схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава одиннадцатая. Искушение мирскою славою Будущий Святитель Полтавский и Переяславский Феофан с самого раннего детства неизменно стремился к богоугодной жизни, подвижничеству (было время, когда он носил и вериги). Но на этом его пути появлялись у него немалые искушения. Это прежде всего его исключительные Богодарованные способности, проявленные в учебных заведениях. Эти способности в конце концов открывали пред ним заманчивую перспективу стать со временем крупным ученым и профессором. Он имел все данные к этому. Но он понял опасность и, при помощи Божией, благополучно отстранил ее тем, что принял монашество, вкладывая в него истинный, святоотеческий, Евангельский смысл: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир; в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин. 2, 15–16 ). Монашеский путь он понимает так же, как понимали его Богоносные Отцы, основоположники монашества, как путь постоянной и непрерывной духовной брани, духовной войны, «не против крови и плоти. ., но против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6, 12 ). «Если обратимся к житиям Святых, – писал он в одном из своих писем, – то увидим, что они шли к одной цели самыми различными путями. Одни спасались в миру, другие в пустыне. Одни были чужды всякого образования, другие были прекрасно образованны. Поэтому не будем смущаться тем, что живем в миру и не чуждаемся образования. Но будем только стараться о том, чтобы везде и при всяких условиях жить по воле Божией. » (Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского. Джорданвилль, 1976). Вот и жил Святитель Феофан всю свою жизнь «по воле Божией». А чтобы эту волю знать безошибочно, он руководствовался не только собственными соображениями, а пользовался «советами духовно опытных», советами благодатных старцев, по ним он проверял себя. Так он благополучно обошел крайне опасное искушение мирскою славою в Санкт-Петербургской Духовной Академии и искушение в случае с Царственной Семьей. В этих обстоятельствах он неизменно руководился волею Божией. И безусловно, своим начальственным положением в Академии он очень тяготился духовно и нес его только как монашеское послушание. Вопреки необоснованному мнению некоторых, что его перевод в Крым, на Таврическую кафедру, был для него якобы «ударом» и «успехом врагов», сумевших отдалить Преосвященного от Царской Семьи, он с облегчением расстался с Петербургом и переселился в солнечный Крым. Не по его смирению и аскетической замкнутости было звание профессора, инспектора и ректора Духовной Академии. Ведь, по словам Епископа Феофана Затворника , подлинно духовного в наших академиях нет, а в инославных – тем более. И тот, кто ищет именно «духовного», а не душевного или профессионального, тот, конечно, в современных академиях этого не найдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

