Прокимен, глас 4: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви. Прокимен, глас 4 Услышь, Дочь, и посмотри,/и склони ухо Твоё. Стих: Излило сердце моё слово благое, я изрекаю дела мои Царю. Пс 44:11А, 2А Евангелие от Луки, зачало 4: Евангелие от Луки, зачало 4 Во дни оны, воставши, Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов. И вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет. И возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы, и возвратися в дом Свой. В те дни Мариам, встав, пошла с поспешностью в горную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. И было: когда услышала Елисавета приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и исполнилась Духа Святого Елисавета, и воскликнула громким голосом, и сказала: “Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо вот, когда прозвучал глас приветствия Твоего в ушах моих, взыграл младенец от радости во чреве моем, и блаженна Уверовавшая, что совершится сказанное Ей от Господа”. И сказала Мариам: “Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды; что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его”. Пробыла же Мариам с нею около трех месяцев и возвратилась в дом Свой. Лк 1:39–49, 56

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Прокимен Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сделаю имя Твое памятным в род и род 233 . Стих: Отрыгну сердце мое слово благо. Излило сердце мое слово хорошее 234 . Евангелие Лк. 1:39–49, 56 (зачало 4) Во дни оны, воставши Мариам иде в горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея. И исполнися Ду " ха Свята Елисавет, и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой. В те дни Мария с поспешностью пошла в нагорную страну 235 , в город Иудин 236 , и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл 237 младенец в чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна уверовавшая, потому что совершится 238 сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой 239 о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с ней около трех месяцев и возвратилась в дом Свой. Евангельский рассказ о посещении Пресв. Богородицей своей родственницы 240 прав. Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, читается на утрени всех Богородичных праздников. В этом повествовании рисуется дивный образ Богоматери. Как будущая Матерь Божия, Она преисполнена высокого сознания Своего величия; Ея душа ликует святой радостью, изливающейся во вдохновенной хвалебной песни Богу – Господу и Спасителю (подобной песни прор. Анны, 1Цар. 2:1–10). Но вместе с тем Она преисполнена чувством глубокого личного смирения и благодарности Всемогущему за благодеяния, оказываемые Ей и всему роду человеческому через рождение от Нея Сына.

http://predanie.ru/book/220853-rozhdestv...

Стих: Дому Твоему подобает святыня/Господи, в долготу дний. Молитва святаго Симеона Богоприимца: Молитва Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля. Лк 2:29–32 Трисвятое. По Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: И мы: Аминь. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Тропарь прилучившагося праздника, или святаго, или дне. Слава, и ныне, Богородичен и отпуст. Отпустительный тропарь. Слава, и ныне: Богородичен. На бдении поется тропарь праздника трижды. В субботу вечера: Богородице Дево, радуйся,/Благодатная Марие, Господь с Тобою:/Благословена Ты в женах, и Благословен Плод чрева Твоего,/яко Спаса родила еси душ наших. Трижды. Под воскресенье: Богородица Дева, радуйся;/благодатная Мария, Господь с Тобою!/Благословенна ты между женами/и благословен Плод чрева Твоего,/ибо Ты родила Спасителя душ наших. (3) Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник читает молитву на освящение хлебов. Посем: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. Трижды. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) Таже псалом 33: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

Тогда Мария сказала: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему " (Лк. 1, 26-38).      Ожидая младенца, Мария пошла навестить родственницу свою Елизавету, которая в это время тоже ждала сына, Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета приветствовала ее словами: " Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! "      Из этих приветствий и составлена была молитва, с которой мы обращаемся к Божьей Матери:      Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.      Пониманию молитвы " Богородице, Дево... " помогают все евангельские рассказы о Божьей Матери - о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет, о первом чуде на браке в Кане Галилейской, о Матери Божьей, стоящей у креста Господня, и о том, как Иисус Христос поручил заботу о Ней Своему любимому ученику Иоанну.      Если удастся передать нашим детям живое и молитвенное понимание этих трех молитв, будет заложено крепкое основание христианской Православной веры.       Как объяснять детям таинство святого причащения      Только в Православной Церкви к причастию допускаются младенцы с момента крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан " конфирмация " - таинство миропомазания - совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста, и только после " конфирмации " подростки становятся членами Церкви и могут причащаться.      В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди.      У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: " Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие... И обняв их, возложил руки на них и благословил их " (Мк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2021...

