История Афона Древняя история Афона Монах Моисей Святогорец (Маврикис) (Греция, Афон). Святые посредники во взаимоотношениях Святой Горы и России Известно, что Святая Гора оказала значительное влияние на духовную жизнь России через своих святых. Первым в ряду этих святых был при. Антоний Киевский († l073 г.). Еще юношей он прибыл на Св. Гору, где принял монашеский постриг. Его Старец, после того как наставил его и посвятил в тайны иноческого подвига, по откровению свыше сказал ему: «Чадо, по воле Божией ты должен вернуться на Русь, чтобы передать благословение Горы Афонской и привести к Богу множество спасающихся, дабы рассеялось духовное семя и в тех пределах – ты ведь и сам желаешь, чтобы скорее возникли там училища добродетели...» 472 Подчинившись, он отправился на Русь, однако вскоре ему пришлось вернуться на Афон. Но его Старец, предвидя пользу, которую ему могло бы принести пребывание на Руси, вновь отсылает его на родину со словами: «Отправляйся снова на Русь ради спасения многих душ». «Да будет посвящено это место начатку благословения Св. Горы Афона, и молитва моего Старца, постригшего меня и пославшего сюда, да пребудет со мной и с теми, кто последует за мной» 473 ... Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестове), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некоторые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. Вскоре подземная обитель уже не вмещала братию, и тогда появились первые надземные постройки – церковь Рождества Божией Матери и кельи. Так, игуменом Феодосием, по благословению Антония, была основана знаменитая Киево-Печерская Лавра, посвященная Богородице и ставшая матерью русского монашества 474 . Антоний же удалился в затвор, ушел в пустынные места, где прожил почти 40 лет, а монахов, ранее селившихся поблизости от него, он отдал в послушание монаху Варлааму. В обители воссияло множество святых 475 , что благотворно повлияло на русское благочестие. Чудотворец Антоний упокоился в той же пещере, где проходил его монашеский подвиг. Его житие написал прп. Нестор Летописец († 1114 г.) 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Житие преподобного Лукиана Александровского Прп. Лукиан родился около 1610 г. Его родители Димитрий и Варвара из города Галича Костромской губернии не имели детей и дали обет постричься в иноческий образ, если Господь даст им наследника. Вскоре Бог даровал им сына, нареченного в крещении Иларион. Когда отрок достиг 8-летнего возраста, Димитрий решил удалиться в монастырь, но сын стал умолять отца взять его с собой. Уразумев на то волю Божию, отец не отказал ему. Найдя пустынное место, Димитрий построил келью и стал жить с сыном в полном уединении, приняв со временем пострижение с именем Дионисия от одного пресвитера. Грамоте и Священному Писанию мальчик обучался у своего отца, от него же перенял понятие о земной жизни как о подвиге и пути к спасению. Варвара после разлуки с мужем и сыном раздала имение, удалилась в один из девичьих монастырей и, потрудившись там многие годы, преставилась к Господу в иноческом чине. Через некоторое время отошел к Богу и отец. Тогда, надеясь найти себе духовного наставника взамен отца, Иларион пришел в Мологский Афанасиевский монастырь и 3 года нес там послушания, приобретя уважение и любовь. Но затем послушник покинул обитель, не снося похвал, как грозной опасности для себя, и переместился в монастырь Покрова Богородицы близ г. Углича. Но и здесь, по той же причине, пробыл он недолго. Стремясь к совершенству, Иларион ощущал в себе силы искать подвига отшельнического, дабы полнее отдаться воле Божией. В благодатном откровении указано ему было идти в пределы Переславля-Залесского, в слободу Александровскую. В 1640 г. пришел он на место, где окруженная вековым лесом и болотами, стояла церковь в честь Рождества Богородицы с чудотворным образом Божией Матери, чудесно сохранившимся, несмотря на общую разоренность. Иларион поставил себе келью близ церкви и начал тут подвизаться. В том же году он был пострижен пришедшим к нему по велению Богородицы иеромонахом Феодосием и наречен Лукианом.

