Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФАВАРА Вифавара [греч. Βηθαβαρ, Βηθααβαρ, Βηθαβαρ; евр.     - дом, место переправы], вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча (Ин 1. 28); здесь же произошло призвание Иисусом апостолов из учеников Иоанна Крестителя (Ин 1. 35-51), на это же место «за Иордан» Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления (Ин 10. 39-42). Большинство ранних греч. рукописей НЗ, в т. ч. папирусы (в т. ч. ¸ 66, до 200 г.), называют место Крещения Вифанией Заиорданской (Βηθανα πραν το Ιορδνου). Этому же чтению следует лат. перевод и рус. перевод еп. Кассиана (Безобразова). Вариант В., по-видимому, впервые был предложен Оригеном . Признавая, что «почти все списки» содержат чтение «Вифания», он считал его ошибочным, поскольку города с таким названием в районе Иордана ему обнаружить не удалось, а известное ему предание свидетельствовало, что св. Иоанн крестил в местечке В. «на высоком берегу Иордана» (παρ τ χθ το Ιορδνου). В подтверждение Ориген приводит этимологию названия В.- «дом уготовления» (οκον κατασκευς), соотнося его с пророчеством Исаии (Ис 40. 3; Мф 3. 3; Мк 1. 3; Лк 3. 3) ( Orig. Comm. ad Joh. VI 40). В пользу историчности сообщения о Крещении в В. говорит то, что здесь во времена земной жизни Иисуса Христа находилась переправа через Иордан, к-рой пользовались паломники из Галилеи, шедшие в Иерусалим через Заиорданье, в обход Самарии. Евсевий Кесарийский пишет, что на месте В. «еще и доныне многие братья считают за честь принять омовение» ( Euseb. Onom. 58). В Бурдигальском итинерарии (333 г.) напротив долины Крещения указывается холм, откуда вознесся на небо прор. Илия (Itiner. Burdigal. 598). На карте из Мадабы (VI в.) «Вифавара, [место] Крещения св. Иоанна», изображена в нижнем течении Иордана на зап. берегу реки, что противоречит локализации за Иорданом. В соч. «О расположении Св. земли» лат. паломника архидиак. Феодосия (V-VI вв.) сообщается, что на месте Крещения Господа была воздвигнута мраморная колонна, увенчанная железным крестом; поблизости находилась ц. св. Иоанна Предтечи (см. в ст. Иоанна Предтечи мон-рь ), построенная при визант. имп. Анастасии I (491-518); жившие там монахи получали из казны по 6 золотых монет в год ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 20). О празднике Богоявления, проходившем на обоих берегах Иордана в 6 милях севернее Мертвого м., рассказывает анонимный паломник VI в. из Пьяченцы ( Anonym. Placent. Itiner. 11). Подробное описание места Крещения дает галльский паломник еп. Аркульф, посетивший Св. землю во 2-й пол. VII в. (PL. 88. Col. 800).