Тогда Мария сказала: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему " (Лк. 1, 26-38). Ожидая младенца, Мария пошла навестить родственницу свою Елизавету, которая в это время тоже ждала сына, Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета приветствовала ее словами: " Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! " Из этих приветствий и составлена была молитва, с которой мы обращаемся к Божьей Матери: Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших. Пониманию молитвы " Богородице, Дево... " помогают все евангельские рассказы о Божьей Матери - о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет, о первом чуде на браке в Кане Галилейской, о Матери Божьей, стоящей у креста Господня, и о том, как Иисус Христос поручил заботу о Ней Своему любимому ученику Иоанну. Если удастся передать нашим детям живое и молитвенное понимание этих трех молитв, будет заложено крепкое основание христианской Православной веры. Как объяснять детям таинство святого причащения Только в Православной Церкви к причастию допускаются младенцы с момента крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан " конфирмация " - таинство миропомазания - совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста, и только после " конфирмации " подростки становятся членами Церкви и могут причащаться. В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди. У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: " Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие... И обняв их, возложил руки на них и благословил их " (Мк. 10, 13-16). Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами " истин о Боге " не препятствует действительной близости " с Богом " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2021...

Тропарь, глас 4: Дево Безневестная/и Мати Всечистая,/приемши от Архангела благовещение,/со тщанием востекла еси в Горняя,/и, целовавши южику Твою, всечестную Елисавету,/Материю Господа от сия наречена была еси,/и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:/Благословенна Ты в женах,/и благословен Плод чрева Твоего. Кондак, глас 3: Воистинну блаженна еси,/Святая Дево Марие/и всякия хвалы превосходящая,/яко из Тебе провозсия Солнце Правды,/Христос Бог наш. Прочая служба – Благовещению Пресвятыя Богородицы, зри 25 марта. Встреча Пресвятой Девы Марии с праведной Елисаветой Возвестив Пресвятой Деве Марии благую весть свыше, что она избрана Богом для рождения Спасителя ( Лк. 1:28–33 ), архангел Гавриил открыл ей и тайну Боговоплощения: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк. 1:35–37 ). Святой евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Богородица, возблагодарив Архангела Гавриила («се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»), поспешила «в нагорную страну [отсюда название местности «Горнее»], в город Иудин». Здесь, в городе Иудине (теперешний Аин-Карим, или Айн-Карем, километрах в семи от Иерусалима), Пресвятая Дева Мария встретилась с праведной Елисаветой, родной сестрой Своей матери (святой праведной Анны), которой доводилась племянницей. «И вошла в дом [священника] Захарии, и приветствовала [жену его] Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее [будущий святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча], и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» ( Лк. 1:40–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

27 ляжет с сестрою своею. См. Лев. 18,11; 20,17 . 27 ляжет с тещею своею. Наказанием за это преступление является смерть ( Лев. 18,17; 20,14 ). 27 тайно убивает ближнего своего. Под тайным убийством может подразумеваться и совращение ко греху. 27 берет подкуп, чтобы убить. Наемное убийство, будучи преднамеренным, преступление более тяжкое, чем убийство, совершенное во гневе. 27 кто не исполнит слов закона сего. Заключительное проклятие охватывает нарушение всех остальных заповедей Бога. Апостол Павел, цитируя этот стих в Гал. 3,10 , говорит, что «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою». Согласно Божию мерилу, все согрешили и лишены славы Божией ( Рим. 3,23 ), однако это не избавляет от необходимости соблюдать Божий заповеди. Глава 28 28 все благословения сии. Этот стих предваряет сами благословения и содержит в себе главное условие, при котором благословения исполнятся: «Если ты... будешь слушать гласа Господа Бога твоего...» 28 Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего. Общее благословение, которое охватывает все, что необходимо человеку для благоденствия. 28 при входе твоем... при выходе твоем. Очевидно, это значит «при входе и выходе из ворот города», т.е. имеются в виду дела, совершаемые вне дома. «Выход», вероятно, иногда означал военный поход. Бог благословляет послушный Ему народ во всяком деле. 28:10 См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога». 28 на земле. Благословения, которые подробно описываются выше, осуществятся в обетованной земле, которая является главным благословением. 28 Откроет... небо. Благословение Божие коснется не только земли обетованной (на которой поселится народ израильский), но и небо над этой землей будет благословенным (ср. со ст. 23). 28:15–68 Эта, большая часть главы содержит предупреждения о том, какие бед поразят народ в случае отступничества от Бога. 28 проказою Египетскою. Различные болезни, упоминаемые в этом стихе, не могут быть определены с какой-либо точностью. Они могли быть отнесены к «язвам Египетским» (ст. 60). Бог обещал израильтянам избавление от этих болезней (7,15; Исх. 15,26 ) при условии, что они будут исполнять Его законы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Праведной Елисаветы     Икона святой праведной Елисаветы Афон           Афонская икона святой праведной Елисаветы   Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии  — встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56). Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39). Евангелие описывает встречу так: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала:   Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. — Лк.1:41-45             Акафист святым и праведным пророку Захарии и Елисавете   Кондак 1 Избраннии от рода Ааронова, рождшии Иоанна богохвальнаго, Предтечею и Крестителем Господним предуготованным быти, святии и праведнии Захарие и Елисавето! Яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких нас бед свободите, взывающих вам: Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Икос 1 Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся, святии Захарие и Елисавето, от юности вашея всеми добродетельми украшении и непорочно житие свое вкупе пожившии, ему же чудящеся, зовем вам гласы хвалебными сице: Радуйтеся, рода Аронова славное прозябение. Радуйтеся, благочестивых родителей светлое украшение. Радуйтеся, душевныя и телесныя чистоты рачителие. Радуйтеся, заповедей Божиих ревностнии хранителие. Радуйтеся, супрузи праведнии, Богом предъизбраннии. Радуйтеся, на трапезу небесную Господом призваннии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

