С 1893 г. жил в Москве. В 1895-1901 гг. дирижер Русского хорового об-ва (РХО), в 1899-1906 гг.- Русской частной оперы С. И. Мамонтова и Оперного театра С. И. Зимина, а с 1925 г.- Большого театра. Под рук. И.-И. 9 марта 1913 г. силами соединенных хоров РХО, Московской консерватории и Синодального уч-ща церковного пения было осуществлено 1-е в Москве исполнение «Страстей по Матфею» И. С. Баха. С 1893 г. профессор, в 1905-1918 гг. директор, в 1919-1922 гг. ректор Московской консерватории; преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вел оперный класс. По приглашению С. В. Смоленского преподавал в Синодальном уч-ще (1894-1896), был членом Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще (1916-1917). В числе учеников И.-И.- известные музыканты Д. И. Аракишвили , А. М. Баланчивадзе, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, З. П. Палиашвили , Ю. С. Сахновский и др. В 1924-1925 гг. ректор и профессор по классу композиции Грузинской консерватории. Имя И.-И. в 1924 г. присвоено муз. уч-щу, в 1996 г.- образованному на его основе Музыкально-педагогическому ин-ту в Москве, а также муз. школам в Ростове-на-Дону и Гатчине. В своих муз. произведениях И.-И. опирался на традиции рус. классики, его творчество отличается жанровым многообразием: он - автор 6 опер, 2 симфоний, увертюры «Яр-Хмель» (ор. 1, 1881), 6 оркестровых сюит, в т. ч. «Кавказских эскизов» (op. 10, 1895), симфонической поэмы «Мцыри» (op. 54, 1924) и др. сочинений для оркестра, ряда кантат, в т. ч. «Коронационной приветственной кантаты» для детского хора на слова В. Буслаева (ор. 12, 1895), музыки к исторической пьесе В. М. Гончарова «Ермак Тимофеевич» (op. 50) для голоса, хора и оркестра, камерной музыки, свыше 60 произведений для вокальных ансамблей и хоров, свыше 100 сочинений для голоса и фортепиано. К духовной музыке И.-И. обратился в кон. 90-х гг. XIX в. под влиянием Смоленского (см. письмо И.-И. Смоленскому от 12 апр. 1902 г.: РГИА. Ф. 1119. 137. Л. 4-5). Тяготея к циклическим формам, создал «Литургию св. Иоанна Златоуста» (18 номеров, в т. ч. причастный стих «Утвердися сердце мое во мне» на текст 1 Цар 2. 1-10) и «Избранные молитвословия из всенощного бдения» (12 номеров, 1904; гл. обр. неизменяемые песнопения, за исключением «Господи, воззвах» и степенн, к-рые также являются авторскими сочинениями), а также жанровые циклы «Два запричастных стиха» и «Пять херувимских песней».

