Не сохранились или полностью перестроены церкви в формах рус. стиля XVII в.: прп. Марии, нареченной Марином, на Большеохтинском единоверческом кладбище (построена на средства вдовы потомственного почетного гражданина М. Т. Козминой в 1895-1902, разрушена в 30-х гг. XX в.); 3-престольная Успения Пресв. Богородицы и прор. Осии на подворье Важеозерской Спасской Никифоро-Геннадиевской пуст. (ул. Крупской, 5) (1897-1903, капитально перестроена); 3-престольная Грузинской иконы Божией Матери на подворье Красногорского Богородицкого мон-ря (Шепетовская ул., 7) (1903-1905, разрушена в 60-х гг. XX в.; РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 669); 3-престольная прп. Серафима Саровского на подворье Серафимова Дивеевского мон-ря в Ст. Петергофе (1903-1905, полностью перестроена; Там же. Д. 703; Кириченко Е. И. и др. Градостроительство России сер. XIX - нач. ХХ в. М., 2003. Т. 2. С. 400-401). Близки друг к другу по усложненной форме 2 церкви при духовно-просветительских учреждениях - обе краснокирпичные, 3-частные, с высокими шатровыми колокольнями: Троицкая ц. при об-ве распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви на Стремянной ул., 21 (1890-1894, разрушена в 1966), и Покровская ц. при епархиальном братстве Пресв. Богородицы (Боровая ул., 50) (1890-1897; в 1889 Н. составил 2 проекта храма: одно- и 2-престольного, 2-этажного, на 1 тыс. чел.). Последней из построенных архитектором в С.-Петербурге церквей стала 3-престольная ц. Тихвинской иконы Божией Матери на подворье Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря (проспект Непокорённых, 36) (1905-1911, разрушена в 1982). Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери подворья Лютикова мон-ря. 1905–1911 гг. (разрушена в 1982). Фотография. 1920 г. Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери подворья Лютикова мон-ря. 1905–1911 гг. (разрушена в 1982). Фотография. 1920 г. Черты преимущественно византийского, а также русского стиля просматриваются в зданиях Иоанновского жен. мон-ря (набережная р. Карповки, 45) (1900-1903) и однокупольной, со шлемовидным верхом ц.

http://pravenc.ru/text/2577581.html

Маровская чудотворная «И.» и. из Маровского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря Макарьевского у. Нижегородской губ. датируется кон. XIX в. По преданию, она была написана для с. Сорвижское Котельнического у. Вятской губ. в Греции или в Иерусалиме. 3 года икону несли из Палестины. После остановки в мест. Ст. Мары на отдых несшие образ не смогли продолжить шествие, т. к. икона стала неподъемной. Глас от иконы возвестил им, что образ должен остаться в Ст. Марах. Икону перенесли в Троицкую ц. (не сохр.) Маровского жен. мон-ря, основанного в 1885 г. на территории упраздненной в 1780 г. Маровской муж. пуст.; она стала его главной святыней. После закрытия обители (1927) монахиням удалось спрятать икону. В настоящее время икона, тайно передававшаяся в советское время из рук в руки, хранится у жительницы с. Вазьянка Спасского р-на Нижегородской обл. В. А. Афониной. По молитвам перед этой иконой получают защиту и избавление от врагов, от всевозможных бед и гибели, от различных страстей, от тюрьмы. Э. П. И. Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница» («Избавительница от бед»), возможно, является списком афонской «И.» и. Она была обретена 8 окт. (н. с. 21 окт.) 1917 г. в с. Ташла (ныне Ставропольский р-н Самарской обл.). Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница». Обретена в 1917 г. Оклад 2003 г. (ц. Св. Троицы в с. Ташла Ставропольского р-на Самарской обл.) Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница». Обретена в 1917 г. Оклад 2003 г. (ц. Св. Троицы в с. Ташла Ставропольского р-на Самарской обл.) По свидетельству жительницы с. Мусорка Ф. Д. Атякшевой, заверенному в 1981 г. архиеп. Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым), уроженке с. Ташла девице Екатерине Никаноровне Чугуновой во сне трижды являлась Божия Матерь с повелением обрести Ее икону, находящуюся в земле в овраге близ этого села. Утром 8 окт. 1917 г., когда Чугунова шла мимо оврага в церковь, ей трижды был явлен в ярком сиянии образ Божией Матери, несомый 2 ангелами, спускающимися в овраг. В тот же день икона была извлечена из земли.

