V. Однажды в архиерейский дом св. Спиридона забрались воры и, захватив несколько овец, хотели уйти. Но Бог, любя угодника Своего и соблюдбия небольшое его имеще, связал их невидимою силой, так что они не моми сдвинуться с места и остались так до самого утра. Преподобный Спиридон на рассвете вышел из кельи и, застав их в таком жалком положении, дал наставление, чтоб они никогда ничего не брали чужого, но чтобы питались трудами своих рук; потом молитвою разрешил невидимые их узы и отпустил домой. («Ч.-М»). д) Примеры наказания Божия за похищение чужой собственности. аа) Когда препод. Лука елладский (ум. около 946 г.) жил в горе Иоанновой (в Греции), то многие из окрестных жителей приходили к нему «пользы ради» и тем нарушали ему безмолвие. Он захотел, поэтому, уйти отсюда на место более безмолвное, и посему поселился с учеником своим на некотором пустынном месте, называемом «Калавие»; здесь он пребывал, добывая себе пишу от труда рук своих: копал землю, сеял семена и сам жерновами молол хлеб. Однажды корабельники, плывя мимо того места, пристали к берегу недалеко от келлии преподобного и вошли в нее. Не нашедши в ней никого, ибо святой с учеником своим вышел куда-то, они взяли один жерновой камень и унесли с собою. Пришедши в келлию и не видя камня, преподобный пошел к корабельникам и просил их возвратить камень, так как ему нечем теперь стало молоть для себя хлеб. Но они божились, говоря, что не брали какие. «Если не взяли, плывите с миром, сказал им святой, и взявшему да воздаст Бог, как Ему угодно». Сказавши это, святой ушел, и вдруг тот, кто взял камень, пал мертвым. Ужаснулись корабельники и, пришедши к святому, просили у него прощения и возвратили камень. Опечалился и сам преподобный и много дней плакал об умершем. – («Избран. из житий святых чудеса и видения»... изд. 2-е, стр. 186 – 186). бб) Один селянин, живший не далеко от Антиохии не довольствуясь праведными трудами и желая чужих, похитил часть плодов ближнего, чтобы чрез это увеличить свой сбор. Но Бог скоро обличил кражу: ниспала молния и зажгла гумно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Они были приобретены в воронежском литейном кооперативе " Русь " на пожертвования горожан Вятских Полян. Никольская церковь стала первой из храмов Кировской области, закупившей звоны в этом городе. Решено было запечатлеть на колоколах имена самых щедрых жертвователей. В итоге летом храм обрёл голос, и первым с восстановленной звонницы зазвучал самый большой из нынешних колоколов, весящих почти потонны. Восстановительные работы над куполами Никольского собора начались в 1990 году. Первым был смонтирован многотонный купол колокольни храма, увенчанный острым шпилеи и крестом. Высота от окончания креста до основания купола составляет 11 метров. Работы завершились накануне светлого праздника Пасхи, и купол был поднят и водружён на звонницу за одну ночь вручную, при помощи строительных талей. Более крупный и массивный купол основного объёма храма, увенчанный главкой под крестом, смонтировали летом следующего года. Он был тщательно отреставрирован усилиями целой бригады инженеров и мастеров местного машиностроительного завода. Несмотря на общую барочную стилистику здания Никольского собора, декор его основного объёма выполнен преимущественно в духе классицизма. Поэтому наружная отделка храмового здания весьма сдержана и лаконична. Декор применён минимально и представлен по большей части в оформлении конька и обрамлениях многочисленных оконных проёмов храма. Сегодняшний Никольский собор Вятских Полян - это большой и красивый храм, имеющий три придела. Главный престол освящён во имя святителя Николая Чудотворца, северный - во имя Илии Пророка, а южный наследует память о преподобном Трифоне Вятском, одном из основателей города. О величине внутреннего пространства церковного здания свидетельствует тот факт, что в годы советской власти здесь размещался зрительный зал кинотеатра. Тем не менее местный селянин Андрей Гаврилов ещё в 1823 году подавая ходатайство на составление плана каменного Никольского храма, особо оговаривал: " Только отнюдь не обширного, а такого, чтоб вся церковь с колокольнею была воздвигнута на 13 саж.

