По ружной книге Приказа Большого дворца 1699 г. выдавалось руги церкви Пресвятой Богородицы Казанской в селе Котельниках: попу 8 руб., ржи и овса 7 чети и полдва четверика, дьячку 6 руб., ржи и овса по 6 чети, просвирне пономарю по рублю, им же праздничных за два празднества по 3 руб. в год», отмечено: «давать сполна ругу, буде земли и приходских дворов нет, а праздничные оставить». По сказке попа с причетниками и по справке с Приказом Большого дворца дано им на выпуск животины земли 4 десятины, в том селе крестьянских и бобыльских 69 дворов. 11 июля 1700 г., великий государь, слушав сеи выписки, указал: того села Котельникова попу с причетники денежную и хлебную ругу не давать и из окладу выложить, а удовольствоваться им подаянием приходских людей и выпускною землею владеть им по-прежнему. Село Котельники в 1623 г. – деревня Котельниково Московского уезда, «поместье за Ефимом Григорьевичем Телепневым, по государевой грамоте 1623 г., что было в поместье за Тихоном Жемчужниковым, а после было за Евдокимом и Иваном Витофтовыми, в деревне двор помещиков да крестьян 3 двора». После деревнею Котельниковою владели: боярин Борис Иванович Морозов (1651 г.), его жена вдова боярыня Анна Ильинична (1665 г.) и Иван Глебович Морозов (1668 г.). В 1676 г. Котельниково значится селом на прудах и колодцах, которое находится в дворцовом ведомстве, «а в селе государев двор, что прежде бывал вотчинников, двор, где живет приказчик, в селе два сада – верхний и нижний, в верхнем саду пруд, а в тех садах вишни, яблони, смородина и малина; в садах 3 двора садовниковых». В 1763 г. село Котельники с деревнею Чагиною именным указом пожаловано Федору Ивановичу Вадковскому, после которого оно находилось во владении в 1779-90 гг. у его сына Ильи. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Котельники здешние старожилы считают одной из высочайших точек всей Московской области. Не случайно церковь Казанской иконы Божией Матери, стоящая на холме в бывшем селе Котельники, хорошо видна всем, кто проезжает по оживлённому Новорязанскому шоссе. Поэтому на протяжении всей истории храма богомольцы и паломники легко находили к нему дорогу; к тому же Казанская церковь была весьма известна в округе.

http://sobory.ru/article/?object=01048

Внутренняя площадь храма неправильно-крестообразная. Алтарь от храма в главном приделе отделяется каменною стеною, в приделах - одними иконостасами. Приделов в храме два: с правой стороны - во имя св. Николая, с левой - во имя св. муч. Флора и Лавра; построены они одновременно с храмом. Над престолом в Михаило–Архангельском алтаре устроена сень на четырех деревянных резных столбах, в верху сени помещена большая икона св. Троицы. За престолом, на горнем месте, помещается большой деревянный крест с изображением распятия. Иконостас в главном храме четырехъярусный с вызолоченною резьбою по темно-синему фону. По преданию, иконостас пожертвован в Красную Горку из одного Московского собора при построении церкви, о чем будто бы имеется надпись на обратной стороне иконостаса, но надпись не найдена. Первоначально иконостас имел большие размеры, так что не мог поместиться в храме, поэтому некоторые части его края были отпилены. Следы отпилов по краям и отсутствие симметричности заметны и теперь. Царские двери резные, вызолочены… Особым уважением прихожан пользуются иконы: Иверской Божией Матери, усердием прихожан выписанная с Афона в 1884 г.; св. преп. Марона и св. муч. Харлампия; Божией Матери «Скорбящей», св. преп. Зосимы и Савватия, св. вмч. Пантелеимона, св. свм. Власия, св. муч. Флора и Лавра и свят. Николая чудотв., ризы на всех иконах посеребрянные; серебряная риза имеется только на иконе Божией Матери «Скорбящей». Прихожанами особо почитается алебастровое лепное изображение Спасителя, сидящего в темнице. Почти вся церковная утварь приобретена или в конце XVIII или вначале XIX ст. На южной стороне с. Красной Горки находится ключ Городище, сливающийся с ключом Винным или Поповым Гульбищем. На ключе построена часовня, в которую летом стекаются богомольцы. С 1885 г. причт состоит из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков. Причт получает содержания от казны: 1-й священник 160 руб., 2-й 106 руб., 1-й псаломщик 53 руб. и 2-й 40 руб. От прихожан получается: доходы от треб до 600 руб., руги с 600 венцов - по 1 пудовке овса с венца. Причт получает проценты с 300 руб., положенных на помин. Причт помещается в четырех деревянных церковных домах.

