О праведности и последовательности 14.01.2013 23:54:55 Алексей Рогожин Впервые в этом году в нашей стране День Крещения Руси празднуется не только Церковью, но и государством – праздник президентским указом внесен в перечень государственных памятных дат. Представители власти говорят о важности нового праздника, рассказывают о сотрудничестве государства и Церкви в различных сферах, напоминают обществу (и себе тоже), что принятие христианства положило начало становлению российской государственности. Святейший Патриарх Кирилл, в слове за Божественной литургией в Киево-Печерской лавре в День Крещения Руси, напомнил о сердцевине родившейся в днепровской купели православной христианской цивилизации и государственности. Правда Божия, сказал Предстоятель Русской Церкви, в мире людей «осуществляется в словах, которые имеют один и тот же корень со словом «правда», — в справедливости и праведности. Кстати, в евангельском тексте и справедливость, и праведность обозначаются одним словом, потому что не может быть праведности пред Богом без усвоения Божественной правды, как не может быть и справедливости в человеческой жизни без усвоения Божественной правды». Патриарх напомнил о великом идеале Святой Руси — общности людей, в которой главной доминантой жизни является праведность: «Когда народ наш жил этой праведностью, тогда и стало называться Отечество наше Святой Русью». «И сегодня», сказал Патриарх, «перед лицом агрессивного безбожия и возрождающегося язычества мы сохраняем твердую и непреклонную веру в Бога и на этой вере пытаемся основывать и жизнь нашего общества, и нашу личную жизнь, памятуя о том, что справедливое устроение жизни общественной связано с личной праведностью каждого человека». Таков идеал той государственности, духовное рождение которой в купели Крещения воспоминается в этот день. Об отступлении от него еще недавно напоминали руины разрушенных государственным безбожием храмов. Освящая в Одессе возрожденный из руин храм Предстоятель напомнил, что «строя храмы, нельзя не жить по Божию закону; лучше тогда вообще храмов не возводить. Когда мы строим Божии храмы, а живем как язычники, тогда рано или поздно гнев Божий проливается на людей». Патриарх сказал также, что «не только жизнь народа, из которой уходило благочестие, стала причиной нашей исторической трагедии; было еще безбожие и богоотступничество интеллигенции — той самой прослойки, которая горделиво присваивала себе право определять судьбу и жизнь народа, которая, заразившись безбожием, некритически восприняв веяния извне, отдала свой разум и сердце тем самым учениям, которые исторгали Бога из человеческой жизни».

http://radonezh.ru/analytics/o-pravednos...

Разделы портала «Азбука веры» Милосердие – 1) Божественное сущностное свойство, рассматриваемое в богословии как одна из сторон Божьей благости ; неразрывно с Божественным правосудием и премудростью; в отношении разумно-свободных существ обнаруживается в желании и готовности Бога оказывать им надлежащую милость, проявлять долготерпение, снисхождение, очищать от грехов ; 2) одна из естественных (природных) черт образа Божия в человеке ; 3) христианская добродетель , уподобляющая верующего Творцу ( Гал.5:22-23 ), заключающаяся в сострадательном отношении к ближнему. Как согласуются между собой такие Божественные свойства , как милосердие и правосудие? Несмотря на кажущуюся противоречивость Божественного милосердия Божественной справедливости, между ними нет ни малейшего взаимного противоречия. Бог беспределен во всех Своих свойствах и совершенствах. Это значит, что ни милосердие не препятствует проявлению правосудия, ни правосудие — милосердию (см. подробнее: Сколько у Бога свойств? ; Что такое Божественная беспредельность и каковы её основные черты? ). Выражаясь иначе, Божья справедливость всегда милосердна, равно как и Божье милосердие — всегда праведно. В силу своей ограниченности человек бывает не в состоянии одновременно проявлять и максимум милосердия, и максимум справедливости. Отсюда недоумение: как можно одновременно и миловать, и наказывать? Между тем, для Бога не трудно проявляя милость, проявить справедливость, и наоборот. Любое Божественное действие всегда сопряжено с благостью, всеведением и высочайшей премудростью. Следовательно, карая грешника, Господь поступает не просто как Грозный Судья, но и как Мудрый, Благой Воспитатель. Хорошо понимая, что для грешника лучше, даже и наказывая его, Он руководствуется не требованием мести, а соображением пользы. В этом и состоит милосердие. Проявляя же по отношению к людям милосердие, Господь никогда не преступает через нормы справедливости, праведности. Милосердный самарянин ( Лк.10:25-37 ) Почему, если Бог безграничен в Своём милосердии, Он не освободит всех вообще грешников от вечных адовых мук?

