Глава VI. Становление отношений человека с окружающими его людьми 1. Естественное доброделание Естественное доброделание: понятие о нем, побуждение к такому доброделанию – уважение к нравственным законам, уважение четырех добродетелей: мудрости, мужества, умеренности и справедливости Какие добродетели мы именуем естественными ? Естественными мы именуем те добродетели, которые свойственны всем людям: верующим и неверующим, образованным и необразованным. Они общечеловечны, ибо опираются на заложенные Богом в природу первозданного человека нравственные нормы и делаются достоянием человека через голос совести и разума. Пользуясь ими, люди создают доверие, мир и понимание в своих отношениях друг с другом. Что служит для естественного человека побуждением к доброделанию? Основным побуждением для такого человека служит уважение к нравственным законам общественной жизни, к справедливости, к общему благу, к личной и общественной пользе. Эти добродетели возникли и распространились еще в дохристианском мире, перешли затем в христианскую среду, получили дальнейшее развитие и помогают каждому человеку лучше разбираться и принимать правильное решение по многим сложным вопросам нравственной и социальной жизни, помогают ему улучшать свои отношения с окружающими его людьми. Какие добродетели из числа естественных особенно уважались в античном мире и у христиан? У греков и римлян античного мира особенно уважались четыре добродетели: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. 2. Мудрость как непременное условие для добрых отношений между людьми Мудрость как непременное условие для добрых отношений между людьми: мудрость, научающая действовать осмотрительно и умело для достижения успеха; мудрость – дар Божий, связанный с искусством правильно жить; определенные правила, свойственные мудрому человеку; благоразумие – основание естественной мудрости, праведность, свойственная мудрости, сходящей свыше, понимание этой добродетели святыми отцами; четыре вида премудрости, мудрость, необходимая студенту, знание о принятии мудрости от Бога Чему учит человека мудрость?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Е.С. Марей Глава III. Ключевые понятия римского права в интерпретации Исидора Севильского Используя в своих сочинениях ключевые понятия римской юриспруденции – iustitia, aequitas, ius и lex, а также их антонимы – iniustitia, iniquitas и delictum, crimen и др., Исидор Севильский , вместе с тем, в духе культуры своего времени, воспринимал их как обобщенные понятия, нуждающиеся в более или менее развернутом определении. Культура дефиниций, восходившая к традиции позднеантичных грамматиков и святоотеческой литературе, была близка и понятна епископу Севильи. Привнося ее в сферу римско-правовой мысли, Исидор создавал задел, ставший новым этапом в развитии как действующего законодательства, так и юридической теории. 1. Принципы выделения ключевых понятий Прежде чем приступить к анализу представлений Исидора о праве и правосудии, необходимо очертить круг тех понятий, которые имели для него основополагающее значение. Не будучи профессиональным юристом, епископ Севильи, хотя и был знаком с широким кругом римско-правовых институтов (таких, как pignus, locatio, emptio-venditio, relegado и т.д.), однако упоминал о них лишь эпизодически, главным образом, – в пятой книге «Этимологий», по существу, представляющей собой юридический справочник. В то же время, можно выделить ряд правовых понятий, несомненно, имевших принципиальное значение для Исидора с учетом как целей создания, так и конкретного содержания его произведений. К их числу относятся понятия справедливости, закона и права, главнейшим из которых считалось ius. 549 В отличие от более «технических» терминов, категории права, закона и справедливости рассматривались им не только в «Этимологиях», но и в других трактатах самых разных жанров, например, в «Сентенциях», посвященных чисто богословской проблематике. Этот интерес был спровоцирован не только произведениями римских юристов, но и текстами Священного Писания, а также традицией латинской патристики. Следует обратить внимание на тот факт, что в последней достаточно рано проявилось восприятие Писания как Закона; основополагающая роль учения о Страшном Суде автоматически ставила проблему облика Судии и Божественного правосудия, 550 а также тесно связанных с последним категорий праведности и греховности – своеобразного христианского аналога римско-правового концепта преступления. Немаловажное значение имело также сочетание этих явлений с земным правом – как действующим, так и представленным в римских юридических сочинениях: не случайно латинская патристика – от Тертуллиана 551 до Иеронима, 552 Амвросия 553 и Августина 554 – изобилует такими римско-правовыми понятиями, как lex, iustitia, aequitas, delictum, iniuria и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Скачать epub pdf Псалом 57 Псалом этот имеет следующее надписание: В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание. Это надписание, составляющее 1-й стих псалма, объяснено при рассмотрении и объяснении предыдущих 55-го и 56-го псалмов и в переводе с греческого читается так: «В конец. Не погуби. Давиду, в столпописание». В этом псалме Давид, изобличая оклеветавших его пред Саулом, называет их сынами человеческими, творящими неправду и всякое беззаконие, по развращению сердца – грешниками от самого рождения, пребывающими во лжи и заблуждении от утробы матерней (ст. 2–4), сравнивает злобу и ярость их с ядом змия и аспида, не поддающегося волшебным заклинаниям волхвов и обаятелей (ст. 5–6), с зубами и челюстями львов; при чем угрожает им казнью от Бога и, предсказывая им погибель, сравнивает ее с водою разливающеюся, с луком, поражающим насмерть (ст. 8), а также с воском, льющим от солнца, и с терновым кустом, сгорающим от упадающего на него огня (ст. 9–10). В противоположность им указывает на участь праведника, который возрадуется при виде награды, уготованной за праведность, и праведного суда Божия, проявляющегося на земле (ст. 11–12). Пс.57:2 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Под именем сынов человеческих псалмопевец разумеет здесь советников и наперсников Саула, которых царь Саул под видом законного суда призывал к себе для осуждения неповинного Давида ( 1Цар.19:1 ). Эти советники являлись в качестве свидетелей на суде против Давида. Чтобы угодить царю, они говорили неправду, клеветали на Давида. Уверенный в своей невинности, Давид, чтобы изобличить их ложные навета и клеветы на него, теперь предлагает им самим справедливо обсудить свои действия и поступки в отношении к нему, вопрошая их: рассудите вы сами, сыны человеческие (сыны неправды и беззакония – след. ст. 3 и 4), действительно ли вы правду говорите и справедливо ли судите? Пс.57:3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Вы как будто ревнуете о справедливости, о правде, продолжает Давид свои обличения, но это только на словах или для виду, на самом же деле в сердце у вас беззаконие: вы и мыслите беззаконие, и руки ваши сплетают всякую неправду, т.е. под предлогом справедливости вы преследуете меня, обвиняя в вероломстве против Саула, представляя меня врагом царя и возмутителем общественного спокойствия. Все это вы делаете на земли, т.е. явно, и постоянно пребываете во злобе, оставаясь навсегда нераскаянными и неисправимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Глава 1 1–5. Благочестие Иова и полное благоденствие, как награда за него. 6–12. Причины страданий Иова. 13–19. Бедствия, постигшие праведника. 20–22. Терпение страдальца. Иов.1:1 .  Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. Раскрываемая в начальных пяти стихах при помощи конкретного примера, – жизни Иова, общая мысль о соответствии благочестия земному благополучию начинается характеристикою религиозно-нравственной жизни главного лица книги. «Непорочный», т. е. преданный всем сердцем Богу и добру ( Иов 2.3 ; ср. Иов 1.21 ; Иов 23.11–12 ; Иов 31.1 ), Иов был безупречен в данном отношении, что подтверждается его «справедливостью» и «истинностью» (слав.), – соответствием мыслей делам. Частнее, в основе религиозности Иова, – отношения к Богу, лежал «страх», – благоговейное представление о Боге, возбуждаемое сознанием Его величия, совершенств ( Иов 15.4 ; Иов 37.23–24 ), и переходящее в трепет, когда к нему присоединялась мысль о Боге, как о праведном Судии и Воздаятеле, не терпящем зла ( Быт 3:10, 18:15 ; Пс 64.9 ). Представлением о Боге, не терпящем зла, определялась нравственность Иова: она сводилась, как и у всех ветхозаветных людей, к удалению от зла ( Пс 33:15, 36:27 ; Притч 14.16 ). О месте жительства Иова см. во Введении. Иов.1:2 .  И родились у него семь сыновей и три дочери. Иов.1:3 .  Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. За благочестие, по учению Ветхого Завета, человек награждался временными, земными благами ( Втор 28.1–13 ). Подобная точка зрения всецело разделяется и автором нашей книги. Влагая в уста сатаны слова: «разве даром богобоязнен Иов? Не ты ли кругом оградил его, ...дело рук его ...