Пьянство «всякому злу виновно» (преп. Максим Грек , 27:127), от него совершается всякое «злое беззаконие» (св. Кирилл Философ, 3:288). «Кто подружится со мною, – говорит как бы сам «хмель», – и начнет любить меня, тотчас же сделаю блудным» (св. Кирилл Философ, 9:579). «Всякий пьяница погибает, – рассуждает Белгородский епископ. – Нет человека несчастнее пьяницы: пьяница жизни своей лишается – для загробной жизни он больше, чем умер... Дым отгоняет пчел, а пьянство Духа Святого прогонит; пьяница – весь из плоти, весь пороков исполнен и нечистот, пьяница ни о каком благе не помышляет» (6:405). Пьянство ослабляет ум, снижает сообразительность («хитрость портит», 4:142), меняет «зрак», «очи», «князю пусту землю сотворяет, простым людем долги содевает» (3:288), «сотворяет болезни, и срамоту, и бесчестие, и убожество, зло наводит, братию сваживает, злое питие, в свары и тяжбы; жены от мужей своих отлучает; детей работы доводит; ногам болезни творит, рукам дрожание» («Поучение к царем...», 4:142, ср.: 3:286). Какой огромный вред приносит пьянство человеку, красноречиво и убедительно говорит св. Кирилл Философ от имени «хмеля»: «Тако глаголет хмель всякому человеку: ...аще кто содружится со мною... наложу ему большую печаль на сердце... воздвигну в нем похоть плотскую на вся злая помышления, на дела неподобная... Аще спознается со мною царь или князь, первее учиню его горда... и несмысленным, люта зело и немилосерда на люди... Аще спознается со мною святитель или игумен ... сан свой погубит ...Аще спознается со мною боярин... князь извергнет его из сана... Аще ... селянин... доспею его в дому пуста... Аще... мастеровой человек ... отиму разум и младость его...» (3:286–287, Ср.: 21:14). Страшно еще то, что от «зело упивающихся» отвращается Господь ( Зиновий Отенский , 21:131). Если человек был крещен, причащался св. Тайн Тела и Крови Христовых, не допустил в своей жизни какого-либо преступления и даже «ни единаго обидел», но пьянствовал, то, по слову Зиновия Отенского , «за пиянство едино» «вложен» будет, «идеже огнь не угасает и червь не умирает» (21:134). «Если кто пьяницей умрет, – утверждает св. Иоанн Златоуст , – тот с иноверцами осужден будет» (11:65). И Русская Православная Церковь устами своего предстоятеля митрополита Даниила решительно напоминает 42-е и 43-е Апостольские правила: «Епископ, или пресвитер, или диакон, обретающийся в пьянстве... иподиакон, или певец, или чтец, таковое же творящий, либо да перестанет это творить, либо да отлучен будет» (10:525).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

За этим местом дорога вскоре взбирается еще круче. Христос уже не мог нести один Свой крест, и встретившийся с Ним селянин Симон Киринейский помог Ему в несении креста. Тут же обратился Он к плакавшим о Нем женам иерусалимским, а вслед затем, при все увеличивавшейся крутизне пути, великодушная женщина Вероника, по преданию, отерла с лика Христа полотенцем кровь и пот, и тогда на полотенце отразился Божественный лик в терновом венце. Все поднимаясь в гору, путь шел далее, к так называемым «Судным воротам», где вывешивались приговоры осужденным. Здесь был конец Иерусалима. Вот, наконец, Голгофа, приготовления к казни, звуки молота, пригвождающего пречистые руки и ноги к крестному древу, — и крест поднят, Христос вознесен страданием над землей — и спасительными всеочищающими волнами от креста Христова благодать страдающего Бога растекается по лицу обновляемой земли. Христос страдает — ив эти величайшие минуты вселенной Богоматерь бестрепетно занимает при Своем Сыне то место, которое принадлежало Ей давно — в тихую вифлеемскую ночь. Он оставлен без помощи, одинок — Ее Сын, за Которым недавно еще народ ходил толпами, у Которого было двенадцать ближайших учеников... И все покинули... Кроме одного Иоанна... Один трижды отрекся... Но любовь их всех заместила в те