Никифор Григора Книга двадцать третья 1-я глава «Но мы [продолжал я] 715 не будем ни подражать ему в этом, ни соревноваться в ухищрениях злобы, пока десница единого Бога сохраняет нас в здравом уме. Ведь совершенно очевидно, что противоположные принципы должны иметь и противоположные последствия. Ибо [Палама], не смысля ничего в эллинском искусстве и образовании – которое внешние мудрецы передали, а защитники божественных догматов церкви переняли от них и вооружили им язык и выборочно приняли исследовательские и умозрительные методы, а что касается демонов и бездны погибели, то с отвращением отвергли, из худшего усвоив лучшее и немощь оных обратив в силу благочестивого разума, – он не имел солидного базиса для своих речей и прочного основания своей логики, и, так сказать, разрешился от бремени своего чрева преждевременными родами, извергнув [на свет недоразвитый] плод начальных элементов логики. Поэтому-то он и, мысля, не мыслит, и, видя, не видит, и, желая, но будучи не в состоянии сокрытый в словах смысл соединить [в стройную систему], терпит ровно то же [бедствие], что и Икар 716 . Ибо дошедшие до нас сквозь века мифы среди прочего несут нам и воспоминания о некоем Икаре: как этот безумец захотел себе крыльев, поскольку не желал больше ходить по земле. По избытку дерзости он страстно возжелал того, что выше [человеческой] природы, и это оказалось для него очень ненадежным средством [передвижения], далеко выходящим за рамки благоразумия. Так и Палама, сам того не замечая, устремился к тому, что выше его сил – я имею в виду смысл писаний наших и внешних мудрецов, – а затем, ради аплодисментов необразованных слушателей, собрав из разных источников некоторые эллинские выражения, которыми оные [мудрецы] пользовались в своих трудах, и бессовестно смешав их с божественными догматами [христианства], незаметно вызывал сильное смущение и волнение в церкви. Ему бы наконец раскаяться в том, в чем он, сам того не чувствуя, согрешил, а он вместо этого разъярился на меня, пытавшегося его исправить, и с тех пор безудержно неистовствует – хуже всякого зверя, но меньше, чем ему самому бы хотелось. И перед начальствующими он заискивает, чтобы добыть себе могущество, а благочестие обижает; и об их благосклонности заботится, а Божию – отталкивает от себя. И кого он оказывается слабее, тех крайне избегает; а в чем думает превосходить [их], к тому часто прибегает. Ибо от истины, ищущей со дерзновением судить [его], он, терпя поражение, убегает; а на извращенность своего ума, будучи благодаря ей выдающимся клеветником, опирается. Когда судила справедливость и истина, от первой он бегал, часто бывая осужден; вторую же изгонял, а не избирал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Молитвы монахов Афона. Душа, созерцая Божественный свет, становится светом Молитвы монахов Афона. Душа, созерцая Божественный свет, становится светом   Оставь навсегда этот мир тьмы – смирение ждет тебя, чтобы ввести твою душу в негасимый Свет Вечности. Только смирение приближает нас к таинству молчания, за которым открывается душе нескончаемая Любовь.       Душа, созерцая Божественный свет, становится светом, а созерцая адскую тьму, становится тьмой. Поэтому да убережет она душевное зрение свое, ибо лишь оберегая глаза свои, может приблизиться к Источнику всякого света, не имеющего никакой тьмы.   Господи, да войду я в чистый и совершенный град Твой, который Ты поместил в сокровенной глубине человеческого сердца, где свободно и непоколебимо сияет чистым светом Твоя премудрость - неисповедимая любовь!   