http://pravenc.ru/text/158870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУНИГУНДА Св. Кунигунда. Скульптура Адамовых ворот в кафедральном соборе Бамберга. Ок. 20–40 г. XIII в. Св. Кунигунда. Скульптура Адамовых ворот в кафедральном соборе Бамберга. Ок. 20–40 г. XIII в. [Кунигунда Люксембургская; лат. Cunigunda, Chunigunda; нем. Kunigunde] († 3.03. 1033 или 1039, мон-рь Кауфунген, совр. земля Гессен, Германия), св. (пам. зап. 3 марта), супруга имп. Генриха II . Подробные сведения о К. содержатся в ее Житии (BHL, N 2001-2002). Согласно Житию, К.- дочь Гедвиги из Нордгау и Зигфрида, 1-го графа Люксембургского; ее отец считается сыном Вигериха, пфальцграфа Лотарингии и графа Бидгау ( Vanderkindere L. La Formation territoriale des principautés belges au Moyen Âge. Brux., 1902. Vol. 2. P. 328-333). Однако нек-рые исследователи ставят под сомнение родство Зигфрида Люксембургского с Вигерихом (см., напр.: Klein R. Wer waren die Eltern des Grafen Sigfrid?: Eine neue Hypothese zum Ursprung des ersten Luxemburger Grafenhauses//Luxemburgische Gesellschaft für Genealogie und Heraldik: Jb. Bech, 1998. S. 9-27), утверждая, что в XI в. род Зигфрида специально возвели к кор. Людовику II Заике, правителю Западнофранкского королевства (мать Зигфрида якобы являлась его внучкой), чтобы связать К. с имп. династией Каролингов . В 998 или 1000 г. К. вышла замуж за Генриха IV, герцога Баварии, который после смерти бездетного имп. Оттона III (23 или 24 янв. 1002) был избран королем Германии с именем Генрих II. 7 июня 1002 г. в Майнце он получил корону из рук архиеп. Виллигиза . 10 авг. 1002 г. в Падерборне состоялась королевская коронация К. Когда Генрих II стал императором Свящ. Римской империи, папа Бенедикт VIII провел в Риме имп. коронацию его и К. (14 февр. 1014). В Житии сообщается, что К. деятельно участвовала в гос. управлении: она присутствовала на заседаниях имперского совета; в отсутствие мужа, предпринявшего 3 похода в Италию (1004, 1013-1014, 1021-1022) против арабов, единолично правила гос-вом; принимала участие в работе синода во Франкфурте (1007); выступала посредницей в переговорах императора с ее братом гр. Генрихом I Люксембургским и в 1018 г. добилась возвращения брату Баварского герц-ства, к-рого он лишился за мятеж против императора. После того как с целью дальнейшей колонизации и христианизации земель на вост. границе Германии Генрих II основал еп-ство Бамберг (1007), К. пожертвовала свое приданое на его обустройство (об этом она объявила на Франкфуртском синоде, утвердившем создание новой епархии). В Баварском национальном музее в Мюнхене хранится «ларец св. Кунигунды», в котором, по преданию, она передала приданое Эберхарду, 1-му епископу Бамберга.

http://pravenc.ru/text/2462257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД Пример 1 Обиходный звукоряд по рукописи посл. четв. XVII в. и его нотная расшифровка (РГБ. Ф. 379. 2. Л. 4) Пример 1 Обиходный звукоряд по рукописи посл. четв. XVII в. и его нотная расшифровка (РГБ. Ф. 379. 2. Л. 4) термин древнерусской муз. теории, обозначающий последовательность 12 ступеней, которые объединены в 4 соединенных тетрахорда идентичной интервальной структуры (тон - тон - полутон; последний тетрахорд неполный). Однофункциональными в О. з. являются ступени на расстоянии кварты. Первоначально представления о звукоряде в древнерусской муз. теории складывались при выстраивании определенных семейств знаков по высоте относительно друг друга и/или «строки» и только затем - в виде последовательности ступеней звукоряда, обозначенных степенными (киноварными) пометами (см. последовательность ступеней звукоряда в сложившемся виде, напр. в «Извещении...» мон. Александра Мезенца (Стремоухова) ; пример 1). Ряд степенных помет, выстроенный древнерусскими распевщиками на 1-м этапе их формирования, ограничивался 7 буквами, образуя 7-ступенный звукоряд, аналогичный визант. звукоряду в том виде, как он описан в теории Нового метода (после 1814). Впосл. количество ступеней, получивших особое буквенное обозначение, колебалось в различных теоретических руководствах на протяжении XVII в. (подробнее о подобных разночтениях в древнерус. теоретических текстах см. в ст.: Григорьева. К вопросу классификации. 2017). Нотная расшифровка Нотная расшифровка Вычленение определенных ступеней из мелоса знаменных песнопений и их осмысление в виде абстрактной муз. системы происходили на протяжении XVII в. Согласно т. зр. В. Ю. Григорьевой, собственно звукоряд как определенная последовательность ступеней впервые был отражен в руководстве «Согласник иже указует всех осми гласов все различныя гласы (звуки.- В. Г.) всего пения» (РНБ. Солов. 690/752. Л. 107-107 об., кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVII в.). Каждая из строк «Согласника...» показывает определенную ступень звукоряда, «которая в соответствующей строке-цитате отмечена цифирной маркировкой» ( Григорьева. Осмысление. 2017. С. 290). Способ описания ступеней О. з. через определенные строки песнопения, а именно через начальные или акцентные слоги в муз. тексте, первоначально является преобладающим, однако к кон. XVII в. использование примеров для демонстрации степенных помет постепенно утрачивает свое значение и О. з. приобретает более абстрактные черты как последовательность ступеней определенного звукоряда (Там же. С. 290-291, 295).

