В 1897 году в западной части Покровского сквера, у красной линии Богатяновского проспекта произошла закладка грандиозного каменного здания. Церковь, крестовая в плане, со значительно выступающими объемами приделов во имя святителя Димитрия Ростовского и во имя вмч.Георгия Победоносца, с величественной колокольней над притвором являла собой удивительный по красоте архитектурно-художественный образ. Ее освящение состоялось 22 мая 1909 года (по старому стилю). Страшным кровавым колесом прокатилась революция и гражданская война по Донскому краю. Гибли сотни и тысячи людей, уничтожалось все то, что составляло стержень и основу казачьей жизни. На Дону с удвоенным усердием и последовательностью истреблялось Православие, как духовная опора казачества, репрессировалось духовенство и верующие. В 1930 году был закрыт, а потом и разрушен Покровский храм. В первое время власти не решались возводить что-либо на месте разрушенного храма. Но вскоре здесь устанавливают сначала часы на столбе, затем устаивают фонтан и разбивают Кировский сквер. И уже в 1939 году устанавливают памятник Сергию Мироновичу Кирову. По милости Божией, тысячи писем православных горожан к руководителям города и области о восстановлении Покровского храма на ее историческом месте привели к решению властей о воссоздании исторического и духовного центра крепости и строительстве храма. 3 февраля 2005 года в Кировском сквере г.Ростова-на-Дону был освящен памятный крест и заложен камень в основание будущего Покровского храма. Началу возрождения святыни предшествовала архивная работа. Исследовательский поиск архивных графических документов, фотографий, исторических источников завершился археологическими изысканиями для выявления территории Покровских храмов XVIII - нач. XX вв. и выбора места под строительство нового храма. Храм выстроен всем миром. Жертвовали организации и предприятия Ростова-на-Дону и Ростовской области, а также многих городов и поселений России – от Москвы и Санкт-Петербурга до села Коелга Челябинской области. Всем им Фонд «Покровский храм», как и жители Ростова-на-Дону, выражают глубокую признательность за понимание важности воссоздания духовного наследия и бескорыстную помощь, оказанную в деле проектирования и строительства храма. А прихожане и священнослужители поминают их за богослужением. 11 ноября 2007 года архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон в сослужении духовенства Ростовской-на-Дону епархии совершил чин Великого освящения вновь построенного Старо-Покровского храма в г.Ростове-на-Дону.

http://sobory.ru/article/?object=12018

Среди молившихся были настоятельница Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, преподаватели и студенты Донской духовной семинарии, казаки Платовской сотни Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова, воспитанники Свято-Георгиевской православной средней общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону, благотворители и строители собора Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужебные песнопения исполнили Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий), мужской хор Донской духовной семинарии (регент — иеромонах Аверкий (Шапошников)), женский хор регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии (регент — К.В. Жукова). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Верующие, не попавшие в переполненный собор, молитвенно участвовали в богослужении, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на прихрамовой территории.  На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Усатов, клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе. По окончании Литургии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству специально написанный ко дню освящения собора Донской образ Божией Матери с предстоящим святителем Димитрием Ростовским и изображением обновленного кафедрального собора г. Ростова-на-Дону.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному собору Святейший Владыка передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери. «Когда я сегодня вошел под своды этого храма, то действительно не узнал собор, в котором неоднократно бывал, — сказал Предстоятель. — Это реальное возрождение. Я бы сказал, что это такое возрождение, которое не просто возвращает нас в прошлое, а которое свидетельствует о том большом пути, который все мы прошли, в первую очередь — вы, мои дорогие, ростовская паства, которая оказалась способной не просто возродить, а явить этот старинный собор в такой замечательной красоте. Пусть он согревает ваши сердца, и пусть молитва под этими сводами будет сильна и будет достигать Престола Божия».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5520376...

