Материальное мое положение тоже ужасно, т. к. четыре месяца не получаю содержания и имею на попечениии еще больного брата. Усердно прошу: помогите моему устроению в Астрахань. Душевно преданный богомолец Епископ Леонтий. Мой телефон 5-03-62. Л. 61–61 об. Рукопись. Автограф. См. подробнее о нем в статье: Мраморнов А.И. Леонтий (фон Вимпфен Владимир Федорович), еп. Енотаевский//Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 40. С. 514–515. Начальник канцелярии обер-прокурора Ф. Виноградов был направлен в Саратов с ревизией в апреле 1917 г. по предложению обер-прокурора В. Н. Львова. В отчете о поездке в Саратовскую епархию он принял сторону епископа Палладия (Добронравова), конфликтовавшего с епископом Леонтием ( Рогозный П.Г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008. С. 90. [iv] Предшественник епископа Леонтия по Петровской викарной кафедре (1912–1916) епископ Дионисий (Прозоровский, 1870–1937). [vi] Епископ Досифей (Протопопов, 1866–1942), с 1909 г. епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, с августа 1917 г. епископ Саратовский и Царицынский. [vii] В 1915 г. Св. Синод переместил епископа Леонтия с Чебоксарского викариатства Казанской епархии на Ереванское викариатство Грузинского экзархата. [viii] Имеется в виду Сергий (Страгородский), на момент написания этих строк архиепископ Финляндский, единственный член дореволюционного Синода, оставшийся в новом составе высшего органа церковной власти. [x] Говядовский Харитон Федорович (1874–1938), после революции деятель украинского церковного движения, расстрелян. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/5929796

На 3-м часе – кафизма 9-я. На 6-м часе – кафизма 10-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 11-я. На всех часах – тропарь часа со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». Конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю). На изобразительных – блаженны поскору, без пения; по «Отче наш...» – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака – чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. На вечерне – кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 8-й: «Самовластно совлекохся...» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Мученицы Господни...», и подобны Триоди, глас 1-й: «Пригвожден, Господи...», «Пощения светлостию...», и глас 6-й: «Животворящему покланяющеся Твоему Кресту...»; и стихиры Минеи (с 6 апреля, свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Древу Крестному...». Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-18/

На 3м часе – кафизма 9я. На 6м часе – кафизма 10я; тропарь пророчества (из Триоди), 1й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2й прокимен Триоди. На 9м часе – кафизма 11я. На всех часах – тропарь часа со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя…». Конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16ю). На изобразительных – блаженны поскору, без пения; по «Отче наш…» – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя…». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака – чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. На вечерне – кафизма 12я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 8й: «Самовластно совлекохся…» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Мученицы Господни…», и подобны Триоди, глас 1й: «Пригвожден, Господи…», «Пощения светлостию…», и глас 6й: «Животворящему покланяющеся Твоему Кресту…»; и стихиры Минеи (с 18 марта, свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского), глас 4й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте Тя яко узре…». Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Ок. 1700 г. на средства дочери Чаплина Акулины Семеновны Нарышкиной близ задних ворот была построена одноглавая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Антиминс на престол храма был выдан в авг. 1702 г. (ГМЗРК. Р-567. Примеч. к л. 9: «По запискам монастырским видно, что оная Покровская церковь была построена в 1700-м году при патриархе Адриане и при архимандрите сего монастыря Адриане»; также см.: Холмогоровы. 1911. С. 151). В местном ряду иконостаса Покровского храма находился образ ап. Иоанна Богослова, написанный для храма XVII в., древняя же икона, видимо, почитаемая в монастыре, к тому времени была перенесена в Борисоглебский собор. Впосл. при Покровской ц. были выстроены больничные кельи, но первоначально она, возможно, задумывалась как 2-я теплая церковь мон-ря. В описи 1714 г. деревянная двойная больничная келья показана отдельно, вне связи с Покровской ц. Пристроенные к церкви 2 кельи упомянуты лишь в смете И. Ф. Мичурина 1740 г., из к-рой следует, что всего через 40 лет после постройки Покровская ц. обветшала (РГАДА. Ф. 248. Оп. 14. Д. 794. Л. 399 об.). В описи 1764 г. каменные 2-этажные кельи «с чуланами и с сеньми длиною на 4 и шириною на 3-х саженях» представлены более подробно, тогда же Покровская ц. именуется больничной. Она уже не использовалась по назначению «за ветхостию расседающихся каменных сводов и за ветхостию в ней святых икон». В трапезной Покровской ц. были временно сложены дела из архива Дмитровской воеводской канцелярии, пострадавшей во время городского пожара в мае 1764 г. (МЗДК. Ф. 19/5170. Оп. 1. Д. 12. Л. 52-52 об.). В 1779 г. игум. Иаков хотел возобновить церковь на собственные средства и потребовал от Московской губ. канцелярии забрать архив (Там же. Д. 13. Л. 4-4 об., 10), но его скоропостижная кончина в марте 1780 г. нарушила эти планы (Журнал, или Записка жизни и приключений И. А. Толченова. М., 1974. С. 163). В июне 1789 г. Д. м. заключил подряд на ремонт бывш. больничных келий, где между прочим было оговорено, что надо «на старой Покровской церкве главу кирпишную разобрать всю вплоть до крышки». Новый подряд, заключенный в 1791 г., предусматривал разборку алтаря Покровской ц. и превращение ее в гражданскую постройку (Там же. Д. 19. Л. 81); именно таким безликим зданием с 4-скатной крышей она предстает на панораме города из атласа 1800 г. В 1801 г. в него было переведено Дмитровское духовное правление и ДУ (Там же. Ф. 15/5166. Оп. 1. ЖДДП за 1801 г., марта 15. Л. 32 об.). К моменту постройки нового здания уч-ща в 1835 г. (вне пределов монастыря) старое обветшало (ГМЗРК. Р-567. Л. 10) и на плане Дмитрова 50-х гг. XIX в. уже не значится.