http://isihazm.ru/1/?id=488

Поистине Ты соделалась честнейшей всех тварей, ибо млеком сосцев Твоих питался Бог, и уста Твои лобызали уста Божий. О, непостижимые и неизглаголанные чудеса! Бог всяческих возлюбил Тебя и соделал Тебя Богородицей, Матерью и питательницей Сына Своего и Слова. Было время, когда земля находилась в глубоком растлении, и самый народ Божий, увлеченный духом соблазна, оставил Господа Бога своего и таким образом сделался не народом Божиим, помилованный – не помилованным, возлюбленный – не возлюбленным: поэтому-то ныне рождается Дева, обручается Самому Богу, рождает Сына Божия, и отверженный прежде народ становится народом Божиим, не помилованный получает милость, не возлюбленный делается возлюбленным; ибо из Нее рождается Сын Божий возлюбленный, в Котором все благоволение Божие. Веселись земля, и сыны Сионовы возрадуйтеся о Господе, Боге вашем, ибо пустыня процвела, бесплодная изнесла плод свой. Радуйся, блаженная Анна, что ты родила Дщерь: ибо твоя Дщерь есть Матерь Божия, дверь Света, Источник жизни, избавление жен от осуждения. Цари народов с дарами придут и поклонятся Ей. Ты приведешь ее к Царю и Богу, облеченную благолепием добродетелей, как златотканой одеждой, и украшенную благодатью Духа. О вожделенная и преблаженная Дщерь! «Благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего!» ( Лк. 1:42 ). О Дево, дщерь Царя Давида и Матерь Всецаря – Бога! Ты будешь иметь жизнь не для Себя только Самой, поскольку Ты не для Себя только Самой рождена. Ты будешь жить для Бога, дабы послужить спасению всего мира, дабы через Тебя исполнился древний совет Божий о воплощении Слова и нашем спасении. Твое сердце насладится Словом Божиим и напоится Им, как плодовитая маслина в дому Божием, как древо жизни, которое даст плод свой в предопределенное время, то есть воплотившегося Бога, вечный живот всех. Очи Твои всегда будут устремлены ко Господу; уши будут готовы к слушанию слова Божия, уста будут восхвалять Господа и облобызают Его уста; язык будет рассуждать о слове Божием и изливать Божественную сладость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ueз.XVI:4–5 . И когда ты родилась, в день рождения твоего тебе не обрезали пупа и ты не была омыта водою во спасение, и не осолена солью и не повита пеленами. Не пощадил тебя глаз, чтобы сделать тебе одно [что-либо] из этого из жалости к тебе, но ты выброшена была на землю, по презрению к жизни твоей, в день, в который ты родилась. LXX: [При] рождении, твоем, в день, в который ты родилась, не обвязали сосцов твоих, и не обрезали пупа твоего, и ты не была омыта водою во спасение, и не осолена солью и не повита пеленами, и не пощадил тебя глаз твой 34 , чтобы Я сделал тебе одно [что-либо] из всего этого и чтобы было какое либо сострадание к тебе, и ты выброшена была на поле вследствие развращенности души твоей. Объясним каждый пункт по порядку чтения. Когда родился Иерусалим от отца Аморрея и матери хеттееянки, и был извергнут из чрева, то не был обрезан пуп его, которым питается плод во чреве подобно деревьям и кустарникам, питающимся посредством корней сокрытой влагой земли. И как детородный мужеский член (virorum seminarium) обозначается чрез чресла, так детородные женские члены в Писаниях обыкновенно называются благопристойным словом – пуп, по свидетельству Иова, говорящего о диаволе под образом дракона: крепость его на чреслех, сила же его на пупе чрева ( Иов. 40:11 ). Ибо этот дракон, тот древний змий, который называется диаволом и сатаною, имеет силу против мужчин в чреслах, против женщин в пупе. В отношении же к Иерусалиму это означает то, что он не принял тотчас закона и не были обрезаны у него зачатки постыдного рождения, но он жил первоначально языческой жизнью. Вместо этого LXX перевели: в день, в который ты родилась, не обвязали сосцов твоих, так как Священное Писание обыкновенно вместо сердца называет грудину (pecmusculum) или грудь ( Лев. 10 ; Чис. 18 ) и сосцы применительно к каждому месту. Священники, которые должны учить и от уст которых вопрошают о законе, получают грудину (pecmusculum). Иоанн возлежит на груди Господа, чтобы из обильнейшего источника почерпать воды мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010