Святейший Патриарх Алексий: «Самообразование — это пожизненная потребность человека» 10 жовтня 2005 р. 16:18 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы обозревателя журнала «Обучение и карьера» Елены Кубряк («Обучение и карьера» N 39 (82), 10—16 октября 2005 года) — Ваше Святейшество, расскажите, пожалуйста, с чего начинался путь Вашего служения Церкви? — Бог благословил мне родиться в глубоко верующем семействе и с детства жить в атмосфере церковности и искреннего благочестия. Мои родители — приснопоминаемый протоиерей Михаил и мама Елена Иосифовна, — а также люди, окружавшие нашу семью, подавали пример ревностного служения Церкви Христовой, которому я с юных лет стремился подражать. Помню свое первое послушание в храме — на праздник Крещения Господня помогать раздавать святую воду. Тогда мне было шесть лет. Встречи с людьми живой веры, имевшими богатый опыт духовной жизни, незабываемые доныне впечатления от паломнических поездок, первые прочитанные мною книги о Православии, постоянное участие в богослужении, — все это напитывало детскую душу, согревало ее теплотой веры и утверждало в решимости служить Богу. Но мне также довелось лицом к лицу увидеть и человеческое страдание. В период фашистской оккупации мой родитель неоднократно посещал лагеря для перемещенных лиц, совершал там богослужения. Многих он крестил, многим открыл путь к жизни во Христе посреди царившей вокруг смерти. Меня, тогда еще подростка, он брал с собой для исполнения обязанностей псаломщика. Мы, насколько это было возможно в тех обстоятельствах, собирали для узников лагерей продукты, одежду, лекарства, чтобы по возможности облегчить их участь. Впечатления детства и юности я пронес через всю жизнь и сохраняю их в своем сердце — с благодарностью ко Господу за все ниспосылаемое нам. Ваш вопрос побуждает меня мысленно обратиться к событиям прошлого, а также к духовному и жизненному опыту, вынесенному из них. Могу свидетельствовать, что был ведом премудрым Промыслом Божиим по жизненному пути к тому будущему, которое до поры было сокрыто от меня. Я же, со своей стороны, старался поступать так, чтобы мой человеческий выбор не противоречил воле Божией о нашем спасении.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202105...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ. Обращение к «внутреннему человеку» Отцы и братия, «аще бо сообразни быхом подобию смерти» Христа Бога нашего, «то и воскресения будем» ( Рим. 6, 5 ). Пусть никогда не покидает вашей памяти это изречение апостола Павла, «сладчайшее меда и сота», исполняющее радостью и счастьем, потому что данное обетование является нашим сильнейшим оружием в трудностях суровой невидимой и видимой брани. Таинство это разъясняет великий светильник Церкви, святой Григорий Палама , в своем Послании к преподобной монахине Ксении 81 . Он говорит, что Господь наш, будучи Сыном Божиим, стал некогда ради нас и Сыном Человеческим. Он умер по плоти, и душа Его отделилась от тела, однако божество Его осталось с телом неразлучным. Он снова воскресил Свое тело и вознес его со славою на небеса. То же будет и с теми, кто здесь на земле живет «по Богу». Хотя через смерть они расстаются со своим телом, но с Богом они не расстаются и в будущем общем воскресении они снова примут свои тела нетленными и войдут с неизреченной радостью туда, «идеже предтеча о нас вниде Иисус» ( Евр. 6, 20 ), «вечное искупление обретый» ( Евр. 9, 12 ). Следовательно, мы – соучастники не только Его воскресения, но и вознесения и всей Его боголепной жизни. Пребывание в месте благочестия и святости, то есть в монастыре, не принесет нам пользы, если мы будем допускать бездеятельность в делах духовных, как не принесло пользы первозданным людям их пребывание в Раю, так как они не совершили главного дела жизни. Они не только потеряли бессмертие и ту жизнь, которая была им дарована, но и были изгнаны из Рая, от которого прежде сами отреклись. То же может случиться и с нами, братия мои. Нам не принесет никакой пользы наше пребывание и жизнь в этом святом месте покаяния, где стали святыми предшествующие нам отцы, если мы не будем подражать им в боголюбии и соблюдении божественной воли. Человеколюбивое домостроительство Божие изменило ко благу последствия человеческого падения и смерти, последовавшей за грехопадением. Отступничество человека справедливо вызвало смерть и повлекло бы за собой и полное