Приложения к «Истории Христианской церкви XIX века» (том I) Приложение I В церковно-исторической литературе было уже несколько попыток изложения «Истории Христианской церкви XIX века». Первым в этом роде опытом было сочинение Гизелера «Церковная история новейшего времени от 1814 г. до настоящего времени» (на нем. яз.), составляющее V-й том его курса общей церковной истории (Бонн 1855 г.). Сочинение это отличается богатством материала и подробным указанием источников, но нить повествования в нем доводится только до конца 40-х годов, следовательно, обнимает только первую половину века. Рядом с ним стоит сочинение Баура «Церковная история 19-го века», отличающееся ясным, хотя и не чуждым тенденциозности изложением, особенно в очерке развития богословских идей (изд. Целлером после смерти автора в Тюбингене 1862 г.). Тут история доводится только до конца 50-х годов и, следовательно, также обнимает лишь половину века. Полную картину XIX века обнимает обширный труд Ниппольда Handbuch der Neuesten Kirchengechichte в 3-м издании (три больших тома по 800 стр. с дополнениями). Труд в высшей степени обстоятельный, представляющий последнее слово немецко-протестантской церковно-исторической науки по вопросам истории XIX века; но в тоже время весьма своеобразный по изложению, что вместе с крайним субъективизмом автора, по местам впадающего в тон полемического памфлета, значительно подрывает достоинства этого труда. Затем подробное изложение истории XIX века дано в известных курсах церковной истории Курца (последнее 13-е издание под редакцией проф. Бонвеча иЧаккерта, Лейпциг 1899 г.), Альцога и Газе (в его «Истории церкви на основе академия:, лекций», 2-е изд. 1898 г.). В частности новейшая история Римско-католической церкви нашла себе немало обстоятельных исследователей. Кроме специально посвященного ей 2-го тома в труде Ниппольда, можно указать еще: Pius Gams, Gcschichte der Kirche Christi im XIX jahrh. Innsbruck 1856, и особенно H. Bruck, Gcschichte derKath. Kirche im XIX Jahrhundert. I–III тома, Mainz 1887–1899 (до культурной борьбы 1870 года). С протестантской стороны Fred. Nielsen, DieRomische Kirche in XIX Jahrh», Gotha 1878, – очень живо написанные очерки, которые и легли в основу предлагаемого нами отдела по истории римского католицизма в XIX веке. В этих сочинениях указаны и все частные источники и пособия по истории отдельных пап. Для характеристики собственно ультрамонтанского движения в XIX веке см. обстоятельный труд свящ. И. В. Арсеньева «Ультрамонтанское движение в XIX в. до Ватиканского собора включительно. Харьков 1895 г.», где указана и вся важнейшая русская литература. Приложение II (Старокатолицизм)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Псалом 70 Означенный псалом в еврейской Библии не имеет надписания имени автора. У LXX же и в Вульгате он приписывается Давиду, причем добавляется – «сынов Ионадавовых и первых пленшихся» (см. надписание в слав. Библии). Достоверность надписания о принадлежности псалма Давиду опирается на те заимствования, которые он представляет в своем содержании из псалмов, принадлежащих Давиду. Так, он сходен с псалмами 21, 30, 34, 40, 68 и 108. Да и все вообще содержание представляет не что иное, как подробное дополнение к Пс.69 , которого он составляет как бы вторую половину, наподобие уже известных нам Пс.1 и Пс.2 , или псалма 9, разделенного в евр. Библии на два, и др. Обстоятельства жизни Давида вполне согласуются с описаниями псалма состояний его автора, заимствования же из песней эпохи гонений от Авессалома указывают, что и данный псалом нужно относить к этому времени. Под " сынами Ионадавовыми», упоминаемыми в надписании, разумеются Рехавиты ( 4Цар. 10:15, 23 ; Иер. 35:6–19 ), отличавшиеся своим благочестием. Они, вероятно, пели этот псалом после разрушения и опустошения вавилонянами Иерусалима. Пелся этот псалом и первыми плененными иудеями, т. е. означенная прибавка у LXX и в Вульгате указывает на время особенно распространенного употребления этого псалма, в нем находили содержание, отвечавшее настроению этих людей. Пс.70:2 .  По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня. Пс.70:3 .  Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя – Ты. Ср. Пс. 30:2–4 . Пс.70:5 .  ибо Ты – надежда моя, Го­с­по­ди Боже, упование мое от юности моей. Пс.70:6 .  На Тебе утверждал­ся я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не пре­станет. Ср. Пс. 21:11–12 . Пс.70:10 .  ибо враги мои говорят про­тив меня, и подстерега­ю­щие душу мою советуют­ся между собою, Пс.70:11 .  говоря: «Бог оставил его; пре­следуйте и схватите его, ибо нет избавля­ю­щего». Ср. Пс. 40:6–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

