Разделы портала «Азбука веры» ( 44  голоса:  4.4 из  5) А. Ротман - Псалом 37 Давиду. Не разгорайся завистью к злым людям, вожделением к их добыче не терзай душу. Сочность алчных зноем выпита будет, вымахавший сорняк суховей иссушит. Держись Бога, благо верши, и продлишь дни, пропитаешься верным промыслом. Черпай в Нем усладу души, и Он исполнит ее заветные помыслы. К Господу устремляй пути, уповай на Него, и Он поможет солнцу праведности взойти, справедливости воссиять над ложью. Крепись, уповай на Бога, молчи. Не соревнуйся с лжецами, успеху их не завидуй. Утишай ярость, смирением гнев лечи, ибо множат зло лелеемые обиды. Дурные всходы будут посечены. Полагайся на Господа, и свой надел обретешь по праву. Потомки праведных соберут хлеб страны, и забудут поля, где росли сорные травы. Ибо кротким довольство, смиренным земля. Негодяй ковы строит, духом преисподней гоним, злорадно скалится, праведного ненавидит. Но посмеется Господь над ним, ибо день его гибели видит. Обнажат мечи злодеи, натянут тетивы — терзать бедняков, невинных обречь на муки. Но клинки в сердце поразят нечестивых, в руках их сломаются луки. Честный порадуется скромному уделу, алчность же истомит ненасытного вора. Мышцы злодеев Господь преломит как стрелы, праведному — станет опорой. Чистых сердцем помнит Господь и зрит, из достояния их вовек не убудет. Скудость мирская праведных не разорит, тщетностью упований Бог их не обессудит. А злодеи сгинут, уподобятся Господни враги дыму развеянному, пастбищу, объеденному стадом. На скудость вымолит враг, но не сможет вернуть долги, а праведник даст из милости, и не возьмет награду. Благословенным Богом — семя из рода в род. Проклятым — корень обрубленный, мертвый плод. Шаги мужа направляет Господь, к праведности ведет, пути благие Ему желанны. Преткнется праведный, но наземь не упадет, ибо его рука покоится в Божьей длани. Отроком был я, в свой умудрился срок, состарился, но не встречал от века праведника, которого бросил Бог, молящих о хлебе детей достойного человека.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Выступление митрополита Варсонофия на международном религиозном форуме сентября 2023 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на II Петербургском международном религиозном форуме " Сохранение религиозных и духовно-нравственных ценностей в современном мире и развитие межконфессионального диалога " (13 сентября 2023 г. 10:00, Гранд Отель Эсмеральд) ________   Уважаемые муфтии, организаторы и гости форума! Дорогие владыки!   Сердечно приветствую всех вас, собравшихся для обсуждения важнейших вопросов общественной жизни - основ национального самосознания и культуры нашей великой страны. Имея глубокие корни в истории, культуре и религии народа, религиозные и духовно-нравственные ценности отражают представления о высших целях и идеалах человека, которые связывают нас в единый народ и для многих являются повседневным руководством в жизни. Духовные ценности в российском государстве всегда ставились выше материальных. Это проявлялось в религиозных воззрениях, традиционном крестьянском укладе общины и семьи, отношении человека к родным и близким, сирым и убогим, а также к окружающей природе и вообще к устройству жизни людей. Говоря о ценностях, невозможно не упомянуть православие, как основу бытия нашего народа. Материальный аспект жизни для нас всегда был вторичным в отличие от духовного и сакрального. Для русского человека важнее быть с чистой совестью и творить правду, чем полагать все силы к накоплению богатства. Это метко звучит в пословице: " Душа дороже серебра " . Уклад жизни верующих всегда являлся крепкой основой для общечеловеческих ценностей - любви, милосердия, справедливости, уважения к другим, благочестия, скромности, жертвенности и многих других. Православное вероучение говорит, что через Свое Откровение Бог являет нам Своё абсолютное совершенство, будучи существом духовным, личностным, единым, вечным, неизменным, всемогущим, всеведущим, вездесущим. Он также являет святость, праведность, истинность, любовь, милосердие, сострадательность. Но поскольку человек создан по образу и подобию Божию, он должен эти качества стяжать. Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит: " Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный " (Мф.5:48).

http://mitropolia.spb.ru/docs/vystupleni...

