III. Обет послушания. а) Основание обета послушания. Третий обет монашеский есть обет послушния. И каждый христианин имеет правило вечное и небесное (Ап. XIV, 6), с которым безпрестанно, должен сообразоваться во всех делах своих. Все поступки его должны быть в своем месте, в своем порядке и таковы, каковых сие правило – Закон Божий, от него требует следующего: чтобы он ни делал, нигде не позволено ему искать удовлетворения своей воли. Все то, что имеет основанием своим прихоть, своенравие, самолюбие, не есть уже в порядке, не есть уже дело христианское и достойное жизни вечной; ибо каждый христианин, как говорит Апостол, должен быть руководим во всех делах своих любовью к Богу и ближнему (Рим. XIII, 8–10, XIV, 15, 1Kop. XVI, 14 ); самонравие же и самолюбие не могут быть совместимы с сею любовью потому, что одно повелевает нам все делать для Бога, а другое для самих себя. Но, как волю Божию, выраженную в Законе Его, нередко препятствуют видеть немощным христианам соблазны мира, собственные заблуждения и предрассудки, и враждебные внушения князя тьмы; то для ясного и безошибочного уразумения воли Божией, для верного и неуклонного повиновения ей, иноку, еще неопытному на поприще жизни подвижнической, нужен руководитель уже опытный в жизни монашеской, которому он обязан оказывать послушание во всем, что согласно с волею Божиею. Иисус Христос есть Высочайший образ и пример совершенного послушания Воле Отца Небесного. Он Сам говорит о Себе: не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца ( Uh. V, 30 ) И св. Апостол утверждает, что Господь Иисус, Иже во образе Божии сый смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. ( Фuл. II, 6, 8 ) Божественный Начальник и Совершитель нашей веры ( Ebp. XII, 2 ) заповедал и Своим последователям совершенное послушание Воле Божией. Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе. (Мф. XVI, 24) Иисус Христос , говоря это, не принуждает к тому, но предоставляет это доброй воле каждого, потому и говорит: аще кто хощет. Что значит отвергнуться себя, как не то, чтобы во все, как говорит св. Макарий Великий , не повиноваться воле своей, а исполнять только заповеданное начальниками 92 , т. е. чтобы волю начальника соделать законом своим; принудить себя жертвовать своею волею воле начальствующих, не смотря на доброе мнение, которое имеем в своем разуме, давая ему втайне преимущество пред другими, не взирая на недостатки и неограниченные сведения, даже на страсти начальников; не взирая на все сие, надобно поступать, как бы мы ничего не видели, а видели только одно, свое собственное недостоинство, и потому не давали себе самим воли ни в чем, со смирением предоставив ее в Волю Божию и высших над нами властей. б) Содержание обета послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Христос, истинный Бог наш, говорит: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся?» ( Лк. 12, 49 ). Приняв от Него этот огнь Божественный, вверженный на землю сердец их, святые апостолы и ученики Господни тотчас пламенем любви к Нему возгорелись, оставили мир и все, что в мире, и, придя к Нему, как к Господу и Учителю своему и истинному Наставнику на путь спасения, предали себя душой и телом в истинное послушание и отсечение своей воли и разумения до последнего своего издыхания и с великой и неисповедимой радостью сказали Ему: «се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом» ( Мф. 19, 27 ). имея всегда этот Божественный огнь в сердцах своих и во всем последуя Божественной воле Господа и Учителя своего, они чисто и непорочно, как зеницу ока сохранили послушание до конца жизни своей, утвердив его терпением бесчисленных искушений и многообразных смертей и пролитием крови своей, которую пролили до последней капли за веру свою и любовь ко Христу Богу, чтобы сохранить свое послушание Ему как жертву чистую и непорочную до смерти. Приняв