117. 1490–1494 г. Список отреченных книг, изданный митрополитом Зосимой Из сборника синодальной библиотеки XVI в. 853, л. 5–7, откуда статья эта уже было напечатана в «Материалах для истории русс. церкви», ч. I. стр. 40–41. По своему содержанию, она есть не более, как новая редакция перечня отреченных книг, известного под именем «59 правила лаодикийского собора», уже в списке XIV в. (именно в пергам. Погодинском Номоканоне; см. в Летоп. Арх. Ком. выл. I, отд. I, стр. 26–27). Главные особенности этой редакции состоять в указании на «Молитвенник митрополита Киприана», как источник для статьи, и в довольно длинном перечне книг гадательных, астрологических и т.п. (См. примечания под текстом). Сомневаться в правильности надписания синодального списка именем митрополита Зосимы нет никаких оснований. Для псевдонимов столь обычных в вашей старинной письменности, употреблялись имена Апостолов, Соборов и св. Отцов (в особенности, когда нужно было пустить в оборот новую редакцию старого текста); а Зосима слыл у современников и в ближайших поколениях за еретика: этим, быть может, и объясняется то обстоятельство, почему в других списках «Сказание» не надписано ни чьим именем (например, в Чудовском сборнике конца XV-ro века, 269, л. 509–510, разночтения которого указаны под текстом). С другой стороны теперь несомненно известно, что митрополит Зосима обличал жидовствующих, между прочим, в держании и распространении «отметных» книг (см. предыдущий значит для него был настоятельный повод издать список таких книг, дополненный преимущественно книгами по магии и астрологии, появление или, по крайней мере, умножение которых бессспорно началось у нас вместе с ересью жидовствующих. (Ср Ист. Русск. Цер. Макария, т. VI, стр. 81). 2975 Далее в Погод. индексе исчисляются новозаветные апокрифы: Обвления Петрова: Обиходи Апостольские, Варнаве послание, Вопросы Иоанна Феолога, Вопросы Варфоломеовы, Евангелие от Варнавы, Евангелие от Фомы, Видение Павла. 2977 В Погодинском индексе за ним следуют: Житие апостола Петра, Детство Христово («что Господа отрочатем продаял, еретик писал»), Дванадесять Яковлича, Епистолия о неделе, по мукам хождение Богородицы. Имена ангелам, Прение дьявола с Христом, Недуг естественный, егоже трясавицами именуют, подробности о Еремии попе болгарском, «о Древе крестном извещение святой Троицы, и о Господе нашем Ииусе Христе, како в попы ставлен, тоже Иеремия что си изолга»; потом: о Соломоне и Китоврасе и о службе таин Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЙ СТРАННОПРИИМЕЦ [греч. Ελγιος Ξενοδχος], называемый также Камнесечец ( Λατμος) (VI в.), прп. Фиваидский (пам. 27 апр.). Повествование о Е. С. сохранилось в составе корпуса текстов, посвященных игум. прп. Даниилу Скитскому. Известны греч. (BHG, N 618a - 618b), эфиоп. и копт. редакции этого рассказа. Согласно греч. редакции, однажды прп. Даниил с учеником странствовали по Н. Египту и решили заночевать в одной деревне в Фиваиде. Но вместо того чтобы искать подходящий ночлег, авва Даниил приказал ученику ждать на площади посреди деревни. Когда ученик уже начал роптать, неожиданно появился старец, к-рый привел их вместе с др. странниками к себе в дом, накормил их и прислуживал им весь вечер. Авва всю ночь беседовал со старцем. По возвращении в Скит ученик уговорил авву рассказать историю этого человека. Им оказался каменотес Е. С., 100-летний старец, каждый вечер обходивший деревню в поисках странников и бедняков. Он кормил их и оставлял у себя на ночлег. Когда Даниилу еще не было 40 лет, ему случилось воспользоваться гостеприимством Е. С., и он был так поражен его щедростью, что стал молить Господа, чтобы Он даровал тому богатство. Молитва была услышана, и вскоре Е. С. нашел сокровища, к-рые, боясь местных властей, сумел отправить в К-поль, куда вскоре перебрался сам. Благодаря богатству ему удалось стать важным чиновником и построить себе роскошный дворец. Через нек-рое время Даниилу было тревожное видение по поводу судьбы Е. С. Не найдя того в Фиваиде, Даниил направился в столицу, но стражники, избив его, не допустили во дворец Е. С. Вскоре Даниил узнал, что Е. С. участвовал в заговоре против императора и вынужден был бежать из К-поля. Он вернулся в свою деревню и, опасаясь солдат императора, выдавал себя за паломника. Лишившись богатства и почестей, он вынужден был вернуться к ремеслу каменотеса, вспомнил прежний обычай и каждый день принимал у себя дома странников. Будучи глубоким старцем, Е. С. мирно скончался (подробнее см. в ст. Даниил , прп., игум. Скитский).

