Вера – это вера в существование Бога-Творца и в Его Слово, признание Его Откровения, Вера – это доверие Богу. А упование это надежда, на то, что нечто тебе Бог сделает в будущем. Вера касается настоящего или прошлого, может касаться и будущего, но в первую очередь касается настоящего и прошлого. А надежда касается будущего. Упование – это дитя веры. 10. Для чего Бог послал революцию и войны на Россию? Ведь после этих бедствий верующих в России по-прежнему мало. Иногда говорят, что вера стала крепче, а в чем это проявляется? Господь посылает бедствия в наказания за определенные злодейства, когда люди топчут справедливость, когда люди выступают против Заповедей. Господь просто так это не спускает. Вот именно в этом причина бедствий. Но Господь, конечно же, хотел многих людей вытащить из греха. Вот тех людей, которых Он хотел вытащить, Он и вытащил. Это новомученники, многие, из которых были не очень хорошими в жизни до революции, но покаялись благодаря ей. С другой стороны, много таких которые праведность скрывали, а она явилась во время этих бедствий во время революции и Второй Мировой Войны. Вторая Мировая Война привела к массовому покаянию среди людей того поколения, которые жили во время войны. Вот для них Господь это делал, для нас сейчас Господь дал свободу. Мы не отвечаем за все поколения, мы отвечаем за себя, за свое собственное поколение, за самих себя. Если мы не будем исправляться, вот тогда ничего хорошего нас не ждет. Как-то Господь ответил на вопрос, когда Его спросили, «неужели мало спасающихся?» ( Лк.13:23 ). Он не стал количество называть, а сказал: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, «ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» ( Лк.13:24 ). Поэтому все эти вопросы они бесполезны, потому что не наше дело знать сроки, которые Отец Небесный положил в своей власти. А наше дело уметь самим идти к спасению. Господь дал нам возможность – изучать Священное Писание , дал нам возможность исполнять заповеди Господни, дал нам возможность в Храм свободно ходить. Господь дал нам возможность, а мы должны пользоваться. Сколько нам будет времени дано, мы не знаем. Кто сказал, что нам долго? Господь свою Церковь любит, поэтому надолго в спокойствии её не оставляет. Потому что как говорил Иоанн Златоуст , нет худшего врага для Церкви, чем время покоя. Потому что, в спокойствии люди, как говорит Писание, разжирели, растолстели и повернулись задом к Создавшему, «и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» ( Втор.32:15 ). 11. Есть Ангел-хранитель у некрещеных?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение говорит нам о суде Божием и суде человеческом. Суд людской преисполнен эгоистического начала, в нем много несправедливого, вытекающего из человеческого греховного естества. Суд Божий всегда праведен и справедлив. Еще древние пророки заявляли об этом: Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия ( Иов.37:23 ). Или: Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои ( Пс.118:137 ). А святитель Василий Великий пишет: «Милостыня у Него не без суда и суд не без милости. Потому человеколюбивый Бог милостив к раскаявшимся, но судит упорствующих в грехе». Да, милость и благость Божии непревзойденные, безмерные. Но не менее значительна праведность Господа, которая основана на справедливости, и нераскаянный грешник, пренебрегающий богатством Божественной благости, получит возмездие по делам своим. И сколько бы он ни оправдывался, не тешил себя иллюзиями при угрызениях совести, не ругал Господа за трудности бытия, Бог поругаем не бывает ( Гал.6:7 ). Познав правду Божию, возлюбив Господа всей душой и сердцем, научимся не осуждать других, видеть только свои грехи, каяться в них искренне и с полным сознанием дела, поняв свою виновность перед Богом, обретем кротость и христианское смирение. Мы — немощны и несовершенны, Бог же бесконечно благ и всемерно могуществен. Стоит лишь прибегнуть к Нему, обнажить свои беды и огорчения пред Его всевидящим оком, попросить прощения и исцеления, и Господь дарует нам освобождение от грехов, убелит паче первого снега. Будем же всегда помнить о том, что, по словам преподобного Ефрема Сирина, «Господь — истинный Друг. Когда забывают о тебе и друзья, и братья твои, Он не забывает и не оставляет тебя, но пребывает с тобою». Аминь. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 31  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