этот Божественный огнь любви Божией, святые мученики с неизреченной радостью претерпели многие и различные мучения и прелютейшие смерти за Христа Бога и приняли от Него венец Его Божественной славы в Царствии Небесном. Приняв этот Божественный огнь, все преподобные и богоносные отцы наши бежали от мира и всего, что в мире, и одни из них, пребыв в общежитии в совершенном послушании и отсечении своей воли до последнего издыхания, мученический венец из десницы Господней приняли; другие же, подвизаясь «в пустынех и в горах и в вертепах и в пропастех земных» (см. Евр. 11, 38 ), тесным и узким путем ходили, всегда мертвость Господа Иисуса в теле своем нося (см. 2Кор. 4, 10 ), Христу сраспинаясь, пребывая в голоде, и жажде, и всяком злострадании, в молитве непрестанной, и молениях, и слезах; проводили они жизнь в последней нищете, подражая Христу и святым апостолам, и евангельские заповеди сохраняли как зеницу ока, чисто и непорочно, и сподобились Царствия Небесного. И что много говорить? приняв этот Божественный огнь благодати Божией, все святые, истинные рабы Христовы, всякого чина и звания и на всяком месте владычества Его (см. Пс. 102, 22 ), получили спасение, ибо всеприлежно сохранили душеспасительные евангельские заповеди, без исполнения которых одной только православной верой спастись невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Устав Троице-Сергиевой Лавры 1. Основания монашества 1 . Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства. 2 . Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства. 3 . Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, девство и послушание. 4 . Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «...аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене» ( Мф.19:21 ). 201 . 5 . Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет девства утверждается на следующих словах Священного Писания : «...Могий вместити, да вместит» ( Мф.19:12 ). «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви» ( 1Кор.7:32 ). 6 . Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания : «...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» ( Мф.16:24 ); «...аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» ( Мф.20:26 ); «Им же и несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» ( Притч.11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Глава XXIII Искушение Иисуса Христа в пустыне от дьявола и точнейшее разъяснение значения и смысла всех трех указанных в Евангелии искушений. Непричастный и недоступный для присоединения зла, Иисус Христос не только отражает искусительное действие дьявола, но раскрывает всю ложь дьявольства и судит дьявола. По глубине замысла, по сокровенной тайне греховной лести, по тончайшему, едва уловимому смыслу обольщения на зло, по силе коварнейшего, хитрого и обдуманнейшего плана действий, искушение Иисуса Христа в пустыне от дьявола превосходит все, что знает история в действиях разумных сотворенных Богом существ – хитрейшего, глубоко-сокровенного, тайного и коварнейшего относительно мотивов лжи, принимающей покров якобы простой и очевидной истины, относительно возбуждения лести греховной, облекающейся в правду якобы природы самой вещи и являющейся якобы реальностью бытия по самому существу его и по его призванию. Но вместе с тем история не знает также ничего подобного, что сокровенное и тайное делало бы вдруг явным, что обнажило бы ложь с безусловной очевидностью и ясностью абсолютной правды, что на лесть греховную отвечало бы неприступным величием закона и долга, что извращению смысла о природе вещи, о реальности якобы бытия и о призвании его противопоставляло бы истинный смысл, истинную реальность и действительную природу вещи, – как ответы Иисуса Христа, данные Им дьяволу в пустыне. В каждом из этих ответов Иисуса Христа дьявол возвращался к себе самому, как олицетворенная