Изъяснение псалма 126-го. «Песнь степеней» Соломонова. В древности Соломон построил Божий храм, а разрушенный Вавилонянами возстановил Зоровавель. Думаю, что он и называется Соломоном, как ведущий род от Соломона, и как обновляющий Соломоново дело; потому что пророческое слово приличествует не Соломонову построению, но совершенному Зоровавелем по возвращении. В это время Иудеи предпринимали строить, но препятствовали им соседние народы, и сами часто с ними воюя и воставляя на них царство Персидское. И это яснее открывается в писании Ездры. Поэтому Зоровавель, Иисус, сын Салафиилев, и другие с ними, украшенные благочестием, предлагают сие наставление, читаемое в псалме. Пс.126:1 .   Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий». И зиждущие и стрегущие, никто да не полагается на собственную силу, но да призывают Божию помошь. При ея содействии то и другое удобно, а когда Бог медлит подать помощь, тогда старание человеческое напрасно. Пс.126:2 .   Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон. Пс.126:3 .   Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. «Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни». Слово «востанете» имеет не повелительное, но неопределенное значение. Пророк говорит, что без содействия Бога всяческих все напрасно, и утреневать и вставать для охранения города и для предположеннаго созидания. А потому с болезнию вкушающим хлеб по причине востания врагов советует иметь надежду на Бога. «Егда даст возлюбленным Своим сон» «Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго». «Сном» Пророк в переносном смысле назвал здесь успокоение; потому что сон доставляет людям отдых. Посему, говорит, когда Бог сподобит нас своего попечения, возможем преодолеть врагов, строить без труда, жить в безопасности, спать без заботы и соделаться отцами многих чад по Божию обетованию. Ибо обетовал Бог соделать род наш, «яко песок вскрай моря» ( Быт. 22, 17 ). Сие и здесь сказал Пророк: «се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго», то есть Божие обетование и благословение чадорождения, как бы некая награда дарованы нам, уповавшим на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Николай Лисовой Молитва Правило веры, образ кротости, Сквозь кротость – ярость через край... Произнести нельзя без робости Святое имя Николай. Никейского поборник Символа, Соборной мудрости оплот – Такого, грозного и сильного, Тебя от века чтил народ. Минуют эллины и римляне... Одолевая смрад и гнусь, Как в серебре, в звенящем инее Придешь заступником на Русь. На гноище, в державном рубище – Всегда пред совестью моей Твой горький, твой нещадно любящий Упорный взор из-под бровей. Не дай нам сгинуть в тленной пропасти И раем ад признать не дай, Владыка милости и строгости, Святитель Божий Николай! Не звезда от синя облака скатилась За ограды, за дороги, за сады... Пресвятая Богородица, спаси нас От обманной, от погибельской звезды. В час печали, расставанья, раздорожья, Меру милости изверенным яви: В месте злачнем упокой нас, Матерь Божья, От ненадобной, нестаточной любви. В поздней поступи таинственного часа В сердце канула обманная звезда. Грешных помыслов назначенная чаша, Как душа, непоправима и пуста. Может, близко и обещанная помощь, Но в судьбу мою надвинулась не зря Волчьим оком полыхающая полночь Под полынным полнолуньем января. Мне, Адаму, Господь заповедал в раю Да прилепится к плоти безгрешная плоть. Я бы выполнил, Господи, волю Твою – Да тоску первородную чем побороть? Ты мне душу и плоть разъяснял не спеша... Но печально и страшно смотреть сквозь века, Как нелепо, Господь, прилеплялась душа Чуть не к первой попавшейся плоти греха. Я бы дорого дал, чтобы не было зла, Чтобы Божьего гнева не ведал наш род, Чтобы Ева от древа ушла с чем пришла И греховного чрева не вынесла плод... Чтобы не было в мире ни прежних, ни нас, Ни поруганных клятв, ни порушенных дружб, Ни заломленных рук, ни потупленных глаз, Ни закушенных губ, ни загубленных душ... Прощание Боже, да минет нас помысла грешного чаша! Гибель и гнев с четырех неохватных сторон... Ангел разлуки полынью иссохшей мне машет, – Кто так судил? – сквозь пожар, и печаль, и полон. Ветры голгофские