Архангельская епархия и Северный Арктический федеральный университет подписали соглашение о сотрудничестве 25 марта 2020 г. 10:15 24 марта 2020 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий и ректор Северного Арктического федерального университета им М.В. Ломоносова Елена Кудряшова подписали соглашение о сотрудничестве. Приветствуя Е. Кудряшову, митрополит Корнилий отметил, что продолжаются дни Великого поста, которые для каждого православного человека являются временем особого духовного осмысления. «В том, что сегодня мы собрались для подписания нашего соглашения о многоплановом сотрудничестве, я вижу глубокий духовный смысл, — сказал глава Архангельской митрополии . — Русский Север искони был землей духовного подвига и духовно-нравственного просвещения. Первыми миссионерами Поморья были монашествующие, которые принесли на эту северную землю семена веры и знания. Сегодня их имена известны всем: это преподобный Кирилл, преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, преподобный Антоний Сийский. Известным православным просветителем был архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, а также уроженец Пинежского уезда святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как свидетельствует история, о трудах православной миссии помышлял и наш знаменитый ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Поэтому сегодня особенно радостно осознавать, что мы продолжаем путь, начатый нашими благочестивыми предками — через духовно-нравственное просвещение и образование стремимся преобразить наш Русский Север, определить вектор развития нашего общества». Владыка Корнилий поблагодарил Елену Владимировну за поддержку инициатив духовенства и мирян Архангельской епархии по организации и обеспечению сотрудничества с Северным Арктическим Федеральным университетом: «Позвольте заверить Вас в том, что Архангельская епархия всегда с особым вниманием будет относиться к вопросам образования в Архангельской области и всемерно поддерживать инициативы университета, направленные на достижение наших общих целей». Ректор вуза поблагодарила митрополита Корнилия за теплое приветствие. «Все, что за десять лет создавалось в федеральном университете, было освящено, в том числе наш интеллектуальный центр. За эти годы было сделано много добрых дел. И мы надеемся, что эти добрые дела не просто продолжатся, а умножатся благодаря вашему благословению», — обратилась Елена Владимировна к архипастырю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Была ли у нас Святая Русь? Московский Поместный Собор 1917 года, созванный после революции и возстановивший патриаршество, возстановил также существовавший у нас прежде праздник «Всех святых в Земле Российской просиявших», приурочив его к 2-ой неделе по Пятидесятнице. Самое существование такого праздника уже в достаточной степени оправдывает наименование нашего отечества «Святою Русью», против чего в наше время некоторыми, даже русскими людьми, делаются возражения: «какая, мол, там «Святая Русь»! Мало ли было у нас людей крайне-грешных, порочных, разбойников и преступников! А особенно во время этой кровавой революции показал себя с самой отрицательной стороны русский народ, допустив неслыханные злодеяния, кощунства и осквернение святынь, которым прежде покланялся!» Все это так и, конечно, очень печально, что на русской земле произошли такие страшные кровавые преступные деяния, хула и глумление над святынями, вплоть до избиения священников и епископов и разрушения наших дивных исторических храмов и монастырей. Но забывается при этом, что «в семье не без урода» и что только в очень редких случаях чисто-русские православные люди  руководили такими неистовыми злодеяниями: по большей части, они были только  исполнителями  даваемых им распоряжений, введенные в заблуждение лживыми лозунгами, или из трусости и чувства самосохранения. Руководили всем этим злобным неистовством, в огромном большинстве случаев, не русские и зачастую явные враги Христа-Спасителя и русского православного народа, ставившие себе определенной задачей искоренить веру во Христа в русском народе, стереть с лица земли столь ненавистную им Святую Русь. Но, конечно, и русский народ виновен в том, что он проявил себя слишком наивным и доверчивым к обольстившим его врагам своим, поддался их лукавой пропаганде и не оказал достаточно-сильного сопротивления. Обо всем этом его пророчески предостерегали, предрекая надвигающуюся страшную катастрофу, многие великие духоносные мужи и праведники, а особенно сильно и ярко Епископ Феофан Затворник и св. праведный Иоанн Кронштадтский . С их прозрениями и предупреждениями следовало бы хорошо познакомиться всем русским людям, вместо того, чтобы впустую бесплодно тратить время на взаимные споры и раздоры, выясняя причины постигшего нашу Россию бедствия. Ведь все предсказанное ими в точности исполнилось, а это, казалось бы, должно было бы убеждать нас в их безусловной правоте и побуждать с полным доверием отнестись к их указаниям и советам, что надо делать, дабы изжить последствия этой страшной кровавой катастрофы.