– Я ждал вас, друг мой, – сказал только Мену-Сегре. – Знаю, – смиренно ответствовал гость. Но он тотчас поднял голову, выдержал взгляд настоятеля и твердо проговорил без единой заминки: – Мне должно ходатайствовать перед его преосвященством об отозвании моем в Туркуэн. Я надеюсь умолить вас поддержать мое прошение, не утаивая ничего из того, что вам известно обо мне, и не щадя меня даже в малости. – …Постойте… погодите… – перебил Мену-Сегре. – Вы сказали " мне должно ходатайствовать " ? Должно… Почему должно? – Мне не под силу исполнять обязанности приходского священника. отвечал аббат тем же голосом. – Так думал мой наставник, и, судя по всему, вы того же мнения. Даже здесь я мешаю творить добро. Последний селянин прихода устыдился бы столь неопытного, несведущего и не умеющего держать себя с истинным достоинством священника, как я. Возможно ль мне надеяться восполнить когда-либо недостающее, сколь бы усилий я ни прилагал к тому? – Оставим это, – прервал его речь настоятель, – оставим это. Я понял вас. Бесспорно, ваши угрызения небезосновательны. Я готов просить его преосвященство о вашем отзыве, но дело ваше щекотливого свойства. Лежащие на вас обязанности не доставляли вам, в сущности, много хлопот. Но, судя по всему, вам и это показалось многовато? Аббат Дониссан потупился. – Довольно ребячиться! – вскричал настоятель. – Возможно, вы сочтете меня бессердечным, но я и должен быть таким с вами. Приход слишком беден, друг мой, чтобы кормить бесполезного работника. – Признаюсь,- едва пролепетал бедняга, – …правда, я еще не решил… в общем, я собирался… искать… искать где-нибудь в монастыре хотя бы временного пристанища… – В монастыре!.. У таких, как вы, сударь мой, это слово с языка не сходит. Белое духовенство составляет гордость церкви, крепость ее. В монастыре! Монастырь не место отдыха, не приют, не дом призрения! – Все это так, – хотел вымолвить Дониссан, но с уст его слетело лишь невнятное бормотание. Багровые, несмотря на необычайное волнение, щеки викария дрожали, и лишь дрожь эта выказывала ужасное смятение души его. Но когда наконец он обрел способность говорить, в голосе его слышалась даже некоторая твердость: – Так что же мне делать?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Иоанн; † 1474-1480, Псково-Печерский монастырь), прп. (пам. 29 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Псково-Печерский, основатель и строитель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Сведения об И. содержатся в «Повести о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции нач. XVI - кон. XVII в., «Повесть...» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) И. был родом («измлада», «издетска») из Московской земли, псковичи прозвали его Шестник (одно из значений слова - «пришелец»). В кон. 60-х гг. XV в. (отсутствие в «Повести...» дат не позволяет точнее определить время основных событий жизни святого) свящ. Иоанн был послан в г. Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония) и 2,5 года служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, поставленной псковичами в Русском конце города. В эти годы местный католич. епископ начал преследование правосл. жителей Дерпта, закрывая церкви, изгоняя и казня священников. Видимо, эти обстоятельства вынудили свящ. Иоанна покинуть Дерпт, и в 1470 или в 1471 г. он поселился в Пскове вместе с супругой Марией и 2 сыновьями. В поздних редакциях «Повести...» (80-е гг. XVI в.) сообщается, что Иоанн служил в Никольской ц. Дерпта вместе со сщмч. Исидором . 8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги) сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами. Когда в Пскове Иоанн услышал о мученической смерти Исидора, он «сжалився» и «разжегся любовию по Христе» (в ранних редакциях «Повести...» и в Житии сщмч. Исидора Юрьевского о сослужении Иоанна и Исидора не упом.). Узнав, что селянин Иван Дементьев во время расчистки принадлежавшей ему земли нашел устье «Богом зданной» пещеры, Иоанн отправился туда осмотреть пещеру как возможное место буд.

