Закрыть itemscope itemtype="" > Павел I и Суворов – два ярких образца русской праведности Почему историки не могут выяснить причины немилости Императора к генералиссимусу? 14.03.2018 1667 Время на чтение 4 минуты Ежегодно в свет выходят многие исследовательские работы, снимаются фильмы, посвященные личностям императора Павла I и генералиссимуса Александра Суворова, однако тема последней опалы великого полководца до сих пор остается тайной. Почему? Воспоминаний современников было немало, однако даже для них оказался сокрытым истинный смысл взаимоотношений Государя и Суворова. Вот уже более двухсот лет представители светской науки никак не могут ответить на вопрос: почему герой Итальянского похода, награжденный званием генералиссимуса, в честь которого готовилась триумфальная встреча в Санкт-Петербурге, прибыл в столицу в одиночестве и был отослан в родовоеимение. Казалось, Провидение и Россия требовали справедливости к полководцу, а самодержец, видите ли, единственный кто этого не понимал. Набившие оскомину шаблоны о нелюбви полководца к императору и ненависти последнего к Суворову ничего не объясняют,как и версии о переменчивости характера Государя или о том, что военачальник самовольно, без разрешения Его Величества, завел дежурного генерала. Более того, сам факт враждебности NabлaI к генералиссимусу являетсязаблуждением, так как тогдашнее светское общество, как и современные историки, сосредоточены лишь на внешней стороне взаимоотношений самодержца и полководца. Не ставя перед собой задачу полноценного анализа этого вопроса, лаконично постараемся найти причину «опалы» Суворова. Ответ на поверхности, но он понятен только воцерковленному уму. В лице императора Павла Петровича и полководца Александра Васильевича Суворова мы имеем два ярких образца русской праведности. При различных подходах этих великих людей к военному делу и к некоторым проблемам светской и политической жизни они питали друг к другу глубокое уважение. Этот факт общепризнан историками и сомнению не подлежит. Император неоднократно выказывал милости к полководцу, а Суворов, высмеивая дворцовые нравы, всегда чтил священную монаршую особу, помазанную на царство.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/14/pa...

Подготовленный Издательским Советом и Учебным комитетом Русской Православной Церкви сборник «Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов» — актуальное издание, необходимость в котором давно назрела. Следует сразу оговориться: выход в свет данного небольшого корпуса святоотеческих текстов на тему соборности Церкви и послушания Священноначалию — это проявление пастырской заботы о тех, кто зачастую, движимый «благими намерениями», вступает на опасную дорогу раскола. Христианская традиция понимает иерархию как богоустановленный порядок жизни человеческого общества, в соответствии с этим и церковная иерархия приобретает значение важнейшего фактора жизни Церкви, которым определяется и авторитет иерархии. Однако сегодня наше общество переживает кризис авторитета. Среди людей не только светских, но и считающих себя церковными часто господствует ложное понимание авторитета, который воспринимается многими всего лишь как неотъемлемый атрибут личной власти. В то же самое время правильное, подлинно церковное отношение к авторитету иерархии является залогом гармонии и стабильности Церкви. Две крайности — абсолютизация авторитета и его отсутствие, — чаще всего и приводят к расколу, а причина обоих зол — явная или скрытая гордость. Борцы со всякого рода несправедливостью, которая является принадлежностью нашего падшего, лежащего во зле мира, забывают, что обостренное, гипертрофированное чувство справедливости — чаще всего признак гордыни. Святитель Иоанн Златоуст, прибегая к образному сравнению, показывает, что смирение, пусть даже сопряженное с грехом, лучше праведности, которую обуяла гордость: «Чтобы знать тебе, какое благо не воображать о себе ничего великого, начертай словом две колесницы. Впряги в одну праведность и высокоумие, а в другую грех со смиренномудрием и увидишь, что колесница греха опередит праведность не по собственной силе, но по крепости сопряженного с ним смиренномудрия; а первая колесница останется позади не по немощи праведности, но по тяжести и дебелости высокоумия» 1 . Константинопольскому святителю вторит египетский отшельник, преподобный авва Исаия: «Надеющийся на свою праведность и воли своей держащийся не может ни избежать козней диавольских, ни покой найти, ни увидеть, чего в нем недостает» 2 .