http://pravenc.ru/text/187212.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИГОМАЛА Зигомала [греч. Ζυγομαλς], фамилия греч. ученых из Нафплиона. Род З. восходит к Михаилу Сагомалу (греч. Σαγομαλς), переселившемуся из Афин в Аргос казначею феодальных лат. правителей Аргоса и Нафплиона. Потомки Михаила изменили форму родового имени для «большего благозвучия». Сын Михаила Иоанн переселился в Нафплион. Сын Иоанна Евстафий жил там же. Наиболее известны сын и внук Евстафия Иоанн и Феодосий, ученая деятельность к-рых ограничивается гл. обр. К-полем. Иоанн (ок. 1500, Нафплион - после 1581, К-поль), ученый, филолог, переписчик рукописей, крупный чиновник Великой ц. Учился у Арсения (Апостолиса), митр. Монемвасийского. Продолжил образование в Падуанском ун-те в Италии. По свидетельству нем. гуманиста М. Крузия , И. З. плохо владел риторикой и диалектикой, но достаточно хорошо знал лат. и итал. языки. В 1530 г. он получил предложение стать священником в греч. приходе в Венеции, однако ответ его неизвестен. В 40-х гг. XVI в. он вернулся в Нафплион и служил священником и нотарием. Ок. 1549 г., вероятно, переехал в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция) и занимался преподавательской деятельностью. В 1555 г. по приглашению К-польского патриарха Иоасафа II И. З. переехал вместе с семьей в К-поль. Преподавал греч. словесность в Патриаршей школе в группе из 15 учеников-монахов. В 1576 г. стал ритором Великой ц., дидаскалом Евангелия, исполнял обязанности патриаршего секретаря ( Legrand. 1889. P. 71-72, 104). Состоял в переписке с протестант. профессорами Тюбингенского ун-та, был посредником в переговорах между ними и К-польским патриархом Иеремией II Траносом , предположительно участвовал в работе над «Ответами» К-польского патриарха на Аугсбургское исповедание (подробнее см.: ПЭ. Т. 3. С. 690-692). И. З. выполнял различные научные поручения Крузия: искал и переписывал для него греч. рукописи, в письмах сообщал ему сведения о бытовой и церковной жизни греч. правосл. населения. Феодосий

http://pravenc.ru/text/199765.html

Подпишитесь на наш Телеграм Священное Писание не наделяет каждого из апостолов подробной биографией. Центр новозаветных текстов — это Христос и Его учение. Апостолы стали ключевыми фигурами христианства только благодаря Господу, Которому они служили, и благовестию, которое они возвещали. Как и многие из апостолов, Иаков Алфеев остался безмолвным и незаметным, но плоды апостольской проповеди осязаемы теперь для каждого из нас. Чем выделялся среди других апостолов? Иаков Алфеев упоминается в Евангелии при перечислении имен апостолов из числа Двенадцати. До нас не дошли ни его письменные труды, ни какие-либо высказывания. Апостол был незаметным и часто оставался в тени. И даже имя Иаков было одним из самых распространенных в то время. Например, в Новом Завете мы встречаем еще двух апостолов с таким именем — Иакова Зеведеева и Иакова, брата Господня (из числа семидесяти учеников Иисуса). Откуда был родом? Святитель Кирилл Александрийский (376–444) утверждал, что родиной апостола Иакова является древний рыбацкий галилейский город Капернаум — главное место земного служения Иисуса Христа, откуда Он начал Свою проповедь о Царстве Божием (см.: Мф 4:17). Примечательно, что в этом городе были призваны пять апостолов: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Матфей. Кем были родители? Питер Пауль Рубенс. Иаков Младший. 1610–1612 Иаков был сыном Алфея, но чем занимался отец и какова его судьба — нам неизвестно. Однако из Евангелия от Марка мы узнаем, что мать апостола звали Марией (см.: Мк 15:40). Эта женщина была последовательницей Иисуса и стала свидетельницей крестной смерти Спасителя. Она была среди жен-мироносиц, которые ранним утром отправились ко гробу Учителя, чтобы помазать Его Тело благовониями (см.: Мк 16:1). Почему апостол получил прозвище «меньший»? Апостолы Матфей и Марк упоминают еще одного сына Марии — Иосию (см.: Мф. 27:56; Мк 15:47). Вероятно, из-за того, что Иосия был старше, Иаков имел прозвище «меньший» (см.: Мк 15:40). Хотя буквально греческое слово (μικρς) означает «маленький» и может свидетельствовать о невысоком росте Иакова. Еще один вариант интерпретации — это прозвище было дано для того, чтобы отличать апостола от Иакова Зеведеева, который был более известным человеком и о котором в Писании больше информации. Был братом апостола Матфея? Крипта в Санти-Апостоли в Риме, где покоятся мощи апостолов Филиппа и Иакова Алфеева