http://pravenc.ru/text/673803.html

За борьбу с обновленчеством были сосланы на Соловки и правящие архиереи Ростовской епархии первой половины 1920-х гг.: епископы Арсений (Смоленец) и Захария (Лобов), ныне прославленный в лике святых. Владыка Арсений объявил неправомочным созданный в 1922 г. в Ростове-на-Дону комитет «Живой церкви», который претендовал на управление епархией. За это обновленцы обвинили его в контрреволюции. В том же году епископ был арестован и отправлен на Соловки. После ареста епископа Митрофана (Гринева) на Аксайскую кафедру 14 октября 1923 г. был назначен епископ Нижне-Чирский Захария (Лобов), который одновременно, в отсутствие правящего архиерея после ареста епископа Арсения, управлял Ростовской и Таганрогской епархией. Под его руководством к началу 1924 г. практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулась из обновленчества в Патриаршую Церковь . По обвинению в «дискредитации советской власти» владыка был арестован 28 февраля 1924 г. и Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к двум годам концлагеря 48 . Борьба с обновленческим расколом стала важнейшей задачей Церкви сразу после инициирования его властями в 1922 г. И именно эта борьба послужила причиной ареста большинства представителей духовенства, находившихся в заключении на Соловках в указанный период. Среди них были и архиереи, близкие к Святейшему Патриарху Тихону, и, после его смерти, к Местоблюстителю Патриаршего Престола Петру (Полянскому) , и архипастыри, возглавившие борьбу с обновленчеством в своих епархиях (арестованные как со своей паствой, так и без нее), и отдельные священники-борцы с «обновленной» Церковью. В Соловецкий лагерь был сослан один из самых известных борцов с обновленцами, ближайший помощник Святейшего Патриарха Тихона священномученик Иларион (Троицкий) , архиепископ Верейский, организатор и руководитель этой борьбы в 1923 г. Трудно переоценить его роль в преодолении церковного раскола: архиепископ договаривался с приходами об их присоединении к Патриарху, разработал чин покаяния для бывших обновленцев и принял десятки из них 49 . Владыка Иларион составлял воззвания к верующим, он как представитель Патриаршей Церкви участвовал в переговорах с обновленцами и Е. А. Тучковым (возглавлявшим «церковный» отдел ГПУ), неоднократно выступал в Политехническом музее с яркими обличительными речами. Выступления высокопреосвященного Илариона неизменно заканчивались аплодисментами всего зала. После дебатов с одним из лидеров обновленцев Александром Введенским , закончившихся сокрушительным поражением последнего, владыка Иларион был арестован 50 . Арест произошел 15 ноября 1923 г. 7 декабря комиссия НКВД по административным высылкам приговорила архиепископа к трем годам заключения на Соловках 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И что революционные железнодорожники Пскова передали паровоз на станцию Дно, где совершилось историческое событие, столь важное для революционного народа. Поклонный крест, вырезанный на Соловках, установили 14 марта 2007 г., в день 90-летия государственного переворота в России 1917г. Посетили Псков и Псковский железнодорожный вокзал, где висела табличка (и висит до сих пор), сообщающая, что в здании Железнодорожного вокзала Пскова состоялось отречение Императора Николая Второго от Престола 15/2 марта 1917 года. На площади недалеко от здания вокзала у дивной Царской часовни собрались псковичи и владыка архиепископ Псковский Евсевий. Был отслужен молебен по Царственным страстотерпцам. Царская часовня эта была сооружена в честь Воскресения Христова к 1100-летию Пскова усердием губернатора Евгения Михайлова и освящена архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. Уже вечерело. Пора в дорогу обратно, чтобы утром быть в Москве, в Коломенском. Возле Царской часовни в Москву нас провожали духоносный владыка Евсевий, псковичи, отец Олег Тэор, настоятель храма святого кн. Александра Невского, игумения Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавета (Беляева), Как много они молились и помогали нам в проведении программы! Как все мы связаны и поручены друг другу Господом! Из Пскова депутация выехала поздно вечером и торопилась успеть на Литургию в Казанский храм в Коломенском 15 марта на 90-летие Обретения иконы Богородицы «Державной». Успели. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил Божественную Литургию в переполненном храме. Потом Его Святейшество выслушал участников о поездке в Дно-Псков. И через пару дней Фонд «Андреевский флаг» получил Благословение на проведение Международной духовно-просветительской программы «Под Звездой Богородицы», в которую входили восемь крестных ходов в Москву из Владивостока, Якутска, Барнаула, Ростова-на-Дону, Иерусалима, Афона, Петербурга, Архангельска. Времени оставалось очень мало, потому что самый большой крестный ход Владивосток – Москва должен был выйти весной 2007 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/11/ta...