Не будь побежден злом, — говорит св. апостол Павел, — но побеждай Рим.12:21). По объяснениям святоотеческим, «побеждать посредством зла есть один из диавольских законов».1 Закон Божий имеет совершенно противоположные постановления, согласно которым «когда, кто встречая оскорбление, обиду и напраслину, поддается чувству оскорбления, тогда он побеждаем бывает злом, а еще более, когда гневается, и еще более, когда замышляет отмщение. Но когда кто ничему такому не поддается, а напротив вместо зла полагает делать добро, тогда он является победителем».2 И хотя многие считают совершенно справедливым допустившему зло воздать соответственным видом зла, но так думать их научает неразумная самость присущая всякому падшему естеству. «Настоящее благоразумие не может не видеть, что маслом не тушат огня. Если горит уже огонь неприязни в сделавшем зло, то воздаяние ему злом не угасит, а воспламенит его более. Если хочешь погасить сей огонь, залей его водою кротости, невзыскания, благотворения».3 Да и с другой стороны, не глупо ли подражать злу? Если, как мы считаем, сделавший зло поступил плохо, то зачем подражать в том, что признается нами же за худое? Египтянин, бивший еврея, поступал плохо, но Моисей, убивший египтянина, не хуже ли его поступил? Таково свойство гнева — несправедливость. Посему не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым, ибо и праведник гибнет в праведности своей (Еккл.7:15—16), если допускает раздражение для достижения справедливости. Справедливо сказано, что гнев человека не творит правды Божией (Иак.1:20), так как движимый гневом обычно взыскивает больше, чем того требует неправое дело. По этой причине Сам Рим.12:21). Только Тот, Кто не подвержен страсти гнева способен на праведное воздаяние. К тому же Бог все направляет к тому, чтобы из всего всем выходило благо, а когда вмешивается человек, то, расстраивая Божии порядки, он только размножает зло и сам же потом его пожинает. Поэтому мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью (Иак.3:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4031...

Пришло с миром драгоценное письмо богохранимого моего господина и самого его всего явило в добром его нраве. Ибо в некоей возвышенности речи свойственно проявляться и расположению души с любезностью нрава. И я обрадовался, как будто воочию пришёл ко мне господин мой, и поцеловал его духом, и, обняв, заключил всего во вместилище сердца, и восславил Христа, Бога нашего, вселившего в души людей свет – закон любви, по которому люди, как должно пекущиеся о семенах любви, не могут никогда разлучиться друг с другом, даже если телесно отстоят друг от друга в пространстве на большое расстояние. Но после того, как письмо, доставив благую весть о спокойствии в мире, переменило печаль в радость, должно нам по справедливости за него всячески сделаться угодными Богу, милостиво его ниспославшему, чтобы не оказаться неблагодарными, которые плохо воздают благодетелю. Будем же непременно угодны и будем должным образом употреблять мирное время, отвергнув привязанность к миру и мироправителю, коварно вселившуюся в нас, и прекратим, хоть и поздно, войну, которую ведём против Бога своими страстями, и заключим с Ним договор мира, и, пожертвовав телом ( Рим.6:6 ), перестанем враждовать с Ним. Невозможно ведь нам стать друзьями Богу, восставая на Него в страстях и по порочности соглашаясь быть данниками скверному тирану и губителю душ, дьяволу, если прежде не станем во всём врагами лукавого. Ведь пока мы враги и противники Бога, хоть и прикрываясь именованием верных, до тех пор желаем быть рабами позорных страстей ( Рим.1:26 ) и добровольно соглашаемся приносить дьяволу страшную дань позорными делами, и никакой не будет нам пользы от мира на земле, если скверно расположение нашей души, восстающей против собственного Творца, и не желающей подчиниться Его владычеству, продавшись множеству свирепых повелителей, которые принуждают её ко злу и обманом заставляют предпочесть спасительному пути тот, что ведёт к гибели. Когда же мы отрезвимся от опьянения страстей, и восстанем против скверного и тиранического владычества дьявола, и сбросим с себя его мучительное ярмо, и ясно увидим, насколько растлила нас дружба с ним – вот тогда-то примем незримо к нам пришедшего мирного и кроткого Царя Христа и покорно понесём Его иго, а Он будет нас строить и направлять законами истины, мы же, добровольно связав себя дружбой с Ним, приносить Ему добровольно подати и дани – плоды праведности, созревшие в нас от заповеданных добродетелей. Которым ради нашего спасения возрадуется Тот, Кто один ни в чём не нуждается ( Пс.15:2 ), и дарует нам всё, что неложно обещал. А это вот что: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Для того ведь и сотворил Он нас, чтобы мы сделались причастниками Божественной природы ( 2Пет.1:4 ) и причастниками Его вечности и оказались подобны Ему по благодатному обожению, которым содержится и пребывает всё сущее и возникает и рождается всё сущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Путь евангелия Путь евангелия узок, потому что