http://pravicon.com/info-3956

МОНАШЕСТВУЮЩИМ 1. Перемещение в другую обитель разорительно для внутреннего строя Вам угрожает опасность быть перемещенною в другую обитель. Хотя это почетно, но будет разорительно для вашего внутреннего строя (3, с. 210–211). 2. Где Божие назначение, там и помощь Божия Однако же и то несомненно верно, что где Божие назначение, там и помощь Божия. А где Божия помощь, там и все будет идти исправно. Потому вам лучше вот как расположиться: не иметь пристрастия к месту, а лишь о том заботиться, чтоб как следует вести дела, к каким обязывает место... и об этом одном молиться и на это одно просить помощи у Господа. Оставят на этом месте или переведут, постарайтесь быть без смущения, успокоеваясь в воле Божией. И теперь так настройтесь. Ибо в этом камень твердый под ногами (3, с. 211). 3. Распоряжение начальства о нас должно понимать как от руки Божией Поставьте себя в чувстве равного подъяремному животному, которое, запрягут ли его в водовозку или в изящный кабриолет, везет спокойно, не думая об изяществе или безобразии везомого. Если назначат на новое место, назначат потому, что Богу так угодно... И приимите как от руки Господней... и уверены будьте, что давший вам сие новое место даст и силу действовать в нем как следует... только не мечтайте о себе, смиряйтесь паче, дело свое духовное не ослабляйте и трудов по нем не умаляйте. От внешних блюдитесь. Тогда место укажет, как действовать. Мудрость и мужество да подаст вам Бог... мудрость, чтоб видеть, как следует поступать, а мужество, чтоб, не жалея ни себя, ни других, делать как следует (3, с. 214). 4. Совет о возлагаемой должности настоятельницы Приимите новое послушание как иго, которое тянуть надо вседневно, а не как крылья для возношения. Если у вас искреннее имеется желание иметь монастырское начальство как долг всех сестер управить в Царствие Небесное, то чем меньше их, тем лучше. Владыка вам сказал, что рано поступили вы в монастырь, надо бы еще пожить в мире. Я думаю, что он сказал это в той мысли, что надо бы побольше житейской вам мудрости, так как она необходима настоятельницам в управлении внешнего быта обители (3, с. 215). 5. Мудрость житейская и духовная (внимание к Богу)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

- Нет, не знаю. - За то, что вы вместо того, чтобы идти за народом, сами повели его за собой. Но, вернувшись из ссылки, отец Иоанн остался верен себе и обетованию Божией Матери, являвшейся ему в заключении и сказавшей: «Ты будешь нужен людям». В Пскове, в Троицком соборе, где ему было определено служить после ссылки, отец Иоанн поновлял не только обветшалый собор, но души своих прихожан. Говорил горячие, полные глубокого не только духовного, но и житейского смысла проповеди, проводил личные собеседования, наставлял, утешал и как мог, материально помогал малоимущим. За такое дерзновение ему вновь стал грозить арест. Батюшка, предупрежденный об этом, быстро собрал вещи и в одночасье покинул Псков. Прихожане были разочарованы: - Мы-то думали, он наш истинный пастырь, а он… Нет, отец Иоанн никогда не был ни лицемером, ни трусом. Прошедший в лагерном заключении через издевательства и пытки, он, не сломленный духом, всегда учил ничего не бояться в жизни, кроме греха. Просто тогда не мог объяснить своей пастве, что скрыться от преследований его благословил духовник, игумен Иоанн (Соколов). А послушание и безоговорочную веру в Божий Промысл отец Иоанн Крестьянкин ставил в христианстве превыше всего. В своих письмах к духовным чадам он не раз приводил слова царя Соломона «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч.16:9.) «Свидетельствую я, - писал батюшка в одном из писем, - что лучшего и вернейшего пути нет, как жить по воле Божией. А волю Божию нам ясно являют обстоятельства жизни». (Письма Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). С. 51) Так в 1957 году обстоятельства жизни привели отца Иоанна в Рязанскую епархию. Поспособствовал ему в этом духовно близкий человек, ключарь рязанского Борисоглебского собора отец Виктор Шиповальников, человек интереснейшей судьбы, так же, как и отец Иоанн, отсидевший срок в советских лагерях. В вину ему вменялось священническое служение на оккупированной немецко-румынскими войсками территории – в Одессе. А служил он в открытой румынами православной церкви. Однако официально его пытались обвинить за связь с английской разведкой, от чего он даже под пытками категорически отказался. Вспоминая годы своих мытарств по лагерям, отец Иоанн и отец Виктор иногда цитировали строчку, написанную неизвестным заключённым: «Со Христом и тюрьма нам свобода, без Христа и свобода – тюрьма».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/06/ar...