Кроме этой любви, изливающейся в сокровенности сердца, не найти иной любви в целом мире, испорченном нашими грехами, в котором безчисленные привязанности тусклым отраженным мерцанием обманывают и сбивают с толку души людей. Молитвы монахов Афона . Комментарии Всего комментариев: 11 2016/08/22, 16:44:03 а у многих из нас братия и сестры вера ,любовь с надеждой на Отца и начинается когда прижмет или прихватит . понимая еще чуть чуть и уйдешь на исповедь с причастием , тогда и вопием от Души : Боже буди милостив нам грешным . валериан 2016/08/22, 12:54:30 Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших! Александр 2016/08/22, 11:31:21 Господи спаси и сохрани нашу семью, Святые отцы и братья прошу Ваших молитв пред Всевышним, чтоб простил мои согрешения, tamara 2016/08/22, 10:40:36 Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Спаси, Господи, и помилуй всех людей. Взыщи, Господи, погибшие души рабов Твоих и помилуй их. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Счастья, для всех, даром!!!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2343

О различных трудных местах (апориях) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 Толкование на Анну и Самуила (1 Цар 1:20). Так и блаженная Анна, мать великого Самуила, будучи бесплодной и бездетной, испросив у Бога плод чрева и в [усердной] молитве в храме с жаром дав обет, что дитя, которое будет ей даровано, воздаст и угодит дарующему и угождающему Богу, таинственно научила, что всякая душа, свободная 1 от плотских наслаждений, ради Божиего [наслаждения] нуждается в семенах добродетелей, чтобы, зачав в разуме и родив, она смогла принести послушное Слово Божие, способное в благочестивой созерцательной молитве познавательно видеть предстоящее, рассуждая, что великий и драгоценный долг — не иметь ничего своего, дабы показать, что только Бог дарует и принимает, как сказано где-то в законе: Дары Моя, деяния Моя, приносы Моя соблюдите приносити Мне (Чис 28:2) 2 , поскольку из Него и в Нем все благое и начинается и завершается. Ибо Слово Божие, в ком родится, [в том] по своему обыкновению уничтожает движения плоти, сдерживает душу от стремления к ним и наполнят [ее] всяким истинным распознанием ( diagnusewj). Толкование на запирающего нечистый дом (Лев 14:38). И действительно, слыша о священнике, вступающем согласно предписанию закона в каким бы то ни было образом нечистый дом, запирающем его и дающем повеления его владельцам относительно очищения, я думаю, что под ним подразумевается Первосвященник-Слово, Которое вступает в душу словно чистейший свет и раскрывает преступные намеренья и замыслы вместе с виновными деяниями и мудро предлагает способы обращения и очищения. Более мудро указывая на это, та, которая приняла пророка Илию, говорила: Человек Божий, ты пришел ко мне напомнить мне о беззакониях моих (3 Цар 17:18) 3 . Толкование на пророка Илию и Сарептскую вдову (3 Цар 17:9). Всякая вдовствующая душа, лишенная добрых дел, добродетели и ведения, когда принимает божественное и распознающее ( diagnwsmikTn) Слово Божие, вспоминая о своих грехах, научается неким образом питать хлебами добродетели питающее [нас] Слово и поить учениями истины источник жизни и самой [своей] природе предпочитать заботу о Нем, благодаря которой “кадка” (3 Цар 17:12) — плоть доставит деятельную относительно добродетелей краткость, “кувшин” — ум будет непрестанно источать созерцание, сохраняющее свет ведения, а врожденный разум, как тот сын вдовы, оставив прежнюю преданную страстям жизнь, будет удостоен стать причастником Божественной и истинной жизни, даруемой Словом.

http://pravmir.ru/o-trudnyih-mestah-apor...