11 января 2019 года на имя начальника ГУ МВД России по Ростовской области О. П. Агаркова я подготовил, подписал и передал через своего защитника-адвоката обращение-заявление, в котором ещё более детально конкретизировал все факты, персонажи и обстоятельства, приведшие меня в следственный изолятор г. Новочеркасска Ростовской области. Данный текст, как и заявление также подшит в материалы дела, см. л. д. 234-235, том 2. Однако, как ни странно, руководство областной полиции, областной прокуратуры, прокуратуры Пролетарского района г. Ростова-на-Дону не обратило тогда внимания на этот крик души человека, известного своей абсолютно прорусской, пророссийской патриотической позицией, за 40 дней голодовки поставившего целью обратить внимание на вопиющие нарушения со стороны ростовских полицейских, прокурорских работников. Между тем, обращение-заявление от 11 января 2019 года, будь оно опубликовано пораньше, вероятно, уже имело бы больший эффект. Публикуем частично его сейчас, рассчитывая на широкий отклик и реакцию в правоохранительных структурах, средствах массовой информации и общественных правозащитных организациях федерального, а не местечкового, малоэффективного уровня. " Заявление (лист дела 234-235, том 2) Начальнику ГУ МВД России по Ростовской области О. П. Агаркову Копия: следователю ОРП на ТО ОП СУ УМВД России по г. Ростову-на-Дону подполковнику юстиции Швецовой И. С. Каклюгина Николая Владимировича 02.12.1980 г.р. председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации " Матери против наркотиков " в Краснодарском крае, кандидата медицинских наук, врача психиатра-нарколога, в настоящее время подследственного по сфабрикованному сотрудниками ОРП на ТО Отдела полиции СУ УМВД России по г. Ростову-на-Дону уголовному делу 1180160095001525 Пишу утром 11 января пока ещё действуют обезболивающие препараты, последние, которые у меня были. Сообщаю Вам, что на вверенной Вам территории, конкретно - Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, а также в рядах Управления по контролю за оборотом наркотиков УКОН Ростовской области действует сплоченным коллективом организованное преступное сообщество (ОПС), целями которого является выполнение по политическим или коммерческим мотивам заказов по подбросу заблаговременно расфасованных наркотиков .../.../... с дальнейшей подтасовкой/фальсификацией доказательной базы и вменением в вину при содействии должностных лиц .../.../... значительно более тяжёлых частей статьи 228, что обеспечивает мгновенное и длительное заключение под стражу " заказанных " лиц.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/15/polg...

При Владимирской церкви была построена одноклассная мужская церковно-приходская школа имени Шаховых. В школе обучалось 150 мальчиков. Заведующим и законоучителем в ней был священник Владимирской церкви о. Василий Хандалеев, также имелись другие учителя. В Российском государственном историческом архиве г. Санкт-Петербурга в фондах Священного Синода Русской Православной Церкви находится фотография 1900 года внешнего вида здания одноклассной мужской церковно-приходской школы имени Шаховых при Владимирской церкви города Ростова-на-Дону. В настоящее время в бывшей церковно-приходской школе Владимирской церкви по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Чебанова, д. 10 располагается профессиональное училище железнодорожников 15. Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 09.10.1998 г. здание поставлено на охрану как объект культурного наследия регионального значения.   В церковной ограде был построен каменный двухэтажный причтовый дом, в верхнем этаже которого располагалась квартира священника, а в нижнем помещались церковные сторожа. В настоящее время часть помещений приватизировано, в бывшем причтовом доме проживают люди, в том числе прихожане восстанавливаемого Князь-Владимирского храма. http://knvladimir.ru/ В 1889 г. в Затемерницком поселении была построена Владимирская (Шаховская) церковь, при ней церковно-приходская школа, каменный двухэтажный дом. До настоящего времени сохранились: Обустроенное под действующий храм здание, в котором присутствуют от разрушенного храма часть восточной стены, выполненой из кирпича старого образца на известковом растворе, с пилястрами, опирающимися на фундаменты из каменных блоков. С восточной стороны здания сохранились остатки фундамента алтарной части храма. Здание железнодорожного училища - здание церковно-приходской школы, перестроенной под мужское и женское начальные училища и открытое в 1897 г. Дом, в котором живут люди - каменный дом, верхний этаж предназначался для священника, нижний - для церковной сторожки. Обустроенное здание, как памятное место, с сохранившимися элементами бывшего храма во имя св. равноап. князя Владимира (Шаховской церкви), связанное с 900-летием празднования Крещения Руси и меценатством купцов Шаховых, и здание городского училища, как здание начальных училищ, построенное на средства М.П. и Е.Л. Шаховых, приняты на государственную охрану как памятники истории и культуры г. Ростова-на-Дону.