46. Слово в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре в день памяти Преподобного Евфимия. О послушании Древняя наша обитель сегодня празднует и чествует память Преподобного и богоносного отца, Священноархимандрита Евфимия, ибо ныне 496 – ая годовщина его кончины. Знаменателен этот день не только для нас – монашествующих в основанной им обители, но и для всех жителей богоспасаемого града Суздаля, в котором великий подвижник, прозорливец и чудотворец был незаменимым наставником и руководителем в духовной жизни, а теперь сохраняет всех нас своими всесильными молитвами. Поминайте наставники ваша! – повелевает нам святой Апостол ( Евр.13:7 ). Для тех, которые были ближайшими учениками Преподобного, эта заповедь апостольская была более чем понятна и естественна, но как же она относится и до нас? Поминать или вспоминать и поэтому стремиться к подражанию добродетелям и мудрости наставников можно только по смерти их, но как же поминать тем, которые их не знали, не видели и не слышали? Святой Апостол объясняет, так: взирая на кончину их жизни, подражайте вере их, т.е. вспоминая их жизнь, подвиги, наставления, как они исполняли заповеди Божии, шли в смирении, послушании и трудолюбии за Христом, в полном подчинены своей воли воле Божией и видя, какого совершенства они достигли, – подражайте вере их. Для верующих понятно, что каждому дается по вере во Христа Иисуса, Господа нашего. Возлюбленные! Вы собрались в обители Преподобного Евфимия, как послушные заповеди апостольской, и взирая ныне на кончину его, на нетленные святые мощи угодника Божия, свидетельствующие о блаженной жизни Преподобного, говорить ли мне с вами о неизбежности смерти для каждого, или постараться извлечь наставление к жизни, пока у нас не отнята возможность заслужить себе прощение покаянием и борьбой с страстями? Жизнь Преподобного Евфимия многопоучительна. Не знаешь, чему больше удивляться: святости ли его с младенчества, силе ли веры, отречению ли от воли, подвижничеству ли или послушанию, трудолюбию, любви к ближним или постничеству? Когда его отдали в учение, то он выказал особую любовь к духовному чтению и младенческая душа его услаждалась не детскими играми, а словом Божиим и безмолвием.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Монахиня Вам необходимо знать, что монах, из­менивший своим обетам, вменяется в са­моубийцу и даже лишается христианского погребения. Дорогая Л.! Письмо твое я получил и молюсь о тебе. Лечись, детка, набирайся сил, а после боль­ницы все решишь со своим духовником. Много надо претерпеть, чтобы научиться жить в воле Божией. Настроение внутрен­нее у тебя хорошее — все для Бога и ради Бога. Вот подлечишься, отдохнешь и напишешь матушке игумений письмо, как она благо­словит тебя. Ничем не смущайся, и в миру не все погибают, и в монастыре не все спа­саются. Будем молиться и спасемся. Со своим батюшкой связи не теряй. Уже многое пережито, и через многое ты про­шла, а для монаха это важнее всего. Наш старец монастырский говорил о себе: " Я не ученый, а толченый " . Из таких вот толченых Господь созидает народ Божий. Господь с тобою! Раба Божия Н.! Отец иеродиакон жив и здоров и продол­жает нести свое послушание на Святой гор­ке. А чего Вам бояться в монастыре — слу­шайтесь матушку игуменью и спасетесь. Богу отдавайте Богово, а кесарю — кесарево. Христос, войдя в мир, сразу прошел перепись, а Вы смущаетесь. Дорогой о. Г.! Исход у нас один, и всем нам он извес­тен — вратами смертными войти в Веч­ность. Болезни же — уведомительные те­леграммы о том, чтобы мы не забывали о главном в жизни. Вот и Вас милость Бо­жия извещает о необходимости построже себя держать, где бы Вы ни были, — в боль­нице ли, в монастыре ли, на подворье ли. И это не значит ходить с чувством обречен­ности завтрашнего своего дня. Это велит живо и ответственно относиться ко време­ни. Вам же сейчас надо исповедаться, пособороваться, причаститься и с Богом, не вда­ваясь в умствования, и домыслы, и челове­ческие расчеты, предать себя воле Божией и в руки врачей. Дорогой мой, у Господа тоже бывает планы меняются, но это зави­сит и от нас непременно. Идите на опера­цию с молитвой: " Господи! Тебе все ведо­мо; сотвори со мной, как изволишь. Аминь ! " Для нас, монахов, должно быть так: и жизнь — Христос, и смерть — приобрете­ние. Живу ли я, умираю ли, всегда Господень. Вот что для нас главное.

http://pravoslavie.ru/1493.html

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Слово к общине монастыря Сихэстрия Путней – 1 октября 2011 г. – Архимандрит Нектарий Клинч : Мы очень рады видеть среди нас отца Захарию Захару. Благодарим Высокопреосвященнейшего Митрополита Феофана, который позаботился о том, чтобы отец Захария приехал в нашу Митрополию и, конечно, отца Экзарха Никифора, который позаботился о том, чтобы он посетил и нас. Мы являемся молодой общиной и находимся в стадии строительства – прежде всего, духовного, но и с административной точки зрения. Мы знаем, что у вас было несколько напряженных дней, поэтому не будем задерживать вас своими словами, но просим Ваше Высокопреподобие сообщить нам назидательное слово, как просветит вас Благий Бог для нашего спасения. Вы являетесь молодой общиной и основателями этого святого поселения. Существует особое благословение, которое получают основатели монастыря: все последующие поколения будут молиться о Вашей святости. Я помню, когда мы строили наш монастырь в течение четырех лет, я мог ходить в церковь только по субботам и воскресеньям, и у меня было так много работы, что болело все тело с головы до ног. Тогда у меня оставался на молитву только один час, но каждый раз в этот час я чувствовал, что Бог ожидает меня, чтобы вознаградить за работу, которую я делал. От начала и до конца своей молитвы я чувствовал на себе Божию милость. Все, что мы делаем в монастыре – благословенно. Монастырь является местом, где мы не можем пострадать от какой-либо несправедливости, ибо Бог является Тем, Кто нас вознаграждает. Так что благодарите Бога за то, что принадлежите к сонму основателей монастырей и церквей. Мы никогда не сможем сказать, что достаточно поговорили о самых важных вещах в нашей жизни, и, конечно, главным в нашей жизни является узнать волю Божию и исполнить её, потому что в Его воле есть жизнь. И мы познаем Его волю через подвиг послушания. Если мы имеем сердце, склонное к послушанию, и если мы принимаем первое слово нашего духовного отца, тогда даже стены монастыря будут говорить какая есть воля Божия о нас. Отец Софроний говорил нам слово, которое люди без монашеского опыта могут неправильно понять: «Сделайте из духовника – пророка!» Мы являемся теми, кто делает его пророком, если подходим к нему со смиренным и склонным к послушанию сердцем. Тогда, конечно, Бог откроет через уста духовника Свою волю и наполнит наше сердце благодатью. Знание воли Божией является очень ценным, так как в монастыре все совершается вокруг воли Божией и Его Имени, как Литургия, так и молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

