Неверие, недоумение и бездна смирения. Тайна Благовещения И как оно спасает нас в мире плохих новостей 7 апреля, 2021 И как оно спасает нас в мире плохих новостей Новости, к которым мы привыкли, похожи на считалку про десять негритят. В живых не останется никто, включая читателей. Умеем ли мы еще адекватно реагировать на хорошие новости, особенно если они касаются нас непосредственно, а самой главной новости в истории человечества уже больше двух тысяч лет? Бог стал Человеком, чтобы спасти нас от греха и смерти. Будем честны: подавляющему большинству до этого нет дела. У них свои интересы — что там спела Манижа, сказал Жириновский и, в конце концов, что бы такого съесть на обед. Котики и мемасики тоже, само собой. Подавляющее меньшинство говорит обо всем этом так, что большинству и не захочется отвлекаться от своих мемасиков. Картонный Архангел, пластмассовая Дева, роли расписаны, диалоги выучены, осталось доиграть. Но ведь эта история могла закончиться и по-другому! В ней есть и неверие, и недоумение, и сомнение — но и бездна смирения. Смирение, когда речь заходит о Благовещении, чаще трактуют как послушание воле Божией. Это — как в математике — необходимое, но не достаточное условие. Смирение глубже и парадоксальнее. Мне доводилось встречать далеких от этой добродетели христиан и до мурашек по коже смиренных неверующих людей. Речь тут не о «я хуже всех» и «решите за меня», а об адекватном понимании своего места в нашей огромной вселенной. Как ни странно, смирение — не только о том, что аз есмь червь, а не человек, но и о том, что мы — боги и дети Всевышнего.  Через меня в этот мир может прийти добро. Я могу стать частью истории, которую никогда не забудут.   Только представьте: юной девушке, еще совсем ребенку, страшный сияющий ангел говорит, что она станет Матерью Мессии, Которого многие века ждет ее народ. Здесь ведь не только недоумение по поводу физиологии и вопрос готовности к определенной несвободе — впрочем, несвобода в тех исторических реалиях была скорее нормой. Самое страшное — сказать: «Да, я могу нести эту ответственность. У меня достаточно твердый внутренний стержень, чтобы его не сломали ни оскорбления, ни слава. Я не ищу публичности, но если так будет нужно, она не заставит меня изменять себе и притворяться кем-то другим». Для этого нужно безгранично доверять Богу: без Его помощи пройти огонь, воду и медные трубы и остаться человеком маловероятно.

http://pravmir.ru/neverie-nedoumenie-i-b...