http://sobory.ru/article/?object=09035

Апостольское сопоставление Ветхого и Нового Заветов адресовано не только древним иудеям-христианам, но и современной Церкви. Поэтому оно и звучит здесь и сейчас. Да поможет нам Господь возрастать от ступени к ступени, изживать в себе языческое и ветхое сознание, подниматься по лестнице восхождения к Богу, заключившему с нами Новый Завет. Апостол Павел. Византийская мозаика. Монастырь святого Луки в Фокиде. XI в. Вера и дела (Рим 3:28–4:3) Апостол Павел говорит о том, что не дела, не исполнение заповедей спасают. Человека спасает вера во Христа. Это вызывало много недоумений. Сколько было споров между католиками и протестантами о том, что спасает: дела или вера? И та и другая точки зрения сильно отличаются от православной позиции, восходящей к Апостолам и святым Отцам. Что же все-таки важнее — дела или вера? Что важнее, внешнее благочестие или внутреннее? В Древнем патерике приводится вопрос: что важнее — внешнее делание или внутреннее? И авва Агафон на него отвечает: человек подобен дереву, листья — внешнее благочестие, а плод — внутреннее благочестие. Внешнее благочестие состоит в поклонах, пищевом воздержании, ночном бдении. Внутреннее благочестие — это страх Божий, хранение сердца от дурных помыслов. Первое — листья, второе — плод. Если на дереве оборвать все листья, принесет ли оно плод? Нет. А если плодовое дерево богато листьями, но нет на нем плода, какой смысл в таком дереве? Действительно, наше внешнее и внутреннее благочестие сопряжены неразрывными нитями. Одно следует делать и другого не оставлять, как говорит Сам Господь. Да поможет Он, давший нам эту заповедь, исполнить ее. Царствие Небесное (Мк 4:24–34) Господь Иисус Христос объясняет в притчах, что такое Его Царствие. Сегодня мы читали некоторые из притч. Первая притча сравнивает Царствие Божие с сельской жизнью. Сеется зерно, появляется росток, потом колос начинает вызревать. И селянин не знает, что при этом происходит, какие биологические процессы идут. Ему и не надо этого знать. Ему надо знать — когда сжать зерно, как его хранить.

http://pravmir.ru/slova-na-evangelie-i-a...

Радуйся, благорастворение воздухов низпосылающая. Радуйся, во гладе сущих нас не оставляющая. Радуйся, усердных делателей моления приимающая. Радуйся, на небесныя сокровищницы уповати тех подвизающая. Радуйся, незримое веры семен прозябение. Радуйся, зерен благочестия изрядное насаждение. Радуйся, плод сторичный приносити нас сподобляющая. Радуйся, пищею небесною нас питающая. Радуйся, Богородице Одигитрие, на спасения стези нас наставляющая. Кондак 9 Всякое естество бесплотных воспевает немолчно величия Твоя, Дево. Ангели бо незримо поклонение пред Твоею иконою творяще, фимиамом небесным пред нею каждение совершают. Мы же, земнороднии, како достойно восхвалити Тя возможем? Ибо всякое благодарение не превозмогает множества милостей Твоих. Темже и припадающе к Твоему святому образу, идеже Ты держиши на руках Своих Богомладенца Христа, хвалебную песнь воспоим Зиждителю всех: Аллилуиа. Икос 9 Ветия многовещанныя недоумеют, како возможно изъяснити множества чудес, от иконы Твоея изливаемая. Ты бо пути заблуждших исправляеши, маловерныя вразумляеши. Мы же, не дерзающе испытати величия Твоя, благоговейно воспеваем Ти сице: Радуйся, истинныя веры Наставнице. Радуйся, надежды несумненныя Подательнице. Радуйся, любве нелицемерныя взыскание. Радуйся, мудрости небесныя стяжание. Радуйся, отеческаго предания Хранительнице. Радуйся, веры святых апостол Защитнице. Радуйся, ереси тьмочисленныя разоряющая. радуйся, правое богопочитание насаждающая. Радуйся, Богородице Одигитрие, на спасения стези нас наставляющая. Кондак 10 Спасти хотя от поругания икону Твою Одигитрию, благочестивый селянин Стефан, видя, яко безумнии отступницы веры отеческия восхотеша ввергнути во огнь святыню храма Выдропусскаго, откупи ю у безбожных за един дровяный воз, и благоговейно внесе в дом свой, благодаря Бога: Аллилуиа. Икос 10 Стена крепкая явися стране нашей икона Твоя, Владычице, яко Ты никогдаже оставляеши милостивное Свое о народе христианстем попечение, аще бо разорени и поругани храми Божии быша, и нечестивии людие святыни похулиша и истребиша. Но помиловала еси ны и благословила еси пребывати иконе Твоей Одигитрии в земли Тверской в дому благочестиваго Стефана со Матроною и чадами их. Богомольцы же Твои тайно прихождаху в дом сей, и припадающе к надежной пред Богом Заступнице, слезно взываху Ти сице:

http://pravicon.com/info-4006