http://pravenc.ru/text/178614.html

Он в юношеских ещё летах, возлюбив уединённое житие, отошёл в Московский Симонов монастырь, в котором пострижен в монашество и наименован Ферапонтом. По некотором пребывании в монастыре Симонове отошёл вместе с Преподобным Кириллом (Белоезерским) в страны Белоезерские, мало тогда населяемые, где, ископав себе в земле пещеру, водворились оба. Но потом Преподобный Ферапонт, с согласия Пр. Кирилла, вскоре оставил его и, отойдя ближе к Белу озеру на дикие места, поселился между двумя озёрами Паским и Бородавским, отстоящими от Белоезерска к юго-востоку на 40 вёрст. Тут построил он себе небольшую келью и оградил оную деревянной стеной, а тем самым положил основание монастырю. Потом, когда сошлось к нему несколько братии, то, расчистив на некоторое пространство около этой ограды лес, соорудил ещё несколько келий и церковь во имя Рождества Божьей Матери и учредил общежительство. Князь Андрей Дмитриевич Можайский, коего вотчиной было и Белое озеро, услышав о начале обители и о добром оной устроении, а также о благочинии братства, пожаловал Преподобному многие угодья, реки, озёра и другие выгоды на потребу монастырскую, а потом, подробно уведав от бывшего на Белом озере волостного Наместника своего об отличных добродетелях Преподобного Ферапонта, вызвал к себе и самого его для устроения близ Можайска обители, которую действительно Пр. Ферапонт и устроил при Москве реке в Лужках с церковью во имя Рождества Божьей Матери (см. Лужецкий монастырь) и там преставился в 1426 году, Мая 27. При преемнике Пр. Ферапонта, Игумене, ученике Пр. Кирилла Белоезерского, Мартиниане 119 , особенным тщанием его и жалованием Князя Андрея Димитриевича и сына его Михаила Андреевича этот монастырь пришёл в большую славу как по строению, так и по строгому житию монашествующих 120 . В бытность сего же Игумена посещал Ферапонтов монастырь Великий Князь Василий Васильевич Тёмный, находившийся в изгнании от Князя Димитрия Шемяки и усмотрев в Пр. Мартиниане мужа по сердцу Божьему, почтил его многими дарами, а наконец, когда восставлен он был на Великокняжеский Престол, то перевёл его на Игуменство в Троицкий Сергиев монастырь, что ныне Лавра 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ряд эпизодов посвящен отношениям М. с др. ирл. святыми. Когда св. Патрикий поселился неподалеку от Лугмада, ангел запретил ему занимать земли, предназначенные Богом для М. Хотя святой со смирением предложил св. Патрикию уступить землю, тот не решился нарушить Божие повеление и покинул Лугмад. При расставании св. Патрикий попросил М. позаботиться о его общине после его смерти и пообещал, что будет опекать общину М., если тот умрет раньше. Когда св. Патрикий скончался, М. нек-рое время управлял епископской кафедрой в Ард-Махе и вскоре передал ее св. Бенигну , ученику св. Патрикия. В др. месте сообщается, что М. 40 дней постился на горе Круахан (Кро-Патрик, графство Мейо), помогая св. Патрикию сражаться с демонами. Злые духи сбросили его ученика Финтана в глубокое ущелье, тот погиб, но святой воскресил его. Впосл. Финтан стал аббатом в церковном поселении Келл-Арьтир (Cella Orientis). М. отказался принять участок земли, предложенный ему Аэдом, сыном Колгу († 610) - правителем Арьтира (совр. графство Арма), т. к. земля была предназначена Богом для св. Колумбы. О др. подвижниках, упомянутых в Житии М., подробных сведений не сохранилось. Однажды некий пресв. Корбан прибыл в Лугмад, чтобы провести с М. праздник Рождества Христова. Во время богослужения Корбан был поражен красотой голоса одного из певчих. Узнав, что никто из певчих Корбана не мог так хорошо петь, М. благословил одного из сопровождавших пресвитера мальчиков по имени Ибар, и отроку был дарован прекрасный голос; впосл. Ибар стал епископом (вероятно, имеется в виду св. Ибар ). Во время путешествия М. велел монахам привести к нему мальчика из хижины, стоявшей близ дороги; увидев красоту отрока, он нарек его Лухаром (древнеирл. luchair - сияющий). Когда тот вырос, М. рукоположил его во епископа и велел ему основать церковь. В день Пасхи, на рассвете, М. вместе с монахами отправился на церковное кладбище и увидел игравшего там ребенка. М. начал ругаться на мальчика, не зная, что это ангел, посланный свыше; ангел напомнил святому, что тот обещал провести Пасху у некоего Трианана. Ангел перенес М. в обитель Трианана, где святой присутствовал на богослужении, после чего вернул его в Лугмад, чтобы он успел совершить праздничную мессу (см.: O " Hanlon. 1875. P. 283-284).