Письмо 69 Сколько могу заметить твоё устроение: ты на всё скорая и пылкая, но неосновательная и нетвердая, и при всяком ветре влаешься и колеблешься. Пишешь, что утешаешься моими письмами, но потом и паки смущаешься, а паче, когда несколько времени не получаешь моего ответа на твоё письмо, – да и до такой степени, что трудно выразить... Сколько я имею времени на письма, ты не знаешь; а сколько оных у меня? Случается – лежат до 60, но отвечаю не на многие; разве на два или на три только могу; потому что надобно писать всё своею рукою; а у меня ни сил, ни времени недостает. Надобно тебе быть потверже в вере и не колебаться; когда случилось бы и долго не написать, относить это к воле Божией, и тем себя укреплять. Что ж стяжала от моего учения? И такой ли плод должен быть послушания? А ты обольщаешь себя, что имеешь ко мне послушание, но ведь от послушания рождается смирение: а ты, вместо оного, стяжала смущение – явный плод гордости. Когда хочешь именоваться и быть истинною послушницею, то старайся о приобретении во всём смирения, терпения и любви не токмо к ближним, любящим тебя, но и ко врагам по заповеди Господней; а без смирения и любви наши подвиги не могут быть Богу угодными. Ты пишешь, что исчитываешь свои мнимо-добрые дела: правило выполняла монашеское, поклоны клала монашеские, чаю не пила, с маслом не ела. Неужели на этом только и остановиться и увлекаться мыслью, что я исполняла и исполняю правило монашеское? Не надобно ли искать, или ожидать плодов делания? А плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22 ). И св. Антоний повествует об одной деве, постящейся и правило исполняющей, которую искусный старец вопросил: «бысть ли ти скудость, яко изобилие? безчестие, яко благохваление? врази, яко друзи?» – И когда она сказала, что нет в ней сих действий, тогда он сказал ей: «иди, делай, ничтоже имаши». Смотри же, и ты не повлекайся мнением об исполнении поста и правила, а смиряйся за недостаток смирения, любви, кротости и смирения. А св. Макарий пишет, что «кто не понуждает себя на терпение, на любовь, на кротость, на смирение, а только нудит на молитву, то оная не есть молитва , а маска молитвы». Ты пишешь, что читаешь книгу – братолюбие: для меня странно, что и книги назвать не можешь правильно; как же стяжать из неё пользу? Она называется Добротолюбие, а не братолюбие. Книга весьма полезная и душеспасительная; она учит и деятельным добродетелям и умозрительным; но ежели, оставя первые, возьмёшься за последние, то не только не получишь пользы, но можешь ещё и повредиться. Смотри, имей осторожность!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Помыслы Борьба с помыслами Один инок, отпущенный духовным отцом своим в некоторое селение, долгое время боролся с помыслами своими, склонявшими его ко греху. Пять раз восставала в нем плотская брань, и пять раз усмирял он плоть страхом Божиим и молитвою. После сего, когда подвижник возвратился к своему старцу, он пал пред ним как виновный, почитая себя впадшим в смертный грех. Но прозорливый старец, посмотрев на инока, увидел на нем пять венцов и сказал ему: «Не скорби, чадо, ты не побежден, а победил, потому что, сражаясь со страстью, не покорился ей. Так подвизался и праведный Иосиф; подвиг его видели ангелы и восхвалили Бога, когда он одержал победу над страстью, а диавол остался посрамлен. Хорошо то, чтоб и в помысле не иметь зла; но если помыслы нас искушают, мы должны подвизаться, дабы не быть побежденными («Пролог», июля 29-го). Итак, братие, если случится, что в ум ваш, без всякого повода с вашей стороны, начнут вторгаться когда-либо скверные помыслы, или в сердце злые желания, и если вы всеми силами души будете бороться с ними, отвергать их, стараться исторгнуть и выбросить их от себя, то знайте, что эти помыслы и желания в грех вам не вменятся, вас ждет не наказание, а награда. Благой совет о помыслах Один из братий, пришедши к преподобному Нифонту, жаловался, что его душа постоянно возмущается злыми помыслами. «Что мне делать? – спрашивал он его с чувством истинной скорби, –ни днем, ни ночью я не имею покоя от богохульных мыслей. Моя грешная молитва сопровождается часто такими ощущениями и желаниями, что я боюсь, чтоб не сошел с неба огнь и не пожрал меня…» «Прими, любезный брат, – говорил св. старец, – прими скудный совет мой. Когда вскипит море, то какие на нем воздымаются волны! Как раздробляются и сокрушаются они о скалы и утесы! и, сокрушаясь и разбиваясь, не возвращаются ли они опять к его лону?.. Так в душе нашей, возмущаемой и колеблемой духом злобы, возникают злые помыслы, воздымаются нечистые пожелания, волнуются низкие чувствования. То как будто устремляются они из души и хотят бежать, то опять возвращаются… Блажен, кто в эти минуты душевной бури твердо углублен духом своим в Боге и не внимает происходящим внутрь себя треволнениям! Буря сама собой утихает, волны улегаются, настает тишина, в душе проясняется, и злой дух, возбуждающий бурю помышлений хульных, отходит со стыдом и посрамлением; его злоба падает на его главу!..» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 21-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 28 зач., 6, 46—7, 1 Сказал Господь: что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое. Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. Недостаточно слушать то, что говорит Христос, надо это исполнять. Для Господа оскорбительно, когда мы зовем Его: «Господи! Господи!», а сами делаем все против воли Его. Мы можем уподобляться тем, кто в час поругания Христа, пригибая колена, глумливо кланялся Ему и говорил: «Радуйся, царь иудейский!» Разве не то же значит — без конца обращаться к Нему: «Господи! Господи!» и упорно ходить по воле сердец наших? Мы обманываем себя, если думаем, что одно слушание слов Христовых, без исполнения их, приведет нас на небо. Только те спасаются, кто не просто приходит ко Христу послушать Его, но научиться жить у Него по правде Божией. Они подобны дому, построенному на камне, говорит Христос. Трудно бывает строительство такого дома. Требуется много усилий, чтобы положить прочное основание. Но когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, все труды были вознаграждены. Дом устоял, потому что его основание было надежным. Как напоминает это наводнение, которое приходит, чтобы испытать прочность того, что мы строим, о Суде Божием во времена потопа. Притча учит нас, как важно положить неложное основание жизни. Таким единственным основанием является послушание учению Христову. О строителе этого дома сказано, что он копал, углубился. Его глубокая надежда была основана на Христе. Христос — камень всех веков, и никто не может положить иного основания. Те, кто живет так, не поколеблются во времена испытаний и гонений. Когда многие, надеющиеся на свои силы, падут, они будут твердо стоять в Господе. Они сохранят в сердцах своих мир и надежду, и радость посреди самых великих потрясений. Никакие бури не сокрушат их, потому что ноги их будут стоять на камне. Исполняющие слово Христово соблюдаются силой Его, верою ко спасению, и никогда не погибнут.