http://patriarchia.ru/db/text/2678474.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Почему праведники, почившие до Христа, в конце концов попали в Царство Божие, ведь они не были крещены при жизни? Согласно Ин3:5 кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Божие. Да, крещения тогда не было, но с другой стороны получается, что праведник, живший до Христа и праведник современный, живущий точно так же, как и первый, имеют разную участь после своей смерти: первый попал в ад, но после Христова Воскресения и Сошествия Христа во ад попал в рай, а второй попал в ад и в аду остаётся. Похожие вопросы 5 Ответов Всё просто — закон не имеет обратной силы. У вас неверное представление о праведности и спасении, отсюда и непонимание. Все люди без исключения, которые спаслись, наследовали Царство Небесное по вере в Иисуса Христа. Это принципиально важно. Что касается Крещения, то в Ветхом Завете его некоторым образом заменяло обрезание и принадлежность к народу Божию, на что указывают некоторые отцы Церкви. Так, св. Августин, отвечая Юлиану, в своем письме к Валерию пишет: Со времени своего вменения народу Божию обрезание, будучи «печатью праведности чрез веру», содействовало оправданию младенцев, очищая их от первородного и содеянного греха точно так же, как и крещение со времени своего установления содействует обновлению человека. Так что принципиальной разницы в условиях спасения для людей двух заветов нет. От обоих требовалась вера в Мессию и принадлежность к Церкви (через обрезание или Крещение, только в этом разница). Но какой же в Ветхом Завете в таком случае был аналог Крещения у женщин? Ведь женского обрезания нет. Обрезание действительно предусмотрено как внешний знак завета только для мужчин, женщины вступали в завет по умолчанию как члены семьи, где глава мужчина. Веровали и соблюдали закон, как и мужчины. Бог Сам устанавливает условия завета, поэтому здесь нет ничего удивительного. А как спасся Адам, самый первый человек? Ведь у него не было ни Крещения, ни обрезания. Бог есть любовь. У Него и справедливость растворена любовью. И Он Сам устанавливает условия. Так, что удивительного, что Он Своей крестной жертвой, своей кровью и Адамовы грехи омыл?

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-pravedni...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Окончание трилогии Питера Крифта, выдающегося современного апологета(начало см. в «ВЖ» 8 и 9 ). Публикуется с сокращениями. Перевод: Наталья Хулап Без каких бы то ни было ограничений и условий Слово Божие прямо и ясно говорит нам, что любовь - это величайшее, что есть в мире (1 Кор. 13, 13). Священное Писание никогда не называет Бога справедливостью, красотой или праведностью, хотя Он справедлив, прекрасен и праведен. Но «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Любовь - это сущность Бога, полнота Его существа. Все в Нем есть любовь. Даже Его справедливость - это любовь. Апостол Павел идентифицирует «справедливость Бога» в Рим. 1, 17 с самым несправедливым событием во всей истории с богоубийством, распятием, так как именно оно было величайшим актом любви Божией. Ни одно слово в нашем языке не понимают настолько превратно, как слово «любовь». Одна из наиболее полезных и достойных чтения книг - это скромный маленький шедевр К. С. Льюиса «Четыре любви». В нем он четко разделяет agape (вид любви, которому учил и который являл Христос), storge (естественную привязанность или симпатию), eros (сексуальное влечение), и philia (дружбу). Agape - это величайшее, что есть в мире. Раньше в английском языке для передачи agape использовалось слово «милосердие» (charity). К сожалению, сейчас для большинства оно означает просто подаяние милостыни нищим или перечисление денег в благотворительный фонд. Не лучше обстоит дело со словом «любовь» (love). Для большинства оно означает либо сексуальную любовь (eros), либо чувство привязанности (storge), либо некую расплывчатую любовь «вообще». Поэтому, вероятно, нам следует использовать именно греческое слово agape, пусть и рискуя при этом прослыть ученым снобом. Мы будем поступать так для того, чтобы не путать эту важнейшую вещь с чем-либо еще и не пройти мимо ее истинного значения, так как в нашем мире по поводу нее существует множество недопониманий.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Скачать epub pdf Июль-Август Кирилл. архиеп. Александрийский. свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 6: вступл. (Ин.8:43–54)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1905. Т. 2. 