Псалом 61 Пс.61:1 . В конец, о Идифуме, псалом Давиду. НАДПИСАНИЕ. В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу Идифуму песнь Давидова. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом по большей части содержит размышления, коими Давид воодушевляет себя и других возлагать надежду на Бога, и не ослабевать в подвигах, против искушений подъемлемых. При конце псалма беседует о суетном уповании на богатство. Пс.61:2 . Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое. Пс.61:3 . Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче. Известно, что и благочестивых людей мысли не всегда бывают спокойны, но часто колеблются смущения волнами. Они хотя приемлют Божие слово со всякою покорностию, но между тем яко человеки, многими безпокойными обуреваются мыслями, возмущающими тишину духа и твердость веры. Давид, будучи в таком состоянии, и тяжко боримый от различных искушений, сильно старается свободиться от них; почему, пленяя чувства свои в послушание веры, глаголет: не Богу ли повинется душа моя? Сими словами означает, что крест, возлагаемый на нас Богом, должно нести терпеливо и с спокойным духом. Ибо слова сии противополагает тому безпокойству, с каковым мы иногда ропщем на Бога. Сия высокая мысль сильнее выражена в Еврейском тексте так: да будет тебе молчание пред Богом, душе моя! Сие молчание не что иное есть, как смиренное покорение: что бывает, когда верные успокоиваются в Божиих обетованиях, когда слушают слово Его, когда повинуются воле Его, и когда всякое волнение страстей, востающее в сердцах, благоразумно укрощают. А как для верных не довольно единым сражением победить искушения, (ибо сатана тотчас собирает новыя силы, и снова борется с нами): сего ради Давид часто прибегает к Богу, прося помощи от Него, и по сей причине многими прилагательными именами ублажает и умоляет Его, дабы столько же принять щитов, и отразить нападения сатаны. При конце стиха, когда говорит, не подвижуся много, или не паду тяжко, назнаменует, что хотя и может поколебаться, яко человек, подверженный общим немощам, однако при помощи Божией совершенно не падет; а ежели и сие случится, то падеж будет не смертельный, понеже Бог подложит руку Свою, и его подъимет.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Скачать epub pdf Путь в Гефсиманию ( Мф. 26:30–35 ) Сын Божий и Сын Человеческий сделался во всем подобен братии, кроме греха. Он, подобно нам, с посохом в руке прошел мир. С небес был Его путь, который Он совершил здесь, в этой юдоли плача. Везде Он ходил: и по полям и пустыням; ходил Он по нивам Иудейским и полям Самарийским, был Он на берегу Галилейского озера, восходил и на горы. По великому милосердию Своему Он показал нам особый путь, когда говорил Своим ученикам: «Видите, вот мы идем в Иерусалим, чтобы исполнилось все, написанное пророками о Сыне Человеческом». Куда же ведет тот путь? Идите по нему и вы придете в сад Гефсиманский к подножию горы Елеонской. Путь в Гефсиманию начался с хвалебной песни Богу. Господь установил святую вечерю и преподал ее своим ученикам, как последний завет своей всепрощающей любви. Он знает, что час Его настал, и Он встает, чтобы идти тем тяжелым страдальческим путем, который Ему предназначен. Евангелист рассказывает об этом: «И воспевши пошли на гору Елеонскую». Эта хвалебная песнь состояла из четырех псалмов: 115, 116, 117, 118. Эти четыре псалма и воспел Господь со Своими учениками; Он ими, так сказать, опоясался на свой последний путь. Он знал, что Ему предстоит в эту ночь. Пред Его святым взором ясно раскрывался предстоящий путь страданий и смерти. Он начал этот путь прославлением и благодарностью за все те чудесные проявления всемогущества и благости, которые Господь совершил в народе. Вот слова псалмов, которыми Христос молился со Своими учениками: «Я возьму спасительную чашу и проповедую имя Господне». Он говорил с ними: «Не умру, но жив буду, и поведем дела Господни». Печаль часто сменялась небесным утешением: «сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвелимся в он». И затем Он закончил Свою песнь хвалебными словами: «Ты мой Бог, и Я благодарю Тебя; Мой Бог, и прославлю Тебя. Благодарите Господа, потому что Он благ, и милость Его пребывает вечно». Господь идет на вольную страсть и прославляет Отца; послушание воле Божией бесконечно! Спаситель мог с правом сказать о Себе: «Вот иду, в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у меня в сердце» ( Пс. 39, 8–9 ). Да, действительно, Господь мог с правом сказать это, так как единственным желанием и стремлением Его было исполнить волю Своего Отца и то дело, которое Ему было предназначено.