14 . Наполню теб людми, коже множеством людей. Поднимут крик против тебя ср. Иер. 4:16  с толков. Клтс Гдь силъ мышцею своею – эти слова значат тоже, что и слова стиха Иер. 51:12 : к умысли Гдь, и сотворитъ… Угроза Господня исполнится: Бог скажет и не сделает-ли?... (ср. Чис. 23:19 ). Возгластъ над тобою последнее слово – перевод евр. , прочитанного вм. масор. (ср. толков. Иер. 48:33 ) – бранный крик. Иер. 51:15–19 15. Гдь сотворивый землю в сил своей, и устроивый вселенню в мдрости своей, и своимъ распростр нбса. 15. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростию Своею, и разумом Своим распростер небеса. 16. Егда онъ дастъ гласъ, умножатс воды на нбс, воздвизай облаки конецъ земл, в дождь сотвор, изводй свтъ сокровищъ своихъ. 16. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли; творит молнии среди дождя, и изводит ветер из хранилищ Своих. 17. б вскъ члвкъ разма, посрамис вскъ своихъ, к лжна ег, и нсть дха в нихъ: 17. Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим; ибо истукан его есть ложь, и нет в нем духа. 18. Сетна сть дла, и смх достйна, в часъ своег погибнтъ: 18. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они изчезнут. 19. Не такова часть к сотворивый всческа, той есть, (а жезлъ ег, Гдь Вседержитель им ег. 19. Не такова, как их, доля Иакова; ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его, имя Его – Господь Саваоф. Ст. 15–19 буквально сходны, по евр. тексту, с Иер. 10:12–16 (см. толков.). В настоящем месте, стихи Иер. 51:15–16 имеют связь с тою мыслию, выраженною в предыдущих стихах, что Господь отмстит за храм Свой, – что Он сделает то, что замыслил относительно Вавилона, – что Он клянется в этом мышцею, т. е. силою Своею. Пророк указывает теперь следы этой силы Божией в творении и сохранении мира вещественного. Стихи Иер. 51:17–18 говорят, напротив, о бездушности языческих богов и о безумии надежд, на них возлагаемых, т. е. направлены к тому, чтобы лишить халдеев последнего утешения, которое они могли почерпать в вере в своих богов (ср. Иер. 50:2 ). Эти боги не отвратят от Вавилона карающей мышцы Бога истинного. Наконец, стих Иер. 51:19  называет Творца вселенной Богом израилевым в утешение томящимся в плену израильтянам, напоминая им, что Бог не может навсегда прекратить те отношения Свои к Израилю, в силу которых Он – Господь – называется «долею Иакова», как бы усвояется Израилю, потому что дарует ему особенное право на Свою милость, а Израиль называется «жезлом достояния Его», т. е. Его наследственным уделом (ср. толков. Иер. 50:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

К более подробному разъяснению намеченных здесь соображений мы ещё надеемся возвратиться впоследствии. 435 Подробнее об этих спорах см. в исследовании Н.Г. Попова – Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении, стр. 109–185, М. 1892; в статье Н. Волкова – Николай Мистик , патриарх константинопольский (Приб. к твор. св. от., ч. XX, стр. 171–193, 226–233); в книге проф. прот. М.И. Горчакова – О тайне супружества, стр. 186–188 и др. 436 τμος τς νσεως в подлиннике напечатан сполна у Zachariae – Jus graeco-roman., t. III, p. 228–232; в афинской Σντ т. V, стр. 4–10; у Леунклавия в Jus graeco-roman. t. I, p. 104–108. Славянский перевод «тома» составляет 52-ю главу печатной Кормчей, по изд. 1787 г. л. 245 об.–254 об. Приводимый далее в тексте отрывок на русском языке заимствован из «Правил св. от. с толков.», изд. Моск. Общ. Люб. Дух. Просв., стр. 171–173 (толков. Вальсамона на 4 пр. св. Вас. В.). 437 Вопреки мнению Вальсамона (см. его толков. на 7 пр. Неокес. соб., – Прав. св. помести. соб. с толков., вып. 1, стр. 86. М. 1880). Такое мнение не может быть принято, на наш взгляд, во 1-х потому, что не соответствует общему ригористическому духу соборного определения, изрекающего свой суд и назначающего епитимии μετ πσης κρειβεας, древних канонов; во 2-х, как не находящее себе подтверждения в практике последующего времени, насколько о ней можно судить по «каноническим ответам» различных иерархов и церковно-административных деятелей (см. ответы Илии м. критского – в Σντ V, р. 378; Никиты м. ираклийского – ibid. p. 441. и др.). 