он – путь смирения Вот посреди ночи дом, объятый пламенем. Повсюду быстро разливается огонь. Раздаются крики тревоги, потому что там внутри находится спящий среди этого огня, который скоро его поглотит. Он пробуждается, он бросает вокруг себя испуганные взгляды. Перед ним один только выход остается свободным, правда узкий, но достаточный для бегства из опасности. Что же он делает? Жадной, лихорадочной рукой он схватывает все, что может, из своего имущества. Нагруженный своими вещами, сгибаясь под их тяжестью, он подходит к узкой двери, которая отказывается пропустить его. «Ко мне! – кричит он. – На помощь! Дверь слишком узка!» Бедный безумец! Брось там свои пожитки, которые будут стоить тебе жизни, освободись от того, что препятствует тебе бежать от опасности, и пожертвуй всем. Твое спасение может быть куплено только такою жертвою. Вы поняли меня, братия. Обрушивающийся дом – это наша жизнь; пожирающее его пламя –это суд святого Бога; открытая дверь – это прощение, а сокровища, готовые вас погубить, – это те достоинства, добродетели, заслуги, которые вы хотите сохранить во что бы то ни стало. Да, дверь к небу слишком узка для праведных собственною праведностью, и этим-то именно евангелие и возбуждает в них такое отвращение и раздражение. О, бред человеческой гордости есть нечто смущающее! В то время, когда мы слышим, что и самые святые люди, каких только знал мир, содрогаются при мысли о своем недостоинстве и взывают о милости, в то время, когда мы недоумеваем над смятением даже праведных душ, – нам нужно сделать над собой некоторое усилие, чтобы представить следующее зрелище. Вот люди, добродетельная жизнь коих есть пред лицом Божиим целая ткань незримых проступков и неблагодарности; вот люди, имеющие, подобно вам и мне, в своей жизни скрытые страницы, которых они не желали бы дать прочесть ни одному человеческому взгляду. Предположим, что они отталкивают помилование, как нечто слишком для них унизительное, и негодуют на то, что им предлагают прощение. Они говорят о своих добродетелях, о своих добрых делах, не думая, что уже одна их гордость уничтожает всю заслугу их добрых дел пред вечным правосудием, соединяющимся с понятием о возмездии. Так идут они навстречу смерти, помышляя только о справедливости, и это пред лицом Христа, предлагающего им милосердие и прощение. Они отходят требовать своего законного места в обществе святых, в этом беспорочном свете, где живет Господь. Они идут и не знают, что единый взгляд праведного Судии, осветив страшным светом глубину их тайной жизни, был бы достаточен, чтобы их осудить. О! Будем благодарить Бога, если Он рассеет наше ослепление и смутит нашу плотскую уверенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поучение в 27-ю неделю по Пятидесятнице Жизнь — борьба, борьба неустанная, борьба непрерывная, борьба усиленная. Чтобы получить что-либо человеку, из мира ли вещественнаго, или духовнаго, ему необходимо бороться и силою брать все нужное ему. Много нужно бороться, чтобы иметь нескудное пропитание и существование; еще больше нужно бороться, чтобы воспитать душу свою для жизни вечно-блаженной. Тут ему нужно бороться и с своими страстями и грехами, и со всем окружающим его миром, во зле лежащем, и со врагом исконным, коего злоба неукротима. Не бороться, значит отдать себя врагамъ — на погибель свою; а бороться не иначе можно, как вооружившись надежным оружием. Вот для чего, в нынешнем чтении на литургии, Святой Апостол облекает воина Христова во «всеоружие Божие: облецытеся» , говорит, «во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским» (Ефес. 6:11). Во-первых, говорит: «станите чресла ваша препоясани истиною» . То есть: «познавайте и любите истину» , и делайте все поистине. Удаляйтесь всякой лжи, обмана и всякаго заблуждения. Во всем поступайте по истине и справедливости, и таким образом достигайте праведности, которая будет для вас самою надежною защитою от нападений вражеских. Далее Апостол говорит: станите «оболкшеся в броня правды» . То есть: познавая истину и поступая по законам истины и справедливости, проводя жизнь добродетельную, «ушверждайтесь» , как на непоколебимом и незыблемом основании, — «на Евангельском учении» , которое есть самое твердое основание, — камень нашей веры, и указывает нам верный путь к истинному миру и успокоению в Боге. Стоящий на сем камени неуязвим для стрел вражеских. Потом, святой Апостол Павел повелевает воину Христову — «обуть ноги свои во уготование благовествования мира» . Это значит: будьте кротки, живите со всеми в мире и согласии, никого не оскорбляйте, лучше сами потерпите, а врага не трогайте; и будете более свободны от нападений его. «Над всеми же восприимите щит веры» , продолжает Апостол, — «в нем возможете вся стрелы лукаваго разженныя угасити. Стойте» , то есть, «в вере, будьте мужественны и тверды» (1 Кор. 16:13), — в преданности Богу, в уповании на Бога и в исповедании того учения, которое предлагает нам святая Церковь; и сила веры будет хранить и ограждать нас от всяких козней вражеских.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3452...