страшные часы безграничная любовь Матери. Если иногда пред великостию человеческого горя язык немеет, то разве существовало слово, каким Дева Мария могла тогда утешить страдающего Бога и Сына Своего!.. Она только присутствовала, только стояла — и тайная, никогда миром не узнанная беседа велась от духа Матери к духу Сына. Нет ничего тяжелее, как видеть поругание святыни. А Христос на кресте был для Богоматери не отвлеченной распинаемой правдой, а собственной распятой плотью, Ее пронзенным сердцем... Поддерживала Ее мысль о том, что страдание Сына Ее есть вольное страдание, о котором Он часто Ей говорил. Поддерживала и мысль о том, как велико значение этих минут в жизни человечества. Она страдала тихо. Некоторые из посторонних зрителей, пришедших смотреть на распятие Христово, не могли вынести ужасного зрелища казни Господней и возвращались домой, ударяя себя в перси, а Богоматерь бесстрашно стояла у Креста и даже не рыдала. Рыдания нарушили бы и великую торжественность этих единственных в мировой истории часов, и то самообладание, которое Господу, по человеческой стороне Его существа, было тогда столь необходимо.

http://sedmitza.ru/lib/text/440260/

Блаженный был одет беднее и хуже всех иноков своей обители, так что некоторые люди, не знавшие его, могли обмануться его видом. Однажды некий крестьянин из близлежащей деревни пришел посмотреть на святого. В то время Преподобный Сергий копал лопатой землю в огороде для посадки овощей. Поскольку крестьянин никогда не видел Сергия, то придя в обитель, он начал усердно разыскивать» «Кто из вас Сергий? Где мне найти этого чудного и славного мужа, о котором столько рассказывают? Как мне его увидеть?» Ему отвечали: «Старец, уединившись, копает огород. Подожди немного, пока он не выйдет». Нетерпеливый посетитель не мог дождаться появления старца и, заглянув в щель забора, увидел блаженного в разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица. Крестьянин не мог и подумать, что это был тот, кого он так сильно желал увидеть и не верил, что это был тот, о котором он столько слышал. Когда Преподобный. Закончив свое дело, вышел из огорода, монахи сразу показали его поселянину со словами: «Вот тот, кого ты желал увидеть». Но крестьянин, отвернувшись от блаженного, презрительно рассмеялся и сказал: «Я пришел посмотреть на пророка, а вы мне показываете сироту. У того, на кого вы мне указываете, я не вижу ни чести, ни славы, ни величия. Ни красивой и многоценной одежды, ни служителей, которые бы предстояли ему, ни слуг, которые бы немедленно выполняли его приказы, ни множества рабов, которые бы прислуживали и воздавали честь своему господину, – этот человек имеет вид нищего, обездоленного сироты». Братья сказали игумену: «Мы не смеем ничего сказать твоему гостю ради тебя, потому что боимся тебя, иначе мы давно бы отослали его из обители, как человека негодного и бесчестного: этот селянин-невежа тебе не воздал чести, и не поклонился, и на не слушает и позорит, называя лжецами». Видя смущение братии, божий человек Сергий возразил: «Ни в коем случае не делайте этого, братия, ибо он пришел не к вам, а ко мне». Сказав это и не дождавшись от крестьянина поклона, Преподобный поспешно подошел первым, чтобы с любовью и усердием поприветствовать гостя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Из документа охридского архиепископа следует, что два брата – Сергий и Никифор, жители Керкиры, будучи мелкими земельными собственниками, выступают в суде архиепископа против своего родственника, захватившего их наделы 511 . При этом они ссылаются на свое право предпочтительного приобретения недвижимости. При рассмотрении дела судья ссылается на соответствующие статьи «Василик», которые устанавливают право предпочтения ближайших родственников перед дальними при наследовании имущества по закону. Изучаемые документы позволяют говорить также о том, что крестьяне, участвующие в процессах, свободно дарят и продают свои наделы. Это указывает, по нашему мнению, на их юридическую свободу. Они являлись частными собственниками своих наделов. Так, акт свидетельствует, что селянин Цец из Скопье совершил дар в пользу монастыря по случаю смерти матери. Источник позволяет утверждать, что дар был совершен свободно и без принуждения 512 . Актовый материал Эпира, в котором речь идет о крестьянской собственности, был проанализирован Д. Ангеловым, показавшим, что крестьяне владели наследственными наделами. Ю.