е. тому, как Бог проявлял Себя вне Своей сущности, ad extra. Бог является безымянным как превосходящий любое слово, и вместе с тем Ему подобает всякое имя, поскольку Он везде присутствует и все наполняет Собою. Во 2-й главе речь идет о «соединяющем и различающем богословии» – это попытка философского осмысления тайны Святой Троицы. В 3-й главе говорится о молитве как условии богопознания; автор ссылается на своего наставника – блаженного Иерофея и обещает следовать ему в своих богословских изысканиях. В гл. 4 говорится о Благе, Свете, Красоте, Любви (Эросе) как именах Бога, об экстатичности Божественного эроса; приводятся пространные цитаты из «Гимнов любви» Иерофея; значительную часть главы составляет экскурс о природе зла: Ареопагит вслед за неоплатониками, а также христианскими богословами (в особенности Великими каппадокийцами) утверждает, что зло не является самостоятельной сущностью, а лишь отсутствием блага. В гл. 5 рассматривается ветхозаветное имя Божие Сущий, в гл. 6 речь идет о Жизни, в 7-й – о Мудрости, Разуме, Смысле, Истине и Вере, в 8-й – о Силе, Праведности (справедливости), Спасении, Искуплении и о Неравенстве, в 9-й – о Великом и Малом, Тождественном и Ином, Подобном и Неподобном, Покое и Движении, а также о Равенстве, в 10-й – о Вседержителе и Ветхом Днями, в 11-й – о Мире, Бытии-в-Себе (самобытии), Жизни-в-Себе (саможизни), Силе-в-Себе (самосиле), в 12-й – о Святом святых, Царе царей, Господе господствующих, Боге богов. Наконец, в 13-й главе рассматриваются имена Совершенное и Единое. Все перечисленные Ареопагитом наименования Бога в той или иной форме встречаются в Священном Писании. Однако если некоторые имена заимствованы непосредственно из Библии (Ветхий Днями, Царь царей), то в других прослеживается неоплатоническое влияние: триада имен Благо – Жизнь – Премудрость соответствует прокловской триаде Благо – Жизнь – Разум. Некоторые наименования характерны для обеих – библейской и античной – традиций (Сила, Мир). Понятие Единого, которое Ареопагит считает наиболее важным из имен Бога, восходит к философии Платона («Парменид») и мистике Плотина, а рассуждения о Вечном и Временном напоминают подобные рассуждения в «Первоосновах теологии» Прокла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Инфо к обсуждению 2012/01/25, 10:53:44 Не надо забывать о той благотворительности, какую совершают по Любви к ближним богатые монастыри Афона. Для монахов это не личное богатство, потому что множество паломников постоянно посещают Святую гору и всегда находят радушный прием, хорошую трапезу и гостеприимство. Учитывая возрастающий духовный интерес к Православию и святыням монастырей, число паломников соответственно увеличивается. Приезжают в монастыри и много трудников, чтобы на Святом месте поработать Господу во Славу Божию.В итоге все расходы на это составляют довольно большую сумму. Епископы в миру и монахи в монастырях, включая Настоятеля, не сравнимы. Настоятель несет тяжелый крест хозяйствования и ответственности не только за братию, но и за всех, посещающих монастырь. Ин. Елизавета 2010/12/14, 19:50:21 Если, эти монастыри будут копировать еще и манеру Иосифа поощрять доносы и казнить, тогда это утверждение будет верным, а пока что я так понимаю эти монастыри все-таки стараются держаться Любви Христовой, а не дремучего иудейского принципа мести и справедливости. Там где правит человеческая справедливость там Любви как правило уже и не встретить.. Андрей 2010/09/19, 21:15:35 " Деньги никого не сделали богатыми — наоборот, каждого они делают еще жаднее до денег... " - исихазм.ру Андрей 2010/09/18, 16:26:11 Об Аврааме исчерпывающе пояснил ап. Павел: " Он послушал Бога и это вменилась ему в праведность... " Он не только был богат, но и имел несколько жен и много чего было, в чем не следует ему подражать... Игумен Николай 2010/09/18, 16:20:04 Покойный сербский патриарх Павел однажды собрал епископов на очередной Собор. Случайно выглянув на улицу он поразился - на каких дорогих машинах все приехали... - Это наши машины? - Да... Помолившись, он заметил: - Хорошо, что все епископы - монахи и приняли обет нестяжания. Если бы они не приняли этого обета, то страшно подумать, какие бы у них были машины... Игумен Николай 2010/09/15, 19:26:12 Праотец Авраам был внешне богатым человеком, а пророк Илия - аскетом. Но тот и другой очистили сердце и творили постоянную молитву.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=54

