Куда бы ни обратили мы свой взор, везде ныне видим радость и торжество. Светло сияют ныне храмы Божии, светло убраны и наши собственные жилища. Священным восторгом дышат церковные песнопения, радостью дышат и наши обычные приветствия всех с праздником. Днесь, восклицает Церковь , всякая тварь веселится и радуется. И точно, где и кто ныне не радуется? Все радуются и везде радуются. И в жилище богача, и в бедной хижине нищего – этом обычном жилище горя, нужды и скорби, и даже в тюрьмах – этих приютах равнодушия ко всему, тоски, томления, страха за свою участь, – везде видна эта радость. И стар, и млад, и нежное впечатлительное сердце юношей и дев, и сердце, уже пресыщенное радостями жизни или ожесточенное невзгодами, и первый гражданин, и последний селянин – все ныне радуются. Угнетенный несчастьями ныне чувствует себя легче; заключенный в темнице чувствует себя свободнее. И даже нам кажется, будто и природа вся как будто сочувствует ныне нашей радости и разделяет с нами эту радость: светлее, игривее и величественнее кажется нам восходящее солнце, приятнее пение птичек и журчание весенних ручейков, как будто смирнее и приветливее все животные. Отчего все это? Оттого, что ныне мы воспоминаем тот преславный день, когда Христос Воскресе и ад пленился. Оттого, что мы веруем во Христа, нашего Господа и Спасителя, оттого, что мы веруем, что, по слову пророческому, душа Его не осталась во аде и плоть Его не видела нетления; веруем, что Он с душой Своей, как Бог, нисходил в преисподнюю затем, чтобы пленить сам ад, сокрушить имеющего державу смерти, вывести из тьмы кромешной всех с верою ожидавших Его пришествия и открыть нам врата рая; Телом же Своим почивал во Гробе затем, чтобы одержать победу над самим тлением и даровать нам нетление, победить саму смерть и даровать нам бессмертие. И когда Им одержана была эта победа над адом, тлением и смертью , тогда Он даровал нам новую жизнь в Нем Самом в Его благодатном Царствии. Оттого, наконец, что веруем в ту истину, что Его Воскресение из мертвых есть начало нашего будущего блаженного воскресения из мертвых, ожидаем этого воскресения, надеемся на великое к нам милосердие Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Идущу же ему по пути лсом, и узр против себе дущи дву человекъ на его краденых лошадех. И абие сметавшеся с лошадей, скоро противу его течаху. Он же устрашися их, мня, яко хотят его убити. Татие же, пришед, поклонишася ему до земля, глаголя: «Человече, прости нас Бога ради, яко украдохом у тебя лошади сия. И много трудиховеся седмь дней, хотхом вдаль хати от мста сего, и не возмогохом, и пути не обретохом, – возбраняюще нам молитва старца вашего. Человече, возьми свое и отпусти нас». Он же с радостию взят лошади свои и смирися с ними. Татие же идоша в путь свой стройне, дивишася и блажаще старца. Человек же той с великою радостию возвратися к старцу Герасиму, глаголя: «Отче святый, по проречению твоему обретох лошади». И сказа все по ряду, како бысть и како татие пути не обретоша седмь дни. И начят селянин с великою радостию блажити старца. Преподобный же, ненавидя славы человеческия, глаголя: «Человече, прелстился еси, – како единому дву одолти?» Он же наипаче клятвою глаголати, яко тако бысть. Старец же запретив ему много никомуже повдати сего, глаголя: «Аще сия кому повдаеши, велию беду к себ наведеши». Он же убоявся и отъиде в дом свой, радуяся и славя Бога, и втайне блажаше преподобного Герасима. О Предотечеве монастыр 947 в Вязме и о посланице цареве Бывшу нкогда преподобному Герасиму во граде в Вязме, строящу ему монастырь Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и Усекновение честныя главы святого и славнаго пророка и Предтечи Иванна. Воспомянем же нчто мало, что бысть прежде того на мсте том. Бысть убо мсто то пусто, лсъ, зовомый Олешняго, на рчке на Бебреи. Б же на мсте том преже сход корчемником и зерныциком, и блудником, и създъ разбойником, и прочим играм бсовским, и душегубство великое, и убийство, и кровопролитие. 