Пятидесятилетие преставления приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского. Юбилейный сборник (1908–1958 гг.) Источник Скачать epub pdf Предисловие Благотворительный Фонд имени о. Иоанна Кронштадтского в гор. Ютика Н.Й. США, считая своим долгом и выполняя цель и задачу своей деятельности, издает настоящий Юбилейный Сборник ко дню пятидесятилетия со дня блаженной кончины приснопамятного батюшки отца Иоанна (1908–1958). Немало книг, статей и отдельных брошюр вышло в свет из печати об этом Великом Молитвеннике Земли Русской, но этот пастырь Православной Церкви, этот пророк и чудотворец нашего времени ТАК ВЕЛИК, что все написанное о нем – это малая толика того, что можно и следует написать о нем для христианского мира. Наш Сборник, с помещенными в нем ценными статьями о жизни, о значении для православного мира, о деяниях и творениях во славу Христа Спасителя отца Иоанна, предоставленными нам Архипастырями, Пастырями нашей Православной Церкви, почитателями и современниками о. Иоанна, не может заполннть того, что еще не написано об отце Иоанне Кронштадтском . Но мы надеемся, что наша работа все же частично восполнит этот пробел и мы своим Юбилейным Сборником дадим возможность многим ознакомиться ближе и больше с жизнью, деятельностью, чудесами и пророчествами Кронштадтского батюшки, а тем самым лучше понять и глубже полюбить о. Иоанна, как Молитвенника и Заступника пред Престолом Всевышнего за нашу многострадальную Родину и Русский народ. Правление Фонда приносит глубокую благодарность всем, приславшим свои статьи и воспоминания, а также всем жертвователям, приславшим свою жертву на издание Сборника, и этим оказавшим нам неоценимую помощь в увековечении памяти приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского . Правление Фонда им. о. Иоанна Кронштадтского . 1958 год. г.Ютика, Н. Й. Жизнь, подвиги и чудеса приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского Великий всероссийский праведник, молитвенник и чудотворец приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в селе Сура, Пинежского уезда, Архангельской губернии, на далеком севере России, в семье бедного дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Наречен он был Иоанном в память преп. Иоанна Рыльского, св. Церковью в этот день празднуемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором» «Приидите, вернии, во святую церковь , тамо бо Богородица омофором покрывает люди от всех напастей вражиих»  (стихира на мал. вечерни). Какой это особенно-умилительный и радостный праздник – Покров Пресвятой Богородицы, празднуемый св. Церковью 1-го октября по нашему православному календарю! И притом – наш, чисто-русский  праздник, хотя событие, воспоминаемое в нем, произошло не у нас, а в Византийской империи. Давно это было – более тысячи лет тому назад. В царственном град Константинополе, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором (головным покрывалом, спускавшимся на плечи) и частью пояса, совершалось всенощное бдение. На бдении присутствовал великий праведник того времени блаженный Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием. И вот, в 4-м часу ночи представилось им дивное зрелище. От главных врат храма шествовала величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и св. Апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее под руки, а множество святых, воспевая священные песни, сопровождали Ее. Когда Она приблизилась к амвону, блаженный Андрей, как бы не доверяя очам своим, спросил Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» – «Вижу, отец мой духовный», отвечал тот: «вижу и ужасаюся». И пока они смотрели, Она, преклонив колена, молилась долго-долго, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончив здесь молитву, подошла к престолу – молилась и тут за предстоящий народ. Завершив молитву, Она сняла с Себя блиставшее на подобие молнии великое и страшное покрывало, которое Она носила на Пречистой Главе Своей, и держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его над всем стоящим в храме народом... И долгое время, пока видима была Пресвятая Богородица, видно было и это распростертое над народом покрывало («омофор»), излучавшее из себя молниевидную славу Господню. Так наглядно, по изволению Божию, показано было чудесное покровительство Божией Матери всему христианскому роду, а наипаче – молящимся в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предисловие Книга печатается по изданию начала века, составленному на основе ответов настоятеля Синодального миссионерского монастыря игумена Арсения на вопросы, касающиеся происхождения святых икон и крестных ходов, а