http://pravoslavie.ru/3699.html

Иной раз, когда люди мирские спрашивают о смысле и сути монашеской жизни, бывает трудно дать им ответ, потому что, по сути дела, ничем, кроме специальных обетов — целомудрия, нестяжания и послушания — она не должна отличаться от жизни христианской, к которой призваны мы все. Но так уж устроено наше бытие, что именно монахи должны являть мирянам идеал христианской жизни. И неслучайно в течение веков простые верующие христиане вдохновлялись именно монашеским подвигом: даже если сами они не принимали на себя этот подвиг, то смотрели на иноков и инокинь как на пример. Об этом сказал еще преподобный Иоанн Лествичник: " Свет для христиан — монашеское житие, а свет для монахов — ангелы Божии " . И неслучайно святая схима, которую мы принимаем, именуется ангельским образом: Господь призывает нас в максимально возможной для человека в этой земной жизни и в этом физическом теле мере приобщаться подвигу ангелов. А в чем ином заключается этот подвиг, как не в непрестанном славословии Бога и исполнении воли Его? Как трудно бывает современному человеку выполнять эти два служения! От непрестанного славословия Бога нас отвлекают тысячи мирских забот, попечений и мыслей. Мы не можем найти достаточного времени для молитвы, но даже когда это время находится, зачастую оказываемся не в силах освободить свой ум от мыслей праздных, от мыслей чуждых, от мыслей суетных. И редко удается нам от всего сердца воспеть хвалу Богу — так, как это делают ангелы Божии. Что же говорить о послушании воле Господа, когда мы постоянно пытаемся жить по собственной воле и противопоставить ее воле Промысла Божия? И как трудно тому, кто живет в миру, смириться с волей Божией, как тяжко подчиниться воле другого человека! А ведь очень часто именно через иных людей Господь научает нас и являет Свою волю. Живя здесь, в монастыре, вы имеете условия для беспрепятственного исполнения всех этих служений. Вы можете непрестанно воспевать Бога за богослужением или вне богослужения — через молитву Иисусову и иные молитвословия, произнося их в своем сердце в течение всего дня, в том числе и в то время, когда занимаетесь рукоделием, исполняете послушание. Вы можете жить в послушании Богу через отсечение своей воли, через следование воле игумении и исполнение воли Священноначалия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2171981...

Скачать epub pdf Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской Духовной Академии Георгия Долганева, в иночестве Гермогена, произнесенная в академической церкви 28 ноября 1890 года. Возлюбленный о Господе брат Гермоген! Исполнилось твое искреннее, сердечное, горячее, давнее желание! По благословению святой Церкви, чрез мое недостоинство, ты стал монахом... Тебе хорошо известно, что одним из основных начал монашеской жизни служит послушание. Послушание имей ко всем, говорилось тебе при пострижении. В приветствие тебе с твоим новым званием я и хочу сказать несколько слов о послушании, как одной из основных добродетелей христианских. Послушание, возлюбленный брат, составляет основную стихию жизни всего мироздания. Вся природа, неуклонно исполняющая данные ей Творцем законы, живет началами послушания. Им живут и поддерживаются в своих пределах моря и реки. Послушанием водятся и светила небесныя, в неизреченной гармонии и великолепии спокойно и величественно движущияся в безпредельных пространствах. Ему обязано все мироздание не только своим порядком и стройностью, но и своею красотою. Послушание составляет коренное начало жизни и мира ангельского. Послушанием водился в Своей жизни и Господь наш Иисус Христос . Он всегда говорил, что исполняет и творит волю не Свою, но волю пославшого Его Отца. Не якоже Аз хощу, говорил Он пред страданиями, но якоже Ты, Отче ( Матф. 26, 39 ), и в Своей полной преданности воле Божией Он послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп. 2, 8 ), которою и возстановил падшую природу человеческую и освободил от последствий преслушания Адама. Видишь, брат, какое имеет значение послушание. Им не только стройное поддерживается, но и разстроенное возстановляется. Человек в самом начале своей истории нарушил этот основной, зиждительный закон жизни и, преслушанием отдалив себя от Бога, создал для себя ту юдоль плача, скорби и греха, которая тяготеет над несчастным родом человеческим. Вместо послушания, человеку захотелось повелевать, господствовать, он думал сделаться «как бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