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» Источник: «Православная газета», Екатеринбург – Владыка, первый вопрос – о празднике Успения Богородицы, который мы отмечаем 28 августа. Это один из 12 главных православных праздников. Как нужно его отмечать и каков его духовный смысл? – Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это великий праздник – радостный и утешительный, потому что мы видим в празднике Успения Божией Матери смысл нашей жизни: жизнь наша здесь, на земле предназначена для вечности, вечности с Богом. И в соработничестве, трудах, подвиге жизни мы достигаем совершенства, высоких нравственных идеалов и сподобляемся великих благ в Царстве Божием. Труд, который мы совершаем в этой жизни, имеет значение и силу, и не напрасно мы совершаем такой подвиг самоотречения, самопожертвования – наш труд поощряется Богом вечными благами и вечной радостью. Пресвятая Богородица в течение всей Своей жизни трудилась и сохранила Себя в чистоте – Она сподобилась быть Матерью Сына Божия. И Сын Божий принял человеческую плоть от Пресвятой Девы Марии и совершил дело нашего спасения. Пресвятая Богородица продолжала в Своей жизни нести подвиг терпения, смирения, послушания воле Божией, проповеди о Христе, учения нравственности и духовности. Она готовилась к вечности, к отшествию из этого мира постом и молитвой. И Господь Бог, Спаситель мира, взял Ее пречистую душу и вместе с телом вознес на небо. И Она там радуется и блаженствует – Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, прославляемая небесной и земной Церковью, которые славят Ее труды и подвиги. И Она не зря трудилась, потому что получила великое и неизреченное. Поэтому мы, дорогие братья и сестры, если будем трудиться в этой жизни, искореняя свои грехи, пороки, слабости, немощи, очищая свою душу покаянием и в противовес нашим грехам внедряя в нее, в свою жизнь добродетели, противоположные нашим грехам и страстям – это нас обогатит, вознесет. И когда мы приблизимся к порогу отшествия из этого мира, который есть переход в иную жизнь, а не смерть и исчезновение в небытие, этот порог будет для нас радостен и утешителен, потому что нас будет ждать радость и утешение, которых сподобилась Пресвятая Богородица: великая радость, встреча со Христом, с Ее Возлюбленным Сыном, с великой радостью, которую уготовал Господь всем на этой земле, кто трудятся ради Христа и достигают великих совершенств, чего достигла и Пресвятая Богородица.

http://pravoslavie.ru/36930.html

Представлять талантливую работу всегда приятно. А книга Олеси Николаевой “Православие и свобода” несомненно отмечена Божиим даром приумноженного таланта. В центре ее внимания – проблема свободы воли, то есть та проблема, которая являлась мучительным вопросом для многих (и часто – выдающихся) умов, не просвещенных светом боговедения, но которая получает свое естественное разрешение лишь в невечернем свете Откровения. Ведь именно в лучах его открывается тот незыблемый факт, что свобода, то есть, по словам В. Лосского , “способность определять себя из самого себя”, и “придает человеку отличающую его особенность: быть сотворенным по образу Божию, ту особенность, которую мы можем назвать личным его достоинством“ 1 . Грехопадение исказило и извратило это первозданное достоинство. “Непослушанием Богу, которое проявилось как творение воли диавола, первые люди добровольно отпали от Бога и прилепились к диаволу, ввели себя в грех и грех в себя (см.: Рим.5:19 ) и тем самым в основе нарушили весь моральный закон Божий, который является не чем иным, как волей Божией, требующей от человека одного – сознательного и добровольного послушания и вынужденной покорности“ 2 . Правда, свобода воли как изначальный дар Божий не была полностью утеряна человеком, но вернуть ее в прежней чистоте он сам по себе не был уже способен. Это было по силам только Спасителю мира. Поэтому, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин , “Господь, пожалев собственное творение, добровольно принявшее страсть греха, словно посев вражий, воспринял болящее целиком, чтобы в целом исцелить: ибо “невоспринятое неисцеляемо”. А что воспринято, то и спасается. Что же пало и прежде пострадало, как не ум и его разумное стремление, то есть воление? Это, стало быть, и нуждалось в исцелении – ведь грех есть болезнь воли. Если Он не воспринял разумную и мыслящую душу и ее воление, то не уврачевал страдание человеческой природы – потому-то Он и воспринял воление“ 3 . А благодаря такому восприятию Спасителем человеческой воли и для нас открылся путь к Царству Божиему – путь узкий и тесный, но единственный. И Царство это – лишь для свободно избравших сей путь, и стяжается оно одним только подвигом высшей свободы, то есть добровольным подчинением воле Божией.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Семнадцатый день. Поучение 2-ое. Св. препод.-муч. Андрей критский. (Как мы относимся к исполнению своих обязанностей?). I. В день св. препод.