37 Палладий, епископ Еленопольский . Лавсаик. СПб., 1850. С. 285—286. В московском издании 1992 года используемый здесь параграф «О девственнице обольщенной и раскаявшейся» опущен. 38 Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Рязань, 1992. С. 13. 39 Цифры в скобках, без каких-либо дополнительных пояснений, указывают страницы «Луга Духовного» по изданию: Блаженный Иоанн Мосх. Луг Духовный. Пер. с греческого с подробными объяснительными примечаниями прот. М. И. Хитрова. Сергиев Посад, 1915. Святитель Иоанн Златоуст . Творения. Т. VII. СПб., 1901. С. 87. 40 Святитель Иоанн Златоуст . Указ. соч. С. 705, 734. 41 Святитель Иоанн Златоуст . Указ. соч. С. 705, 734. 42 См.: Митерикон . Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. М., 1891. Репринтное издание Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. М., 1995. По последнему изданию приводятся цитаты. Страницы указываются в скобках. «Достопамятные изречения святых жен-подвижниц» (свв. Феодоры, Синклитики, Сарры, Мелании, Матроны и др.), составляющие собственно Митерикон, помещены в используемом издании на с. 28—107. Они и цитируются в данной заметке. На прочих страницах расположены: «Послания монаха Исаии к благороднейшей монахине Феодоре» [с. 5—27] и «Духовные наставления монаха Исаии пречестной монахине Феодоре» [с. 108—197]. 43 Да, и о целомудрии, хотя и не в смысле девства. «О еже благословитися им (вступающим в брачный союз. – К. С. ) в непорочном жительстве... О еже податися им целомудрию... Честный их брак покажи, нескверное их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благоволи...» – молится Святая Церковь при обручении и венчани. 44 О смирении как высочайшем делании много говорится в святоотеческих творениях. Особенно выразительно учит преподобный Исаак Сирин: «Смирение есть некая таинственная сила, которую, по совершении всего Божественного жития, восприемлют совершенные святые» (Творения. Сергиев Посад, 1911. Сл. 53. С. 235). «Пока не смирится человек, не получает награды за свое делание» (Сл. 34. С. 148). «Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того... без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание» (Сл. 46. С. 198, 199).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3556...

А Господь больше самого храма и конечно священников, служащих в нем 469 . Так что поэтому св. Апостол Павел, без всякого ограничения, говорит о ветхозаветном обрядовом законе, что «он имел тень (σκιν) грядущих благ, а не сам образ (εκνα) вещей» ( Евр. 10:1 ). Потому что Дух Христов (срав. 1Петр. 1:11 ) одушевлял не одни лишь живые существа Ветхого Завета – пророков, но и сделав весь ветхозаветный народ Божий «апостолом, пророком, первосвященником» (из Вине «Emudes Evangeliques». См. в Прав. Обозр. за 1872 г. ноябрь, стр. 524) в прообразе новозаветного Апостола ( Евр. 3:1 ), «Пророка» (срав. Деян. 3:22–23 ) и «Первосвященника» ( Евр. 2:17; 3:1  и мн. др.) – Христа и тела Его – Церкви, сделал еще большее чудо для ветхозаветного Израиля: заставил вещественное и видимое служить образом (τνος) духовного и невидимого в грядущем, не уничтожая символического значения его для настоящего ветхозаветного Израиля 470 . «Божественный Апостол (т. е. Павел) прежде нас еще», говорит о своем времени великий Святитель древности св. Григорий Богослов , «сказал, что весь закон есть тень грядущего (1 Колос. 2:17 сл. Евр. 10:1 ) и умопредставляемого. И Бог, глаголавший с Моисеем, когда давал о сем законы, говорит: смотри, сделай все по тому образу, какой показан тебе на горе ( Исх. 25:40 ), давая сим разуметь, что видимое есть некоторый оттенок и предначертание невидимого. И я уверен, что ничего не было установлено напрасно, без основания, с целью низкой и недостойной Божия домостроительства и Моисеева служения, хотя и трудно для каждой тени изобрести особое умозрение, объясняющее все подробности узаконенного касательно самой скинии, меры, вещества, левитов, носивших ее и служивших при ней, и касательно жертв, очищений и приношений» 471 . «Как в живописи», добавим словами Св. Иоанна Златоуста в объяснение понятия σκ и εκν по Апостолу в Евр. 10:1 , «как в живописи, пока делают только очертание, рисунок есть только тень (σκ); а когда положат краски и сделают цвета, тогда он становится изображением (εκν); таков был и закон» 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