Сначала дул тихий ветер, но потом поднялась сильная буря. Видя пред собою смерть, Феофан возопил: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Ты ведаешь, что я вдался волнам этим ради Тебя. Молю Твое милосердие, дай мне время на покаяние; ибо вижу, что волны готовы поглотить меня, бездна водная да не сведет в ад душу мою, не готовую предстать на страшный суд». Волны так были сильны, что не возможно было ни держать паруса, ни грести веслами. Феофан лежал среди лодки, каждую минуту ожидая смерти. Так его носило по морю десять дней; наконец он был выкинуть на берег, где слезно благодарил Бога за спасение от очевидной гибели. На вопрос земледельца – о чем он плачет? Феофан высказал ему желание поселиться где нибудь в уединенной пустыне и просил его, как туземца, указать удобное место. Селянин отвел его в густой лес к хижине, в которой пришлец и поселился. Господь очищает и возводит к высшему совершенству избранных своих разными путями, сообразно с их духовным состоянием. Доселе в Феофане было много добрых порывов, много благочестивых желаний, но не было полного отвержения своей воли и покорности воле Божией; не было непреклонной решимости к подвижничеству. Поэтому, Господь вразумляет его скорбями и искушениями, чтобы укрепить его доброе желание. Некоторые люди нашли Феофана в хижине, в которой он поселился, и привели его в Кемь, где заключили под стражу, думая при удобном случае, отправить в Соловецкий монастырь. Увидев, что сторож его заснул, Феофан тихо вышел из места своего заключения и побежал в лес. Дорогою он наткнулся на проходивших людей и просил их указать ему такое пустынное место, где бы никто его не нашел. Сжалясь над ним, эти люди накинули на него ветхое рубище, дали ему пищи и отвезли по реке вверх верст за 30 и более, где и указали ему шалаш звероловов. Но спокойствие пустынника здесь было нарушено. Поморские звероловы нашли его здесь, и, узнав, что это Феофан, бывший Соловецкий закупщик, подумали, что он бежал из монастыря с деньгами и хотели отнять у него предполагаемое богатство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

О Ярославовом сыне Всеволоде Мономах пишет: «отец мой дома седя, изумеяше пять язык» 32 . А о просвещении Владимира Мономаха свидетельствуют его прекрасное поучение к детям, и послание к Олегу Святославичу. Из поучения Владимирова мы между прочем видим, что и дети его не были безграмотными; он говорит им: «аще забываете всего, а часто прочитайте: и мне будет без сорома и вам добро. Его же умеючи, того не забывайте доброго, а его не умеючи, а тому ся учите; в том бо честь есть от инех земль». По свидетельству епископа Симона, при Мономаховом правнуке Константине Всеволодовиче были училища в Ростове и Владимире, и в последнее училище Константин, по своему духовному завещанию, отдал свой дом и библиотеку. Об учености сего Константина Симон говорит: «князь великий был охотник к чтению книг, и научен был многим наукам; того ради имел при себе и людей ученых, многия древния книги Греческия ценою высокою купил и велел переводить на Русский язык, многия дела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися. Он имел одних Греческих книг более тысячи» 33 . О князе Владимире Васильковиче Волынский летописец пишет: «Володимер же бе разумея притче и темно слово, и повестив со епископом много от книг, зане бысть книжник великий и филосов, яко то же не бысть по всей земли и ни по нем не будет» 34 . Но и не одни князья занимались учением; и дружинники или бояре также не пренебрегали книгами Даниил Заточник, живший в XII веке, в своем слове к князю Юрию так пишет о себе: «Аз бо, княже Господине, ни за море ходил, ни от философов научился, но бых яко падая пчела по различным цветом и совокупляя яко медвенный сот; тако и аз по многым книгам собирая сладость словесную и разум, и сопокупих яко мех воды морския» 35 . Другой дружинник, имя которого не известно, почти также писал о себе в своем слове к князю Ярославу Всеволодовичу, около 1215 года 36 . Волынская летопись упоминает о пресловутом певце Митусе, который не хотел служить в дружине князя Даниила 37 . А в Печерском патерике есть указание, что просвещение вообще было распространено по городам, так что селчане в сравнении с горожанами назывались тогда невеждами; патерик, говоря о преподобном Спиридне проскурняк, пишет: «Сей убо Спиридон селянин невежа, а не от города в чернечество прииде».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Ап. Петр уступил сотруднику своему (ап. Павлу) и большую половину мipa, сам оставшись апостолом только обрезания, т.