http://pravenc.ru/text/293828.html

В 1835 году Успенский и Богоявленский соборы стали кафедральными соборами Костромской епархии (до этого с 1744 года кафедра костромского епископа пребывала в Троицком соборе Ипатьевского монастыря). В документах при упоминании храмов Костромского кремля обычно встречается обобщающее именование «Успенский кафедральный собор», поскольку оба собора имели единый клир и общее хозяйственное устроение. В Успенском соборе богослужения совершались в теплое время года, в Богоявленском – в холодное; соответственно порядку служб из одного собора в другой переносили чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери (в обоих соборах она помещалась в иконостасе слева от Царских врат). Ко второй половине XIX века Богоявленский собор стал тесен для богомольцев, поскольку население Костромы увеличивалось; в церковные праздники Богоявленский собор наполнялся молящимися так, что, по свидетельству клириков собора, даже свечи в нем гасли от духоты, и в некоторых случаях доступ в собор приходилось ограничивать с помощью полиции. Чтобы устранить эти неудобства, епископ (с 1868 года архиепископ) Костромской и Галичский Платон (Фивейский), управлявший Костромской епархией в 1857–1877 годах, предпринял расширение Богоявленского собора пристройкой к нему с севера и юга обширных приделов. Закладка приделов состоялась 4 сентября 1866 года, и уже 10 ноября 1868 года архиепископ Платон совершил освящение правого (южного) придела в честь Феодоровской иконы Божией Матери и во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца. Выбор святых для посвящения придела объясняется тем, что это – небесные покровители императора Александра II и Осипа (Иосифа) Ивановича Комиссарова; таким образом, в посвящении придела отражена была историческая память о покушении Каракозова на императора Александра II и спасении государя (по официальной версии) костромичом, уроженцем села Молвитино (ныне поселок Сусанино) О.И. Комиссаровым. Левый (северный) придел собора – в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя святого мученика Платона (18 июня ст.ст. 1809 года, в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери, родился Павел Фивейский – будущий архиепископ Платон, а святой мученик Платон стал его небесным покровителем в монашеском постриге) – был освящен архиепископом Платоном 3 марта 1873 года. После пристройки приделов Богоявленский собор стал вмещать до 6000 молящихся.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении К-поля от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресв. Богородице, 1-й кондак к-рого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое В. и. В праздник новолетия (1 сент.) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери ,- как символ покровительства, к-рое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому гос-ву. В этом качестве В. и. сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 3. Кн. 7. С. 11; Кн. 9. С. 146). В 1812 г., во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1918 г. в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. В. и., была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 г., когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В наст. время В. и. находится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX вв. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец , к-рые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской.

http://pravenc.ru/text/155029.html

«Господи, Боже и Создателю наш, образом Своим почтый нас человеки, научивый избранныя Твоя, яко дивитися внемлющым учению Твоему, открывый премудрость младенцем; иже Соломона и всех взыскующих премудрости Твоей научивый, отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего, и со успехом познати преподаваемые им полезная учения, в славу Пресвятаго имене Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви, и разумети благую и совершенную волю Твою. Избави всех учащих и учащихся от всякаго налога вражия, соблюди их в Православии и вере, и во всяком благочестии и чистоте во вся дни жизни их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; да тако преуготовленные прославят Пресвятое имя Твое, и будут наследниками Царствия Твоего. Яко Ты еси Бог силен в милости, и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков». За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Владимира Минаева, клирика храма Вознесения Господня на Гороховом Поле г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Филарет (Бердников), насельник Донского монастыря. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву перед Донской иконой Божией Матери. Затем Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом . От лица насельников и прихожан Донского монастыря митрополит Каширский Феогност поблагодарил Предстоятеля за особое внимание к обители и за возможность молиться у чудотворной Донской иконы Божией Матери в сей день. Наместник монастыря преподнес Его Святейшеству икону Первосвятителей Московских.  Верующим были вручены иконки Донской Божией Матери с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/5955916.ht...