http://sobory.ru/article/?object=38100

Будучи активным деятелем старообрядческого движения всероссийского масштаба, Н. А. Панин принял решение организовать в Ростове-на-Дону старообрядческий духовный центр. Два его дома по улице Канкринской, 39–41 находились всего в ста метрах от существующей Введенской церкви белокриницкого согласия, а в громадном дворе при строениях арендовала помещения табачная фабрика Шлема Фишевича Файермана. В 1910 году Н. А. Панин строит на этом участке двухэтажный дом причта по проекту ростовского архитектора Е. М. Гулина. Через год в этот дом приглашают старообрядческого священника из города Вольска — отца Николу Микульшина. Тогда же на этих землях Панин закладывает новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Принимая во внимание, что отец Никола Микульшин переехал в Ростов-на-Дону за два года до окончания строительства храма, можно предположить, что он принимал непосредственное участие в его возведении. Сам же Панин с душевной теплотой относился к строительству. Достаточно сказать, что для проектирования храма был приглашён архитектор высокого столичного уровня — В. А. Покровский, выпускник Академии художеств, известный российский зодчий, чьи творения формировали ретроспективизм — новое стилевое направление русской архитектуры конца XIX — начала XX в.в. Глубокое исследование и знание традиций древнерусской архитектуры, её закономерностей и стилей отразились в таких его архитектурных произведениях, как здание Государственного банка в Нижнем Новгороде, Фёдоровский собор и Фёдоровский городок в Царском селе, храм-памятник русским воинам, павшим в битве 1813 года под Лейпцигом, близкий по архитектурному стилю церкви Вознесения в Коломенском. Привлечение этого мастера к строительству не было случайным. В. А. Покровский принадлежал к группе художников, которые связывали своё призвание с возрождением русского религиозного искусства. В ходе строительства старообрядческого собора архитектор В. А. Покровский использовал формы древнерусского зодчества в так называемом «неорусском» стиле, что позволило зданию стать органичной частью сложившейся городской застройки. Церковь являла собой одноярусное протяжённое сооружение с пониженной, меньшей по габаритам алтарной апсидой. Молельный зал, апсида и асимметрично размещённая одноярусная звонница увенчаны малыми главками. Храм, вмещавший порядка 500 молящихся, стал одним из культовых зданий в Ростове-на-Дону.

http://sobory.ru/article/?object=10792

пастор д-р Дагмар Хеллер, профессор Экуменического института, Боссе, Швейцария; пробст Зигфрид Каспарик, ответственный за реформацию и экуменизм Евангелической церкви Средней Германии, Виттенберг; пастор Мартина Северин-Кайзер, секретарь по экуменизму Церкви Северной Германии, Гамбург; д-р Мартин Тамке, профессор экуменического богословия и восточной истории и миссии Гёттингенского университета Георга-Августа; д-р Райнхард Тёле, профессор сравнительного изучения Символов и исповеданий Православных Церквей, Университет Мартина Лютера, Хале-Виттенберг; пастор д-р Дженифер Васмут, научный сотрудник кафедры сравнительного изучения Символов и исповеданий Православных Церквей, Университет Гумбольдта, Берлин; старший церковный советник пастор Михаэль Хюбнер, секретарь по делам Центральной и Восточной Европы, Ганновер; пастор д-р Мартин Иллерт, исполнительный секретарь по экуменизму и связям с Православными Церквами, Ганновер — секретарь. В качестве гостя присутствовал: епископ Дитрих Брауэр, епископ Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России, Москва. Надя Симон, Пульгайм (переводчица); протодиакон д-р Георгий Кобро (переводчик). I Открывая диалог, митрополит Меркурий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором подчеркивалось значение предстоящих собеседований. Во время заседаний поочередно председательствовали митрополит Иларион и епископ Мартин Шиндехютте. Главы делегаций подчеркнули значение темы нынешнего диалога для обеих Церквей. Прибывший в Ростов-на-Дону из Бейрута сразу же после отпевания Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV митрополит Иларион засвидетельствовал, что христиане на Ближнем Востоке в условиях нынешней политической конфронтации находятся под угрозой уничтожения. Участники выразили свою озабоченность тем, что в ходе общественного обсуждения происходящих политических перемен на Ближнем Востоке и в Северной Африке эта опасность не получает должного рассмотрения. В воскресенье, 9 декабря 2012 года обе делегации присутствовали на Божественной литургии в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2646645...

