Информация с сайта: http://pecherskiy.nne.ru/map/svyatye_vrata/ К востоку от города, за чертою его, на берегу Волги в полугоре расположен Печерский Вознесенский монастырь. Печерский монастырь основан в 1328-30 гг. монахом Киевско-Печерского монастыря св. Дионисием, впоследствии архиепископом Суздальским. Благодаря щедрым жертвам нижегородских и суздальских князей и помощи частных лиц, Печерский монастырь довольно скоро сделался одним из замечательнейших монастырей русских, но 18 июня 1597 г. он был весь разрушен оползнем горы, подмытой подземными ключами. После того монастырь был перенесен с этого места на версту выше по берегу Волги, но и на новом месте он скоро начал поправляться от постигшего его несчастья и уже ранее половины XVII ст. украсился каменными зданиями и по прежнему занял высокое общественное положение на Руси. При составлении штатов в 1764 г. монастырь был причислен к первому классу, но так как с ведением этих штатов он лишился прежних немалых средств к своему содержанию, то вследствие сего неизбежно стал приходить в затруднение при исправлении своих нужд. Нужно было искать новых средств к поддержанию его, и эту услугу оказали ему нижегородские архипастыри, когда с 1847 г. он перешел в непосредственное их ведение, а с 1866 г. – в ведение викариев нижегородских с правом быть им в нем настоятелями. Бывшему преосв. Иакову и из викариев преосв. Агафодору Печерский монастырь много был обязан своим возобновлением. В Печерском монастыре находятся следующие церкви: - Вознесенская соборная, холодная, построенная в 30-х гг. XVII ст. неизвестным зодчим того времени Возоулиным; в этой церкви только один престол в честь Вознесения Господня. - Успенская соборная, теплая, построенная в 1647-48 гг.; в ней главный престол в честь Успения Божией Матери и два придельные в трапезе: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери Печерской. - Церковь над западными вратами монастыря построена в 1649 г.; в ней один престол во имя св. Дионисия и учеников его преп. Евфимия Суздальского и Макария Унженского.

http://sobory.ru/article/?object=00896

В 1776 году церковь загорелась от попадания молнии. Из горящего помещения удалось вынести только часть икон, в том числе явленную икону Владимирской Божией Матери. В 1785 году было закончено строительство каменного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери с Никольским приделом и приделом в честь первомученика архидиакона Стефана, а ветхий Стефано-Николаевский храм был разобран. В 1825 году на месте разобранного Николаевского храма прихожане под руководством местного крестьянина Льва Трофимовича Беляева начали строить каменную холодную церковь, «оканчившуюся кверху колокольней». Ее освятили 8 декабря 1829 года в честь святителя Стефана, епископа Пермского. В 1928 году были попытки разобрать ограду на кирпич, а в начале 1931 года горисполком потребовал от общины освободить один из действующих храмов. В период 1932-1937 годов в храмах разместили мельницу и маслозавод. Священников выслали из Котласа. После войны, в связи многочисленными просьбами верующих, было принято решение о передаче храмов общине. В 1947 году на должность настоятеля Котласского Стефановского прихода епископ Архангельский и Холмогорский Леонтий назначил священника Владимира Жохова. Было принято решение сначала отреставрировать Стефановский храм. В 1948 году из закрытой Вондокурской церкви в Стефановский храм был привезен иконостас (прежний иконостас был уничтожен еще в 1931 году). Начались богослужения. После учреждения Котласской епархии по благословению епископа Котласского и Вельского Василия в 2012 году в нижнем храме в честь свт. Николая Чудотворца был сделан капитальный ремонт, а также проведены реставрационные работы снаружи храма. Также реставрационные работы были проделаны у храма-колокольни в честь свт. Стефана Пермского. К афедральным собором новообразованной Котласской епархии был определен Стефановский храм г. Котласа. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/5253660.ht...