Никитский храм – одна из лучших построек в Москве в стиле барокко середины XVIII века. Он поставлен очень красиво на стрелке между Старой Басманной улицей и Гороховским переулком, на пригорке. Главный храм имеет сложную конфигурацию, в центре он восьмигранный, с возвышающимся над ним мощным куполом, и соединен с трапезной узким проходом. Трапезная являлась теплой церковью. Над ней сложная крыша, с переломом и плоской главой. Высокая изящная колокольня видна издали от Земляного вала. Стены выкрашены в светлые тона с позолотой. Великолепен резной иконостас – ровесник церкви. Царские врата с резным изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и балдахином над ними являются шедевром резьбы. В главном храме находились иконы XVIII–XIX веков, в приделах, в основном – XIX века. Храм закрыли в начале 1933 г. В 1960-е гг. он реставрировался, но скоро опять пришел в аварийное состояние. Новая реставрация прошла в 1979–1983 гг. В 1990 гг. храм вернули верующим. Он стал приписан к Богоявленскому собору в Елохове. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Церковь Владимирской Божией Матери, что за Покровскими воротами, в Басманниках, более известна по приделу «Никиты Мученика, что в Старой Басманной». В 1519 г. 15 сентября великий князь Василий III вместе с митрополитом Варлаамом крестным ходом провожал во Владимир иконы, находившиеся со 2 июля 1518 г. в Москве для поновления. В память этого события поставили церковь Владимирской Божией Матери с приделом Никиты Мученика и установили сюда ежегодный крестный ход на 15 сентября, отмененный в 1683 г. В ней был устроен третий престол – Рождества Иоанна Предтечи. В 1745-51 гг. на средства прихожан, между ними г. Бабушкина, выстроен великолепный храм, с колокольнею и оградою. Главная церковь остается в том виде, как построена, очень характерным для Елизаветинского времени, а теплая церковь имеет внутреннее убранство уже XIX ст. Сохранилось сравнительно много древних икон, особенно замечательна икона Василия Блаженного, второй половины XVII ст. с видом Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=01882

13 июня 1888 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры В. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский) . В. являлся деятельным помощником престарелого митр. Исидора в управлении Новгородской епархией. Епископ объезжал храмы епархии, составляя журналы с подробными сведениями о клире, церкви, приходских школах (напр.: Новгородские ЕВ. 1891. 11-19), стремился оживить приходскую жизнь. Для повышения образовательного уровня клириков по распоряжению В. был подготовлен список книг, к-рые обязательно должны быть в церковных б-ках (опубл.: Новгородские ЕВ. 1890. 5-6. С. 142-145). 19 авг. 1890 г. он присутствовал на открытии в Новгороде епархиальной публичной б-ки. Благодаря В. в епархии повсеместно были введены воскресные внебогослужебные беседы по вопросам веры и нравственности. Он сам осенью и зимой 1888/89 г. прочитал в Софийском соборе цикл из 18 бесед, посвященных религиозно-нравственному воспитанию детей. С февр. 1889 г. в беседах начало участвовать городское духовенство и преподаватели ДС. С 25 марта 1890 г. в Новгороде проходили религиозно-нравственные чтения с духовным пением, сначала в зале Благородного собрания, с окт. того же года - в здании семинарии. В. уделял много внимания церковноприходским школам, его заботами получила новую жизнь школа при Варлаамиевом Хутынском монастыре . Считал одной из важнейших задач борьбу с пьянством, читал проповеди на эту тему, убеждал духовенство заботиться об искоренении пьянства. Благодаря В. в епархии были учреждены 2 должности епархиальных миссионеров. 15 июля 1888 г. В. возглавил в Новгороде празднование 900-летия Крещения Руси. В сент. того же года состоялось перенесение Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Ст. Руссу. 17 сент. В. совершил молебен перед иконой на площади в Ст. Руссе в присутствии 20 тыс. богомольцев, на следующий день служил литургию в соборе старорусского на Острову в честь Преображения Господня монастыря . 18 сент. стало одним из дней празднования Старорусской иконе Божией Матери. (В Георгиевской ц. Ст. Руссы, где ныне хранится чтимый список иконы кон. XVIII в., в 1997 было исполнено большое настенное изображение В.) В окт. 1890 г. архиерей возглавил торжества по случаю 150-летия Новгородской ДС.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