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Послушание Что реку человеку-чудаку или что возглаголю творящему свою волю? (1, ч. 1, с. 149). Когда говорю, надобно слушать с первого слова; тогда будет послушание по воле Божией. Я мягкого характера, уступлю, но не будет пользы для души (1, ч. 1, с. 149). Стыд – не дым, в глаза не лезет. Монаху, брат, стыдно исполнять свою волю, так что лучше быть учеником ученика, нежели жить по своей воле. Об этом и в отеческих писаниях сказано. Стыдно не только перед другими, но перед Богом и своей совестью – она судья неподкупный, бескорыстный. А послушаться совета своего отца духовного не стыдно, но душеспасительно и необходимо; и кто не слушает доброго совета, тот бывает наказан (1, ч. 1, с. 162). Мудрые и опытно духовные изрекли, что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, – такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа (2, ч. 1, с. 28). Богу угоднее и приятнее то, что делается за послушание и по благословению, нежели то, что делается по своей воле и по своему разуму, как Сам Господь через апостола говорит: Сеяй о благословении, о благословении и пожнет ( 2Кор. 9, 6 ). И паки в Евангелии глаголет: Я пришел не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (см. Ин. 6, 38 ). И кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т.е. своих хотений и разумений), и возьми крест свой, т.е. решись переносить скорби, случающиеся на пути послушания, и таким образом следуй за Мною (см. Мк. 8, 34 ) исполнением и других евангельских заповедей (2, ч. 1, с. 42). Апостол как основание спасения и как главную потребность выставляет добродетель смирения и послушания, глаголя сице: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2, 5–8 ). Ежели воплотившийся нашего ради спасения Сын Божий имел крайнее смирение и послушание до смерти, то кольми паче нам, непотребным и грешным рабам Его, хотящим наследовать спасение, всячески должно заботиться о сих главных добродетелях, т.е. о смирении и послушании, где нет нарушения какой-либо заповеди Божией (2, ч. 2, с. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

СВОЕВОЛИЕ (См. также ВОЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, ПОСЛУШАНИЕ) Надеющиеся на свою правду и последующие воле своего падшего существа не возмогут избежать козней демонских, не возмогут стяжать сердечного безмолвия, не возмогут усматривать окрадений, которым подвергаются, а по исшествии из тела затруднительно будет им получить милость от Бога ( авва Исаия ). VI, 137. Держащийся своей падшей воли не может быть в мире с истинными христианами, потому что сердцу его соприсутствуют малодушие, гнев и раздражительность ( авва Исаия ). VI, 146. Если Бог хочет помиловать душу, а она упорствует и не повинуется, но поступает по своей поврежденной воле, то Бог попускает ей скорбь, которые она не желала бы иметь, чтобы таким образом эта душа взыскала Бога ( авва Исаия ). VI, 152–153. Утверждающийся на своем разуме и последующий своей воле соделывается жилищем духа неприязни и непричастным того Духа, от Которого рождается сокрушение сердца ( авва Исаия ). VI, 184. Кто отсекает волю свою пред ближним, тот доказывает этим, что ум его – служитель добродетели; обнаруживает неразумие тот, кто упорствует исполнять свою прихоть с оскорблением ближнего ( авва Исаия ). VI, 202. Бог не помогает тем, которые хотя и вступили в служение Ему, но вместе служат и страстям. Бог предоставляет их самим себе, т. к. они произвольно захотели последовать себе, и предает их в руки врагов их, демонов... ( авва Исаия ). VI, 210. Возлюбленные братия! Во всяком действии вашем обращайте главное внимание на смирение, чтобы неупустительно исполнять требуемое им терпение бесчестий и отсечение воли падшего естества. Держащийся своей воли повреждает и погубляет этим все свои добродетели ( авва Исаия ). VI, 215. Не столько страшны все демоны, сколько страшно следование собственному сердцу, т. е. своим помыслам, а не закону Божию (авва Исидор). VI, 243. Ничего нет лютее, как держаться своей воли и жить не по воле Божией. Пристрастием к своей воле вышли из мира сего лицемерно широкими вратами, но посредством малых дверец, т. е. посредством воли своей и исполнения похотений своих, очутились опять внутри мира и не возмогли получить Царствия Небесного (Изречения безымянных старцев). VI, 386.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