бьют по плечам златовласым,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Младенец, новорожденный (Baby) «Родился мальчик!» «Родилась девочка!» В Библии это (почти) всегда радостная весть, особенно если новорожденный становился исполнением Божьего обетования. В Библии младенцы выражают образы: а) тайны сотворенной жизни (в определенном смысле, чуда от Бога); б) Божьей заботы о родителях (особенно матерях); в) снятия позорного пятна бесплодия; г) потенциальных возможностей для совершения добра или зла; д) неутешного горя, когда ребенок умирает или его убивают. Особо важное значение имело рождение Исаака ( Быт.21:1–7 ), Иакова ( Быт.25:21–26 ), Иосифа ( Быт.30:22–24 ), Самсона ( Суд.13 ) и Самуила ( 1Цар.1 ), поскольку тем самым подтверждалось обетование спасения. Их рождение было также в определенной мере неожиданностью, потому что их произвели на свет женщины, на которых лежало клеймо бесплодия. Такое, в сущности, непонятное по обычным меркам рождение подчеркивало божественное происхождение жизни и делало это событие особенно радостным. Сарра рассмеялась, когда увидела своего сына ( Быт.21:6 ), Анна вознесла радостную молитву ( 1Цар.2:1–10 ). У Ноемини тоже не осталось сыновей, но Овид, внук, которого она выносила в своих объятиях, стал дедом царя Давида ( Руф.4:13–17 ). Библейскому архетипу, хотя и не связанному с родословием патриархов, соответствует и история о рождении бесплодной сонамитянкой обещанного ей в награду за благочестие сына ( 4Цар.4:11–17 ). Значение, которое ветхозаветные персонажи придавали рождению детей, и радость, которую они испытывали, объясняются тем, что женщины, не способные рожать детей, несли на себе позорное клеймо. К бесплодным женам в еврейском обществе относились с презрением, как к изгоям (напр., Сара [ Быт. 16:1–6 ], Рахиль [ Быт. 29:31–30:24 ] и Анна [ 1Цар. 1:1–11 ]). В таких культурных условиях «плод чрева» рассматривался как «награда» от Господа ( Пс.126:3 ). Таким образом, рождение ребенка связывается в Библии с едва ли не самой большой радостью, которую только может испытать человек. Рассказы о рождении Каина ( Быт.4:1 ), Измаила ( Быт.16:1–6 ) и Исава ( Быт.25:24–25 ) представляют собой исключения, подтверждающие общее правило: появление на свет младенца – плохая новость, если он становится врагом Божьего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Это событие случилось в нынешний день и, быть может, – и в час сей, когда архангел Гавриил возблаговестил пренепорочной Деве Марии о зачатии от Нее через Духа Святого Богочеловека; «радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего»! Но как не поскорбеть, что нашлись между человеками такие, которые не порадовались этому всемирному счастью? Нашлись грешники, для которых мрак грехов казался приятнее света благодатного, которые свыклись с грехами и беззакониями, для которых узы рабства греховного и дружба с темными силами отраднее царства свободы, света и блаженства. Такие грешники и прежде были, и теперь есть, и будут. Всегда свет учения Евангельского ослепляет их душевные очи: великость дарований Божиих для них необъятна, сила благодати непонятна, страдание Сына Божия за грехи всего мира невразумительны; путь креста узкий, тернистый и прискорбный им не по сердцу; – они желали бы, чтобы в рай вел путь широкий, чтобы им дозволялось жить в страстях и похотях; чтобы Царствие Божие, царствие славы, было на земле совместно с царством мира, освящены и дозволены были бы все страсти, все грехи; чтобы не благодать нас озаряла, а мрачный разум; чтобы не свободой христианской, но свободой лукавой воли дозволено было им жить и действовать; чтобы не духом Божиим им водиться, а мудрованиями плоти и обычаями сего лукавого и прелюбодейного мира; чтобы не благодатные утешения, а сласти были их стихией жизни; чтобы и земные сокровища были их достоянием, пьянство и разврат – правилами их временной жизни. Но пусть же мраколюбцы и миролюбцы не забывают, что жизнь наша на земле кратковременна, что все удовольствия на земле заражены ядом греха; что радующиеся и веселящиеся на земле наследуют вечные слезы на небе; что рабы греха не могут быть чадами свободы; что жизнь будущая, вечная, куплена дорогой ценой – страданиями Сына Божия; что любящий жизнь временную не получит жизни вечной; что не сбросивший с себя пелены греховные плотского и ветхого человека, и не одевшийся в нового человека – в образ Христа – не будет принят в чертог Божий разукрашенный; что грешник, умерший во грехе, понесет вечное проклятие и наследует муки вечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