исчезновение жизни на земле, если бы Бог Творец не даровал нам возможности исцелиться через покаяние. Но смертное наказание будет отменено, если мы «придем в себя» и покаянием исправим отречение и предательство первого человека. Человек не смог сохранить дар усыновления в недрах божественной всеобъемлющей любви, поэтому нам, чтобы снова обрести сокровище, ничего больше не остается, как прибегнуть к непрестанному и истинному покаянию на всяком месте, во всякое время и со всяким тщанием. Таким образом мы сможем убедить Бога Отца, Которого мы презрели, что наше покаяние искренне. Доказательством этому служит наше твердое и ревностное пребывание в мыслях, решениях и действиях, имеющих только одну цель – послушание воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

составитель Терещенко Т. Н. ВРАГ А что вы ту заутреню всю продремали, это от врага всеобщего, потому что он ненавистник нашему христианскому роду (прп. Лев, 20). Еще прежде поездки вашей [в Оптину Пустынь] ненавидящий добро враг старался тебя возмутить и не допустить до этого пути, зная, что откроются его коварства и козни через совершенное твое откровение и что впредь не будет он в силах делать тебе такие возмущения. Ты здесь, точно, по милости Божией, через веру твою находила успокоение в своей совести, по отъезде же твоем он опять возмутил тебя и через эти смущения навел и болезни, дабы приводить тебя к ропоту и раскаянию (прп. Макарий, 20). Враги… силятся свергнуть с доброго основания послушания и повести самочинием и самосмышлением, по злой их воле, дабы после горькие плоды их вкушала (прп. Макарий, 20). Враг нашел струну, которой беспокоит тебя, а ты, познав свою болезнь, старайся об излечении ее самоукорением, смирением и откровением и помысли, какие могут быть худые последствия от порабощения сей страсти (прп. Макарий, 20). Мы – воины духовные и имеем непримиримых врагов невидимых, бодрых, злобных, старающихся распленить град 55 души нашей; не должно и нам продолжать жизнь нашу в лености и дремоте греховной, но, призывая в помощь Бога, противостоять врагу нашему. Он тогда только имеет силу против нас, когда мы самонадеянно и гордо думаем о себе, а если смиренномудрием во всяком случае водимся, то вся сила и сети вражии сокрушаются (прп. Макарий, 20). Сомнение же и неверие утверждаются в тебе более потому, что ты не хочешь сознавать, что оно происходит от извращенных внушений исконного нашего врага, который старается все представить в превратном виде. Адаму и Еве запрещено было от Бога вкушать от древа познания добра и зла, как сказано: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2, 17 ). А враг, напротив, представил им, что они будут аки бога, если вкусят от этого древа, ведяще доброе и лукавое. Так и всякое дело старается он извращать (прп. Амвросий, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Спасение Для спасения души нужно непременно терпение, смирение, молчание, незлобие, безмолвие, молитва и пост, а наипаче послушание безропотное, будьте осторожны в словах, никого не осуждайте, а то как ржа железо поедает, так и осуждение все добродетели истребляет. Прошу вас, вооружайтесь обоюдоо­стрым мечом – словом Божиим (15, с.256). Все терпи: будут тебя ругать – молчи, будут бить – молчи, молись за обидчиков, смиряй себя постоянно и спасешься (25, с.459). Спасение – первейшее дело христианина. Спасение есть единое на потребу. Спасение дороже всего на свете. Спасение нужнее всего для человека. Весь мир без спасения души ничто. Если весь мир – ничто перед спасением души, то тем более малая частичка – БОГАТСТВО. Бог предвозвещал об избавлении через пророков. Обетование о спасении было дано прародителям, а пророки возвещали иудеям. Все действия и моменты жития Христова – ради нашего спасения. Христос учил и словом и примером. Спасение куплено для христианина дорогой ценой. Спасение через веру во Христа. Спасение только в Спасителе. Без Христа нет спасения Спасение от душевного бедствия – только через Христа. Спасение и временное и вечное – только от Бога. Спасение от Христа, а не от ДОБРЫХ ДЕЛ. Если грешники спасаются, значит, не напрасно было пришествие Христово. Для спасения Господь все сделал и ждет нашего желания. Не имея, что воздать Христу за благодеяния, будем ТРУДИТЬСЯ над спасением, ибо Он ради этого пришел. Спасение необходимо искать в этой жизни, но по СМЕРТИ это не­возможно. Бог заботится о нашем