Как мудрая, ты разумей, о чем я говорю. Господь подает тебе благодать и еще да подаст тебе, чтобы любить и взаимно быть любимою, желать и взаимно быть предметом желаний, так чтобы и тебе можно было сказать с апостолом: уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Подлинно, кто всецело любит Бога, тот выходит из себя, в любимом живя, и двигаясь, и существуя (ср. Деян.17:28 ). (759) Во второй раз пишу к твоему достоинству, и это [делаю] по убеждению Силуана, почтеннейшего брата нашего. Ибо придя для личной беседы, он тронул нашу смиренную душу, рассказав подробно, как ты, господин наш, с благодарностью переносишь случившееся и относишь к Богу свое страдание, поставляя вне себя всё, причиняемое кознями человеческими, и имея в виду одно: как бы тебе впредь устроить жизнь благоугодно Владыке всех. Всем этим он расположил нас по справедливости сказать, что добрый человек из доброго сокровища сердца выносит доброе ( Мф.12:35 ). Подлинно, как бы в некой сокровищнице, сложив в душе своей сокровища ведения, приобретенные прежним обучением божественным и человеческим, ты в благопотребное время вынимаешь духовные богатства, чтобы устроять свое спасение. И посмотри, добрый человек, как во благо послужили тебе божественные познания, чтение и учение, досуг и упражнение, посещение [церкви] и молитва, приобретение священных глаголов и свитков, как много ты богат, хотя и немного есть у тебя средств к жизни, как хорошо твое лицо и красивы твои вежды 1384 , хотя ты и лишен зрения несправедливостью; как ты знаменит и славен, хотя ты думаешь, что влачишь позорную и бесславную жизнь. Без сомнения, это искушение и испытание добродетели, чтобы, когда кажется, что мы оставлены, тогда и оказаться нам облагодетельствованными Благим Богом, Который счастьем и несчастьем, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах ( 2Кор.6:8 ) и прочим, исчисленным в словах апостола, благоволит полезно устроять жизнь нашу. Это древняя истина и (760) отличительный признак жизни богоугодных мужей. Возьми [в пример] Авеля, которого праведность засвидетельствована Богом; не сделался ли он жертвою братской руки ( Быт.4:8 )? Возьми Еноха, угодившего Богу ( Евр.11:5 ); не исхитил ли его Бог из среды тогдашних развратников, старавшихся и его развратить, переселив в неизвестные места, где он и доселе пребывает, имея быть предвестником второго пришествия Христова ( Откр.11:2–12 )? Вспомни Авраама, который был разнообразно искушаем Богом, которого испытанная вера оказалась драгоценнее золота ( 1Пет.1:7 ). Не говоря о других, которых много и которых [всех] невозможно упомянуть в письме; если мы сравним страдания многострадального Иова со своими, то найдем наши весьма незначительными и будем непрестанно повторять приснопамятные слова его (см. Иов.1:21 ). Испытание добродетели

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Мы сейчас разделены, расщеплены; верующих – тонкий слой, речь идёт о выживании. И потому речь о сроках и временах, которые вновь кажутся последними. Наш современник, яркий и глубокой православный мыслитель Геннадий Шиманов (+2013) в последней своей работе « Причины гибели Христианской Цивилизации » пишет: «…А если такое чудо случится, если российские народы действительно объединятся ради своего спасения и создадут цивилизацию нового типа, более совершенную в нравственном и умственном отношении, нежели все бывшие до этого в истории, то сколько она будет существовать?.. …Апокалипсис Иоанна Богослова – это указание на то, что произойдёт с человечеством, если исчезнет удерживающая сила. Но если она волей Божией будет сохранена, то человечество ещё может прожить хоть и миллион лет…». Понимая правильно, что значит справедливость и праведность, что значит богатеть нищетою, помня постоянно детский стишок: «Сильный слабого везёт, слабый сильного спасёт». Олег Мономах, публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Re: Миллион лет до Апокалипсиса Да, эсхатология всегда была проблемой для христианства. Как известно из Св. Писания (Мф 10:23, Лк 23:28-31, 1Пет. 1:20, 1Ин 2:18, Евр 10:37, Откр 22:10), христиане первых веков ждали пришествия Христа в самое ближайшее время, но увы... Что касается наказания России Богом за неверие и дурное поведение, то как же тогда существует совершенно безбожный, неверующий Китай вот уже более 5000 лет? А насквозь языческая Индия и того больше. 1. Re: Миллион лет до Апокалипсиса Автору премногая благодарность за интересную публикацию, прочла с удовольствием. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/26/mi...