В заметке Московских церковных ведомостей 1902 года мы узнаём, что попечителями Воскресенского храма в Ашитково также были богатые крестьяне этого села братья Тимофей Трифонович и Адриан Трифонович Павловы. Большие каменные надгробия меценатов Павловых до сего дня сохранились на прицерковном некрополе у Воскресенского храма с южной стороны. Работы по возведению церкви Воскресения Христова были завершены в 1878 году. До того как у жителей Ашиткова появилась своя церковь, сельчане были приписаны к храму Николая Чудотворца, который стоял на другом берегу реки Нерская, на местном погосте. В самом имении Ламздорфа была домовая церковь Вознесения, которая после освящения Воскресенского храма была к нему приписана. Освящение состоялось 10 декабря (ст. ст.) 1878 года преосвященным Амвросием, епископом Дмитровским, викарием Московским. 23 февраля 1902 года на колокольню церкви торжественно подняли благовестник весом около 12 тонн. Колокол отлили на заводе знаменитых братьев Самгиных на средства благотворителей, братьев Павловых. Благовестник был доставлен из Москвы поездом на станцию Ашитково - нынешняя Виноградово - и при участии железнодорожников выгружен на заранее приготовленные сани. При большом стечении богомольцев эти сани с помощью местных мужиков доставили к самому храму, а на следующий день, после молебна, он был освящён и при помощи лебёдок и подручных средств поднят на церковную звонницу. После поднятия благовестника на колокольню последовала литургия и трапеза. В этих приходских торжествах села Ашиткова участвовали священники из церквей соседних сёл Бронницкого уезда, благотворители Павловы, граф А. Н. Ламздорф и даже сам Д. А. Самгин, на заводе которого был отлит этот колокол. Заметка Московских церковных ведомостей свидетельствует о широкой благотворительности братьев Павловых: " Упомянутые жертвователи - крестьяне села Ашиткова Тимофей Трифонов и Адриан Трифонов Павловы много жертвуют не только в свой местный храм, но и в соседние храмы, на утварь, облачение, на сооружение икон. В прошлый год ими пожертвованы в местный храм довольно ценные серебряно-вызолоченные ризы на святые иконы Иерусалимской иконы Божией Матери, св. Николая Чудотворца и св. великомученика Пантелеймона, ценностию до семи тысяч рублей " . На средства Павловых также была проведена в 1901 году промывка иконостаса и поправка позолоты. Вскоре после описываемых событий, 14 ноября 1902 года Александр Николаевич Ламздорф скончался в своём имении Ашитково. Его тело было перевезено и погребено на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

http://sobory.ru/article/?object=00405

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе. Урочище Лыщиково Городище существовало еще в XII веке; в XV в. здесь был великокняжеский монастырь, именовавшийся «в Садах» по Воронцовским садам. Сюда в 1482 г. Иоанн III перенес деревянную церковь Златоустова монастыря, когда вместо нее строил каменную. Этот же Лыщиков монастырь упомянут под 1547 г. и в завещании Иоанна IV 1578 г. Около начала XVII ст. монастыря уже не было, была приходская церковь, но несколько на ином месте. В 1657 г. церковь продолжала быть деревянной. В конце XVII ст. на средства прихожан, особенно дьяка Ивана Рагозина, выстроена была каменная церковь, освященная в октябре 1696 г. Ее архитектурная - особенность – изящная глава, составленная из теремков и кокошников. Придел Иоанна Дамаскина освящен в 1697 г., придел Казанской Божией Матери построен г. Лихаревым в 1773 г.; к этому же году надо отнести и колокольню. В 1838 г. было значительное обновление всего храма, главная церковь расширена пристройками с севера и с юга. В 1879 г. устроены нынешние придельные иконостасы. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Из истории Покровской церкви на Лыщиковой горе известно, что при занятии Москвы французами в 1812 г. в " настоящей церкви " (т. е. в главном приделе) иконостас с иконами уцелел. Уцелел он и в последующие времена, благополучно пережив 2-ю половину XIX в., когда многие московские храмы " обновлялись " , с уничтожением столетних и более древних иконостасов - их безжалостно заменяли на выполненные в " новом вкусе " . Дошедший до нас иконостас Покровского придела, очевидно, следует датировать началом 1770-х гг. (церковь на Лыщиковой горе тогда расширялась, с устройством Казанского придела) - создавшие его резчики еще целиком следовали духу барокко. Но не исключено, что в него включены иконы местного, праздничного и деисусного рядов, написанные для храма еще при его строительстве, т. е. в последнем десятилетии XVII в. Только иконы боковых врат, изображающие архидиаконов, явно исполнены заново.