http://sobory.ru/article/?object=14841

Кружевная церковь бела, как плат Пресвятой Богородицы, изображаемый на Покровской иконе. Над четвериком – двадцать два кокошника: по пять с юга и севера, по шесть – с востока и запада. Ниже этого венца кокошников – пояс фигурных кирпичей, по форме имитирующих изразцы (настоящих, цветных изразцов у храма нет). Изящны наличники окон: каждый – как маленький двускатный домик в разрезе. Всё это объёмное кирпичное кружево, казалось бы, совсем простенькое, необычайно роскошно смотрится в солнечный день: лучи и тени рисуют ослепительный и невесомо-тонкий рельеф. Потоки света, особенно утром, словно бы надувают резьбу, делают её воздушной, облачной... Кокошники надуваются, как паруса. Все выступающие грани сахаристо сверкают. И невесомая церковь светится такой белизной, что ломит глаза: как будто смотришь в ясный зимний день на искрящийся сугроб! Маленькие купола с ажурными крестами-якорями расцвели над широкой крышей. Четыре из пяти привстали над самыми углами. Когда-то они были размещены более купно – но раздвинуты при одной из позднейших перестроек. К позднему времени относится и верх небольшой колоколенки, перестроенной в XIX веке в стиле провинциального классицизма. Тем не менее, весь комплекс храма смотрится удивительно цельным. Главной святыней храма до революции был чудотворный список Петровской иконы Божией Матери(1). Икона была семейным достоянием калужских купцов Сапожниковых. В 1792 г. от неё получила чудесное исцеление дочь Петра Алексеевича Сапожникова 16-летняя Пелагея, которая «после некого странного происшествия» более года была парализована на правую руку и ногу и не могла говорить. Божия Матерь сказала ей во сне: «Пелагея, узнай, когда празднование сей Моей иконе, и празднуй всегда этот день! Я дам тебе руку, и ногу, и язык». После этого исцеления, слух о котором пронёсся по городу, «икона сия сделалась предметом особенного почитания со стороны граждан города Калуги ... так что дом, в котором находилась она, обратился в молитвенную храмину, где почти во всякое время можно было встретить усердно молившихся». В 1894 г. Сапожниковы пожертвовали эту икону в Покровскую церковь. С тех пор в приходе особо чтится не только 24 августа – всероссийский праздник в честь Петровской иконы, – но и 22 ноября – местный праздник перенесения этой иконы в храм (даты – по ст. стилю).

http://sobory.ru/article/?object=00912

- Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровым верхом; кровля на церкви и алтаре обветшала и прогнила, сгнила также и шатровая колокольня, устроенная над папертью церкви. - Каменная церковь во имя Двенадцати апостолов с приделом во имя Иоанна Воина. - Ветхая деревянная церковь Иоанна Златоустого, в которой с давних лет за ветхостью службы не совершались. Очевидно, что обветшавшая Успенская церковь была именно та, которая была построена в Станках к 1628 г. В 1753 г. церковь эта была ремонтирована. В 1819-26 гг. вместо нее был построен существующий ныне каменный пятиглавый храм. Златоустовская церковь, так обветшавшая к 1753 г., была, очевидно, построена задолго до 1753 г. В 1753 г. она была разобрана, и материал был употреблен на перестройку колокольни. Что касается церкви каменной во имя 12 апостолов, то время построения ее неизвестно, но, судя по ее архитектуре, построение ее можно относить к последней четверти XVII ст. В 1882 г. церковь эта перестроена заново: с запада приложено 7 аршин, своды устроены вновь, паперть обращена в трапезу, окна расширены, глава устроена новая. Таким образом, в Станках две каменных церкви. В Успенской церкви престолов три: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделах – во имя Иоанна Златоустого (устроен в 1840 г.) и Иоанна Богослова (устроен в 1844 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон обращают на себя внимание: храмовая икона Успения Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, убрус Богоматери низан жемчугом; шитые шелком иконы Корсунской и Казанской Божией Матери в сребропозлащенных ризах; древняя икона Успения Божией Матери из деревянной церкви и икона Похвалы Богородицы – древнего письма. В теплом каменном храме два престола: главный – во имя Двенадцати апостолов и в приделе – во имя Иоанна Воина. Из св. икон своею древностью отличается икона Спасителя, Иоанна Воина и поклонение веригам апост. Петра. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентного капитала 74 руб., от земли и от служб и требоисправлений 670 руб. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села Станков и 8 деревень, расстоянием от церкви до 3 верст, в коих по клировым ведомостям числится 253 двора, 618 душ муж. пола и жен. пола 734 души. В селе Станках имеется земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=01886