Названные факты показывают, что требуется в образ жизни взрослых, окружающих дитя, внесение таких особенностей поведения, которые бы содействовали насаждению в детях начатков веры и нравственности. Среди этих особенностей должна первое место занять молитва родителей о детях, как их единичная и семейная, так и вместе с ними и, по их инициативе, молитва всей церкви. Если о некоторых ветхозаветных людях можно сказать, что они были дети молитвы (так, первосвященник и судия еврейского народа носил имя Самуил, что в переводе на русский язык значит: «испрошенный молитвой у Бога или дар материнской молитвы»; всем известно также об усердной молитвы родителей, предшествовавшей рождению Иоанна Крестителя и Девы Марии), то с большею справедливостью это выражение приложимо к христианским детям. У нас молитва предшествует появлению дитяти на свет, сопровождает его и освящает всю его жизнь, особенно первое детство. Благочестивые родители смотрят на привитие детям добрых обычаев веры и праведности, как на священнейшую свою обязанность, возложенную на них Богом, Церковью и людьми и примером собственной благочестивой жизни стараются учить детей страху Господню от колыбели, ибо они разделяют мнение одного учителя Церкви, что душе, с первых лет получающей впечатления Слова Божия, трудно забыть страх Божий. В это нежный возраст дети легко воспринимают и, как печать на воске, напечатлевают в душе то, что слышат; преимущественно с этого времени жизнь детей наклоняется к добру или злу. Если, начиная от самых дверей жизни, отводить детей от зла и наводить на путь правый, то добро обращается у них в господствующее свойство и природу; потом им не так легко перейти на сторону зла, когда сама привычка будет влечь их к добру. Древность сохранила нам поучительный пример родительского влияния на самых малых детей. Одного христианского мальчика спросили во время гонений: откуда узнал ты, что Бог един? «Этому научила меня мать», ответил отрок, «а она узнала от Бога. Святый Дух научил ее для того, чтобы она внушила это мне. Когда я качался в колыбели и сосал ее груд, тогда я научился веровать во Христа» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Maly...

«Один острослов заметил, что у России всегда непредсказуемое прошлое. Шутка отдает русофобией, но в ней уловлена существенная черта нашего национального характера, – для русского человека прошлое – не есть что-то канувшее в Лету. Русский человек, даже порвавший с церковной традицией, понимает, что в России грань между историей и вечностью очень тонка. Поэтому русские споры о прошлом – это споры о настоящем и будущем. Поэтому они такие ожесточенные». Русская идея – это справедливость. Русская идея – это Бог. Всё под Его покровом, под Его приглядом. Русская идея – это её прошлое. И настоящее. Это царь. Ленин. Сталин. Путин. Это мы – непослушные и кающиеся. Мы дорастающие до праведности. За миг до смерти. Русская идея – это жертвенность…   … Да, ты есмь – священная корова, да ты есмь – священная теляти… Авраам, клади меня на камни, вместо сына я идти готова.   Причащённая, развоплощённая, в рваном рубище, платком обвёрнута я иду сквозь жизнь дорога торная, но для меня она дороже золота.   Россия как очищающий фактор. Как жертва. Как кровь жертвы. Но всё равно надо идти. «И в центре этих споров обречены быть события трагического и героического ХХ века, – века, в котором произошла и революционная катастрофа 1917 года, повлекшая ожесточенную братоубийственную войну, и великая русская Победа 1945 года, увенчавшая кровопролитную Великую Отечественную войну. Наполненный преступлениями и изменами, жертвенностью и героизмом XX век обречён быть предметом споров сегодня. Ведь от понимания того, что мы пережили в ХХ веке, от извлечения уроков из трагического и героического национального опыта зависит наш путь в будущее. Преодолеет ли русский народ идеологическое разделение? Или мы на радость нашим врагам продолжим вновь делиться на «белых» и «красных», что завершится новой междоусобицей? Это фундаментальный выбор. Потому и споры о нашем прошлом такие ожесточенные. И ключевые фигуры этого спора о преемственности или катастрофичности нашей истории – Царь-Мученик Николай Александрович и Иосиф Виссарионович Сталин. Понимание смысла их служения, их подвига только и может помочь нам понять нашу непростую историю минувшего столетия. По большому счету речь должна идти о примирении Царя Николая и Иосифа Сталина, о понимании того общего великого дела, которое по-разному делали эти два великих творца нашей истории…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/03/is...

