Подпишитесь на наш Телеграм Богословские основы миротворческой деятельности Церквей В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» публикуется текст с тегом «Московская Патриархия в защиту мира». Открыли цикл мы большим, фундаментальным, систематическим очерком православного миротворческого богословия авторства митрополита Никодима (Ротова). И цикл пополняется небольшим, компактным текстом, но тоже представляющим собой попытку систематического изложения православного миротворческого богословия авторства известного без преувеличения всем православным христианам постсоветского пространства — профессора Алексея Ильича Осипова, десятилетиями изъясняющего духовно-нравственное учение Православной Церкви студентам Московской Духовной Академии и всем слушателям/зрителям записей его лекций и бесед. В предлагаемом очерке о богословских основах миротворчества профессор Осипов помимо прочего доказывает, что «Удерживающий» (ныне знаменитый «катехон») — это христианские церкви, участвующие в активной борьбе за мир между народами, за разоружение, за социальную справедливость, в борьбе, которая есть предельная праведность, блаженство, красота, радость. Лосев как деконструктор платонического фаллогоцентризма, имперской эстетики и модерной субъектности

http://blog.predanie.ru/article/kritika-...

Подпишитесь на наш Телеграм В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» публикуется текст с тегом «Московская Патриархия в защиту мира» . Открыли цикл мы большим, фундаментальным, систематическим очерком православного миротворческого богословия авторства митрополита Никодима (Ротова). Сегодня цикл пополняется небольшим, компактным текстом, но тоже представляющим собой попытку систематического изложения православного миротворческого богословия авторства известного без преувеличения всем православным христианам постсоветского пространства — профессора Алексея Ильича Осипова , десятилетиями изъясняющего духовно-нравственное учение Православной Церкви студентам Московской Духовной Академии и всем слушателям/зрителям записей его лекций и бесед. В предлагаемом очерке о богословских основах миротворчества профессор Осипов помимо прочего доказывает, что «Удерживающий» (ныне знаменитый «катехон») — это христианские церкви, участвующие в активной борьбе за мир между народами, за разоружение, за социальную справедливость, в борьбе, которая есть предельная праведность, блаженство, красота, радость. Богословские основы миротворческой деятельности Церквей Доклад на Пятом богословском собеседовании представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, Турку, июнь 1980 г. Справа налево: профессор Алексей Осипов, митрополит Никодим (Ротов), будущий патриарх Кирилл (Гундяев)

http://blog.predanie.ru/article/bogoslov...

Подпишитесь на наш Телеграм Во время Великого поста Православная Церковь обращает внимание на чтения из Ветхого Завета. Книга Екклесиаста не включена в богослужебное употребление, поэтому можно уделить ей особое внимание. Читаем ее и размышляем вместе с библеистом Владимиром Сорокиным . Ясно лишь, что только живые могут вообще искать хоть какого-то смысла в происходящем, потому, что мертвые вообще ничего не знают и не чувствуют, они покидают этот мир навсегда, уходя туда, откуда возврата нет и не будет. Еккл 9:4–6 Итак, поиски смысла для Екклесиаста на тот момент успехом не увенчались. Не помогли ни духовная литература, ни книга Творения, ни философские размышления. Мир оказался дурной бесконечностью, из которой не было выхода. Особенно разочаровывала Екклесиаста ситуация совершенного равнодушия окружающих (и окружающего) к мудрости, справедливости, праведности. Мудрого и глупого постигает одна и та же участь, а если так, то какой смысл в мудрости (Еккл 2:15–16)? Какой вообще смысл в чем бы то ни было, если смерть уравнивает всех? Такая жизнь становится бессмысленной и ненавистной, она хуже смерти (Еккл 2:17). В самом деле: человек может жить, как ему нравится, может стараться и пробовать создать на земле нечто лучшее того, что видит вокруг, затратить на это немало труда и, может быть, даже посвятить этому всю жизнь, но сам он ничего от сделанного не приобретет: ведь, в конечном счете, ему все равно придется покинуть этот мир, а кому останется сделанное и как наследники им распорядятся, неизвестно (Еккл 2:22–23; 2:18–19). К тому же путь всем один и судьба тоже всем одна, будь он добрый или злой, праведник или нечестивец (Еккл 9: 2–3). Такая ситуация обессмысливает все: и праведность, и добро, и вообще всю земную жизнь, тем более что человек не властен над собственной жизнью и не знает, когда она окончится (Еккл 8:8). Ганс Гольбейн. Пляска смерти. 1524–1526. (Адвокат (Advocate) Смерть настигает адвоката на улице, когда с ним расплачивается богатый клиент.) Ясно лишь, что только живые могут вообще искать хоть какого-то смысла в происходящем, потому что мертвые вообще ничего не знают и не чувствуют, они покидают этот мир навсегда, уходя туда, откуда возврата нет и не будет (Еккл 9:4–6).