http://pravenc.ru/text/578260.html

что у берегов Иордана появился пророк, по образу жизни напоминавший ессеев, он направился в Иудею. Туда же пошли также Симон и Андрей — сыновья другого галилейского рыбаря — Ионы. И вот рыбаки стоят перед суровым отшельником, одетым в одежду из верблюжьего волоса. Да, это такой учитель, которого они жаждали. Он беспощаден к врагам правды и бросает в глаза гордым фарисеям горькие упреки. Он вселяет во всех слушающих его уверенность, что ждать осталось недолго, что Суд Божий при дверях и карающая секира лежит у корня бесплодного дерева. Но самое главное не это. Иоанн во всеуслышание объявляет себя лишь предшественником Кого–то, еще более великого. Он даже говорит, что этот таинственный Некто уже здесь и стоит среди толпы, никем не замеченный (Ин 1.26). Эта волнующая весть должна была произвести глубокое впечатление на галилейских пришельцев. Неужели тут, на берегу Иордана, среди собравшихся для крещения скрывается Тот, кто мощной рукой поразит врагов Бога Израилева? Иоанн и Андрей полны беспредельной веры в правдивость загадочных слов Крестителя… И вот однажды на дороге, идущей из пустыни Иудейской, показался Путник, Который приближался к Иордану. Он был одет как простой галилейский селянин. И на Него указал Иоанн Креститель, сказав: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира…» Это повторилось и на другой день. Для обоих галилейских рыбаков этого было достаточно. Отныне весь мир сосредоточился для них на Личности таинственного Незнакомца. Не медля более, они пошли за Ним и на вопрос Его «Что вам надобно?» они ответили вопросом: «Учитель, где живешь?» «Пойдите и увидите», — был ответ. Они последовали за Ним туда, где Он остановился, и пробыли там весь день. Мы не знаем, о чем говорили они, но на следующий день Андрей отыскал своего брата и с восторгом заявил: «Мы нашли Мессию… » Вскоре к первым ученикам Господа присоединились еще два галилеянина, и все они искренне и горячо поверили, что этот их Соотечественник, этот тихий Сердцеведец и есть посланный от Бога Избавитель Израиля. Его духоносный облик создавал вокруг

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Но язычники считали те изображения за богов, а Бога вовсе не знали. Мы же не так, да не будет! Но, как сказал уже, чту Святую Троицу нераздельную, святую Богородицу и всех святых, по усердию и великой к ним любви покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, подобно еллинам, но как начертание краткое и удобовразумительное, как приняла их Церковь; посему они и говорят и не немы, подобно идолам язычников, как и всякое читаемое писание говорит и не немотствует. Посему говорит Златоуст: «Я люблю и слитое из воска изображение». Скажешь, «не кланяюсь предметам рукотворенным»? Но и церковь сделана руками, и крест, и Евангелие, и жертвенник, и прочие сосуды церковные. Скажешь ли, «никто не видел ангелов, как же живописуют ангелов»? В действительности часто видели их святые. Святая Богородица видела Гавриила, видели миронисицы, когда пришли ко гробу, апостол (Петр) в темнице и под стражею, пророки Исайя, Иезекииль и Даниил, и вообще многие святые видели ангелов, поскольку могли видеть… Скажешь ли, что это поколение обоготворило их? А ты должен учить народ, как надлежит почитать их. Ибо как прикажешь: если селянин и простец встретит слугу царского и поклонится ему как царю и скажет ему «помилуй меня, владыко благий!», чтобы наказан был смертию и поклонившийся, и принявший поклонение? Несправедливо, потому что по неведению сделал это. Но следует людям сведущим вразумить неопытного, что это не царь. Потому что царь пребывает во дворце и никто его не видит, разве когда явится со славою. Так надлежит учить тех, кои по невежеству боготворят икону Христову, что это не Христос во плоти, а икона Его. Потому что Христос пребывает на небесах, и никто Его не видит, не знаю — разве когда явится во второе пришествие Свое. И, конечно, они вразумились бы и покланялись как следует. На то есть епископы, чтобы учить народ, как нужно веровать и как молиться… Теперь скажи мне наконец: кому будем следовать? Святому Василию или Пастиле, погубившему многие души? Кого станем слушать? Святого Иоанна Златоуста или Трикаккава, учителя нестроения и пагубы, и преимущих из тех (иконоборцев)? Кого станем слушать? Святых шести Вселенских Соборов или безглавого сего [  ] и отверженного Богом и святыми Его?..