ложь, как призрак и фантом перед реальным бытием истины и правды, закона и долга. Спаситель в своих ответах не только отражал дьявола, но и обнажал его; не только не являл послушания греховной лести, но и поучал дьявола вселенской вечной правде; не только восстановлял истину перед дьяволом , но и судил его в силу этой истины, и судил не как Сын Божий, а как Сын Человеческий, искушаемый дьяволом в своей человеческой воле. На основании евангельского указания от Луки о том, что Иисус Христос «сорок дней был искушаем от диавола» ( Лк.4:2 ), должно заключить, что во все время сорокадневного поста и молитвенного подвига Иисуса Христа в пустыне дьявол сперва невидимо старался привить воле человеческой в Иисусе Христе какие-либо смятенные помыслы, а потом уже, не видя и не нашедши в Иисусе Христе ни единого момента к возбуждению тайного пожелания вопреки воле Божией, он предстал явно и открыто перед Лицом Спасителя мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В Вопр. Как бл. Тихон беседует о Великодушии и терпении? Отв. Кн. 6. гл. 6. §213. Терпение и великодушие есть добродетель, которая, во всякой противности, печали и скорби приключающейся, предается воле Божией и изволяет лучше все претерпеть и перенесть, нежели пред Богом согрешить. Или великодушие есть добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая на волю Божию во всем полагаться; и не иное что есть, как самая вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и покоряющая ее в послушание воле Божией. И хотя верный, немощию плоти убеждаемый, молится и просит избавления от скорби: дух бо бодр, плот же немощна ( Мф. 26:41 ); однако же, последуя начальнику веры и совершителю Иисусу Сыну Божию, прилагает слово: не моя воля, но Твоя да будет, Отче ( Лк. 22:42 )! Так Давид, Св. праотец Христов по плоти, в гонении и печали своей взывал: аще обрящу благодать пред очима Господнима, и возвратит мя и покажет ми Его (кивот Божий) и лепоту Его. И аще тако речет: не благоволих в тебе: се аз есмь, да сотворит ми по благому пред очима Своима ( 2Цар. 15:25, 26 ). Причины, к великодушному терпению одушевляющие, суть сии: 1) все, что ни бывает, по Божию промыслу бывает: благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть ( Сир. 11:14 ). Сим должно успокаиваться и укреплять себя в терпении, что все от Господа происходит, и в бедах с Иовом взывать: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим ( Иов. 2:10 )? Хотя плотскому нашему рассуждению бедствие кажется злом: но, поскольку от благого Бога посылается, ради пользы нашей, есть, без сомнения, благо: ибо оно имеет целию своею то, чтобы нас духовно благополучными сделать. 2) Грехи наши, коими оскорбили Бога, далеко превышают Божие наказание, какое бы оно ни было: ибо Бог всегда наказует нас менее, нежели мы заслужили. 3) Наказание, чрез беды и напасти бывающее, есть знамение Божия милосердия к нам: его же бо любит Господь, наказует ( Евр. 12:6 ). 4) Бог, по богатству благости, кротости и долготерпения, на покаяние нас ведущего, терпит нам, ожидая нас на покаяние ( Рим. 2:4 ): убо и нам должно терпеть, когда наказует нас за грехи, и благодарить Ему за отеческое наказание; потому что чрез сие наказание ищет нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

На отцев ваших сильно вознегодовал Иегова (1:2): так начал свою вступительную речь св. пророк Захария, – и это начало пророчества, по словам блаж. Феодорита, было, как нельзя более пригодно для его современников. «Ибо, в свежей имея памяти, что совершилось с отцами, и дознав, что причиною их несказанных бедствий был праведный Божий гнев, старались они, как вероятно, и говорить, и делать то, что умилостивило бы человеколюбивого Владыку, и им принесло обилие благ» 24 . Отцам вашим, как бы так говорит пророк своим современникам, Бог не раз говорил через пророков: «исправьтесь, и Я помогу вам»; но они