А искать надо небесного, Бога, благодати. Сейчас, во время Успенского поста, мы должны очищать сердце от страстей и приобретать добродетели - любовь, милосердие, прощение. Нужно жить так, как учит Христос. А Он нам все подробно объяснил в Евангелии: какими мы должны быть, какие качества души иметь, о чем думать, а уж Он, поверьте, позаботится, кому какое дать место в Царствии Небесном. Какое будет сердце наше в этом мире, какая душа, какие мы будем, такое место и получим. Может получиться так, что будем жить по соседству с бесами. Лучше стремиться к Богу, чтобы не иметь таких соседей, весьма бойких: уж они-то нам в вечности покоя не дадут. Поэтому будем опираться на Бога, молиться Ему, почаще исповедоваться, причащаться, исправляться - одним словом, жить добродетельной христианской жизнью», - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму была подарена икона Преображения Господня. Юрий Мудров поблагодарил владыку и подарил рельеф с изображением собора, изготовленный в техниках чеканки и гальваники. Он отметил, что все сотрудники музея, кто имеет такую возможность, молились за богослужением. Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 06.04.2024 00:13 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/17/se...

Анафора Апостольского предания (Hnggi, Pahl. P.80-81) по структуре соответствует частично анатолийскому, частично александрийскому типам. Ее порядок (гл.4): вступительный диалог (с приветствием: " Господь с вами " , как в александрийских анафорах); praefatio, содержащее благодарение Богу через Его " Отрока Иисуса Христа " (такое именование Христа, неоднократно встречающееся в Апостольском предании, характерно для раннехрист. богословия), а также повествование о сотворении мира и о домостроительстве спасения; institutio; анамнесис; эпиклеза, содержащая прошение о ниспослании Св. Духа на приношение Св. Церкви и о даровании всем причащающимся исполнения Духа Св.; заключительное славословие. Анафора не содержит Sanctus " а; Ч. Джираудо объясняет это тем, что она восходит к межзаветным трапезным благословениям (P.290-295). Эта евхаристическая молитва является одной из древнейших (если не самой древней) сохранившихся анафор. Кроме текста анафоры в Апостольском предании (в описании крещальной литургии - гл.21) приводятся также формулы литургические, сопровождающие причащение Святых Таин; в частности, при преподаянии Тела Христова епископ говорит: " Хлеб небесный во Христе Иисусе " , а причащающийся отвечает: " аминь " . Святые Дары неск. раз (гл.21,38) названы в Апостольском предании " antitypum " (см. Вместообразная). Апостольского предания упоминают о ежедневных причащениях дома (гл.36), а по воскресеньям - в церкви (гл.22), о евхаристическом посте (гл.36,40); указывают на необходимость благоговейного обращения со Святыми Дарами (гл.37-38). Крещение и Миропомазание (порядок христианского посвящения). В Апостольском предании подробно изложены все этапы христианского посвящения. В описании его можно выделить 2 части. 1-я (гл.15-16) содержит указания относительно порядка принятия в число оглашенных, который является испытанием чистоты намерений буд. катехуменов; излагаются также различные требования и ограничения в отношении социального статуса кандидатов. 2-я часть (гл.17-21) посвящена предписаниям о трехлетнем периоде оглашения и о самом чине Крещения, Миропомазания и крещальной литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/414/...

