Глава XXIII Искушение Иисуса Христа в пустыне от дьявола и точнейшее разъяснение значения и смысла всех трех указанных в Евангелии искушений. Непричастный и недоступный для присоединения зла, Иисус Христос не только отражает искусительное действие дьявола, но раскрывает всю ложь дьявольства и судит дьявола. По глубине замысла, по сокровенной тайне греховной лести, по тончайшему, едва уловимому смыслу обольщения на зло, по силе коварнейшего, хитрого и обдуманнейшего плана действий, искушение Иисуса Христа в пустыне от дьявола превосходит все, что знает история в действиях разумных сотворенных Богом существ – хитрейшего, глубоко-сокровенного, тайного и коварнейшего относительно мотивов лжи, принимающей покров якобы простой и очевидной истины, относительно возбуждения лести греховной, облекающейся в правду якобы природы самой вещи и являющейся якобы реальностью бытия по самому существу его и по его призванию. Но вместе с тем история не знает также ничего подобного, что сокровенное и тайное делало бы вдруг явным, что обнажило бы ложь с безусловной очевидностью и ясностью абсолютной правды, что на лесть греховную отвечало бы неприступным величием закона и долга, что извращению смысла о природе вещи, о реальности якобы бытия и о призвании его противопоставляло бы истинный смысл, истинную реальность и действительную природу вещи, – как ответы Иисуса Христа, данные Им дьяволу в пустыне. В каждом из этих ответов Иисуса Христа дьявол возвращался к себе самому, как олицетворенная ложь, как призрак и фантом перед реальным бытием истины и правды, закона и долга. Спаситель в своих ответах не только отражал дьявола, но и обнажал его; не только не являл послушания греховной лести, но и поучал дьявола вселенской вечной правде; не только восстановлял истину перед дьяволом , но и судил его в силу этой истины, и судил не как Сын Божий, а как Сын Человеческий, искушаемый дьяволом в своей человеческой воле. На основании евангельского указания от Луки о том, что Иисус Христос «сорок дней был искушаем от диавола» ( Лк.4:2 ), должно заключить, что во все время сорокадневного поста и молитвенного подвига Иисуса Христа в пустыне дьявол сперва невидимо старался привить воле человеческой в Иисусе Христе какие-либо смятенные помыслы, а потом уже, не видя и не нашедши в Иисусе Христе ни единого момента к возбуждению тайного пожелания вопреки воле Божией, он предстал явно и открыто перед Лицом Спасителя мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В Вопр. Как бл. Тихон беседует о Великодушии и терпении? Отв. Кн. 6. гл. 6. §213. Терпение и великодушие есть добродетель, которая, во всякой противности, печали и скорби приключающейся, предается воле Божией и изволяет лучше все претерпеть и перенесть, нежели пред Богом согрешить. Или великодушие есть добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая на волю Божию во всем полагаться; и не иное что есть, как самая вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и покоряющая ее в послушание воле Божией. И хотя верный, немощию плоти убеждаемый, молится и просит избавления от скорби: дух бо бодр, плот же немощна ( Мф. 26:41 ); однако же, последуя начальнику веры и совершителю Иисусу Сыну Божию, прилагает слово: не моя воля, но Твоя да будет, Отче ( Лк. 22:42 )! Так Давид, Св. праотец Христов по плоти, в гонении и печали своей взывал: аще обрящу благодать пред очима Господнима, и возвратит мя и покажет ми Его (кивот Божий) и лепоту Его. И аще тако речет: не благоволих в тебе: се аз есмь, да сотворит ми по благому пред очима Своима ( 2Цар. 15:25, 26 ). Причины, к великодушному терпению одушевляющие, суть сии: 1) все, что ни бывает, по Божию промыслу бывает: благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть ( Сир. 11:14 ). Сим должно успокаиваться и укреплять себя в терпении, что все от Господа происходит, и в бедах с Иовом взывать: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим ( Иов. 2:10 )? Хотя плотскому нашему рассуждению бедствие кажется злом: но, поскольку от благого Бога посылается, ради пользы нашей, есть, без сомнения, благо: ибо оно имеет целию своею то, чтобы нас духовно благополучными сделать. 