Беседа 24. «Горе вам, книжники и фарисеи!» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, 23-я глава. Рассмотрим две темы: 1) «Горе вам, книжники и фарисеи!» (13–36); 2) Судьба Иерусалима (37–39). Самозванцы от святости 363  – такими были книжники и фарисеи. Они занимались имитацией праведности и святости. Святость на языке библейского иврита означает «посвященность», «отделенность» и «отличие», но в действительности они мало чем отличались от обычных людей, скорее даже, в чем-то проигрывали им (те, по крайней мере, не лицемерили и ничего из себя не воображали). И все же Христос, обличая их, как мы увидим далее из толкования Оригена , искал для них покаяния. Из текста адресованных им «проклятий» видно – на это обращают внимание и истолкователи, – Сын Божий как бы ставит их между горою Гаризим (гора благословения), и горою Гевал (гора проклятия), возвращая их во времена вхождения в Землю Обетованную ( Втор.27:11–26; 28, 1–68 ). Неслучайно и Иоанн Креститель начинает проповедь в пустыне, они (Христос и Предтеча) таким образом напоминали Израилю о лучших временах их истории. Очень важно, когда человек находится на грани нравственного коллапса, предложить ему вспомнить и о более лучших временах, какие он переживал в своей жизни. Тем более что ветхозаветные тексты неоднократно настаивают, что еврей должен переживать славные события своих предков, как свои собственные, произошедшие с ним самим. И Христос, чередуя слова: «горе вам… горе вам… горе вам», возвращает слушающих в прошлое на полторы тысячи лет, как некогда между горами Гаризим и Гевал чередовалось: «проклят, кто сделает изваянный или литый кумир… Проклят злословящий отца своего или матерь свою… Проклят нарушающий межи ближнего своего… Проклят, кто слепого сбивает с пути… Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь» ( Втор.27:15–19 ). А с другой стороны, с горы благословения Гаризим звучало: «Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих… Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих… благословит тебя на земле» ( Втор.28:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Похвальная беседа в честь Божией Матери. Преподобного Ефрема Сирина В великое изумление, возлюбленные, приидет всякий, кто размыслит о том чуде, как Бог снизшел, и в матернем чреве уготовал Себе жилище, – как Божие естество облеклось человеческою плотью, и не погнушалось девять месяцев обитать во чреве, – как чрево, будучи плотью, могло носить в себе огонь, – как в слабой утробе пребывал пламень, и не опалил ее. Как купина на Хориве во пламени вмещала Бога: так Мария во чреве носила Христа. Чрез слух всецело вошел во чрево Бог, и из чрева чисто изшел в мир Богочеловек. Дева зачала во чреве Бога, вместе с Девою носила во чреве и неплодная; и сын неплодной взыграл, сретив Плод девственного чрева. Новое чудо творит Бог среди земнородных: и Сам рождается от не познавшей мужа, и провозвестник Его рождается не по чину естества. Небо измеряет Он Своею пядью, и полагается в яслях на протяжении земной пяди. Море объемлет Он Своею горстью, и рождается в вертепе. Небеса полны славы Его, и ясли исполняются величием Его. Моисей желал видеть славу Его, но не мог увидеть, как хотелось бы ему ( Исх. 33:18 ). Теперь пусть приидет и увидит ее, потому что она в яслях повита пеленами. Не мог тогда человек видеть Бога и остаться живым ( Исх. 33:20 ); теперь всякий, кто видит Его, спасен будет от смерти второй (Апокал. 20:6). Моисей изобразил сию тайну, потому что увидел огнь в купине. Волхвы увидели исполнение тайны, потому что узрели свет в пеленах. Глас воззвал Моисею из купины: иззуй сапоги от ног твоих ( Исх. 3:5 ); звезда, молча, возвещала волхвам, чтобы шли на место Святое. Моисей не мог видеть Бога лицом к лицу, волхвы пришли, и увидели Бога в лице человека. И тот и другой вертеп сходны между собою: и Моисей был подобен волхвам. Слушатель скажет: какое сравнение между Моисеем – главою пророков, и волхвами – персидскими князьями? В таком сомнении успокоивает его Бог, премудрейший решитель недоумений. Если бы не Сам Он заранее избрал волхвов быть проповедниками Его, то не принял бы даров из рук несвятых.