не слушали увещаний пророков, и Господь предал их в руки врагов их 25 . Вам теперь, так же, как и отцам вашим, так говорит Иегова воинств: обратитесь ко Мне, – и Я обращусь к вам (ст. 3), – измените свои мысли и чувствования, сделайтесь совершенно другими, лучшими людьми 26 , а не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежние пророки, и говорили: так говорит Иегова воинств: уклонитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших, но они не слушали, и не внимали Мне, говорит Иегова (1:4). Следствием непослушания их, было попущение Божие на покорение и плен их от иноплеменников (сравн. Втор. 8:2 и след.). Конечно, отцы ваши и пророки, их обличавшие, уже умерли, и потому не могут лично свидетельствовать вам о том, сколько бед навлекли они на себя непослушанием воле Божией: где теперь отцы ваши? и пророки вечно ли жили 27 ? А слова Мои и определения Мои, которые Я открывал рабам Моим, пророкам , говорит Господь, не исполнились ли над отцами вашими (ст. 5, 6)? Еще так недавно, отчасти, испытанные и вами, бедствия плена, которые, конечно, в несравненно большей мере, претерпели отцы ваши, могут служить для вас очевиднейшим доказательством того, что все угрозы, какие изрекал Бог через Своих пророков, исполнились на них за непокорность их заповедям Божиим 28 . Божественные наказания предкам вашим не проходили, впрочем, для них бесследно: они обращались, и говорили: как помыслил Иегова воинств поступить с нами за пути наши и за дела наши, так и поступил с нами (ст. 6). Ближайшим предкам вашим не пришлось воспользоваться плодами раскаяния своего. Но, чем менее обязаны вы сами себе своим возвращением из плена, тем с большей благодарностью, тем с большим смирением и послушанием воле Божией должны вы ревновать об исполнении заповедей Божиих 29 . Первое видение св. пророка Захарии (1:7–17)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Но почему чрез таковые страдания прошел Христос Божий, и Бог Его чрез это вознес, и нас призывает к общению в страстях Сына Своего? – Он, Единый Бог, Тот же всегда прежде веков и во веки и еще, пребывающий неизменным, не начинающийся, не престающий, не создающийся, не разрушающиеся, не увеличивающийся, не уменьшающийся, никоим образом или местом не изменяемый, безначальный, несозданный, неизменный, несмешанный; Сам все изменяющий к лучшему, как Сам желает, Сам допускающей изменяться к худшему тем, которые страждут этим; все, что имеет начало и изменение Он поддерживает (ибо начало уже как бы знаменует изменение). Итак, вся тварь является подверженной изменению, как видимая, так и невидимая, как чувственная, так и бесчувственная, как разумная, так и неразумная; но только разумное естество, обладающее свободой, является способным к изменению как к лучшему, так и к худшему, по своей воле и само по себе. Если держится воли Божией, то, благодаря ей, непрестанно совершает прогресс, изменение и простирание к лучшему; если же противится воле Божией, то справедливо подпадает тому, что Он его 92 оставляет, и оно бедственно падает в худшее состояние. Из мира обоих разумных существ сотворенных Богом, сначала – из духовных Ангелов, а потом из -материальных людей, ни одно из них не сохранило послушания в отношении Творца и Владыки естества, но самое небесное воеводство бесплотных Ангелов, которое и было первым создано, первое и потерпело недуг отступничества от Бога. Но те из Ангелов, которые пребыли выше этого недуга, те являются светом, и всегда исполняются светом, и сами становятся все время более и более светящимися, блаженно пользуясь врожденным изменением 93 , и в радости ликуя близ Первого Света, взирая на Него, непосредственно от Него сами просвещаемые, воспевая непрестанный Источник Света, и ниспосылая, как служители Света, светотворящую благодать для тех, кто менее совершен в светопросвещаемости. Но Сатана, взбунтовавшись и отвергнув