Патриарх Кирилл о событиях на Украине: Власть не должна вмешиваться в церковные дела 24 февраля, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Хочу сказать сегодня, обращаясь ко всему украинскому народу: власть не должна вмешиваться в церковные дела. 23 февраля Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме Архангела Михаила в Тропареве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братия и сестры! С большой радостью я вступил под своды храма святого Архистратига Божия Михаила — первого храма, который был открыт в городе Москве после долгих лет разрушения храмов Божиих и притеснения Церкви. Хорошо помню время, когда многие, взирая на благолепный внешний вид этого храма, надеялись, что он когда-нибудь откроет свои двери всем, кто пожелает войти под его своды и совершить молитву. И 25 лет назад храм святого Архистратига Божия Михаила в Тропареве был открыт, начав череду открытия в Первопрестольном граде старинных храмов и попранных святынь. Удивительным образом 25-летие со дня возобновления богослужений в этом храме и 320-летие со дня его основания совпадают с воскресным днем, который посвящен Страшному Суду. Мы все знаем из Слова Божия, что в конце человеческой истории, когда откроется новая страница бытия человечества, совершится некое особое таинственное деяние: Бог силой Своею отделит праведных от грешных. Под грешными подразумеваются не те, кто согрешает, но кается, кто идет по пути духовного очищения, а те, кто свою неправедность и свою греховность возводит в ранг праведности, кто свою человеческую правду поставляет на место правды Божией, кто в гордыне своей противостоит Богу. Однако суд, который Господь совершит над каждым из нас и который предопределит судьбу каждого в вечности, не является одномоментным. В каком-то смысле суд начинается здесь, в нашей жизни, только не все мы способны видеть руку Божию и не все способны почувствовать Его любовь и Его справедливость.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-vlast-...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение четвертой Заповеди Блаженства Четвертая заповедь Блаженства гласит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Матф.5:6 ). Слово «правда», по другим переводам «праведность», означает святость, богоподобность. А Бог и есть Наивысшая Святость. Текстовое пояснение заповеди: Блаженны – значит счастливы; алчущие обозначает голодные. Слово «жаждущие» имеет два смысловых значения: хотеть пить, то есть жаждать, стремиться утолить жажду; в переносном смысле сильно желать чего-либо. Слово «правда» имеет три смысловых значения: то же что и истина; порядок, основанный на справедливости и честности; то же, что и правота. По религиозным представлениям, праведником называется человек, живущий праведной жизнью, то есть благочестивый, безгрешный человек, жизнь которого основана на правде во втором смысловом значении этого слова. Иными словами, жизнь такого человека подчиняется религиозно-нравственным правилам и не нарушает порядок, основанный на справедливости, честности и заповедях Божиих. Такая жизнь и называется безгрешной или праведной. По религиозным толкованиям слово «правда», понимается как праведность и обозначает святость, богоподобность. О Законе Божием в Библии говорится «ибо все заповеди Твои праведны» ( Пс.118:172 ), то есть справедливы, верны, истинны, святы. Слово насытиться имеет четыре смысловых значения: наесться досыта; растворить в себе большое количество вещества; наполнить в большем количестве до предела что-либо; наполнить или снабдить что-либо в изобилии. Суммируя смысловые значения слов этой заповеди, можно сделать вывод о том, что в ней говорится следующее: «Будут счастливы желающие праведности, потому что они удовлетворят свое желание». В этой заповеди говорится о людях, которые усердно стремятся, как голодные к пище, как жаждущие к питью, к Богу. Они это делают для того, чтобы Бог научил их жить праведно и очистил от грехов, и желание таких людей исполнится. Очень часто для наглядности своей мысли Христос в своих словах прибегает к поясняющим примерам и сравнениям. Так и в четвертой заповеди Блаженства, людей, которые непреодолимо ищут правды Божьей, Христос сравнивает с алчущими и жаждущими. Известно, что люди, мучимые голодом и жаждой, с непреодолимой силой стремятся удовлетворить свои потребности. В этом сильном стремлении к удовлетворению потребности подобны те люди, которые стремятся к удовлетворению, но уже не физических, а духовных потребностей, выражающихся в познании Божественной Истины и в исполнении во всем Воли Божьей. Такие люди, которые служат Богу и станут блаженными, (то есть получат радость и счастье), так как они насытятся, (то есть будет удовлетворено их стремление к праведности).