Вып. 1(55)). Здания мон-ря были отремонтированы в 1858-1859 гг. Последняя реставрация была предпринята в 1976-1977 гг. киприотом архим. Аркадием (впосл. митрополит Аскалонский). Специальное исследование, позволяющее определить, включает ли существующая 3-нефная базилика (купол к-рой был утрачен при реставрации) фрагменты средневек. постройки, не проводилось. У сев. стены находятся гробницы Вифлеемских епископов Илии († 1345) и Михаила († 1811). Позднейшее предание связывает одну из этих гробниц с именем Иерусалимского патриарха Илии (Илии II?). В обители хранятся частица мощей свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, и звенья цепей вмч. Георгия Победоносца, от к-рых происходят исцеления. В наст. время в И. п. м. подвизается 1 монашествующий - игум. Парфений. В 1992 г. во время работ по расширению шоссе Иерусалим-Вифлеем близ И. п. м. были обнаружены развалины церкви визант. периода. С юж. стороны она граничит с колодцем Бир-Кадисму. Во время раскопок окт. 1992 - февр. 1993 гг. была исследована зап. часть церкви и обнаружены мозаичные полы, засыпанные затем для сохранности. При раскопках 1997 г. стало ясно, что церковь была сооружена в V в., перестроена в VI в., в VIII в. превращена в мечеть и вскоре после этого разрушена. Эту постройку отождествили с известной по письменным источникам ц. Кафизмы Пресв. Богородицы (см. подробнее в ст. Кафизмы мон-рь ), построенной на месте, где Она отдыхала по пути в Вифлеем. Согласно Житию прп. Феодосия Великого, монастырская ц. Кафизмы была сооружена богатой вдовой при свт. Иувеналии , архиеп. Иерусалимском (422-458), прп. Феодосий некоторое время был игуменом мон-ря Кафизмы ( Cyr. Scyth. Vita Theod. S. 235-241). В центре 8-угольной в плане церкви находится скала, напоминающая по своей форме сиденье. Почти все церковные помещения имели мозаичные полы, некоторые из них были добавлены в VIII в. ( Гева. 2000. С. 42-43). Лит.: Ραπτπουλος Ζ. Κ. Ταξιδεοντας στν Αγα Γ: Οδηγς προσκυνητο. Λεμεσς, 19966. Σ. 139-141; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 224-227; Гева Х. Археологические раскопки в Израиле. Иерусалим, 2000. С. 42-43. [Важнейшие места, связанные с историей христианства]; Св. Земля: Ист. путеводитель. М., 2000. С. 102; Αγιοταφικν Ημερολγιον 2008. Ιεροσλυμα, 2007. Σ. 40, 122; Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности: Из зап. инока-паломника. М., 2008. С. 260, 263. Э. П. А., К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА находится на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра, принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана КАТАМОН мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/389257.html