ДРУГОГО ПУТИ НЕТ!Православный опыт помощи алкоголезависимым людям ноября 2006 В Свято-Троицкой Александро-Невской лавре продолжает работу Школа трезвения, где на специальных курсах оказывается людям помощь в преодолении алкогольной, табачной и игровой зависимостей. В Свято-Троицкой Александро-Невской лавре продолжает работу Школа трезвения, где на специальных курсах оказывается людям помощь в преодолении алкогольной, табачной и игровой зависимостей. Таких курсов со дня основания Школы трезвения прошло уже двадцать. Наибольшее число тех, кто получил здесь реальную помощь - это те, кто был зависим от алкоголя. По многочисленным просьбам прихожан храмов из разных епархий Русской Православной Церкви о принципах оказания помощи алкоголезависимым людям в Школе трезвения рассказывает корреспонденту подмосковной газеты " Благовестник " Татьяне Погодиной руководитель Школы Владимир Анатольевич Цыганков. - В начале хотелось бы познакомить Вас, Владимир Анатольевич, с подмосковными читателями. - По профессии я инженер-механик. Помощью людям, зависимым от алкоголя, табака, игровых автоматов, занимаюсь девятый год. Мой духовник, настоятель храма во имя иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " на заводе АТИ (С.-Петербург) протоиерей Иоанн Миронов, крестивший меня восемь лет назад, дал первое послушание - помогать алкозависимым людям. Тогда меня просто изумило такое странное послушание - никогда в жизни не думал этим заниматься. Люди, употребляющие алкоголь, казались мне дикими, глубоко неинтересными, абсолютно чуждыми, типа марсиан, которых следует сторониться. Тогда думал, что ничего полезного дать им не смогу. Но прошло некоторое время, и с удивлением обнаружил, что люди слушают меня с интересом, остаются после занятий, задают вопросы. Понимаю, что произошло это не по моей воле. Поразило, что батюшкино благословение исполняется. Он мне помог найти своё призвание, стезю по жизни. Самостоятельно никогда бы её не нашёл. - Что представляет собой Школа трезвения? - Школа наша молодая. В этом году в октябре ей исполнилось два года. С Божией помощью удалось отремонтировать в Александро-Невской лавре небольшое помещение, создать очаг трезвости. Занятия проходят обычно по средам раз в неделю. Собираются те, кто желает преодолеть алкогольную, табачную, игровую зависимости, а также родители и супруги зависимых людей. Проводим с ними беседы. Общение проходит у нас на душевном уровне. На духовном совершается в церкви, медицинскую помощь оказывают врачи. Мы стремимся создать такую комфортную человеческую атмосферу, чтобы каждый смог раскрыться.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=178...