М. в сопровождении большой свиты, состоявшей из архимандритов, великокняжеских и митрополичьих бояр, отправился в К-поль с целью быть поставленным на митрополичью кафедру. Срочность поездки была обусловлена тем обстоятельством, что свт. Дионисий нарушил обещание, данное великому князю под угрозой заточения (что осложнило отношения с последним прп. Сергия Радонежского), и тайно отправился в К-поль с жалобами на М. До Оки М. провожали сам кн. Димитрий Иоаннович с боярами, нек-рые епископы и представители московского духовенства. В отсутствие М. митрополичьим местоблюстителем стал Коломенский еп. Герасим (в 1380 благословивший рус. войска перед Куликовской битвой ). Поездке предшествовало получение М. ярлыка от хана Золотой Орды Мухаммед-Булака (выдан 28 февр. 1379) - в данном случае своеобразной проезжей грамоты через ордынские владения. Перед отъездом М. испросил и получил от вел. кн. Димитрия Иоанновича бланки грамот (чистые листы пергамена с подвешенными печатями) для их предъявления в качестве векселей генуэзским ростовщикам. Путь посольства лежал через Рязанское княжество по В. и Ср. Дону, а затем через ордынские владения темника Мамая (где М. на нек-рое время был задержан) на черноморское побережье Крыма («на Кафинское море») и далее по Чёрному м. в К-поль. Во время морского путешествия претендент на митрополичий престол заболел и умер, когда судно подплывало к столице Византии. Похоронен в Галате. Спутники М. после продолжительных споров, не поставив в известность Димитрия Иоанновича, самовольно выбрали в качестве кандидата в митрополиты Пимена , архимандрита переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , и написали на одном из пергаменных бланков, обнаруженных ими после смерти М., грамоту к патриарху от имени вел. кн. Димитрия Иоанновича. Это обстоятельство еще более усложнило конфликтную ситуацию в Киевской митрополии, разрешившуюся лишь в 1390 г., после окончательного возвращения в Москву Киевского митрополита свт. Киприана.

http://pravenc.ru/text/2563620.html

Но выбор батюшки Серафима Саровского тоже вполне логичен, так как он является одним из самых известных и почитаемых в Греции русских святых. Поэтому его покровительство русскоязычного прихода является еще одной точкой соприкосновения Греции с Россией. В Греции сейчас очень почитают некоторых недавно канонизированных русских святых, особенно блаженную Матрону Московскую и святителя Луку (Войно-Ясенецкого) . Но больше всего батюшку Серафима, так как о нем в Греции узнали еще от представителей белой волны русской эмиграции. И конечно, сам образ этого святого, классический образ христианского подвижника, очень близок греческой святоотеческой традиции, особенно афонской. А его любовь, пасхальная радость, простотана этом основано все Православие, и этого так не хватает современному человеку. В 2001 году покойный Святейший Патриарх Алексий II передал в дар Элладской Церкви ковчег с частицей мощей преподобного Серафима, и местом пребывания этого ковчега был определен именно наш храм. Сейчас многие верующие, в том числе и греки, часто приходят к нам, чтобы поклониться батюшке Серафиму. Особенно много приходит людей по четвергам, когда читается ему акафист. Из Абхазии в Грецию — А каким был Ваш путь к священству, и как Вы оказались в Греции? — Так как я сам по национальности понтийский грек, то идея уехать сюда возникла в начале девяностых годов, когда мои многочисленные родственники стали активно переезжать в Грецию. Засобирались и мы с матушкой, но Господь устроил так, что немного задержались. Для оформления документов на выезд пришлось вернуться из Москвы в Сухуми, на родину и место постоянной прописки. Обстановка в Абхазии тогда была очень интересная — многонациональная община, служба на четырех языках (русский, греческий, грузинский, абхазский), старцы-отшельники в горах, странники… Несмотря на очень тяжелое экономическое и политическое положение, было очень благодатно, и мы было раздумали ехать в Грецию. Вскоре, местные православные греки предложили мне подать прошение на рукоположение, чтобы представлять их во время богослужения. В Абхазии тогда было проблематично рукоположиться, поэтому отец Григорий, который сейчас является настоятелем храма Сумельской Божией Матери в Афинах, помог мне переехать в Ростов-на-Дону под покровительство митрополита Владимира (Сабодана) , ныне митрополита Киевского и всея Украины. Там мы с матушкой некоторое время жили прямо при храме, а в 1992 году я был рукоположен во иерея епископом Сергием (Полеткиным), ныне он архиепископ Самарский.

http://pravmir.ru/russkij-xram-elladskoj...

