Апостол Петр// Лидов А. М.  Византийские иконы Синая. С. 20. Святой с двумя отроками//К истокам. Раннехристианские иконы. Таб. VIII. Лазарев В.Н. История византийской живописи: в 2 т. Т. 1. – М.: Искусство, 1986. 329 с. С. 32–33. Бовини Дж. Равенна. Искусство и история. – Равенна: Лонго, 2008. – 160 с. С. 13–14. «Крест в правой руке Лаврентия и изображенный слева шкафчик с лежащими на его полках четырьмя евангелиями намекают на то, что Лаврентий принял мученичество подражая Христу и усвоив его учение» ( Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1. С. 34). Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1. С. 33. Бовини Дж. Равенна. Искусство и история. С. 17. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1. С. 34; Бовини Дж.  Равенна. Искусство и история. С. 17–19. Православное исповедание Кафолической и апостольской Церкви Восточной/пер. с греч. – М: Синодальная тип., 1900. С. 133 (Часть третья. Ответ 55). Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Спб., 1899. Троицкий С.В. Об именах Божиих и имябожниках. С. 134. Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 575–576. Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 572–573. Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 450. Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 535–536. Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 575 Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 544. Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 545–546.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/article/6192821

Не трудно видеть, что в представленном фрагменте Александрийский святитель излагает целесообразность Пришествия Христова кратко, и в то же время – ёмко. И всё же, для более полного усвоения этой, до конца не постижимой истины, имеет смысл познакомиться с учением о спасении поближе. Значение термина «спасение» и значение термина «сотериология». По большому счёту, термин «спасение» в христианском понимании имеет достаточно широкое значение. Условно различают две стороны этого действия – отрицательную и положительную. В отрицательном плане под спасением (а прототипом слова «спасение» часто является греческое слово «σωτηρα») подразумевается «избавление» (как один из вариантов перевода слова «σωτηρα»): избавление человека от (или снятие с человека) осуждения Божия, избавление от власти греха, диавола, тленности и смерти, избавление всей вселенной от тленности и смерти. Что же касается положительного измерения спасения, то об этом стоит высказаться более обширно. Приведем несколько трактовок разных авторов. Начнем с «бывшего ординарного профессора Императорского Санкт-Петербургского Историко-филологического Института», А. Д. Вейсмана. Этот учёный, являясь составителем одного из самых авторитетных греческо-русских словарей (а «спасение», как мы только что сказали, есть перевод (в том числе и) греческого «σωτηρα»), даёт на страницах оного издания такое истолкование интересующего нас термина (помимо: «спасение, избавление»): «… сохранение, благо, счастье» с. 1222]. Особый интерес представляет для нас и позиция другого известного профессора, Митрофана Дмитриевича Муретова . Однако прежде чем озвучить интересующие нас слова, освежим в памяти вот что. Грех, как мы уже говорили, ввёл в жизнь разлад. Разладились взаимоотношения человека с Богом, с природой; разладились отношения людей между собой и, наконец, разладу подвергся сам человек. Его существо, созданное гармоничным, сделалось дисгармоничным. Если до грехопадения тело человека было подконтрольно душе, душа – духу, а дух человека устремлялся к Добру, то уже после преслушания ситуация кардинально изменилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Место мастерской праведного Иосифа. На восточной стороне города, недалеко от храма Благовещения, указывают место мастерской, или плотничьего двора Иосифа-древодела. Здесь, по преданию, св. Иосиф Обручник трудился совместно с своим Божественным Питомцем для прокормления Св. Семейства. На развалинах прежней церкви в 1859 году устроена католическая церковь . Она состоит из двух небольших комнат: первая – не более 10 кв. аршин; здесь была мастерская св. Иосифа, а ныне эта комната служит собственно церковью, с престолом и висящим над ним изображением Бого-Отрока Иисуса, помогающего своему питателю и хранителю в трудах древоделания; другая – стоит на том месте, где складывались и продавались готовые изделия; теперь здесь ризница. Трапеза Христа . На северной стороне Назарета есть другая католическая церковь , в стенах которой хранится священный камень, называемый католиками трапезою или столом Христа, на котором Он, по преданию, вкушал пищу вместе с апостолами – и в особенности незадолго до Своих страданий и по воскресении из мертвых. Камень имеет вид продолговатого овала; по местному преданию, Спаситель возседал посредине камня, а ученики приседали по-над камнем. На литургии камень этот для католиков служит престолом. Против него на стене висит икона, изображающая Иисуса Христа и учеников, вкушающих пищу. Православная греческо-арабская церковь Благовещения и источники