Собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в С.-Петербурге. 1914 г. Фотография. 10-е гг. ХХ в. В 1910 г. К. вошел в Строительный комитет по сооружению юбилейного храма на располагавшемся на Полтавской ул. в С.-Петербурге подворье городецкого Феодоровского мон-ря под председательством управляющего делами вел. кн. Михаила Александровича генерал-майора Д. Я. Дашкова. В марте 1910 г. комитет обратился в Имп. об-во архитекторов-художников с предложением объявить конкурс на проект соборного храма-памятника в стиле «храмов времени воцарения Дома Романовых», посвященного 300-летию царствующей династии. Собор следовало возвести 2-этажным, с верхним храмом на 3 придела и нижним однопрестольным «в стиле эпохи Александра Невского». Идеология освящения престолов храма отражала связь династий Романовых и Рюриковичей. На объявленном конкурсе проект К. получил только 3-ю премию, но Строительный комитет предпочел его, исходя из художественных соображений (5-главое завершение), немаловажную роль играла здесь и известность архитектора. 5 авг. 1911 г. состоялась закладка храма. К. осуществлял надзор за работами. Освящение 15 янв. 1914 г. собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери и блгв. кн. Александра Невского, построенного по проекту К., стало одним из центральных событий празднования 300-летия Дома Романовых (подробнее см. ст. Феодоровской иконы Божией Матери собор в Санкт-Петербурге ). После закладки храма К. давал пояснения вел. кн. Михаилу Александровичу, после освящения - имп. Николаю II. При постройке К. соединил традиции древнерус. зодчества с рациональной «новой конструктивной основой»: под зданием было устроено железобетонное основание, на нем возведена каркасная безраспорная конструкция, послужившая основой для кирпичных стен; паруса заменила система из 4 пересекающихся железобетонных арок во всю высоту собора, на которые опирался барабан центрального купола ( Кричинский. 1914. С. 122-123. Табл. 11-13). Архитектурными прототипами собора послужили храмы Ростовского кремля (ц. Воскресения Христова, ц. ап. Иоанна Богослова, Воротная ц.) и проездная башня Евфимиева монастыря в Суздале. Они украшены многочисленными деталями, характерными для древнерус. зодчества: аркатурно-колончатыми поясами, ширинками, кокошниками, гирьками и т. д. Собор был облицован плоскими плитками из белого старицкого известняка с резным орнаментом, восходящим к белокаменной резьбе фасадов Димитриевского собора во Владимире и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, а также к новгородской архитектуре.

http://pravenc.ru/text/2462019.html

Праздники, подводящие верующих к Рождественскому посту : 5 ноября (23 октября по ст. стилю). День памяти апостола Иакова – С.40; 27/14 ноября . День памяти апостола Филиппа ; 28/15 ноября . Начало Рождественского поста ; 29/16 ноября. Вступивших на путь поста благословляет святой апостол и евангелист Матфей . Праздники в честь трех любимейших русским народом икон Пресвятой Богородицы: Казанской - 4 ноября /22 октября; «Всех скорбящих Радость» – 6 ноября /24 октября; «Скоропослушница» - 22/9 ноября.   Осень всегда была порой свадеб, и Церковь в ноябре вспоминает в молитвах святых покровителей семьи: 10 ноября /22 октября. День памяти вмч. Параскевы , нареченной Пятница ; 14/1 ноября . Поминаются святые мученики бессребреники Косма и Дамиан ; 28/15 ноября . День памяти покровителей семьи, мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива .   В ноябре Церковь вспоминает о великих старцах: 1 ноября /19 октября. Великого болгарского подвижника преподобного Иоанна Рыльского (1238); 26/13 ноября . Святителя Иоанна Златоуста ; 24/11 ноября . Преподобного Феодора Студита (IX в.) 30/17 ноября . Преподобного Никона , игумена Радонежского , ученика преподобного Сергия; 28/15 ноября . Преподобного Паисия ( Величковского ).   Ноябрь - месяц молитв за благочестивое воинство: 8 ноября /26 октября. День великомученика Димитрия Солунского ; 21/8 ноября . Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.   Протоиерей Игорь Коростелев , настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», г. Минск, Беларусь. Радость, которую никто не отнимет. Фото Матвея Родова//Фома. - – ноябрь 2006. – С.41. – (рубрика « Числа »). Статья посвящена установленному Церковью 6 ноября празднованию в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». «Начистоту»: Путь мужчины – это приход к Богу : Корреспондент «Фомы» Ирина Левина беседует с народным артистом России Михаилом Боярским и настоятелем петербургского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиереем Вячеславом Хариновым. Фото Яниса Чилова//Фома. - – ноябрь 2006. – С.42-48. – (рубрика « Начистоту »). Имеется краткая биографическая справка « Михаил Сергеевич Боярский …» – (С.43).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-43-...