благословил?» ( Иов.1:9–10 ), он дает понять, что отмечаемое им многочадие Иова, обилие скота, доставлявшего пищу и одежду (овцы), служившего к переноске тяжестей и обработке полей (верблюды, волы и ослицы ( Иов.1:15 ; ср. Быт 42.26 ; 1Цар 25.18 ), а равно и множество неизбежной в данном случае прислуги (евр. «ебудда», « δουλεα» Акилы, LXX же одновременно усвояют данному слову двоякое значение: « πηρεσα πολλ σφδρα», – «слуг много зело», и " ργο μεγλα ω αυτ π τς γς», – «дела велия бяху ему на земли», разумея, кажется, под делами земледелие, так как еврейское «ебудда» в Быт 26.14 они передают термином « γεωργα») суть награда за благочестие. Согласно Втор 28.13 , таким же воздаянием за праведность можно считать и славу Иова среди «всех сынов Востока», – потомков Авраама от наложниц, отправленных им на Восток ( Быт 25.6 ) и населявших Аравию, а равно и население Месопотамии, так как она называется «страною восточною» ( Быт 29.1 ; Чис 23.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–5. Призыв к праведности, которая одна ведет к мудрости и Богу. 6–10. Неправда, помимо того что удаляет от Бога, еще не остается безнаказанной. 11–12. Нечестивые вносят в мир смерть, 13–14. вопреки изначальному намерению Творца, Который все определил к жизни. 15–16. Праведность же, напротив, ведет к бессмертию. Прем.1:1 . Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, Прем.1:2 . ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. 1–2 . Кн. Премудрости Соломона начинается призывом к мудрости с указанием благоприятных условий к ее достижению. Призыв этот обращен к судьям земли ( οι κρνοντες τν γην). В экзегетической литературе существует не одно мнение по вопросу о том, к кому в данном случае обращается писатель. Некоторые толковники полагают, что судьями земли писатель назвал здесь благочестивых израильтян и тем выразил свое верование, что ревностные иудеи в мессианское время примут участие в Божественном суде над прочими народами (сл. Прем. 3:7–8 ). Такое объяснение не соответствует течению мыслей этой и следующей глав, где речь обращена не к благочестивым людям, а напротив, к заблуждающимся и порочным. Затем во всей главе нет никакого указания на то, что выражение «судьи земли» берется в переносном, а не собственном значении. Поэтому правильнее будет под судьями земли разуметь владык земных вообще и греч. κρνειν понимать в общем и широком значении – господствовать, царствовать, владычествовать, а не только «судить». В таком значении выражение «судьи земли» употребляется в Св. Писании нередко ( Притч. 8:16 ; Пс. 2:10 ; Ис. 40 ; Сир. 4:15 ). Но обращение в начале книги к судьям земли не значит, что писатель адресовал свою книгу исключительно князьям и владыкам земным. Это обращение имеет больше значение простой риторической фигуры, ибо содержание книги не имеет ничего специального, что бы имело отношение только к властям, но все увещания книги проникнуты общечеловеческим характером, приложимы ко всем – кто нечестием своим удаляется от Бога и мудрости. Спрашивается поэтому, какая цель была у писателя избрать такую форму обращения – «судьи земли»? Объясняют это тем, что писатель уже в первой главе хотел вывести говорящим царя Соломона, почему полагал, что ему приличнее обращаться с речью к владыкам земли, а не к простым людям; но в таком случае еще более было бы подходящим обратиться к целым народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 65 В логической последовательности мыслей пророка Исаии настоящая глава имеет самую тесную связь с предыдущим повествованием: в нем ставился вопрос, почему Господь допустил Свой избранный народ до такого, во всех отношениях, крайне печального состояния? Причем уже самой постановкой вопроса как бы делался Ему упрек в недостаточности любви и милости к Своему народу. Настоящая глава дает ясный и положительный ответ на все это, откуда усматривается, что у Бога, конечно, нет недостатка в милосердии и любви; но эти Божественные благодеяния изливаются лишь на тех, кто их ищет, а не на тех, кто их слепо и безрассудно отвергает, как поступает Израиль. Вообще, пример Израиля – лучшее и красноречивейшее доказательство праведности Суда Божьего – нечестивое и преступное большинство его – несет заслуженную кару, а верный и послушный остаток – получает исполнение всех обетовании. Полное же и окончательное осуществление этих обетовании требует и создания новых особо благоприятных для того условий, какие и наступят уже в новозаветный период. 1–7. Справедливость Божественного Суда над непокорным и вероломным Израилем. 8–10. Обещание пощады и спасения верному его «остатку». 