Преев. Девы Марии. В греческом квартале, на северо-восточной стороне города стоит при источнике православная арабско-греческая церковь в честь Благовещения Пресв. Девы Марии. В стенах ее заключается драгоценное благодатное сокровище, связанное с именем Преблагословенной и Пренепорочной Владычицы нашей Девы Марии. На северной стороне церкви находится глубокий источник, из коего Пречистая Дева Мария почерпала воду; к нему спускаются по шести ступеням; площадка пред ним выложена белым мрамором, и вообще все место прекрасно устроено в виде придела св. архангела Гавриила. Пред иконой Благовещения непрестанно горят лампады и свечи, а внизу сделано отверстие, обложенное серебром с серебряной же крышкой и с рельефными на ней изображениями Благовещения Пресвятой Деве Марии; над этим отверстием устроен открытый со всех сторон мраморный престол, на котором совершается богослужение; иконостаса и алтаря нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

делались только в школах и при дворе; при Петре они из царского дворца (Верха) были перенесены на красную площадь в особо устроенный «комидийный дом». В 1702 г. в Москву прибыл из Данцига Иоганн Куншт с своей труппой странствующих актеров. Представления должны были происходить на русском языке; для этого переводились разные пьесы с иностранных языков. В тоже время давались и школьные духовные драмы, трагедии и комедии. В этих духовных драмах, при изображении духовных предметов, вставлялись также сцены, изображавшие современные события. В пьесе: «Страшное изображение второго пришествия Господня» было представлено, как «Самолюбие и Гордыня», олицетворяющие польский сейм, возмущают против польского короля Августа его подданных, за то, что он хотел соединиться с Петром В. против Карла XII, и как Фортуна вручает Марсу Роксоланскому т. е. Петру В. знамения победы. В пьесе префекта московской академии, Иосифа Туробойского изображается: «Преславное торжество освободителя Ливонии и присоединение к России Ингерманландии и Ливонии. В пьесе: «Божие уничижителей гордых уничижение» представлены, победа над Шведами при Полтаве, измена и бегство Мазепы 153 . В 1701 г. в Москве «благородными великороссийскими младенцами», учениками славяно-греческо-латинской Академии, была представлена комедия, под заглавием: «Ужасная измена сластолюбового жития, с прискорбным и нищетным, в евангельском пиролюбце и Лазаре изображенная» 154 . Но самым характерным произведением в области драматической литературы петровской эпохи была, разумеется, «Трагедокомедия Владимир» Феофана Прокоповича. Прокопович написал ее еще в то время, когда был преподавателем поэзии в киевской академии в 1705 г. 155 По форме она принадлежит к тем же школьным драмам, которые мы сейчас указали, но отличается от них большею свободою от тех схоластических правил, которым они подчинялись. Трагедокомедий она называется потому, что в ней к серьезному трагическому элементу присоединяется элемент комический; «трагедокомедий, говорит Прокопович, есть смешанный род драматической поэзии из трагедии и комедии т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Иоанн Лествичник. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. М., 2007. С. 74. Григорий Нисский, св. О надписании псалмов. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998 С. 8–9. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Изд. 5-е. СПб.: Издание автора, 1899 (Снимок: М., 1991). С. 404. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Киев, 1991 (первое издание: Париж, 1937); Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI – первой трети XVIII века: Теория литературных формаций. М.: Издательство Литературного института имени А.М. Горького, 2008. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. С. 563–564; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 1986 – 1987. Т. 2. С. 635; Флоренский П.А. Оправдание космоса. СПб., 1994. С. 45–48. Об особенностях бытования этого понятия на индийской почве см., в частности: Аникеев Н. Майя//Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960 – 1970. Т. 3. С. 278; Майя//Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 333; Чаттопадхья Д. Живое и мертвое в индийской философии. М.: Прогресс, 1981/Перев. с англ. Е.Н. Аникеевой и др. С. 52, 88–90, 132–133 и др. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. С. 359; Дьяченко Григорий, священник, магистр. Полный церковно-славянский словарь. С. 797. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 569; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т./Перев. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. М.: Прогресс, 1986 – 1987. Т. 4. С. 282. [Исаак Сирин]. Святого отца нашего Исаака Сирина слова духовно-подвижнические. М., 1854. С. 30. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 1. С. 358; Словарь русского языка XI – XVII веков. Вып. 6. С. 266. Арнаудов М. Психология литературного творчества/Перевод с болгарского Д.Д. Николаева. М.: Прогресс, 1970. С. 11–14; Древнегреческая литературная критика. М.: Наука, 1975. С. 13–16; Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. С. 24–64.