Отделение семнадцатое Хвала воплотившемуся для нашего спасения Господу Хвала Тому, Кто снисшел к нам в человеческом естестве. Хвала Невидимому, ради нас соделавшемуся видимым. Хвала Вечному, за нас вкусившему смерть. Хвала Сокровенному, Которого никакой ум постигнуть не может и Который по благодати Своей соделал Себя осязаемым чрез воплощение. Благословен Тот, Кого собственная Его благая воля довела до матернего чрева и лона, до рождения и возрастания. Благословен Тот, Кто, став причастным смерти, даровал тем жизнь человечеству. Благословен Соделавший плоть нашу жилищем сокровенного существа Своего. Благословен Тот, Кто нашим языком поведал нам тайны Свои. Хвала Тому, Кто освободил нас, быв Сам связан за нас. Слава Богатому в милости, Который за нас заплатил всё, чего Сам не брал в заем. Хвала Судии, Который за нас осуждение принял. Поклонимся Тому, Кто просветил ум наш учением Своим и в слухе нашем проложил стезю слову Своему. Возблагодарим Того, Кто к нашему древу привил плод Свой. Хвала Тому, Кто невидимо возделывает дух наш. Благословен Тот, Кто настроил чувства духа нашего, чтобы на гуслях своих духовных воспевал он Его выну. Согрешил, прости! Постараюсь быть исправным при помощи благодати Твоей Приступи ко Отцу щедрот, грешник, и, исповедуя грехи свои, скажи со слезами: «Согреших на небо и пред Тобою, Господи Боже Вседержителю, и уже несмь достоин нарещися сын Твой, ниже наименовать славное имя Твое грешными устами моими, потому что я сделал себя недостойным неба и земли, прогневав Тебя, Благого Владыку!» Умоляю Тебя, Господи, не отвергни меня от лица Твоего и не отступи от меня, чтобы не погибнуть мне. Если бы рука Твоя не покрывала меня, то я погиб бы уже, был бы как прах пред лицом ветра и стал бы как не появлявшийся никогда в мир сей. Ибо с тех пор, как оставил я путь Твой, не встречал себе доброго дня, так как день, проведенный во грехе, хотя кажется добрым, но на деле из самых горьких есть наиболее горький. И отныне надеюсь на милость Твою, что дашь Ты мне силы позаботиться о спасении своем. Ныне припадаю к Тебе, умоляя: помоги мне, уклонившемуся с пути правды. Излей на меня щедроты Твои, как на блудного сына, потому что осрамил я жизнь свою, расточил богатство благодати Твоей. Помилуй меня и не презри меня по причине непотребной жизни моей. Помилуй меня, как грешницу, как мытаря, ущедри меня, как разбойника: он на земле был отвержен всеми, но Ты принял его и сделал жителем рая сладости. Приими покаяние и от меня, потому что и я отвержен всеми. Ты, Господи, пришел не праведников спасать, но грешников призвать к покаянию – приими убо и меня, кающегося Тебе! Сколько раз давал обещание – и все обманывал, но по благодати Твоей презри и это!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Разделы портала «Азбука веры» Первородный грех тяготеет на всех людях без исключения, следовательно и на младенцах “И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время” ( Быт.6:5 ). “… и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его…” ( Быт.8:21 ). “Проклят будет плод чрева твоего” ( Втор.28:18 ). “Кто родится чистым от нечистого? Ни один” ( Иов.14:4 ). “И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?” ( Иов.25:4 ). “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя” ( Пс.50:7 ). “Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного” ( Пс.13:3 ). Мы видим, что грехом первого человека — грех вошел в род человеческий, а также и смерть, смерть перешла от Адама ко всему роду человеческому: “…как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” ( Рим.5:12 ). “мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие” ( Еф.2:3 ). “И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших” ( Мф.27:25 ). Зачатие детей сопровождается похотливым, страстным движением крови: “Которые (родились) ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа…” ( Ин.1:13 ). “… похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” ( Иак.1:15 ). Чтобы очиститься от первородного греха, младенцы должны родиться от воды и Духа, т.е. креститься: ( Ин.3:5 ). Младенцы должны быть крещены по прообразам: “Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой” ( Быт.17:12-14 ) (Сам младенец конечно не мог обрезать себя его обрезывали родители. Но наказание постигало младенца, он нарушал завет.)

http://azbyka.ru/o-kreshhenii-mladencev-...