438 Так именно смотрит на него известный знаток памятников византийского права Цахариэ фон-Лингенталь, поместивший τμος τς νσεως в своём издании императорских новелл. По его словам, названный памятник ab ipsis Graecis novellae legis instar habetur (см. его Jus graeco-roman. t. III. p. 227, примеч.). 439 См. об этом подробнее у Zhishman’a, o. c., S. 443–446. Вполне согласную с определениями «тома» практику отмечает и бл. Симеон солунский в «Разгов. о священвод. и таинств. церковных». гл. 276. – Migne. Patr. gr., t. CLV. col. 505; p. перев. в Пис. св. оо. и учит. церкви, относящ. к истолков. правосл. богослуж., т. II, стр. 352. СПБ. 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10 Толков. Феодорита. «Ибо не вы одни составляете тело сие, но все уверовавшие во вселенной. Поэтому апостол и прибавил: отчасти. Потом описывает чины церковные». (ч. 7. стр. 260). Толков. Злат. «Он сказал: тело: а так как всё тело составляла не коринфская церковь , но вселенская, то и присовокупил отчасти, т.е. ваша церковь есть часть церкви вселенской, тела составляемого всеми церквами, так что вы обязаны быть в мире не только друг с другом, но и со всей вселенской церковью, если вы в самом деле члены целого тела. (т. Х, 315). 11 Толков. Феодорита. «Разумеем не 12 только, но 70, и в последствии сподобившихся сей благодати. Ибо и сам будучи впоследствии призван, приял сие поставление, также блаж. Варнава, а кроме них и многие другие». (Там же 260). – Толков. Златоуста: «Подобие тела положим к церкви, и будем пещись о всех, как о собственных членах. И в церкви есть многие и различные члены, и одни из них важнее, а другие маловажнее... Когда я исчислю членов церкви, то называя епископов, пресвитеров, диаконов, девственниц и воздержных, называю так же и вдовиц.» (там же стр. 302). 13 «Голова господствует над всем телом, говорит св. Златоуст, в ней заключаются все чувства и самое господство души, – вследствие чего без головы никому нельзя жить, тогда как, по отсечении ног, многие ещё надолго остаются в живых... Но для чего я об этом говорю? И в церкви есть много таких, которые достигли такой же высоты, как и голова... Иные же занимают место ног, попирая землю». (Злат. т. XI, Еф. бес. 10, стр. 90). Впрочем, как ноги все без остатка, в корне, никогда не отнимаются, так и миряне все отпасть или быть отсечёнными не могут. 14 «Всякое царство разделившееся на ся запустеет, говорит Христос, и всяк град или дом разделившийся на ся не станет». (Мф. 12:25). Читать далее Источник: Приложение к " Саратовскому Духовному Вестнику“ за 1910 год. Саратов. Типография Союза Печатного Дела. 1910. Благословляется и разрешается напечатать. Гермоген Еп. Саратовский. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

949 Cp. И. Злат. Ad Theod. laps. c. IV, col. 281: «Бог наказывает ли, поражает ли, делает это не с гневом, но по примышлению и великому человеколюбию». 950 Св. Григорий H. In Psal. Tr. II, c. X, col. 540C: «словом «гнев» обозначается воздающая сила Праведвого Судии». Cp. ibid., C XV, col. 596CD; И. Златоуст. Homilia de capto Eutropio et de divitiarum vanitate, c. VII, T. LII, col. 402. И.Кассиан. Institut. L YHI, col. 329. Е. Ф. «Гнев Божий означает суд, осуждение и наказание» (Толков. первых восьми глав Послание Рим. (Рим.!:18), стр. 82; cp. ibid. II, 5, стр. 137). Называя эту деятельность Божию «гневом» не по ее существу, а только «человекообразно» (Е. Феофан. ibid.), св. Писание имеет в виду собственно обозначить то субъективное впечатление, которое она должна произвести и действительно производит на людей. По словам св. Григория Н. «осужденным на страшное наказание приговор суда представляется делом ярости и гнева. In Psal. De octava, col. 612C. Cp. Е. Ф.: «y Бога нет гнева, a есть праведное воздаяние, которое кажется гневом тому, кто подвергается ему» (Толков. IX–XVI Римл., стр. 258 (объясн. XII, 19); «гневом названо действие Правды, ради строгости суда и непреложности определения, – а более по тому чувству, с которым примут осуждение имеющие подвергнуться ему» (Толков. 