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А. Справедливость На сколько справедливость выражается в сообщении ближнему наших мыслей, она есть праведность или истинность; на сколько она выражается в сообщении ближнему наших чувствований, она есть искренность; а на сколько она выражается в различных практических действиях и отношениях наших в ближним, в частности – в обмене собственности или имущества, она есть честность. а) Долг правдивости. Долг правдивости или истинности возлагает на нас свящ. Писание, когда говорят: отложите лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове ( Еф. 4, 25 ). Таким образом мы должны говорить истину, коль скоро мы, как члены одного тела, должны служить друг другу. Дальнейшее и глубочайшее основание обязанности говорить истину есть то, что мы должны быть служителями вечной Истины. Свет хочет светит во тме, хотя тьма и не объемлет его (Иоан, 1, 5), Нельзя, конечно, сказать, что мы обязаны всем все говорить; истину надобно сообщать с мудростию, и потому иной раз надобно поудержаться с сообщением истины: время говорить, и время молчат ( Екл. 3, 7 ). Бывают и такие случаи, что мы вынуждены, из любви к ближнему, напр. больному, сокрыть истину под оболочною неистинного слова. Но решительно должна быть отвергнута всякая неистина или ложь по эгоистическим побуждениям. И не только ложь злокачественная, т. е., высказываемая с намерением повредить ближнему, но и ложь легкомысленная. Мерзость Господеви устне лживы, говорит Премудрый ( Притч. 12, 22 ). Хитросплетенная ткань злокачественных видов лжи называется коварством. б) Долг искренности. Долг искренности требует от нас сообщения ближним чувствований действительных (истинных), и во вторых – чувствований полных. В первом случае долг искренности есть долг чистосердечии (или прямодушия), а во втором случае он есть долг откровенности. Изображая человека искреннего, Псалмопевец говорит, что он глаголет истину в сердце своем ( Пс. 14, 2 ). А ап. Павел учит примером своим отвергнуть скрытность, не прибегать к хитрости ( 2Кор. 4. 2 ; Деян. 4, 19. 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Псалом 16 Псалом сей, как показывает и надписание его – Молитва Давиду , т.е. молитва , внушенная Давиду Духом Святым, – содержит в себе жалобу человека, гонимого врагами и оттого находящегося в сильной скорби и молящегося об избавлении от врагов. Некоторые из древних церковных толкователей (блж. Иероним, Августин) видят в псалме этом моление Иисуса Христа и Его Святой Церкви о помощи среди гонений; по такому характеру псалма сего, он, без сомнения, и внесен в состав церковного богослужения, мы слышим его первым из трех псалмов на 3-м часе, ежедневно читаемом перед литургией. Гонимый врагами, в особенности же преследуемый от Саула, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь правосудного и всесильного Бога, и свою молитву к Нему начинает так: Пс.16:1 Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. Под именем правды, по мнению толковников, пророк разумеет здесь не праведность свою, или добродетель, а справедливость дела, о котором просит. Ты, Господи, видишь, как бы так говорит он, за какую вину враг мой преследует меня; Тебе видно, на чьей стороне правда; а потому обрати внимание на мое справедливое прошение и выслушай молитву мою, которую приношу Тебе из уст правдивых, не ложных, не во устнах льстивых. Пс.16:2 От лица Твоего судба моя изыдет: очи мои да видита правоты. Судба значит «суд, судебное определение», или «законное постановление». Правоты то же, что прямизны, прямое направление, или «справедливость, честность, справедливое решение». Продолжая моление свое ко Господу, пророк говорит: ниоткуда не могу я получить справедливого суда о притеснении меня врагами моими, кроме Тебя, Господи; от лица Твоего да изыдет суд надо мною: Сам Ты суди меня, и очи мои да увидят справедливость Твоего приговора. Пс.16:3 Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда. Искусил еси – значит: Ты, Господи, испытал мое сердце, узнал, каково оно; кому же и знать его, как не Всеведущему ( 1Кор.2:11 )? Посетил еси нощию – по мнению толковников, Давид в этих словах упоминает о той ночи, в которую он, бегая и скрываясь от преследований Саула, нашел его спящим в его палатке посреди приближенных к нему воинов, и не только сам не убил его, но и другим запретил это делать ( 1Цар.26:7–10 ). После такого испытания его праведным судом Божиим Давид дерзновенно мог говорить Богу: Ты, Господи, искусил сердце мое; Ты допустил в одну ночь подвергнуть меня такому тяжкому испытанию, в котором трудно было устоять и удержаться от греха мстительности врагу за причиненные обиды посредством убийства, на которое склоняли меня мои спутники; и после всех допущенных Тобою искушений, – могу сказать, – не нашлось во мне неправды против Саула; не обретеся во мне неправда.