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Боишься ты Бога — сына убить готов Аврааму не пришло в голову, что с Господом можно общаться иначе 4 июня, 2017 Аврааму не пришло в голову, что с Господом можно общаться иначе Ни разу Авраам не просит Бога отменить жертву. Он тайком уводит своего сына из дома от Сарры и ведет к горе Мориа. А что он мог и, главное, должен был сделать? Об этом — Ольга Шульчева-Джарман. Главное — плодиться и размножаться Мы уже обсуждали в предыдущей колонке ( «Зачем детей приносили в жертву?” ), что в Древнем Израиле была народная вера, с которой боролись пророки и которую не разделяли настоящие верующие. Это те, кто не преклонял колена перед Ваалом (3 Цар. 19:18), последователи так называемого «народного яхвизма». Суть веры заключалась в том, что под именем ЯХВЕ, Бога, открывшегося Моисею в купине, Бога Авраамова, Бога, спасшего Израиль из Египта, народ поклонялся разным местным божествам ханаанской земли, искренне считая, что это и есть настоящая вера, и ничего ненормального тут нет. Эту веру разделяли и ближайшие родственники и соседи иудеев, хананеи, очень близкие к ним по языку и обычаям, и практически неотделимые от них. А также жители Угарита, и финикийцы, жители Тира и Сидона, которые, будучи торговцами и мореходами, освоили побережье Северной Африки, острова Сицилию и Сардинию и побережье Пиренейского полуострова. В «народном яхвизме» искренне считалось, что главное – это плодиться и размножаться, ну в конце же концов, это заповедь такая Божия еще из Эдема! И как тут поспоришь? И Бог дает плод чрева. Конечно же! И в жертву Ему надо этот плод принести. Тогда остальное потомство будет благословенно и множественно. И сказал мне Господь: сын человеческий! хочешь ли судить Оголу и Оголиву? выскажи им мерзости их; ибо они прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали, и сыновей своих, которых родили Мне, через огонь проводили в пищу им (Иез. 23:36-37). Особым образом это отразилось на восприятии древними иудеями истории Авраама. Он воспринимался ими почти как божественный родоначальник, который совершил то, что требовал от него Бог – принес сына в жертву. Имя сына в народных сказаниях забылось, да и важно ли оно было?

http://pravmir.ru/boishsya-tyi-boga-syin...

Закрыть Сбережение и преумножение народа в России Исторический взгляд 01.07.2013 444 Время на чтение 15 минут Понятие о величайшем благе чадородия свойственны всем древним и новым народам, не утратившим здравый смысл. В сказках и преданиях всех народов земли бездетность трактуется как горчайшее из бедствий, постигающих человека. Уже в библейские времена люди прекрасно осознавали важнейшее значение для благополучия народа его демографического состояния. Иегова обещал древним иудеям: «Если вы будете слушать законы Мои и хранить и исполнять их, то Господь Бог твой... возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей... не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоём...» (Второзаконие 7, 12-14). Ясна была и демографическая конкуренция между племенами как элемент в борьбе за место под солнцем, поэтому чужие народы Иегова рекомендовал крушить и избивать, по возможности, истребляя до корня и присваивая их земли и богатства, в том числе их демографический потенциал: «Убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте, а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числа 31, 17-18). То есть девушки, способные к деторождению и преумножению рода победителей, признавались ценнейшей добычей. Русский народ сполна познал эту стратегию завоевателей во времена Батыева нашествия и двухвекового татаро-монгольского ига. Испепеление целых городов вместе с их обитателями, периодическое вырезание населения покорённых русских земель, часто бессмысленное, с рациональной точки зрения (ведь с живых людей можно взимать дань или продать в рабство), несомненно, преследовало цель не только терроризировать, закрепить ужас перед степным владыкой на генетическом уровне, но и подорвать демографические возможности русского народа, что должно было начисто лишить его не только морально-волевых, но и материальных, физических предпосылок к сопротивлению. Но и после избавления от татаро-монгольского ига в конце XV в. войны за выживание для русского народа не закончились. В XVI-XVII вв. Россия вела непрекращающиеся войны то с Речью Посполитой, то со Швецией, то с Казанским, то с Крымским ханством, а часто и с 2-3 вражескими державами одновременно. Особенно опасными продолжали оставаться набеги степняков. Так, один только поход на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. стоил жизни 100 тысячам горожан, сгоревших в огне пожарища, зажжённого татарами. Огромные людские потери вследствие военной уязвимости России во многом определяли малочисленность её населения. Так, в конце XVI века, когда границы России в Европейской части практически совпадали с современными границами РФ, население России в насчитывало примерно 8 млн. человек, население Германии - 15 млн., Италии - 11-12 млн., Франции - 20 млн., Испании - 10-11 млн., Англии - 4-5 млн., Речи Посполитой - 11 млн., Османской империи - 25 млн.