В 1730 г. опять монастырь горел. Полное восстановление Отни осуществилось лишь в начале 19 века " тщанием игуменов Мефодия, Захария и Михаила " . По штатам 1764 г. он был отнесен к 3 классу. Полагалось кроме настоятеля иметь казначея, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 послушника и 9 штатных служителей. Настоятельствовали, как правило, игумены, но были и архимандриты: сан этот давался исключительно по личным заслугам настоятеля. В 1800 году все постройки монастыря были упразднены, и в центре обители был возведен грандиозный барочный одноглавый собор с классическим портиком и двумя фланкирующими его колокольнями в северо-западном и юго-западном углах. Большую пользу монастырю принесло игуменство Мефодия (1795-1801 гг.). При нем были возведены новые строения и полностью обеспечено содержание братии. Еще архимандрит Макарий в середине 19 века отмечал наличие в монастыре таких особо чтимых икон как образ св. Ионы, известный под названием " Покров на Раку " , образ Старорусской Божией Матери, местночтимая икона Божией Матери Тихвинской. Кроме праздника, совершавшегося в память св. Ионы (5 ноября по ст. ст.) торжественное богослужение совершалось в Ильинскую пятницу, с крестным ходом из Новгорода, а потом — из ближайших сел — Мытенского погоста и Змейского. Тогда же из монастыря шел крестный ход в часовню, находившуюся от монастыря на версту по дороге к Волхову. Там совершался молебен с водоосвящением. Внутри этой часовни находился неглубокий колодец, выкопанный, по преданию, святителем Ионой. В сруб колодца был вделан деревянный крест с изображением Распятия Господня, а также были иконы Божией Матери с младенцем и предстоящими св. мучениками Акилиной и св. благоверным кн. Романом, а также образы св. Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, вставленные в иконостас. Здесь же находился и образ св. Ионы на холсте в рост в святительском облачении и образ преп. Онуфрия Великого такого же размера. Всех приходящих в монастырь на поклонение св. Ионе устраивали в монастырскую гостиницу и снабжали хлебом и пищей.

http://sobory.ru/article/?object=49884

По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа, досмотра и описи князя Ивана Андреевича Шелешпальского 1680 г. 30 июля: «в селе Зеленой Слободе церковь Покрова Пресвятой Богородицы сгорела, а попа дома не было, а сколько церковной земли сказать некому и в селе Мячкове на церковную Покровскую землю с сотной взять список; а по писцовым книгам Федора Пушкина и дьяка Андрея Строева 1628 г. написано: церковной земли по чети в поле, сена на реке Пахре 20 копен, да на речке Уневке 15 копен, а всею землею владеет покровский поп – того не ведомо». В селе Зеленой Слободе была построена новая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая и была обложена вновь данью… В 1710 – 22 гг. церковь Покрова Богородицы деревянная. Село Зеленая Слобода в XVII ст. находилось Московского уезда в дворцовом ведомстве; в 1646 г. в этом селе числилось 46 дворов крестьянских. В 1710 г. оно было во владении князя Александра Даниловича Меншикова, а в 1729 г. причислено по прежнему к дворцовому ведомству. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г. В 1628 году современное село Зелёная Слобода называлось Новой Слободой. В нём стояла деревянная церковь Покрова Божией Матери. Все 33 двора принадлежали каменщикам, добывавших белый камень из Мячковских каменоломен. В 1655 году патриарх Никон начал строить бумажную мельницу (бумага поступала на Государев Печатный двор). В 1709 году село в составе Мячковской волости отдано князю А. Д. Меншикову. В 1728 году оно опять в Дворцовом ведомстве, в XIX веке в Удельном ведомстве. В 1784 году построена ныне существующая белокаменная церковь Покрова Божией Матери (другой придел Страстной иконы Божией Матери), в 1861 году новая трапезная, в начале ХХ века - церковно-приходская школа. Причт церковный состоял из: священника, дьячка, пономаря. В середине XIX века настоятелем был священник Аникита Иванович Красновский, родившийся в 1808 году в семье дьячка. В 1832 году окончил Московскую Духовную семинарию со степенью ученика 2-го разряда. Рукоположен во священника к данному храму. В 1906 году в семье настоятеля храма, священника Иоанна Знаменского, родились известные советские спортсмены-бегуны Георгий (1903-1948), трижды устанавливавший всесоюзные рекорды на средней и длинной дистанциях, и Серафим (1906-1942), которому принадлежали 20 рекордов. В память о них учреждены соревнования на приз братьев Знаменских. От дома о. Иоанна, где родились братья Знаменские, также каждый год проводились забеги спортсменов на разные дистанции.