2) Грехи наши, коими оскорбили Бога, далеко превышают Божие наказание, какое бы оно ни было: ибо Бог всегда наказует нас менее, нежели мы заслужили. 3) Наказание, чрез беды и напасти бывающее, есть знамение Божия милосердия к нам: его же бо любит Господь, наказует ( Евр. 12:6 ). 4) Бог, по богатству благости, кротости и долготерпения, на покаяние нас ведущего, терпит нам, ожидая нас на покаяние ( Рим. 2:4 ): убо и нам должно терпеть, когда наказует нас за грехи, и благодарить Ему за отеческое наказание; потому что чрез сие наказание ищет нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

На отцев ваших сильно вознегодовал Иегова (1:2): так начал свою вступительную речь св. пророк Захария, – и это начало пророчества, по словам блаж. Феодорита, было, как нельзя более пригодно для его современников. «Ибо, в свежей имея памяти, что совершилось с отцами, и дознав, что причиною их несказанных бедствий был праведный Божий гнев, старались они, как вероятно, и говорить, и делать то, что умилостивило бы человеколюбивого Владыку, и им принесло обилие благ» 24 . Отцам вашим, как бы так говорит пророк своим современникам, Бог не раз говорил через пророков: «исправьтесь, и Я помогу вам»; но они не слушали увещаний пророков, и Господь предал их в руки врагов их 25 . Вам теперь, так же, как и отцам вашим, так говорит Иегова воинств: обратитесь ко Мне, – и Я обращусь к вам (ст. 3), – измените свои мысли и чувствования, сделайтесь совершенно другими, лучшими людьми 26 , а не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежние пророки, и говорили: так говорит Иегова воинств: уклонитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших, но они не слушали, и не внимали Мне, говорит Иегова (1:4). Следствием непослушания их, было попущение Божие на покорение и плен их от иноплеменников (сравн. Втор. 8:2 и след.). Конечно, отцы ваши и пророки, их обличавшие, уже умерли, и потому не могут лично свидетельствовать вам о том, сколько бед навлекли они на себя непослушанием воле Божией: где теперь отцы ваши? и пророки вечно ли жили 27 ? А слова Мои и определения Мои, которые Я открывал рабам Моим, пророкам , говорит Господь, не исполнились ли над отцами вашими (ст. 5, 6)? Еще так недавно, отчасти, испытанные и вами, бедствия плена, которые, конечно, в несравненно большей мере, претерпели отцы ваши, могут служить для вас очевиднейшим доказательством того, что все угрозы, какие изрекал Бог через Своих пророков, исполнились на них за непокорность их заповедям Божиим 28 . Божественные наказания предкам вашим не проходили, впрочем, для них бесследно: они обращались, и говорили: как помыслил Иегова воинств поступить с нами за пути наши и за дела наши, так и поступил с нами (ст. 6). Ближайшим предкам вашим не пришлось воспользоваться плодами раскаяния своего. Но, чем менее обязаны вы сами себе своим возвращением из плена, тем с большей благодарностью, тем с большим смирением и послушанием воле Божией должны вы ревновать об исполнении заповедей Божиих 29 . Первое видение св. пророка Захарии (1:7–17)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Но почему чрез таковые страдания прошел Христос Божий, и Бог Его чрез это вознес, и нас призывает к общению в страстях Сына Своего? – Он, Единый Бог, Тот же всегда прежде веков и во веки и еще, пребывающий неизменным, не начинающийся, не престающий, не создающийся, не разрушающиеся, не увеличивающийся, не уменьшающийся, никоим образом или местом не изменяемый, безначальный, несозданный, неизменный, несмешанный; Сам все изменяющий к лучшему, как Сам желает, Сам допускающей изменяться к худшему тем, которые страждут этим; все, что имеет начало и изменение Он поддерживает (ибо начало уже как бы знаменует изменение). Итак, вся тварь является подверженной изменению, как видимая, так и невидимая, как чувственная, так и бесчувственная, как разумная, так и неразумная; но только разумное естество, обладающее свободой, является способным к изменению как к лучшему, так и к худшему, по