http://sobory.ru/article/?object=05803

На месте каменной соборной Благовещенской церкви существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII ст.; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь. Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между этими годами была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В конце XVII ст. вместо деревянной Благовещенской церкви построен и освящен в 1700 г. каменный соборный храм; храмоздателем был гостиной сотни торговый человек Семен Ершов. Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время. Престолов в храме два: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя преп. Макария Желтоводского, устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви. Рядом с холодною соборною церковью существует каменная, теплая. Когда и кем построена эта церковь, сведений о том не сохранилось. Глава на храме одна, внутри храм делится на 3 части двумя поперечными арками: алтарь, собственно храм и трапезу. Престолов в этом храме два: главный – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в приделе - во имя св. муч. Параскевы. Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом, время ее построения неизвестно. В обеих соборных церквах сохранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов. В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, и икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная. В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: местная икона Вседержителя, писанная в 1659 г.; храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 г.; икона св. и чудотв. Николая и иконы: св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 г.

http://sobory.ru/article/?object=00858

Не было случая, до сего дня, чтобы Владычица не услышала съ верою приходящихъ и молящихся предъ Ея честнымъ Образомъ «Владимирския». Въ различныхъ изданияхъ, къ пятилетнему и десятилетнему дню великаго события — обновления честнаго образа Владычицы описаны чудеса, явленныя отъ сего св. образа. Поистине для Владычицы невозможнаго нетъ, и все зависитъ отъ насъ — съ какимъ чувствомъ и душевнымъ настроениемъ мы сами подходимъ къ сей святыне. Она же, Милостивая Мать всехъ обездоленныхъ, ждетъ отъ Своихъ чадъ только зова, только сердечнаго искренняго вопля, и тогда помощь Ея не замедлитъ. Во время совершения всенощной подъ Покровъ 30 сентября ст. ст. 1925 года, одна верующая женщина пожертвовала въ храмъ обители пелену. На вопросъ покойной матушки игумении Руфины: — «Вы, вероятно, о чемъ-то хотите просить Владычицу?» Женщина уклончиво ответила: — «Владычица знаетъ». Это происходило въ моментъ пения «Хвалите имя Господне...». Матушка игумения возложила пожертвованную пелену на св. чудесно обновленный образъ Владычицы «Владимирския» со словами: — «Владычица, исполни то желание, что хотятъ получить отъ Тебя сделавшие это приношение». Прошелъ Покровъ и дальше дни шли за днями въ трудовой жизни монастыря. Но вотъ въ день престольнаго праздника въ храме обители въ честь св. великомученика Димитрия Солунскаго, 26 октября, после Божественной Литургии, которую совершалъ въ Бозе почивший митрополитъ Меодий, пришла женщина и поведала о своемъ исцелении отъ тяжкой болезни — паралича, лишившаго ее дара речи. По словамъ пришедшей, более полугода она лежала въ постели безъ движения. Передъ праздникомъ Покрова ея дочь решила сделать въ монастырь пелену для иконы Божией Матери и попросить объ исцелении болящей. Когда дочь ушла въ храмъ, больная лежала у себя, а въ соседней комнате при огне беседовали остальные члены семейства... Вдругъ ярко блеснула молния, больная испугалась, вскочила и свободно, точно не была лишенной дара речи, спросила: — Деточки, что это, молния? Пораженные происшедшимъ, дети ответили, что никакой молнии не было.