-муч. Андрея критского , который из ревности к славе Божией и спасению ближних, обличал нечестивого иконоборческого императора Константина Копронима (жившего в 8 веке) и за это подвергся самым жестоким мучениям и смерти на виду православных, которых он не переставал до последняго издыхания научать истине и послушанию св. матери церкви, прилично, возлюбленные мои братие, побеседовать о том, так ли мы исполняем свои христианские обязанности, как исполнял их св. Андрей критский . II. Христиане-братие! На каждом из нас лежит свой долг, своя обязанность, у каждого есть свое дело, на которое он послан в мир сей по воле и распоряжению божественного промысла. Все ли мы смотрим на обязанности, лежащия на нас, так, как смотрел на Свои обязанности Начальник нашего спасения? Так ли уважаем свой долг, так ли преданы своему делу, чтоб готовы были из-за него не доесть, не допить, не доспать, – чтоб могли самое исполнение своего долга считать своею пищею? Так ли мы ревнуем о славе Божией и спасении души ближняго, как ревновал об этом ныне ублажаемый св. Андрей критский ? Ах, нет и далеко нет! а) Мы первее всего – члены семейства. Известно всем и каждому, какие обязанности лежат на супругах в отношении друг к другу. Но каждый ли относится к своей жене, как к богодарованной ему помощнице и сотруднице на пути жизни? Каждый ли уважает ее настолько, насколько от нея требует уважения себе? Каждый ли любит ее так, как самого себя? Разве нет у нас таких супружеств, где муж и жена являются почти совершенно чужими один другому? Разве нет еще таких, где муж является самовластным владыкою, свирепым тираном, а жена безгласною, безответною рабою? У мужа свои деньги, у жены свои; у мужа свои хлопоты, заботы, намерения и планы, у жены свои; муж отлучается по целым неделям и месяцам, жена не знает, где он, куда и зачем отлучился, скоро ли воротится и т. д. Иные мужья требуют от своих жен рабских услуг, налагают на них непомерные тяжести, вместо того, чтоб снисходить их природной немощи, позволяют себе тешиться над ними, ругаться, иногда и оскорблять действием. Есть и жены, которые также не по-людски относятся к своим слабым мужьям, – постоянно злятся на них, бранят их, стесняют во всех делах их, стыдятся показаться с ними в люди и т. п. Горе жить жене с таким мужем, горе жить и мужу с такою женою!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово в день Пятидесятницы 7 И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век ( Ин. 14:16 ) В сей день, благ. слуш., исполнилось обетование, которым Господь Иисус Христос утешал учеников Своих пред крестною смертию. Пришел Утешитель и почил на Апостолах в виде огненных языков. Буии мира исполнились Духа премудрости и разума; немощные облеклись силою и крепостию Господнею; в плачущих вселился мир и радость, в алчущих и жаждущих правды открылась правда Божия; милостивые исполнились даров духовных. Исполнившись Духа Святого, Апостолы прошли всю землю, благовествуя всем мир, радость и правду Божию во Иисусе Христе. Силою проповеди они пленяли разум разумных в послушание Христово, а силою чудес покоряли силу и могущество человеческое буйству проповеди. Св. Петр, в самый день сошествия Св. Духа, приобрел проповедью Иисусу Христу душ, яко три тысящи, а по исцелении хромого, мужей яко пять тысящь. Как велика сила проповеди о триипостасном Боге! Как действенно ходатайство Сына Божия пред Отцем! Как богаты дары Духа Святого! Христиане! Обетование Господне, да будет с вами в век – не ограничивается временами Апостольскими, но принадлежит и всему последующему времени. Как Иисус Христос, будучи тойже вчера и днесь, всегда умоляет Отца о ниспослании Св. Духа; так и Дух Святый, тойжде вчера и днесь, всегда нисходит к человеку. – Остановимся при сем источнике воды живой, и посмотрим при свете Слова Божия на те блага, какия Он изливает, и те средства, какими сии блага почерпаются. Что наши естественные силы ума и воли, как не дары благости Божией? Что наше здравие и крепость телесная, как не благословение небесное? Что наша жизнь, как не благодеяние Божие? Мы ничего не имеем собственного, кроме греха; все в нас благое от Всеблагого. О Нем живем, движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Но перейдем от даров естественных к дарам благодатным – в Царство Иисуса Христа. Здесь Дух Святый, возрождая нас в пакибытие, просвещает помраченный разум светом веры и согревает хладное сердце теплотою любви. Сие сугубое действие Св. Духа, подобно сугубому действию солнца, изливающего на тела свет и теплоту, открывает в нас жизнь по духу. Мы начинаем мыслить, яже суть Духа Божия, желать что угодно св. воле Божией, и действовать, как заповедал Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