Скачать epub pdf В подражание притчам «Веруяй в» Сына Божия... «имать живот вечный» ( Ин.3:16 ). Если кто верует в Сына Божия, то «не запнутся стопы» его ( Притч.4:12 ); и хотя через огонь перейдет, «пламень не опалит» его ( Ис.43:2 ). «Веруяй в» Сына Божия, «якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин.7:38 ). От множества дров увеличивается пламень; и в сердце человека страх Божий умножает ведение, а деятельность усиливает оное. Будь крайне трезвен, когда сеешь семя Господа своего, чтобы враг не подмешал как плевел, так и чего-либо своего, потому что у него в обычае и посредством добра делать зло. Будем у Господа просить благодати, чтобы даровал нам ведение и смысл трезвиться во всем. «Пещь искушает» (испытывает) серебро и золото ( Притч.17:3 ), а страх Господень – помыслы любящих Господа. Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом. Воздадим славу Тому, Кто дает страх Свой в сердца наши, ибо Он есть «учай человека разуму» ( Пс.93:10 ). «Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его; благочестие же в Бога начало чувства» ( Притч.1:7 ). Мудрый соблюдет заповеди Христовы, а кто поступает по ним, тот не постыдится вовек. Кто оставляет их, тот безумен, суетна надежда его; а кто поистине соблюдает их, тот переходит «от смерти в живот» ( Ин.5:24 ), вовеки не узрит тьмы, и в день кончины своей обретет благодать. Верные Ангелы будут путеводителями души его, на незыблемом камне утвердится основание его, и соделается он наследником вечной жизни. Он всех блаженнее, потому что научился творить волю Сотворившего его. По знаку трубы воинство уготовляется на брань, но во время подвига не все участвуют в сражении. Многие – монахи только по наружности, но немногие – подвижники. Во время же искушения открывается достоинство монаха. Прежде кончины никого не ублажай, и прежде смерти ни в ком не отчаивайся. Не называй себя праведным и непорочным пред Господом, ибо что утаилось от тебя, то явлено пред Богом. Должно же верить, что если Ему предоставим себя, то будет плод от нашего делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Скачать epub pdf Седмица 4-я по Пасхе ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 24. (6,56–69) О НЕДОСТОЙНОМ ПРИЧАЩЕНИИ Ту самую плоть, которую Господь принял от Пречистой Марии Богородицы и в коей от Нее родился, преподает нам в Таинстве, и, вкушая ее, мы имеем внутрь себя, разумеется, каждый достойно причащающийся, всего воплощенного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Девы, Пренепорочной Марии, сидящего одесную Бога и Отца по слову Его же Самого: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин. 6,56 ). Вселясь же в нас, Он не познается сущим в нас телесно, яко плод чрева, как бы в Пречистой Деве, но есть бестелесно в нас и соединяется с существом и естеством нашим неизреченно и нас обоготворяет, так как мы соделываемся сотелесниками Ему, бывая плоть от плоти Его и от костей Его (57,306). Если любящий грех и недостойно причащающийся Пречистых Тайн – Тела и Крови Спасителя, не подвергается тотчас вразумительным мучениям, то всячески не избежит вечных мучений, где червь неусыпающий и огонь неугасающий. Итак, если таковый не боится вечного жжения и нетерпимых мук вместе с диаволом во веки веков, то пусть бесстрашно причащается. Если же боится, то лучше для него, воздержавшись некоторое время от причастия Пречистых Тайн, покаяться, поплакаться пред Богом, потрудиться по силе своей над изменением произволения своего и пресечь злой навык свой греховный и тогда уже причащаться без опасности для души своей: и ижденется из него сатана, который, живя в нем, насильственно подверг его на распутство и всякую нечистоту (57,283). Те, которые причащаются Божественных Тайн недостойно, пусть не думают, что чрез них так просто соединяются с Богом, потому что это не бывает с ними и быть не может никогда, пока они таковы. Одни те, которые чрез причащение Божественной Плоти Господней удостаиваются зреть умным оком, осязать