948 Аще убо подробну начну писати, что бысть на мсте том и каковы скорби подъят преподобный сей муж, то постигнет мя лета повести дюще. Но мало нчто реку на уврение и на ползу слышащим. Устроил бо б преподобный Герасим около монастыря того слободку, с нея же никоторыя царския подати не даяше царским жалованием, ни намстники, ни посланики царския ни в чем не вступаютца. Бысть же в Вязме нкто царской посланик о цареве дле 949 до всего града, и восхот ту монастырскую слободку привлещи к посаду в царском дле. Емше же от жителей тоя слободки и повел их бити. Преподобный же Герасим посла к нему с великим молением о сем с любовию и смирением. Он же, свирпъ, старцовых послаников отосла бездлны, и старца поношаше и укоряя, жителей же слободки тоя повел бити без милости, ругающеся преподобному и укоряюще. Пришедше же послании в монастырь и повдаша преподобному свирпство и немилосердие посланничие. Преподобный же рече: «По мале убо имамы зд видетися с ним, ту и оправдимся». И паки посла к нему преподобный с молением, сам же святый ста на молитве на долгъ час плачася.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь после славной победы, одержанной русскими над татарами, великий князь основал монастырь Угрешский 1500 . На поклонение Угрешскому образу св. Николая древле ходили часто не только народ, но и великие князья и цари 1501 . Великорецкая икона св. Николая, находящаяся в Вятском кафедральном соборе. Она же называется и Вятскою. Сия св. икона явилась в 1383 году, в княжение великого князя Дмитрия Ивановича Донского, в Вятской стране, в чаще леса, при реке, известной под названием Великой, отчего и самая икона получила свое наименование. Место это находится ныне в Орловском уезде Вятской губернии, в одной версте от села Великорецкого и в 65 – от Вятки. Икона явилась одному благочестивому поселянину, по близости того места жившему. Бывши однажды по своей надобности в нагорной части, увидел он нечаянно в чаще под горою великий свет, какой бывает от множества горящих свеч. Увлекаемый любопытством, селянин пошел на свет и, усмотрев икону святителя, с теплою верою приблизился к ней, взял ее и принес в дом свой. Здесь начали совершаться от нее великие чудеса, о которых, однако же, он не объявлял никому несколько времени. Но распространившаяся мало-помалу известность о сих чудесах побудила местных жителей поставить на месте явления иконы часовню, с перенесением в нее самой иконы, а потом, по мере умножения чудесных исцелений от нее, с благословения Мосвовского митрополита, соорудить и церковь во имя святителя, с помещением в ней чудотворной иконы св. Николая, – впрочем, не на том самом месте, где она явилась, а неподалеку, на ином, чудесно указанном, т. е. где ныне село Великорецкое. Спустя 168 лет после явления, именно в 1551 году, духовные и светские власти города Хлынова (древнее название Вятки) решили перенести св. икону с Великой реки в свой город и, по перенесении, с должною честью поставили в храме, устроенном во имя святителя, а в утешение жителям великорецким дали обет ежегодно приходить со св. иконою на место явления ее. Это совершается и доныне в месяце мае. Притом положено, чтобы по Неделе всех святых, в первую седмицу Петрова поста всем гражданам держать пост, и в пятый день, т. е. в девятую пятницу от Св. Пасхи, праздновать нарочито св. Николаю и с его чудотворною иконою совершать крестный ход вокруг города.