http://pravenc.ru/text/2578055.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и гос. жизни. По сказанию XV в., В. и. написана ап. Лукой. Исследователи видели в иконе выдающееся произведение визант. искусства, принадлежащее кисти к-польского мастера, и датировали ее от XI в. (А. И. Анисимов) до 1-й пол. XII в. ( Лазарев. 1986; Grabar. 1974). Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что В. и. была создана в 1-й трети XII в., до 1130 г. Иконография, художественный образ, история реставрации В. и. Икона двусторонняя: на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами «под мрамор», поля темно-охристые, надписи (IC ХС. НИ КА) красные. Поля иконы надставлены с 4 сторон: первоначальный размер с узкими полями - 78 ´ 55 см, с надставленными полями - 104 ´ 69 см. На лицевой и оборотной сторонах - глубокие ковчеги с крутой лузгой (ГТГ: Кат. собр. Кат. 1. С. 35-40). Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Ц. свт. Николая в Толмачах при ГТГ) Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Ц. свт. Николая в Толмачах при ГТГ) Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Ее правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. В. и. принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в к-ром Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, нек-рые исследователи полагают, что Он мог быть изображен иначе: либо с обнаженными до колен ножками, либо стоящим ( Грабарь И. Э. Древнейшая песнь материнства// Он же. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 209-221; Антонова В. И. К вопросу о первонач. композиции иконы Владимирской Богоматери//ВВ. 1961. Т. 18. С. 198-205). Однако наиболее верным представляется мнение А. И. Анисимова , показавшего, что первоначальная композиция В. и. оставалась без существенных изменений ( Анисимов. Владимирская икона. С. 57-58).

http://pravenc.ru/text/154962.html

Если речь идет о том, чтобы помогать и жертвовать, то охотнее всего жертвуют на маленьких детей. Потому что дети милые, безгрешные и беззащитные. Можно сделать им «сю-сю» или «бо-бо», потрепать по щечке, поулыбаться, поцеловать их в лобик. Гораздо тяжелее жалеть и миловать стариков. Беспомощных, потерявших силу и красоту, временами вредных и ворчливых, отталкивающих запахом или внешним видом и далее по списку. И еще тяжелее жалеть заключенных, «зэков» по советской терминологии. «Раз сидят, значит, виновны. Чего их жалеть?» – скажет обыватель и будет отчасти прав. Отчасти.      В Москве когда-то жил доктор Гааз, нашедший покой на Введенском (Немецком) кладбище столицы. Он был главным врачом московских тюрем и очень сострадал заключенным. «У Гааза нет отказа», – говорили на Москве о добром сердце этого обрусевшего немца. Доктор всячески пытался облегчить участь осужденных, в особенности участь конвоируемых в кандалах на далекие расстояния. С этой целью доктор ходатайствовал о несчастных перед властями и митрополитом Московским Филаретом. Святитель однажды, услышав от Гааза, что среди осужденных могут быть невиновные, сказал: «Они осуждены, следовательно – виновны». Гааз воскликнул: «Владыко, вы забыли Христа!» И действительно, Христос был осужден, но при этом совершенно невиновен. Филарет смирился и произнес: «Нет. Это Он меня забыл». В тюрьмах сидели многие святые. Сидел Иосиф Прекрасный, оклеветанный хозяйкой в попытке изнасилования (см.: Быт. 40). Сидел Иеремия. Причем не столько в тюрьме, сколько в зиндане, то есть яме. О таких заточениях можно подробно узнать по хроникам кавказских войн, ибо такие формы заключения и сейчас широко в ходу. Если Иосиф сидел за целомудрие, то Иеремия – за правдивые и неприятные пророчества. Перед смертью через отсечение головы последние дни в тюрьме провел Иоанн Предтеча. А святым мученикам, перенесшим темничное заключение за веру и правду в христианскую эпоху, воистину нет числа. Начиная от времен Нерона и до масштабных репрессий в Стране Советов, множество святых прошли через мрак тюрьмы за исповедание веры. Ели баланду, томились в переполненных камерах, мучились неизвестностью будущего, терпели ежедневные унижения. Так что фраза: «Сидит, значит, виновен» – в истории оправдывается далеко не всегда.