11–16. Сравнительное сопоставление заслуженной участи тех и других; 17–25. создание новой теократической общины духовного Израиля, т. е. новозаветной церкви. Ис.65:1 . Я открыл­ся не вопрошав­шим обо Мне; Меня нашли не искав­шие Меня. «Вот Я! вот Я!» – говорил Я народу, не именовав­шемуся именем Мо­им. «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня». Под «вопрошавшими» и «искавшими» Господа, но не там и не так, как и где следовало бы, разумеются кичившиеся своей мнимой, показной праведностью иудеи (См. Ис.58:2–4 ). «Вот Я! Вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим.» Народом, носившим имя Господа, был Израиль, о котором Сам Господь устами того же пророка Исаии совершенно определенно возвестил, как о народе, «кто называется именем Моим, кого Я сотворил для славы своей, образовал и устроил» ( Ис.43:7 ). Противоположность народу израильскому в этом отношении представлял весь мир языческий, которому теперь и открывается Господь, скрывший Лице Свое от недостойного Израиля. Смысл данного указания можно представить себе так. Иудеи, как видно отчасти и из предыдущего контекста, склонны были обвинять Всевышнего, что Он покинул своих людей и перестал о них заботиться. Пророк и выставляет теперь встречный факт, из которого видно, что Господь никогда не переставал промышлять о людях, что и теперь Он это делает, только в отношении к другому, более, чем Израиль, достойному народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VIII Почему Бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава 34 . Ибо кто дерзнет возражать Богу из-за того, что Он, когда зачала Ревекка близнецов в одно соитие от Исаака, отца нашего, и они не родились еще и не сделали ничего доброго или злого, чтобы намерение Божие проявилось в избрании, – а именно в избрании благодати, не по долгу даруемой, в избрании, в котором не нашел Бог кого-то подлежащим избранию, а сделал таковым, – сказал ей не от дел, но от Призывающего, что старший будет служить младшему? 115 В это изречение блаженный апостол вставил также свидетельство жившего гораздо позже пророка: Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел 116 . Надо понимать, открыто было впоследствии через пророка то, что содержалось в Божественном предопределении по благодати еще до того, как они родились. Ибо что возлюбил Бог в Иакове, до того как тот родился и сделал нечто доброе, если не безвозмездный дар Своего милосердия? И что возненавидел Он в Исаве, до того как тот родился и сделал нечто злое, если не первородный грех (originale peccatum)? Ведь и в первом не возлюбил Он праведности, которой тот еще не сотворил; и во втором не ненавидел природу, которую Сам сотворил доброй. Апостол Павел на этом примере научает безвозмездной благодати 35 . И удивительно, когда сковываются они этими затруднениями, в какие сети внезапно попадают они из-за своего страха перед истиной. «Потому, – говорят они, – Он из нерожденных еще одного возлюбил, а другого возненавидел, что предвидел их будущие дела» 117 . Удивительно, почему же нет у апостола этой проницательной мысли? Неужто он не понимал этого, раз не ответил самому себе на как бы предложенный возражающим вопрос столь кратко, столь ясно, столь (как полагают они) истинно и исчерпывающе? Ведь когда изложил он удивительную вещь, [а именно] каким образом об еще не рожденных и не сделавших ничего доброго или злого по справедливости и может быть сказано, что одного из них Бог возлюбил, а другого возненавидел, то затем сам себе предложил вопрос, выражающий движение слушателя: Итак, что скажем? Неужели неправда у Бога? Да не будет 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Грех Прояснив о Боге, необходимо теперь вспомнить о том, что нас с Ним разделяет и удаляет от Него – о грехе. Многие христиане, имеющие большой опыт диалога с мусульманами, убеждены, что такой диалог следует начинать с учения о грехе. В нём коренится одно из главнейших отличий и повод для взаимного непонимания. Ибо если апостолы проповедовали краеугольные истины христианства людям, которые знали, что чистый от нечистого не рождается (ср.: Иов 14:4 ) и что нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы ( Еккл 7:20 ), то мусульмане этого не знают, и этим во многом объясняются расхождения по другим вопросам. Как мусульмане учат о грехе и покаянии? По мусульманскому учению, грех – это нарушение человеком своих обязанностей перед Богом, проистекающее из неведения Божественного закона. В Коране описывается грехопадение прародителей, однако ему не придается общечеловеческого значения: Адам покаялся и был прощен, его неведение было упразднено, грех исчез. После одного из описаний грехопадения автор Корана взывает: “O сыны Адама! Пусть сатана не искусит вас, как он извел ваших родителей из рая, совлекши c них одежду, чтобы показать им их мерзость. Ведь он видит вас – он и его сонм – оттуда, откуда вы их не видите” (Коран 7, 26). Таким образом, каждый человек как бы находится