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Речь, конечно, об искаженной истории, о таком ее изложении, в котором нет правды. Еще Цицерон говорил, что первый закон истории состоит в том, чтобы бояться какой бы то ни было лжи, а второй – в том, чтобы не бояться какой бы то ни было правды. Если мы соблюдаем это правило, пытаемся со всей ответственностью придерживаться истины, какой бы она ни оказалась, занятия историей могут принести ни с чем не сопоставимую пользу. Однако если в сознание людей пытаются внедрить лживые подмены, это наносит народу ни с чем не сравнимый вред. Есть такой английский режиссер Кен Лоуч, по убеждениям троцкист. Вот его кредо: " Важно, чтобы история писалась нами, потому что тот, кто пишет историю, контролирует настоящее " . Циничные, однако весьма точные слова. Можно добавить: тот, кто пишет историю, формирует не только настоящее, но и будущее. Сегодня на одном конкретном примере я предложил бы понаблюдать, что именно предлагают иногда обществу под видом нашей истории. И как на практике действует механизм создания убедительных для многих исторических образов. Вот какой образ Церкви формирует для нынешнего поколения Александр Николаевич Сокуров: " В Российской империи церкви вообще ничего не принадлежало. Все было собственностью государства. Вы, наверное, обращали внимание на заброшенные, но не разрушенные церкви во многих селах, малых городах. Таких по всей стране огромное количество. Когда-то богатый селянин или помещик построил церковь за свой счет и сдал ее " на баланс государства " . Изредка храмы строились на государственные деньги. Церковь оформлялась как приход, и священнику назначалась зарплата из госбюджета. Строились такие церкви почти всегда на частные деньги. Как только начались революционные события и большевики захватили банки, они первым делом отделили церковь от государства. Денег и без того было мало. И священники перестали получать зарплату. Помыкавшись месяц-другой, они забирали свои семьи, закрывали храмы и уезжали в города. Занимались торговлей, устраивались на работу. А храм оставался на разграбление селу. У народа не было особого отношения к храмам. Их разбирали, грабили, жгли. К слову, о нашем обществе: люди, которые молились, умилялись, плакали перед иконами, лбы разбивали, отмечали религиозные праздники,  –  позже ходили и грабили это все, жгли, воровали, загаживали. Тот же самый народ. Потом советская власть приспосабливала некоторые из храмов для своих нужд. Большевики взрывали только крупные, знаковые церкви.

http://religare.ru/2_112747.html

Благоговейный селянин по усердию доставлял обители нужное и неожиданно лишился единственного сына. Он привез мертвого в обитель и преподобный возвратил его отцу живым. В другое время плыли люди по Волхову и один упал из лодки в воду; его вытащили бездыханного и принесли к Варлааму. Преподобный помолился и утопленник ожил 86 . Один опыт прозорливости преподобного запечатлен общественною хвалою Бога. Преподобному случилось быть у архиепископа, и святитель (это был блаж. Григорий, брат великого Иоанна), отпуская его после беседы, оказал, чтобы побывал у него старец спустя неделю. «Если Господу угодно, отвечал преподобный, в пятницу первой недели поста св. Апостолов приеду к твоей святыне на санях». – Архиепископ удивился, но не требовал объяснения. – В ночь пред показанною пятницею выпал глубокий снег и был сильный мороз. – Преподобный прибыл к владыке на санях. – Архипастырь скорбел о том, что мороз может повредить хлеб. «Не скорби, святой владыка, сказал преподобный: надобно благодарить Господа за милость, – мороз истребил червей, которые погубили бы хлеб в корне, – а снег только напоит жаждущую землю». Действительно на другой день жар дневной растопил снег и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены погибшие от мороза черви; вследствие того и другого был такой урожай хлебов, какого давно не видали. – В благодарную память об этом событии в пятницу на первой неделе Петрова поста совершается крестный ход из Новгорода в Хутынь монастырь 87 . Деянием последнего года жизни преподобного было построение каменного храма в обители. – При освящении храма во славу Спасителя, преподобный почтен был саном игумена. – Не удивимся тому, что так поздно преп. Варлаам облечен был саном игумена. Преп. Антоний Новгородский, предшественник его, также только при освящении каменного храма своей обители посвящен был в игумена (1130 г.), хотя до того времени он уже 24 года подвизался над устроением обители 88 . Как Антоний, так и преп. Варлаам, не нося по смирению имени игумена, по жизни своей были начальники над совестию братии и Оратия покорялись им. – Преп. Варлаам, чувствуя близость кончины своей, назначил ученика своего Антония в преемники себе и мирно почил 6-го ноября 1192 г. 