Я. Вин на основе изучения частных сделок рассматривал функционирование в Эпире права преимущественного отчуждения собственности при наследовании 513 . Эти исследования продемонстрировали, что документальный материал свидетельствует о большом распространении в регионе права протимисиса, которое было связано с большой ролью родовой собственности. Со своей стороны, хочется подчеркнуть, что в актах речь идет в основном о крестьянской собственности. Поэтому дополнительный интерес может представлять один из любопытнейших документов, хранящийся в Рукописном отделе Российской национальной библиотеки, являющий собой купчую из города Диррахия, датированную 1246 г. 514 Это акт купли-продажи, составленный знатными лицами и характеризующий юридическое положение крупной земельной собственности в районе Диррахия. Единственная публикация акта принадлежит И. П. Медведеву, который считает его типичным для Византии актом купли-продажи 515 . Суть сделки такова: некий Иоанн, зять умершего врача Иоанна Скины, продает знатному человеку, Симеону Вране, свою усадьбу, расположенную в декархии ворот, находящихся в ведении некоего рыцаря ( καβαλλριος). Половина усадьбы была подарена Иоанну, а другая половина куплена им у двоюродного брата Лазаря. Акт составлен по всей форме, с клаузулами прав покупателя, гарантией против эвикции, отказом от эксцепции, подписями писца и свидетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надо радоваться тем немногим, что готовы слушать нас, а не тратить жизнь в негодованиях по поводу тех, кого наши слова оставляют равнодушными. Апостолам не заповедано пикитировать врата тех городов, в которых не желают слушать их проповеди. Им повелено в таких случаях просто идти в другие дома. 10. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ГОРОД Еще одна черта современного мира, которую необходимо заметить и трезво учесть – это радикальное изменение нашей «социальной базы». Христианство перестало быть крестьянской религией. Оно вернулось в города. Именно – вернулось. Христианство начиналось как городское движение. В составе Нового Завета нет послания, адресованного «На деревню, дедушке». Послания Павла направлены к крупнейшим городским общинам – в Рим, Коринф, Фессалоники, Эфес… В течение целого ряда столетий христианство оставалось в городах и мало затрагивало быт и верования сельских жителей. Именно в ту эпоху слово «селянин» приобрело значение «язычник» (это значение слова paganus фиксируется в кодексах византийских императоров Юстиниана и Феодосия, а также в церковной литературе). И уже в этом значении paganus пришло в русский язык и стало звучать как «поганый». Но в конце концов христианство совершило свой второй величайший миссионерский прорыв (первым прорывом был выход за рамки Израиля: обращение к «язычникам»). Оно смогло стать понятным и любимым жителям лесов и деревень. И на Руси селяне даже стали именовать себя «христианами» («крестьянами»). Церковь вобрала в себя (воцерковила) их быт, их заботы, их календарь. Любая крестьянская работа оказалась связана с памятью о том или ином святом православной традиции. Любое крестьянское дело имело благословение и соответствующую молитву. Городских интеллигентов XIX-XX веков это сближение церковного обряда и крестьянского быта даже смешило и раздражало. Вы только