http://pravenc.ru/text/2564252.html

Также были обезглавлены диаконы Христофор и Харитон. София похоронила их рядом с Агафангелом. Вероятно, это произошло в 304 или в 309 г., но если считать, что мучения К. продолжались 28 лет (начиная с 284), то год его смерти - 312-й, хотя известно, что начало Диоклетианова гонения не совпадает с началом его имп. правления и датируется 303 г. Т. о., можно сделать вывод, что ни хронологию Мученичества, ни хронологию, предложенную болландистами, нельзя считать безукоризненными. Визант. историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул упоминает мучеников К. и Агафангела в «Истории Церкви», называя их величайшими из всех пострадавших за Христа, т. к. К. и Агафангел в течение мн. лет испытали все известные в то время пытки от 11 мучителей в разных городах. Кард. Ц. Бароний в примечаниях к Мартирологу пишет, что мучения К. преувеличены, вероятно, имея в виду, что у Мученичества К. была историческая основа, но до нас сказание дошло в лит., несколько утрированном виде. В К-поле существовал храм во имя К., где совершалась память К. и Агафангела 23 янв.,- в квартале Евдоксиу (нек-рые источники уточняют: «за Анаплом» (местность на европ. берегу Босфора)). Точно локализовать этот храм невозможно, поскольку нигде, кроме синаксарей, квартал Евдоксиу не упоминается. Часовня К. находилась в Большом имп. дворце, была построена при имп. Василии I Македонянине (867-886). Она находилась близ ц. св. Илии. В часовне хранилась глава К. и др. частицы его мощей ( Theoph. Contin. 330). Кроме того, по сведениям Николая Месарита, митр. Эфесского (1163/64 - после 1217), там же в серебряной раке хранились и мощи Агафангела ( Nikolaos Mesarites. Die Palastrevolution des Johannes Komnenos. Würzburg, 1907. P. 37-40). В позднейших источниках есть сведения о том, что глава К. и др. частицы его мощей находились в сокровищнице Св. Софии. Рус. паломник Стефан Новгородец сообщает, что видел мощи К. в К-поле в ц. св. Константина в 1350 г.; в 1419-1421 гг. иеродиак. Зосима свидетельствует о пребывании мощей К. в мон-ре Филантропос . Есть также сведения о том, что часть мощей К. Гавриил, митр. Анкирский, передал в 907 г. свт. Евфимию II (I) , патриарху К-польскому, к-рый положил их в основанном им Псамафийском мон-ре (близ Золотых ворот в К-поле). Вероятно, во время Крестовых походов главу К. переправили на Запад. Глава К. упомянута в грамоте Балдуина II (1247) (Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М. 2006. С. 216). В XVII в. главу выставляли для поклонения в мон-ре Валь-де-Грас в Париже. В наст. время рука К. нахоится в мон-ре Петраки (Афины), есть сведения о том, что частицы его мощей хранятся в афонских мон-рях и др. мон-рях ЭПЦ (подробнее см. Meinardus O. Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 159).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