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Радуйся, скорая Помощнице Тя призывающих. Радуйся, Заступление Тя почитающих. Радуйся, междоусобныя брани скоро утишающая. Радуйся, братолюбие и мир водворяющая. Радуйся, земли Русской дивное сокровище. Радуйся, яко по всей вселенней славится имя Твое. Радуйся, Богородице Одигитрие, на спасения стези нас наставляющая. Кондак 3 Сила Вышняго возбуди ветр велик и страшен зело, трус крепок и гром силен, егда сын боярский Тя, Царице Небесная, Пленницею наименовав, повеле моление совершити пред иконою Твоею Одигитриею. И абие разверзошася кровы церковныя, и падоша на лице свое священник и вси людие, узревше икону сию на воздусе уносиму далече. Мы же велию чуду сему ужасающеся, вопием: Аллилуиа. Икос 3 Возымев сокрушение сердечное о неразумии своем, сын боярский возопи: «Увы мне, безумному! Како дерзнух аз, грешный, пленити Ту, Еюже весь мир свободися от греха и работы вражия! Ныне посрамленный дерзостию своею, каюся и молю Тя, Пречистая, даждь ми неосужденно воспевати Тя сице: Радуйся, мир Рождеством Твоим свободившая. Радуйся, чудо всем на покаяние сугубое открывшая. Радуйся, яко икона Твоя ангелы бысть носима. Радуйся, яко святыня сия и человеки чтима. Радуйся, гордым вразумляющее противление. Радуйся, смиренным благодати ниспослание. Радуйся, к созерцанию славы Божия нас возвышающая. Радуйся, к покаянию сердечному нас обращающая. Радуйся, Богородице Одигитрие, на спасения стези нас наставляющая. Кондак 4 Бурею странною восхищена бысть чудная икона Одигитрии и, аки на крилу ветреню Небесными Силами носимая, по триех месяцех из града Мурома в весь Выдропусскую, паки возвратися. Темже зряще святыню сию, на воздусе носиму, селянин Флор удивися, пономарь же Феодор, во олтари на святем престоле оную обрет, созываше вся люди, благодарне вопия Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слыша о чудесном Твоем отшествии, сын боярский, в покаяние пришед, и востав, иде паки в весь Выдропусскую, постом в нищетне образе себе утруждая исповедати безумие свое, и обрете тамо прощение, слезно взывая сице: Радуйся, согрешающия скоро вразумляющая.

http://pravicon.com/info-4006

490 Ректора С.-Петерб. дух. семинарии архим. Иоанникия (Горского), впоследствии архиепископа Херсонского († 1877). 493 Выражение, употребленное в Высочайшем рескрипте данном на имя митрополита Филарета 5 августа 1867 года. См. Правосл. Обозр. 1867, XXIII, 145. 495 См. изданную в 1876 году в Москве брошюру под заглавием: Особенно замечательные случаи действия благодати Божией чрез святителя Филарета, митрополита Московского, бывшие при жизни его. стр. 1–2. 500 О. Парфений – келейник митрополита Филарета, долго ему служивший и бывший при самой кончине его. 502 См. Душеп. Чтение 1892 г. 11 (Ноября), стр. 451–458. Мы привели рассказ этот в сокращении. Как этот, так и предшествующие случаи засвидетельствованы в своей истинности людьми, заслуживающими полного доверия. 505 Там же, стр. 3–4. Срав. там же на стр. 14–17 рассказ одного Алтайского миссионера о таковой же силе благословения святителя Филарета. 506 Сообщая читателям «Богословского Вестника» настоящий рассказ, мы не можем поручиться за безусловную искренность рассказа, так как он появился при условии поставления рассказчика в соприкосновения с официальным лицом. Авт. 510 Кроме Шлосс-Вендена ему же или вернее его жене, урожденной графине Коснуль, принадлежало богатое и красивое имение Карлеруе в семи верстах от Вендена. 