http://pravicon.com/image-33354

Через столетие деревянная церковь вновь обветшала и 12 сентября 1858 г. священник Василий Архангельский обратился к Святителю Филарету, Митрополиту Московскому и Коломенскому за благословением, вместо предполагаемого исправления ветхой деревянной церкви, построить каменную двухпрестольную церковь, холодную во имя Святителя и Чудотворца Николая и придельную (отапливаемую) во имя Донской иконы Божией Матери. Святитель Филарет накануне праздника Донской иконе Богоматери 18 августа (ст. ст.) 1859 г. подписал грамоту за 65 на построение новой каменной церкви в селе Ромашково с приделом во имя Донской иконы Богородицы по разработанному архитектором Петром Тимофеевичем Завьяловым в 1858 г. проекту и представленной им смете расходов. 20 августа 1888 г. Никольскую церковь села Ромашково посетили два родных брата царя Александра III великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович Романовы. Великого Князя Сергея Александровича сопровождала его супруга – великая княгиня Елизавета Феодоровна, в последствии настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия, а ныне преподобномученица Елисавета, частица святых мощей которой является одной их святынь Никольского храма. Его Высокопреосвященство, Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ дважды посещал Никольский храм в Ромашково – в 1998 году 19 декабря в праздник святителя Николая Владыка совершил Божественную Литургию; в другой раз – в 2010 году 24 июля при архиерейском обозрении храмов Одинцовского благочиния. Современное состояние [ править править код ] Никольский храм села Ромашково, его причт и прихожане активно участвуют в социальном служении и благотворительной деятельности, которые осуществляются в соответствии с Уставом православного прихода Русской Православной Церкви. Организатором и инициатором социального служения прихода был исполнявший с февраля 1989 до августа 2010 года обязанности настоятеля протоиерей Алексий Бабурин. Врачебное образование отца Алексия и его профессиональные связи до священства привели к тому, что на приходе образовалась группа верующих врачей, многие из которых были психиатрами, наркологами, психотерапевтами. С благословения настоятеля и при его активном участии группа избрала для приложения своих сил тот социум, в проблемах которого разбиралась лучше всего – в 1992 году был создан наркологический центр для алкоголиков и наркоманов.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

В 80-х гг. XIX ст. и в Казанском храме, и в колокольне стали заметны следы обветшания и разрушения, а потому стены храма и колокольни были ремонтированы и покрыты цементом. В 90-х гг. ремонтирован был храм с приделами и внутри. Престолов в храме три: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах – во имя св. и чудотв. Николая и Нерукотворенного образа Иисуса Христа. Современная утварь и ризница церковная не отличаются особенным богатством. Причта по штату положено – священник и псаломщик. Домов церковных для членов причта нет. В приходе по клировым ведомостям числится 431 душа муж. пола и 482 жен.; все православные и живут в городе. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Известна каменной с 1624 г., сгорела в 1630 г. Вновь отстроенный Никольский храм не ранее конца XVIII века переименован в Казанский. Большая пятиглавая церковь с трапезной и шатровой колокольней, с боковыми одноглавыми объёмами приделов, несколько перестроенная в XVIII веке. Южный придел Николы Можайского, северный - Нерукотворенного Образа Иисуса Христа. Закрыта постановлением ВЦИК от 20 января 1930 г., снесена в 1936 году. Николо-Можайская церковь. Стояла на пересечении современных улиц Первомайской и Комсомольской (пл. Белякова). Построена в середине 16 в. на средства царя Ивана Грозного. В 17 в. перестраивалась местным купцом Веневитиным. 31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта постановлением ВЦИК 20 января 1930 г. Снесена в конце 30-х г.г. Казанская церковь в старинных актах известна под именем " Николы Можайского " . Первое упоминание об этой церкви мы находим в сотной выписи г. Мурома 1574 г., а первое описание ее есть в писцовых книгах г. Мурома 132 (1624) г. По описи Бартенева " Да за городом же на посаде в Никольской улице церковь великого чудотворца Николы Можайского каменная. А по сказке Никольских попов попа Ивана да попа Василия и по допросу муромских земских старост Василия Зотикова да Оникия Колбина и выборных людей Самойлы Михайлова с товарищи в прошлом 138 г. декабря в 5 день в ночи та церковь и что в оной было по приправочным книгам Григория Кириевского 132 г. Божия милосердия местных образов и прикладов золотых и серебреных и книг и риз и колоколов и всякого строения церковного блаженной памяти царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всея Росии, а иное мирское приходных людей, а то все волей Божией сгорело, а церковь с жару расселась до подошвы и глава сверху провалилась. А что осталось горелых слитков золота и серебра и то де в съезжей избе у воеводы Федора Лызлова. И о том к воеводе Федору Лызлову да к подъячему к Владимиру Толстому послана память, чтобы они прислали с писцом роспись сколько фунтов и золотников осталось горелых слитков золота и серебра веса. А воевода (и) подъячей росписи не прислали и сказали, что они о том писали к Государю в Москву.