монах Павел Эвергетинос О том, что в монастыре не следует в угоду себе работать больше других братьев А. Из жития святого Евфимия Евфимий Великий считал совершенно неразумным и вредным для некоторых братьев, особенно юных, выставлять на всеобщее обозрение свой пост, превышающий пост других братьев в монастыре. Это разрушает правила братства и показывает только своеволие и самоуверенность этих людей. О благе поста не должно трубить и не должно придавать своему посту известность и пускать молву, но соблюдать его втайне. Поэтому, говорил преподобный Евфимий, лучше воздерживаться в пище только в такой мере, чтобы не есть досыта. Просто нужно вставать из-за стола, чувствуя легкий голод. А противостоять страстям плотским нужно втайне, со всех сторон надежно защитив себя оружием добродетелей, а они таковы: смирение, целомудрие, рассуждение, различение и послушание воле Божией. Последняя добродетель поистине подражает Богу. Б. Из жития святого Пахомия Преподобный Пахомий вызвал к себе брата, который не хотел знать правильного пути, но следовал собственной воле, и сказал ему наедине: Брат! Господь сказал: Я сошел с небес не волю Свою сотворить, но волю пославшего Меня Отца 17 . И ты будь мне послушен. Я вижу, что тебе завидует враг и многими способами похищает плоды твоего тяжкого труда. Соблюдай монастырский устав, – продолжал святой. – Тебя зовут на трапезу не затем, чтобы ты на ней ничего не ел. Приходи и вместе с братьями вкушай в меру, как и они, и хлеб, и вареные овощи, которые дают тебе. Только не насыщай чрево: тогда тело твое взбодрится, и ты уставать не будешь от истощения чрезмерным постом. Лучше поработи себя необходимости поддерживать тело, пока не победишь беса превозношения. Он слишком на тебя насел. Брат, услышав эти слова, сначала подчинился совету. Но потом вновь впал в заблуждение. «Разве это так? – спрашивал он сам себя. – Где написано, что нельзя поститься и совершать подвиг?» Так брат опять стал следовать собственным побуждениям, и враг совершенно им овладел.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Игумен Петр (Мещеринов). Литургическое искусство как препятствие к богообщению? Игумен Петр (Мещеринов). Литургическое искусство как препятствие к богообщению?     Отец Петр захватывает такие важные темы, что остается лишь «снять перед ним шляпу». Мы много писали на подобную тематику писали и именно то, о чем говорит автор, но 10 лет назд это оказалось не востребованным церковным сознанием. Может быть, пришло время?! Как бывает на войне, в последний момент, когда все потеряно, кто-то выхватывает знамя у убитого командира и восхищает победу у потрясенного врага. Примерно так можно оценить публикации о. Петра. Конечно, эти публикации будут против течения всем ведущим православным порталам, у которых «все хоршо».    Стоит пожалеть, что автор забывает о главном. Вариативность «работатет», когда человек предался воле духовника, тогда развивается свобода души в Воле Божией. Но это не имеет ничего общего с ситуацией, когда христианин разложил перед собой книги или диски разных авторов и пытается почувствовать - что ему близко. Духовника церковная педагогика дать не может, для этого человек сам должен созреть. Тогда Бог открывает одну душу для другой, как таинство. Дело в том, что человек, действительно, должен перерасти церковные богослужения. Но он перерастает их качественно, стяжав Иисусову молитву, сохраняя любовь к внешним формам. А не по принципу: нравится - не нравится. Вот мы и приходим к прадоксальному выводу: церковная педагогика - это послушание духовнику, живому носителю Традиции, который научит тебя умной молитве и в нужный момент разрешит заменить внешние формы на внутренние. А если искать какую-то иную педагогику, то всегда будем возвращаться к обычному интеллигентскому сетованию, замкнутому кругу…    Не богослужения тебя должны вдохновлять (как произведения Баха), а сам ты должен наполнить их жизнью своего сердца, своими молитвенными чувствами. Этому верно учил свт. Феофан Затворник (и автору можно лишь посоветовать перечитать его книги). Справедливо, что своим молитвенными чувствами с таким же успехом можно наполнить и пение птиц в лесу, и панораму гор на горизонте.

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=29...