http://azbyka.ru/miloserdie

Пропасть между справедливостью и любовью (+аудио) Привести к спасению того, кто творит зло, может признание за ним права быть 30 октября, 2016 Привести к спасению того, кто творит зло, может признание за ним права быть Проповедь митрополита Сурожского Антония в неделю 19-ю по Пятидесятнице. Сегодняшнее Евангелие говорит о любви, и нам так часто кажется из опыта наших земных отношений, что между справедливостью и любовью лежит почти непроходимая пропасть. Мы то и дело попадаем в ловушку: стараемся быть милостивыми — и бываем несправедливы, стараемся быть справедливыми, и оказываемся жесткими. Недаром один великий писатель прошлого сказал, что судья одновременно и больше человеческого уровня, и меньше его. Больше — потому что у него превосходящая человека власть судить и осудить; меньше — потому что ему не дано проявлять милосердие. Митрополит Антоний Сурожский И, однако, Священное Писание говорит нам, что в Боге сошлись милость и правда. Но правда, справедливость, которую мы находим в Боге, настолько отличается от той справедливости, которую стараемся проявлять мы! Проявить справедливость для нас означает, что мы выносим справедливое суждение и затем либо отзываем его, либо даем прощение, но при этом неспособны внутри самих себя примирить сострадание и строгость. Так часто, когда мы хотим быть справедливо-суровыми и тем самым помочь человеку, нам приходится приказать сердцу умолкнуть. Бог так не поступает. Христос говорит в Евангелии, что наша праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев, тех людей, которые стараются быть праведными перед Богом, быть в Его глазах беспорочными. Но в чем правда Божия? Из Ветхого и Нового Заветов можно видеть, что правда Божия в первую очередь состоит в том — и мера этой правды порой устрашает нас до ужаса — чтобы признать за другим его право быть самим собой, даже если он неправ, даже если идет дурным путем. Разумеется, это не означает, что мы можем примиряться со злом, принять злые пути. Но мы должны научиться различать — как это делает Бог — между злым поступком и человеком, его совершающим, между смертной болезнью человека, раненного грехом, охваченного злом, и самим человеком, которого Бог возжелал и возлюбил в жизнь, за которого Он готов был воплотиться и отдать жизнь.

http://pravmir.ru/propast-mezhdu-spraved...