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В сегодняшний день исполнилось 500 лет со дня блаженной кончины преподобного Сергия, великого подвижника Радонежского и всей России чудотворца. 500 лет – много времени. Сколько в течение его великих событий и важных перемен совершилось на русской земле? Сколько благоверных Государей царствовало и восседало на русском престоле? Сколько сошло в могилу великих людей, ревностных слуг и защитников своего отечества, прославившихся высокими доблестями и заслугами для родной земли? Народная память даже не может вполне вмещать и живо сохранять всего, что видела и испытала православная Русь со времени смерти преподобного Сергия. Только некоторые более важные и выдающиеся события, как например: татарское иго, смутное время, война 1812 года – сохранили некоторый след в народных воспоминаниях; большинство же событий и лиц, имевших в свое время важное значение в жизни нашего отечества, совершенно забыто русским народом и помнится только людьми учеными, интересующимися прошлым родной страны. Но это народное забвение не коснулось св. угодника Божия преподобного Сергия, святая память о нем не ослабла и не затмилась от времени, но и доселе остается дорогою и незабвенною для каждого русского человека. По слову Божию, «праведники во веки живут» ( Прем.5:15 ). Так и преподобный Сергий, несмотря на полтысячи лет после его кончины, всегда остается жив не только в небесных обителях, но и среди православного русского народа; при своей блаженной кончине он только «преставился», переселился с земли на небо и никогда не умирал в памяти народной. Кто из русских людей не знает св. угодника Божия преподобного Сергия? Кто не слыхал про его святую обитель вблизи первопрестольного града Москвы? Сюда, на поклонение св. мощам угодника Божия, во всякое время года идут православные богомольцы со всех концов земли русской. Как при жизни преподобного Сергия к его убогой лесной келлии шел всякий русский человек с целью поведать святому пустыннику свое душевное горе и тучу сердечную, так и теперь св. Троицкая Лавра Сергиева усердно посещается всеми русскими людьми без различия званий и состояний. Благоговеют к памяти преподобного Сергия Благочестивейшие русские Государи, свято чтят ее наши святители, иноки и весь русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/pr...

< >< назад > БЫТЬ РУССКИМ!      Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры... Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам, и России. Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский      НАРОД... От частого и бессовестного употребления слово это так истерлось, истрепалось и выцвело, что теперь почти невозможно определить его истинное значение. Но, по счастью, жив еще сам народ - униженный и обманутый, обворованный и оболганный, русский народ еще жив.      Только вот - помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? Что для этого надо? Достаточно ли иметь соответствующую запись в паспорте или требуется нечто еще? Если требуется, то что именно? Ответить на эти вопросы - значит обрести точку опоры в восстановлении национально-религиозного самосознания, опомниться после десятилетий атеистического космополитического забытья, осознать себя - свой путь, свой долг, свою цель. Для этого надо прежде всего вернуть народу его историческую память. Только вспомнив, " откуда есть пошла русская земля " , где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые, не жить нам дальше, а догнивать. На этом пути не обойтись без Православной Церкви, древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты. Без ее любовного, отеческого окормления - запутаемся и заблудимся, утонем в пучине противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций, лукавых советов.       " Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? - От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир. Мы не можем не радоваться необъятному почти величию земли отечественной.