е. иудеев. Да расположит Господь и дух иерархов греческих к свободному отпущению малого участка стада Христова из своей ограды, но не выходя из ограды православия. Ап. Павел охотно принял на себя единственное условие, на него возложенное собратьями, чтобы он помнил и заботился о убогих христианах иерусалимских. Да расположит Господь и церковь болгарскую вниманием к нуждам и стесненному положению церкви греческой смягчить болезнь нового лишения, ей предстоящего. Как древле церковь эллинская этим средством поддержала свое единение с церковью из евреев, так теперь любовь деятельная и вспомоществующая да сохранит неразрывность мира, для обеих сторон необходимого. (Из церк. поучений, произнесенных прот. А.В. Горским в академическом храме в 1872 году. См. Славянское Обозрение, 1892, окт., нашу статью: «А.В. Горский», стр. 173–174:176). Нельзя не признать, что если бы в свое время греки и болгары воспользовались этим мудрым советом, основанным на примере первоверховных апостолов, то церковное дело болгар давно было бы, к обоюдному удовольствию, наилучшим образом улажено… В приветственном письме к высокопреосвященному митрополиту московскому Иннокентию, по случаю его тезоименитства 26 ноября 1872 г. прот. А.В. Горский писал между прочим: «Глас от востока возвещает о разъединении сынов единой паствы, тысячу лет назад утвердивших союз между собою на камне веры, и нам единоверных. Блаженни миротворци. Но кроме этого обетования блаженства, нас желали бы привлечь к участию в распре силою канонов церковных, а с другой стороны зовут на помощь сочувствие к угнетенным, воспоминание собственной истории и единство языка и общее дело славянства». Там же, стр. 176–177. 540 См. напр., Новини, 1891, 31 (25 апр.), статью: «Греческая печать о греческих архиереях»; 1892 г. 65 (11 мая). 558 Селянин, 1891, 137 (18 июня): «Две-три думи за деятельность на римско-католическа-та пропаганда у нас». 575 Как показывает 3 примечание на 26 странице, автор слыхал о появлении нового издания книги Вундта. Только мы не знаем, почему он предполагает, что это – «значительно дополненное издание». Это – переработанное и сокращенное издание, сокращенное ни больше, ни меньше, как вдвое. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Она заговорит об истории, как говорит уже и теперь, о Кресте, о совести, об осиновом коле, о тайне, о новом религиозном воскресении, о святости суждения – но это будет тот же уклон, что и теперь, то же желание «проскользнуть». Докладчики говорят о том, чтобы слиться с народом. Как это можно? Интеллигенция выросла из народа; теперь она хочет врасти в народ. Какие естественные и философские построения дают эту возможность? Интеллигенция, собирающаяся в Религиозно-философском обществе, поставившая коренной и мучительный вопрос, заметенный потом другими второстепенными, – пусть ответит на него прямо. Быть ли Человеком и соответственно этому творить новую жизнь, а тогда, значит, идти на другие костры, не на те, которые указаны г-жей Гиппиус, – или, сознав свое бессилие, свою неподготовленность, предоставить жизни идти своим чередом. Е.П. Иванов Одно дело, мне кажется, нужно нам всем сделать: это каждому покаяться в своем известном банкротстве. Когда льется кровь, то чувствуешь ответственность перед теми, кто вернется к нам. Сумеем ли мы использовать купленное дорогой ценой их крови достояние, найдем ли мы в себе такие ценности, которые могли бы искупить их пролитую кровь, а ведь кровь их проливается и за нас. Мне жутко делается, когда я слышу все те же речи, что были и до этого года, до этого смертного часа, который пробил над нами, как будто бы до слуха самых глубин сердечных и душевных не проник звон часа сего и ничего, в корне касающегося нас, сидящих здесь, не произошло. Банкротство наше заключается, прежде всего, в том, что «говорят и не делают». Не полагают душу за идею свою, явно высказываясь до героизма, что делает, жертвуя собою, каждый солдат. Он на своих плечах и на своей крови выносит нас из беды, крестящийся церковно и причащающийся в Церкви Христовой плоти и крови, не вносит ли он и теперь нас в Церковь Его, помогая Христу нести крест Его, как некогда селянин Киринеянин помог Ему 52 . Я не раз слышал здесь высказывания за отделение церкви от Царизма. Но когда началась война, мы не спрашивали народ, есть ли в вере его Царизм или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Эта надежда скрыта в моем недре ( Иов. 19:25–26 ). Перехожу к Иисусу