В кондаке нынешнего праздника мы поем: " ...Тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею православныя христианы, победы дая им на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу " . Крест - вот непобедимая победа всех православных людей и государей православных, тех, кто являлся когда-то главой огромной православной семьи. По Промыслу Божиему ставились они на это место. Но что же, тщетны наши молитвы, если рухнули великая Византийская империя и Российская, несмотря на множество молитв, которые воссылали верные православные христиане и верные члены этой великой единой православной семьи. Тщетность этих молитв могла возникнуть только в том случае, когда люди переставали быть тезоименитыми Христовому новому жительству, как поется к кондаке нынешнего праздника, когда мы переставали быть христианами, когда мы переставили быть тезоименитыми - одного имени - со Христом и когда только голосом совершали эти молитвы, только величественными, быть может, песнопениями, но отступление было попущено Богом и ничто не могло его остановить. Сегодня мы слышали в святом Евангелии, как апостол Иоанн говорит о добровольной, о вольной смерти Спасителя, знаменуя этим (когда Спаситель говорит о кресте), знаменуя, какой смертию он хочет умереть. Господь унизил Себя, смирил Себя до смерти, смерти крестной, и ждет и от нас смирения и послушания Ему. Когда в сердце человека возникает гордыня, когда мы желаем сами воздвигнуть благо своей жизни, когда только на себя полагаемся, когда забываем о Боге, когда возникает гордость, все в этом мире начинает рушиться, все, от созданного людьми по воле Божией Иерусалимского древнего храма, в котором было истинное Богопочитание, все, от созданного людьми по воле Божией государства великого Византийского, все, по воле Божией, но огромным трудом наших предков созданное и Русское государство - великая Российская империя. Распадается всякая семья, когда теряется любовь. Так бывает и на земле, так бывает и в духовной жизни.

http://pravoslavie.ru/sretmon/propovedi/...

Послушание «Таинство» послушания — в чем опасность? Представим себе музыканта, вся жизнь которого сводится к причитаниям: ах, я бездарь, тупица, глупец, ничего у меня не получается, ни к чему я не годен, etc, etc. Спросим его: почему так? – а он ответит: Потому что я не могу писать музыку, как Бах или Моцарт. Но, спрашивается, а почему, собственно, ты должен быть Бахом или Моцартом? Архимандрит Ефрем: «Не ищите радости вне себя, она внутри» Один монах нашей обители как-то пришел ко мне и говорит: «Мне надо исповедоваться». И смотрю, держит тетрадь. Я его спрашиваю: «Это что у тебя?» — «Это моя исповедь», - отвечает. «Ну давай, — говорю, — буду читать твою тетрадь». О воле Божией и смерти близких Мы привыкли думать, что воля Божия для человека — какая-то тайна за семью печатями. И, чтобы эту волю узнать, надо к старцам каким-то поехать, причем, к особенным, кто тебя увидит и сразу волю Божию о тебе скажет, а ты еще и спросить ничего не успеешь. Даже паломнические туры есть «За советом к старцу». Потребительство против поклонения Что означает жизнь в послушании Богу для нас, живущих в обществе, которое становится все более и более материалистическим и все больше увлекается желанием потреблять? Можно ли быть верующим в мире господства секуляризма? Митрополит Христофор: Архиерей должен смиряться и любить Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор о проблемах церковной жизни, вере при советской власти, смирении и любимых святых О христианском свидетельстве, или Об изумлении, послушании и тракторах У детей всегда так: хочешь узнать что-то грандиозное, от чего сердце замирает и мурашки по коже, найди свой трактор. У взрослых жизнь расколота на работу и досуг. Работа полезна, но уныла, досуг недостаточен, все вместе безрадостно. О месте принципа послушания в современной аскетической практике Нам не удалось найти у святых отцов ни одного свидетельства о том, что если пастырь не бесстрастен и не свят, то послушание ему невозможно или оно не может принести доброго плода в жизни послушника. При этом под этим послушанием следует понимать отсечение - по сути жертвенное - перед пастырем и эгоистической воли, и собственного мудрования.

http://pravmir.ru/tag/poslushanie/page/4...