также о правильном отношении к ним православных христиан. Иконопочитание весьма благодетельно для нас, сообразно с нашей природой, со здравым смыслом, да и с самим Св. Писанием, ибо образа Херувимов были и в ветхозаветной скинии Моисеевой. Иконы служат нам всегдашним напоминанием о том, что Господь всегда с нами: с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ); что Пресвятая Богородица всегда близка к нам, как Начальница мысленного назидания церковного, как Матерь по благодати всех истинных христиан, и все истинные христиане имеют образ Матери Божией и своей по благодати Царицы и Матери в своих домах и избыточно, достойно и праведно украшают его серебром, золотом, драгоценными камнями, ибо нет никого для них дороже и почтеннее после Бога, как Пречистая Матерь Его. И Господь, и Пречистая Матерь Его Сами непрестанно свидетельствуют нам и внутренне, и внешне посредством чудес, что наше истинное почитание святых Его и Матери Его, и святых Его икон угодно Ему, а для нас в высшей степени полезно. Св. прав. Иоанн Кронштадтский О святых иконах Вопрос 1 . Откуда получили свое начало святые иконы: от вымысла человеческого или от повеления Божия? Слово “икона” – греческое, в переводе на русский язык означает “образ”. Святые иконы берут свое начало в Священной истории Ветхого Завета. И применительно к ветхозаветным событиям традиционное их наименование – образ. Сам Святой Дух был творителем нерукотворных небесных образов. Господь явил Моисею с небес святилище Свое – образ скинии, ковчег и херувимов и строго повелел ему сделать подобные рукотворные святыни по виду и по образу показанных небесных образцов ( Исх.25 ). Творцом первых рукотворных образов стал Моисей, который сотворил их по образцу, данному Богом.

http://azbyka.ru/o-svyatyh-ikonah-i-kres...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 9. Причастник за Божественной литургией Когда подготовка к причастию завершена, мы можем приступить к таинству Святого Причащения. Это таинство совершается за литургией, главной службой суточного богослужебного круга. Чтобы правильно воспринимать всё происходящее за литургией, нам прежде всего надо узнать о великом значении этого богослужения. В чем оно заключается? О значении литургии праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Польза литургии неизмерима не только для всей Церкви Православной, но и для всей вселенной, для всех людей всяких вер и исповеданий, ибо Жертва Бескровная и молитвы приносятся Господу о всей вселенной: из-за совершения литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир, даря ему изобилие плодов земных, успехи гражданственные, успехи в науках, искусствах, в земледелии, в домашнем хозяйстве, милуя не только человеков, но и скотов, служащих человеку. О, литургия чудная, литургия всемирная, литургия Божественная и боготворящая! В совершении литургии я сподобляюсь бесчисленных милостей от Господа, и не я один, а все люди православные, весь мир — по милости и беспредельной силе Бескровной Жертвы, приносимой на святом престоле. Это рычаг всего мира, которым можно подвигнуть все народы, племена и языки к Богу, ибо Агнец объемлет весь мир» 25 . Священномученик митрополит Серафим (Чичагов ; † 1937) во время тяжелейших испытаний для России наставлял свою паству, что литургия и причастие Святых Тайн являются сильнейшими и вернейшими средствами против духовного зла и натиска неверия на любимую Родину. «Пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному Причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь , что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша. Поэтому паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении (ежедневном, даже многократном, на разных престолах) литургии. Будет она — будет и Церковь, и Россия» 26 . Слова священномученика Серафима оказались пророческими. Несмотря на жестокие гонения, Русская Церковь никогда не прекращала совершения литургии. И теперь мы можем воочию убедиться в ее Божественной силе. Гонители исчезли как дым, а Православная Церковь и русский народ по милости Божией продолжают существовать среди этого мятущегося мира.