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Чего ждут верующие, не искушенные богословскими знаниями, от своей веры, от Церкви как таковой и от священника, как ее представителя? В селе чаяния прихожан, прежде всего, сосредоточены на сугубо приземленных проблемах: здоровье-семья-хозяйство. Здесь Господь, Богородица, святые и подвижники веры и благочестия, то есть все, кто есть в храме в образе икон и праздников играют роль конкретных помощников и покровителей, к которым можно просто и откровенно обратиться за вполне реальной помощью. В этом «прикладном» понимании веры, казалось бы, нашли отражение языческие отголоски давней старины и современные оккультные практики, но это не так. Селянин более близок к природе, он живет по годовому кругу постоянного преображения окружающего бытия. Он просто понимает и сочетает сущность вещей с тем, что необходимо сделать именно в это время года. Он никогда не будет требовать обоснования догмата о Троице, как и не будет он сомневаться в непорочном зачатии Богородицы и в том, что Бог воплотился в человека. Это без сомнений принимается на веру и доказательства не требует. Однажды мне лично пришлось столкнуться с методом «доказательства» истинности Святой Троицы . Настырные и беспардонные в своей «миссионерской» деятельности сектанты из «Свидетелей Иеговы» (СИ) буквально атаковали одну из наших прихожанок, позволившей себе заинтересоваться красочными журналами и буклетами СИ. Одним из главных аргументов была именно тайна Троицы. Прихожанка в храме позволила себе сказать фразу, что само слово «троица» нигде в Библии не встречается. Мне даже не пришлось вмешиваться в разговор. Соседка «отмиссионеренной» прихожанки привела следующий аргумент: — Анна, ты же с нами на обедне спиваешь «Святый Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный», как же это Троицы нэма? И данного аргумента было достаточно. Если бы его не хватило, то тут же выступило бы иное «доказательство»: — Ты смотри, какая умная! У тебя и мать и бабка, и прабабка верили, а ты нет. Что, умней себя считаешь, чем все твои родные? Естественно, в городском храме подобных «богословских» изысков было бы недостаточно. За аргументацией своего православного мировосприятия священнику надобно и хорошо Писание знать, и в книги святых Отцов заглядывать. Горожане более рациональны и прагматичны. Они больше читают (к сожалению, далеко не всегда духовно полезную литературу), более требовательны к священству, особенно к образу его жизни; ценят умение дать наставление, произнести достойную проповедь, а на исповеди не только выслушать, но и дать конкретный совет.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-a...

Когда преп. Стефан Махрищский полагал основание Махрищской обители, блаж. Григорий владел участком земли, невдали от бедной обители 172 . Воспламенённый любовью к Господу, Григорий отдал всё, что имел, и себя самого в распоряжение святого пустынника и удостоен был после иночества сана священства. Когда преп. Стефан удалился из обители, чтобы жить в безмолвной пустыни, он взял с собой любимого ученика Григория, и они прошли в глухие леса глубокого севера. В Вологодской стране, в Авнежском княжестве, что в нынешнем Тотемском уезде, поселились они близ реки Сухоны. Здесь у потока, называемого Юрьевым, поставили они (1370 г.) храм Св. Троицы и потом другой в честь великомучен. Георгия. – Им щедро давал пособия богатый землевладелец Константин Дмитриевич, который потом и сам принял монашество с именем Кассиана. Вскоре Авнежская обитель прославилась в окрестности; великий князь Димитрий Иоаннович прислал от себя монастырю вклады, но отозвал преп. Стефана в его Махрищскую обитель. Преп. Григорий остался начальником Авнежской обители, а Кассиан был при нём келарем. Они подвизались усердно для своего спасения и удостоились страдальческой кончины. – В 1392 г. обитель их разорена была Вятскими Татарами, а сами преп. Григорий и Кассиан июня 15 были убиты. – По внешнему виду преп. Григорий был уже сед и несколько плешив, а Кассиан с густыми волосами на голове, с недолгой и простой бородой. – Место обители их считалось собственностью Махрищской обители, но по кончине их совсем запустело и поросло лесом; так боялись тогда диких Татар! В 1524 году Авнежский селянин при чистке леса нашёл мощи преп. Григория и Кассиана; над ними поставили часовню. Завладевший участком земли, где была обитель, домогался, по страсти к корысти, уничтожить часовню; но впал в тяжкую болезнь и в раскаянии получил исцеление при могиле преп. пустынников. Махрищский настоятель Варлаам царским иждивением построил (1560 г.) над гробом преподобных монастырь с храмами Св. Троицы и великомучен. Георгия, как это было при жизни их. Митрополит Макарий поручил Вологодскому епископу Иоасафу освидетельствовать мощи, и затем установлено совершать местно память преп. Григория и Кассиана 15 июня. Обитель упразднена 1764 г., но придел Троицкого храма остаётся посвящённым имени преподобных, а на гробнице стоит древняя икона их с изображением деяний 173 . Страдание св. Лазаря, князя Сербского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Благов. Владимир любил его и когда умер он, сильно скорбел о скорой потере его для юной церкви, «так что едва могли утешить его». 