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 21 3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех. 5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. 6 Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти. 7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. 8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо. 9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. 10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его. 11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. 12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. 13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан. 14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость. 15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло. 16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. 17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. 18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый. 19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. 20 Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их. 21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями   в комментариях. Справедливость и правосудие    Предлагаемый нам сегодня Церковью отрывок начинается и завершается темой праведности, милосердия и правосудия ( 3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу ). Мы снова видим противопоставление жертвы как внешнего религиозного действия, доступного каждому, жизни с Богом и по заповедям. Библия связывает воедино понятия праведности, справедливости и правды, обозначая их одним и тем же еврейским словом цедака , как в упомянутых стихах. С точки зрения Священного Писания одного без другого не бывает.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Глава 1 Об обязанностях по отношению к благодетельному Богу Мудро, с большим пониманием царь и пророк Давид разделил вершину справедливости на две части, когда сказал: Уклонись от зла и сотвори благо. О первом мы уже написали достаточно, и поэтому подобает немного объяснить и второе. Мы должны, излагая эту часть книги, воздать каждому: Творцу и Создателю нашему, ближнему и самому себе. Совершенство здесь узнается по тому, в благом ли порядке, различая, человек относится к трем названным лицам. Если так и есть, то у человека возрастают все добродетели, он будет праведен во всем. Чтобы ты лучше понял дело, мы напишем для тебя три сравнения и уподобления. По ним ты будешь знать, что предпринять, чтобы обрести спасение. Помня об этих уподоблениях – образах, ты совершенным образом охранишь праведность. По отношению к Богу у тебя будет сердце сына. По отношению к ближнему – сердце матери. По отношению к себе – сердце судьи. Это и есть три основы, составляющие всю праведность, все наше спасение. О них мы и скажем. Прежде всего мы скажем о Боге, ибо Он – основа основ праведности, для чего нам надо вспомнить три богословских добродетели: веру, надежду, любовь. Созидая в себе эти добродетели, человек исполняется любовью к Богу. Сердце и мысль в направлении Него будут легко поддаваться убеждению. Такое сердце имеет хороший и доблестный сын по отношению к отцу. И одно из первоначальных действий Святаго Духа – дать нам сердце, именно так воспринимающее Бога. Подумай теперь тщательно и исследуй: каким сердцем разумный сын обладает в отношении к отцу, как он его любит, с каким страхом и благоговением к нему относится, как его слушается, как ему верит, как стремится к отцовскому почету, как работает не за плату, с какой смелостью подходит к нему в своих нуждах, с каким смирением выдерживает порицания и наказания? Пусть и у тебя будет такое сердце в отношении к Богу, если ты хочешь сполна исполниться праведности здесь. Для этого нужно иметь восемь добродетелей: 1. Любовь . 2. Благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Жизнь по правде Божией Какое насыщение Христос обещает алчущим и жаждущим правды? 