Преподобный Никон Оптинский      Преподобноисповедник Никон (Беляев; 1888–1931), последний из оптинских старцев, самый близкий к нам по времени. Ученик и преемник старца Варсонофия Оптинского, отец Никон унаследовал от него богатую духовную традицию оптинского старчества. Иеромонах Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев) родился в Москве в многодетной купеческой семье. Окончив гимназию, Николай Беляев поступил учиться на физико-математический факультет Московского университета. Однако они с братом Иваном решили уйти в монастырь. Мать благословила сыновей медными крестами. Впоследствии, став иеромонахом Никоном, через все страдания пронес и сохранил Николай материнское благословение. Братья прибыли в Оптину пустынь в 1907 году. После Октябрьского переворота монастырь подвергся гонениям. «Умру, но не уйду», — так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником. В Оптиной пустыни, как и в других монастырях России, власти образовали совхоз, некоторых монахов оставили работать, остальных разогнали. Иеромонах Никон переселился в Козельск. Волею Божией он принял на себя обязанности последнего духовника Оптиной пустыни. Он окормлял уцелевших шамординских монахинь и паломников, принимал народ. Давая советы, отец Никон, во избежание тщеславия, всегда ссылался на наставления и советы оптинских старцев. Отца Никона арестовали в июне 1927 года. Около года длилось его тюремное заключение в городской тюрьме Калуги. По окончании срока отец Никон был приговорен к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач диагностировал у него тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о переводе в местность с более теплым и здоровым климатом. Привыкший все делать за послушание, больной попросил совета у оптинского монаха отца Агапита (Таубе), сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и отец Никон смирился, сказав врачу: «Воля Божия да совершается!» Отец Никон, сам испытав множество страданий, наставлял духовных чад: «Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией».

http://pravoslavie.ru/90404.html

Разделы портала «Азбука веры» Древо познания добра и зла ( Быт.2:9-17 ) — единственное дерево в Эдеме , плоды которого, согласно заповеди Господа , запрещалось вкушать прародителям . Это дерево выделяется среди остальных растений райского сада по назначению («древо познания») и по расположению («посреди рая»). Что означала заповедь, запрещающая вкушать плоды этого древа? Заповедь не вкушать от Древа познания добра и зла означала испытание человека в искренней любви к своему Творцу и Богу. Рано или поздно это испытание веры должно было увенчаться переходом человека на более высокую ступень совершенства, когда человек уже бы окончательно утвердился в верности Источнику Жизни – Богу. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием – “ вкусите… и вы будете, как боги ” ( Быт.3:5 ) – путь, который в дальнейшем получил наименование – магия. Главной причиной падения явилась гордость – стремление стать богом помимо Бога. Почему это дерево имеет такое наименование? Наименование «древо познания добра и зла» соответствует самому себе, потому что человек через это дерево узнал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении ей. Было ли это дерево материальным или его следует понимать символически? У святых отцов существуют разные способы толкования рассказа о вкушении плодов этого дерева. Согласно буквальному пониманию, данное дерево было обыкновенным растением, получившим свое название исключительно в связи с заповедью Божией. Для человека стало смертоносным вкушение плода с древа познания добра и зла не само по себе, но потому, что оно было соединено с непослушанием воле Божией. При таком подходе все внимание обращается на нравственный аспект нарушения заповеди. Аллегорическое толкование предлагает понимать древа познания добра и зла как символ созерцательной жизни, воспринимаемой как средоточие всего духовного делания. Так, согласно толкованию свт. Григория Богослова , « дерево греха есть созерцание божественных вещей, запрещенное несовершенным, но доступное совершенным ».

http://azbyka.ru/drevo-poznaniya-dobra-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010