914 Ст.5 и 6 имеют характер аксиом, но поставлены они в отношении к обстоятельствам Израиля (неудачная жатва, и вследствие того плач при следующем печальном посеве; Агг.2и д.). Образ заимствован от земледельца, который при посеве заботится, будет ли ему плод; а когда наступает жатва и он возвращается с поля со множеством снопов, радуется, обильно вознагражденный за труд и заботы. (гебраизм) – для обозначения продолжительного, медленного хождения при сеянии: – идти быстрым шагом. 915 Всуе вам и проч. очень трудно для изъяснения. У многих толковников и проч. относится к ст.3, как это и в Вульгате; но более простой смысл получается, если ОШУ и проч. относить ко 2 ст., и принимать его в значении «так как», и новое предложение начинать словами: и проч. и проч. употреблено может быть иронически: перестанете вы только что работать и тотчас снова встаете (чтобы идти на работу), едва успевши отдохнуть, это вам, конечно, не приносит пользы, если Бог не с вами. – Хлеб печали – хлеб, который с неприятностями приобретается и не спокойно, но с печалью и заботами съедается, след., разумеются люди, которые много должны терпеть. Сон спокойные, счастливые времена; по Златоусту: К вот нужно присовокупить тогда: «вот тогда, как наступят обещанные спокойные времена, дети будут как наследники Господа, тогда плод чрева будет наградою, возмездием за теперешние страдания»; этим обещается возвратившимся пленникам особенное многочадие в ближайшем и будущем. наследство, которое Господь доставляет, и которое состоит в сыновьях, в чадородии. Плод по евр. именительный падеж: плод чрева есть награда от Бога; у LXX же родительный – латинские отцы, которые это место относят ко Христу (крещеные, чада Божий, суть награда за плод чрева Марии, т.е. за Христа), также принимают fructus за родительный; конечно награда, состоящая в плоде чрева; ср. Зигабена. Масоретский текст лучше всего перевесть так: «напрасно вам рано утром вставать, поздно вечером сидеть (до успокоения), питаясь скудным хлебом: столько же (т.е. равно тому, что вы достигаете с чрезвычайными усилиями) даст Он (Бог) возлюбленному своему во сне (без усилий его). Вот наследство Иеговы – сыновья, награда – чрева плод!».

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Ты истинно благословенна; Ты умный рай, в котором живоносное дерево спасения; в Тебе таинственно насадитель Эдема – Христос, Который, неизреченною силою исходя из утробы Твоей, подобно живоносному источнику, посредством Евангелия, как бы четырьмя потоками, напояет вселенную. Благословена Ты в плод чрева Твоего, плод, которого вкусив Адам первосозданный изверг из себя древний яд, принятый им, по обольщению,– плод, который услаждает горький вкус древа, очищая естество человеческое, который странствующему в пустыне Израилю источал реки воды, услаждал хлеб чудный, несеянный. Благословен плод, который воду, посредством всыпанной в нее Елисеем соли, соделал Благословен плод, который из неповрежденной отрасли девического чрева прозяб, подобно грозду, зрелому. Благословен плод, из которого истекают источники воды, текущей в жизнь вечную,– плод, из которого происходит хлеб животный – тело питие – чаша бессмертия. Благословен плод, который славит всякий язык небесных, в Троице Святого Божества, исповедую Его тождественным в существе, но различая в Нем личные начальные свойства. Благословена Ты в плод чрева Твоего: Она же – как говорит Святое Писание – смутилась от слова Сама с Собою, говоря, что бы это было за приветствие? ( ). Смутилась,– сказано. Не неверие какое-нибудь поколебало Ее душу,– нет; но скорее удивление к необычайному вещанию, так как в явлении представлялось предвестие. Она не была подобна Захарии, обнаружившему свое неверие во святилище, который способность к деторождению, но, в наказание, лишился орудий слова и, перестав быть бесчадным, сделался немым. Она почувствовала в душе смущение от сделанного Ей приветствия, как Дева совершенно непорочная, не имевшая не только смешения, с непрестанно устремлять ум Свой к созерцанию вещей небесных.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