24 ноября, 2014 Какое насыщение Христос обещает алчущим и жаждущим правды? О четвертой заповеди блаженства Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6) На первый взгляд может показаться, что Христос восхваляет голодных (церковнославянское «алкать» означает «испытывать голод»). Но Евангелие неоднократно свидетельствует: Сам Христос ел и пил и даже сотворил из воды вино (см. Ин. 2, 1–11). Причем участие Христа в трапезах было настолько открытым, что некоторые говорили о Нем: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Получается, что Сам Христос не стремился стать алчущим и жаждущим, но призывал к этому других. И тем более странным выглядят слова Христа о том, что накормить голодного и напоить жаждущего — одна из величайших добродетелей: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35, 37, 40). Или, может быть, рассматриваемая заповедь блаженства несет другой смысл? Центром четвертой заповеди блаженства является слово «правда». Алчущие и жаждущие четвертой заповеди — это ищущие правды, и при этом не желающие ничего взамен. Голодный прежде всего хочет утолить голод и жажду, что-то другое его вряд ли будет интересовать. Верующие должны стремиться прежде всего к правде. Но что такое правда — честность, справедливость или что-то еще? Возможно, Христос хочет, чтобы верующие были искренними, правдивыми людьми? Это очень полезное качество для любого человека, не только для верующего. Но все же речь идет немного о другом. Слово «правда» означает праведность (именно так можно перевести греческий оригинал). А это значит, что алчущие и жаждущие правды — это ищущие праведности, желающие насытиться праведностью. Голод и жажда — постоянные спутники человека. Сколько раз в день мы едим и пьем? Точно так же и в духовной жизни. Праведностью нельзя насытиться один раз. Желание праведности должно сопровождать верующего всегда.

http://pravmir.ru/zhizn-po-pravde-bozhie...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Справедливость, праведность, правда (в значении «справедливость») I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ А. БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 1) в библ. понимании справедливыми считались поступки человека, действующего в соотв. с его обязательствами перед Богом и людьми. Г. фон Рад передает значение слова «справедливость» (цедака) как «верность общине». Божья С. проявляется прежде всего в Его отношении к Израилю, в Его завете с ним. Признавая Божью С. ( Пс. 21:32 ; Пс. 35:7 ; Пс. 70:19.24 ; Пс. 88 и т.д.), Израиль признает тем самым, что Бог всегда был верен Своим обетованиям. Поэтому Он называется «праведным Господом» ( 2Пар. 12:6 ; Пс. 144:17 ; Втор. 32:4 ; 1Езд. 9:15 ; ⇒ Вера); 2) Божья С. проявляется в трех аспектах. Во-первых, праведный Бог дарует людям законность права. Это право лежит в основе всего завета – Закона, которому Израиль обязан следовать. Во-вторых, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве во внутр. жизнь избранного народа, которое необходимо для исполнения данных Им обетований и для свершения дела спасения ( Ис. 41:10 ). Поэтому для ветхозаветных праведников Бог – это оплот и порука их спасения ( Пс. 70:2.15.19.24 ). В Своей С. Господь противостоит нечестивцам; совершая наказание, Он способствует обращению грешников ( Иов. 34:10–12 ; Пс. 95:13 ; Ис. 59:17 ). В-третьих, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве в историю евр. народа: Израиль постоянно ощущал Божью помощь в борьбе против внешнего врага. Именно на нее в трудные времена возлагали надежду праведники, и именно благодаря этой помощи Израиль выходил победителем из самых сложных ситуаций (см. 4Цар. 6:8 ). Пророчества Исаии полны искренней надежды на Божью помощь, которая выведет праведников из тьмы и принесет им спасение ( Ис. 51:5 ; Ис. 56:1 ); 3) Божья С. может быть также названа Божьей верностью (Завету), Его правдой, милостью и любовью. Божий Промысл направлен на спасение Его народа, и Господь вершит это спасение судом и милостью, в любви и гневе, исцеляя и поражая. Осуществляя Свою С., Господь наказывает и милует, спасает и разоряет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 11. Речь Софара Мудрый человек может сказать многое в свое оправдание на суде людском, но пред всесильным словом бесконечно-премудрого Судия – Бога он безответен. Посему, утверждает Софар, чистоту своего сердца Иов должен засвидетельствовать пред Богом делами строгой справедливости; только тогда возвратит ему Господь здоровье, мир и честь Ст. 1. Твердая, продолжительная и горячая защита Иовом своей праведной жизни и непорочной души пред мудрыми друзьями и всеведущим Богом вызвала обличительную речь Софара. Вероятно, младший из трех друзей, он, по обыкновению того времени, при сознании своей большей неопытности в обсуждении чрезвычайного положения страдальца Иова, не говорил прежде других и потом не решается сам определять достоинства его поведения. Он обращает мысль мудрого страдальца к премудрости Божественной, пред которой все понятия и суждения человека или ошибочны или несовершенны; так что суждения и даже мудрого человека о своей праведности, как не вполне основательные, всегда