Священномученик Онисим родился в 1872 году в деревне Марково Новгородской губернии в семье псаломщика Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом. В 1896 году окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1904-м был рукоположен во священника и в последствии возведен в сан протоиерея. В 1920 году он был назначен священником в Свято-Троицкую церковь в Нижнем Новгороде. В 1922 году протоиерей Михаил энергично выступил против организованного властями обновленческого раскола. На его квартире священники обсуждали, какую литературу надо изучить, чтобы давать достойные ответы на диспутах, которые устраивали государственные пропагандисты атеизма.  Об этом поступил донос в ОГПУ. 26 февраля 1925 года участники встречи были арестованы и заключены в нижегородскую тюрьму. Через месяц их освободили под подписку о невыезде. На следующий день протоиерей был пострижен в монашество с именем Онисим и хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). Тем временем Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к лишению «права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии сроком на три года». Епископ Онисим избрал местом жительства город Воткинск, и 26 апреля 1926 года митрополит Сергий назначал его епископом Воткинским.  30 декабря 1927 года в доме секретаря епископа  был произведен обыск, во время которого было найдено шестнадцать номеров  журнала «Вера и жизнь», издававшегося в Латвии,  присланных служившим там священником. Вскоре хозяин дома был вызван в ОГПУ и арестован. 4 февраля 1928 года арестовали и епископа Онисима. Он был заключен в тюрьму в городе Сарапуле и обвинен в «распространении нелегальной литературы контрреволюционного характера». 22 июня 1928 года его приговорили к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Перед окончанием срока заключения 3 января 1931 года Особое Совещание приговорило епископа дополнительно к трем годам ссылки в Северный край. Из Соловков он был отправлен в Архангельск, где поселился в качестве ссыльного, зарабатывая на жизнь работой в госфотографии. В 1933 году митрополит Сергий назначил епископа Онисима на Тульскую кафедру. 18 декабря 1935 года епископ Онисим был арестован и направлен в Бутырскую тюрьму в Москве. Обвинение - проповеди антисоветского характера и создание контрреволюционной группировки из числа духовенства. 16 апреля 1936 года приговорен к пяти годам ссылки в город Каргополь Архангельской области. Здесь 6 января 1938 года его снова арестовали и заключили в городскую тюрьму. Допрос состоялся в самый день праздника Рождества Христова. Были предъявлены обвинения в антисоветских высказываниях. 11 января епископ был переведен в тюрьму в Архангельск. 13 января его приговорили к расстрелу. Епископ Онисим был расстрелян 27 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-190-...

· «Люблино»- Айварс, Надя; «Коломенский«- Сергей Л., Лена Л.; «Орехово»- Антон Шаров, Жанна; «Чертаново«- Олег, Алена; «Университет»- Костя, Ольга; «Черемушки«- Слава М., Аня; «Юго-Западный»- Дима, Оксана. Месторасположение центров В 1981 г. организована первая « Церковь Христа» за пределами США, в Лондоне. К концу 1995 г. международные церкви Христа имели в 89 странах 242 общины, насчитывающие 118 тысяч прихожан 1130 . « Церковь Христа» имеет в мире 24 церкви, из которых в США – 7, а также дочерние церкви, одна из них – в Москве. «Церкви Христа» действуют в России и на Украине (Киев), в Эстонии и Белоруссии. Наиболее многочисленные общины в России и на Украине – около 6 тысяч адептов. Общины «Церкви Христа» действуют в следующих городах России: Архангельск, Барнаул, Биробиджан, Благовещенск, Владивосток, Вологда и Вологодская область (Череповец), Волгоград, Воронеж, Екатеринбург (зарегистрированы 2 организации « Церковь Христа на Урале»), Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Киров, Красноярск, Магадан, Москва и Подмосковье (Люберцы), Мурманск, Новосибирск, Омск, Орел, Псков, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сыктывкар и города Коми (Ухта, Печора, Усинск, Инга, Сосногорск и др.), Тамбов, Тверь, Томск, Хабаровск, Ульяновск, Ярославль и др. Москва поделена на 7 миссионерских районов, в каждом – свой центр. Под своего рода монастырь оборудован один из корпусов студенческого общежития тимирязевской сельскохозяйственной академии. В «Московской Церкви Христа» восемь мест проведения в Москве воскресных служб 1131 : м. «Фрунзенская»; м. «Цветной бульвар»; м. «Владыкино»; м. «Новые Черемушки». Встречи для членов МЦХ: м. «Арбатская». Главный офис «Московской Церкви Христа» – Каширское шоссе 1132 . Численность адептов К июлю 1994 года число последователей Мак-Кина в 63 странах мира составило свыше 87000 человек (156 общин) 1133 . По состоянию на апрель 1996 г. количество адептов «Московской Церкви Христа» составляет 2245 чел. обоего пола, количество адептов «Церкви Христа» в России составляет 12300 человек («учеников»), в том числе в Екатеринбурге – до 100 адептов, в Мурманске – 1000. Доктрина