511 У лютеран едва ли не в каждой волости поставлены пасторами особые лица, которые особенно в зимнее время и крестят младенцев. Православные, удаленные от церквей, не умея сами крестить, обращались к этим лицам и могли считать своих детей окрещенными в лютеранство. Чтобы православные умели крестить детей сами, а не давали крестить их лютеранам, мною дано им наставление. 513 Новини, 1892, 60. У нас под руками «Новини» за 1890–92 г., церковно-политическая газета, орган болгарской экзархии (изд. в Константинополе) и «Селянин» за 1891–92 г., церковно-земледельческая еженедельная газета (изд. в Софии). Отсюда мы заимствовали большую часть фактического материала для настоящего очерка. 516 Официальные статистические данные о количестве и составе болгарских училищ в турецких владениях за три последних учебных года (1889–92) – в Новинах 1892, 16 (13 ноября). Из них видно, что в 1891–92 учебном году всех мужских училищ было 558 с 26.681 учениками, женских 89 с 4.695 ученицами, 757 учителей и 133 учительницы. Здесь же далее указывается численность училищ и учеников по округам: Солунскому, Сересскому, Скопльскому, Битольскому, Адрианопольскому и Цареградскому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я сижу рядом с молодыми, по другую сторону от них Павел Иванович и Евдокия Степановна. Павел Иванович, строгий человек с бородкой Николая-чудотворца, тяжело вздыхает: то ли ему досадно отделять сына, то ли скучно смотреть на бутылку пива, ибо у него Таранец только что отнял самогон. Колонисты сегодня чудесны, я любуюсь ими не уставая. Оживленны, добродушны, приветливы и как-то по особому ироничны. Даже одиннадцатый отряд, заседающий на другом конце стола, завел длинные и задорные разговоры с прикомандированной к ним пятеркой гостей. Я немножко беспокоюсь, не очень ли откровенно там высказываются. Подхожу. Шелапутин, до сих пор сохранивший свой дискант, наливает пиво Козырю и говорит: — А вас попы венчали, так, видите, и плохо. — А давайте мы вас перевенчаем, — предлагает Тоська. Козырь улыбается: — Поздно мне, сынки перевенчиваться. Козырь крестится и выпивает пиво. Тоська хохочет. — Теперь у вас живот заболит… — Спаси господи, отчего? — А зачем перекрестились? Рядом сидит селянин с запутанной светло-соломенной бородой — гость по списку Павла Ивановича. Он первый раз в колонии, и его все удивляет: — Хлопцы, а это правда, что вы тут хозяева? — Ну а кто ж? — отвечает Шурка. — А для чего ж вам хозяйство? Тоська Соловьев поворачивается к нему всем телом: — А разве вы не знаете, для чего? То мы батраками были, а то нет. — А чем ты теперь будешь, к примеру? — Ого! — говорит Тоська, подымая пирог высоко за ухом. — Я буду инженером, так и Антон Семенович говорит, а Шелапутин будет летчиком. Он насмешливо посматривал на своего друга Шелапутина. Это потому, что его линич летчика еще никем не признана в колонии. Шелапутин энергично жует: — Угу, буду летчиком. — А вот, скажем, насчет крестьянства, так у вас нету охочих? — Как нету? Есть. Только наши будут не такими крестьянами, — Тоська быстро взглядывает на собеседника. — Вот оно какое дело! Значится, как же это понять: не такими? — Ну не такими. Тракторы будут. Вы видели трактор? — Нет, не довелось. — А мы видели. Там есть такой совхоз, так мы туда свиней отвозили. Там трактор есть, как жук такой…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=140...