Для поимки беглых и бродячих монахов наряжались особые «сыщики» из Монастырского приказа. Задержанные беглецы заковывались в кандалы. Отлучка из монастыря разрешалась только с дозволения настоятеля и на непродолжительное время. Позволялось четыре раза в год посетить своих родственников, но по уважительной причине – в случае чьей-либо болезни и смерти. Монахини могли посещать родственников лишь в сопровождении пожилых и «надежных» инокинь. Только с разрешения настоятеля и при свидетелях инок мог принимать у себя гостей. 31 декабря 1724 г. последовало пространное «Объявление о монашестве» 63 -. В нем был подробно изложен взгляд императора на монашество и содержался проект, как сделать его полезным для общества. Неученых монахов предполагалось обучить ремеслам и земледелию, а монахинь – женским рукоделиям; других, избранных монахов – готовить к высшим церковным должностям, для чего завести в обителях школы и «ученые братства». Кроме того, монастыри должны были заводить богадельни, больницы и воспитательные дома для младенцев с целью обязательного «благотворительного служения». Со времени Петра I в монастыри постоянно посылались на содержание больные и раненые военные, а также умалишенные преступники. Повелениями Петра I церковные имения целиком или частями отдавались в поместья служилым людям, государеву ведомству, городам. Уже тогда церковное землевладение и душевладение существенно сократились: из собственности Церкви было изъято 6407 крестьянских дворов 64 . Екатерина I не только подтвердила, но и дополнила ограничительные меры Петра I, относящиеся к монастырям. Ужесточились меры по пресечению бегства из монастырей: предписывалось беглых монахов при поимке предавать суду и подвергать публичному наказанию плетьми. Пострижение разрешалось лишь вдовым священникам, остальные должны были получить разрешение на постриг от Синода. Правление Анны Иоанновны было особенно тяжелым для монашества (см. Гл. 6. " Конфессиональная политика в XVIII веке»), В результате репрессивной политики по отношению к монастырям за 14 лет (1724–1738) численность монашествующих сократилась на 40%.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елизаветы Петровны от 7 дек. 1744 г., находится описание гробницы святого: «...на той гробнице на доске написанной образъ его преподобнаго Паисеи из давных летъ. А о чюдесехъ, каковые в прошедших годехъ происходили, того де в писании не обретается, а приходящей де народ, какия исцеления получаютъ ли, о томъ известия не имеютъ» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-а. Л. 442 об.). В 1995 г. была сделана попытка обретения мощей святого (подробнее об археологических раскопках под руководством А. Г. Авдеева см.: Авдеев. 2009. С. 202-209). Канонизация П. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. Ист.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. Ч. 2. С. 1-40 (то же: Каз., 1898); Антонов А. В., Баранов К. В. Акты XV-XVI в. из архивов рус. монастырей и церквей//РД. 1998. Вып. 3. С. 36-37. 27, 28; Маштафаров А. В. Вновь открытые монастырские акты XV - нач. XVII в.//Там же. Вып. 4. С. 43-44. 5; Авдеев А. Г. Житие прп. Паисия Галичского: Исслед. и тексты. М., 2009. С. 305-388; Житие Паисия Галицкого/Подгот.: С. А. Семячко//БЛДР. Т. 17: XVII в. СПб., 2013. С. 372-397, 620-628; Служба//Минея. Май (МП). М., 2002. Ч. 3. С. 71-87; Семячко С. А. К истории почитания прп. Паисия Галицкого и Овиновской иконы Богоматери//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 176-180, 192-197. Лит.: ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 447-450; Описание явлений чудотворных икон Пресв. Богородицы с показанием времени, когда оные случились, и мест, где сии святые иконы находятся//Собр. из разн. ист. книг Г. С. М., 1838. Вкл.: С. 16-17. 79; Козловский А. Взгляд на историю Костромы. М., 1840. С. 52-55, 142-144; Ист. сведения о нек-рых городах Костромской губ.//ЖМВД. 1848. Ч. 22. С. 5-6; Муравьёв. ЖСвРЦ. Май. 1858. С. 371-382. М., 1995р; Памятная кн. Костромской губ., 1862 г. Кострома, 1862. С. 330-331; СИСПРЦ. С. 194-195; Martinov J. Annus ecclesiasticus graeco-slavicus. Brux., 1863. P. 148; Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресв.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

Иеродиакон Елеазар (Титов): - Батюшка, человек созрел для покаяния, решил написать исповедь. Как ему правильно выстроить исповедь? С чего начать, в первую очередь? Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Следует начать с самых тяжких грехов - убийства, блуда. Как только вы назовете их, вам станет легче исповедоваться дальше. Иеродиакон Елеазар (Титов): - Насколько подробно нужно рассказывать о таких грехах? Архимандрит Амвросий (Юрасов): - На исповеди не нужно говорить о том, как грех совершался. Иеродиакон Елеазар (Титов): - Нужно ли говорить о том, сколько раз совершали какой-то грех? Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Если человек пришел на исповедь в первый раз и покаялся, то ему не нужно повторять этого. Господь ему грех простил. Телефонный звонок:  - Я была на вечерней службе на исповеди и попросила у священника благословления на пост. Так как у меня вторая группа инвалидности, то врач категорически запретил мне поститься. Священник же не дает послабления и говорит идти к другому врачу, который не запретит. Скажите, пожалуйста, как быть дальше? Я просила в субботу и воскресенье немножко творога и рыбы. Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Я исповедовал десять лет в Троице - Сергиевой лавре и пять лет в Почаевской. У духовников обычно было заведено так, что болящим разрешается  рыба, но не молочные продукты. Когда мать святого праведного Иоанна Кронштадтского заболела и была при смерти, врач сказал ей съесть куриный бульон, на что она ответила: «Я никогда в жизни не нарушала поста и никогда не нарушу. Господь меня исцелит». И Господь исцелил ее. В Библии сказано: «Если хочешь быть здоров - не греши». Согрешишь - пойдешь к врачу, врач тебе выпишет лекарство, а Бог лечит (см.: Сир. 38, 1-15).  Иеродиакон Елеазар (Титов): - Батюшка, нам задали такой вопрос: «Я болею уже 30 лет, сейчас мне 40. Не хожу, испытываю слабость всего тела. Воцерковлена с самого начала болезни, соблюдаю все посты, молюсь. На дому надо мной совершают все таинства. Что мне полезно будет сделать ещё, чтобы Господь меня услышал? Может, моя вера слаба?»

http://radonezh.ru/text/kak-pravilno-vys...