13 сентября 2020 г. владыка Константин освятил крестильный храм-часовню в честь прп. Елисея Сумского. Освященная часовня, увенчанная куполом с крестом, находится в приходском доме собора, где размещается приходская школа в честь св. Иоанна Кронштадтского. В ходе ремонта и обустройства крестильного храма были заказаны и доставлены в Петрозаводск из Санкт-Петербурга четыре больших (около 60 кв.м), дорогостоящих натяжных полотна – так называемые «небеса». На каждом полотне изображены образы святых и архангелов. При монтаже одного из полотен, которое прямо над входом, произошло, казалось бы, непоправимое. Полотно полностью повредилось из-за внезапного скачка температуры. Когда монтажники достали из упаковки три других оставшихся полотна, то оказалось, что под ними - еще одно полотно, идентичное поврежденному. Удивительно, что специалисты фирмы-изготовителя ответственно заявили, что было изготовлено и упаковано только четыре заказанных полотна. Престолы храма: в честь Животворящего Креста Господня, Вознесения Господня, прп. Антония Римлянина. Главные святыни храма: мощи прп. Елисея Сумского, Соловецкого чудотворца; иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Тихвинская», «Казанская», «Троеручица»; иконы прп. Антония Римлянина, вмц. Варвары, вмц. Екатерины, свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей . Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен архиепископ Петрозаводский и Олонецкий Венедикт, который благословил возведение храма, но почил до завершения строительства (7 декабря 1850 г.). В храме похоронен 29 ноября (ст. ст.) 1865 г. тайный советник Константин Иванович Арсеньев – один из воспитателей (с 1828 по 1837 гг.) наследника престола, будущего императора Александра II. http://eparhia.karelia.ru/krest.htm Комментарии и обсуждение Строился Василием Тухтаровым, вероятно, по образцовому проекту К. Тона, в 1848–1852 гг. на средства петрозаводского купца Евдокима Григорьевича Пименова. Придел Вознесения Господня. В соборе хранятся мощи св. преп. Елисея Сумского. Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери и привезённый с Афона список иконы Божией Матери «Скоропослушница».