спасении, должны и мы к Нему стремиться. Во всех своих делах христианин должен более всего заботиться о спасении души. Спасение беречь, так как оно дороже всего на свете. ГРЕШНИК кающийся спасается ВЕРОЙ во Христа. Для спасения одной веры недостаточно, нужны и добрые дела. Ради спасения истинно верующий переносит множество трудов. Ради спасения всячески отвергаться любви к миру. Как больной выполняет волю врача, чтобы выздороветь, так и ХРИСТИАНИН должен предаться воле Божией, если хочет спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Тот жизненный путь, которым свойственно идти человеку, принявшему мудрость в руководство для своей жизни, называется в учительных книгах Ветхого Завета «страхом Божиим», т.е. благочестием. Человек всегда имеет пред глазами закон Божий и старается исполнять Его заповеди; находясь в полном, сознательном и добровольном послушании воле Божией, благочестивый человек наслаждается доступным на земле счастием, так как совесть его спокойна. В семье у него мир и согласие, окружающие его уважают, а Господь посылает ему в награду житейское благополучие. Так рисуется благочестивая жизнь, или «жизнь в страхе Божием», в книге Иисуса сына Сирахова. Сравнивая между собою различные житейские состояния, различные виды земного счастья, бен-Сира выше всех их признает именно страх Господень, тесно связанный с премудростью, или точнее, являющийся необходимым ее спутником. Так как в числе видов житейского счастья указывается и семейное счастье, возможное только при доброй, разумной жене (25, 11), то мысль автора естественно останавливается на часто наблюдаемых случаях семейного раздора, и он яркими чертами описывает несчастье мужа, имеющего злую жену (25, 15–29). Разумеется, виновником раздора в семье часто бывает и муж, а жена является страдающей или умиротворяющею стороною; но бен-Сира на заслуживает упрека в односторонности или пристрастности, так как в других местах книги, он дает должное мудрой и доброй жене (напр. 26, 1–4, 16–23, 36, 24–26).   Достоинства различных житейских состояний ( Сир. 25, 1–14 ).   Глава 25, 1. Трех вещей жаждет душа моя, и он прекрасны пред Богом и людьми: 2. любовь между братьями, и дружба между ближними, и муж с женою, согласные между собою. 3. Три вида людей ненавидит душа моя, и презренна для меня жизнь их: 4. надменного бедняка, и лживого богача, и старика – прелюбодея, выжившего из ума. 5. Если ты в юности не собрал ума, – как найдешь его в старости? 6. Как прекрасна у седовласых рассудительность и у старцев разумность! 7. Как прекрасна у правителей мудрость

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Уильям Д. Маунс Глава 23. Указательные местоимения οτος, κενος Прикосновение к экзегетике Δικαιοσνη – одно из самых замечательных слов в христианском богословии. В основном, оно означает «качество правоты или праведности». Данный термин используется для описания Бога. Он праведен в высшем смысле этого слова ( Рим. 3:5,25 ). Этот термин также используется для описания праведной жизни верующего, то есть жизни, протекающей в послушании воле Божией ( Рим. 6:13,16,18–20 ; Еф. 6:14 и т.д.). Но самое важное употребление слова δικαιοσνη в Новом Завете – для описания благодатного дара Божьего, посредством которого человек приобретает правильные взаимоотношения с Господом через веру в Иисуса Христа. Эти взаимоотношения не от закона, то есть они достигаются не посредством дел закона. Мы не можем приобрести их никакими поступками. Однако «закон и пророки», то есть ветхозаветные Писания, свидетельствуют о них. Часть Божьего искупительного плана состоит в том, чтобы даровать нам правильные отношения с Богом через Его Сына. Лютер был прав, когда писал: «Ибо Бог желает спасти нас не по нашей собственной, но по «внешней» праведности, той, которая появляется не в нас, а исходит извне на нас». Моя надежда держится на силе δικαιοσνη и крови Христа. Уолтер У. Вессел Обзор В этой главе вы узнаете: – об указательных местоимениях «этот» и «тот»; – о том, что они могут вести себя как прилагательные, за исключением того, что, выступая в роли определения, они стоят в предикативной позиции; – о пятом и последнем падеже греческого языка, звательном, который употребляется при прямом обращении к кому-либо. Русская грамматика 13.1. Указательные местоимения в русском языке: «этот», «тот», «такой», «таков», «этакий», «сей» и т. д. Такие местоимения выделяют из ряда окружающих предметов известный, обращая на него особое внимание. Например: «эта книга – лучший учебник греческого языка», «те студенты занимаются усердно». Указательные местоимения изменяются по родам, падежам и числам. При этом они согласуются по роду, падежу и числу с определяемым словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