http://zavet.ru/book/ioanns01.htm

Церковь Пресвятой Троицы (Буэнос-Айрес) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Самый первый и старейший православный храм города и всего Южноамериканского континента. Воздвигнут основанной по указу императора Александра III Русской православной миссией в Южной Америке и с возникновения имеет миссионерский статус: богослужения традиционно совершаются на двух языках — церковно-славянском и испанском. Признан национальным культурным памятником Аргентины. К 1880-м годам в Аргентине уже проживало большое количество православных греков, южных славян, арабов и румын, но в стране ещё не было ни одного православного храма. 1 (13) октября 1887 года от православных жителей Буэнос-Айреса поступило обращение к русскому Императору Александру III с просьбой об открытии православного прихода. Ходатайство поддержали русский посланник в Бразилии и Аргентине Александр Ионин и обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев. Так, 14 (26) июня 1888 года была устроена первая православная церковь в Южной Америке, расположившаяся при Русской Императорской Миссии (российском посольстве) в двух небольших комнатах в обывательском доме на улице Талькауано. Первая литургия была отслужена прибывшим из России священником Михаилом Петровичем Ивановым 1 (13) января 1889 года. Строительство современного храма. В 1890-е годы в Аргентине увеличилась численность выходцев из России, большинство из которых было еврейского происхождения, из-за чего аргентинцы стали идентифицировать евреев с русскими, а иудаизм — с русской верой. Последний факт, наряду с теснотой существовавшей церкви, побудил назначенного в приход в 1891 году священника Константина Изразцова устроить в Буэнос-Айресе отдельный русский православный храм. В конце 1894 года был приобретён участок земли для строительства церкви, а в 1897 году отец Константин предпринимает поездку в Россию для сбора частных пожертвований на строительство собора, обращаясь к народу в разных городах страны с воззваниями и проповедями. Одни люди жертвовали наличными деньгами, другие — давали необходимые предметы и утварь: иконы, кресты, потиры, облачения, материю и прочее. 5 000 рублей пожертвовал лично Государь Император Николай II. Среди других известных жертвователей были Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и доктор Е.С. Боткин.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Пресвя...

Надежда Киценко Скачать epub pdf Заключение Отец Иоанн Кронштадтский явил собой знаменательную веху в религиозной истории России Нового времени. Будучи порождением традиционных представлений о святости, он в то же время оказался предвестником новых тенденций. Характерное для него сочетание радикальных общественных взглядов, личной харизмы, политического консерватизма и всенародной известности продолжает обогащать русское православие и находит свои параллели в религиозных феноменах в Европе в ответ на вызовы модернизации. Биография о. Иоанна во многих отношениях типична для служителя церкви в Российской империи конца XIX – начала XX в. Его предки принадлежали к сельскому духовенству, сам он закончил церковно-приходскую школу, затем семинарию с академией и унаследовал приход от отца жены. Его труд на благо обездоленных, горячие проповеди и молитвенное рвение стали отличительными чертами идеального «современного» священника в России. В своей общественной, священнической ипостаси он стал воплощением социального подхода, ориентированного на служение людям. Однако этот поворот к внешнему миру, хотя и напоминал о раннехристианской эпохе, шел вразрез с господствовавшим представлением о святости, ассоциировавшейся с монашеским, аскетическим образом жизни вдали от мирской суеты. Соединив традиционный аскетизм, характерный для святых праведников, – обет пожизненной девственности и самоограничение в пище – с приверженностью ревностному служению в храме и в миру, о. Иоанн заставил современников пересмотреть представления о святости. Подобно Жану-Мари Вьяннэ и Падре Пио в католической Европе, он создал в современном православии тип «святого священника». О. Иоанн был всенародно признан святым благодаря своему дару исцеления. Для России XIX в. живой чудотворец был явлением новым и необычным, что вызывало недоверие и неприязнь у многих современников, в том числе и у церковных иерархов. Однако случилось так, что батюшка практически единолично перенес феномен религиозного исцеления из сферы народных заговоров назад, в «законное» лоно Православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский – Пророк Божий, посланный России на вразумление. К десятилетию Прославления. Св. праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец, был не только идеальным, подлинно-православным пастырем, «пастырем добрым», который не переставал болеть душой и глубоко скорбеть о духовных недугах современного ему русского общества, видя, как далеко отошло оно от истинной веры в Бога, от евангельских заветов Христа-Спасителя и от Матери-Церкви с ее спасительными правилами и установлениями. Он явил собою обреченной, нечестивой России образ пророка Божия, проповедующего Истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию. Будучи сам, в своей личной жизни, живым примером кротости и смирения, незлобия и любви ко всякому человеку, св. Иоанн пламенно негодовал на все те вольнодумные либеральные течения, чрез кои безбожие и нечестие подкапывались под Православие и Россию.  «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству!...»  так многократно и горячо взывал он к русским людям, безумно влекшим свое Отечество в погибель: «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной Веры... Возстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным, коих не было прежде в России?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России!» И в самый день рождения Государя Императора Николая Александровича 6-го мая 1907 года, хотя тогда и был период сравнительного затишья, грозно предрекал: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению!» Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, Царство русское ныне так разслабело, обезсилило, уничижилось, всколебалось?  Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непоколебимая во веки вечная держава, коим твердо держатся в дивной гармонии небо и земля столько веков.  Вот отчего Царство наше колеблется...  Некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира  за неверие и беззаконие. И чем дальше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мipa он совсем сделается трупом или дымящейся головней, которая совсем истлеет от последнего страшного всеобщего огня:  «ибо земля и все дела на ней сгорят»,  по Апостолу, и  «мы чаем новаго неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живет правда»   ( 2Петр. 3, 10–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

— Я думаю, что влияние владыки Иоанна было и есть глубоко и разнообразно. Во-первых, в условиях хаоса, распада российской государственности, в условиях безвременья и крушения привычного миропорядка владыка Иоанн являлся подлинным духовным стержнем нашего общества. Он давал систему координат для человека, потерявшегося в стремительно рушащемся мире, и эта система координат была теснейшим образом связана с душою русского человека: она была связана с нашей историей, с нашим наследием. В этом смысле владыка Иоанн — почвенник; он исходил из нашего славного прошлого, из той истории, которую, как говорил Александр Сергеевич Пушкин , нам Бог дал. Он, так сказать, мобилизовывал прошлое — и русское Средневековье, русскую древность, и русское Новое время, — мобилизовывал, то есть призывал в сегодняшний день всю силу наших прошлых веков, для того чтобы Россия жила дальше, и не просто выживала, а жила во всей красоте, во всей силе, во всей полноте своего духа. Он не случайно утверждал такую вещь, как самодержавие, и в эпоху, когда Россия была порабощена, когда её лишили всякого суверенитета — и информационного, и идейного, — когда был провозглашён запрет на идеологию и запрет на общерусскую идею, владыка Иоанн эту идею отстаивал, отстаивал нашу духовную и идейную независимость. Он соединял наше прошлое, настоящее и будущее. И он соединял вещи, казалось бы, несоединимые — социализм и самодержавие, православие и советский строй. И, думается, за ним была великая правота, потому что, как сказано в Евангелии: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5,20). Ведь при всех грехах — и тяжёлых грехах — у СССР было праведное направление, а именно: исполнение социальной правды. Другое дело, что оно базировалось на гуманистическом фундаменте, на отрицании Бога, на «христианстве без Христа», и потому-то всё завершилось так, как завершилось. А владыка Иоанн под социалистические ценности, которые, по сути, есть ценности христианские, подводил мощный православный, богочеловеческий фундамент. И в этом его великая заслуга. Он был не только государственником, не только державником, он был ещё и провозвестником правды Божией и печальником за народ русский.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/07/znamya...