О создании прихода стало беспокоиться население станицы, так как станицу начали одолевать баптисты. Попросили совета у председателя бывшего станичного Совета. Тот при встрече в Павловском храме беседовал с о. Владимиром, который приезжал в станицу на Пасху по приглашению станичной власти. Он предложил создать группу и собрать подписи за православную веру и деньги для создания храма. Такие в станице нашлись. Собрали подписи и деньги, а так же поехали в Краснодар к владыке Екатеринодарской и Кубанской Епархии Исидору. Он дал благословение искать помещение. При содействии председателя Совета и председателя бывшего колхоза остановились на осмотре здания школьной столовой, от которой оставались только стены и крыша. Председатель колхоза собрал собрание колхозников о передаче здания под церковь. С выпиской заседания собрания обратились в Епархию. И в станицу 17.07.1998 г. был направлен о. Георгий Козак. Сначала он служил в наёмном доме, а здание ремонтировали дружно силами прихожан. Кирпичный завод выделил кирпича и песку, колхоз немного помог лесом и цементом. Всё остальное покупали на деньги прихожан, и за 4 месяца здание было отремонтировано. Пошли опять по станице, у кого есть какие иконы. Население и сами приносили, и к ним ездили домой, и забирали иконы для храма. Их ремонтировали, частями и устанавливали в храме. В 2004 году по ходатайству настоятеля фонд Святителя- Николая Чудотворца помог купить церковный дом, в 2007 году установили купол, в 2009 году сделали колокольню. Так как здание передано колхозом «Родина» безвозмездно, то нет данных о годе его строительства. Оно было разрушено и не ухожено. Силами и энтузиазмом прихожан было восстановлено. В настоящее время здание поддерживается в хорошем состоянии силами жертвователей и прихожан. По просьбе жителей ст. Новолеушковской и х. Первомайского 9 апреля 1998г. было принято решение о восстановлении на территории Новолеушковского станичного округа Православного прихода, в целях совместного исповедования и распространения Христианской Православной веры.

http://sobory.ru/article/?object=28926

В статье 462 о селе Маколово сказано следующее: " Храм деревянный, построен прихожанами в 1830 году, а теплый пристрой к нему сделан в 1874 году. Престолов три: главный (холодный) во имя Святителя и Чудотворца Николая и в приделах (тепл.) во имя св. мученицы Параскевы и в честь Казанской иконы Божией Матери. Часовен две: одна с усыпальницей при церковной ограде, а другая, деревянная, находится от храма в 1 вер. Церковной земли:1 дес. усадебной и 33 дес. пахотной. Храму принадлежат 27 деревянных лавок, приносящих дохода около 170 руб. в год. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Дома: для священника церковный, у псаломщика собственный, построены на церковной земле; диакону квартира от общества. Прихожан: в с. Маколове (н. р.; волост. правл.) в 178 712 м. и 763 ж. " 18 июня 2013. В ГА РФ есть фонд Р-6991 - это документы Совета по делам религии за 1944-1965, там, в частности находится переписка патриарха Алексия Первого с Советом по делам РПЦ, в которой упоминается священник церкви с.Маколово. Итак, интересен ответ на письмо патриарха от 21 ноября 1962 г.(Ф.Р-6991,оп.2,дело.454,л.63) Алексий Первый беспокоился тем, что уполномоченный Совета Черемисин самовольно увольнял священников Мордовской АССР, на что ему дал ответ инспектор Совета А.М.Костылев: " Вопрос о снятии с регистрации священников в Мордовской АССР мною проверялся в конце октября с.г.(1962). Выяснилось, что уполномоченный Совета т.Черемисин допустил в этом вопросе произвол. Во-первых, он снимает священников с регистрации за нарушения, которые имели место не сколько лет назад, причем нередко за нарушения, допущенные не самими священниками, а религиозными обществами. Во-вторых, снятие с регистрации производится не на какой-то конкретный срок, а бессрочно,т.е. навсегда, и практически священник, снятый с регистрации, не может расчитывать на восстановление его в должности в пределах Мордовской АССР. В связи с этим в Мордовской АССР из 20 церквей и молитвенных домов 8 прекратили существование не в результате отхода людей от церкви, а ввиду отсутствия священников. По этой причине еще в 1960 г. прекратила действовать церковь в с.Маколово, с августа 1961 г.не действуют церкви в селах Андреевка и Полаевка, с мая 1961 - в с.Куликовка и т.д. Ст.Инспектор Совета Костылев " .