покорность Богу, отпав от света, упал во мрак и стал владыкою и служителем мрака, сначала в отношении самого себя и отпавших с ним ангелов, потом же, – о, бедствие! – и для нас, в Божием Раю неповеривших Богу, а поверивших ему. И все ангелы нечестия подобно ему являются самотемными, ибо не частично они стали таковыми, но являются началом и исполнением непокорности Богу, и горьким корнем и источником всякого беззакония, особенно же и в том отношении, что и для нас они являются виновниками этого; они не имеют прощения в грехе, и неудержимо всегда простираются на еще большее потемнение, делая это сами, и не имея обращения к Просвещению всякого разумного естества. Для нас же, которые не были самоподвижными на зло, Богом милостиво совершается возведение 94 ; ибо, если мы и осуждены на смерть, но это ради восприятия покаяния, да и приходит она после многолетнего предназначенного времени, которое прожил Адам после преслушания, и которое каждый проходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

БРАНЬ, БОРЬБА ДУХОВНАЯ В чем состоит внутренняя борьба Плотское рождение наклоняет христианина к плотскому МУДРОВАНИЮ; духовное к мудрованию духовному. Плотское к исканию ЧЕСТИ, СЛАВЫ, богатства земного движет: духовное отводит от того, и движет к исканию вечных благ, славы и БЛАЖЕНСТВА вечнаго. Плотское побуждается к ГОРДОСТИ и ВЫСОКОУМИЮ: духовное к СМИРЕННОМУДРИЮ. Плотское поощряет ко ГНЕВУ, ЯРОСТИ, ЗЛОБЕ, МЩЕНИЮ; духовное отвращает от того, и поощряет к ТЕРПЕНИЮ, ТИХОСТИ, НЕЗЛОБИЮ, КРОТОСТИ. Плотское побуждает к НЕНАВИСТИ ближняго: духовное от того уклоняет и склоняет к ЛЮБВИ. Плотское к НЕМИЛОСЕРДИЮ и ЖЕСТОКОСТИ; духовное к МИЛОСЕРДИЮ движет. Плотское к СРЕБРОЛЮБИЮ и МИРОЛЮБИЮ: духовное к ЛЮБВИ Божией влечет. Плотское сердце к ССОРЕ и ВРАЖДЕ: духовное к МИРУ, СОГЛАСИЮ и ЕДИНОМЫСЛИЮ благочестивому привлекает. Плотское к ПЬЯНСТВУ, НЕВОЗДЕРЖАНИЮ, НЕЧИСТОТЕ; духовное к ТРЕЗВОСТИ, ВОЗДЕРЖАНИЮ и ЦЕЛОМУДРИЮ побуждает. Плотское ко ЛЖИ, ЛЕСТИ, ЛИЦЕМЕРИЮ; духовное к ИСТИНЕ, ПРОСТОСЕРДЕЧИЮ ведет. Вкратце, плотское рождение наклоняет человека к самолюбию, исполнению ВОЛИ СВОЕЯ и угождению себе самому: духовное к Боголюбию, к ПОСЛУШАНИЮ Богу и творению воли Божией, и от всего того отводит, что воле Божией противно есть (3:57–58). В чем состоит внутренняя борьба Брань между людьми бывает, когда одни возстают, а другие противятся; тако и внутрь у человека с самим собою бывает БРАНЬ, когда возстает похоть и страсть, но он той противится; противится гордости и высокоумию смирением, гневу терпением, злобе кротостию, зависти любовию, нечистоте целомудрием, и прочая (3:259). Брань плотскаго и духовнаго человека в христианине Два человека, в едином христианине обретающиеся, как противны суть между собою, так непрестанную между собою имеют брань, и друг другу противятся, как учит Апостол: «плоть похотствует на духа; дух же на плоть: сия же друг другу противятся». Чего хощет плоть, того не хощет дух; и чего хощет дух, того не хощет плоть. Что плоть хощет делать, того не хощет дух, и противится тому; а что дух начинает и делает, тому плоть противится, и хощет тое разорить. От сего сражения и брани последует, что едино побеждает, другое побеждается, брань без того не бывает. Когда побеждает внутренний человек, тогда побеждается внешний; и когда побеждает внешний. тогда побеждается внутренний, от чего бывает единаго живот, другаго смерть (3:227).