посмотрите – чем вместо духовно-нравственного просвещения занимается эта наша православная церковь – в ее требниках есть «Чин молитвен на копание кладезя», «Чин благословения вина и елея и меда или инаго пития, или яди коея-либо, в ней же приключися животну некоему скверну впасти», «Чин саждения винограда», «Чин благословения сеяния», «Чин благословения гумна или житницы», «Чин благословения стад овчих или иных скотов», «Чин благословения начатков новых овощей»… Наличие таких молитв и обрядов не свидетельство примитивизации Церкви, но свидетельство ее пастырской здравости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Шатун Иван, крестьянин, 1564 г., Олонец; Шатуновы, новгородские своеземцы, XVI в. Шатуня Степан Дворецкий, новгородский своеземец, XVI в. Шатюк Иван Семенович Сарыевский [см. Таруса; ср. Сарыев], конец XV в., Новгород Шафер Федор Федорович Дюпин-Хвостов [см. Дюпа, Хвост], первая половина XV в.; от него – Шафровы; Шафров Иван, писец, 1682 г., Каргополь Шаферик Пушкин [см. Пушка], XVI в.; от него – Шафериковы Шах, Шахов : кн. Иван Васильевич Шах Чернятинский [см. Чернятинские], середина XVI в.; Петр Селянин [см. Селянинов] Шахов, подьячий, казнен в 1570 г., Новгород [см. Шаховские] Шах – мережка, вентер с крыльями (Даль) Шахманов Парамон Сидорович, 1597 г., Рязань Ср. деревня Шахманова в Окологородном стане Рязанского уезда Шахматов Федор Васильевич, 1596 г., Кострома Шахно, Шахнов : Шахно, крестьянин, 1539 г., Новгород; Михаил Михеев Шахнов, 1525 г., Обонежье Шаховские , князья: Константин Глебович Шах [см. Шах], Ярославский, конец XIV в. [Безбородый, Бубенчик, Драница, Дуло, Дунай, Ксен, Курдюк, Лебезга, Овчинка, Плита, Протас, Угреватый, Улан, Хапало, Харя, Хохолок, Шемяка, Юродивый] Ср. село Шахово в Ярославском уезде Шашебальцев Якуш, дьяк вел. князя, посол в Пскове, 1471 г.; Тимофей Васильевич, 1565 г., Кострома Шашин Аким, 1640 г., Олонец Швака Истома [см. Истома] Васильев, в схиме Антоний, старец Вознесенского монастыря, 1616 г., Устюжна Швакунов Ефим, посадский человек, 1608 г., Нижний Новгород Шваль Иван, крестьянин, 1624 г., Курмыш Шван и Шванова Домна, холопы, 1594 г., Новгород Швар Иван, крестьянин, 1586 г., Арзамас; Шварев Григорий, крестьянин, 1613 г., Арзамас Швец, Швецов : Иван Швец, крестьянин, конец XV в., Новгород; Шарап [см. Шарап] Леонтьев Швецов, 1582 г., Кашин Швих кн. Василий Семенович Новосильский и Одоевский, боярин, 1506 г. Шебол Гридя [см. Гридя], крестьянин, конец XV в., Новгород Шеболаев Федор, крестьянин, 1628 г., Белев Шеболт Иван, крестьянин, 1500 г., Переяславль Шеборшин Иван, митрополичий дьяк, 1582 г. [Ср. Шабаршин] Шебуня см. Шобуня

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

от уединенных подвигов Сергия, с которым Стефан скоро познакомился, был его другом и пользовался его наставлениями, называя его великим Аввою. Преподобный Стефан, друг Сергия Родина преп. Стефана, был Киев, где он и принял иночество в юных еще летах, в Печерской обители; там он провел несколько лет в подвигах послушания и молитвы. Но притеснение папистов заставили его перейти в Москву, где благосклонно принял его в. к. Иоанн (ок. –1353 г). По грамоте князя и по благословению Святителя, поставил он себе келью на местечке Махрище, не далеко от гор. Городища, в нескольких поприщах от Сергиевой пустыни, своими руками рубил лес и обрабатывал землю для умеренных нужд своих. И можно ли было сомневаться в том, что отшельник южного края избрал махрищское местечко – по указанию и с ведома пр. Сергия? Сперва Стефан не принимал желавших жить с ним, дорожа безмолвием; но потом уступил просьбам приходивших. Когда собралось к нему несколько ревнителей иноческой жизни, он построил храм Св. Троицы, братские келии и общую трапезу. Святитель Алексий посвятил его в иеромонаха и игумена. Это было – в 1358 году. Один из местных жителей местечка – Григорий, отдал Стефану свою землю и со всем имуществом, принял иночество в его обители и был самым любимым учеником его. Зато братья Юрковские, жившие также близ обители, подняли самое злостное гонение на Стефана: они нагло бранили его и грозили убить, если не уйдет из тех мест; они боялись, чтобы земля их не отошла под монастырь. Напрасно он уговаривал их одуматься. Бог простит вас, друзья: вас смущает враг, говорил он. Но Юрковские говорили в слух, что убьют Стефана. Тогда Преподобный, всегда кроткий, поручив обитель свою заведыванию старца Илии, тайно ушел из обители, взяв с собою ученика своего Григория. Вологодские леса могли еще скрыть гонимого подвижника: он туда и удалился. Здесь в Княжестве Авнежском (тотемский уезд) при устье р. Сухоны, на возвышенном холме остановились странники, и пребывали некоторое время в уединении. Узнал между тем о новых подвижниках Вологодских некто богатый и влиятельный селянин – Константин Дмитриевич, все свое состояние обратил в деньги, которые и принес к Стефану, – для устроения новой обители, отдал и себя в его руководство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я, маленький мальчик, смотрел на эту монахиню и дивился ей. Только один раз она мне сказала несколько слов, что бывало крайне редко, – и то ради особой духовной пользы: –  Можешь ли ты один погасить огонь, который развел селянин для сжигания терний на поле и подготовки его к пахоте? Также невозможно погасить и пламя любви к Богу, которую стяжали наши отцы в этом богохранимом городе Афины. Тогда я не понял смысл этих слов: я был слишком мал. Но, когда я отправился на Святую Гору и в скиту Праведной Анны стал послушником блаженной памяти старца Онуфрия, чада отца Мины, старец разъяснил мне, что такое «пламя любви к Богу», о котором говорила монахиня Синклитикия. Когда настал час смерти старицы Синклитикии, то единственный грех , который смогли предъявить ей бесы, состоял в том, что однажды она выпила две чашечки кофе, и то без сахара, и более ничего. Обретя столь великую свободу, старица Синклитикия взошла на небеса и ликует вместе с преподобной Филофеей близ Чертога Христова. Король Оттон и королева Амалия Пирей не был таким, какой он сейчас. В нем не было стольких домов и стольких людей. Сначала в нем жили в своих хижинах люди, переселившиеся с островов Эгина, Идра, Спетсии. Король Оттон, исповедовавший протестантизм, решил построить в Пирее церковь своей веры. Островитяне, стоявшие за Православие, не хотели этого, но король, вопреки их воле, велел строить церковь , – ту, которая сейчас во имя Святой Троицы, с приделом Святого Георгия. Наши предки поняли, что этот неправославный король хочет забрать себе церковь монастыря Святого Спиридона. Поэтому они объявили королю войну, сказав, что если он не перейдет в Православие, они убьют и его, и королеву Амалию. Король счел, что это детские угрозы, но говорили с ним отнюдь не мальчишки, а православные христиане. Возмущение святых подвижников достигло стен Анаплия 6 . Сел король на пароход (а тогда у пароходов были колеса с лопастями вместо винта и их поэтому называли «крылатыми»). Пароход прибыл в Пирей и пристал в бухте Святого Спиридона, потому что гавани тогда еще не построили. Отцы закричали: «Не бывать здесь западной церкви! Мы православные! Пусть иностранцы будут в другом месте!» Посрамленный король поднялся на пароход и с позором покинул Пирей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Можем спросить себя: кто бы утопил тех свиней: диаволы или сами себя? Св. Феофилакт пишет, что — диаволы, ибо говорит так: Христос позволил диаволам идти в свиней, показывая, какую жестокость и ненависть они имеют против людей, и если бы им дана была полная власть, то они лучше бы мучили людей, нежели свиней. Разве нет и в настоящее время подобных диаволов злобных людей, которые, когда не могут вредить самому человеку, по