Отбыв срок ссылки в 1941 г., проживал в г. Ейске. После занятия Ростова-на-Дону немецкими и румынскими войсками в июле 1942 г. Н. как правящий архиерей Ростовской епархии с разрешения оккупационных властей организовал епархиальное управление. Во время оккупации на территории Ростовской обл., где до войны оставался лишь один действующий храм, было открыто 243 церкви. Н. дважды вызывали в гестапо. Его обвиняли в критических высказываниях в адрес нем. властей, однако никаких карательных мер против него не применялось. Поскольку Ростовская обл. была включена нем. властями в качестве Ростовского генерального округа в состав рейхкомиссариата Украина, Н. в кон. 1942 г. присоединился к автономной Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московской Патриархии. Состоял в переписке с патриархом Румынской Православной Церкви Никодимом . Часть правосл. верующих Ростовской епархии во время оккупации окормлялась румын. военными священниками. Перед освобождением Ростова-на-Дону советскими войсками Н. в февр. 1943 г. был вывезен немцами в Мариуполь. 20 марта того же года патриарший местоблюститель митр. Сергий ( Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) издал послание к правосл. пастве Ростовской епархии, в к-ром осудил организацию во время оккупации в Ростове-на-Дону подконтрольного нем. властям епархиального совета: «В качестве же возглавителя епархии где-то разыскали бывшего ростовского архиепископа Николая Амасийского, еще в 1935 году уволенного нами от управления Ростовской епархии. Жалкий старец едва ли отдавал себе ясный отчет в своих действиях, но тем он и удобнее был для показного возглавления». Подобные действия в послании были названы незаконными, а виновные в них - подлежащими церковному суду. В мае 1943 г. оккупационные власти санкционировали организацию Мариупольской и Приазовской епархии, во главе к-рой был поставлен Н. В мае или июне состоявшийся в Мариуполе под нем. контролем епархиальный съезд духовенства самовольно присвоил Н. титул «митрополит Приазовский». В сент. того же года при дальнейшем отступлении немецко-румын. войск Н. был эвакуирован в Одессу, а затем в Румынию. Проживал в мон-ре Черника близ Бухареста (по др. сведениям, в Яссах). Имеется сообщение о том, что незадолго до кончины Н. перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

Источник: http://www.rey.aaanet.ru/ Церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы поначалу была известна в Ростове-на-Дону под названием " крепостной " . История Покровской церкви началась с 1762 года. В этом году ее строительный материал был перенесен из упраздненной крепости Св. Анны, находившейся вверх по Дону от Черкасска, в строившуюся крепость Св. Димитрия Ростовского и заложенную годом раньше. Эта деревянная церковь, сооружавшаяся на средства военной казны, находилась вблизи того места, где в 1939 году был установлен памятник С.М. Кирову. Церковь имела крайне малые размеры и предназначалась в основном для военных лиц, населявших крепость. Существует предание, что именно в этой первой Покровской церкви " певал " Александр Васильевич Суворов, когда он в чине генерал-поручика проезжал через крепость в 1777 году, а затем относительно долго проживал с семьей в крепости всю зиму 1783-1784 годов. С увеличением населения крепости возникла необходимость в более вместительном храме, поэтому эту первую Покровскую церковь разбирают, а на ее месте на средства той же военной казны сооружается новая Покровская церковь, которую освящают 28 сентября 1784 года. В 1818 году архитектор Л. Шарлеман выполнил обмеры храма. В колокольне нового Покровского храма были установлены часы с боем, которые просуществовали до 1831 года. Через 9 лет после возведения нового Покровского храма к нему в 1796 году пристраивают правый южный придел во имя Св. Димитрия Ростовского из материала упраздненной Дмитриевской церкви. Покровская церковь долгое время была главной церковью не только для крепости, но и для прилегающих поселений. Поэтому Епархиальные ведомости уже с конца XVIII века Покровскую церковь называли Соборной. Но вот по Указу Синода от 1822 года она перестала быть таковой. С этого времени Соборной церковью стала церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы на старом базаре. Несмотря на такое " понижение ранга " Покровская церковь более 60 лет имела только военных священнослужителей. Тем не менее, с 1806 года церковь официально находилась как в военном, так и епархиальном ведении. С назначением в 1869 году настоятелем Ф. С. Руднева Покровская церковь полностью переходит в епархиальное ведение.