http://sobory.ru/article/?object=03965

Благословение на принесение икон в Россию дали чтимые в Сербии духовники – старцы Иоанн (Иеленко) и Серафим (Милькович; † 24.12.2020). Эту миссию осуществила госпожа Биляна Ракович, духовная дочь отца Серафима, горячо любившего Россию и русский народ. Благодать Божия, почивающая на иконах, проявила себя и в аэропорту Белграда. Пока его сотрудник, сначала холодно объявивший себя неверующим, распоряжался перемещением икон к трапу – а они в футлярах были очень велики, что создавало проблемы, – он совершенно переменился, буквально преобразился. В конце бережно положив с другими сотрудниками иконы на движущуюся ленту, он вытянулся в струночку и отдал Русским Царям воинскую честь! Так же поступили и помогавшие ему. Глаза его сияли. А сотрудницы аэропорта, провожая Царей, плакали, одна стала на колени. Иконы прибыли в Россию в начале Страстной седмицы этого года. Образ Царя Лазаря сейчас находится в Ростовской области. Люди также получают через него помощь свыше. Неделю по благословению настоятеля протоиерея Константина Королева и почетного настоятеля схиархимандрита Варсонофия (Кузьмина) пробыла икона Царя страстотерпца Николая в храме Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, Кингисеппа. Затем по благословению архимандрита Нектария (Головкина) более недели образ находился в храме святых Петра и Февронии в Петергофе . Здесь икона, вносимая а храм, заблагоухала. И на днях сербский образ Царя Николая прибыл в главную обитель Санкт-Петербурга – в Александро-Невскую Лавру, где пробудет до 15 июня . Это представляется не случайным, ведь произошло в канун 800-летия со дня рождения святого Благоверного Князя Александра Невского. А также всего за несколько дней до дня рождения самого святого Государя Николая Александровича и в преддверии 300-летия провозглашения Государства Российского Империей, что состоялось в день Казанской иконы Божией Матери. Об этом событии в исторических документах написано: «22 октября (по ст.ст.) 1721 г. в Троицком соборе Санкт-Петербурга была проведена обедня, а затем зачитан текст заключённого со шведами мирного договора. Феофан Прокопович выступил с проповедью, описав все знаменитые дела царя, за которые он достоин называться Отцом Отечества, Императором и Великим. Вслед за этим к царю подошли сенаторы, канцлер граф Г. И. Головкин обратился к Петру с просьбой принять титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского. Под залпы сотен орудий Адмиралтейства, Петропавловской крепости и введённых в Неву 125 галер Пётр принял новый титул... Так Россия стала империей».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/14/ko...

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года. К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло. Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию. Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось. Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения. Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

Также Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванова за активное участие в церковной жизни. Георгиевский кафедральный собор построен в преимущественно русском стиле. Собор имеет три этажа, на самом верхнем расположен центральный придел в честь великомученика Георгия, по бокам — приделы в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. На среднем этаже расположены приделы в честь Иверской иконы Божией Матери, мученицы Татианы и преподобного Александра Свирского. На нижнем этаже находится крестильный храм в честь св. Иоанна Предтечи. Собор имеет благолепное внутреннее убранство, при создании иконостасов воспроизводились стили трех различных эпох христианской истории. Святыни собора: частица мощей святого Георгия Победоносца, преподобного Александра Свирского, великомученика Пантелеимона, блаженной Матроны Московской, преподобного Антония Оптинского и мученицы Татианы. В соборе находятся списки со всех Богородичных икон Святой Горы Афон, выполненные афонскими монахами. Храмовые иконы св. Георгия Победоносца и Божией Матери «Иверская» также привезены со Святой Горы. 7 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был совершен чин основания храма, который возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Собор был построен стараниями благочинного церквей Одинцовского округа архимандрита Нестора (Жиляева) и главы Одинцовского района А.Г. Гладышева. На закладке присутствовал губернатор Московской области Б.В. Громов. 9 сентября 2007 года митрополит Ювеналий совершил чин великого освящения храма. Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Алексий II. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/5991891.ht...