ЦВ 19 (463) октябрь 2011 /  21 октября 2011 г. Епископ Адриан: Епископ не может не поддерживать дух патриотизма и верности Отечеству 21 сентября за Божественной литургией в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Адриана (Ульянова) во епископа Бежецкого, викария Тверской епархии.   Слово архимандрита Адриана (Ульянова) при наречении во епископа Бежецкого, викария Тверской епархии Ваше Святейшество, ваши Высокопреосвященства! Промыслом Божиим, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода мне надлежит принять служение епископа в Церкви Христовой. Великие святители, прославленные в лике святых, с духовным трепетом предстояли пред величием архиерейской благодати. Сознавая высоту и ответственность предстоящего мне служения, исповедуя пред вами свое недостоинство, я повинуюсь зову Божию и, как монах, покорно, с благоговением принимаю это новое послушание, вверяя свои дела и помыслы воле Божией и вашему водительству и руководству. 30 лет назад в Виленском Свято-Духовом монастыре я принял монашеский постриг, и с тех пор моя жизнь безраздельно принадлежит Церкви, но с сокрушением сердца сознаю, что еще далеко отстою от тех идеалов, о которых говорит святитель Иоанн Златоуст. Тем не менее, твердо уповая на безмерную милость Божию, верю, что сила Его будет совершаться и через мою немощь. Известно, что епископское служение — это не честь и воздаяние, а подвиг и труд. Оно требует чистоты веры, высоты благочестия, силы знания, несокрушимой целеустремленности, ревностного повседневного служения, соблюдения в неповрежденности догматов веры и хранения апостольских преданий, соблюдения церковного единства, без чего невозможно управлять паствой. Епископ должен быть сильным и твердым, спокойным и проницательным, дабы обнаружить добро там, где оно сокрыто под покровом человеческого несовершенства, видеть зло и коварство под личиной мнимой добродетели, дабы взращивать и развивать первое и искоренять второе. Он должен быть «всем для всех», иметь любящее открытое сердце, способное, по слову апостола, «вмещать всех».

http://e-vestnik.ru/docs/hirotoniya_epis...

ЦВ 19 (463) октябрь 2011 /  21 октября 2011 г. Епископ Николай: Ничего в нашей жизни не происходит без таинственного действия Промысла Божия 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, за Божественной литургией в храме святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского, викария Уфимской епархии.   Слово архимандрита Николая (Субботина) при наречении во епископа Бирского, викария Уфимской епархии Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, мудрые архипастыри! Промыслом Божиим и изволением великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви призван я, недостойный, к высокому служению в сане епископа Церкви Христовой. В этот неповторимый и священный час моей жизни я с глубоким смирением повергаюсь пред Всемогущим Богом, избравшим меня, и пред величием Креста, который Он ныне вручает мне вами, святители Христовы, восклицаю со смирением: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Служение епископское превосходит слабые силы человеческие, но, имея твердое убеждение, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), и надеясь на обетование Божие пребывать с нами до скончания века (Мф. 28, 20), я с дерзновением восклицаю, как некогда апостол Павел, вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13), и с иноческим смирением, покоряясь воле Божией, принимаю сие послушание. Я твердо верю в то, что ничего в нашей жизни не происходит без таинственного действия Промысла Божия. Поэтому откликаюсь на призыв Божий следовать по пути жертвенного служения Ему и Его Святой Церкви. Самыми важными качествами епископа считаю глубокую непоколебимую веру, любовь к Богу и людям, самоотверженное и жертвенное служение, сохранение единства Церкви согласно правилам святых апостол и Соборов Церкви, учению святых отцов и канонам. Сам Спаситель сказал: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 35).

http://e-vestnik.ru/docs/hirotoniya_epis...