http://blog.predanie.ru/article/kniga-ek...

Подпишитесь на наш Телеграм «Остави нам долги наши, как мы оставляем должникам нашим…» В молитве «Отче наш» присутствует неуловимый блистательный божественный юмор: «Остави нам долги наши, как мы оставляем должникам нашим…» Прости мне, Господи, как я прощаю моим близким. Человек тут служит примером и образцом Богу того, как Он должен прощать! Мы к этому вернемся, и это покажется не настолько уж странным и невозможным. В Евангелии прощение связано с проповедью Царства Божьего. Бог воцаряется среди народа и возникает вопрос: Что можно сделать, как приготовить себя, чтобы войти в это Царство полноправным гражданином, чтобы жить по его законам? Весть о том, что Царство Божие приблизилось, означает объявление амнистии. Рабы отпускаются на свободу, долги списываются, все начинается сначала в самом прекрасном значении слова — в новый, обновленный год, год субботы. Вот почему в молитве «Отче наш» возникает вопрос о долгах: когда новое Царство наступает, начинается новый мир, и все, что было ранее, аннулируется. Понимание Царствия Божьего до Иисуса Христа Во времена Иисуса Христа в иудаизме были разные течения. В Евангелии упоминаются фарисеи, саддукеи, зилоты, и все они по-своему готовились к наступлению Царства Божьего. Ессеи ждали какой-то окончательной войны между силами мрака и света. Нужно бодрствовать и быть сынами света, сыны света должны победить. Ессеи ждали священника, который будет одновременно и Царем Праведности. Священник как праведник откроет Врата, и придет Мессия. Наступит Царство — через такое вот литургическое действо. Зилоты понимали Царство как освобождение от римлян. После свержения бремени римлян наступит справедливость и Царство Бога, что, в принципе, правильно. Только нужно понимать, что римляне — это не какие-то внешние враги, другие, чужие, а это, прежде всего, часть нас самих. Которая враждует против нас и нас же оккупировала. Фарисеи считали, что самое главное — это нравственное очищение, честное исполнение всех предписаний закона и заповедей. Тогда Царство Бога приблизится.