1 Солун. ( 1Сол.1:9–10 ), стр. 223). «Апостол ставит два выражение (для обозначения), что будет гнев тот для грешников и что он есть сам в себе: для грешников день гнева, а сам в себе день праведного суда Божия (Толков. первых восьми глав Послания Римл., стр. 138). 953 «Праведность» ( δι’καιοσυ’νη) и «святость» ( σιο’της) «сродны настолько, что одно из них непременно предполагает другое. Разница их следующая. σιο’της указывает на внутреннюю непорочность и нравственную чистоту; δι’καιοσυ’νη означает эти же свойства в их отношении к внешней норме. Первое выражает свойство, рассматриваемое само по себе, по своей природе; второе–то же свойство, поскольку характеризует оно отношение лица к нравственному закону. То означает внутреннюю святость, – это согласие с волею Божией. Итак разность понятий σιο’της и δι’καιοσυ’νη чисто формальная. Святость и праведность есть одно и то же свойство нового человека, рассматриваемое то в самом себе, в связи с идеею самого человека, то в отношении к внешней норме, существующей в Боге». Проф. Мышцын. Цит. соч., стр. 190. Cp. Cremer. S. 304: δι’καιος – тот, который удовлетворяет своей норме, предъявляемым к нему требованиям. Иоанн Креститель называется δι’καιος κα ’γιος. Мк.6:20 . – По святоотеческому учению, δι’καιοσυ’νη включает в свое определение, в качестве основного, существенного признака, – деятельное стремление к приобретению всякой добродетели, безупречность и совершенство жизни. (Ср., напр., Феофилакта ad у. 17, c. XIV ad Romanos. Другие цитаты см. Suicerus.T. I, col. 912–913. Cnfr. 908–909).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

11) На каком основании вы соединяетесь в служении с находящимися от своих епископов за разные вины в запрещении, и не повинующимися оному: священноиноком Пахомием и священниками: Василием Ивановым, Петром Родионовым, Павлом Киприановым, и Никоном Ивановым? Правилами сие вельми воспрещается, и соединяющиеся с запрещенными подвергаются и сами равномерному отлучению. Свят. Апост. прав. 32-е в толков. «Аще который пресвитер или диакон отлучен быв от своего епископа, и живу сущу еще отлучившему его епископу, аще приидет к другому, несть достоин прият быти от него». И прав. 16 в толков. «Аще епископ сведый сердечное запрещение на какового причетника от своего ему епископа, и начнет его держати, яко причетника, и повелит ему служити, да отлучится, яко учитель безчиния». Карф. соб. прав. 9: «Не приобщенному приобщайся и сам не приобщен». Толков: «аще которого пресвитера или диакона отлучит свой епископ, и другой епископ, ведый его отлучена, и приимет и сподобит его с собою служити, и сам отлучен, и той, его же служити с собою сподобил есть недостойна суща». Сардикийского соб. прав. 15: «иже от своего епископа отлучена суща сведый, общения сподобляя, несть без вины». Толков. «Епископ, аще приимет, пресвитера или диакона сведый яко от своего епископа отлучен есть общения, и приобщит его рекше: повелит ему с собою служити, таковый несть без вины, но и сам, и его-же прият, оба да будета отлучена». 12) Действительно ли вы рукоположили во священники четырех лиц: в Москву Георгия Андреева, и по Гуслицам: в деревню Шувою (?) – Фому Титова Шилова, в деревню Ульянину – Фому Федотова, и в деревню Андронову – Агафона Егорова? Если действительно, то на каком основании, ибо московская епархия состоят под заведыванием московского архиепископа Антония, а коломенская управляется московским духовным советом? О нарушающих учрежденный порядок иерархического управления так сказано в 21 прав. Сардик. соб. «Иже добре и богоприятне изведенная буестию поколебати покушается, несть епископ». Если вы в действиях сих руководились единственно прежним распоряжением митрополита, то поставляем вам на вид, что и сам митрополит, в случае прибытия в другую епархию, тем более в другую область, не имеет права без ведома местного епископа не только рукополагать, но даже и священнодействовать, о чем буквально изложено в 3-м ответе Иоанна, священного епископа китрошского: «аще приключится митрополиту священнодействовать в пределех сущего под ним епископа, по повелению оного сему быти подобает» (Кормч. лист. 599).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