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Взяться за перо, и не ради Вас, а ради многих из тех, кто свято верит Вашим словам, произнесенным со столь высокой трибуны, меня побудили события прошлой недели. Нападение на московскую синагогу было совершено молодым человеком, необремененным сомнениями в правильности своих идеологических установок. Для подобных людей, которые, увы, попадаются среди тех, кто считает себя верующими, идеология нужна не как основа для размышлений или эталон внутренней самооценки, а исключительно как установка к действию. Это заставило меня задуматься над тем, сколько же семян злобы уже посеяли и еще посеют Ваши печатные и устные слова в умах новых копцевых и какими непредсказуемыми всходами они, не дай Бог, еще могут обернуться. Печальные примеры таких всходов, к сожалению, уже есть. 22 июня 1995 года некто отец Сергий (Румянцев) организовал бандитское нападение на храм Общества сознания Кришны в Ростове-на-Дону. Как священник местной церкви, он привел с собой на просвещение " сектантов " около 25 молодчиков из своей паствы, вооруженных цепями, кусками арматуры и саперными лопатами. Под крики " вы русские люди, зачем нацепили на себя чужие тряпки! " апологетическая бригада отца Сергия стала бить кришнаитов по головам и ребрам, не щадя ни подростков, ни детей. В результате 30 человек попали в больницу, один с переломом черепа – в реанимацию. Единственным наказанием для отца Сергия стало лишение сана. Нападению предшествовал ряд выступлений в ростовских газетах, которые слово в слово повторяли Ваши тезисы против кришнаитов. Уж не это ли Вы как раз имели в виду, когда говорили о " признанных в любом цивилизованном обществе методах ведения межконфессионального диалога " ? Поэтому, оставляя за Вами право на личную неприязнь к Индии, индуизму и к его последователям, я искренне надеюсь, что драма в синагоге заставит Вас впредь быть осторожнее, когда речь идет о публичном выражении Ваших чувств. Тем не менее, я благодарен Вам за подробное разъяснение Вашей позиции по отношению к индуизму в целом, а также к самой Индии и ее культуре.