http://blog.predanie.ru/article/proshhen...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Малые пророки 2 мин., 02.09.2021 Содержание Они предсказывали будущее, обличали царей и возвещали волю Божию: 12 «малых» пророков Ветхого Завета — что мы знаем о них? Пророки — ветхозаветные праведники, которые, по внушению Духа Святого, возвещали волю Божию народу, учили людей истинной вере, предсказывали грядущие события, обличали идолопоклонство. Большинству известны имена великих пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и Илии. Но есть пророки, которых знают гораздо меньше. Их называют «малые пророки». Такое именование принято не по достоинству, а по краткости книг праведников. На самом деле, это были великие люди, поэтому мы предлагаем вспомнить о них в подборке материалов журнала «Фома». Пророк Авдий: наказание за злорадство Книга этого пророка – самая малая из книг «малых пророков». Здесь всего одна тема. Авдий говорит о наказании эндомитянам за злорадство во время бедствий в Иудее и Израиле. В чем смысл предостережения пророка и сбылось ли оно? Читать далее Пророк Иоиль, очевидец нашествия Иоиль — один из тех пророков, который предупреждает народ о грядущих бедствиях. Однако, помимо слов о разрушении, он находит и такие, которые предсказывают возрождение, процветание. Иоиль говорит, что Бог пошлет некоего особого человека к Своему народу, чтобы вернуть его к Себе. Читать далее Пророк Амос, первый «книжный пророк» Амос — пророк, который никогда не обучался пророческому ремеслу. Но его отличает особое качество — неумение молчать, когда ему открыто Слово Господне. Через пророка Бог возвещал людям, что неукоснительное исполнение обрядов не имеет никакой ценности без праведности, справедливости и милосердия. Кроме того, Амос был первым, кто затронул в проповеди тему единства человечества и всеобщности спасения. Читать далее Пророк Иона, неправильный пророк Пророк Иона — один из самых удивительных пророков. Часто его считают антипророком, потому что с ним всё наоборот. Иона проповедовал не на земле израильтян, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, для язычников. Его пребывание во чреве кита — и вовсе один из самых известных и необычных эпизодов библейской истории. Почему же Иону называют неправильным пророком? Читать далее

http://foma.ru/malye-proroki.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Санкт-Петербургской Духовной академии «Чаю воскресения мертвых»: несбыточные надежды или ожидание неизбежного? 14 мин., 17.05.2010 Смерть отвратительна, потому что она абсурдна; неужели все, что есть у человека, — это прожить какое-то время и навсегда погрузиться в небытие? Читая воспоминания людей, живших в прошлые века, переживаешь странное чувство: эти люди жили, страдали, надеялись, добивались чего-то — а теперь все они мертвы. В наше время мы можем видеть лица людей, умерших не так давно, и слышать их голоса — на кинопленке, если речь идет об актерах, а с тех пор как видеосъемка стала доступна обычным людям — и на записях, которые хранят родные, или ученики, или прихожане покойных. Что с ними сейчас? Где они? И где окажемся мы сами? В советские годы нас всех настойчиво учили, что смерть — это окончательное небытие, и потому нам предлагалось утешаться светлым будущим всего человечества. Хотя было ясно, что и в этом светлом будущем люди будут умирать. Собственно, любые обещания прогресса, какими бы увлекательными они ни были, не отменяют того очевидного факта, что люди продолжат умирать, а те, кто уже умерли, так и не увидят «это время прекрасное». Смерть вызывает отвращение и страх не только — и не столько — потому, что мы обладаем инстинктом самосохранения. Мы обладаем гораздо более глубокой потребностью  — потребностью в смысле. И смерть отвратительна, потому что она абсурдна; неужели все, что есть у человека, — это прожить какое-то время и навсегда погрузиться в небытие? Мы инстинктивно верим в то, что и у мироздания в целом, и у отдельной человеческой жизни есть цель, предназначение — и что же, это предназначение сводится к тому, что сознание человека навсегда угаснет, а вся его любовь и надежда, мечты и устремления кончатся ничем? Мы ожидаем справедливости — чтобы жертвы были утешены, а злодеи наказаны, но смерть подводит итог, в котором нет ни награды праведности, ни кары беззаконию.