http://bogoslov.ru/article/5405844

Медведев И.П. Мистра: Очерки истории и культуры поздневизантий-ского города. Л., 1973. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., 1997 (2-е изд.). Мейендорф И. , прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы : Введение в изучение/Пер. с фр. СПб., 1997. Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке/Пер. с англ. СПб., 1990. Мыц В.Л. Каффа и Феодоро в XV веке: контакты и конфликты. Симферополь, 2009. Наумов Е.П. Господствующий класс и государственная власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1975. Николь Д. Падение Константинополя. Хэлдон Дж. Последние дни Византии. Тернбулл С. Полумесяц над Босфором/Пер. с англ. М., 2008. Норвич Дж. История Венецианской республики/Пер. с англ. М., 2009. Норвич Дж. Срединное море: История Средиземного моря/Пер. с англ. М., 2010. Осташенко Е.Я. Андрей Рублёв: Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV – первой трети XV века. М., 2005. Пашкин Н.Г. Византия в европейской политике первой половины XV в. (1402–1438 гг.). Екатеринбург, 2007. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. Поляковская М.А. Общественно-политическая мысль Византии (40–60-е гг. XIV в.). Свердловск, 1981. Пономарев А.Л. Деньги Золотой Орды и Трапезундской империи: (Квантитативная нумизматика и процессы средневековой экономики). М., 2002. Попова О.С. Аскеза и Преображение: Образы византийского и русского искусства XIV в. Милан, 1996. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в.: Его связи с Византией. М., 1980. М. Београдска Београд, 1982. Прохоров Г.М. «Так воссияют праведники...»: Византийская литература XIV в. в Древней Руси. СПб., 2009. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г./Пер. с англ. М., 1983; М., 2008. Рансимен С. Великая Церковь в пленении: История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г./Пер. с англ. СПб., 2006. Сметанин В.А. Византийское общество XIII-XV веков: (по данным эпистолографии). Свердловск, 1987. Фонкич Б.Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: (Греческие рукописи в России). М., 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

522 ...в веси глаголемой Клементъевой... – Имеется в виду село Клементьево, ставшее подмонастырской слободой. 523 ...в прежнихъ Служебниках печатных... А в старыхъ Потребникахъ харатейных и писменых... – Сопоставление печатных и рукописных книг свидетельствует о текстологических навыках, свойственных участникам «книжной справы». 524 ...Крутицкого митрополита Иону... – Иона, митрополит Подонский и Сарский, управлял московской патриархией в 1614–1619 гг. 525 ...митрополита Иону... архимарита чюдовского Аврамия с товарыщи... В то бо время... на Москв патриарху не сущу... – Названы участники церковного собора 1618 г. Митрополит Иона в отсутствие патриарха управлял, достаточно неумело, церковными делами, доверяясь мнению клеветников и доносчиков, в том числе головщика Логина (см. сноску 36). 526 ...полъского королевича Владислава... – Владислав, сын короля Сигизмунда III Вазы, с 1632 по 1648 г. польский король, в 1610 г. был претендентом на русский престол. 529 ...епитимию наложиша... – Т. е. назначили наказание, достаточно мучительное, с боль-шим количеством поклонов, с содержанием «в дыму» вдали от Троице-Сергиева монастыря. 530 ...патриархомъ Филаретомъ. – Патриарх Филарет, в миру Федор Никитич Романов (1550-е-1633), отеццаря Михаила Федоровича. Возглавлял боярскую оппозицию при Борисе Годунове, насильственно пострижен в монахи (1601), сослан в Антониево-Сийский монастырь. Был востребован из ссылки Лжедмитрием I, поставлен ростовским митрополитом (1605). При Лжедмитрии II провозглашен патриархом (1608), направлен в составе посольства в Польшу за царевичем Владиславом (1610); до 1619 г. находился в Польше в качестве пленника. По возвращении в Москву стал патриархом и соправителем царя. 531 ...