своей воле и само по себе. Если держится воли Божией, то, благодаря ей, непрестанно совершает прогресс, изменение и простирание к лучшему; если же противится воле Божией, то справедливо подпадает тому, что Он его 92 оставляет, и оно бедственно падает в худшее состояние. Из мира обоих разумных существ сотворенных Богом, сначала – из духовных Ангелов, а потом из -материальных людей, ни одно из них не сохранило послушания в отношении Творца и Владыки естества, но самое небесное воеводство бесплотных Ангелов, которое и было первым создано, первое и потерпело недуг отступничества от Бога. Но те из Ангелов, которые пребыли выше этого недуга, те являются светом, и всегда исполняются светом, и сами становятся все время более и более светящимися, блаженно пользуясь врожденным изменением 93 , и в радости ликуя близ Первого Света, взирая на Него, непосредственно от Него сами просвещаемые, воспевая непрестанный Источник Света, и ниспосылая, как служители Света, светотворящую благодать для тех, кто менее совершен в светопросвещаемости. Но Сатана, взбунтовавшись и отвергнув покорность Богу, отпав от света, упал во мрак и стал владыкою и служителем мрака, сначала в отношении самого себя и отпавших с ним ангелов, потом же, – о, бедствие! – и для нас, в Божием Раю неповеривших Богу, а поверивших ему. И все ангелы нечестия подобно ему являются самотемными, ибо не частично они стали таковыми, но являются началом и исполнением непокорности Богу, и горьким корнем и источником всякого беззакония, особенно же и в том отношении, что и для нас они являются виновниками этого; они не имеют прощения в грехе, и неудержимо всегда простираются на еще большее потемнение, делая это сами, и не имея обращения к Просвещению всякого разумного естества. Для нас же, которые не были самоподвижными на зло, Богом милостиво совершается возведение 94 ; ибо, если мы и осуждены на смерть, но это ради восприятия покаяния, да и приходит она после многолетнего предназначенного времени, которое прожил Адам после преслушания, и которое каждый проходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

БРАНЬ, БОРЬБА ДУХОВНАЯ В чем состоит внутренняя борьба Плотское рождение наклоняет христианина к плотскому МУДРОВАНИЮ; духовное к мудрованию духовному. Плотское к исканию ЧЕСТИ, СЛАВЫ, богатства земного движет: духовное отводит от того, и движет к исканию вечных благ, славы и БЛАЖЕНСТВА вечнаго. Плотское побуждается к ГОРДОСТИ и ВЫСОКОУМИЮ: духовное к СМИРЕННОМУДРИЮ. Плотское поощряет ко ГНЕВУ, ЯРОСТИ, ЗЛОБЕ, МЩЕНИЮ; духовное отвращает от того, и поощряет к ТЕРПЕНИЮ, ТИХОСТИ, НЕЗЛОБИЮ, КРОТОСТИ. Плотское побуждает к НЕНАВИСТИ ближняго: духовное от того уклоняет и склоняет к ЛЮБВИ. Плотское к НЕМИЛОСЕРДИЮ и ЖЕСТОКОСТИ; духовное к МИЛОСЕРДИЮ движет. Плотское к СРЕБРОЛЮБИЮ и МИРОЛЮБИЮ: духовное к ЛЮБВИ Божией влечет. Плотское сердце к ССОРЕ и ВРАЖДЕ: духовное к МИРУ, СОГЛАСИЮ и ЕДИНОМЫСЛИЮ благочестивому привлекает. Плотское к ПЬЯНСТВУ, НЕВОЗДЕРЖАНИЮ, НЕЧИСТОТЕ; духовное к ТРЕЗВОСТИ, ВОЗДЕРЖАНИЮ и ЦЕЛОМУДРИЮ побуждает. Плотское ко ЛЖИ, ЛЕСТИ, ЛИЦЕМЕРИЮ; духовное к ИСТИНЕ, ПРОСТОСЕРДЕЧИЮ ведет. Вкратце, плотское рождение наклоняет человека к самолюбию, исполнению ВОЛИ СВОЕЯ и угождению себе самому: духовное к Боголюбию, к ПОСЛУШАНИЮ Богу и творению воли Божией, и от всего того отводит, что воле Божией противно есть (3:57–58). В чем состоит внутренняя борьба Брань между людьми бывает, когда одни возстают, а другие противятся; тако и внутрь у человека с самим собою бывает БРАНЬ, когда возстает похоть и страсть, но он той противится; противится гордости и высокоумию смирением, гневу терпением, злобе кротостию, зависти любовию, нечистоте целомудрием, и прочая (3:259). Брань плотскаго и духовнаго человека в христианине Два человека, в едином христианине обретающиеся, как противны суть между собою, так непрестанную между собою имеют брань, и друг другу противятся, как учит Апостол: «плоть похотствует на духа; дух же на плоть: сия же друг другу противятся». Чего хощет плоть, того не хощет дух; и чего хощет дух, того не хощет плоть. Что плоть хощет делать, того не хощет дух, и противится тому; а что дух начинает и делает, тому плоть противится, и хощет тое разорить. От сего сражения и брани последует, что едино побеждает, другое побеждается, брань без того не бывает. Когда побеждает внутренний человек, тогда побеждается внешний; и когда побеждает внешний. тогда побеждается внутренний, от чего бывает единаго живот, другаго смерть (3:227).