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Веруяй в Сына Божия имать живот вечный (Ин.3:16). Если кто верует в Сына Божия, то не запнутся стопы его (Притч.4:12); и хотя чрез огонь перейдет, пламень не опалит его (Ис.43:2). Веруяй в Сына Божия, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин.7:38). От множества дров увеличивается пламень: и в сердце человека страх Божий умножает ведение, а деятельность усиливает оное. Будь крайне трезвен, когда сеешь семя Господа своего, чтоб враг не подмешал как плевел, и чего либо своего; потому что у него в обычае и посредством добра делать зло. Будем у Господа просить благодати, чтобы даровал нам ведение и смысл трезвиться во всем. Пещь искушает серебро и золото (Притч.17:3), а страх Господень - помыслы любящих Господа. Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды: так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом. Воздадим славу Тому, Кто дает страх Свой в сердца наши: ибо Он есть учай человека разуму (Пс.93:10). Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его. Благочестие же в Бога начало чувства (Притч.1:7). Мудрый соблюдет заповеди Христовы; а кто поступает по оным, тот не постыдится во век. Кто оставляет их, тот безумен, суетна надежда его; а кто по истине соблюдает их, тот переходит от смерти в живот (Ин.15:24), во веки не узрит тьмы, и в день кончины своей обретет благодать. Верные Ангелы будут путеводителями души его; на незыблемом камне утвердится основание его, и соделается он наследником вечной жизни. Он всех блаженнее; потому что научился творить волю Сотворшего его. По знаку трубы воинство уготовляется на брань; но во время подвига не все участвуют в сражении. Многие - монахи только по наружности, но немногие - подвижники. Во время же искушения открывается достоинство монаха. Прежде кончины никого не ублажай, и прежде смерти ни в ком не отчаивайся. Не называй себя праведным и непорочным пред Господом; ибо что утаилось от тебя, то явлено пред Богом. Должно же верить, что если Ему предоставим себя, то будет плод от нашего делания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/753/...

Глава VII. Образы добра при воспитании детей 1. Знание о своем ребенке Знание о своем ребенке: дети – наследие, награда, стрела и масличная ветвь; они – наследие от Господа и Его награда родителям, они Божия собственность, из любви переданная нам; уподобление детей стрелам и вытекающие из этого обязанности родителей; сравнение детей с масличной ветвью как напоминание родителям об их отношении к детям; данные сравнения напоминают родителям об их ответственности Как Священное Писание называет детей? В Священном Писании дети называются наследием, наградой, стрелой и масличной ветвью. Они моментально откликаются на любовь, но очень ранимы равнодушием. Добрым даром Кого являются дети? Дети, – утверждает Писание, – это наследие от Господа ( Пс. 126, 3 ). Фактически дети являются собственностью Божией, которую Он вверил в распоряжение родителей. Они являются частью Божьего завещания для родителей, согласно которому они воспринимают своих детей как Его дары. Каждое чадо – это добрый дар, наследие от Господа. И родители призваны благодарить Бога за своих детей. Почему дети являются наградой от Господа? Награда от Него – плод чрева ( Пс. 126, 3 ). Бог с любовью дает родителям детей, как награду. Дети – это гораздо больше, чем всего лишь результат биологического процесса; они не только еще один стул за столом. Дети – это не только помеха в нашей работе и нарушение нашего покоя. Дети вверяются нам. Это Божия собственность, из любви переданная нам. Почему дети уподобляются стрелам? Они уподобляются стрелам по слову Писания: «Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой» ( Пс. 126, 4–5 ). Чтобы стрелять из лука, стрелок должен быть сильным, дисциплинированным, терпеливым, преданным и еще у него должна быть твердая рука. И родители должны быть подготовленными и преданными. Они нуждаются в близости с Господом, если хотят быть успешными стрелками, счастливыми родителями. Но стрела тоже имеет большое значение. Всякому стрелку понятно, насколько важно, чтобы стрела была прямой, хорошо сбалансированной. Бог дает родителям детей, и родители должны заботиться о том, чтобы стрелы (их дети) достигали определенной цели. Почему дети сравниваются с масличными ветвями?