http://sobory.ru/article/?object=24876

Но спустя четыре месяца запрещение было снято, и он был направлен священником в Орехово-Зуевский район Московской области в храм Великомученика Никиты. Спустя некоторое время о. Димитрий попадает в автомобильную катастрофу, в результате чего у него оказываются перебитыми в коленях обе ноги, задето легкое. Приговор врач гласил: на ноги больше не встанет, в лучшем случае — костыли, о службе больше нечего и думать. Тем не менее после «чудесного» (по его словам) излечения уже через пять месяцев о. Димитрий приступает к службе в храме СмоленскоТребневской иконы Божией Матери в с. Гребнево Московской области. Через пять лет, 15 января 1980 года, его опять арестовывают и уже по «обновленной» 70 ст. УК РСФСР обвиняют в антисоветской деятельности. То был пик брежневско-андроповского витка спиралевидного развития развитого социализма, объявленного застоем — ни больше ни меньше. Одно в этом «классическом» опреде лении не вызывает сомнения: не было застоя в изощренности издевательств и пыток над душами людей, не застоялся страх в сознании десятков миллионов людей. При аресте у о. Димитрия канула в небытие годами собранная большая личная библиотека. Среди конфискованного — последняя рукопись работы «Каким языком говорить с современным миром», так и не возвращенная до сих пор… Полтора месяца о. Димитрий не разговаривал со следователями вообще, пять месяцев просидел в следственном изоляторе КГБ, и лишь через год и пять месяцев дело было прекращено и закрыто. Так или иначе, но в сентябре 1980 года о. Димитрий начал служить в храме Владимирской Иконы Божией Матери в селе Виноградове Московской области. Спустя четыре года, перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов, скитаниям его суждено было продолжиться: то ли боясь возможных «контактов» с иностранцами, то ли обучась превентивным «прозрениям» грядущих желаний «светских» властей, церковные власти отправили его сельским священником в село Черкизово (4 часа езды), где он и служил по сей день. Деятельность о. Димитрия очень многогранна: он и священник, и духовник очень большого числа духовных чад, и организатор постоянных христианских чтений и собеседований, обществ трезвости, и вдумчивый проповедник и писатель.

http://pravmir.ru/protoierej-dimitrij-du...

Через полгода, 3 января 1327 г. (н.ст.) митрополит Петр скончался с молитвой на устах и воздетыми к небу руками и был погребен в новозаложенном им Успенском соборе. А через год после закладки собора Москва получила ярлык на великое княжение и стала столицей Государства Российского. С деятельностью святителя митрополита Петра связано и основание в Москве Высоко-Петровского монастыря, хотя среди историков существуют разногласия по поводу его закладки. Имеется целых три версии. Согласно первой, этот монастырь основал сам митрополит Петр, заложив в Москве обитель во имя св. апостолов Петра и Павла, отчего монастырь поначалу именовался Петропавловским. И только в начале XVI века он был переосвящен в честь святителя Петра, митрополита Московского. От изначального же, древнего посвящения монастыря св. апостолам Петру и Павлу, возможно, осталось лишь имя его надвратной Петропавловской церкви, устроенной в XVIII веке. Поначалу она была освящена во имя св. Пахомия Великого - по именинам построившего ее архимандрита монастыря, после 1812 года ее упразднили и вновь восстановили только в 1914 году, тогда и освятив ее во имя святых Петра и Павла. Другая, более известная версия гласит, что Петровский монастырь основал Иван Калита, и что первая, древнейшая его церковь была освящена во имя Боголюбской иконы Божией матери. По преданию, когда князь однажды проезжал мимо того места, где стоит сейчас Петровский монастырь, он внезапно увидел высокую гору, покрытую снегом, который растаял у него на глазах, а потом исчезла и гора. Калита рассказал о видении святому митрополиту Петру, - за несколько дней до кончины святителя, а тот объяснил ему: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память об этом чудесном видении Калита построил на том месте храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Наконец, третья версия приписывает основание монастыря Дмитрию Донскому, который или заложил его на месте Боголюбской церкви времен Калиты, или возобновил уже существующую обитель в 1380 году после своего возвращения с Куликовской битвы, в благодарную память о славной победе русского воинства. Известно, что архимандрит Петровского монастыря Иоанн первым ввел здесь общежитийный устав - раньше всех московских монастырей.