P. 78-79). Понимая, что ему грозит смертная казнь, К. начиная с апр. 1600 г. симулировал безумие: в течение неск. месяцев он лежал на полу и бормотал бессвязные слова, чтобы убедить в подлинности психического заболевания наблюдавших за ним следователей. Для проверки было решено подвергнуть К. жестоким пыткам, длившимся непрерывно 36 часов (Ibid. P. 80-81). Так и не признав своей вины в гос. измене, К. избежал казни и был приговорен к пожизненному заключению. За время пребывания в тюрьмах К. создал ряд наиболее значительных сочинений: «Город Солнца» (La cittá del Sole, 1602; лат. пер. К. был опубл. в 1623, итал. оригинал был опубл. только в 1904), «Апология Галилея-математика» (Apologia pro Galilaeo mathematico, 1616; опубл. в 1622; подробнее о трактате см.: Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 159-164), «О смысле вещей и о магии» (Del senso delle cose e della magia, 1604; подробнее о трактате см.: Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 114-127), «Побежденный атеизм» (Ateismo trionfato, 1606-1607; подробнее о трактате см.: Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 127-136); множество др. трактатов по религ. философии, теологии, политике, военному делу, астрономии, астрологии, медицине, экономике (см.: Ernst. Tommaso Campanella: The Book... 2010. P. 181-210), а также многочисленные поэтические произведения: мадригалы, сонеты, канцоны, метафизические гимны и любовные поэмы, которые составили сб. «Избранная философская поэзия» (Scelta di alcune poesie filosofiche, 1622). Благодаря другу и ученику К. немецкому лютеранину Т. Адами (1581-1643) начиная с 1612 г. сочинения К. становятся известны и публикуются в протестант. Германии; постепенно они также распространяются в Италии, во Франции, в Англии, Испании, Нидерландах. В 10-20-х гг. XVII в. К. активно работал над монументальной «Теологией» (Theologia) в 30 книгах, которую он завершил в 1624 г. Это сочинение не было опубликовано при жизни К. и долго считалось утраченным, однако в XX в. было обнаружено 2 рукописных экземпляра, на основе к-рых начиная с 40-х гг.

http://pravenc.ru/text/1470143.html

R., 1884. P. 87). Впосл. к числу возможных соавторов кор. Генриха VIII относили Уолси, Т. Мора (1478-1535), Дж. Фишера (ок. 1469-1535), Э. Ли (ок. 1482-1544), Р. Пейса (ок. 1482-1536), Дж. Лонгленда ( 1547) и даже Эразма Роттердамского ( 1536). Вместе с тем Эразм Роттердамский, признанный всей Европой эксперт в области богословской лит-ры, в переписке выражал уверенность в том, что автором был король, и заявлял, что способностей и образования Генриха VIII было вполне достаточно для написания такого сочинения (см.: Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami/Ed. P. S. Allen e. a. Oxf., 1922. Vol. 4. P. 565-569. N 1227-1228). Лютер, хотя и считал возможным автором Ли (см.: Luther. WA. 1907. Bd. 10. Hbd. 2. S. 176-177, 183; Idem. WA: BW. 1931. Bd. 2. S. 565. N 511; S. 580. N 523), в то же время допускал, что автором трактата является король, и адресовал ответное соч. «Против Генриха, короля Англии» ( Idem. Contra Henricum Regem Angliae// Idem. WA. Bd. 10. Hbd. 2. S. 180-222) ему лично. На основании нек-рых намеков, содержащихся в переписке Мора, исследователи делают вывод, что последнюю лит. и стилистическую правку сочинения осуществил по просьбе короля Мор, однако вопрос об авторстве основного текста остается открытым (подробнее об истории трактата см.: Fraenkel. 1992. S. 1-26; ср. также: O " Donovan. 1908. P. 40-93). Подробности представления трактата папе Льву X известны из письменных донесений, к-рые К. посылал Уолси (см.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 654-656. N 1574; P. 669. N 1607; P. 690-692. N 1654-1656; ср. также: Duff. 1908. P. 5), а также из свидетельств очевидцев этого события (анализ свидетельств см.: Vian. 1962. P. 366-369; Fraenkel. 1992. S. 26-29). В письме от 14 сент. 1521 г. (текст с купюрами см.: Ellis. 1846. P. 257-262; краткое изложение: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 654-656. N 1574) К. сообщал Уолси, что неск. днями ранее он преподнес книгу папе Льву X во время личной аудиенции. Папа немедленно со вниманием прочел предисловие и двустишие кор.