по свидтельству вселнскихъ патриархъ... – Подразумеваются восточные патри-архи – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Сохранились документы, подтверждающие сношения московских властей с восточными патриархами. См.: Греческо-русские связи середины XVI–haчaлa XVIII вв.: Греческие документы московских хранилищ. Каталог выставки/Составитель Б. Л. Фонкич . М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно резолюции Его Высокопреосвященства, от 28 декабря за 5440, канцелярия его честь имеет препроводить при сем в Совет Московской духовной Академии один экземпляр сведений о премиях с темами и каталога». Определили: Содержание отношения сообщить гг. профессорам и студентам Академии, а присланные брошюры передать в фундаментальную академическую библиотеку, где желающие и могут ознакомиться с ними подробнее. XV. Заявление на имя Преосвященного Ректора Академии вольного слушателя академических лекций Сергея Кондратьева от 15 января 1902 года: —12— «Имею честь уведомить Ваше Преосвященство, что я в настоящее время не могу приехать в Сергиев Посад и слушать лекции в Академии по крайне стесненным материальным обстоятельствам». Определили: Сергея Кондратьева исключить из числа вольнослушателей Академии, о чем и представить на утверждение Его Высокопреосвященства. XVI. а) Доклад секретаря Совета Николая Всехсвятского: «Честь имею доложить Совету Академии, что в настоящее время в распоряжении Совета имеются следующие премии: а) Митрополита Московского Макария две премии, по 485 рублей каждая, – за лучшие печатные труды наставников Московской Духовной Академии; б) его же – две премии, по 291 руб. каждая, – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии и в) Епископа Курского Михаила – четыре премии, по 201 руб. каждая, – за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию ». б) Представление ординарного профессора Академии Митрофана Муретова: «Одним из признаков духовной высоты народов может служить и количество имеющихся у них переводов творений иностранных великих писателей. Русская литература в этом деле занимает наипоследнее место среди великих народов Европы. Поэтому уже всякая попытка в этом роде должна вызывать у нас полное одобрение и возможное поощрение. Вышедший в минувшем 1901-м году труд профессора Петра Цветкова «Песни св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу в русском переводе» заслуживает тем большего сочувствия, что он знакомит «русское образованное общество с одним из величайших древнехристианских (византийских) церковных певцов». Правда, и все наши богослужебные песнопения переведены на церковно-славянский язык с греческо-византийских подлинников. Но этот язык мало понятен даже для высокообразованных людей и совсем непонятен для образованных, а тем более для необразованных. Издавая в удобопонятном русском переводе песни св. Романа на

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ibid., P. 195. Отметим здесь и мнение А. П. Доброклонского, который считает, что для прп. Феодора цель иноческой жизни заключается лишь в нравственном совершенстве и спасении, см. Доброклонский А. П. Указ. соч. Ч. 1. С. 434. Полагаем такое мнение несколько поверхностным, т. к. оно не раскрывает то, в чем собственно есть спасение инока. Theod. Stud.Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni // PG. T. 99. Col.816C ( ПСТСО. Т. 6. С. 438). Theod. Stud.Oratio 12. Laudatio S. Arsenii anachoretae//PG T. 99. Col . 856B (ПСТСО. Т. 6. С. 457). Подробно о восхвалении киновии в трудах прп. Феодора см. у А. П. Доброклонского: Доброклонский А. П. Указ. соч. Ч. 1. С. 441–444. Theod. Stud.Oratio 12. Laudatio S. Arsenii anachoretae//PG T. 99. Col.856A (ПСТСО. Т. 6. С. 457). Theod. Stud.Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni // PG. T. 99. Col . 816D–817A (ПСТСО. Т. 6. С. 439). С тем же смыслом, но ближе к контексту (метафора приема пищи), здесь можно перевести κορ1στου γπης», как «ненасытной любви», см. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь/5-е изд. СПб.: Издание автора, 1899. – Репринт: М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. С. 42; Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford: at the Clarendon Press, 1996. P. 53. Здесь, возможно содержится аллюзия на слова Свт. Григория, см. Свт. Григорий Богослов. Слово 20//Свт. Григорий Богослов. Творения. М., 2007. Т. 1. С. 254–255. О высоте послушания прп. Феодор пишет: «Сам Единородный Сын Божий совершил Домостроительство спасения мира, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8)», – см.: Theod. Stud. PC. 125//NPB. P. 295 (ПСТСО. Т. 6. С. 226). Этим Господь, по слову преподобного, совершил дело послушания Отцу: «… дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю (Ин. 17:4), т. е. примирив небесное и земное, сделав нас самих сынами мира (ερνης) и любви (γπης)», – см.: Theod. Stud. PC. 11//NPB. P. 27 (ПСТСО. Т. 6. С. 46, см. также примечание 1). В другом месте прп. Феодор говорит: «Если вопросит тебя: для чего (Господь) повешен на древе (и носил даже терния), то скажи ему: чтобы искоренить терния и волчцы Адамовы… дабы худо возделанную преслушанием землю соделать более плодоносною чрез посредство Его собственного послушания» ( Theod. Stud. Oratio 4: In Sanctum Pascha// PG. T. 99. Col.717A; ПСТСО. Т. 6. С. 383–384). Отсюда видно, какое значение имеет послушание в деле спасения мира: если непослушание Адама расстроило всю первозданную гармонию, царившую на земле, то восстановление последней стало возможным только через послушное перенесение Сыном Божиим крестных страданий.

http://bogoslov.ru/article/4954072

Следующим патриархом был Иерофей I (1825 – 1845 гг.) , прежде митрополит Никейский, возведенный на Александрийский престол в Константинополе. За время своего предстоятельства он не раз обращался с письмами к русскому императору Николаю I и Св. Синоду, с просьбой оказать помощь Александрийскому престолу, так как вопрос об александрийских монастырях и землях в дунайских княжествах по прежнему оставался нерешенным. На деньги, присланные из России, патриарх Иерофей отреставрировал полуразрушенные патриаршие храмы – св. Николая в Александрии и Пресвятой Богородицы в Каире, перестроил здания патриархии в этих городах, восстановил монастыри св. Георгия и св. Саввы, открыл греческо-арабское училище в Каире, восстановил принадлежавшие патриархии монастыри – Златарь в Бухаресте и св. Илии Ханку в Яссах. Скончался патриарх Иерофей в каирском монастыре св. Георгия, и был погребен в патриаршем храме св. Николая, вблизи могилы великого александрийского святителя св. Иоанна Милостивого. Иерофей I перед смертью назначил своим преемником архимандрита и главного эпитропа патриархии Иерофея. Но Константинопольская Церковь хотела утвердить на Александрийском престоле Константинопольского митрополита Артемия . Однако александрийский клир и миряне были недовольны этим назначением и не признавали его законным патриархом, поэтому митрополит Артемий вынужден был отказаться от престола, который номинально занимал около двух лет с 1845 по 1847 гг. После отказа Артемия от престола, предстоятелем Александрийской Церкви избрали Иерофея II (1847 – 1857 гг.) , человека высоко образованного и чрезвычайно активного. Первоочередной его заботой стало назначение епископов на вдовствовавшие кафедры в Египте, назначение на должность иерокирикса известного греческого проповедника Никифора Гликаса, впоследствии митрополита Мемфимнского. Материальную помощь на нужды патриархата блаженнейший Иерофей получал в основном из России. В 1851 г. Иерофей II при посредничестве епископа Порфирия (Успенского) получил разрешение от императора на отправку в Россию епископа Фиваидского Никанора для сбора пожертвований. Ходатайствуя за Александрийского Патриарха, епископ Порфирий писал русскому консулу Луговскому, что Иерофей II привел в порядок патриаршую библиотеку в Каире, состоявшую из 1877 печатных греческих изданий и 287 рукописей, улучшил положение монастырей св. Саввы и вмч. Георгия, александрийской больницы, строит в Александрии Благовещенский храм (1847–1857) и намеревается построить женский пансион в Каире и храмы в Дамиетте, Розетте, Суэце и Фиваиде. Епископ Никанор провел в России много лет и собрал значительную сумму денег.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010