20) Проф. прот. Т. И. Буткевич. Пессимизм Шопенгауэра и его сравнение с христианским аскетизмом. Прав. Обозр. 1883. Август. Имея в виду собственно воззрение Шопенгауэра, о. Буткевич счел нужным, однако, в конце своей статьи коснуться и аскетизма христианского, главным образом и собственно – потому, что Шопенгауэр стремится во что бы то ни стало доказать тожество своих строго – аскетических требований с аскетическими предписаниями «первоначального и действительного христианства”. По уверению Шопенгауэра, «истинное христианство положительно носит на себе тот аскетический основной характер который его философия указывает в отрицании воли к жизни”; «антикосмические тенденции» христианства – вне всякого сомнения”. 1339 Имея в виду апологетическую задачу, о. Буткевич делает попытку кратко 1340 охарактеризовать аскетизм христианский со стороны его оснований и сущности, причем в некоторых случаях и сама терминология определяется у него задачами сравнительного метода. 1341 О. Буткевич находит «формальное 1342 сходство”, некоторую точку соприкосновения в аскетизме христианском с аскетизмом, рекомендуемым Шопенгауэром, поскольку и христианство действительно и обязательно требует отрицания эгоистической воли, подавление и искоренение своеволия, 1343 подчинения человеческой воли воле Божией. 1344 «Существенными признаками христианского аскетизма действительно нужно признать самоотвержение и послушание” 1345 воле Божией. Движущим началом в этом случае является не эгоизм, а чистая любовь к Богу, а следствием и вместе целью – не уничтожение воли человека, а сообщение ее содержанию и направлению тожества с волей Божественной, так что последнее становится уже вместе и его (т. е. христианина) волей”. 1346 Но воля Божия «полна жизни” («Аз есм путь, истина и живот”). Отсюда путь отречения от своеволия ведет аскета христианского «не к уничтожению., не в нирванну или ничто, но в жизнь вечную. 1347 Другими словами, – христианин делается аскетом для того, чтобы усилить свою волю к жизни”. 1348 И действительно, «христианский аскет далек от квиэтизма”; «его психическая жизнь не бедна, но, напротив, кипуча”. 1349

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Конспект по нравственному богословию. 4. Богооткровенный закон Из книги митрополита Филарета (Вознесенского) " Глаголы жизни вечной " , изданной в серии " Духовное наследие русского зарубежья " , выпущенной Сретенским монастырем в 2007 г. Недостаточность одного внутреннего закона. — Значение для нас закона Моисеева и закона новозаветного Задача земной жизни человека — в том, чтобы приготовить себя для вечного спасения и блаженства. Для этого человек должен жить свято и беспорочно, иными словами, по воле Божией. Как же может человек узнать эту волю Божию? Конечно, прежде всего — в своей совести, которая поэтому и называется голосом Божиим в душе человека. И если бы падение в грех не омрачило душу человека, то он мог бы безошибочно и твердо направлять свой жизненный путь по указаниям своей совести, в которой выражается внутренний нравственный закон. Но кто же не знает того, что у грешного человека не только повреждены ум, сердце и воля, но и совесть помрачилась, и суд и голос ее утерял свою безусловную ясность и силу. Недаром некоторых людей, как мы уже говорили, зовут бессовестными. Таким образом, одной совести — ее внутреннего голоса — оказалось недостаточно для того, чтобы человек жил и действовал по воле Божией. Явилась необходимость во внешнем руководителе, во внешнем богооткровенном законе. Такой закон и был дан Богом людям в двух видах: сначала подготовительный — ветхозаветный закон Моисеев, затем — полный и совершенный евангельский закон. В законе Моисеевом нужно различать две стороны: 1) религиозно-нравственную и 2) религиозно-обрядовую, тесно связанную с историей и бытом еврейского народа. Конечно, вторая сторона для нас, христиан, отошла в прошлое — отошли национально-обрядовые правила и законы. Но религиозно-нравственные законы Моисея сохранили всю свою силу и в христианстве. Поэтому все десять заповедей закона Моисеева обязательны для христиан и христианство их не отменило. Наоборот, христианство научило людей понимать эти заповеди не внешне-буквально, в порядке слепого рабского послушания и внешнего исполнения их, а раскрыло их глубокий смысл и научило совершенному и полному их пониманию и исполнению.