III. Обет послушания. а) Основание обета послушания. Третий обет монашеский есть обет послушния. И каждый христианин имеет правило вечное и небесное (Ап. XIV, 6), с которым безпрестанно, должен сообразоваться во всех делах своих. Все поступки его должны быть в своем месте, в своем порядке и таковы, каковых сие правило – Закон Божий, от него требует следующего: чтобы он ни делал, нигде не позволено ему искать удовлетворения своей воли. Все то, что имеет основанием своим прихоть, своенравие, самолюбие, не есть уже в порядке, не есть уже дело христианское и достойное жизни вечной; ибо каждый христианин, как говорит Апостол, должен быть руководим во всех делах своих любовью к Богу и ближнему (Рим. XIII, 8–10, XIV, 15, 1Kop. XVI, 14 ); самонравие же и самолюбие не могут быть совместимы с сею любовью потому, что одно повелевает нам все делать для Бога, а другое для самих себя. Но, как волю Божию, выраженную в Законе Его, нередко препятствуют видеть немощным христианам соблазны мира, собственные заблуждения и предрассудки, и враждебные внушения князя тьмы; то для ясного и безошибочного уразумения воли Божией, для верного и неуклонного повиновения ей, иноку, еще неопытному на поприще жизни подвижнической, нужен руководитель уже опытный в жизни монашеской, которому он обязан оказывать послушание во всем, что согласно с волею Божиею. Иисус Христос есть Высочайший образ и пример совершенного послушания Воле Отца Небесного. Он Сам говорит о Себе: не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца ( Uh. V, 30 ) И св. Апостол утверждает, что Господь Иисус, Иже во образе Божии сый смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. ( Фuл. II, 6, 8 ) Божественный Начальник и Совершитель нашей веры ( Ebp. XII, 2 ) заповедал и Своим последователям совершенное послушание Воле Божией. Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе. (Мф. XVI, 24) Иисус Христос , говоря это, не принуждает к тому, но предоставляет это доброй воле каждого, потому и говорит: аще кто хощет. Что значит отвергнуться себя, как не то, чтобы во все, как говорит св. Макарий Великий , не повиноваться воле своей, а исполнять только заповеданное начальниками 92 , т. е. чтобы волю начальника соделать законом своим; принудить себя жертвовать своею волею воле начальствующих, не смотря на доброе мнение, которое имеем в своем разуме, давая ему втайне преимущество пред другими, не взирая на недостатки и неограниченные сведения, даже на страсти начальников; не взирая на все сие, надобно поступать, как бы мы ничего не видели, а видели только одно, свое собственное недостоинство, и потому не давали себе самим воли ни в чем, со смирением предоставив ее в Волю Божию и высших над нами властей. б) Содержание обета послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Слова и наставления старца Зосимы Об иноческих добродетелях вообще и в частности о послушании и нестяжании Жизнь иноческая есть духовная, посему и подобает только о духовном богатстве печься, духовное же богатство внутри нас имеется, по Господню словеси: Царствие Небесное внутрь вас есть. Итак иноческое богатство есть: кротость, смиренномудрие, безгневие, терпение, милосердие, упование не на временное нечто, но на Бога живого, радование внутреннее о Бозе и вера непоколебимая, простосердечие, сострадательность и любовь чистая ко всем и прочие плоды духовные; стяжавый оное богатство и светло познав внутри себя это духовное сокровище со извещением восчувствует свое спасение. Снискивается же таковое богатство сицевыми делы: отвержением мира и самого себя, то есть своего нрава и своей воли, и всех своих пожеланий, потом совершенным повиновением, и по силе трудами, воздержанием, лощением, безмолвием, бдением, долу и на твердом леганием, умаленным сном, продолжительным молением и поклонами, поучением Священного Писания. К тому же не малодушествовати, но претерпевати скуку, уныние, небрежение к себе, жажду, глад, хлад, рукоделие по силе и нестяжание, еще же бесчестия, уничижения и всяких скорбей любление. Сколь многое количество обретается духовных книг и поучений, и все оное к тому точию нас склоняет, да слушаем Бога и творим ко благоугождению Его, по Его заповедям; но аще кто восхощет сам собою последовати воле Божией и жити без управления и советов, то крайне опасно, и предприятие таковое дерзостно и безнадежно; понеже нужно таковому иметь велию осторожность, да не вместо Бога своим страстем и прихотем служити и угождати будет. Сея ради вины повелевают святые отцы предаваться в повиновение, и тогда совершенно можно угождати Господу Богу; ибо, живя в послушании, не может иное сотворити, но токмо что Богу угодно, понеже аще всякое дело творит тако, якоже наставник повелевает, то сие самое и есть творити по воле Божией и слушати Самого Господа, ибо Господь глаголет: Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается ( Лк. 10:16 ). И по глаголу святых отец таковые токмо могут совершенно иночествовати, кои живут, почитая себя странными и чуждыми от всего земного и потому ничего собственного иметь не хощут, повиновение же ко отцу и чистоту совести паче жизни своея хранят. Сие имейте себе во знамение духовного успеяния вашего: чем более будете иметь любви к Богу, тем более возлюбите все то, что Ему угодно; а Господу всего любезнее тот, кто, оставя мир, воспримет подражати Его нищете, Его послушанию, Его смирению и кротости, ибо Он сказал: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ); ибе повинуяся Своим родителям ( Лк. 2:51 ). Послушлив быв даже до смерти, смерти жекрестныя ( Флп. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010