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Часть II. Советы и наставления Иеросхимонаха Иннокентия Если после благодатных чувств вдруг появляется сухость в молитве, бесчувственность, – не унывайте, не падайте духом, продолжайте усердно взывать ко Господу о помощи, жалуясь на свою немощь и «окамененное нечувствие» 80 : «Ты видишь, Господи, что я без Тебя – ничто. Все во мне немощно, только сильны во мне пороки и страсти, научающие меня противиться всеблагой воле Твоей. Научи меня Сам покоряться Твоей воле. В руки Твоего превеликого милосердия вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя и души моея движения». И Господь услышит ваши молитвы и, когда нужно будет для вас и полезно, вернет вам благодать Свою. А отнимает Он ее смотрительно и благодатных чувств не усуглубляет в нас, грешных, жалея нас. Храни всегда чистоту сердца, помни этот мой завет тебе! Да будет примером тебе во всем Пресвятая Дева Мария. У Нее учись кротости, смирению, всегда имей Ее образ перед собой и старайся подражать Ей во всем. Молись Ей всегда, призывай Ее на помощь. Да будет Матерь Божия тебе покровом и защитой. [Батюшка с особо теплым чувством молился Матери Божией и как-то сказал, что слышал от Нее повеление разбудить спящих. – Примеч. сост.] Когда в скорбях и болезнях будем малодушествовать и роптать на других, а иногда и на Бога, то терпения – не миновать, а пользы никакой не будет. Постараемся исправиться хотя и не делами, но, по крайней мере, душевным расположением: уничижением, смирением, самоукорением, а от сего придет к нам молитовка и милостью Божиею обрящем покой душам нашим 81 . Иди средним, царским, путем, не вдавайся в крайности. Проси смирения, без него нельзя, это главное, а еще – послушание, но выше еще в жизни духовной – это рассуждение. Святые отцы говорят: «Велико смирение, оно одно сильно довести нас до Царствия Небесного, но без рассуждения оно ничто». Духовная брань в вас усугубится, а мы-то, грешные, с какой силой испытываем ее. Как начнется иногда смятение помыслов, так и закружат, и с такой силой, что духа не переведешь, ослабеешь в борьбе совсем и спасаешься одной молитвой, призывая молитвенную помощь отца своего духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава III. «Хождение пред Богом» Земледелец не только очищает ниву от сорных трав, но в то же время сеет и доброе семя и зорко следит за его всходом и ростом. То же и в духовной жизни: сражаясь со страстями и злыми навыками, человек в то же время должен, при помощи благодати Божией, воспитывать в себе росток или начаток высшей духовной жизни. Положительные условия для созревания в духовной жизни суть следующие: 1) навыкать постоянному памятованию и размышлению о Боге и Его совершенствах. 2) Все творить во славу Божию и 3) пребывать в послушании воле Божией. «Внутри нестроение: это вы опытно знаете. Его надо уничтожить: этого вы хотите, на это решились. Беритесь же прямо за устранение причины сего нестроения. Причина нестроения та, что дух наш потерял сродную ему точку опоры. Опора его в Боге. Опять вступает на нее дух памятованием о Боге... Все с Господом будьте, что бы вы ни делали, и все к Нему обращайтесь умом, стараясь держать себя так, как кто держит себя пред царем. Скоро навыкните, только не бросайте и не прерывайте. Если будете добросовестно исполнять это небольшое правило, то этим внутреннее смятение будет стеснено изнутри, и хоть будет прорываться то в виде помыслов пустых и недолжных, то в виде чувств и желаний неуместных, но вы тотчас будете замечать сию неправость и прогонять этих непрошенных гостей, спеша всякий раз восстановлять единомыслие о Едином Господе... Установится благоговейное внимание в Едином Боге, а с Ним придет и мир внутренний… Возьмитесь поретивее и продолжайте не прерывая, – и скоро достигнете искомого. Говорю: скоро, однако ж не чрез день или два, потребуются, может быть, месяцы. О, когда бы и не годы!» «Всякий раз как придется вам быть одной, восстановляйте поскорее убеждение, что Господь с вами и ангел хранитель, и спешите воспользоваться выпавшими минутами уединения, для нерасчлененного пребывания с Господом и сладостной беседы с Ним. Уединение в этом духе сладостно. Желаю вам вкусить когда-нибудь сей сладости, чтобы желать его, как рая на земле.