Кроме текста анафоры в А. п. (в описании крещальной литургии - гл. 21) приводятся также формулы литургические , сопровождающие причащение Святых Таин; в частности, при преподаянии Тела Христова епископ говорит: «Хлеб Небесный во Христе Иисусе», а причащающийся отвечает: «Аминь» . Святые Дары неск. раз (гл. 21, 38) названы в А. п. «antitypum» (см. Вместообразная ). А. п. упоминают о ежедневном причащении дома (гл. 36), а по воскресеньям - в церкви (гл. 22), о евхаристическом посте (гл. 36, 40); указывают на необходимость благоговейного обращения со Святыми Дарами (гл. 37-38). Крещение и Миропомазание (Порядок христ. посвящения). В А. п. подробно изложены все этапы христ. посвящения. В описании его можно выделить 2 части. 1-я (гл. 15-16) содержит указания относительно порядка принятия в число оглашенных, к-рый является испытанием чистоты намерений буд. катехуменов; излагаются также различные требования и ограничения в отношении социального статуса кандидатов. 2-я часть (гл. 17-21) посвящена предписаниям о трехлетнем периоде оглашения и о самом чине Крещения, Миропомазания и крещальной литургии. Во 2-й части в отличие от 1-й версии первоисточников А. п. часто не согласуются. В источниках говорится о возложении рук на оглашаемых в конце каждой огласительной беседы (гл. 19), а также об экзорцизме в конце огласительного периода (гл. 20), но только в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» приводятся 2 соответствующих текста, читаемых с руковозложением: молитва, произносимая епископом или пресвитером над оглашаемыми в период их обучения, и пространная формула экзорцизма, к-рую произносит над оглашаемыми епископ перед самим Крещением. Далее (гл. 21) памятники указывают крестить неофитов ранним утром в воскресенье, предваряя таинство бдением в течение всей ночи. Только «Каноны Ипполита» и «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» предписывают совершение после экзорцизма чина сочетания с Богом, имеющего вид признания крещаемым власти Бога, Единого в Троице. Все памятники указывают, что епископ молится над водой (к-рая по возможности должна быть проточной), а также освящает 2 вида елея - «елей заклинания» и «елей благодарения» (соответствует св.

http://pravenc.ru/text/Апостольское ...

Лк.9:40 .  Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Лк.9:41 .  Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Лк.9:42 .  Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. Лк.9:43 .  И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: Лк.9:44 .  вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Лк.9:45 .  Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. О преображении Господа и исцелении бесноватого отрока евангелист Лука говорит согласно с Марком ( Мк.9:2–32 ; ср. Мф.17:1–9, 14–23 ). Но при этом он вносит в рассказ некоторые новые подробности. «Дней через восемь» (стих 28) – выражение довольно неопределенное. Евангелист Лука, вероятно, считает здесь и день исповедания апостола Петра, и день Преображения, поэтому у него счет и выходит на два дня больше, чем у Матфея и Марка. «И когда молился» (стих 29; см. Лк.3:21 ). О молитве Христа перед Преображением говорит один евангелист Лука. «Вид лица» (стих 29). Евангелист Лука здесь соединяет в одно два выражения Матфея ( Мф.17:2 ). «Явившись во славе» (стих 31), т.е. в сиянии, окруженные небесным блеском. «Говорили об исходе Его» (стих 31). Это замечает только евангелист Лука. Под «исходом» здесь понимается выход Христа из этой земной жизни посредством смерти, воскресения и вознесения на небо (ср. 2Пет.1:15 ). Рассуждали они об этом для того, чтобы внушить представителям апостолов уверенность в том, что смерть Христа, которой те так соблазнялись ( Мф.16:22 и сл.), была предусмотрена еще в Ветхом Завете. «Отягчены были сном...» (стих 32). Об этом упоминает только евангелист Лука. По всей вероятности, ученики спали в то время, когда Христос молился, и проснулись, как только засиял свет от лица Господа и в сиянии появились Моисей и Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010