умным осязанием, вкусить умными устами невидимое, неосязаемое и невкусимое Божество, – одни эти ведают, яко благ Господь. Они не чувственный только хлеб вкушают и не чувственное только вино пиют чувственно, но в то же самое время вкушают и пиют мысленно Бога, двоякими чувствами – души и тела: вкушают плоть чувственно, Бога же – мысленно и соединяются таким образом и телесно, и духовно со Христом, Который двойственен по естествам, яко Бог и Человек, и бывают сотелесники с Ним, и сообщники славы Его и Божества. Сим-то образом соединяются с Богом причащающиеся достойно, – вкушающие от Хлеба и пиющие от Чаши с ведением и созерцанием силы Таинства и с чувством душевным. А те, которые причащаются недостойно, бывают пусты от благодати Духа Святого и питают только тело свое, а не души свои (57,341).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Слово в день рождения Его Императорского Высочества, 1772 года, Сентября 20 дня Аще живем духом, духом и да ходим. Гал. 5:25 . Оный день, в который произошел на свет дражайший Наследник наш, с коликою радостию торжествовала Россия, ведают все, кои в том счастливое имели участие: да не говорю о торжествах токмо внешних и веселостях народных: говорю о том радостном духа расположении, какое тогда в себе чувствовали все верные Российские сыны. Но радость оная, Богу лучшее что о нас предзревшу, доселе не токмо продолжается, но паче и паче умножается. Тогда праздновано было вожделенное дражайшей особы бытие; ныне счастливое бытия того продолжение. Тогда процвел райский цвет; ныне и сладкие уже вкушаем плоды. Тогда примечая знаки благие надежды, сиявшие в благоустроенном тела составе, говорили, что отроча сие будет? 227 и слагали глаголы счастливого предзнаменования в сердце своем; ныне Отрок Господень возрасте, и укрепился духом, и благодать Божия бе на нем. Можем убо мы благовременно воскликнуть к Тебе, Всеавгустейшая Монархиня, такового отечеству нашему блаженства виновница, можем к Тебе воскликнуть словами блаженной Матери Крестителевы: Благословенна Ты в женах; и благословен плод чрева Твоего. 228 Какое убо ныне, слушатели, и каким образом составим торжество? Вместо орудий музикийских, вместо органов и кимвалов да возгласит нам слово Божие: глас Господень в силе, глас Господень в великолепии. 229 Сей глас предложенным нами в начале Апостольским словом напоминает, чтоб безослабно продолжать нам течение жизни добродетельной. И потому следственно рассмотреть, что может служить, нам помощию к удобнейшему в пути добродетели прохождению . Каковое для блаженства человеческого нужное рассуждение и заслуживает внимание наше. По мнению Златоустову, нет труднее порока: ибо подлинно всегда стремится он против естественного порядка, и не может иметь своего действия, не нарушив тот союз, который в нас премудрый Создатель устроил. А добродетель напротив точно сходна с естественным положением, и душе нашей так свойственно к ней стремиться, как очам видеть цветы, и слуху чувствовать звоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

ДОЛГОТЕРПЕНИЕ БОЖИЕ Каждого из нас Господь носит, так сказать, на руках Своих от чрева матернего и наставляет нас до глубокой старости. Что же мы? Безчувственные, неблагодарные, мы не хотим и знать, что Господь есть нежнейший Отец наш, Который терпит наши неправды по Своей благости и долготерпению (2). Праведный Господь допускает расти и созревать в этом мире добру и злу и долготерпит ему, не хотя гибели грешников и для умножения наказания нераскаянных и злоупотребляющих Его долготерпением. Достохвально и удивительно это долготерпение Божие, плод Его любви к тварям. Благодаря этому долготерпению сколько спаслось грешников и грешниц, которые должны бы были погибнуть вовеки, если бы Господь не долготерпел нас, предвидя наше обращение и исправление. О чудное долготерпение! Прославляю чудное это свойство Божие, благодать и долготерпение! Сколько через тебя спаслось величайших грешников! (4). Вообразив всю гармонию и красоту