http://pravoslavie.ru/109291.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Русскость и имперскость Тезисы сообщения на круглом столе «Русские: империя или нация», посвященном памяти С.Н.Семанова 14.12.2011 588 Время на чтение 7 минут 7 декабря, на 40-й день после кончины известного историка, литературоведа и публициста Сергея Николаевича Семанова, в Санкт-Петербурге в центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры состоялся круглый стол «Русские: империя или нация?» . Мероприятие прошло в рамках Санкт-Петербургского патриотического форума при поддержке информационно-аналитического агентства «Русская народная линия». Публикуем одно из выступлений. Сама постановка темы круглого стола неверна по многим причинам. Прежде всего, империи уже давно нет, реально существует Российская Федерация. Значит, надо обсуждать тему: РФ и/или нация. Теперь по существу. 1. Нация первична. Существует логос нации. И собственно нация в процессе раскрытия своего логоса создает те или иные формы государственного устройства: княжества, царства, империи, республики, федерации. То есть вопрос однозначно решается в пользу первенства Нации. Сразу оговоримся, синонимом Нации является Народ с большой буквы, а не тот народ, что идет в перечислении: народы, племена, языки, как составляющие Нации. (см. об этом подробно: Б.Г.Дверницкий «Русский человек», С-Пб.,2008. http://Dvernit. narod. ru). Каждая нация живет не только ради себя, но и имеет какую-то всемирную задачу, которая определяет её «живучесть» или место в истории. Эти всемирные задачи определены Богом и заложены в логосе нации. Можно назвать это онтологическим национализмом. Это как талант или таланты, даваемые Богом Отцом каждому человеку и за которые все дадут ответ на Страшном Суде, в том числе и народы. Ибо Бог будет судить не только всех людей, но и все «народы, и племена, и языки» (Откр.17:15). «Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр.15:4). Богоданную задачу нация призвана реализовать в истории, когда наступит её «час». И та или иная форма власти призвана служить этой цели и это главная оценка её деятельности. Эту богоданную задачу Нации равно не признают буржуазные национализма в журнале «Вопросы национализма» и «империалисты» РНЛ во главе со А.Д.Степановым. Оттого полемика их между собой не касается сути национализма, а скользит по поверхности.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/15/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КНИГА ХИМЬЯРИТОВ» [сир.    ], анонимный памятник сир. агиографической литературы (1-я пол. VI в.). Текст сохранился в уникальном фрагментарном списке, который был переписан с более ранней рукописи неким Стефаном из храма св. Фомы в г. Эль-Карьятейн (на полпути между Дамаском и Пальмирой) 10 нисана (апр.) 1243 г. селевкидской эры (932 г. по Р. Х.). Он был обнаружен в частной коллекции супругов Вирен из Стоксунда (пригород Стокгольма) и введен в научный оборот швед. сирологом А. Мубергом в 1924 г. «К. х.» посвящена гонениям на христиан в гос-ве Химьяр при царе-иудее Йосефе Асаре Ясаре (20-е гг. VI в.), к-рый в этом тексте именуется Масруком. Из 49 глав полностью или частично уцелели главы 7-9, 13-14, 16-17, 19-23, 42-49; содержание остальных известно благодаря их заголовкам, приведенным в оглавлении в начале рукописи (Fol. 3b-6b). «К. х.» открывается подробным рассказом о появлении иудеев в Химьяре и 1-м вторжении туда войск Аксумского царства (гл. 1-7; сохр. лишь небольшой фрагмент гл. 7). В дальнейшем повествование сосредоточено гл. обр. на преследовании награнских мучеников и в основном соответствует содержанию 2 посланий еп. Симеона Бет-Аршамского , но отличается от них более изысканным лит. стилем. В гл. 31 речь идет о пострадавших христианах в г. Мариб, в главах 29-30 и 32 - в обл. Хадрамаут , в частности в существующем и в наст. время в устье вади Даван сел. Эль-Хаджарейн. В заключительных главах (40-49) сообщается о победоносном карательном походе аксумского царя Калеба (см. Елезвой ) против Химьяра . Проблема авторства «К. х.» до сих пор не решена. Автор был очевидцем нек-рых описанных событий и находился в Хире в янв. 524 г. одновременно с визант. послом свящ. Авраамом . Согласно гипотезе Муберга, поддержанной Н. В. Пигулевской , «К. х.» написал Сергий (Саргис; вариант - Гиваргис, т. е. Георгий), еп. Русафы (Сергиополя); по мнению И. Шахида - еп. Симеон Бет-Аршамский. Впрочем, оба этих предположения весьма уязвимы для критики.