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава XI. Последование венчания §1. Венцы присвояются браку О венчании. Венцы издревле усвоены бракам до того, что и самый брак называется обыкновенно венчанием. Самое таинство напоминает ту изреченную Духом Святым брачную песнь Христа с церковию, в которой Божественный Жених представляется в венце, имже венча Его мати Его в день обручения Его, и в день веселия сердца Его ( Песн.3:11 ). Цель, для которой возлагаются венцы при браках, объясняет св. Златоуст (в беседе 9 на 1 посл, к Тимоф.): «венцы полагаются на главах брачущихся в знамение победы, – для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу; – т.е. в состоянии победителей похоти плоти. А если кто, быв уловлен сладострастием, отдал себя блудницам: то для чего ему, побежденному, иметь и венец на главе своей?» Другую причину сего обряда представляют следующие слова самого последования венчания: «венчай я в плоть едину, даруй им плод чрева, благочадия восприятие». §2. Обручение и венчание совершаются в совершенных летах Аще убо хотят, в то же время венчаются. Обручение, упомянутое в прежнем последовании, и молитвы сего последования венчания совершались некогда раздельно и по прошествии немалого времени, как показывает устав. Новелла Алексия Комнина (см. Корм. кн. лист 337) объясняет, что пресвитеры, следуя указу Льва Премудрого, обручали семилетних юношей и после, по прошествии одному 15, а другой 13 лет, их венчали. Но так как при таком рановременном обручении случалось, что одно из обрученных лиц, жених или невеста, по причине или смерти, или напасти, или беды, или даже просто по произволу, оставляло лице обрученное и совокуплялось браком с другим: то очевидно, что начальные молитвы при совершении обручения терпели от сего обычая немалое злоупотребление, оставаясь как бы действием пустым, не имеющим значения, пренебреженным приявшими обручение. Посему указанный выше закон Комнина запрещает совершать обручение в малолетстве, а повелевает совершать его по достижении совершеннолетия пред самым браком. Вот подлинные слова сей заповеди: «и тогда обручение первее священных молитв творением совершати, и тако мало или множайшу времени прошедшу, елико срок имети могут совокупляющиеся, незазорный и законный брак сотворити. И не купно обручение и брак смешати в день или час един: но егда потребно будет обручение, потом им и брак сотворити». §3. Брак благословляется в храме

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава первая Еф.1:1 . Павел, волею Божиею ( δια θελματος Θεο) Апостол Иисуса Христа, Смотри, предлог δια он отнес к Отцу, – и заметь, – это для ариан. находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: Смотри, какая в то время была добродетель: святыми и верными он называет мужей мирских, имеющих жен и детей. А теперь и в горах и пещерах не таковы. Еф.1:2 . благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Сказав: «благодать», прибавляет: «от Бога, Отца нашего», дабы показать, что сделала нам благодать, именно: она сделала Отцом нашим Владыку и Бога. Но и Господь, то есть Сын, по благодати к нам соделался и Иисусом и Христом, так как ради нас воплотился, наречен Иисусом и освятил человечество Божеством. Еф.1:3 . Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Вот и Бог и Отец одного и Того же Христа: Бог как воплотившегося, а Отец как Бога Слова. благословивший нас во Христе (Иисусе) 1 всяким духовным благословением В отличие от иудейского благословения он назвал это «духовным». Ибо то было более телесным. Бог «благословит», сказано, «плод чрева твоего» ( Втор.7:13 ); и «благословит вхождение твое и исхождение твое» 2 . Здесь же всякое благословение духовное, и ни в чем у нас нет недостатка. Ибо мы сделались бессмертными и сынами Божиими, и сонаследниками Христа, и начаток наш приемлет поклонение от вышних сил. Посему справедливо сказал: «всяким благословением», потому что нам даровано все божественное и духовное. «Во Христе». То есть чрез Иисуса Христа дано нам благословение, а не чрез Моисея, как иудеям. Поэтому не только качеством благ, но и