7/8. С. 353–384 (2-я пагин.). (Продолжение.) —353— прежде времени мучить нас“ ( Мк.1:24 ; Мф.8:29 ). О том, что пришедший Господь наш Иисус Христос имел поразить и сокрушить их разнообразными способами, без сомнения знали и сами они, из великой молвы о Нём у Израильтян, однако ж обвиняли Его в несвоевременности пришествия, надменно и злостно порицая время Его явления. Впрочем „прежде времени“ говорят, отнюдь не как подвергшиеся мучениям в другое какое-либо время, но как ожидающие одного времени пришествия, в которое они без сомнения должны были потерпеть ожидаемое. На это скажем и вот что: если, между тем как тот связан, по толкованию некоторых, другой кто-то прельстил Адама и ещё не прекращает той ярости, в которой обвиняется; то первый будет совершенно безвинен в отношении к нам, его справедливо надо будет освободить от всякой вины, он ни убил никого, ни прельстил, ни обманул, – и не к нему по справедливости будут относиться слова Бога: „как одежда, в крови замаранная, не будет чиста, так и ты не будешь чист, потому что землю Мою погубил и народ Мой убил“ ( Ис.14:19–20 ). Если поэтому допустим, что сейчас перечисленным злодеяниям непричастен тот, кого и первым называют, то кому же, должны определить мы, подражает второй после него или чей образ носит он, превосходя в злодействе своего вождя и имея ещё более грубые, чем тот, черты худости? Быть может не безынтересно бы войти в более обширное исследование этого предмета, но почитаем излишним слишком распространяться о том, в чём не имеем (теперь) большой нужды. Итак, надо обратиться к другому толкованию и —354— тщательно исследовать, кого Христос назначает Иудеям в отца, им единонравного и единомысленного, коего отцом должен справедливо считаться демон, то есть известный злоначальник Сатана. Таким образом относит их (Господь по отцу) к Каину, который первый из всех людей обличается в нелюбви к целомудренному (Авелю) и после того Сатаны оказался началом зависти, убийства, коварства, лжи и прелести, коего (Сатаны) по всей справедливости он может быть назван и сыном, как отпечатлевший в себе весь образ лукавства его. Ведь как у всякого святого и праведника отцом мыслится Бог – начало освящения и праведности всех, таким же, думаю, образом и у всякого злодея справедливо должен считаться отцом Сатана – начало всякого злодейства. А как Каин дан Иудеям в отца, а самому Каину – Сатана, согласно сказанному нами, то, следуя их же (Каина и Сатаны) собственным словам, мы опять постараемся ясно доказать: во-первых, что Сатана восстаёт против обвинений со стороны Бога, потом – что он обманщик и лжец, наконец – что он убийца по зависти, – а показав Каина единонравным и одномысленным с ним (Сатаной) перенесём потом речь к (третьим) Иудеям, имеющим в себе целый образ худости его (Каина).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. Один и тот же Законодатель и Ветхого и Нового Завета. – Почему Новый Завет так называется? – 2. Уловление человеков. – 3. Истинная справедливость. Разные виды рабства. – 4 и 5. Прообразы Христа в ветхозаветной обрядности. – 6. Покаяние – корень благочестия. – 7. Истинная помощь и защита в бедствиях и напастях. – Молитва к Пресв. Богородице, святым апостолам и мученикам.   1. Пророки возвещают евангелие Христова царства, служи­тели новой благодати изъясняют его, а божественного слова слу­шатели, почитатели и прославители принимают. Не жаждая слова учения, нельзя найти удовольствия в слове истины. И как не ­жаждущему и не алчущему невозможно с удовольствием на­слаждаться пищею, так невозможно найти удовольствие и в слове истины тому, кто не жаждет учения Святого Духа. Поэтому Спаситель и говорит: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6). Истинная пища душ, истинная рос­кошь благочестивых, истинное богатство набожных — слово Бо­жие, говорящее устами Давида; именно он гордится то как богатый, а то как наслаждающийся и говорит: «как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст... моих» (Пс.118:103). Здесь — голос того, кто наслаждается; слово Божие было для Давида наслаждением. Об этом он часто говорил: «утешайся Господом, и Он для Тебя исполнит... прошения сердца твоего» (Пс.36:4). А в другом месте он хвалится богатством закона, не как наслаждающийся только, но и как богатый, и говорит: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» (Пс.118:72). Видишь ли, каково наслаждение благочестия и богат­ство праведности? Поэтому нам должно жаждать божественного и алкать небесного, обильно наслаждаться с царской Христовой трапезы, твердо держаться евангелия спасения, не теперь только заявившего о себе, но основанного пророками и созданного апо­столами. Не с тех пор, как явился Христос, началось евангелие; но оно было насаждено в пророческих книгах, а прозябло в апостольской проповеди. Поэтому Павел, желая показать, что евангелие началось не с воплощения, а заблистало с пророков, и что чрез воплощение оно засияло, говорит: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» (Римл.1:1—3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3318...