http://pravoslavie.ru/83.html

В декоре К. отказался от традиционной для эклектики штукатурки в пользу долговечных и разнообразных по фактуре материалов: лекального кирпича, гранита, радомского песчаника, изразцов, бетона. К штукатурному декору К. возвратился в последних своих церковных проектах, но трактовал его уже в модернизированных псковско-новгородских формах. В качестве прообразов церковных проектов К. также использовал форму памятников визант. архитектуры, в последних проектах - элементы модерна. Первой храмовой постройкой К. стала ц. в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани в память коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны (С.-Петербург, Большой проспект Васильевского о-ва, 100; 1889-1898). Проект 3-престольного храма в визант. стиле на 1800 чел. был разработан К. совместно с гражданским инженером Д. К. Пруссаком в 1888 г. В данном проекте К. развил тип тетраконха - однокупольного визант. храма с 4 апсидами, возрожденный Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 50-х гг. XIX в. Главный престол был освящен еп. Вениамином (Муратовским) в сослужении с прав. Иоанном Кронштадтским 25 окт. 1898 г., придел во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Феодосия Черниговского - 28 марта 1900 г. Храм закрыт в 1932 г., богослужения возобновлены в 2008 г. (предполагается восстановление здания). Собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани. 1895–1902 гг. Собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани. 1895–1902 гг. В 1889 г. К. спроектировал памятник в честь чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе на ст. Борки в с. Высоком на Волыни, в том же краю, в с. Пилипы,- часовню. Также в память о «чуде в Борках» К. построил квадратную в плане часовню с шатровым верхом в честь иконы Божией Матери «Милующая» при ц. блгв. кн. Александра Невского, относившейся к С.-Петербургскому морскому госпиталю (Старо-Петергофский проспект, 9 (1891, не сохр.)). Кафедральный собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани (ул. Епишева, 4) был сооружен в 1895-1902 гг. в память 900-летия Крещения Руси по итогам конкурса, объявленного Астраханской городской думой.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

Замечательны древние иконы: Кирика и Иулитты, храмовая с изображением крестного хода, бывающего из этой церкви в престольный праздник 1 августа, с датою 1555 г., явления Божией Матери преп. Сергию 1671 г, Тихвинской Божией Матери 1712 г. В 1858 г. сохранялись в церкви старопечатные книги 1655-1714 гг., ноты 1743-62 гг. и синодик середины XVIII ст. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». - Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Происхождения Честных Древ в Чигасах, или Спас-Чигасы. Спасо-Чигасская церковь находится за рекой Яузой недалеко от ее устья на берегу Москвы-реки. Церковь - каменная, Всемилостивого Спаса, построена в 1483 году игуменом по прозвищу Чигас, основавшим на этом месте мужской монастырь, и поэтому прозвана Спас-Чигасы, или " в Чигасах " . В великий пожар 1543 года храм и монастырь сгорели. Когда монастырь уничтожен - неизвестно, но уже с 1625 года Спасо-Чигасская церковь стала приходской. В 1639 году церковь эту прихожане обновили, а в 1641 году пристроили к ней придел во имя великомученицы Екатерины, который существует и доселе. В 1647 году была построена колокольня. В 1722 году устроен еще придел во имя св. мучеников Кирика и Иулиты. Церковь - одноглавая, старинной архитектуры. В ней замечателен старинный образ Всемилостивого Спаса. В старину Спасо-Чигасский приход был одним из богатейших в Москве. О богатстве за Яузой чигасских обывателей, собиравших во множестве серебро и золото, свидетельствует народная песня. До нашествия неприятеля в 1812 году Спасо-Чигасская церковь имела весьма богатые иконы и ризницы. Потом Спасо-Чигасский приход по выходе богатых и знатных людей в другие места обеднел, потерял то значение, какое имел прежде. От Спасо-Чигасской церкви в ее храмовой праздник, 1 августа, издревле был крестный ход на Москву-реку с духовенством заяузских и других церквей. В 1771 году ход этот был отменен, но возобновлен снова в 1775 году и совершается с участием священнослужителей других церквей, отстоящих от Спасо-Чигасской не далее версты.

http://sobory.ru/article/?object=37874

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010