А что он «не согласится на зло, чтобы избрать доброе», – это свойственно Богу; дабы, потому что он будет есть масло и мед, мы не подумали, что Он просто человек только, а с другой стороны по имени Эммануил не почитали Его Богом без плоти. 5. И когда говорит: «слушайте дом Давидов», он показывает, что тот, которого Бог обещал Давиду от плода, чрева его восставить (как) царя вечного, есть Тот Самый, Который родился от Девы из рода Давидова. Поэтому-то Он и обещал царя «от плода чрева его», что было прилично (сказать) относительно зачавшей девы, а не от плода бедр его и не от плода чресл его, что прилично относительно рождающего мужа и зачавшей от мужа женщины. Писание опустило в этом обещании мужеские члены и даже не упомянуло о сем, потому что имевший родиться был не от хотения мужа. Но оно твердо поставило «плод чрева», чтобы возвестить рождение имевшего быть от Девы, как и Елисавета, исполнившись Святого Духа, засвидетельствовала, говоря Марии: «благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего» ( ), и таким образом Дух Святый показал желающим слышать, что обещание Божие восставить царя «от плода чрева его» исполнилось в рождении от Девы, т. е. от Марии. Посему те, которые изменяют слова Исаии так: «вот молодая женщина зачнет во чреве», и почитают Его (Господа) сыном Иосифа, те пусть также изменят и обещание данное Давиду, в котором Бог обещал ему восставить от плода чрева его рог Христа-Царя. Но они не поняли сего; иначе они дерзнули бы и это изменить. 6. А слова Исаии: «в глубину долу или в высоту горе», означали, что «нисшедший Он же есть и восшедший» ( ). Словами же: «Сам Господь даст знамение», он указал на необыкновенное в Его рождении, чего не сделалось бы иначе, если бы сам Бог Господь всего не дал знамения в доме Давидовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Ты истинно благословенна, которую Иезекииль... 1 назвал востоком, вратами заключенными, отверстыми только Богом, и опять заключенными. Ты одна истинно благословенна, которая Даниилу, мужу желаний, казалась горою великою, а чудному Аввакуму «горою приосененною» ( ), которую царь Твой праотец пророчески воспел горою Божиею, горою тучною, горою преусыренною, на которой благоволил обитать Бог . «Благословенна Ты в женах», которую Богопрозорливейший Захария провидел в золотом светильнике, украшенном семью лампадами, т. е. сияющем семью дарами божественного Духа. Ты истинно благословенна; – Ты умный рай, в котором живоносное дерево спасения; в Тебе таинственно зрится и Сам насадитель Эдема – Христос, который неизреченною силою исходя из утробы Твоей, подобно живоносному источнику, посредством Евангелия, как-бы четырьмя потоками, напояет вселенную. «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего», – плод, которого вкусив Адам первосозданный изверг из себя древний яд, принятый им, по обольщению, – плод, который услаждает горький вкус древа, очищая естество человеческое, который странствующему в пустыне Израилю источал реки воды, услаждал Мерру и дождил хлеб чудный, несеянный. «Благословен плод», который безплодную и горькую воду, посредством всыпанной в нее Елисеем соли, соделал приятною и плодотворною. «Благословен плод», который из неповрежденной отрасли девического чрева прозяб, подобно грозду, полному и совершенно зрелому. «Благословен плод», из которого истекают источники воды, текущей в жизнь вечную, – плод, из которого происходит хлеб животный – тело Христово и спасительное питие – чаша безсмертия. «Благословен плод», который славит всякий язык небесных, земных и преисподних, в Троице святого Божества, исповедуя Его тождественным в существе, но различая в Нем личные начальные свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Ты истинно благословенна, Которую Иезекиил назвал востоком, вратами заключенными, отверстыми только Богом, и опять заключенными (– 44:2). Ты одна истинно благословенна, Которая Даниилу, мужу желаний, казалась горою великою, а чудному Аввакуму горою приосененною ( ), Которую царь, Твой Праотец, пророчески воспел горою Божиею, горою тучною, горою усыренною ( ), на коей благоволил обитать Бог. Благословенна Ты в женах, которую Богопрозорливейший Захария провидел в золотом светильнике, украшенном семью лампадами (– 4:2), т. е. сияющем семью дарами Божественного Духа. Ты истинно благословенна; Ты – умный рай, в котором – живоносное древо спасения; в Тебе таинственно зрится и Сам Насадитель эдема – Христос, Который, неизреченною силою исходя из утробы Твоей, подобно живоносному источнику, посредством Евангелия, как бы четырьмя потоками, напояет вселенную. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, – плод, вкусив которого первосозданный Адам изверг из себя древний яд, принятый им, по обольщению, – плод, который услаждает горький вкус древа, очищая естество человеческое, который странствующему в пустыне Израилю источал реки воды, услаждал Мерру и дождил хлеб чудный, несеянный. Благословен плод, который бесплодную и горькую воду, посредством всыпанной в нее Елисеем соли, соделал приятною и плодотворною. Благословен плод, который из неповрежденной отрасли девического чрева прозяб, подобно грозду, полному и совершенно зрелому. Благословен плод, из которого истекают источники воды, текущей в жизнь вечную, – плод, из которого происходит хлеб животный – Тело Христово и спасительное питие – Чаша бессмертия. Благословен плод, который славит всякий язык небесных, земных и преисподних, в Троице Святого Божества исповедуя Его тождественным в существе, но различая в Нем личные начальные свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Созерцая славу святости Девы Марии, Архангел, пред величием которого пророк Даниил пал ниц ( ), восхвалил Ее: «Радуйся, Благодатная!» ( ). Мария радовалась Господом ( ), потому что всегда искала Его. Лишь Она одна во всем Писании названа Благодатной, ибо преисполнена сил и святости Бога. Она пронизана Божественными лучами более других творений – ведь Она непосредственно общалась с Богом, вселившимся в Ее чрево. Свидетельствуя об этом, Архангел воскликнул: «Господь с Тобою». Над Марией исполнились слова Писания: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( ). Так Господь показал, что Он изначально создал человека способным стать богоносцем, зло несвойственно нашей природе. «Благословенна Ты между женами», – воскликнул Ангел, и к нему присоединилась Елисавета. Так же, как некогда Иаиль ( ), погубившая хитростью лютого врага Сисару, так и Мария победила древнего врага рода человеческого. Если первая убила врага молотком и колом, когда тот уснул, то вторая сразила диавола своим смиренным согласием, раскрывшим Небеса и приведшим к нам Сильнейшего Бога, разрушившего державу смерти. «Благословен плод чрева Твоего», – повторяем мы слова Елисаветы, потому что в чреве Марии облекся в человеческую природу Бог. А один лишь Бог и достоин благословения, ибо из Него исходят все благие замыслы о вселенной. Потому Писание и обещает, что у тех, кто хранит завет с Богом и исполняет Его заповеди, благословляется плод чрева ( ). Богородица – исполнительница Закона, потому и удостоилась благословения. Господь называется здесь Плодом чрева, «потому что зачатие произошло без мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Благословен плод, который бесплодную и горькую воду, посредством всыпанной в нее Елисеем соли, соделал приятною и плодотворною. Благословен плод, который из неповрежденной отрасли девического чрева прозяб, подобно грозду, полному и совершенно зрелому. Благословен плод, из которого истекают источники воды, текущей в жизнь вечную, — плод, из которого происходит хлеб животный — тело Христово и спасительное питие — чаша бессмертия. Благословен плод, который славит всякий язык небесных, земных и преисподних, в Троице святого Божества, исповедуя Его тождественным в существе, но различая в Нем личные начальные свойства. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева, Твоего: Она же — как говорит Священное Писание — смутилась от слова сего и размышляла Сама с Собою, говоря, что бы это было за приветствие? (Лк. 1:29). Смутилась, — сказано. Не неверие какое–нибудь поколебало Её душу, — нет; но скорее удивление к необычайному вещанию, так как в явлении представлялось предвестие. Она не была подобна Захарии, обнаружившему свое неверие во святилище, который, хотя и приобрел способность к деторождению, но, в наказание, лишился орудий слова и, перестав быть бесчадным, сделался немым. Она почувствовала в душе смущение от сделанного Ей приветствия, как Дева совершенно непорочная, не имевшая не только смешения, но и обращения с мужем, и привыкшая непрестанно устремлять ум Свой к созерцанию вещей небесных. Быв, как и естественно, стыдливою, Она должна была сначала прийти в недоумение, потом, предавшись размышлению о сказанном Ей, слушать говорящего, так сказать, не без внимания и рассуждения. Поэтому Евангелист мудро заметил, что Она размышляла (как бы поверяя мысль судом чистого разума, чтобы сказанного Ей не понять превратно), говоря: что бы это было за приветствие? Происходя от благородного племени и будучи дщерию Давида, Она, конечно, знала божественные повествования, заключающиеся в Писании, и потому тотчас могла обратить ум Свой к падению праматери, представляя Себе прельщение её и другие такие же события, переданные древними.