г) Тоже см. т. VII стр. 38, 214 и особенно 314–315. XV. Евфимий Зигабен (Толк. Псалтирь, изъясненная по св.-отеческ. толков. Киево-Печ. Лавра, изд. 2-е). а) Толков, на 6 ст. 45 псалма: «Бог посреди его и не подвижится. В церкви, говорит, находится Бог; вот, говорит, Я с вами во вся дни ( Мф. 28:19 ); также: где два и три собраны во имя Мое, там и Я среди их ( Мф. 18:20 ). Итак церковь будет непоколебима при всех насилиях от видимых и невидимых врагов, усиливающихся разрушить ее, как сказал жених ее – Христос: врата адова не преодолеют ее (стр. 367). б) Толков. на 16–17 ст. 67 псалма: «Гора Божия, гора тучная; гора усыренная, гора тучная. Горою Божию называют христианскую церковь : горою, как возвысившуюся над земными предметами и стремящуюся чрез деятельность и созерцание к небу; Божией, – как посвятившуюся Богу; тучною или полною масти, по причине богатства и тучности духовной пажити, обретающейся в церкви; сыру подобною, но твердости и непоколебимости церковного учета веры, так как и сыр есть сгущенное и недвижущееся молоко»... «Ибо Господь вселится (в ней) до конца. Господь, говорит, поселится на сей горе Христовой Церкви до конца, т. е. навсегда: ибо се, говорит, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 )» (стр. 513–514). в) Толков. на 37 ст. 88 псалма: «Престол Христов есть церковь ; ибо Он упокоевается на нем. Итак, он говорит, что церковь Христова будет блистать и просвещать поднебесную, продолжаясь постоянно как солнце и месяц. Ибо, как никто из людей не в состоянии погасить солнце и круга луны, так никто никогда не омрачит сияний церкви, то есть, умственной светлости ее. Она светит всегда, как великие светила» (стр. 711). Тоже см, в толк, на 9 ст. 47 псалма и на 91 ст. 113 пс. страницы 378 и 965. Читать далее Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами/Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

120 См.: АСС. Дела о службе: 1722, 16 декабря. 936; 1724, 2 сентября. 1347; 1725, 13 января. 1453; 1727, 18 сентября. 2041; ПСПР. Т. 2. С. 660; Т. 4. С. 188, 311; Т. 6. С. 9. 126 Воспоминания графини Блудовой. С. 726. Приводится это место также в статье Шильдера «Император Николай Первый» (с. 190–191). 127 [Издания акафиста Покрову Пресвятой Богородицы см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 133 [Издания акафиста Живоносному Гробу Господню см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 135 [Издания акафиста Пресвятой и Животворящей Троице см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 137 См.: Дело об акафисте в МДЦК за 1855 г. [Издания акафиста прп. Савве Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 138 См.: Рязанские епархиальные ведомости. 1877. 21. С. 527; Родосский. Описание книг. Вып. 1. С. 212. 139 См.: Дела об акафисте в СПбДЦК за 1858–1860 гг.; АСС. Дело об акафисте. 1858,15 декабря. 208/534/2351 (15 декабря 1858 г./9 февраля 1860 г.). 140 АСС. Дело о службе с акафистом. 1859. 76/603/1655 (15 июля/30 сентября 1859 г.); Дело в СПбДЦК за 1859 г. [Издания акафиста прп. Тихону, Лухскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 141 См.: АСС. Дело об акафисте. 1859. 112/646/1692 (30 сентября/3 декабря 1859 г.); Дело в СПбДЦК за 1859 г. [Издания акафиста прп. Никите Столпнику, Переяславскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] При печатном акафисте помещается тропарь прп. Никите: «Христову мученику тезоименит был еси, преподобне, многи подвиги и труды претерпел еси Христа ради, егоже ради вериги носил еси, блаженне; Того ныне о нас моли, Никито преподобне, душевныя наша и телесныя страсти уврачевати, иже верою и любовию почитающих присно память твою». Относительно тропаря настоятелем обители, приславшим рукопись, сделано примечание, что сей тропарь есть творение царя Иоанна Васильевича Грозного, особенно благоговевшего к памяти преподобного. Тропарь был вышит супругой Иоанна Анастасией на пелене с изображением прп. Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