Глава IX Скорбь Апостола об отвержении Израиля (1–5). Отвержение это не стоит в противоречии с божественными обетованиями (6–13). Это отвержение не противоречит и справедливости Божией (14–29). Почему Израиль не достиг праведности (30–33). Апостол сказал выше ( Рим.1:16–17 ), что Евангелие предназначено было, прежде всего, для иудеев. Затем он указывал на то, что иудеям были вверены божественные обетования о спасении во Христе ( Рим.3:1–3 ) и что закон, хотя отрицательно, приготовлял иудеев к принятию Евангельской благодати ( Рим.3:20 ). Тем не менее, иудеи, как нация, оказалась за порогом Царства Христова – они не приняли Евангелия. Это обстоятельство не могло не смущать и христиан из язычников, которые составляли большую составную часть Римской церкви. У некоторых из них даже могла явиться мысль такого рода: уж не есть ли это неверие иудеев в Евангелие доказательство того, что и Евангелие-то теперь проповедуется не настоящее. Чтобы рассеять всякие сомнения, возбужденные непринятием иудеями Евангелия, Апостол присоединяет к догматической части своего послания отдел, так сказать, философско-исторический, в котором подробно разъясняет причину отвержения иудеев от Царства Христова и доказывает, что обетования, данные праотцам еврейского народа, все-таки со временем придут в исполнение (гл. IX-XI). Кроме того, этот отдел имеет и непосредственную связь с концом VIII-й главы. Там шла речь о том, что Бог, раз предопределивши людей ко спасению, потом уже непременно призывает их (ст. 30). Но иудеи, казалось, представляли собою доказательство противоположного: они были предопределены или предизбраны ко спасению – и все же Бог их не призвал! Апостол в IX-й главе это затруднение и объясняет. Рим.9:1 .  Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, Прежде чем приступить к разрешению вопроса о неверии иудеев, Апостол считает нужным высказать, что он вовсе не враг Израиля, какими часто бывают ренегаты. Он, напротив, любит и ценит свой народ и рад бы был пожертвовать своим личным счастьем для его спасения, так как отвержение Израиля причиняет величайшее огорчение его сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Апология неофита Автор: Сергей Гвоздев Живым, насущным трудностям современного российского Православия посвящена статья Георгия Дублинского " Осторожно: неофит " ( " ПС " 19 (200), октябрь 2001). Сам автор определил свой труд как " реакцию живого организма на боль " - и, наверно, это так. Однако мы несовершенны, и боль, как правило, помрачает нашу оценку событий. Она влияет на наши мысли, слова, дела, отводя порой в сторону от милосердия и справедливости. Осмелюсь предположить, что уважаемый Георгий многие из указанных им искажений христианского повеления ошибочно приписал неофитам – новообращенным верующим. А в оценке некоторых явлений был излишне суровым, видя что-то пугающее там, идеже не бе страх. Камни преткновения христианской жизни, о которых пишет Георгий, - это не пороки гордых людей вообще, вне зависимости от их опыта жизни церковной. Это пороки людей, не желающих трудиться над другими, людей, донельзя довольными своими крайне ограниченными познаниями без стремления к их углублению. А таковые находятся и среди людей, с " пеленок " знакомых с церковной жизнью, и вряд ли среди неофитов их намного больше. Бабушки, грубо прогнавшие мальчика-художника от храма, - разве это неофиты (тем более, что описанный Георгием случай был, видимо, еще в советское время)? Женщина, которая выносит убийственные " обличительные " приговоры собеседнице, завершив их словами " ты уж прости меня, грешную... " и поклоном в сторону св. образов - разве обязательно новообращенная? Это же наша очень знакомая привычка, и верующих, и не верующих - начинать речь словами: " Простите меня, но... " . После " но " могут идти любые грубости. При этом совершенно прав автор, отметив тяжелейший " перекос " неофитства - когда, обратившись к вере и осознав праведность пути, я мыслю, что я уже на середине дороги. А груз лицемерия и осуждения, взятый из прежней жизни, болтается за плечами и почти не встречает попыток несущего к освобождению.