http://sobory.ru/article/?object=12018

Богослужебные песнопения исполнили Большой архиерейский хор под управлением Галины Осадчей и сводный хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий). Архиерейское богослужение в праздник особо почитаемой на Дону иконы Божией Матери посетили временно исполняющий обязанности губернатора Ростовской области Василий Голубев, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Гурба, председатель Законодательного собрания Ростовской области Виктор Дерябкин, глава администрации г. Ростов-на-Дону Сергей Горбань, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, меценат Игорь Греков. За Литургией молились студенты Донской духовной семинарии, насельники Свято-Донского монастыря, казаки Всевеликого войска Донского, учащиеся кадетских корпусов, многочисленные паломники. На сугубой ектении митрополит Меркурий вознес молитвы о мире на Украине, о прекращении междоусобной брани. По завершении богослужения архипастырей, духовенство, жителей Дона и многочисленных паломников приветствовал временно исполняющий обязанности губернатора Ростовской области. Василий Голубев поздравил верующих с праздником. «Донской образ имеет особенное значение для нашего края, он с давних времен вдохновлял казаков на ратные подвиги. Культурное наследие казачества, его традиции, своеобразный уклад жизни, трагическая судьба в XX веке составляют особую страницу в истории, о которой должно быть известно каждому новому поколению», — отметил глава региона. По просьбе благотворителей Василий Голубев передал Донской митрополии обретенную христианскую святыню — ковчег с частицами святых мощей и Древа Креста Господня. «Мощевик был обнаружен в 2007 году в Таганроге при разборе фундамента старинного здания. Эксперты установили, что найденные святыни — подлинные. До революции ковчег находился на Иерусалимском подворье Таганрога. В благословение жителям Донского края его передал Иерусалимский Патриарх Дамиан — в память о своем пребывании в Таганроге и духовном общении с блаженным старцем Павлом. После революции след этого мощевика теряется, и только восемь лет назад святыня была найдена», — рассказал историю обретения мощей В. Голубев.

http://patriarchia.ru/db/text/4212854.ht...

Иерей Константин, и ранее призывавший своих прихожан к покаянию, следуя своему священническому долгу, как свидетельствовал его отец, священник Александр Верецкий, зачитал в храме послание Святейшего Патриарха Тихона: «Сын мой читал в церкви грамоту патриарха Тихона и повторил слова об анафеме. Он знал, что большевики злы на него, но от них и не думал прятаться» . Он знал, что большевики злы на него, но от них и не думал прятаться Выраженная позиция священника Константина Верецкого, основанная на послании Святейшего Патриарха Тихона, стала причиной особой ненависти тех, кто поддерживал большевиков. Отец Константин неоднократно получал угрозы в свой адрес со стороны местных большевистских ячеек. Однако, выполняя свой пастырский долг, он не покинул Ростов-на-Дону вместе с отступавшей в 20-х числах февраля 1918 года Добровольческой армией Деникина. Расправа 10 (23) февраля в Ростов-на-Дону вошли части красногвардейцев под командованием Р.Ф. Сиверса. Красноармейцы жаждали убийств и готовы были убивать, о чем свидетельствовал в своих воспоминаниях меньшевик А. Локерман . Особую ненависть у красногвардейцев вызывало православное духовенство. Недовольные проповедями отца Константина прихожанки донесли новому правительству о непокорном священнике. Далее, по свидетельству супруги отца Константина Евлампии Ивановны Верецкой, события развивались так: «10 февраля пр[ошлого] (то есть 1918-го. – прот. А.Л. ) года в 3 ½ часа дня в квартиру нашу явились человек 12 вооруженных красногвардейцев, солдат и рабочих, мне неизвестных, объявив мужу, что они пришли за ним и поведут его в Военно-революционный комитет. Муж мой, Константин Александрович Верецкий, священник церкви Всех святых, без сопротивления вышел с ними на улицу, где была толпа, состоявшая главным образом из женщин. Толпа была враждебно настроена и потребовала, чтобы мужа повели прямо в степь на расстрел. На улицу я из квартиры не выходила, но когда в квартире спросила у солдат, за что арестовывают мужа, то получила ответ, что за проповеди против большевиков. Мужа повели по Братскому пер[еулку] по направлению к степи и там в квартале между Кузнецкой и последней улицей его расстреляли. На теле мужа было несколько пулевых и штыковых ран, и, кроме того, был размозжен череп, по-видимому, ударом приклада ружья» .

http://pravoslavie.ru/126149.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010