Подпишитесь на наш Телеграм Гостеприимство Авраама Говоря о сериале «Новый Папа» , мы упоминали гостеприимство по отношению к Мессианской Справедливости, эту Справедливость как недеконструируемое условие деконструкции; говорили о «любовной истерии», характеризующей современность; увязывали темы любовной истерии и социальной справедливости с религией. Все это можно увидеть и в библейских рассказах о Содоме (19-я глава Книги Бытия), и о левите с его расчлененной наложницей (19-я глава Книги Судей). Мы говорили, что тайным, бессознательным центром «Нового Папы» была справедливость, гостеприимство к «жалким», к нищим («бедность и Бог для меня одно и то же»), вытесненное и подмененное тематикой «любовной истерии». Но ведь с современным пониманием истории Содома происходит то же самое. Страннолюбие, ненасилие, целомудрие Гостеприимство Авраама: гостеприимство к Другому по преимуществу, к трем ангелам, вестникам Бога (или, по популярному толкованию, три ангела — образ Бога, образ Троицы; Блаженный Августин, например, допускал возможность толкования ангела, оставшегося с Авраамом, как образа Отца, а двух ангелов, пошедших в Содом, как образов Сына и Духа). Лот тоже страннолюбив, гостеприимен. Праведность тем самым есть страннолюбие (хорошее слово, ибо в современном звучании оно покрывает все смыслы нашей темы: действенное принятие других во всей их странности, а другой — по определению странный). Содомский грех есть грех против страннолюбия. Как мы примем Гостя, Странника? Постороннего, незнакомца? Нищего, чужестранца, Бога? Иоанн Златоуст выводит мораль истории о Содоме: «мы же, слыша это (повествование), будем иметь великое попечение о своем спасении; будем избегать подражания беззаконию содомлян, напротив» — что сделаем, какой грех не будем совершать, какой порок отринем? — «поревнуем страннолюбию этого праведника» . О мужеложестве ни слова: «будем принимать странников, не смотря никогда на их видимую незнатность. Если с таким расположением души будем оказывать гостеприимство, то, может быть, когда-нибудь и мы удостоимся принять под видом людей таких странников, которые обнаружат в себе достоинство ангелов» . Действенное принятие посторонних — шанс на встречу с ангелами.

http://blog.predanie.ru/article/sotsiolo...

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде. Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд. Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога. У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

http://pravoslavie.ru/137842.html

Бог правды Прокимны – одни из самых древних молитвословий вечерни: как и сопровождающие его стихи, прокимен – это отдельная строка из какого-либо давидова псалма. А из всех ветхозаветных текстов Псалтирь, пожалуй, самый трудный для понимания. 13 января, 2012 Прокимны – одни из самых древних молитвословий вечерни: как и сопровождающие его стихи, прокимен – это отдельная строка из какого-либо давидова псалма. А из всех ветхозаветных текстов Псалтирь, пожалуй, самый трудный для понимания. Надо сказать, что прокимны – одни из самых древних молитвословий вечерни: как и сопровождающие его стихи, прокимен – это отдельная строка из какого-либо давидова псалма. А из всех ветхозаветных текстов Псалтирь , пожалуй, самый трудный для понимания, даже в синодальном переводе – ведь это текст не только мистический, но и поэтический, и уровней смысла в нем очень много. Вот, например, в понедельник на вечерне мы слышим прокимен: «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему» (псалом 4, стр.4), т.е. Господь слышит, когда я призываю Его (в синодальном переводе; или в других переводах «услышит меня, когда я воззову к Нему»), а к нему стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея (псалом 4, 6) – когда я призывал, услышал меня Бог правдымоей; а что это значит, Бог правды? photosight.ru. Фото: Сергей Мялковский Слово это в церковнославянском языке так многосмысленно (Срезневский насчитывает до семи значений в древнерусских памятниках), что авторы синодального перевода, да и многие другие, не решились отсечь все это многообразие и так и оставили это выражение. Правда – это справедливость, закон (см. у Срезневского выражение «по Божией правде», т.е. справедливо, в противоположность «без правды» — несправедливо). Правда – это и оправдание, позже осмысленное как оправдание грешника заслугами Христа (см. в 102 пс.: «и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его», т.е. Его оправдание у тех, кто хранил Его заповеди). Правда – это и праведность, правдивость, добродетель (см. «не ради правды твоея Господь Бог твой дает тебе землю благую сию наследити…» (Второзаконие 9,6) – не по причине праведности твоей дается тебе земля, или «вменися ему в правду» (псалом 105, 31), т.е. в праведность).