творений, неизменный порядок в бытии и жизни всего сотворенного, недоумеваешь и поражаешься при мысли, как всесовершенный, всемогущий, премудрый, праведный Творец, Триипостасный Бог терпит безобразную, бессмысленную, беспорядочную, зловредную для многих, многих жизнь людей, идущих в своей жизни и делах наперекор своему Создателю и своему разуму, совести, чувству и премудрой воле Творца, причиняющих бесчисленное зло множеству подобных себе людей и водворяющих в самой природе неодушевленной смятение и стон, не говоря уже о самих людях, бедствия и стоны которых слышатся повсюду и кровь которых льется реками. Но сколько спасительны последствия от этого долготерпения и милосердия для разумных, смышленых и кающихся грешников, исповедующих веру христианскую – евангельскую! Сколько спасающихся было и есть благодаря сему долготерпению! Сколько вошло в рай помилованных за веру и покаяние грешников и грешниц! Сколько раз каждый и каждая из нас спасались и спасаются от праведного гнева Божия, от скорби и тесноты и предлежащей муки вечной, сколько спасшихся за веру и покаяние! О, какие дивные свойства в Боге милосердие и долготерпение! Как они ободряют и оживляют всякого грешника кающегося! Вот разбойник сошел со креста – и прямо в рай за веру в Распятого и за покаяние единочасное! Вот блудница, известная во всем городе, слезами покаяния очистилась от скверны греха и стала целомудренной и вошла в рай; вот мытарь покаявшийся помилован и удостоен жизни вечной со всем домом своим; вот Лазарь нищий и больной по смерти несется Ангелами на лоно Авраамово, ибо болезнью и страданиями грехи его очищены; сколько на пространстве веков христианской истории помиловано грешников, ведомых и неведомых, грешников покаявшихся! (10).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Изъяснение псалма 126-го. «Песнь степеней» Соломонова. В древности Соломон построил Божий храм, а разрушенный Вавилонянами возстановил Зоровавель. Думаю, что он и называется Соломоном, как ведущий род от Соломона, и как обновляющий Соломоново дело; потому что пророческое слово приличествует не Соломонову построению, но совершенному Зоровавелем по возвращении. В это время Иудеи предпринимали строить, но препятствовали им соседние народы, и сами часто с ними воюя и воставляя на них царство Персидское. И это яснее открывается в писании Ездры. Поэтому Зоровавель, Иисус, сын Салафиилев, и другие с ними, украшенные благочестием, предлагают сие наставление, читаемое в псалме. Пс.126:1 .   Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий». И зиждущие и стрегущие, никто да не полагается на собственную силу, но да призывают Божию помошь. При ея содействии то и другое удобно, а когда Бог медлит подать помощь, тогда старание человеческое напрасно. Пс.126:2 .   Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон. Пс.126:3 .   Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. «Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни». Слово «востанете» имеет не повелительное, но неопределенное значение. Пророк говорит, что без содействия Бога всяческих все напрасно, и утреневать и вставать для охранения города и для предположеннаго созидания. А потому с болезнию вкушающим хлеб по причине востания врагов советует иметь надежду на Бога. «Егда даст возлюбленным Своим сон» «Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго». «Сном» Пророк в переносном смысле назвал здесь успокоение; потому что сон доставляет людям отдых. Посему, говорит, когда Бог сподобит нас своего попечения, возможем преодолеть врагов, строить без труда, жить в безопасности, спать без заботы и соделаться отцами многих чад по Божию обетованию. Ибо обетовал Бог соделать род наш, «яко песок вскрай моря» ( Быт. 22, 17 ). Сие и здесь сказал Пророк: «се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго», то есть Божие обетование и благословение чадорождения, как бы некая награда дарованы нам, уповавшим на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010