http://pravenc.ru/text/1841564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1886–1887 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1886–1887 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Покровской епархии Саратовской митрополии), находится в пос. Монастырском Пугачёвского р-на Саратовской обл. Первоначально мужской. Основан, вероятно, во 2-й пол. XVIII в. как старообрядческий скит в излучине р. Б. Иргиз выходцем с Ветки (совр. Белоруссия) священноиноком Пахомием (подробнее см. Иргизские монастыри ). Наиболее достоверным годом устроения обители исследователи считали 1764-й ( Добротворский. 1857. 2. С. 384; Попов. 1866. С. 51) или 1762-й ( Соколов. 1888. С. 37). В обители, первоначально называвшейся Пахомиевым Средним скитом, была сооружена деревянная часовня во имя свт. Николая Чудотворца. После возведения при настоятеле Антонии одноименного деревянного 19-главого храма с колокольней (1788-1790) скит стал называться Средненикольским. К 1800 г. были построены также деревянные теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1798-1799) и 40 келий; территорию обители с 3 сторон окружала деревянная ограда с 4 воротами, имелись монастырский хутор и пчельник ( Соколов. 1888. С. 89-90; Наумлюк. 2009. С. 44). Согласно статистическому описанию 1827-1828 гг., на территории мон-ря (486 саж.) находились 58 деревянных келий, крытых тесом и драньем, одна братская, келарня, пекарня, кладовая, 2 хлебных амбара, 3 сарая, 2 конюшни и колодец. Поблизости располагался монастырский хутор с 2 кельями и 4 сараями. В одной версте от мон-ря находился пчельник с кельей, омшаником и 60 ульями пчел. При Н. Ч. м. имелись также кирпичная кузница с одним горном и мельница. В хозяйстве насчитывалось 20 волов, 17 дойных коров, лошади. По генеральному межеванию 1801 г. монастырь получил «в вечное владение» 1653 дес. земли, в т. ч. 410 дес. 1668 кв. саж. пашни, 166 дес. 1660 кв. саж. сенокоса, 437 дес. 61 кв. саж. леса ( Лебедев. 1911. С. 5-7). К кон. 1833 г. в обители проживало более 250 чел.