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

ПУТЬ Путь узкий и широкий: признаки и отличия Путь жития нашего: иный пространный и широкий, иный узкий и тесный. Но повидим, какий путь есть пространный, и какий тесный жития нашего; а оттуду познаем, к какому концу тот и другий ведет. На пространном пути имеется неверие, на тесном пути имеется живая вера. На пространном пути безстрашие, на тесном пути страх Божий. На пространном пути самоволие и непослушание, на тесном пути повиновение и послушание... На пространном пути гордость и пышность, на тесном пути смиренномудрие. На пространном пути всякий грех и беззаконие, на тесном пути всякая добродетель... На пространном пути жестокосердие, свирепость и лютость, на тесном пути милосердие и сострадание. На пространном пути клевета, презрение, осуждение и поношение ближняго, на тесном пути воздержание от того всего и благоразумное молчание... Словом: на пространном пути слово, дело и помышление, Божией воле и святому слову Его противное: на тесном пути истинное покаяние, и того плоды – добрые дела (4:396–397) (также 2:228, см. ЖИЗНЬ, 352). На тесном: крест, страдание, терпение, воздержание, отвержение себе и воли своея и последование воли Божией, и огражден он Божиим знаком; на пространном: презрение и отвержение закона Божия, свободное и безопасное житие, самолюбие, славолюбие, любочестие, мщение, сластолюбие, веселости мира сего, банкеты, пиршества и прочее. Тесным путем Сам шел Христос, и за Ним идут верные Его, и последуют Ему любовью, терпением, кротостью и смирением: на пространном пути князь тьмы, по которому гуляют миру сему работающии, и последуют тому. Тесным путем немногии идут, яко скорби окружают его, и мало кто хощет скорби терпеть; пространным многии идут, яко всяк любит веселости и утехи мира сего. Тесный путь хотя скорбен, но в вечную радость, пространный весел, но в вечную скорбь и мучение ведет. Тесный путь сперва страшен человеку и прискорбен, но потом приятен, мирен, покоен и весел; ибо «иго Христово благо и бремя легко», ( Мф. 11, 29 ). Пространный сперва приятен и весел, но всегда мерзок, гнусен и потом страшен: ибо на нем иго тяжко несется, иго диавольское, и мерзкая работа страстей и греха отправляется (1:208).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Дух Плоть всегда со страстями и похотями будет на тебя восставать и под свое иго покорять, но ты ей оружием духа воспротивься. Итак, если она гордостью и надмением против тебя подниматься будет, вооружайся духом смирения, помни, что ты земля и в землю пойдешь ( Быт. 3, 19 ). Если похотью прелюбодеяния и нечистоты будет она бороть, вооружайся духом чистоты и целомудрия; если похотью сребролюбия и многостяжания – противься духом нестяжания и нищеты; если похотью сла­дострастия, невоздержания и пьянства – противься духом воздержания и трезвости; если похотью воровства и хищения – противься духом щедролюбия и милосердия; если похотью мщения – противься духом кротости и незлобия. Так и в прочем плоть духу покоряй, в помощь призывая Того, Чье имя на себе носишь, – Иисуса Христа. Чего хочет дух, того не хочет плоть. Дух хочет воле Божией сле­довать и ее творить – плоть не хочет. Дух хочет перед Богом и людьми смиряться – плоть не хочет. Дух хочет Богу послушание оказывать и заповеди Его свя­тые творить – плоть не хочет. Дух хочет любовно, мирно, искренно, простосердечно с ближним поступать – плоть того не хочет. Дух хочет воздержанно и це­ломудренно жить – плоть