ошибочны и тем более, если он не согласен признать за собой совершенно никаких погрешностей. Ст. 2–3. Глаголяй много, и противоуслышит. Кто в беседе с другими высказывает много своих суждений, тот легко может допустить много ошибок, может вызывать множество замечаний, увеличивать недоумения, возбуждать множество возражений и дает возможность обличать и обвинять себя. А усиливая спор, такая беседа может увеличивать и число собеседников. Подобно тому и продолжительная, многосодержательная беседа Иова дала возможность и Софару высказать несколько своих соображений против Иова, хотя он и не решился бы признать себя более опытным и разумным, чем этот муж, знаменитейший из сынов востока. Или многоречив ( ελαλος) мнится (думает) быти праведен. Сильный разум человека, вооруженный множеством точных понятий, глубоких наблюдений, основываясь на долголетнем обширном опыте собственном и стороннем, сделавший слово прекрасным выражением мысли и чувства, может построить не одну красноречивую, убедительную и увлекательную речь в защиту своей преступной воли, особенно когда свидетелем её виновности может быть только собственная совесть виновного. Но такое оправдание человека еще не есть действительная праведность его. Наоборот, иногда, чем более человек говорит и выражает усилие защитить себя, тем подозрительнее кажется его невиновность. Благословен рожденный от жены малолетен. И малютка, не знающий всех движений сердца, порывов воли, незнакомый с опытом жизни, едва умеющий лепетать, но имеющий чистую, незлобивую душу, счастливее, нежели пожилой опытный муж, победоносно защищающий свое достоинство, но видимо караемый Провидением. И справедливо: быть не может, чтобы, живя много лет, человек был невинен, как дитя!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 2 О любви к ближнему Вторая основа справедливости состоит в исполнении нашего долга перед ближним, то есть чтобы мы любили его, оказывали ему милость и сострадали. Так нам велит Господь. Почитай пророков, Евангелие, Послания и просто весь Ветхий и Новый Завет – и ты увидишь, сколько там похвал и восхвалений доброму делу. Сколько раз Господь нам возвещает, как необходимо быть милостивым к ближнему! У Исаии верхним пределом и завершением справедливости названа любовь к ближнему. Когда иудеи сетовали со словами: Почему, Господи, когда мы постимся, когда скорбны в душе. Ты не смотришь на нас и нисколько не уделяешь нам внимания? Господь отвечает им от лица этого пророка со словами: Потому что в дни поста вы творите свои пожелания, а не Мои; и давите и душите ваших должников. Вы поститесь (воздерживаетесь), но не поститесь от битв и осуждений, не поститесь от зла по отношению к ближнему. Этот пост Мне неугоден. Разорвите писания лжи и долгов. Разорвите насильственные обмены. Отпустите скорбных на свободу, и снимите с них узы, в которые вы их ввергли. Когда у вас есть хлеб, разделите его с ближним; примите в своем доме бедняков и чужестранцев. Когда вы это сделаете, тогда будете милостивы (благоутробны) к нуждающимся, когда им поможете, тогда Я вам дам эти и эти блага, – так говорит пророк в конце главы. Смотри, сколь стремится милостивый Бог, чтобы мы делали благо нищим! То же самое пишет и пророк Захария. Иудеи спросили Господа, нужно ли поститься много дней, чтобы Ему быть любезными и исполнить Закон? Многомилостивый Бог ответил им, какими делами они должны Ему служить: Будьте внимательны, чтобы хранить справедливость (праведность) и справедливо судить ближнего. Творите дела доброделания и будьте милостивы к братьям. Не ищите причину и предлог, чтобы быть несправедливыми к вдове и сироте, чужестранцу и бедняку. Пусть никто не замышляет в уме сделать кому зло, и так вы угодите Мне, и совершите Мой Закон. В книге Исаии Бог говорит и это: В том отдохновение Мое, чтобы вы кормили голодных и утешали скорбящих. Это и есть воистину поразительное чудо, что Многомилостивый принимает того, кто делает благо и служит бедным доброделанием и милостью. Но более всего я поражен и потрясен, когда читаю 16 главу Иезекииля, где Господь перечисляет грехи несчастных жителей Содома, за что они были истреблены. Господь именует три греха: Это беззаконие Содома, сестры твоей. В превозношении, изобилии хлеба и дешевизне ты стала изнеженной, как и твои дочери. Это было тебе и твоим дочерям. Ты не подавала руке бедного и нищего. Господь поместил немилосердие на последнее место, ибо это беззаконие хуже всех. Воистину, немилосердие есть тяжкое и страшное беззаконие, – когда ты не сострадаешь своему брату, единому с тобой по душе. Это и многое другое говорят божественные пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010