Отсюда вытекает первая ошибка такого рода: создание некоей целостной системы, условно говоря, «библейского мировоззрения», которую якобы разделяли абсолютно все библейские авторы и положительные персонажи, причем в одной и той же редакции. Например, любые упоминания «богов» в Ветхом Завете, кроме обличения язычества, истолковываются как-то иначе (например, это сильные люди или Ангелы) на одном-единственном основании: для «библейского мировоззрения» существует только Единый Бог . Может быть, и так, но тогда придется признать, что этого самого мировоззрения не придерживались многие библейские герои, а то и авторы. Например, в Суд.11:24 послы израильского судьи Иеффая говорят царю аммонитян: «Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь Бог наш». И автор ничуть не возражает против такого сравнения Господа с языческим богом Хамосом. Пожалуй, стоит признать, что, по крайней мере, для Иеффая и его послов он был не менее реален, чем Господь, другое дело, что только Господь был Богом Иеффая. Другая крайность – выделение ветхозаветной и новозаветной картин мира, или же «иудейской и эллинской ментальности», которые оказываются противопоставлены друг другу даже на уровне языка. Например, тот факт, что в древнееврейском языке нет среднего рода, но есть мужской и женский, преподносится как подтверждение того, что семитам свойственно воспринимать весь окружающий мир как живой – дескать, в нем нет места неодушевленному среднему роду. Да, разным культурам присущи некоторые различия в мировосприятии, и язык в некоторой степени отражает их, но не надо торопиться с выводами. Если средний род – обязательно нечто неживое, то как быть с русским словом дитя, или с немецким das Kind – оба слова среднего рода? Значат ли они, что для русского или немецкого менталитета дети относятся к неживой природе? Нередко при анализе новозаветных текстов исследователи предполагают, что на самом деле греческие слова употреблены в них как своеобразная замена слов еврейского языка: греческое дикайосюнэ якобы имеет то же самое значение, что и еврейское цедака («правда, справедливость, праведность») и т.д. Впрочем, еще менее адекватной будет попытка принять за отправную точку некое «библейское» определение праведности (основанное, прежде всего, на посланиях Павла) и автоматически «вчитывать» его в текст каждый раз, когда там встречаются слова дикайосюнэ и цедака. Каждое из этих слов имеет целый спектр значений, отчасти они пересекаются друг с другом, но отчасти и отличаются друг от друга, а тем более от русских слов. «А на самом деле там происходило вот что…»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Посла Бог милость Свою и истину Свою и избави душу мою от среды скимнов Сказав прежде просто, что Бог послал, Давид теперь говорит, что Он послал. Здесь надобно заметить, что Давид во многих местах истиною называет правду, как и теперь здесь, поелику правда постигается из истины (1). Итак, Бог послал милость свою, чтобы помиловать меня, а правду свою – для осуждения тех, которые поступают со мною неправедно. Скимнами, иначе молодыми львами, называет воинов Саула, как мужественных и сильных, и как жестоких и кровожадных, каковы и скимны, или львенки. Можно притом сии слова разуметь и в отношении к христианской церкви, говорящей, что Отец послал Сына своего и спас меня погибающую, предав бесчестию попиравших меня прежде демонов. Осуществленная милость и ипостасная истина есть Сын; ибо, помиловав нас погибавших, Сын сделался человеком, Который сам сказал: Я есмь Истина ( Ин.14:6 ). Сверх того в означенном смысле правды и по словам ап. Павла Он был для нас премудрость от Бога и праведность, освящение и искупление ( 1Кор.1:30 ); почему под скимнами мы должны разуметь в таком случае демонов. (1) Согласно с сим пишет Феодорит: Истину совокупил с милостью; показывая сим праведное человеколюбие. Афанасий: Милость и истина Отца – Сын, то же говорит и Дидим и Евсевий. Пс.56:5 . Поспах смущен Когда, говорит, Саул вошел с своими в пещеру (1), я спал сном кратким и беспокойным, по причине окружавшей меня опасности. (1) Заметь, что священное писание не говорит, что люди Сауловы вошли в пещеру. Феодотион вместо: в смущении, перевел: между пожирающими; Симмах: между опаляющими; а Акила: между сильными, или, по словам Феодорита, между снедающими помыслами, которые сильно грызли меня, так что почти попаляли мое сердце. Итак, по справедливости я был в смущении, принужденный спать среди таковых. Сынове человечестии! зубы их – оружия и стре6лы; и язык их – меч остр Сыны, говорит, человеческие послушайте! Зубы врагов, которые ухищряются против меня как дикие звери, суть оружия и стрелы; и язык их есть самый острый меч, каковыми наименованиями зубов и языка Давид изображает слова врагов своих, которые составляя клеветы, осуждения и обманы, поражают и умерщвляют тех, против которых произносятся. Оружьями здесь называет употребляемые не для охранения носящих их, каковы щит и другие, но для умерщвления встречающихся с ними, каковы меч, копье и подобные им (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010