http://foma.ru/chayu-voskreseniya-mertvy...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю о Страшном Суде в московском храме Архангела Михаила в Тропареве 23 февраля 2014 г. 20:32 23 февраля 2014 года, в неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме Архангела Михаила в Тропареве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братия и сестры! С большой радостью я вступил под своды храма святого Архистратига Божия Михаила — первого храма, который был открыт в городе Москве после долгих лет разрушения храмов Божиих и притеснения Церкви. Хорошо помню время, когда многие, взирая на благолепный внешний вид этого храма, надеялись, что он когда-нибудь откроет свои двери всем, кто пожелает войти под его своды и совершить молитву. И 25 лет назад храм святого Архистратига Божия Михаила в Тропареве был открыт, начав череду открытия в Первопрестольном граде старинных храмов и попранных святынь. Удивительным образом 25-летие со дня возобновления богослужений в этом храме и 320-летие со дня его основания совпадают с воскресным днем, который посвящен Страшному Суду. Мы все знаем из Слова Божия, что в конце человеческой истории, когда откроется новая страница бытия человечества, совершится некое особое таинственное деяние: Бог силой Своею отделит праведных от грешных. Под грешными подразумеваются не те, кто согрешает, но кается, кто идет по пути духовного очищения, а те, кто свою неправедность и свою греховность возводит в ранг праведности, кто свою человеческую правду поставляет на место правды Божией, кто в гордыне своей противостоит Богу. Однако суд, который Господь совершит над каждым из нас и который предопределит судьбу каждого в вечности, не является одномоментным. В каком-то смысле суд начинается здесь, в нашей жизни, только не все мы способны видеть руку Божию и не все способны почувствовать Его любовь и Его справедливость.

http://patriarchia.ru/db/text/3577921.ht...

Святейший Патриарх Кирилл: Голос совести, присущий каждому человеку — подлинный базис, объединяющий все народы и культуры 16 октября 2017 г. 14:27 16 октября 2017 года, выступая на 137-й Ассамблее Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл указал на необходимость поиска нравственного консенсуса в современном мире и установление на его основе справедливости. «Законотворческая деятельность на протяжении долгого времени и во многом сегодня продолжает сохранять связь с вложенными Творцом в человеческую природу нравственными принципами», — заявил Святейший Патриарх. «Однако в современном мире, где многие государства являются светскими, нередко предпринимаются попытки игнорировать эту связь. Это неизбежно приводит к дискуссии о соотношении нравственности, справедливости и закона, к дискуссии о ценностях, которые лежат или должны лежать в основе общественного развития современного свободного мира», — добавил Святейший Владыка. Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил о древнегреческом понятии «дикэосини», что означает «справедливость», «праведность». По его словам, в этом термине раскрывается очень важная трактовка, которая, равно как и этимология русского слова «справедливость» еще раз свидетельствует об органической связи между справедливостью и нравственностью, праведностью. «Невозможно гармонизировать интересы внутри государства, тем более на международной арене, если отделить справедливость от глубокого, проверенного веками нравственного основания», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. «При всей разности культур, народов, учреждений мы все имеем нравственное чувство, у каждого из нас есть голос совести. Иными словами, наша разность надстроечная, если использовать когда-то очень популярную терминологию. А нравственное чувство — это подлинный базис, это действительно универсальное свойство человеческой природы, присущее нам от рождения», — подчеркнул Предстоятель. По словам Святейшего Патриарха, в нравственном учении различных религиозных традиций наблюдается совпадение, апелляция к совести человека, которую мы, христиане, называем голосом Божьим в наших сердцах. «Аксиоматика мировых религий различна, догматические учения разные, но как только мы переходим на нравственный уровень, как только говорим о необходимых базисных условиях мирного человеческого общежития, различные религиозные традиции демонстрируют нравственный консенсус. Недаром принято говорить о " золотом правиле нравственности " , которое на языке Евангелия звучит так: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31)», — заключил Предстоятель Русской Церкви. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5037930.ht...