сост. П.В. Пономарёв Схиигумен Иоанн Схиигумен Иоанн (в миру Йван Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. В Валаамский монастырь поступил в 1901 году. Проходил послушания в скиту преподобного Германа Валаамского, на подворье в Санкт-Петербурге. В 1910 году пострижен в монашество с именем Иакинф. В 1921 году назначен настоятелем Трифоно-Печенгской обители. После возвращения на Валаам в 1933 году он принял великую схиму с именем Иоанн и стал пустынником Иоанно- Предтеченского скита. После советско-финской войны Карелия вошла в состав СССР, и иноки, во избежание атеистических расправ, были вынуждены покинуть Валаам. На территории Финляндии они основали монастырь Новый Валаам. Схиигумен Иоанн нес послушание духовника нововалаамской братии и принимал на исповедь паломников, а также имел большую переписку с людьми, которых духовно окормлял. Учась мудрости на духовном опыте святых отцов, постоянно проверяя себя обращением к Священному Писанию , старец передавал другим крупицы драгоценного знания. В наставлениях своих, как и в жизни, отец Иоанн держался открытости к людям, духовной трезвости и простоты. По благословению отца Иоанна в 1956 году в Финляндии был издан сборник его писем под названием «Письма валаамского старца». «В духовной жизни скачки неуместны, должна быть терпеливая постепенность, – писал батюшка духовным детям. – Отчасти стала уже замечать неполезное для тебя: светские книги, политика и без нужды ходить по людям. Да, все это вредит для внимательного. Твой способ борьбы со страстями правильный. Какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощию, однако больше обрати внимание на главную страсть, которая больше тебя борет. Знай еще, что наш должен быть труд, а успех зависит от благодати...» Схиигумен Иоанн преставился 6 июня 1958 года и погребен на кладбище Нового Валаама в Финляндии. ...Все наши предосторожности без благодати Божией рассыпаются вдребезги, ибо не в нашей власти состоит устоять в добродетели... стремиться к добродетели и понуждать себя надо крепко, это состоит в нашей свободной воле. (10; стр. 142)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

V. Взаимоотношение церкви и государства (Восточно-православная точка зрения 2 ). Восточный богослов в данном вопросе не связан теоретически никакими схоластическими, реформационными и ново-схоластическими авторитетами. Основы нашей доктрины мы берем из глубокой византийской древности и прямо, непосредственно комментируем их в свете новой философии XIX-XX веков. Западная мысль под влиянием Рима, которое унаследовано и протестантизмом, рисовала церковно-политическую историю Византии преимущественно с отрицательной стороны, а потому и недооценивала достоинств византийской доктрины о церкви и государстве. Между тем эта доктрина является теоретически наилучшей из всех существующих. Церковь и государство не должны быть враждебны друг другу. Кесарево и Божие не должны быть в конфликте, но в полной гармонии и согласии, друг другу помогая, но не упраздняя свободы и самостоятельности каждого в его собственной автономной области. По официальной терминологии это «симфония». Термин ведет свое начало от известной 6-й новеллы императора Юстиниана (VI в.). В ней церковь и государство суть два божественных дара человечеству, т. е. два порядка вещей, вытекающих из единого источника – из учредившей их воли Божией, и потому, во имя послушания этой воле, долженствующих быть в полном согласии (consonantia – «симфония») между собой. Церковь ведает делами божественными, небесными. Государство – человеческими, земными. Но в то же время государство всемерно печется о хранении церковных догматов и чести священства. А священство вместе с государством направляют всю общественную жизнь по путям, угодным Богу (Corp. Jur. Can. Nov VI, praef). При таком единстве идеальной христианской цели государство и церковь мыслятся двумя различными функциями одного и того же организма. В Эпанагоге (XI в.) их единство уподобляется единству человека, состоящего из души и тела; каждой природе соответствует управляющая ею власть: императора – телом, патриарха – душой. Такой язык и такие образы утверждают иррациональность, неопределимость пограничной черты между церковью и государством, так же как иррационален простой, но таинственный факт единой и в то же время двухсоставной природы человека. Эти же сравнения связывают диалектику данной проблемы в сознании Восточной церкви с ее антропологией. Антиномия сочетания «Царства от мира сего», государства с Царством Божиим «не от мира сего» переживается в религиозном опыте Востока не как абсурд и парадокс, а как последовательный постулат веры в Боговоплощение: «неслиянное и нераздельное», т. е. иррациональное, но в высшей степени реальное сочетание полюсов бытия. Так, догмат Боговоплощения и его вселенская формула стали для восточного мышления тем золотым ключем, который отпирает для него все основные тайны самых трагических антиномий. Эта формула разрешает и для нас норму соотношений церкви и государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010