перед тем же выбором, что и Адам, причем в равном с ним положении и с равными возможностями. Первый грех в исламе не мыслится как первородный. “Учение о первородном грехе не согласуется с Кораном… Вера в то, что грехи индивидуально ответственных людей может искупить кто-то другой, противоречит кораническим представлениям о законе, справедливости и человеке” . Мусульманские богословы уверяют, что для спасения человека достаточно узнать откровение Аллаха – Коран, и следовать ему в своей жизни: “Возможность избавления человека и его последующий путь были указаны в Коране и адресованы грешникам, отцам человеческой расы: “Идите отныне вперед, и, если будет вам Мое водительство, тот, кто последует за Мной, не будет более бояться, не будет убогим” (2.38). Этим заявлением Сам Бог предпринимает шаги для спасения человека на пути к праведности. Таким образом… спасение человека происходит исключительно под знаком откровения, и через закон, данный в общении с Богом, лежит путь, которым человек будет следовать, пока знает о нем и видит его” .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Закрыть itemscope itemtype="" > Меньше ли стало среди нас подлецов, проходимцев, иуд? 11.01.2017 1916 Время на чтение 3 минуты Поздравляя всех сотрудников и читателей РНЛ с Христовым Рождеством, желаю в наступившем Новолетии всем грядущим испытаниям противопоставить твердую веру и упрямый стоицизм русского человека, раз и навсегда сделавшего выбор Божьей Правды и Божьей Справедливости. Пусть в год 100-летия национальной трагедии тревожным укором и набатным предупреждением для всех нас звучат слова Последнего Императора, написанные им в дневнике в день его низложения: «Кругом измена, трусость и обман...». Меньше ли с тех пор стало среди нас подлецов, проходимцев, иуд? Куда девались из жизни сильные, благородные и красивые герои, русские богатыри? Где затаилась широкая, благородная и благочестивая народная душа? Может быть, именно из-за широчайшей ее безграничности все мы так легко поддаемся внешним соблазнам, быстро и неузнаваемо искажающим наше национальное самосознание? Готовы ли мы к преодолению громадных, навалившихся на Родину угроз? Сегодня народ наш, пережив слишком много изнуряющих сердце исторических драм, утомлен, разочарован, апатичен - температура нашего отношения к действительности, к запросам души, к будущему Родины сильно понижена - в этом грозное мистическое предупреждение нашего времени. И в то же самое время, из этой безучастной ко всему потребительской среды вдруг, как Божье чудо, возникают горящие подвижники любви, и именно они делаются светильниками света, которые берут на себя тяжкую ношу покаяния и отчаянно вымаливают спасение для всего безмолвствующего племени. Только от нас, от нашей молитвы и нашей праведности зависит, исцелится ли народ наш, поглощенный лихорадочным поиском денежного места под солнцем в наше бездумное время, когда корысти ради вырубаются вековые леса, продаются лучшие пахотные земли, нарушается преемство традиций - разъединяется единая душа национальной истории? И лишь немногие чистые родники евангельской жизни и молитвенного подвига даруют нам надежду исцелить блуждающие души от призрака богатства, сытости, удовольствий и развлечений:

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Книга премудрости Соломона (Второканон.)   1 1 Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, 2 ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. 3 Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. 4 В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, 5 ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды. 6 Человеколюбивый дух - премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его. 7 Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово. 8 Посему никто, говорящий неправду, не утаится, и не минет его обличающий суд. 9 Ибо будет испытание помыслов нечестивого, и слова его взойдут к Господу в обличение беззаконий его; 10 потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. 11 Итак, хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу. 12 Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. 13 Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, 14 ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. 15 Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: 16 нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием 2 1 Неправо умствующие говорили сами в себе: " коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. 2 Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца. 3 Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; 4 и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010