоряд совершенно соответствует тексту, равно как и музыкальное сопровождение. Найдены какие-то близкие к идеальным пропорции подачи вербальной, визуальной и мелодической информации. Отсутствие в сюжетах «говорящей головы» привносит легкость и ненавязчивость, так необходимые для раскрытия души и сердца перед, еще раз не постесняюсь сказать, художественным произведением. Думается, фильмы, столь причастные гармонии, невозможно создать без гармонии межличностных отношений творческого коллектива. И как отрадно, что авторы - высококвалифицированные специалисты. Такому творческому коллективу мог бы позавидовать любой центральный телеканал. Андрей Александрович Иванов - доктор исторических наук, выпускающий редактор РНЛ. Валентин Викторович Бархатов - выпускник Ленинг радского института киноинженеров по специальности «видеозвукотехника», технический специалист РНЛ. Анна Леонидовна Бархатова - выпускница Санкт-Петербургской академии театрального искусства и Государственного педагогического университета им. Герцена, помощник выпускающего редактора РНЛ.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/11/27/et...

Предисловие Пора нам, братьям по вере и по крови, объясниться по самому жизненному и самому важному делу и сговориться относительно совместной, неотложной деятельности, вызываемой тяжкими обстоятельствами нынешнего лукавого и смутного времени. Мы хотим поговорить о церковном деле и о нашем к нему отношении. Какие же дела являются более жизненными и более необходимыми, как не церковные дела? Таких дел нет, ибо церковные интересы, по сравнению со всеми другими земными интересами, являются единственно вечными, а потому и самыми для нас близкими, нужными и неизбежными. Но как раз эти дела находятся у нас в самом большом небрежении и даже, в забвении. Возможно ли, чтобы далее продолжалось такое забвение и такая непозволительная небрежность? Конечно, нет, и нам всем, именующим себя православными христианами, надо сделать усилие, чтобы наша леность и наше равнодушие к этому важнейшему в жизни делу как можно скорее исчезли. Иссякла ли у нас, русских православных, наша вера? Это вопрос очень сложный, и на него не легко ответить. Думается, однако, что людей сознательно и окончательно отрешившихся от православия не много. Громадное большинство людей принадлежит к числу слабоверующих, или же ставших равнодушными к делам веры. Но много есть и людей верующих, которые сознательно и спокойно могут произнести свое: «верую». Все наши храмы в воскресные и праздничные дни переполнены верующими и молящимися людьми, и это одно «свободное» собрание христиан, убеждает уже в том, что еще не так сильно оскудела наша вера, которая подкрепляется православным догматическим учением, величественным богослужением и душеполезными обрядами. О том, что вера у нас еще не оскудела, свидетельствует также и появление в недавнем прошлом людей праведных и духовно-одаренных, каким был, например, незабвенный «батюшка» отец Иоанн Кронштадский. А в этой распространенности и крепости веры – все наше спасение, весь залог нашего будущего усовершенствования и преуспеяния. Вот к этим-то не отрешившимся от христианства и верующим людям мы и обращаемся с нашим братским словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) ИОАНН И МАКАРИЙ (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)) ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_27.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Первосвятительский визит в Латвийскую Республику (комментарий в русле истории) Сщмч. Иоанн, архиепископ Рижский Архиепископ Рижский Иоанн (Поммер) Янис (Иоанн) Поммерс родился 6(19) января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье благочестивого православного крестьянина-латыша. Его родители были простые, набожные и благочестивые христиане. Постоянно помогая родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и был мечтательной натурой. Учился он прилежно и вел себя примерно. По Промыслу Божию бедному сельскому мальчику предстояла десятилетняя учеба в далекой Риге. В августе 1887 года Иоанн Поммер зачисляется в Рижскую Духовную школу, окончив которую, в 1891 году поступает в Рижскую Духовную семинарию. Уже тогда Иоанн отличался твердостью в вере. В июне 1897 года он окончил полный курс Рижской Духовной семинарии с дипломом 1-й степени. В том же 1897 году Иоанн Поммер назначается народным учителем в Ляудонскую приходскую школу, а в 1900 году по великой милости Божией поступает в Киевскую Духовную Академию. В годы обучения в Академии в нем укреплялась решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника Латвийской земли благословил великий молитвенник и чудотворец Русской земли св. праведный Иоанн Кронштадтский. В 1903 году в 27 лет Иоанн Поммер принимает монашеский постриг, 23 сентября 1903 года рукополагается в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года в сан иеромонаха. В 1904 году оканчивает Духовную Академию с отличием и степенью кандидата богословия. Учась в Духовной Академии, иеромонах Иоанн руководит пением академического хора. По окончании Духовной Академии иеромонах Иоанн направляется священноначалием в Черниговскую Духовную семинарию преподавателем Священного Писания. Начальство дает высокую оценку его трудам, и уже в 1906 году иеромонаха Иоанна назначают инспектором Вологодской Духовной семинарии.

http://sedmitza.ru/text/405834.html

Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о различных предметах христианской веры и нравственности Источник Отзыв газеты „РУССКИЙ ИНВАЛИД» 126 от 11-го июня 1900 года). М. Г. Кривошлык.–Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. 1899 г. С.-Петербург. Протоиерей отец Иоанн Сергиев, настоятель Андреевского собора в Кронштадте,– сын причетника Архангельской губернии, Пинежского уезда, села Суры, родился в 1829 году. (Ему теперь 69 лет 1 ). Он спит не более трёх часов в сутки, a иной раз ему едва удается вздремнуть, сидя, или едучи куда-нибудь в экипажах. Он всегда на ногах, постоянно служа в церкви, исповедуя и приобщая Св. Тайн сотни людей». «Государь Император Александр III, чувствуя приближение Своей кончины, пожелал видеть отца Иоанна и радостно встретил его. О. Иоанн молился с Царём, и Царь чувствовал силу его молитвы. 7-го октября, согласно воле Государя, о. Иоанн причастил Его Св. Тайн. Призванный затем Августейшим больным в самый день Его кончины, о. Иоанн, по желанию Царя, прочитал молитву об исцелении Болящего u помазал Его елеем от чудотворной иконы. Затем, по желанию Царя, о. Иоанн возложил руки на Его голову и долго не отнимал их. Государь, бывши в полном сознании, просил о. Иоанна отдохнуть, но о. Иоанн сказал, что не чувствует усталости, и спросил Его: «He тяжело ли Вашему Величеству, что я держу долго руки мои на главе Вашей?» Но Царь сказал ему: «Напротив, мне очень легко, когда вы их держите». Потом Царь продолжал: «Вы праведник: вас любит русский народ».– «Да, ответил о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». «Любит – сказал Государь,– потому, что он знает, кто вы и что вы». И действительно, известность отца Иоанна распространяется далеко за пределы Кронштадта и Петербурга. И известность эта происходит оттого, что о. Иоанн собираемые им от жертвователей деньги умеет раздать, умеет, выдавая, поощрить и научить бедняка уму-разуму. Его воскресные проповеди , произносимые в Андреевском соборе, привлекают тысячи людей. He все слышат, не все имеют возможность быть в соборе, а слышать хотят все ... И вот о. Иоанн стал печатать их. Затем они перешли в газету «Ведомости Спб. Градоначальства» и, наконец, попали в книжку, изданную М. Г. Кривошлыком. О. Иоанн говорит о молитве, о церкви, о чудесах в наше время,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010