посредником отличаемся от них. в небесах, Как бы поясняя, почему наше благословение духовно, он говорит: «в небесах». Ибо благословение иудеев было на земле, а посему и телесно: «благая (говорится) земли снесте; землю текущую медом и млеком; благословит Господь землю твою» ( Пс.127 , Исх.33 , Числ.13:14 , Втор.11 и 31). А здесь ничего нет земного, но все небесное. Поэтому-то и духовно наше благословение. Ибо Царство Небесное обещано нищим, и гонимым – великая награда на небесах ( Мф.5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Иеромонах Иов (Гумеров): «Дети принадлежат не государству, а Богу, Который дал их родителям» Беседа о семье в преддверии принятия закона о социальном патронате – Отец Иов, законопроект о введении социального патроната вызвал в нашем обществе резкую критику. Наиболее резко против него выступают православные люди. Чем это можно объяснить? – Этот законопроект разрушает семью, которая является основанием, на котором стоит общество. Семья – жизненный союз, установленный Богом на заре человеческой истории. Семья наших прародителей была первым сообществом, из которого постепенно образовался весь человеческий род. Власть отца – первая на земле власть. Она была установлена за много веков до появления всякой иной власти. – Не могли бы вы рассказать об этом подробнее? – Семья в священном Писании выделена из всех человеческих сообществ. От самого начала она обладает высокой степенью автономии. « Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями » (Сир.3:2). Дети принадлежат не государству, а Богу, Который дал их родителям: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс.126:3). Господь вверил детей родителям, через которых дал им жизнь. Он обязал их заботиться об их жизни и воспитывать их в вере и любви к Богу. Вот два условия, которые Бог поставил перед родителями. Во всем остальном родители имеют неотчуждаемую свободу в вопросах рождения, методах и формах воспитания, образования, степени приобщении к культуре, профессиональной подготовке, проведения досуга и т.д. Пределом этой свободы может быть только криминальное поведение родителей в отношении своих детей и та мера небрежения своими обязанностями по отношению к детям, когда возникла реальная угроза жизни и серьезная опасность здоровью детей. В основе неотчуждаемой автономии семьи находится та свобода воли, которой Творец почтил человека. Она составляет одно из свойств образа Божия в человеке. Господь не отнимает ее даже тогда, когда люди используют ее во зло. Если бы Он отнимал свободу воли, то в аду никого бы не было, ибо Бог всем хочет спасения.

http://pravoslavie.ru/56756.html

«Наставь юношу при начале пути его» (Притч. 22: 6) Священное Писание большое внимание уделяет теме воспитания и правильного развития личности. Прежде всего, детей Библия именует даром от Бога: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1); «Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему» (Быт. 33: 5); «И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь» (Быт. 48: 9). Этот дар подается человеку в знак Божественного благоволения: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126: 3). Детскую чистоту, целомудренность и кротость нрава Христос ставит в пример как благоприятные Богу: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 14), и также: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). В библейском контексте обязанностью родителей по отношению к своим детям является их образование: пророк Моисей, говоря о заповедях, постановлениях и законах, велел сохранять эти слова в сердцах и «и внушать их детям», «говорить о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6: 7). Наряду с этим непременной составляющей правильного процесса развития личности Библия называет воспитание: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6), причем воспитание должно быть духовно ориентировано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4). Важную роль в воспитательном процессе играет наказание за провинность: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13: 25). Более того, в ветхозаветной практике дети, злословящие родителей, должны были быть преданы смерти: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21: 17); этот же закон подтверждает и Христос: «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф. 15: 4; Мк. 7: 10).

http://pravoslavie.ru/31258.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010