http://pravmir.ru/bog-pravdy/

В Нижегородской епархии молитвенно отметили 20-летие обретения мощей Пузовских мучениц 6 июня 2021 г. 14:11 5 июня 2021 года, в день 20-летия обретения мощей святых Пузовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы села Суворово Дивеевского района Нижегородской области. Главе Нижегородской митрополии сослужили митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Дивеевского округа, настоятель Успенского храма села Суворово иерей Павел Покровский, настоятель Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), клирики Нижегородской и Мурманской епархий. За богослужением молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Арзамасского Николаевского женского монастыря игумения Филарета (Шевченко), прихожане, паломники из разных регионов России. По окончании Литургии иерей Павел Покровский поздравил управляющего Нижегородской епархией с 20-летием обретения мощей Пузовских святых. В знак признательности за попечение о храме и на память о торжествах благочинный преподнес владыке Георгию просфору и икону мучениц с частицами их святых мощей. Просфоры были также вручены митрополиту Митрофану и епископу Илии. Затем к верующим обратился митрополит Георгий. Архиерей отметил, что, вспоминая сегодня страдания Пузовских мучениц, важно не забывать, что причиной трагедии стало богоотступничество наших предков, которые под видом борьбы за справедливость отдали свои души врагу рода человеческого, и в их сердцах поселились злоба и ненависть к праведности, чистоте и святости. «Очень важно и в наше благополучное время не соблазниться и не пустить в свое сердце гнев, ненависть, злобу, а говорить: " Слава Богу за все: и за скорбь, и за радость " . Слава Богу, что открыты храмы, в них совершается молитва и приносится святая бескровная жертва, — сказал глава Нижегородской митрополии. — Однако бывает, что и мы помрачаемся разумом и уже не умеем радоваться жизни. Пускай святые мученицы Евдокия, Дария, Дария и Мария помогают нам стяжать в наших сердцах кротость, смирение и чистоту, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

http://patriarchia.ru/db/text/5817872.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вифлеемский вертеп - начало пути на Голгофу 05.01.2018 686 Время на чтение 7 минут Вот мы и подошли к Рождеству Христову. А что это за событие для нас? Не останется ли его восприятие чисто внешним: долгая ночная служба, предрассветное разговение после поста, елка, вертеп, колядки, концерты, детские праздники... Всё это хорошо и правильно, только при одном условии: если мы ясно видим смысл великого торжества Церкви. Этот смысл вложен в его песнопения, в его тропарь, кондак, в канон на утрене - не всегда эти тексты для нас просты, но если мы потрудимся над ними, вслушаемся в них - праздник Рождества станет подлинным переживанием евангельского события и откровением о его смысле. О помощи в этом деле мы попросим иеромонаха Серафима (Баранова), насельника Никольского монастыря в Саратове, преподавателя Саратовской православной духовной семинарии. -Отец Серафим, тропарь любого праздника - это его основная молитва, она раскрывает сущность празднуемого события. Что дает нам понять тропарь Рождества? «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе». -Событие Рождества Христова в тропаре, составление которого относят к IV веку, раскрывается через понятие света. Света прежде всего не физического, не естественного - света знания, ума, разумения. Ведь Сам Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5). Не случайно евангелист Матфей (4, 16) цитирует пророка Исаию: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9, 2). Явление истинного Света, Который просвещает всякого человека (Ин. 1, 9), есть откровение Бога о Себе - людям, дарование необходимого для их спасения познания. «Возсия мирови свет разума» - засияло для мира солнце знания (понимания). С момента Рождества Христова разум человека получает возможность богопознания, его озаряет теперь Солнце правды (праведности и справедливости).

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/5/vi...