http://sobory.ru/article/?object=01168

Муромская икона Божией Матери. 1-я треть XVII в. (частное собрание) Наиболее ранним лит. произведением, упоминающим М. и., считается версия 1-й редакции «Повести о Рязанском епископе Василии» в авторском сборнике Ермолая (в иночестве Еразм) сер. XVI в. (РНБ. Солов. 287/307; Дмитриева. 1977; Она же. 1979). В своей повести Ермолай описал одно чудо от иконы: путешествие свт. Василия, еп. Рязанского, из Мурома в Ст. Рязань по водам р. Оки стоящим на мантии и с образом Божией Матери в руках. Возможно, в муромском предании могли в преобразованном виде оставить след исторические события 1176 г., связанные с «пленением» Владимирской иконы Божией Матери, когда князья Ярополк и Мстислав Ростиславичи отдали владимирскую святыню рязанскому кн. Глебу Ростиславичу. По мнению М. В. Кривошеева, в «пленении» святыни заложен фетишизированный взгляд на икону, заменившую собой языческих идолов. В Повести о еп. Василии прослеживается тот же языческий мотив по отношению к иконе противостоящего города. Еп. Василий, обиженный муромцами, отправляясь из Мурома в Рязань, захватил с собой городскую святыню. «Вместе с иконой Муром покинула, по тексту повести, благодать Божья, поскольку и «епископия» перешла в Рязань, где епископа с превеликой честью встречал местный князь, а роль Мурома упала» ( Кривошеев М. В. Муромо-Рязанская земля: Очерки соц.-полит. истории XI - нач. XIII вв. по мат-лам повестей. Гатчина, 2003. С. 54-55). Как утверждал автор Повести о еп. Василии, «чюдесная же та икона, иже епископа пренесе, и до ныне в Рязани есть» ( Дмитриева. 1979. С. 326). И это позволяет полагать, что некий несохранившийся образ, связанный с легендой, во время написания Ермолаем «Повести о Рязанском епископе Василии» почитался в Рязани. Писатель в самом начале констатирует, что записал то, что «слышах убо некиа глаголющих древняя сказаниа» (Там же. С. 325). История чудотворной иконы, по версии Кочеткова, могла быть связана с рязанским кн. Василием Иоанновичем († 1483) и его супругой Анной († 1501), сестрой кн. Иоанна III, а создана она между 1483 и 1501 гг. ( Кочетков. 1994. С. 73).

http://pravenc.ru/text/2564376.html

В первой книге по топонимике Подмосковья " Всё Подмосковье. Географический словарь " , изданной в 1967 году коллективом Московского филиала Географического общества СССР, указывалось, что " ...первые сведения о находившейся здесь усадьбе, принадлежавшей нескольким богатым дворянским родам, относятся к 1548 году " . В старину селение звалось Фомино (возможно по фамилии известных митрополичьих бояр Фоминых, родоначальник которых, Степан, был назначен ещё сыном Дмитрия Донского Василием в митрополичьи бояре, как племянник святителя Алексия), а также есть сведения, что Фомино упоминается ещё в 1498 году как митрополичье владение. Была поставлена здесь и небольшая придорожная часовенка, что бы каждый проезжающий мимо, мог помолиться. Более подробных сведений, до нас, к сожалению, не дошло. Также известно, что нынешнее название село получило лет триста назад по посвящению возведённого здесь храма в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Как отмечено в писцовых книгах 1584-1586 гг. Московского уезда: " В стане Радонеж и Корзенев ...за Федором да за Иваном да за Григорием за Петровыми детьми Окинфовыми, что купили у митрополичьего сына боярского Девятого Царевского село Фомино на речке на Лашюдке, а в нем церковь Иоанна Богослова, древяна клетцки без пения, пашни лесом поросли серой земли 46 четьи в поле а в дву потомуж, да сена 30 коп, да лесу дровяного 20 десятин " . Село Фомино, что на речке на Лашутке - было владение братьев Окинфовых (Фёдора, Ивана и Григория Петровичей), вероятно, старое поместье их отца Петра Окинфова, перешедшее им по наследству. Упомянутая церковь Иоанна Богослова и дала, как часто бывает, будущее новое имя селению. Первая деревянная церковь со временем обветшала (или сгорела?) и новые хозяева построили новый храм, а посвящение ему было дано по особо чтимой со дня явления в России Казанской иконы Божией Матери. Как известно, список иконы Богоматери Казанская прибыл на Московскую землю из Казани в 1611 году. Именно с этой чудотворной иконой объединённые войска князей Дмитрия Пожарского и Дмитрия Трубецкого выбили в 1612 году поляков из Китай-города, заблокировав их в Московском Кремле и принудив к быстрой сдаче. А дата успешного удара казаков отряда князя Дмитрия Трубецкого по Китай-городу, дата внесения походной иконы ополчения - чудотворного Казанского образа в освобождённую Москву, стала считаться всенародным праздником и отмечаться 22 октября (4 ноября по н. ст.) как праздник иконы Казанской Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=09297

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010