5. Как будет происходить всеобщий суд Христов? Самое судопроизводство на последнем суде отцы и учители церкви обыкновенно изображали под теми же олицетворенными образами раскрытия на суде памятных книг и требования у подсудимых отчета, под которыми оно представлено и в откровении; но в то же время, как сейчас увидим, эти образы они понимали в том собственно смысле, что на суде ведомою одному всеведущему и всемогущему Судии силою в таком свете будут представлены и с такою строгостию испытаны все деяния и помышления подсудимых, что не только присутствующие на суде, как свидетели, Ангелы, но и сами подсудимые в совершенной ясности увидят все содеянное ими и признают непререкаемую праведность суда и приговора Христова. Так, напр., по изображению св. Ефрема Сирина , – «тогда (на суде) мы увидим стоящие окрест (престола Христова) бесчисленные ангельские силы, – тогда дела каждого по порядку будут прочтены и объявлены пред Ангелами и человеками; – тогда исполнится пророчество Даниила: «тысящя тысящ служаху Ему, и тьмы тем (Ангелов) предстояху Ему: судище седе (судьи сели), и книги отверзошася» ( Дан. 7:10 ). Велик будет, братия, страх в час тот, когда откроются страшные сии книги, где написаны и дела наши, и слова наши, и что сделали мы в жизни сей, и что думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы! Там записаны всякий поступок и всякое помышление человеческое, все доброе и худое... Тогда все, поникнув долу, увидят стоящих пред судилищем и допрашиваемых, особенно же тех, которые жили в нерадении. И видя сие, опять поникнут долу, и станут размышлять о делах своих; и каждый увидит стоящими пред собою собственныя дела свои, и добрые и худые, какие кто прежде сделал» («Сл. о всеобщ. воскр. Твор. св. Ефр.» Т. II, стр. 362 и 363. Москва. 1881 г.). Василий же Великий вот как изъясняет этот олицетворенный образ производства суда, имеющего своею целию с такою ясностию представить и определить все людьми соделанное, чтобы (каждый) человек, видя дело свое приведенным в ясность, и при наказании подтвердил неопровержимые суды Божии, согласившись, что наказание положено на него по всей справедливости, а также и при помиловании усмотрел, что прощение дано ему, по закону и в порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А.В. Попов Поучение в Праздник Рождества Христова В настоящий радостный день, когда Cb. Церковь торжественно воспоминает Рождество Христово, без сомнения многим из нас, братие, хотелось бы, для полноты радости, не мыслию только и сердцем, а и самым бренным телом нашим перенестись в Вифлеем. Хотелось бы полететь туда к вертепу, где родился Христос, – к яслям, где Он возлежал. Хотелось бы вместе с пастырями поклониться Ему, вместе с волхвами принести дары Ему. А иные, быть может, даже готовы и умереть у ног Его, умереть за Него же вместе с младенцами, которых повелел убить жестокий Ирод. Однако, братие, это не осуществимо: мы не современники родившегося Христа. Взамен того, утешимся тем, что Господь близ и не далече от единаго коегождо нас ( Филип.4:5 , Деян.17:27 ); и нам нужно только самим взыскать Его (Иерем.29:13) и приблизиться к Нему, тогда и Он приблизится к нам ( Иак.4:8 ). Что же нас может приблизить ко Христу? Что нам делать для сего? Посмотрим, кто и за что был приближен ко Христу при рожденьи Его. Ближе всех к родившемуся Христу является Его Пречистая Матерь, Пресвятая Дева Мария. Свою близость к Господу, высокую честь быть матерью Христа, – честь, сделавшую Ее честнейшею херувим и славнейшею серафим, Она заслужила величайшею чистотою и непорочностию по телу и душе, глубоким смирением и благоговейною покорностию и преданностью воле Божией. Далее при рождестве Христовом близким к Нему является нареченный отец Его, Иосиф. Св. Евангелист называет Иосифа мужем праведным ( Матф.1:19 ), и без сомнения за свою праведность, за соблюдение закона, за справедливость и честность, соединенные с великодушием (по отношению к Богоматери – ст. 19), Иосиф и удостоился чести быть близким ко Христу. После Богоматери и Иосифа обручника прежде других к родившемуся Христу приблизились Вифлеемские пастыри. Почему именно к ним прежде других обратились Ангелы с благовестием о рождении Христа? Пастыри Вифлеемские были простые по званию люди (пастухи), но, конечно, не за это они удостоились счастия приблизиться к Господу, а за то, что эти простые люди были просты и по сердцу своему, по душе, а в простых сердцах, по народному изречению, обитает Сам Бог . Тайны царствия Божия, по словам Самого Христа, открываются младенцам ( Матф.11:25 ) – младенцам не по летам и возрасту, а по душе, – тем людям, у которых младенческое сердце – незлобивое, кроткое, доверчивое, чистое, невинное. Такое сердце с готовностию и радостию принимает глаголы Божии и, не мудрствуя лукаво, верит им, как и Вифлеемские пастыри, которые лишь только услышали благовестие Ангелов, тотчас поспешили пойти поклониться Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