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 10 (23) Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский преподобномученики Иоанникий (Дмитриев), Нифонт (Выблов) священномученики Иоанн Сперанский и Борис Семенов мученики Александр Медем, Алексий Горбачев, Николай Смирнов, Аполлон Бабичев, Михаил Арефьев мученицы Феоктиста Ченцова, Анна Остроглазова, Ольга Масленникова Священномученик Августин (в миру Александр Александрович Беляев) родился 28 февраля 1886 года в селе Каменка Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье протоиерея Александра и его супруги Евдокии. У них было пятеро детей, и Александр был самым младшим. С детства в нем обнаружился глубокий, благочестивый настрой и проявилась иск­рен­няя любовь к храму. Владыка впоследствии рассказывал, что когда ему было шесть лет, родители не взяли его на Пасхальную службу, и он убежал из дома и спрятался на хорах в храме, и там за поздним часом уснул. После службы родители пришли домой и тут обнаружили, что сына нет дома. Когда Александр был еще подростком, в дом к родителям ходил странник, которого многие почитали за благочестивую и праведную жизнь и который не раз, обращаясь к мальчику, называл его архиереем. По окончании Кинешемского духовного училища Александр поступил учиться в Костромскую Духовную семинарию, а затем – в Казанскую Духовную академию, по окончании которой в 1911 году он был направлен преподавать русский язык и литературу в Пензенское епархиальное женское училище. Впоследствии он стал также преподавать и в мужском учеб­ном заведении Пензы. В дневнике он в то время писал о себе: «Я не ин­тересуюсь карьерой и положением в обществе и часто бываю, вопреки пословице, один в поле воин... Патриархальный уклад семейной жизни отца внедрил глубоко в моем сознании нравственную ответственность за каждый шаг. Вот почему я, учитывая себя, делаю учет и другим. И от степени требовательности к себе, зависит требовательность моя и к другим...» В 1913 году он принял решение жениться на горячо полюбившейся ему девушке Юлии, ученице старшего класса епархиального училища. Она была дочерью священника Александра Евлампиевича Любимова. Во время гонений на Церковь в начале двадцатых годов он был арестован и умер в ссылке.

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

Скачать epub pdf 2. Что такое богодухновенность? Когда христиан спрашивают, чем Библия отличается от всех других замечательных и мудрых книг, они начинают говорить о богодухновенности, имея в виду, что Библия написана не просто людьми, но по Божиему вдохновению. Что на самом деле это означает? Откуда взялось само слово «богодухновенность»? Бог и человек – соавторы Понятие богодуховновенности (иногда говорят «боговдохновенность», более на русский, чем на славянский лад) у христиан появилось еще до того, как у них сложился Новый Завет . О нем, как о чем-то само собой разумеющемся, говорили в своих посланиях апостолы: «…никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:20–21 ). «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ). При этом сама Библия никак не раскрывает понятия богодухновенности и даже не дает нам списка богодухновенных книг. Кроме того, она может ссылаться на книги, которые заведомо в этот круг не входят. Например, Послание Иуды в 9-м стихе рассказывает о споре ангела и сатаны. В Библии мы нигде ничего подобного не найдем – этот сюжет взят из текста под названием «Вознесение Моисея», который никогда и нигде не считался частью Священного Писания . Так что если автором библейского текста мы называем Самого Бога, а текст – данным свыше Откровением, то вопросы здесь только начинаются. Библейские тексты не упали к нам с неба, они были написаны людьми (и мы даже не всегда знаем, кем именно) – так как же сочетается Божественное авторство с человеческим? Можно ли воспринимать библейский текст в его нынешнем виде как прямую и непосредственную передачу слов Бога? Оказывается, представление о богодухновенности Библии было неодинаковым в разные времена и у разных авторов. Все Отцы Церкви, которые касались этого вопроса, подчеркивали, что Бог действительно Автор Библии. Некоторые даже сравнивали человеческих авторов с музыкальными инструментами, на которых играл Бог , но, по-видимому, это было скорее риторическое преувеличение: в те времена слишком многие сомневались в Божественном происхождении Библии. Впрочем, в святоотеческой литературе мы встречаем указание на то, что авторы не утрачивали сознания и естественных способностей: они вовсе не были медиумами, в состоянии транса записывавшими весть свыше. Святитель Иоанн Златоуст особо подчеркивал, что такими медиумами могли быть только лжепророки, а истинные пророки не теряли своей индивидуальности, когда передавали людям Слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Скачать epub pdf Идейная полемика в Византии 50-х гг. XIV в.: Николай Кавасила и Никифор Григора Исследования споров между паламитами и их противниками в 50-х гг. XIV в. во многом сформировали современные представления о духовной жизни поздневизантийского общества. При анализе полемики византинистами довольно часто упоминается небольшой псогос «Слово против нелепостей Григоры», созданный известным византийским интеллектуалом XIV в. Николаем Кавасилой 1 . Полный текст произведения издан А.