http://blog.predanie.ru/article/menshij-...

Вознесение Господне Событие праздника и его эортологическая динамика Вознесение. Середина XV в. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником. Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9–11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см.: Ин. 16: 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см.: Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (см.: Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (см.: Лк. 24: 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см.: Деян. 2: 1–4). В перечисленных свидетельствах легко обнаружить различия, которые, как покажет дальнейшее изложение, найдут свой отклик в богословии праздника, истории его установления, а также в литургическом формуляре. Очевидно, что в одних источниках все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как в других – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях апостолов указывают на связь со следующим за ним эпизодом о сошествии Святого Духа. В Деян. 1: 3 период явлений воскресшего Христа и, следовательно, время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа, имеющими такую же протяженность событиями: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (см.: Лк 2: 22–38), и после крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (см.: Мф. 4: 1–2; Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней (см.: Деян. 2: 32–36; 3: 15–16; 4: 10; 5: 30–32; 10: 40–43; 13: 31; 1 Кор. 15: 5–8).

http://pravoslavie.ru/30582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАМВА Прп. Памва Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Памва Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. В «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) П. назван в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). Тем не менее он не упоминается в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1-е изд.- 1862), сообщалось, что затворник П., будучи на монастырском послушании, пострадал «от поган» (язычников), не отрекся от Христа, как того требовали мучители. П. проклял языческих богов и заявил, что Бог освободит его молитвами печерских святых. П. был чудесно спасен с помощью ангелов, принесших его обратно в мон-рь в его келью здоровым (подробности в сохранившемся тексте не приводятся) ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 58-59). В агиографической лит-ре XIX-XX вв. распространено указание на 1241 г. как на год кончины П., однако никакими источниками оно не подтверждается. Так, архиеп. Филарет (Гумилевский) предположил, что в 1240 г. «иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею; как ни велика была опасность, Памво принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые подвергли его мукам»; по освобождении П. скончался в следующем году ( Филарет (Гумилевский). РСв. С. 474).

http://pravenc.ru/text/2578756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ [евр.  ,   - «он прибавит»; греч. Ιωσφ; лат. Ioseph], прав., ветхозаветный патриарх (пам. в понедельник Страстной седмицы, в Неделю св. праотец и в Неделю св. отец). И.- старший сын патриарха Иакова от Рахили (брат Вениамина) и младший из 11 сыновей Иакова, рожденных в Месопотамии; отец Ефрема и Манассии , родоначальник одноименного колена Израилева. Происхождение имени Иосиф (от глагола   - увеличивать, прибавлять, преумножать) приводится в Быт 30. 24: любимая супруга Иакова Рахиль, будучи неплодной в течение 7 лет, после рождения сына, которого назвала Иосифом, говорит: «Господь даст [  ] мне и другого сына». Полная форма имени Иосиф -  ,   встречается только в Пс 80. 6 и, как правило, распространена в постбиблейской лит-ре ( Sarna. 2007. P. 410). История И. в книге Бытие Иосиф рассказывает свои сны. Рис. Рембрандта. 40-е гг. XVII в. (Национальная галерея, Вашингтон) Иосиф рассказывает свои сны. Рис. Рембрандта. 40-е гг. XVII в. (Национальная галерея, Вашингтон) В центре сюжета подробного повествования об И. (Быт 37-50) - рассказ о конфликте внутри семьи (ср. похожие мотивы в истории Авраама (Быт 11-25) и Иакова (Быт 25-35)). История И. уникальна тем, что она не содержит рассказов о чудесах или к.-л. упоминаний о действиях религ. характера, но пронизана верой в Божественный Промысл, к-рый определяет все происшедшее с И. (см., напр.: Быт 45. 4-8; 50. 19-20). Предание об И. имеет стройный сюжет и четкую структуру: продажа И. в егип. рабство (Быт 37. 2-36); И. у Потифара (39. 1-20); И. в темнице (39. 21 - 40. 23); И. во дворце фараона (41. 1 - 57); 1-й визит братьев И. в Египет (42. 1-38); 2-й визит братьев И. в Египет (43. 1 - 45. 28); 3-й визит братьев И. в Египет (46. 1 - 47. 31); последние дни Иакова и И. (48. 1 - 50. 26). История И. состоит из отдельных эпизодов, в которых можно выделить вступление, кульминацию и заключение; вместе они представляют собой искусно составленную биографию И. Ее текст обладает внутренним повествовательным единством, но содержит множество повторов и несоответствий. Так, в Быт 37. 25 речь идет об измаильтянских купцах, к-рые в Быт 37. 28 названы мадиамскими (это противоречие сохр. в Быт 37. 36; 39. 1 и далее). Мн. исследователи видят в такой манере изложения последствия редакторской правки; в классической теории источников о происхождении Пятикнижия подобные противоречия рассматриваются как смешение различных преданий. Возможно, что центральная часть повествования об И., обладающая внутренним единством (Быт 37. 39-45), восходит к одному автору, напр. Яхвисту (J) ( Coats. 1974; Idem. 1992. P. 979; Wenham. 1994. P. 344). Главы 38, 46-50 считаются поздними добавлениями, в к-рых содержатся отдельные элементы т. н. священнического кодекса (P). Они позволили упорядочить исходный материал в соответствии с историей Иакова (Быт 25-35; Wenham. 1994. P. 344).