По словам патриарха, чтобы являть пример, «нужно много трудиться, не покладая рук» 1 февраля. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предостерег священнослужителей от показного благочестия и призвал их являть подлинный пример людям. «Если примера нет, то нет и доверия ни к словам, ни к действиям, особенно иерархов и патриарха», – сказал Патриарх. «Нужно всем нам помнить, исповедовать всей силой своей души, что никакого примера не получится, если мы будем искусственно создавать некий образ благочестия, праведности, справедливости и доброты. Сердце человека обмануть невозможно. Можно обмануть одного, другого, третьего – Церковь обмануть невозможно», – подчеркнул Предстоятель в восьмую годовщину своей интронизации, после литургии в храме Христа Спасителя, где собрались сотни верующих и представителей духовенства. По словам Кирилла, чтобы являть пример, «нужно много трудиться, не покладая рук». «И не только над честным, ответственным, самоотверженным исполнением своих непосредственных обязанностей, но и над самим собой, над своим внутренним миром, над своей способностью бороться с грехами, преодолевая искушения и человеческую слабость», – сказал глава РПЦ. Полный текст речи . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 18 октября, 2023 29 мая, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-prizva...

Послание 49(237). К Евдокиму спафарию Во второй раз пишу к твоему достоинству и делаю это по убеждению Силуана, почтеннейшего брата нашего. Ибо, придя для личной беседы, он тронул нашу смиренную душу, рассказав подробно, как ты, господин наш, с благодарностью переносишь случившееся и относишь к Богу свое страдание, поставляя вне себя все, причиняемое кознями человеческими, имея в виду одно: как бы тебе впредь устроить жизнь благоугодно Владыке всех. Всем этим он расположил нас по справедливости сказать, что «добрый человек из доброго сокровища выносит доброе» ( Мф.12:35 ). Подлинно, сложив в душе своей, как бы в некоторой сокровищнице, сокровища ведения, приобретенные прежним обучением, Божественным и человеческим, ты в благопотребное время вынимаешь духовные богатства, чтобы устроить свое спасение. И посмотри, добрый человек, как во благо послужили тебе божественные познания, чтение и учение, досуг и упражнение, посещение церкви и молитва , приобретение священных глаголов и свитков, как ты богат, хотя и немного есть у тебя средств к жизни, как хорошо твое лицо и красивы твои вежды, хотя ты и лишен зрения несправедливостью, как ты знаменит и славен, хотя ты думаешь, что влачишь позорную и бесславную жизнь. Без сомнения – это искушение и испытание добродетели, чтобы, когда по-видимому мы оставлены, тогда и оказаться нам облагодетельствованными благим Богом, Который счастьем и несчастьем, «в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» ( 2Кор.6:8 ), и прочим, перечисленным в словах апостола, благоволит полезно устраивать жизнь нашу. Это древняя истина и отличительный признак жизни богоугодных мужей. Возьми в пример Авеля, которого праведность засвидетельствована Богом; не сделался ли он жертвою руки брата? Возьми Еноха, угодившего Богу; не исхитил ли его Бог из среды тогдашних развратников, старавшихся и его развратить, переселив в неизвестные места, где он и доселе пребывает, имея быть предвестником Второго Пришествия Христова? Вспомни Авраама, который был разнообразно искушаем Богом, «испытанная вера» которого «драгоценнее золота» ( 1Пет.1:7 ). Не говоря о многих других, которых невозможно всех упомянуть в письме. Если мы сравним страдания многострадального Иова со своими, то найдем наши весьма незначительными и будем непрестанно повторять приснопамятные слова его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010