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Часть II. Советы и наставления Иеросхимонаха Иннокентия Если после благодатных чувств вдруг появляется сухость в молитве, бесчувственность, – не унывайте, не падайте духом, продолжайте усердно взывать ко Господу о помощи, жалуясь на свою немощь и «окамененное нечувствие» 80 : «Ты видишь, Господи, что я без Тебя – ничто. Все во мне немощно, только сильны во мне пороки и страсти, научающие меня противиться всеблагой воле Твоей. Научи меня Сам покоряться Твоей воле. В руки Твоего превеликого милосердия вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя и души моея движения». И Господь услышит ваши молитвы и, когда нужно будет для вас и полезно, вернет вам благодать Свою. А отнимает Он ее смотрительно и благодатных чувств не усуглубляет в нас, грешных, жалея нас. Храни всегда чистоту сердца, помни этот мой завет тебе! Да будет примером тебе во всем Пресвятая Дева Мария. У Нее учись кротости, смирению, всегда имей Ее образ перед собой и старайся подражать Ей во всем. Молись Ей всегда, призывай Ее на помощь. Да будет Матерь Божия тебе покровом и защитой. [Батюшка с особо теплым чувством молился Матери Божией и как-то сказал, что слышал от Нее повеление разбудить спящих. – Примеч. сост.] Когда в скорбях и болезнях будем малодушествовать и роптать на других, а иногда и на Бога, то терпения – не миновать, а пользы никакой не будет. Постараемся исправиться хотя и не делами, но, по крайней мере, душевным расположением: уничижением, смирением, самоукорением, а от сего придет к нам молитовка и милостью Божиею обрящем покой душам нашим 81 . Иди средним, царским, путем, не вдавайся в крайности. Проси смирения, без него нельзя, это главное, а еще – послушание, но выше еще в жизни духовной – это рассуждение. Святые отцы говорят: «Велико смирение, оно одно сильно довести нас до Царствия Небесного, но без рассуждения оно ничто». Духовная брань в вас усугубится, а мы-то, грешные, с какой силой испытываем ее. Как начнется иногда смятение помыслов, так и закружат, и с такой силой, что духа не переведешь, ослабеешь в борьбе совсем и спасаешься одной молитвой, призывая молитвенную помощь отца своего духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава III. «Хождение пред Богом» Земледелец не только очищает ниву от сорных трав, но в то же время сеет и доброе семя и зорко следит за его всходом и ростом. То же и в духовной жизни: сражаясь со страстями и злыми навыками, человек в то же время должен, при помощи благодати Божией, воспитывать в себе росток или начаток высшей духовной жизни. Положительные условия для созревания в духовной жизни суть следующие: 1) навыкать постоянному памятованию и размышлению о Боге и Его совершенствах. 2) Все творить во славу Божию и 3) пребывать в послушании воле Божией. «Внутри нестроение: это вы опытно знаете. Его надо уничтожить: этого вы хотите, на это решились. Беритесь же прямо за устранение причины сего нестроения. Причина нестроения та, что дух наш потерял сродную ему точку опоры. Опора его в Боге. Опять вступает на нее дух памятованием о Боге... Все с Господом будьте, что бы вы ни делали, и все к Нему обращайтесь умом, стараясь держать себя так, как кто держит себя пред царем. Скоро навыкните, только не бросайте и не прерывайте. Если будете добросовестно исполнять это небольшое правило, то этим внутреннее смятение будет стеснено изнутри, и хоть будет прорываться то в виде помыслов пустых и недолжных, то в виде чувств и желаний неуместных, но вы тотчас будете замечать сию неправость и прогонять этих непрошенных гостей, спеша всякий раз восстановлять единомыслие о Едином Господе... Установится благоговейное внимание в Едином Боге, а с Ним придет и мир внутренний… Возьмитесь поретивее и продолжайте не прерывая, – и скоро достигнете искомого. Говорю: скоро, однако ж не чрез день или два, потребуются, может быть, месяцы. О, когда бы и не годы!» «Всякий раз как придется вам быть одной, восстановляйте поскорее убеждение, что Господь с вами и ангел хранитель, и спешите воспользоваться выпавшими минутами уединения, для нерасчлененного пребывания с Господом и сладостной беседы с Ним. Уединение в этом духе сладостно. Желаю вам вкусить когда-нибудь сей сладости, чтобы желать его, как рая на земле.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010