199 См.: АСС. Дело об акафисте. 1872. 49/1753; Дело в СПбДЦК за 1872 г. [Издания акафиста св. Иоанну Предтече и Крестителю Господню см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 200 Иеросхимонах Иероним, по сообщению профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского , родился в 1803 году в Старом Осколе Курской губернии. Образования он не получил, но свой сильный природный ум развил чтением. 33 года он жил в отечестве и после 50 лет иноческой жизни скончался на Афоне (1887). См. подробности об о. Иерониме в книге Дмитриевского «Русские на Афоне». 201 См.: АСС. Дело об акафисте. 1872. 63/1767; Дело в СПбДЦК за 1872 г. [Издания акафиста при. Павлу Обнорскому, Вологодскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 202 Отец И. И. Сергиев родился 19 октября 1829 года. По окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии поступил в Кронштадтский Андреевский собор. Подвижническая жизнь и великие труды его создали ему широкую известность. Глубокочтимый православным народом, о. Иоанн Ильич Сергиев известен всей России, известен как духовный писатель, благотворитель и молитвенник. [Канонизирован в 1964 году Русской Православной Церковью Заграницей, впоследствии, в 1990 году, – Русской Православной Церковью Московского Патриархата.] 203 См.: АСС. Дело об акафисте. 1875. 48/1022; Дело в СПбДЦК за 1875 г. [Издания акафиста св. прав. Артемию, Веркольскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 204 См.: АСС. Дело об акафисте. 1875. 61/1035; Дела в СПбДЦК за 1875–1876 гг. [Издания акафиста при. Макарию, Калязинскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 205 См.: АСС. Дело об акафисте. 1876. 18/636; Дела в СПбДЦК за 1875–1876 гг. [Издания акафиста св. мч. Авраамию Болгарскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 207 См.: АСС. Дело об акафисте. 1875. 62/1036; Дело в СПбДЦК за 1875 г. [Издания акафиста прп. Александру, Свирскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Через год Наталия Васильева вместе со своей матерью Анастасией (также насельницей монастыря) написали донос в Духовную консисторию на преподобного Зосиму, желая удалить его из монастыря и вместо него принять начальство над обителью. По доносу началось следствие, приведшее к изгнанию старца; вместе с преданными сестрами он отбыл в Москву. Незадолго до его отъезда мать и дочь Васильевы раскаялись в своем поступке и примирились с отцом Зосимой. Анастасия Васильева (в постриге Августа) впоследствии стала настоятельницей Туринского монастыря, ее дочь (в постриге Рахиль) осталась при ней. Анисия Конюхова после нестроений испросила себе увольнение из обители, которое и было ей дано при условии, что она не последует за старцем Зосимой. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Евдокия Романова еще во время пребывания отца Зосимы в Туринске выразила намерение вступить в брак с монастырским дьячком. Не сохранилось сведений, было ли осуществлено это намерение; в списке сестер Туринского монастыря за 1825 год Евдокия Романова не значится. 314 Приписка епископа Михаила (Бурдукова) к первому «заветному» письму. Епископ Михаил (Бурдуков) (+1930). Возглавлял Иркутскую епархию с 1814 по 1830 год. 315 Перевод с церковнославянского языка осуществлен сестрами переводческой группы Ново-Тихвинского женского монастыря по изданию: Альфа и Омега. С. 215–216. 