http://pravenc.ru/text/1841311.html

Не позднее 10-х гг. XII в. было составлено краткое Житие М., сохранившееся в 2 редакциях; наряду с сочинением Одилона оно могло использоваться в качестве литургических чтений в день памяти святого (BHL, N 5185; изд.: Bibliotheca. 1614. Col. 1783-1786; см.: Iogna-Prat. 1988. P. 40-42; Idem. 2002. P. 45). При аббате Петре Достопочтенном (1122-1156) клюнийский агиограф мон. Нальгод составил другое сокращенное Житие М. (BHL, N 5181; изд.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 658-668), воспользовавшись для этого более ранними текстами BHL, N 5180, 5179 и 5177 (см.: Iogna-Prat. 1988. P. 29-34). Сочинение Нальгода не получило распространения; текст сохранился в 2 рукописях, одна из которых, вероятно, происходит из Клюни (фрагменты Жития - Paris. lat. 13090). В манускриптах кон. XI и XII в. содержатся смешанные версии Жития М., основанные на более ранних произведениях (см.: Iogna-Prat. 1988. P. 58-63; Idem. 2002. P. 45). В рукописи XI - нач. XII в. из аббатства св. Марциала в Лиможе сохранились проприй мессы, гимны и молитвы оффиция в день памяти М. (Paris. lat. 5611. Fol. 102r - 108r). Жизнь М. род. в Валансоле (деп. Альпы В. Прованса), хотя в пространном Житии сообщается, что местом его рождения был Авиньон (Ibid. P. 182-183). Отец святого, Фульхерий, принадлежал к аристократическому роду, обладавшему крупными земельными владениями в Провансе (эти земли перечисляются в грамоте, составленной при его вступлении в брак в 909 г.: Recueil. 1876. T. 1. N 105; см. также: Ibid. 1880. T. 2. N 1071). Мать, Раймунда, также происходила из знатной семьи: ее родственник Альберик II, виконт Нарбона, бежал в Бургундию и в 936 г. стал графом Макона. По-видимому, Раймунда была дочерью Майоля, виконта Макона († до 947) (подробнее см.: Iogna-Prat. 1988. P. 118-119). После смерти Фульхерия (между 916 и 918) Раймунда, М. и его брат Эйрик были вынуждены покинуть Валансоль и переселились в Макон. Согласно пространному Житию, это произошло из-за набегов арабов (Ibid. P. 184), но, возможно, причиной были междоусобные конфликты провансальской знати. Впосл. М. вернул часть утраченных семейных владений в Провансе (см.: Ibid. P. 120). Когда М. вырос, его приняли в соборный капитул Макона. Согласно Житию, нек-рое время он учился у «философа» Антония, жившего в мон-ре Иль-Барб близ Лиона (Ibid. P. 185-186). После возвращения в Макон М. стал диаконом. Ок. 930 г. он отказался от предложенной ему архиепископской кафедры Безансона (Ibid. P. 196), а после 940 г. принес монашеские обеты в Клюни, где служил армарием (библиотекарем) и апокрисиарием (ризничим). Все свои сеньориальные права он передал Гийому I († 993), гр. Прованса, оставив за собой только родительскую усадьбу с церковью, где была основана монашеская община (по завещанию Гийома, сеньория Валансоль отошла аббатству Клюни; там был организован приорат).

http://pravenc.ru/text/2561244.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010