Гарсиа в 1956 г. 2 . Этот труд уже подробно исследовался как литературное произведение жанра публицистики 3 , но до настоящего времени не существует полного перевода текста ни на один из европейских языков. Цель нашей работы – представить русский перевод памфлета, что поможет дополнить его анализ некоторыми новыми замечаниями. Появлению псогоса предшествовал ряд политических событий. В 1354 г., после отставки Иоанна Кантакузина и пленения Григория Паламы турками, противники паламитов получили надежду на реванш и отмену ненавистного томоса 1351 г., который для многих из них означал преследования, потерю должностей и заточение в тюрьмах и монастырях. Впрочем, взошедший на престол Иоанн V Палеолог не спешил с новой дискуссией, прежде всего опасаясь за свою власть, и, в немалой степени, из-за позиции своей жены. Императрица Елена, дочь Кантакузина, не одобрила бы осуждения своего отца и его духовного сподвижника Григория Паламы 4 . Сам же неукротимый эксимператор и монах, узнав о возможности новой дискуссии, активно занялся приготовлением к ней, выкупив для этого случая своего главного идеолога из плена 5 , хотя есть сообщение, что выкуп заплатили сербы 6 или «сербы и далматы» 7 . В 1355 г. по поручению папы Римского епископ Смирны Павел прибыл в Константинополь, чтобы узнать о паламитах. В первую очередь католическую церковь интересовало, как разногласия в православии могут повлиять на переговоры об унии 8 . Епископ остался недоволен беседой с Паламой и просил императора о новой дискуссии между Никифором Григорой и Григорием Паламой .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Часть II. Путевые заметки Александры Нарцизовой Письма о путешествиях с отцом Иоанном Кронштадтским на его родину и в другие места От автора Никогда мне и мысли не приходило, чтобы мое имя могло появиться в печати; не получив основательного образования вслед­ствие глухоты с десятилетнего возраста, постигшей меня, могла ли я когда-либо думать о литературных трудах?! Но, видно, каждое слово избранника Божия отца Иоанна должно сбываться... Много лет я горячо желала поговорить с ним и попросить его, чтобы он сам указал мне путь жизни, по которому я могла бы идти, но за массой народа, всегда его окружающей, я долгое время не имела возможности исполнить свое желание. В 1891 году Бог устроил мне поездку на родину отца Иоанна в Суру на освящение храма 228 . Когда торжество освящения кончилось, и гости разъехались, я с его благословения осталась с ним в Суре в числе очень немногих его спутников и могла спокойно с ним поговорить. На мой вопрос, какой образ жизни мне избрать, отец Иоанн между прочим сказал: «Ты имеешь пишущую руку, делись своим талантом!» Я не знала, каким образом я могла делиться, когда раньше, кроме писем к родным и друзьям, никогда ничего не писала, но этот вопрос вскоре сам разрешился совершенно помимо моего ожида­ния. В числе новых знакомых, приобретенных мною во время путешествия в Суру, был и редактор журнала «Русский паломник», которому я, как и некоторым другим, описала свое путешествие с отцом Иоанном из Суры до Горицкого монастыря 229 , нисколько не подозревая, чтобы мое письмо могло быть напечатано, – и немало была удивлена, когда почти целиком прочитала его в «Русском паломнике» 230 . Слава Богу, оно многим очень понравилось, что видно было по одобрительным письмам, полученным мною из разных мест России, но что всего дороже – от самого отца Иоанна я потом получила относительно этого письма самый теплый и лестный отзыв. Второй и третий мои рассказы – поездка в Горицкие киновии и петербургские воспоминания – были написа­ны мною собственно для себя, – я записывала все, что видела и чувствовала для того, чтобы на всю жизнь сохранить воспоминание о самых светлых и счастливых днях моей жизни, вовсе не думая их издавать, и только по просьбе своих друзей, которые убедили меня поделиться своими воспоминаниями с почитателями отца Иоанна, и ввиду радушно принятых в печати моих писем, я решилась собрать свои рассказы в одно целое, чтобы по возможности ничто из жизни этого светоча любви, веры и молитвы не предалось забвению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праведный Иоанн Русский, новый исповедник (+ 1730) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 мая в день преставления Праведный Иоанн Русский, родом малоросс, был солдатом императора Петра Великого. В 1711 г. он попал в числе многих других в плен к туркам. Угрозами, издевательствами и мучениями