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

Сегодня по официальной статистике на 100 заключающихся в России браков приходится 84 развода. Если учесть тот факт, что номинально 70 процентов населения России считают себя православными, при этом причиной развода более чем в половине случаев является супружеская неверность, совершенно очевидным является тот факт, что одна из десяти важнейших заповедей общечеловеческой нравственности, берущая свои истоки еще в Ветхом Завете, оказывается попранной населением целой страны! Из Священного Писания мы знаем, что благосостояние страны во многом зависит от того, насколько люди послушны Господу и Его законам: «Если ты… будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе… И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево» (Втор. 28, 1-14).

http://pravmir.ru/otvetstvennost-i-vlast...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВТОР 28 Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru 1 И будет егда прейдете Иордан в землю, юже Господь Бог ваш дает вам, аще слухом послушаете гласа Господа Бога вашего хранити и творити вся заповеди Его, яже аз заповедаю тебе днесь, и даст тя Господь Бог твой вышше всех язык земли: 2 и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. 2 и приидут на тя вся благословения сия и обрящете тя. Аще слухом послушаеши гласа Господа Бога твоего, 3 Благословен ты в городе и благословен на поле. 3 благословен ты во граде и благословен ты на селе, 4 Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. 4 благословена исчадия чрева твоего и плоды земли твоея, и стада волов твоих и паствы овец твоих, 5 Благословенны житницы твои и кладовые твои. 5 благословены житницы твои и останцы твои, 6 Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. 6 благословен ты внегда входити тебе и благословен ты внегда исходити тебе. 7 Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. 7 Да предаст тебе Господь Бог враги твоя, сопротивящыяся тебе, сокрушены пред лицем твоим: путем единем изыдут на тя и седмию путьми побежат от лица твоего. 8 Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. 8 Да послет Господь на тя благословение в хранилищах твоих и на вся, на няже возложиши руку твою на земли, юже Господь Бог твой дает тебе. 9 Поставит тебя Господь [Бог твой] народом святым Своим, как Он клялся тебе [и отцам твоим], если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; 9 Да возставит тя Господь Бог твой Себе люд свят, якоже клятся отцем твоим. Аще послушаеши гласа Господа Бога твоего и ходити будеши в путех Его,

http://drevo-info.ru/articles/8596.html

Помяни их, Господи Боже наш, как вспомнил Ты Еноха, Сима, Илию; помяни их, Господи Боже наш, как вспомнил святых Твоих сорок мучеников, послав им с небес венцы. Помяни, их родителей, так как молитвы родителей утверждают основания домов. Помяни, Господи Боже наш, рабов Твоих сих, достигших радости венчания. Помяни, Господи Боже наш, раба Твоего Твою их. Даруй им плод чрева, добрых (здоровых) детей, единомыслие; возвысь их как кедры ливанские, как плодовитую виноградную лозу. Даруй им семя в колосе, чтобы, имея у себя достаток во всем, обильно творили угодные дела. И пусть увидят они внуков своих, подобных молодым побегам маслины вокруг стола их. И, послужив Тебе добрыми делами, пусть засияют они как светила на небе в Тебе, Господе нашем. С Тобою же слава, власть, подобает Безначальному Твоему Твоему Духу – бесконечные века.) И снова диакон возглашает: «Господу помолимся». Хор поет: «Господи, помилуй». И священник еще раз читает велегласно молитву: «Боже Святый, создавый от персти ребра его возсоздавый ему помощника по нему, за еже тако годно бысть Твоему величеству, не единому быти человеку на земли: Владыко, низпосли руку Твою от святаго жилища раба Твоего сего Твою сию (имя), зане от Тебе сочетавается мужу жена. Сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину, даруй има плод чрева, благочадия восприятие. Яко Твоя есть и слава, Духа, и во веки веков». Хор поет: «Аминь». (Боже Святый, Ты создал из земли его ребра сотворил жену, чтобы она стала ему помощницей, ибо так было угодно Твоему величеству, да не будет человек один на земле. И ныне, Сам Владыка, ниспошли руку Твою от святого Твоего раба Твоего сего (имя Твою сию (имя невесты), потому что от Тебя сочетается мужу жена. Соедини их в единомудрии, венчай их быть одной плотью, даруй им плод чрева – восприятие чад благих.) Завершив чтение молитв, священник приступает к главному моменту Таинства, благословляя брачный союз во имя Триединого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010