http://pravoslavie.ru/3329.html

Задача человека – освободиться из бездны своего падения, избавиться от сети страстей. К этой цели всегда направляла человека божественная благодать, указывая ему путь спасения (добродетели). Для руководства в нравственной жизни человеку даны были законы, и из них сперва естественный ( φυσικς νμος) 621 . Сущность естественного закона заключается в требовании жизни, согласной с природой 622 , с идеей естества 623 . Добродетель с точки зрения этого закона есть правильное действование всех естественных сил человека 624 , средина между недостатком и излишеством 625 . Естественный закон дан был в добрых задатках души человека 626 , но еще яснее открыт в природе 627 . Естественная этика поэтому может быть значительно углублена при естественном созерцании (философском умозрении) природы. Созерцание, устанавливая конечность мира, правильно указывает человеку цель его стремлений – искать опору бытия не в мире, а в Боге и только в Нем 628 . Оно же делает и дальнейший шаг в своих указаниях, определяя самый путь жизни в достижении намеченной цели – отрешение от тленной жизни 629 и уподобление промыслительной благости Божией 630 . Так созерцание прямо приводит к аскетике, а вместе с тем и аскетика получает рациональное обоснование и приводится в связь с выводами созерцания. – Естественный закон, однако, оказался недостаточным: созерцание доступно было немногим. Поэтому на смену естественному закону пришел писанный 631 . Принципом этого закона является послушание воле Божией из страха наказаний 632 . Добродетель по нему есть исполнение воли Божией, выраженной в Писании 633 . Писание содержит в себе заповеди для очищения страстных сил души и догматы для просвещения ума 634 . Но закон писанный сам был предуказанием высшего и совершеннейшего закона, по духовности своей более свойственного человеческому естеству 635 , именно – закона евангельского, или духовного. Этот закон призывает всех уже не к простому согласию с природой, а к полному возвышению над ней и над естественной добродетелью 636 . По этому закону нужно любить ближнего не как себя, а больше себя 637 . Он предписывает чистую духовную жизнь в Боге 638 и усиливает нравственные требования; но он зато и подает человеку обожение 639 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Потщися же искусна себе поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины ( 2Тим.2:15 ). Для сего не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть ныне возложением руку моею ( 1Тим.4:14 ). Се тебе данный талант трудолюбно делай, не скрывай, а приумножай его. Возгревай дар Божий ( 2Тим.1:6 ), сошедший ныне в душу твою; он опаляет неправды наши, очищает сердце от нечистых, мерзких, праздных и вредных помышлений, погашает в плоти нашей пламень страстный, исторгает плевела себялюбия, кои нередко примешиваются у нас к добрым семенам, к похвальным намерениям и хорошим поступкам. Посему забота о возгревании сего дара в себе, о внутреннем очищении и самоусовершенствовании должна быть у тебя первою и главною, так как от этого более всего будет зависеть успех твоего пастырского служения. Очищение же это и усовершенствование достигается чрез скорби и страдания, чрез самоотвержение и крест, кои заповедуются Христом в другом ныне читанном Евангелии ( Мрк.8:34 ). Как золото очищается в горниле, где изгарь отделяется от металла, так и душа наша очищается от греховного чрез скорби и страдания, в которых тлеет внешний наш человек, но зато обновляется внутренний, созданный по Богу ( 2Кор.4:16 ). Путем страданий и Креста шел Сам Святейший Пастыреначальник Христос, о чем говорит нам предлежащий ныне Крест Господень. Этим же путем должен идти и всякий, кто хочет служить Ему. Если Сам Богочеловек отметал Свою человеческую волю, ставил ее в полное подчинение воле Божественной, взывал «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты, Отче» ( Матф.26:39 ), то тем более мы, немощные и греховные, должны отвергнуться себя, свою грехолюбивую волю подчинить воле Божией, творить не свою волю, но волю Пославшего нас. Если Он, будучи Сыном, страданиями навык к послушанию ( Евр.5:8 ), то тем паче мы не в состоянии достигнуть нравственного совершенства без спасительных скорбей. Если Он невинно терпел и обиды, и поношения, и страшные страсти, и животворящий крест, то тем более мы должны безропотно переносить страдания, которые вполне заслужили своими грехами. Словом, каждый из нас должен сораспяться Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При самоотвержении, при преданности воле Божией, самая смерть не страшна; верный раб Христов предает свою душу и вечную участь в руки Христа... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 389). Источник. У верующего во Христа обнажен против чувств сердечных меч Христов, и он насилует свое сердце, посекая мечом послушания Христу не только явные порочные стремления, но и те стремления, которые, по видимому кажутся добрыми, по самой же вещи противоречат Евангельским заповедям (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 503). Источник. Что значит погубить душу свою ради Христа и Евангелия, что значит ненавидеть душу свою? Это – познать и признать падение и расстройство естества грехом; это – возненавидеть состояние, произведенное в нас падением, и умерщвлять его отвержением поведения по своим разумениям, по своей воле, по своим влечениям... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 358). Источник. Кто хочет быть истинным христианином, т. е. уверовать во Христа, усвоить себе Христа и быть усвоену Христом – тот должен отречься от себя (ср.: Мф. 16, 24 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 180). ...Начало самоотвержения – в уме: покорившись Христу, он постепенно приведет к этой блаженной покорности и сердце, и тело... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 494–495). Источник. Видели мы одного старца, по имени Аммоний. У него были прекрасные келья, двор, колодезь и прочие необходимые вещи. Когда приходил к нему брат, желавший спасаться, и просил его найти ему келью для жилья, авва Аммоний тотчас выходил, приказав ему не выходить из своей кельи, пока он не найдет для него удобного жилища, и, оставив ему свою келью со всем, что в ней было, сам уходил далеко и поселялся в какой-нибудь малой келье (101, 201). Один из старцев Скита послал ученика своего в Египет привести верблюда, чтобы отвезти сделанные им корзины. Когда ученик вел верблюда, другой старец, встретившись с ним, сказал: «Если бы я знал, брат, что ты идешь в Египет, то я попросил бы тебя привести и для меня другого верблюда». Брат передал это своему старцу. Тот, движимый великою любовию, сказал ученику: «Пойди, сын мой, отведи верблюда к нему и скажи, что мы еще не готовы: исполни нужду твою. Ты же пойди с этим верблюдом в Египет и снова приведи к нам его, чтоб отвезти и наши сосуды». Брат поступил так, как было приказано ему. Он пошел к другому старцу и сказал: «Отец мой говорит: так как мы еще не готовы, то возьми верблюда и исполни твою нужду». Старец навьючил верблюда и пошел в Египет. Там, когда он снял с верблюда поклажу, брат взял верблюда, чтобы опять отвести его в Скит. Отправляясь в путь, он сказал старцу: «Помолись о мне». Старец спросил его: «А куда ты идешь?» «Иду в Скит, – отвечал брат, – чтобы привезти сюда и наши корзины». Старец, услышав это, пришел в умиление, пожалел о случившемся и сказал со слезами: «Простите меня, сладчайшие! Любовь ваша похитила плод у меня» (106, 468) Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если ты скажешь, человек: еже хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю; если ты соуслаждаешься закону Божию по внутреннему человеку, но видишь ин закон во удех своих, противовоюющ закону ума твоего, и пленяют тебя законом греховным, сушим во удех твоих: то будь тверд в благой воле, и воскликни, что следует: окаянен аз человек! кто мя избавит от тела смерти сея? Благодать Божия, Иисус Христом Господем нашим ( Римл. 7:18, 22–25 ). Ибо Он Сам есть мир на земли, в человецех благоволение, прекращение той брани, в которой плоть похотствует на духа, дух же на плоть, да не еже хошете, творите ( Гал. 5:17 ). Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино ( Ефес. 2:14 ), да будет тверда благая воля против злых похотений, и утверждаясь да просит помощи благодати Божией чрез Иисуса Христа Господа нашего. Противовоюет ей закон плотских удов и уже пленяет ее? да просит помощи, не надеясь на свои силы, и, сознавая немощь, да сознается. что ей нужна помощь. Тот не оставит ее, Кто рек верующим в Него: аще пребудете во словеса Моем, воистину ученицы Мои будете: и уразумеете истину, и истина свободит вы ( Ин. 8:31, 32 ). Поможет истина и освободит от тела смерти сея. Для сего то Истина, рождество Которой ныне празднуем, от земли возсия ( Пс. 84:12 ), да будет мир на земли, в человецех благоволение. Господь один может даровать нам и еже хотети и еже сеяти о благоволении. Везде предваряет нас Его милосердие: им и призвал Он нас не хотящих, и подает силу к совершению того, чего хощем; скажем же Ему: кляхся. и поставих сохранили судьбы правды Твоея ( Пс. 113:106 ). Я поставил, и, как Ты повелел, обещал послушание, поскольку вижду ин закон противовоюющ закону ма моего и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих, то смирихся до зела: Господи, живи мя по словеси Твоему ( Пс. 118:107 ). Се еже хотети прилежит ми: вольная убо уст моих благоволи, Господи; да будет мир на земли, в человецех благоволение. Скажем это, или и более, что внушит нам благочестие, напитанное Священным Писанием, да не тщетно празднуем день Господа рожденного от Девы, но, начав благою волею, совершимся совершенною любовью, которая и изливается в сердца наши, не от нас самих, а Духом Святым, данным нам. Аминь 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010