О жительстве в послушании у старца То, что сказано об отшельничестве и затворе, должно сказать и о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества: такое послушание не дано нашему времени. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египетские Отцы, между которыми особенно процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, «утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это — величайший дар и благодать Святого Духа» (Преподобный Кассиан. Об уставе общежитии, книга 2, гл. 3.). Необходимое условие такового повиновения — Духоносный наставник, который бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растленная воля человека заключает в себе стремление ко всем страстям. Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям. «Если ты хочешь отречься от мира, — говорил святой Симеон Новый Богослов современным ему инокам, — и научиться евангельскому житию, то не предай (не поручи) себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться, вместо евангельского жития, диавольскому житию: потому что благих учителей и учительство благое, а злых — злое; от лукавых семян непременно произрастают и лукавые плоды. Всякий невидящий и обещающийся наставлять есть обманщик и последующих ему ввергает в ров погибели по слову Господа: А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14. Преподобный Симеон, Новый Богослов, главы 32 и 34. Добротолюбие, ч.1) При другом случае этот великий угодник Божий, советуя иноку действовать по указанию духовного отца, присовокупляет: «однако да поступает так только в таком случае, когда знает, что духовный отец его — причастник Духа, что он не будет говорить ему противоположно воле Божией, но по дарованию своему и по мере повинующегося, возглаголет угодное Богу и полезное для души, чтоб не оказаться повинующимся человеку, а не Богу» (Слово 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3176...

Преподобный Александр Свирский (+ 1533) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 30 авг. в день преставления и 17 атр. в день обретения мощей Прп. Александр родился 15 мая 1448 г. в Новгородской земле, в деревне Мандера, расположенной на реке Ояти, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его, Стефан и Васса, были небогатые благочестивые крестьяне, и детей своих они воспитали в христианском духе. Но грамота с трудом давалась Амосу, и лишь после долгой и усердной молитвы стал он успешно учиться и изучил Священное Писание. Этот случай заставил впечатлительного отрока начать подвижническую жизнь. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Он рано узнал о Валаамском монастыре и постоянно думал о нем и наконец, по воле Божией, встретил нескольких валаамских иноков недалеко от своей деревни. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе его и о трех родах жизни монашествующих: общежительной, скитской, тоесть жительстве вкупе двух или трех единодушных братий, и о уединенной пустыннической, и он оставил мир. Перейдя реку Свирь на берегу Ропшинского озера, преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что он на сем месте создаст обитель. И свет великий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с наречением ему имени Александр в 1474 г. Ему было 26 лет. Ревностно начал новоначальный инок подвизаться в трудах, послушании и смиренномудрии. Но местные жители, карелы, выдали отцу место его пребывания. Раздраженный отец пришел на Валаам. Только повинуясь воле игумена, согласился Александр видеть его. Однако же он не только успокоил отца, но и убедил его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся в Островском Введенском монастыре с именем Сергий, а Васса — в местном женском, с именем Варвара. Могилы их местно чтутся. Александр же продолжал подвизаться, изумляя суровостью своего жития самых строгих валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом перешел на безмолвие, на остров, именуемый ныне Святым, и провел там 13 лет. Там доселе сохраняются следы его труженической жизни: его узкая сырая пещера, в которой можно поместиться только одному человеку; расположена она в расселине скалы на половине обрывистой горы, туда проведена отвесная лестница. Сохранена и ископанная им для себя могила, впоследствии осененная гранитным крестом.

http://sedmitza.ru/lib/text/437603/

святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский Содержание    То, что сказано об отшельничестве и затворе, должно сказать и о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества: такое послушание не дано нашему времени. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египетские Отцы, между которыми особенно процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, «утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это — величайший дар и благодать Святого Духа» (Преподобный Кассиан. Об уставе общежитии, книга 2, гл. 3.).    Необходимое условие такового повиновения — Духоносный наставник, который бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растленная воля человека заключает в себе стремление ко всем страстям. Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям.    «Если ты хочешь отречься от мира, — говорил святой Симеон Новый Богослов современным ему инокам, — и научиться евангельскому житию, то не предай (не поручи) себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться, вместо евангельского жития, диавольскому житию: потому что благих учителей и учительство благое, а злых — злое; от лукавых семян непременно произрастают и лукавые плоды. Всякий невидящий и обещающийся наставлять есть обманщик и последующих ему ввергает в ров погибели по слову Господа: А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14. Преподобный Симеон, Новый Богослов, главы 32 и 34. Добротолюбие, ч.1)    При другом случае этот великий угодник Божий, советуя иноку действовать по указанию духовного отца, присовокупляет: «однако да поступает так только в таком случае, когда знает, что духовный отец его — причастник Духа, что он не будет говорить ему противоположно воле Божией, но по дарованию своему и по мере повинующегося, возглаголет угодное Богу и полезное для души, чтоб не оказаться повинующимся человеку, а не Богу» (Слово 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3176...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010