http://pravenc.ru/text/2566164.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВЫЙ МЕТОД Начало Пападики Нового метода. 1-я четв. XIX в. (РГБ. Ф. 379. 127. Л. 1) Начало Пападики Нового метода. 1-я четв. XIX в. (РГБ. Ф. 379. 127. Л. 1) [Греч. Να Μθοδος], система церковного пения (аналитическая певч. нотация , муз. теория и иметодика обучения), разработанная греч. учителями в 1814/15 г. Певч. симиография, с помощью к-рой записывалась и распространялась церковная музыка в Византийской империи, использовавшая осмогласие , появилась ок. X в. и последовательно прошла фазы развития вплоть до наст. времени (см. подробнее в ст. Византийская нотация ). В кон. XII в. она стала полноценным муз. языком («средняя полная певческая симиография» - μση πλρης ψαλτικ σημειογραφα), с помощью к-рого ведущие мелурги многообразно распели богослужебные песнопения на библейские тексты и наиболее известные произведения визант. гимнографии , обогатив церковное богослужение выдающимися муз. творениями. «Средняя полная» симиография включала следующие основные элементы: мартирии (указывают, в каком гласе написано и будет исполняться песнопение (гласовые мартирии) или на какой ступени звукоряда завершился данный раздел песнопения (срединные мартирии)); 15 интервальных знаков (σημαδα ποστητος, букв.- «знаки количества»; указывают, на какой интервал должен подняться или опуститься голос поющего относительно предыдущего муз. звука, или на повторение последнего звука), фторы (указывают на изменения интервального рода - различных интервалов внутри тетрахордной или пентахордной системы звукоряда) и ок. 40 безынтервальных знаков (φωνα σημδια, букв.- «беззвучные знаки»; большие ипостаси хирономии, или «большие знаки», всегда записывавшиеся красными чернилами), к-рые в сочетании с интервальными знаками обозначали целые муз. фразы, - тесисы, запоминавшиеся певцом и исполнявшиеся им по памяти. Большая сложность изучения певч. искусства состояла в необходимости иметь хорошую муз. память, а также в субъективном подходе к интерпретации тесисов (нередко разные певцы или учителя музыки пели тот или иной мелодический оборот по-разному).

http://pravenc.ru/text/2577907.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ СИРИН [сир.      ,       греч. Εφραμ Σρος] (ок. 306-373, Эдесса, ныне Шанлыурфа, Турция), прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)), богослов, поэт, самый известный из сир. отцов Церкви. Жизнь Источники Прп. Ефрем Сирин. Фрагмент иконы «Ап. Фаддей, царь Авгарь, с избранными святыми». Сер. X в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прп. Ефрем Сирин. Фрагмент иконы «Ап. Фаддей, царь Авгарь, с избранными святыми». Сер. X в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Многочисленные источники биографии Е. С. сравнительно поздние и не всегда надежные (подробнее см.: Lamy. 1902. Vol. 4. P. IX-XLI; Vööbus. 1958; Idem. 1960. P. 70-110; Outtier. 1973; Griffith. 1989; Amar. 1992; Brock. 1990). I. Предположительно автобиографические. Не сохранилось бесспорно принадлежащих Е. С. автобиографических произведений, а в подлинных работах свидетельств о его жизни немного. 2 отрывка (Гимны против ересей. 26. 10; О девстве. 37. 10) позволяют предположить, что родители Е. С. были христианами; это противоречит данным сирийского Жития Е. С., согласно которому его отец был языческим жрецом. Хотя 1-я часть мадрашей о Нисибине (ныне Нусайбин, Турция) посвящена периоду жизни Е. С. в этом городе, прямых автобиографических сведений она не содержит. Существуют также приписываемые Е. С. тексты автобиографического характера, подлинность к-рых сомнительна (хотя нек-рые исследователи, напр. А. Выыбус , считают их подлинными): 1. Сирийские. 1) Завещание Ефрема (BHO, N 271; BHG, N 589-90; CPG, N 3947). Это произведение неоднократно издавалось (посл. изд. в: CSCO. Vol. 334-335). Е. С. говорит в нем от 1-го лица. Некоторые части являются поздними добавлениями. Сохранились греч. и арм. переводы. Начальные разделы Завещания, написанные в стихах, представляют собой указания Е. С. об организации его погребения, к-рое должно быть скромным. В др. частях говорится о его учениках (названных по именам), содержатся рассуждения о Моисее и чародеях (не во всех рукописях) и рассказывается о встрече Е. С. со знатной женщиной по имени Лампротата (отсутствует в наиболее ранних рукописях). Строки 843-857 являются явным заимствованием из сир. перевода «Лавсаика» (разд. 40), к-рый в свою очередь восходит к греч. апофтегме (PG. 165. Col. 168). Высказывались предположения, что в своей основе эта работа, содержащая многочисленные более поздние интерполяции, могла принадлежать самому Е. С.

http://pravenc.ru/text/376984.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010