не хочет. Дух хочет ближнего мило­вать, и его в нуждах снабжать, и ему помогать – плоть не хо­чет. Дух хочет обиды терпеть и согрешения людям прощать – плоть того не хочет. Дух хочет врагов любить, добро творить ненавидящим, благословлять проклинающих и молиться за творящих на­пасть – плоть от этого всего от­вращается. Дух хочет в бедах, напастях, искушениях и всяком злострадании молчать, терпеть и крот­ко сносить – плоть того не хо­чет. Дух хочет во всем надежду свою полагать на Бога – плоть того не хочет. Дух хочет всякую правду тво­рить – плоть не хочет. Дух хочет во всем Богу угож­дать – плоть не хочет, а хочет себе угождать, и прочее. Это хотение и мышление ду­ховное. Видишь, какая битва и несо­гласие между плотью и духом. Об этом-то и говорит апостол: плоть желает противного ду­ху, а дух – противного плоти: они друг другу противятся ( Гал. 5, 17 ). Видишь мышление плотское и мышление духовное. Видишь, чего хочет плоть и чего хочет дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Переселение Авраама в Ханаанскую землю От земли Харран изыди от греха, душе моя. Гряди в землю, точащую присноживотное нетление, еже (которое) Авраам наследствова. После столпотворения рассеяние племен сопровождалось оскудением в их среде истинного богопочтения. Предания веры стали постепенно забываться и смешиваться с заблуждениями. Языческое суеверие проникло даже в племя Симово, предназначенное Господом, как видно из пророчества Ноя о его сыновьях, для сохранения истинной веры и обетовании о Христе. Сам отец верующих Авраам был сыном идолопоклонника. Надлежало принять меры к тому, чтобы во тьме нечестия совсем не померк свет веры. И вот на служение этому святому делу Господь призывает Авраама. Авраам по повелению Божию должен был удалиться со своей родины, земли Халдейской, и потом из Харрана – в землю Ханаанскую, где должен был жить странником, пока не достигнет Небесного отечества – «земли, точащей присноживотное нетление». Конечно, нелегко было Аврааму расстаться с родными местами и идти в незнакомую страну, но Господу Богу угодно было потребовать от него такой жертвы для того, чтобы, согласно с его предназначением, воспитать его в послушании и преданности воле Божией. Подобно Аврааму, удалившемуся из Харрана по повелению Божию, и ты, душа, изыди от греха, то есть из области греха. Область греха – это мир, во зле лежащий, с его суетой, с его нечистыми удовольствиями, с его тленными благами, с его нехристианскими обычаями. Область эта так обширна, что захватывает собой даже пустынножителей, оставляющих мир и его соблазны. Они бегут от мира, а мир преследует их во глубине пустыни, пробуждая в них воспоминания о мирских нечистых радостях, сожаление о них, мечты о них и желание возвратиться к ним. Можно даже сказать, что под влиянием духа злобы искушения мирского свойства иногда бывают сильнее в пустынножителях, чем в мирянах: на первых враг больше нападает, чем на последних. Итак, если и пустыня не спасает от греха, господствующего в мире, то не следует думать, что можно спрятаться от греха в пустыне. И пустыня перестала бы быть пустыней, если бы все стали искать в ней спасения. Дело не в том, чтобы только внешним образом удалиться от мира. Внешнее удаление от мира при внутреннем влечении к нему бесполезно. Не телом, а духом старайся бежать из мира; старайся, живя в мире, так настроить себя, чтобы прилепляющиеся к тебе извне соблазны не встречали в тебе сочувствия, чтобы ты слыша не слышал, видя не видел того, что может растлить твою душу. Помни учение Слова Божия об отношении христианина к миру: Не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчей в нем, яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очес и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть ( 1Ин.2:15–16 ). Требующии (пользующиеся) мира сего да будут якоже не требующе ( 1Кор. 7:31 ). Вера чиста и нескверна есть, нескверна себе блюсти от мира. – Любы мира сего вражда Богу есть. Иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает ( Иак.1:27; 4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010