http://zavet.ru/a/rss_1224252484.html

Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Первое место в ряду исагогических сведений по всей справедливости должно быть предоставлено вопросу о писателе послания: такое или иное решение его бесспорно отражается прежде всего на постановке других вопросов исагогического отдела, а затем и на всем понимании исследуемого послания. Для христианского читателя не безразлично, написал ли это послание Апостол Иоанн, неотлучно сопровождавший Спасителя от выступления Его на поприще общественного служения и до вознесения, отдавшийся Ему в той безграничной степени, на какую способна была его необычайно глубокая и восприимчивая натура, и прозревший в своем Учителе воплотившееся Слово жизни, или это был «пресвитер» Иоанн, родом иерусалимлянин, видавший Иисуса Христа только во время посещения Им иудейской столицы и не принадлежавший к ближайшим ученикам Его; или же, наконец, это был малоазиец, хотевший распространить свое сочинение под прикрытием авторитета великого Апостола. Отсюда тщательное и по возможности всестороннее решение вопроса о писателе послания, известного с именем Апостола Иоанна, должно быть поставлено во главе специального исследования об этом послании. Писатель послания не называет своего имени и прямо не указывает на свое апостольское достоинство. Однако он решительно причисляет себя к непосредственным свидетелям – очевидцам земной деятельности Слова жизни ( 1Ин.1–3, 4:14 ); он хорошо знает все главные факты ее и знает самым непосредственным образом ( 1Ин.1 : ψηλαφσαμεν). Чистый, праведный образ любящего Спасителя живо предносится умственному взору писателя, и он неоднократно заповедует читателям своего послания непрестанно взирать на этот осуществленный в жизни высочайший идеал чистоты, праведности и любви и с ним сообразовать свое поведение ( 1Ин.3:3, 5, 7, 16 ). Благовестие, которое возвещает писатель, он слышал от Него, Сына Божия, Иисуса Христа, и в точности передаст слышанное ( 1Ин.1:5 ; cp. 1Ин.3:3, 23 ). Нигде он не говорит, что он сообщает своим читателям слышанное им от других; напротив, сам удостоверяет несомненную истинность «преданного» им, утверждая, что только под условием неуклонного сохранения последнего они пребудут во Отце и Сыне ( 1Ин.2:24 ). Особенно он выдвигает свой апостольский авторитет там, где заходить речь о притязаниях лжепророков, которые от мира суть и от мира глаголют; здесь писатель послания прямо говорит о себе: «мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас: и иже несть от Бога, не послушает нас» ( 1Ин.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Патриарх Кирилл о событиях на Украине: Власть не должна вмешиваться в церковные дела 24 февраля, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Хочу сказать сегодня, обращаясь ко всему украинскому народу: власть не должна вмешиваться в церковные дела. 23 февраля Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме Архангела Михаила в Тропареве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братия и сестры! С большой радостью я вступил под своды храма святого Архистратига Божия Михаила — первого храма, который был открыт в городе Москве после долгих лет разрушения храмов Божиих и притеснения Церкви. Хорошо помню время, когда многие, взирая на благолепный внешний вид этого храма, надеялись, что он когда-нибудь откроет свои двери всем, кто пожелает войти под его своды и совершить молитву. И 25 лет назад храм святого Архистратига Божия Михаила в Тропареве был открыт, начав череду открытия в Первопрестольном граде старинных храмов и попранных святынь. Удивительным образом 25-летие со дня возобновления богослужений в этом храме и 320-летие со дня его основания совпадают с воскресным днем, который посвящен Страшному Суду. Мы все знаем из Слова Божия, что в конце человеческой истории, когда откроется новая страница бытия человечества, совершится некое особое таинственное деяние: Бог силой Своею отделит праведных от грешных. Под грешными подразумеваются не те, кто согрешает, но кается, кто идет по пути духовного очищения, а те, кто свою неправедность и свою греховность возводит в ранг праведности, кто свою человеческую правду поставляет на место правды Божией, кто в гордыне своей противостоит Богу. Однако суд, который Господь совершит над каждым из нас и который предопределит судьбу каждого в вечности, не является одномоментным. В каком-то смысле суд начинается здесь, в нашей жизни, только не все мы способны видеть руку Божию и не все способны почувствовать Его любовь и Его справедливость.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-vlast-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010