Ей хотелось было просить отрыть могилу и посмотреть, что там находится, но время сделало свое: на месте, где было погребено тело или то, что считали телом Михаила, были возведены постройки, и могила не могла быть найдена . Недели три после своего появления жил Михаил дома. После того его потребовали к становому в волостное правление для допроса, точно ли он то самое лицо, за которое он себя выдавал. Михаил и перед становым стоял на своем, а, чтобы сильнее его убедить в истинности своего показания, он перед всеми здесь бывшими начал перечислять становому его сокровенные грешки. Крестьяне, перед которыми Михаил открывал темненькие тайны станового, подтверждали, что он говорит правду, и только изумлялись, как это могло быть ему известным, но правда эта настолько не понравилась становому, что он приказал обличителя своего высечь розгами, а затем, как преступника, заковал его в кандалы. Произведя суд и расправу, становой отправился проверять показание Михаила в Миндюкино. — Твой это сын? — предложил он вопрос матери Михаила. — Мой! — отвечала она утвердительно. — Ваш ли это селянин? — обратился он к прочим миндюкинским крестьянам. — Наш! — ответила толпа в один голос. — Эх вы дураки, дураки! — стал их увещевать становой, — вот теперь стоит рабочая пора: уедете вы все в поле — а как спалит он вам всю вашу деревню, вот и будет он вам тогда ваш. Раскаиваться будете, да поздно будет. Повесили свои носы мужики, почесали затылки, и никто — ни слова. Алексей Купцов, самый богатый крестьянин из всего Миндюкина, первый отказался от Михаила, за ним — другие, и один по одному все присоединились к Купцову, и Михаила в скором времени, подержавши в холодной, упрятали в дом умалишенных. На другой день после своего отказа от Михаила Алексей Купцов, первый от него отказавшийся, заболел и вскоре умер от водянки. Миндюкинцы тут же усмотрели в этом кару Божию за Михаила, но, конечно, пальцем не шевельнули, чтобы выручить бедняка из сумасшедшего дома. Тем не менее «глас народа — глас Божий» — говорит пословица.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В мае 1948 года на праздник святых Константина и Елены отец Клеопа, обращаясь к пастве с проповедью, сказал: «Да дарует нам Господь, чтобы наши собственные правители стали подобными святым царю и царице, чтобы Церковь могла воспоминать их в веках». На следующий день полиция арестовала отца Клеопу. Он был брошен в тюрьму. В камере без постели он провел пять дней. Все это время ему не давали ни пищи, ни воды. Когда отца Клеопу выпустили из тюрьмы, добрые люди посоветовали ему скрыться в горах. И он последовал этому совету, укрывшись в горах в хижине. Здесь старец молился день и ночь, взыскуя помощи Господа и Божией Матери. В это время старец сподобился посещения благодати Божией. Когда он строил свою хижину (рассказывал позднее старец своим ученикам), птицы прилетали и садились ему на голову. Литургию поначалу он служил прямо на пне перед своей хибаркой. Когда однажды он причащался святых таин, птицы, слетевшиеся к нему, расселись особым образом, так, как раньше он никогда не видел. Присмотревшись, старец заметил, что у каждой на голове был знак креста. В другой раз старец, готовясь к литургии, прочитал все молитвы, расстелил антиминс на пне и произнес возглас: «Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Тут же опять собрались птицы и, рассевшись по веткам деревьев, завели удивительные по красоте трели. Отец Клеопа спросил самого себя: «Что это может быть?». И тут раздался тихий голос: «Это твои певчие на клиросе». Были и другие знамения, укреплявшие старца в годы его скитаний. Летом 1949 года отец Клеопа перебрался в монастырь Слатина, где жило 30 монахов, искусных в добродетели и стремившихся к обновлению духовной жизни. Общение с благочестивыми христианами северной Молдавии расширило духовнический и миссионерский опыт старца и позволило с великой ревностью трудиться на ниве распространения Евангелия Христова. О его проповедях, личных советах и духовном окормлении, сострадании и любви к людям говорили по всей стране. Он стал одним из самых чтимых и уважаемых настоятелей монастырей в Румынии и духовным отцом с непререкаемым авторитетом. Селянин и интеллектуал, монах и мирянин, стар и млад, здоровый и больной, священник и мирянин – все находили в отце Клеопе истинного духовного отца. Он всегда был готов дать каждому от своих духовных даров, преподать совет или утешение, ведя ко Христу мягко и вместе с тем властно.