Выпуск двадцать девятый. Бытовой ад и как из него выйти Татьяна Зайцева (В. З. Притч.23:15-35)., Алкоголь и другие зависимости., Разврат и насилие — норма нашей жизни?., Выход из ада., Где вино, там и разврат., Молитва. Из службы четверга шестой  седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать седьмой. Любите ли вы справедливость? Татьяна Зайцева (В.З. Притч. 21:3-21)., Справедливость и правосудие., Кто не может быть справедливым?., Как стать справедливым?, Справедливость и несправедливость к другим., Молитва. Из службы вторника шестой седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать шестой. Просто жизнь и духовная жизнь — в чем разница? Татьяна Зайцева (В. З. Притч.19:16-25)., Спокойствие в Боге и гибель для не радеющего о путях своих., Пример нерадения о путях., Путь праведности — внешний и внутренний., Что такое духовная жизнь?., Молитва. Из службы понедельника шестой  седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать пятый. Как связаны одежда и своенравие? Татьяна Зайцева (В. З. Притч. 16:17-28,-17:1-5)., Отделение — причина всех греховных проблем., Грехопадение и смысл одежды., Реки воды живой., Разделенность, превозношение и ссоры., Молитва. Из службы Четверга пятой седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать третий. Бог направляет наш путь. Или не направляет? Татьяна Зайцева (В. З. Притч. 15:20-33,-16:1-9)., Близость Бога бывает разной., Бог промышляет об этом мире и о нас., Если мы предаем Ему свою жизнь, Он направляет наш путь., И не только путь, но и слова., Нечестивец не следует Божьему плану., Куда мы хотим идти?, ... Выпуск двадцать первый. Чем страшна зависть? Татьяна Зайцева (В. З. Притч. 14:27-35, 15:1-4)., Страх Господень — источник жизни., Исцеляющее сердце., К чему стремится наше сердце?, Чем плоха зависть?, Еще раз про свое и чужое., Когда человек умирает?,  Молитва. Из службы понедельника пятой седмицы Великого ... Больше материалов Помочь сайту § Рассылка Новинки Блога Новинки и подборки Живого Предания каждую неделю в вашем почтовом ящике. В любую погоду и при любом настроении. Группа Вконтакте — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2019 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://bible.predanie.ru/category/metod-...

32. Как понимать всемогущество Божие? «Не только богохульна, но и нелепа мысль, что Бог есть сила всемогущая, неограниченная, не признающая никаких законов, и что вся тварь так ничтожна пред Ним, что Он не имеет никакого обязательного побуждения соблюдать в отношении к ней законы справедливости. Это, очевидно, самое грубое понимание всемогущества. Бог и Всемогущ, и Свят, и обязан праведностию Самому Себе, Своему собственному существу: «праведен и преподобен Господь» ( Втор. 32:4 ). «Праведен Господь во всех путех Своих и преподобен во всех делех Своих» ( Пс. 144:17 ). От такого дикого понятия о Божием всемогуществе отрекались и враги славы Божией» 40 («Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека» изд. 3, стр. 84, 85).   40 Примеч. «Нравственное приложение догмата о всемогуществе Божием». «Размышление о всемогуществе Божием, – пишет святитель Тихон Задонский , – поучает нас во 1) страху Божию. Ибо как не бояться и не трепетать Всесильного в Всемогущего, Который, как из ничего творит, так и в ничто все может обратить? во 2) смирению, во еже смиритися под крепкую руку Божию; во 3) вере, ибо чего ум наш не понимает, то всеиогущая сила Его сделать может; напр. непонятно уму нашему воскресение мертвых, но Богу, Который из ничего все создал, возможно; в 4) надежде в подвиге против плоти, диавола и мира. Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело. Так апостолы, мученики и все святии Его всемогущею силою победили мир... да воображаем убо часто в уме нашем всемогущество Божие, яко о Нем живем движемся и есмы. И будем опасно поступать в словах, делах и помышлениях. Будем Его трепетать и падать пред Ним со смирением, и за ничто себя вменять: не будем ни в чем сомневаться, полагаясь на Него, ибо все Ему возможно» (Сн. кн. „Излож. христ. уч. прав. кафолич. церкви». Спб. 1869 г., стр. 31 – 35). Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010