446 По рукоп. святцам, он преставился 15 июня 992 г. 447 Вот все известное о жизни св. Михаила. Убиение преп. Григория и Кассиана авнежских Когда пр. Стефан махрищский полагал основание махрищской обители, блаж. Григорий, владел участком земли невдали от бедной обители. 448 Воспламененный любовию к Господу, Григорий отдал все, что имел, и себя самого в распоряжение святого пустынника и удостоен был после иночества сана священства. Когда преп. Стефан удалился из обители, чтобы жить в безмолвной пустыни: он взял с собою любимого ученика Григория, и они прошли в глухие леса глубокого севера. В вологодской стране, в авнежском княжестве, что в нынешнем тотемском уезде, поселились они близ р. Сухоны. Здесь у потока, называемого Юрьевым, поставили они (1370 г.) храм св. Троицы и потом другой в честь вм. Георгия. – Им щедро давал пособия богатый землевладелец Константин Дмитриевич, который потом и сам принял монашество с именем Кассиана. Вскоре авнежская обитель прославилась в окрестности. В. к. Димитрий Иоаннович прислал от себя монастырю вклады, но отозвал пр. Стефана в его махрищскую обитель. Пр. Григорий остался начальником авнежской обители, а Кассиан был при нем келарем. Они подвизались усердно для своего спасения и удостоились страдальческой кончины. – В 1392 г. обитель их разорена была вятскими татарами, а сами пр. Григорий и Кассиан июня 15 были убиты. – По внешнему виду преп. Григорий был уже сед и несколько плешив, а Кассиан с густыми волосами на голове, с недолгою и простою бородою. – Место обители их считалось собственностью махрищской обители, но по кончине их совсем запустело и поросло лесом: так боялись тогда диких татар! В 1524 г. авнежский селянин при чистке леса нашел мощи преп. Григория и Кассиана; над ними поставили часовню. Завладевший участком земли, где была обитель, домогался, по страсти к корысти, уничтожить часовню: но впал в тяжкую болезнь и в раскаянии получил исцеление при могиле преп. пустынников. Махрищский настоятель Варлаам царским иждивением построил (1560 г.) над гробом преподобных монастырь с храмами св. Троицы и вм. Георгия, как это было при жизни их. М. Макарий поручил вологодскому епископу Иоасафу освидетельствовать мощи и затем установлено совершать местно память пр. Григория и Кассиана 15 июня. Обитель упразднена 1764 г., но придел Троицкого Храма остается посвященным имени преподобных, а на гробнице стоить древняя икона их с изображением деяний. 449 Память о пр. Тихоне медынском

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—568— нятия о своем предмете, но напротив пользовались известностью как враждебно относившиеся к господствующей в стране религии, как не сочувствовавшие православной вере. Чего же можно ждать от подобных преподавателей? Всего другого, но только не хороших результатов по изучению предмета. Вот почему мы держимся того мнения, что церковь имеет право знать, какие преподаватели по Закону Божию назначаются в средние учебные заведения. Она имеет право, потому что должна наблюдать, как преподаются начала веры молодому поколению; притом она ответственна пред Богом, отечеством, и потомством за религиозно-нравственную целость своей паствы. Это право и эта обязанность святы и высоки, потому что они будут содействовать предохранению общества от того извращения, которое чрезвычайно сильно заразило новые времена, новую эпоху у нас. 526 К сожалению, эти благие пожелания остаются одними только пожеланиями, не переходя в действительность. Св. Болгарскому Синоду доселе не удалось достигнуть в этом отношении сколько-нибудь утешительных результатов. Вопрос о духовном образовании все еще ждет своего разрешения, при всех заботах о нем, прилагаемых высшим духовным начальством. 527 От неустройства этого дела много терпит болгарская церковь и государство. Белое и черное духовенство, исключая немногих лиц, стоит на самой низкой ступени образования. Религия в упадке. В газете «Селянин» (1892 г.) напечатано письмо некоего г. Ковачева, который отмечает тот факт, что болгарский народ во время турецкого ига отличался большею набожностью и в своем горе прибегал к Богу, как единственному заступнику, а по освобождении от этого ига ослабел в своей религиозности, так что многие увлеклись протестантизмом, другие даже социализмом. Нужно помочь этому горю и побороть зло, угрожающее развиться еще более в будущем, а помочь нечем. «У нас, говорит г. Ковачев, еще нет духовной литературы, которая в данном случае была бы спасительным якорем. Между —569— тем наши ученые мужи исключительно занялись изящною литературой и никому не пришло в голову, что наш народ нуждается в религиозном вдохновении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010