http://sobory.ru/article/?object=35995

В западной стене притвора находятся двери в подцерковье. Там жили одно время колодники, там же хранили вино, как и во всех монастырских подцерковьях. Наконец, по прошению архимандрита Антония, (1842) разрешено было обратить это подцерковье в церковь в честь иконы Старорусской Божией Матери — «в утешение и спасительное заступление от всякия нужды и скорби». (Летопись мона­стыря, 45 стр.) Храмовая икона для новой церкви была спи­сана в Тихвине с подлинной, засвидетельствована архимандритом Илларионом и поставлена здесь в особом киоте под аркою. Над царскими вратами в иконостасе обычного вида был помещен образ Софии Премудрости Божией с новгородскими святителями. В 1892 году храм был переименован в честь преподобного Исидора Пелусюта, так как в честь иконы Божией Матери был выстроен новый величественный собор... За аркою, в северо-восточном углу подцерковья, устроен придел священномученика Антипы (1843). Своды подцерковья поддерживает массивный каменный столб. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm Храм Сретения Господня каменный, двухэтажный, теплый, с севера соединяется с Христорождественскою каменною папертью, устроенною в 1835 г. Сретенский храм, как значится в монастырской описи при переписи города Старой Руссы в 1625 г., был деревянный. По летописцу, сооружение каменного храма последовало около 1630 г. При храме с северной стороны, до конца XVIII ст. находились для жительства кельи, которые по ветхости разобраны и от них остался проделанный в стене ход в нижний этаж, освещенный с востока и севера двумя небольшими окнами. Внешний вид Сретенского храма квадратный, с полукруглым выступом алтаря. Храм и алтарь опоясаны красивыми стрельчатыми карнизами. С западной стороны храма примыкает к нему каменное двухэтажное здание неправильного квадрата, бывшее некогда трапезою. Почему храм назывался Сретенским трапезным храмом видно из дел монастырского архива. Трапеза обширнее самого храма и потому выступает северною стеною более сажени. Мера Сретенского храма как в верхнем, так и в нижнем этаже одинакова: длина от горнего места 11 саж. 13 верш., ширина 3 саж. 1 арш. 8 верш.

http://sobory.ru/article/?object=06905

Храм в советские годы не закрывался, в церковной ограде сохранилось небольшое Алексеевское кладбище. В 1922 г. из церкви были изъяты более 6 пудов серебряной и золотой утвари. Среди святынь храма: чудотворная Тихвинская икона Божией Матери византийского письма, икона Божией Матери «Прибавление ума», точная копия пещеры Гроба Господня. К этой церкви приписана храм-часовня святителя Василия Великого при Всероссийском выставочном центре. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Село Алексеевское в начале XVII ст. – сельцо под названием Копытово, Московского уезда, Васильцова стана. По писцовым книгам 1623 г.: «поместье за боярином князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким, по государевой грамоте, что преж сего бывало Путиловская вотчина Михайлова, сельцо Копытово, а в сельце двор боярина князя Дмитрия Тимофеевича, двор людской, в нем живут деловые люди». При князе Д. Т. Трубецком была построена в сельце каменная церковь во имя Алексия человека Божия, отчего Копытово стало называться селом по церкви Алексеевским, бывшем во владении по смерти князя Трубецкого у его жены. По переписным книгам 1646 г.: «вотчина жены боярина князя Д. Т. Трубецкого вдовы княгини Анны село Алексеевское, Копытово тож, а в селе церковь Алексея человека Божия каменная, без пения, да в селе двор боярский и 11 дворов крестьянских, в них 22 чел.». В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа написано: «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Михаила Облесова, да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григория, прибыла вновь в 1648 г. церковь Алексея человека Божия в вотчине княгини Анны Васильевны Трубецкой, в селе Копытове, дани 5 алтын 2 деньги, десятильничих гривна». Под 1677 г. в «доимках» отмечено: «с церкви Алексея человека Божия в селе Копытове, Алексеевском тож, в вотчине княгини А. В. Трубецкой, на 1656 – 57 гг. дани по 5 алтын 2 деньги, заезда гривна в год, да на 1668-77 гг. всего на 7 лет по 8 алтын 4 деньги в год, и в 1671 по 1677 гг. были уплочены той церкви попами Василием и Евтихием с причетники, а на 1656-58 гг. доимочные деньги, по просьбе патриарха и по челобитью попа Василия, велено очистить и не писать для того, что в тех годах та церковь после морового поветрия стояла пуста». По смерти княгини Анны Васильевны Трубецкой село Алексеевское было причислено к дворцовому ведомству.

http://sobory.ru/article/?object=03623

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010