Мозаика «Нагорная проповедь» на южном своде Воскресенского собора в Санкт-Петербурге. Фота: Сергей Гасников «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6) – говорит Господь в четвёртой заповеди блаженств. Естественным следствием смирения, покаянного плача и кротости является бесконечная любовь к правде Божией, которая выражается в жертвенном, деятельном стремлении к её приобретению. Жажда и алчба, то есть голод, указывают на состояние крайней необходимости чего-то жизненно важного, на радикальную потребность в чем-то насущном, на принципиальную невозможность обойтись без чего-то безусловно ценного. Этим чрезвычайно важным, насущным и ценным для христианина является евангельская правда. Алкать и жаждать её значит не просто пассивно ощущать потребность в ней, но деятельно творить правду с усердием и сильным желанием. О центральном месте понятия правды в нравственном учении Христа говорит и то, что Он употребляет его ещё раз в заповедях блаженств: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 10). И потом еще дважды возвращается к нему в последующей Нагорной проповеди: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20); «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Как видим, правда является тем ключевым понятием, без которого невозможно понимание Царства Небесного. Правда является тем ключевым понятием, без которого невозможно понимание Царства Небесного Русское слово «правда» является переводом греческого « δικαιοσνη». Если в дрневнегреческих текстах оно понималось главным образом юридически, и его основными значениями выступали «справедливость», «законность», «правосудие» и «судопроизводство», то в Новом Завете это слово обретает принципиально новые смыслы, которые можно обозначить как духовно-нравственный и промыслительный. В свете первого, евангельская δικαιοσνη переводится как «праведность» или «святость», обозначая всю духовно-нравственную жизнь человека, согласную с заповедями Христа, все христианские добродетели. То же переосмысление произошло и с прилагательным δκαιος, которое изначально переводилось как «справедливый» или «законный», в Евангелиях же стало употребляться в значении «праведный» или «праведник». Святитель Григорий Нисский, рассуждая о правде в своём знаменитом трактате «О Блаженствах», подчеркивает, что «именем правды… означается здесь всякая добродетель».

http://pravoslavie.ru/150844.html

Патриаршее послание участникам празднования Дней славянской письменности и культуры в Саратове 22 мая 2009 г. 20:05 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветственное послание участникам празднования Дней славянской письменности и культуры в Саратове. Дорогие участники торжеств, возлюбленные братия и сестры! Я сердечно рад приветствовать всех участников торжеств, посвященных памяти просветителей славян — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В свое время День славянской письменности и культуры стал первым церковно-государственным праздником в России. Случайно ли это? Как каждый из нас бережно хранит в памяти важные события своего прошлого, так и страна в целом, все общество должно сохранять память о судьбоносных вехах своей истории. Современному человеку трудно оценить значение того события, которое мы празднуем, во всей его полноте. Наш мир «сузился»: благодаря современным техническим средствам можно за несколько часов попасть в любую точку земного шара, а информацию на любое расстояние передать за доли секунды. Но именно поэтому со временем только возрастает ценность апостольского подвига, благодаря которому изменялись и судьбы отдельных людей, и целых государств. Апостольство, несущее свет Христовой веры и просвещение в самом широком смысле этого слова, — это полное самоотречение, жизнь, полная трудов и опасностей. Такой путь избрали для себя монашествующие братья Кирилл и Мефодий, показав тем самым пример искреннего служения Господу и святой Церкви. Но служение Богу и людям нераздельно. Истинное просвещение подает и веру, и знание, преображает и душу, и разум человека. Этот день в нашем календаре — еще одно напоминание о необходимости возрождения исторических, культурных и духовных традиций нашего народа. Достойные потомки не забывают славных дел своих предшественников. Но возрождение лучших национальных традиций — это обращенность не в прошлое, а в будущее. Жизнь с Богом, о которой свидетельствует, к которой призывает Православная Церковь — это не «ограниченное существование», как говорилось в атеистических агитках, а полное, богатое, во всех смыслах достойное человека бытие. По слову Священного Писания, праведность научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни (Прем. 8:7). И вполне объяснимо, почему на протяжении многих веков российской истории государство и Церковь считали своим долгом действовать совместно в сферах образования и просвещения, причем именно Церковь положила начало делу народного образования на нашей земле.

http://patriarchia.ru/db/text/652264.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010