http://religare.ru/2_25224.html

Затем врача перевезли в другой район, где полицейские пригласили понятых и достали из кармана куртки Николая Каклюгина сверток с наркотиками. «В деле нет никакой предыстории, слежки до задержания, записей разговоров. На Николая якобы указал секретный свидетель, поэтому его задержали. Следователи не задавали Николаю вопросов — откуда наркотики, куда собирался сбывать? Экспертиза показала, что на пакете нет его отпечатков пальцев. И впоследствии даже обысков нигде не проводили»,— говорит отец врача. Николая Каклюгина заключили под стражу, трижды он объявлял голодовку, требуя, чтобы его дело передали на рассмотрение в центральный аппарат Следственного комитета России. Когда состояние здоровья врача ухудшилось, его перевели в тюремную больницу, при этом поместили в психиатрическое отделение. В марте 2019 года его дело начали рассматривать в суде. На очередном заседании в четверг, 17 октября, суд по ходатайству адвоката Павла Пешикова приобщил к материалам дела заявление подполковника полиции Наталии Разумной — она рассказала, что дело против врача сфальсифицировали ее бывшие коллеги (копия документа имеется в распоряжении “Ъ”). Наталья Разумная — бывший начальник отдела дознания ОП УМВД России по Ростову. В феврале 2019 года против нее возбудили уголовное дело по обвинению в мошенничестве (ст. 159 УК РФ), фальсификации доказательств (ст. 303 УК РФ), незаконном освобождении от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ) и привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ). Женщина была объявлена в федеральный розыск. Как рассказал “Ъ” адвокат Павел Пешиков, в конце сентября источники в правоохранительных органах передали ему заявление Натальи Разумной, датированное 13 августа 2019 года. В документе госпожа Разумная сообщает, что о заказном характере дела в отношении Николая Каклюгина ей стало известно из личных бесед с начальством и коллегами. В заявлении она перечисляет фамилии правоохранителей, которые, по ее данным, причастны к фальсификации дела. Заказчиком дела, по ее мнению, является лидер НАС Никита Лушников. Бывшая сотрудница МВД также упоминает, что следствие намеренно не требовало проездные документы на имя Каклюгина из аэропортов Ростова-на-Дону и Омска, «поскольку в ином случае было бы сомнительно, что Каклюгин проносил с собой наркотические средства через рамки досмотра двух аэропортов». «Все изложенные мною в заявлении сведения достоверны и однозначно будут подтверждены результатами биллинга и детализацией телефонных соединений»,— заключает экс-полицейский Разумная.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/22/narkol...

Сыновья протоиерея Павла Дернова родились в городе Елабуге. Борис Дернов появился на свет 17 мая 1897 года. Окончил 6 классов Елабужского реального училища. После окончания дополнительного класса поступил в Петербургский институт путей сообщения. Григорий Дернов родился 23 января 1899 году. Он также окончил Елабужское реальное училище, дополнительный класс и поступил в Петроградский технологический институт. Семен Дернов родился 1 февраля 1901 года и успел получить образование только в Елабужском реальном училище. В 1918 году с захватом Елабуги карательным отрядом Е. Колчина в городе начался террор. После ярких проповедей, прочтения в храме послания Патриарха Тихона и обличения осквернителей храма протоиерей Павел Дернов был представлен карателями как главный организатор восстания в Елабуге. В его доме 12 февраля 1918 года (по старому стилю) начался обыск. Отец Павел был арестован. Пьяные солдаты увели его на лед реки Тоймы и расстреляли в ночь с 13 на 14 февраля. На следующее утро, 14 февраля (27 февраля по новому стилю), когда весть о смерти протоиерея Павла Дернова еще не дошла до его семьи, трое его сыновей отправились на поиски отца и были арестованы солдатами. Очевидцы свидетельствовали, что по дороге к месту казни они во всеуслышание исповедовали православную веру. Братья Дерновы были выведены под городскую дамбу и там расстреляны из ружей с разрывными пулями, причем каратели беспорядочно стреляли в молодых людей и затем добивали их штыками.   Константин Александрович Верецкий родился 3 июня (21 мая по старому стилю) 1874 года в селе Петровском Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье священника. В 1892 году окончил курс в Екатеринославской духовной семинарии, и с 1898 по 1911 годы преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Новомосковского и Павлоградского уездов Екатеринославской губернии. В ноябре 1911 года рукоположен во иерея и определен к Свято-Троицкой церкви села Ейское укрепление. В 1913 году переведен третьим священником во Всехсвятскую церковь г. Ростова-на-Дону. Пастырь был любим народом, к нему приходили за утешением и за помощью, и он никому не отказывал.

http://patriarchia.ru/db/text/5285556.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010