Навину, который был прообразом Господа не только делами, но и именем; он перешел Иордан, ниспроверг царства врагов, разделил землю победоносному народу и под именем различных городов, сел, гор, рек, источников и границ описывает духовные царства Церкви и небесного Иерусалима. В Книге Судей сколько начальников народа, столько прообразов. Руфь Моавитянка исполняет пророчество Исаии: Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона ( Ис. 16:1 ). Самуил в смерти Илии и в убиении Саула изображает окончание Ветхого Завета. А в лице Садока и Давида указывает таинства нового священства и нового царства. Malachim, то есть 3-я и 4-я Книги Царств, описывают царство Иудейское от Соломона до Иехонии и царство Израильское от Иеровоама, сына Наватова, до Озии, отведенного в плен ассириянами. Если обращать внимание на историю, то слова просты; если же вникнуть в смысл, скрывающийся в письменах, то прочтем сказание о малочисленности Церкви и о нападениях на нее еретиков. Двенадцать пророков, заключенные в тесных пределах одного тома, предызображают гораздо более, чем дает буквальный смысл. Осия часто упоминает о Ефреме, Самарии, Иосифе, Израиле, о жене блуднице и чадах блужения, о заключенной в спальне мужа прелюбодейце, которая долгое время сидит как вдова и в плачевной одежде ждет возвращения мужа. Иоиль, сын Вафуилов, изображает землю двенадцати колен опустошенной саранчой, червями и хлебной тлей и пророчествует о том, как по кончине прежнего поколения изольется Дух Святый на рабов и рабынь Божиих, то есть на сто двадцать имен верующих, которые должны были исполниться Духа Святого в горнице Сионской; эти сто двадцать восходят постепенно, возвышаясь от первой до пятнадцатой ступени, которые таинственно указываются в Псалтири. Амос – пастух, селянин, возделыватель сикомор – не может быть изложен в кратких словах. Ибо кто удовлетворительно выразит три или четыре преступления Дамаска, Газы, Тира и Идумеи, сынов Аммоновых и Моавитян, и в седьмых и восьмых Иуды и Израиля? Амос обращает свою речь к коровам тучным, находящимся на горе Самарийской, и пророчествует о разорении дома большего и меньшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Арина 9 сентября 2018, 18:41 Лучше бы деревню с городом сравняли. По инфраструктуре, уровню доступности образования, медицины и пр., чем с землей, как в 90-е. Слушала недавно проповедь в храме на ту же тему " беды наши по причине оставления людьми земли " . Ирония в том, что проповедь в храме, который стоит на месте бывших пшеничных полей, справа от него ЖК, слева КП. Александр 8 сентября 2018, 12:57 а еще с 60-х началась " централизация " под лозунгом: сравняем деревню...(с городом), примерно так. В одном нашем районе не стало около двух десятков деревень. Кому то не нужно, чтоб люди жили на земле, создавали семьи, спокойно трудились, радовались детям и внукам. Андрей 8 сентября 2018, 10:18 И горожанин, и селянин воинствуют против единого врага рода человеческого и оба пойдут путём всея земли, как только достигнут исполнения меры дней своих. Зачем противопоставлять братьев друг другу ещё и по наречению места жительства? Ведь читая Книгу Бытия можно узнать, что первым убийцей в роде человеческом был земледелец, а не скотовод и не врач. Потомки же первого градостроителя просуществовали до Всемирного потопа именно ради появления необходимых для человечества ремёсел. Больше того, не силою уводила изобретательница косметики и плетения волос сынов иного племени в вымирающие города. То есть не в городе проблема, и деревне, и не в ремесле, но в злоупотреблении свободой воли и разумом. светлана 7 сентября 2018, 10:15 Да война продрлжается.В Волгоградской обл,Городищенском р-не,хуторе Песковатке.В конце августа этого года настоятель храма Николая Чудотворца получил иск от адменистрации Городищенского р-на в арбитражный суд :О СНОСЕ ХРАМА!исцы дважды в суд не явились и дело ОСТАВИЛИ БЕС РАССМОТРЕНИЯ!Отец Владимир строит своими руками и почти достроил...А потом закон который разрабатывают о налогах с личного подсобного хозяиства вряд ли будет способствовать развитию. Анна 7 сентября 2018, 09:54 Сегодня опубликовали письмо святого мученика Николая Варжанского родным. Ведь было так страшно тогда, а он надеялся, писал о том, что жизнь наладится. И сколько было таких времен в истории Руси, когда кажется, что все, дальше некуда, дальше только конец. Господи, помоги нам остаться христианами!

http://pravoslavie.ru/115556.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010