319 Печатается по изданию: Старец-подвижник отец Илия, схимонах Верхотурского Николаевского монастыря (бывший Валаамский)//сост. В. С. Баранов. Верхотурье: Изд. Свято-Николаевского монастыря, 1995. 320 Это, видимо, описка, так как далее следуют цитаты не из посланий апостола Павла, а из Первого послания святого апостола Петра. 322 Смысл этого фрагмента неясен. Сравнить это место с оригиналом нет возможности, так как подлинники писем подвижника, по-видимому, утеряны. 326 Первое обращение печатается по изданию: Царский Путь... С. 107–110; второе – по изданию: Феофания, монахиня. По Божьему пути. Сан-Франциско: Изд. Богородице-Владимирской женской обители, 1957. С.45–46. 327 Первое письмо печатается по изданию: Душу не погублю: Исповедники и осведомители в документах и... о методах агентурной работы/сост. В. Королев. М., 2001. С. 19; второе – по изданию: Феофания, монахиня. По Божьему пути. С. 40–44. 333 Ныне здравствующим протоиерею Вениамину, протоиерею Анатолию и их уже покойной матери – монахине. Это и последующие письма отца Константина печатаются по ксерокопиям их автографов. Архив Ново-Тихвинского женского монастыря. 335 Расположены последовательно с первого по четвертый лист письма, слева и справа от основного текста. Читать далее Источник: Церковно-исторический кабинет Ново-Тихвинского женского монастыря. Ново-Тихвинский женский монастырь. Екатеринбург. Паломник. Москва. 2011 по Р.Х. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

198 См.: Журналы заседаний Комитета 17 мая 1901 и 3 января 1902 г.//Известия Высочайше учрежденного Комитета... Вып. 1. С. 20–21, 26–29 и приложения 1–5 на с. 38–82: Мнения членов Комиссии по вопросу об издании лицевого иконописного подлинника (на с. 71–82 мнение Н. В. Покровского ). См. также: СР ГРМ. КПРИ. Д. 38 (Об издании лицевого подлинника. 9 января 1903 – 30 марта 1905); Д. 60 (Журналы заседаний Комитета по изданию лицевого иконописного подлинника. 21 ноября 1904 – 7 декабря 1906); Д. 67 (О расходах и переписке по лицевому иконописному подлин­нику. 14 января – 20 декабря 1905). 199 Иконописный сборник. Вып. 1. С. 35, 38–39. Издание вышло в свет в 1905 г.: Кондаков Н. Лицевой иконописный подлинник. T. 1 : Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа/Изд. Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. СПб., 1905. См. рецензию Н. В. Покровского : Прибавления к Церковным ведомостям. 1907. 31. С. 1300–1302. Второй том, посвященный иконографии Богоматери, был подготовлен к изданию, но так и не вышел в свет. Подготовительные материалы к изданию и переписка сохранились: СР ГРМ. КПРИ. Д. 96 (О расходах и переписке по изданию лицевого иконописного подлинника. 1906); Д. 120 (О расходах по изданию лицевого иконописного подлинника на 1907 г.); Д. 135 (Переписка о снятии копий и фотографий с чудотворных икон. 1908); Д. 148 (О расходах и переписке по изданию II тома лицевого иконописного подлинника. 1908–1909); Д. 294 (Лицевой иконописный подлинник. T. II. Иконогра­фия Богоматери. Машинопись. Б. д.). Последующие тома должны были быть посвящены иконографии праздников. 201 Там же. Вып. 2. С. 51–52. Вопрос об иконной торговле в Палестине был поднят в докладе А. А. Дмитриевского , прочитанном в заседании Комитета 15 февраля 1908 г. Текст доклада см.: Дмитриевский А. Иконная торговля Императорского Православного Палестинского общества в Иерусали­ме//Иконописный сборник. Вып. 2. 2-я паг. С. 1–13. 202 В марте 1895 г. был объявлен конкурс на мозаичные работы для храма. По сведениям М. Г. Талалая, Н. В. Покровский являлся также консультантом при изготовлении эскизов для росписи русской церкви во Флоренции (архитектор Μ. Т. Преображенский, проект 1883–1891 гг.): Талалай М. Г. Рус­ская церковь во Флоренции как петербургский памятник//Невский архив: Историко-краеведческий сборник. М.; СПб., 1995. [Вып.] 2. С. 450. Однако никаких документальных свидетельств об этой работе Н. В. Покровского обнаружить не удалось. Благодарю А. Г. Терехова за указание на статью М. Г. Талалая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010