причине особенного над ним покровительства Божия, изобретают по злобе и ненависти к нему разные способы вредить ему на имуществе, как то: на скоте, на полях, наводя на них разные чары? Христос же учит, что свиньи устремились в море и потонули не чрез диаволов, а если по себе, добровольно, предпочитая лучше утонуть в море, нежели, давши в себе жилище бесам, сносить их смрад и нечистоту. Заметим здесь, что свиньи, с удовольствием валяющиеся в смраде и нечистоте, отвращаются смрада и нечистоты бесов, когда, избегая ее, утопают в море, а человек, сотворенный по образу Божию, сносит и терпит в себе смрад греховный и нечистоту бесовскую. Неразумные свиньи не хотят иметь никакого общения с диаволами, и желают лучше лишиться своей жизни, чем дать себя в жилище диаволам, а человек, ради малой и скоропреходящей телесной роскоши, отдается в рабство так жестокому тирану, который в отношении к нему не допускает никакого милосердия. Разве малая глупость и неистовство человеческое видеть над собою такое тиранство и не убегает от него? Простой селянин, бросив все свое имущество жестокому владельцу, с одною душею уходит к другому, более снисходительному, а грешник, терпя от диавола столь тяжкое рабство и мучительство, не прибегает ко Христу Спасителю, милостивому владыке, которого иго благо и бремя легко ( Мф.11 ), который работающих Ему не обременяет, не мучит, но скорее успокаивает, по словам Его евангельским: Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы ( Мф.11 ). Даже сами диаволы, не желая иметь работы и муки от присутствия Христова, ибо присутствие Христово, по свидетельству св.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Затем, поклонившись Богу и встав, он припал к ногам святого отца нашего и чудотворца, обнял их и стал благодарить святого за великие чудеса и громким голосом восклицать: «Велики чудеса Божии, совершенные тобою, отче; велика человеколюбивая любовь Божия, которую ты стяжал своими поступками и житием. Ибо знаю я твои подвиги, знаю твой хлеб, все твое угощение для странников и прохожих, которое ты собираешь в своем доме и раздаешь им в пропитание; знаю, наконец, об умывальнице, которую ты наполняешь и приносишь, дабы омыть ноги всех путников, желая, чтобы они отдохнули от трудного пути. Это-то и умолило ныне Бога заступиться за меня и превратить змею в золото и золото в змею, чтобы тебя, святый отче, прославил Прославляющий славящих Его Бог (Ср. 3Цар.2:30 . – прим. ред.), а меня, недостойного, вместе с моим домом ты напитал чудесами Его и поразил». Когда же этот селянин уже в течение долгого времени говорил так, и обнимал, и целовал ноги святого, смиренномудрый отец наш, действительно ненавидевший славу, весьма опечалился этим и, избегая всякой славы человеческой, но взыскующий и жаждущий славы только от Бога, молвил этому человеку: «Что ты делаешь, человече? Зачем ты налагаешь на меня это бремя, обнимая ноги грешного человека? Одному Богу подобает поклонение – давай мы оба, я и ты, Ему поклонимся за такое великое Его снисхождение и чудотворение, ибо поистине Ему одному подобает слава и поклонение». Когда же святой сказал это, змея, бывшая некогда змеей, золотом и снова настоящей змеей, извиваясь, заползла в стену огорода и забралась в свою нору. О человеке, который был схвачен правителем по навету и должен был безвинно умереть 7 Был у праведного и другой друг, арестованный правителем провинции по клеветническому обвинению и находившийся в тюрьме. Ему игемон вынес смертный приговор, так как принял клевету за правду. Святой человек Божий, узнав об этом и исполнившись божественного рвения, спешно отправился (Букв, «побежал». – прим. ред.) из своего города Тримифунт к игемону в Константиану, чтобы спасти от навета, словно невинного ягненка от волка, того, кто к тому же был его верным другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010