турки стали заставлять пленников отречься от Христа и принять ислам. Многие устрашились и уступили. Но праведный Иоанн был непоколебим. Тогда турки продали его в рабство одному малоазийскому аге в город Прокопион. Сначала ага также пробовал принудить его принять ислам. Но Иоанн неизменно отвечал ему: «Я твой пленник, ты властен над моим телом, но не над моей душой, принадлежащей моему Христу. Я готов служить тебе, но никакие угрозы или мучения, даже самая смерть, не в силах отлучить меня от Христа и Бога моего. Я христианином родился, христианином и умру!» Слова эти подействовали наконец на агу, и он оставил его в покое. Иоанн поселился в пещере, где стояли лошади, за которыми он ходил, и стал вести подвижническую жизнь. Часто по ночам он ходил молиться к находившемуся вблизи храму Св. великомученика Георгия. Местное население, православные греки, относилось к нему с уважением. Однажды, когда ага был в Мекке на богомолье, Иоанн прислуживал его семье во время обеда. Подали любимое блюдо аги с рисом, и хозяйка дома выразила сожаление, что муж ее отсутствует и не может его отведать. Тогда Иоанн сказал ей: «Дай мне это блюдо, и я доставлю его нашему доброму хозяину!» Жена аги подумала, что он хочет накормить каких-нибудь бедных греков, и отдала ему блюдо. Удалившись с блюдом в свою пещеру, Иоанн погрузился в молитву. В это самое время ага вернулся из мечети и нашел в своей запертой им комнате блюдо с горячим пловом. С изумлением узнал он свою домашнюю посуду. Тогда его семья и он поняли, что Иоанн человек Божий, и стали почитать его. Они хотели, чтобы Иоанн переселился в их дом, но он отказался и продолжал вести в своей пещере подвижническую жизнь.

http://sedmitza.ru/lib/text/437255/

Коллектив авторов Скачать epub pdf Праведный Иоанн Русский, исповедник † 27 мая/9 июня 1730 г. Прославлен Константинопольской и Элладской Православными Церквами Причислен к лику святых, чтимых Русской Православной Церковью в 1962 г. Память празднуется 27 мая/9 июня (преставление) Определение Священного Синода 19 июля 1962 года под председательством Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ состоялось заседание Священного Синода. Слушали: Доклад архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима о необходимости канонизации в Русской Православной Церкви святого преподобного Иоанна Русского, исповедника, мощи которого почивают в г. Неопрокопион (б. Ахмет Ага) на острове Эвбее, в Греции. Постановили: Ввиду того, что наш соотечественник преподобный Иоанн Русский, исповедник, канонизирован Константинопольской и Элладской Церквами, причислить его имя к лику святых, чтимых Русской Православной Церковью, установив празднование ему в день его преставления – 27 мая (в соответствии с днем праздника его в Греческой Церкви), в день памяти святого Иоанна службу ему править с полиелеем. Поручить архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму отредактировать перевод с греческого из службы преподобному Иоанну и один из тропарей его канона подготовить к включению в службу всех святых, в земле Российской просиявших, о чем Священный Синод примет соответствующее решение. Угодник Божий Иоанн родился в конце XVII в. на Украине и воспитывался в православной вере и благочестии. В зрелом возрасте он был взят на военную службу, участвовал в русско-турецкой войне в войсках Петра I и в одном из боев попал в плен. Проданный в рабство, Иоанн был отвезен в селение Прокопион (в Малой Азии). Пленных христиан уговорами и угрозами принуждали отречься от своей веры и принять мусульманство. Иоанн проявил такую стойкость и бесстрашие в исповедании христианства, что хозяин оставил его в покое и относился к своему рабу даже с некоторым уважением. Иоанн не давал по- вода злословить свою христианскую веру: он честно относился к своим обязанностям, помогал другим рабам и раздавал свой скудный заработок бедным. Каждую ночь он молился или на паперти местного храма, или в хлеву, где была его постель. Неприятности и бедствия он переносил с величайшим благодушием, зная, что все в руке Божией. Вскоре после праведной кончины святого Иоанна, последовавшей 27 мая 1730 г., его мощи были перенесены в храм, и множество страждущих телесными и душевными недугами получали по молитвам “раба Иоанна” благодатную помощь. Как и при жизни, святой Иоанн был милостив ко всем, Будучи беззаветно преданным Православной Церкви, он уважал любого человека, кем бы он ни был и какую бы религию ни исповедывал, ибо в каждом видел образ Божий. И святого Иоанна чтили не только православные, но и армяне, и протестанты, и турки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010