http://pravoslavie.ru/41396.html

Ведь сохранение собственной веры, по убеждению мудрецов той поры, означало и сохранение независимости духовной жизни народа. А независимость духовная должна была привести и к восстановлению независимости политической. Поэтому идея защиты православия крепко и непосредственно стала связываться в сознании людей с идеей национально-государственной независимости. Недаром именно в этот период понятия “русский” и “православный” часто воспринимались как синонимы, а основное население русских земель — смерды-земледельцы — с XIII – XIV вв. сами себя начали называть “крестьянами”, т.е. христианами. Крупнейший отечественный лингвист, акад. О.Н. Трубачев писал по этому поводу: “Случай этот довольно оригинальный, так как из всех языков народов, охваченных христианизацией, как будто только в русском обозначение христианина превратилось в обозначение землепашца, потеснив исконное славянское селянин (в украинском и белорусском языках крестьянин по-прежнему называется древним словом селянин)” . " Трубачев О.Н. В поисках единства. Взгляд филолога на проблему единства Руси. 3-е изд. М., 2005. С. 28. Вот начало вашей статьи: " Начиная с XIII–XIV веков православие становится главной составляющей всей общенациональной идеологии, играет определяющую роль при формировании всех значимых общественных идеалов. Ведь сохранение истинной веры, по убеждению мыслителей этого периода, означало и сохранение независимости духовной жизни народа. А независимость духовная должна была привести и к восстановлению независимости политической. Поэтому идея защиты православия крепко и непосредственно стала связываться в сознании людей с идеей национально-государственной независимости. Именно в этот период понятия «русский» и «православный» часто воспринимались как синонимы. А основное население русских земель, смерды-земледельцы, с XIII–XIV веков сами себя начали называть «крестьянами», т.е. христианами. Крупнейший отечественный лингвист академик Трубачев О.Н. писал по этому поводу: «Случай этот довольно оригинальный, так как из всех языков народов, охваченных христианизацией, как будто только в русском обозначение «христианина» превратилось в обозначение «землепашца», потеснив исконное славянское «селянин» (в украинском и белорусском языках крестьянин по-прежнему называется древним словом селянин)» " Вот еще фрагмент из моей статьи: " В литературно-философских памятниках XIII–XIV вв.

http://bogoslov.ru/article/2019463

36) Иисус ясно объявляет противное этому. И точно, мы читаем в одной из его бесед: «Не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити, аминь бо глаголю вам: дóндеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дóндеже вся будут» ( Мф.5:16–18 ) Эта речь приводится у св. Матфея; а, сколько нам помнится, относительно речей св. Матфей пользуется доверенностью г-на Ренан. Как же осмеливается он говорить совершенно противное тому, что говорит Иисус в беседе, приведенной у св. Матфея? Иисус более всего любил читать «пророков, и Исаию в особенности, он читал апокрифы, может быть, он читал и книги Еноха» (стр. 37.) Г-н Ренан ничего об этом не знает. Он присовокупляет, что Иисус «не имел никакого понятия об общем состоянии мира» (стр. 37) «Он думал, что мир все еще разделен на государства, между собою воюющие, и, по-видимому, не знал о римском умиротворении; он не имел точной идеи о римском могуществе (там же) То, что он разумел под царствиями мира и славою их, представлялось ему зданиями, вроде какой-нибудь бестолковой улицы Риволи (стр. 39). Он был простой селянин, ничего не видавший, кроме своей деревни, и считавший царедворцами всех, кого видел хорошо одетыми. Выходит, Иисус был человек без всяких сведений, даже самых обиходных, потому-то и притчи его наполнены всякой небывальщиной, чуть только дело коснется царей и вельмож». Эта последняя черта, по словам г-на Ренан, подтверждается Евангелием. Он ссылается на св. Матфея 22:2–14 , где излагается великолепная притча о человеке-царе, устроившем пир по случаю свадьбы своего сына. Притча ли эта заключает в себе небывальщину, или г-н Ренан не умел ее понять? Когда ему благоугодно будет снизойти до разбирательства подробностей этой притчи, мы ее объясним ему и покажем, что если бы он лучше был знаком с этим Востоком, всю подноготную которого, как ему мнится он будто изучил, то мнимые небывальщины исчезли бы пред светом науки. Иисус, простой селянин, не видавший ничего, кроме своей деревни, был суеверен; он верил в дьявола (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010