Икона постоянно находилась в Крупцах до 1884 года, когда Преосвященный Варлаам, согласно желанию многих православных минчан, возбудил пред Святейшим Синодом ходатайство о разрешении переносить эту святыню с торжественным крестным ходом в Минск в построенную им Крестовую церковь архиерейского дома. Так как в зимнее время богослужение в Крупецкой церкви не совершалось, то желающие молиться перед иконой на полгода лишались этой возможности. Ходатайство было Синодом удовлетворено, и с тех пор Крупецкая икона Божией Матери ежегодно 6 мая (ст. стиль) торжественно переносилась в Крупцы, а 1 октября (ст. стиль) столь же торжественно возвращалась назад в Минск. В 1924 году властями церковь была закрыта. Известно, что Крупецкая икона Божией Матери в 1925 году находилась в Свято-Екатерининской церкви, которая принадлежала тогда православным. В феврале 1927 года власти проверяли имущество Екатерининской церкви и обнаружили икону, не значившуюся в описи. Очевидно, православные верующие пытались укрыть свою святыню. Одновременно обновленцы, захватившие Свято-Петро-Павловский кафедральный собор, узнав о находке, потребовали ее передачи себе, что и было властями сделано. Таким образом, начиная с 1927 года, икона находилась в Свято-Петро-Павловском соборе до его уничтожения в 1936 году. Тогда же, в 1936 году, и Свято-Покровская церковь в Крупцах подверглась насильственному разрушению - её по брёвнам разобрал местный колхоз. Но водный источник продолжал притягивать паломников. Одна из старожилов Минска вспоминает. Когда люди стали " …ходить на Криницу (1944-1946 годы), храм уже был разрушен, а у подножия холма верующие находили обломки от икон, которые собирали и сжигали. Сам источник находился внизу, вокруг росли деревья. Ходили к нему круглый год, обычно через дворы, приносили крест, в развилках деревьев ставили свечи " . Во время войны почитаемая икона была утеряна, от деревни осталось всего несколько домов. Святое место еще совсем недавно находилось в запустении. Но, к счастью, сохранило оно прежнюю живописность, уцелел и родник, вытекавший некогда из-под церковного алтаря. Сюда и пришли члены Братства в честь Святого Архистратига Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=09054

10 серпня 2006 р. 11:44 Смоленская икона Божией Матери [Стаття] 10 августа по новому стилю (28 июля ст. ст.) Православная Церковь отмечает праздник в честь одной из наиболее почитаемых на Руси икон — чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией. 30 липня 2006 р. 19:45 Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь [Стаття] 2 августа состоится визит Святейшего Патриарха Алексия в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который отмечает 910-летие со дня своего основания. В связи с предстоящими юбилейными торжествами Пресс-служба Московской Патриархии публикует материал об истории и сегодняшнем дни жизни одного из древнейших русских монастырей. 25 2006 р. 12:52 «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая» [Стаття] Во вторник Светлой седмицы Церковь установила празднование в честь одного из наиболее почитаемых в православном мире чудотворных образов Пресвятой Богородицы — Иверской иконы. 21 2006 р. 09:00 Пасха в Дахау, 1945 г. [Стаття] Воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара († 2006). Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора. 16 2006 р. 18:17 О Страстной седмице [Стаття] Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. 11 березня 2006 р. 20:19 Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника [Стаття] Статья посвящена истории установления празднования Торжества Православия в первую неделю Великого поста и рассмотрению состава богослужения в этот день 3 березня 2006 р. 18:04 4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) [Стаття] В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Первой игуменьей монастыря стала помощница Татьяны Анисия Васильевна Страхова (в монашестве Антонина). Под ее руководством в 1858 году соорудили каменную трапезную. В 1866–1867 гг. к трапезной пристроили два престола в честь Рождества Христова и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Еще во времена Татьяны, в подвале Тихвинской церкви был устроен храм преподобных Онуфрия и Петра Афонских. Известно, что в 1853 г. три рясофорные послушницы ходили по городам и селам России, собирая деньги на достройку Тихвинской церкви. За два года до своей смерти игуменья Антонина ослепла. Монастырь временно перешел под управление казначеи Ангелины. В Кирсанов в 1879 году прислали новую настоятельницу - монахиню Серафиму, бывшую казначею Кадомского женского монастыря. Игумения Серафима прежде всего обратила особое внимание на хозяйственную жизнь обители и дела благотворительности. Возросло количество рукоделий: сестры освоили шитье шелком, организовали ковровую, башмачную, шерстяную мастерские. Игуменья Серафима открыла церковно-приходскую школу (1885 г.), отстроила больничный корпус (в 1888–1889 гг.) и богадельню для престарелых сестер. С этого же времени нищие ежедневно получали в монастыре бесплатный обед. В 1873 году монастырь основал сиротский приют. Так, в 1904 г. в нем на воспитании находилось девять девочек от 9 до 13 лет. Все они состояли на полном обеспечении монастыря и учились в монастырской школе. В 1914 году в этой школе обучалось уже 100 человек. Усердие настоятельницы Кирсановского монастыря было отмечено многими наградами епархиального начальства. Игумению Серафиму отличало ласковое отношение к сестрам обители. Предчувствуя свою кончину, матушка просила всех помолиться об упокоении ее души. Умерла она 5 февраля (ст. ст.) 1904 года. Новая игуменья Антония происходила из купеческой семьи г. Козельска. В Кирсановском монастыре жила с 15 лет. Она завершила дела, начатые ее предшественницей. Особое внимание Антония уделяла наведению порядка в подсобном хозяйстве монастыря в с. Кипец.

http://sobory.ru/article/?object=24413

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010