прот. Пётр Перекрестов Часть II. Слова и проповеди Святителя Иоанна Православное богословие Святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца Несколько лет назад одна игуменья Русской Зарубежной Церкви, женщина праведной жизни, говорила поучение в храме обители в день престольного праздника, на Успение Пресвятой Богородицы. Она слезно умоляла сестер и паломников, собравшихся на праздник, всецело и безоговорочно принимать то учение, которое Святая Церковь нам передает, которое она с таким тщанием блюла в течение всех веков, и не выбирать для себя, что в нем «важно», а что «второстепенно»,– ведь считая себя мудрее Священного Предания, можно и совсем его утерять. Итак, когда Церковь повествует нам в своих песнопениях и через святые иконы, что святые апостолы чудесным образом собрались со всех концов вселенной, чтобы присутствовать при успении и погребении Пресвятой Богородицы, мы, будучи православными христианами, не свободны отрицать или перетолковывать это, но должны верить церковному Преданию просто и чистосердечно. Молодой американец, принявший Православие и выучивший русский язык, присутствовал при этом поучении. Глядя на иконы, написанные в традиционном иконописном стиле, на которых апостолы изображены на тучах, несущих их к успению Божией Матери, он как раз сам задумывался над этим вопросом. Спрашивается, действительно ли мы должны понимать это как чудесное событие, или это просто «поэтическое» объяснение того, как собрались все апостолы к этому событию, или, может, даже некое оригинальное «идеализированное» изображение вообще не состоявшегося события? (Таковы на самом деле вопросы, занимающие некоторых современных «православных богословов».) Слова праведной игуменьи глубоко поразили молодого американца-неофита, и ему стало ясно, что есть нечто более глубокое в восприятии и понимании Православия, чем то, что открывают нам наш ум и наши чувства. В то мгновение православное Предание предстало ему не книгами, а живым сосудом, наполненным этим учением и преданием, и необходимо было воспринимать его не умом только или чувствами, но прежде всего сердцем, которое таким образом и начало глубже проникаться Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

протоиерей Михаил Браверман Песни Богородицы Если имя «Господь» указывает на Божество Спасителя, то самой первой исповедует Деву Марию Матерью Господа святая праведная Елисавета – жена священника Захарии, мать Иоанна Предтечи. В евангельской истории Господу Иисусу Христу предшествует Его пророк Иоанн. Выход Господа на служение предваряет проповедь Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [ Мф. 3:2 ]. И еще до того, как Господь примет смерть на Кресте, чтобы победить ее Воскресением, прежде чем Своей человеческой душой Он сойдет в царство мертвых, чтобы вывести оттуда всех Его ожидавших, начиная с Адама, – еще до этого в ад сходит убитый царем Иоанн, который, согласно церковному песнопению, «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию». Рождение Иоанна предшествовало земному рождению Сына Божиего, и в день Благовещения Архангел Гавриил, сообщая Деве Марии о том, что Она родит Сына, открыл и то, что Ее родственница Елисавета уже как шесть месяцев беременна. О Елисавете и ее муже, священнике Захарии, Евангелие говорит, что оба они были праведны перед Богом, но не имели детей. Это вызывало не только скорбь, но и «поношение в человецех», – а между тем оба они были уже в преклонных летах. Но Господь ответил на их молитвы и даровал им сына, который вырастет и станет пророком – да еще таким, о котором Сам Господь скажет, что из рожденных женами не восставал больший, чем Иоанн Креститель. А после дня Благовещения Дева Мария пойдет «со тщанием» навестить Свою родственницу Елисавету в «нагорную страну», чтобы увидеть Своими глазами то, о чем говорил Архангел. В упомянутом евангелистом «граде Пудовом» видят расположенный неподалеку от Иерусалима Айн – Керем (Виноградный источник). В V веке здесь существовал византийский монастырь Рождества Иоанна Предтечи, а с XIX века здесь же, на склонах холмов, располагается русский женский Горненский монастырь. В этих местах Елисавета встретила Пресвятую Деву – и, исполнившись Духа Святого, воскликнула: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» [ Лк. 1:43–44 ]. А Пресвятая Дева ответила словами, напоминающими ветхозаветную поэзию, – и это закономерно, ведь мир Священного Писания и был миром Девы Марии. Слова, которыми Пресвятая прославила Бога, в богослужении получили название «Песнь Пресвятой Богородицы». На церковнославянском языке Ее речь начинается так: «величит душа моя господа, и возрадовался дух мой о бозе спасе моем, яко призре на смирение рабы своея, себо отныне ублажат мя вси роди» [лк.1:46–48]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010