http://pravenc.ru/text/578394.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАНФРАНК [Лат. Lanfrancus; англ. Lanfranc] (ок. 1010, Павия, Италия - 28.05.1089, Кентербери, Англия), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070). Жизнь и деятельность Источники Ланфранк. Миниатюра из рукописи соч. «О Теле и Крови Господа». Нач. XII в. (Bodl. Bodley. 569. Fol. 1r) Ланфранк. Миниатюра из рукописи соч. «О Теле и Крови Господа». Нач. XII в. (Bodl. Bodley. 569. Fol. 1r) Основным собранием сведений о жизни и деятельности Л. и единственным документом, содержащим данные об обстоятельствах его жизни до поступления в мон-рь Бек, является подробное жизнеописание, составленное в мон-ре Бек в 30-40-х гг. XII в. (Vita Lanfranci//PL. 150. Col. 29-58; критическое изд. с указанием источников: Gibson. 1993. P. 667-715). При работе над жизнеописанием автор опирался на устное предание, на сочинения и эпистолярное наследие Л., а также на ряд предшествующих источников историко-хронографического и агиографического характера, содержащих свидетельства о Л. (их перечень см.: Ibid. P. 664-666; подробный обзор и анализ всех источников: Eadem. 1978. P. 195-226). В результате соотнесения содержания жизнеописания с др. источниками исследователи пришли к заключению, что памятник, несмотря на присущую ему риторическую и агиографическую форму, отличается достаточно высокой фактической достоверностью, что позволяет в определенных границах считать соответствующими действительности и те сообщаемые в нем сведения о Л., которые не могут быть верифицированы с помощью привлечения дополнительных источников. Происхождение, образование, начало монашеской жизни Л. происходил из состоятельной ломбардской семьи; согласно жизнеописанию, его отец Арибальд принадлежал к числу тех, кто «надзирали за соблюдением прав и законов» в Павии, т. е. был юристом и входил в круг высших городских служащих (см.: Eadem. 1993. P. 668; ср.: Cowdrey. 2003. P. 5). В источниках встречаются 2 различные версии относительно образования и раннего периода жизни Л. Согласно 1-й версии, его отец скончался, когда Л. был еще ребенком; вскоре после этого Л. покинул Павию и обучался свободным искусствам (см. Artes liberales) в др. городах Италии (где именно - неизвестно); он ненадолго вернулся в город, однако, не захотев, подобно отцу, становиться городским служащим, вскоре отправился в Нормандию. Согласно 2-й версии, Л. после обучения свободным искусствам и светскому праву в Павии успешно выступал в качестве адвоката в городском суде и пользовался значительным авторитетом среди местных юристов. Исследователи считают 2-ю версию более поздней и менее достоверной, т. к. в сочинениях и письмах Л. не обнаруживается следов глубокого изучения им ломбардского права; его познания в светском праве не выходят за пределы базовой осведомленности, к-рой обладал получивший школьное образование человек (см.: Cowdrey. 2003. P. 5-8).

http://pravenc.ru/text/2463105.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010