97. Слово в день святого пророка Илии 232 «Илия человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися... и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой» ( Иак. 5, 17–18 ). Не удивительно ли, братие, что человек, подобострастный нам, повелевает небу, чтобы оно источило дождь, и земле, чтобы она произрастила плод свой? Кто поверил бы из людей настоящего времени, что человек может иметь такую силу духа, которой покоряются даже стихии? Кто из них имеет такую силу веры, чтобы, всецело положившись на Бога, всегда оставаться верным Ему в жизни и ни в чем не искать угождения людям? Таков был великий и славный пророк Израиля Илия. Исполненный огненной ревности о Боге Израилевом, он удаляется от общества людей, изменивших своему Богу, питается пищей, получаемой чрез ворона, и пьет воду из потока. Но и в своем уединении он не перестает сгорать духом ревности от пламенного желания очистить неправды Израиля, являясь воистину чрез свою молитву «колесницею Израиля и конницею его» ( 4Цар. 2, 12 ). Его молитва была оплотом Израиля, спасая его от врагов, сохраняя в нем все более и более падавшую веру в истинного Бога и охраняя от нечестия соседних народов языческих. Отчего же, братие, если Илия был человек, подобный нам, не видим мы теперь людей такого духа? Отчего никто из людей, познавших и уверовавших во Христа, Которого Илия будет, по верованию Церкви, только предтечею, когда во второй раз придет Господь на землю, не имеет столь сильной веры и столь пламенной ревности о Боге, какие имел Илия? Оттого, без сомнения, что мир как бы состарился во грехах и страстях своих, в которых живет, и чем далее идет время, тем все более теряют люди силу воли и уже не могут, как прежде, направлять ее на делание добра. Как человек, проживший много лет, почти не может изменить тех привычек, которые укрепились в нем с неодолимой силой в течение долгих лет жизни, так и мир, просуществовавший много веков без искреннего желания угождать Богу, все более и более становится неспособным веровать в Него и любить Его. «Огонь пришел Я низвести на землю» ( Лк. 12, 49 ), – говорил Господь, т. е. дух ревности огненной об исполнении воли Божией, как и о Себе Самом Он еще прежде чрез пророка говорил: «Еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» ( Пс. 39, 9 ). И вот мы видим теперь, что огонь этот все слабее начинает гореть в стареющемся от страстей своих мире и что сердца людей все более и более, как бы в дни старости, охлаждаются для любви к Богу и к созидающемуся среди людей Царствию Его. Не для того ли и должен Илия, исполненный пламенной ревности о Боге и взятый прежде живым на небо, снова прийти на землю в конце времен, чтобы воспламенить еще однажды в людях угасающее пламя любви к Богу и таким образом приготовить их к приближающемуся суду всего мира?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Сортировать по Исключить новости Эту молитву знали еще на заре христианства, на латыни ее название звучит как «Ave, Maria» О молитве «Богородице Дево, радуйся» Текст молитвы «Богородице Дево, радуйся» знает каждый православный христианин, который живет церковной жизнью. Она напоминает нам о словах Архангела Гавриила Деве Марии (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 28—31;Евангелие от Матфея, глава 1, стихи 18—35). О Благой вести говорил еще пророк Исайя: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14) Архангел Гавриил пришел к Деве Марии, чтобы сообщить Благую и великую весть — на землю придет Спаситель, и Пречистая Дева выносит Его во чреве:  «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 30–33). Надо понимать, что Спасителя иудеи представляли воинственным Царем, не кротким, но являющим всю свою силу и мощь в наших человеческих представлениях. Иисуса же, Сына Марии ждали страдания на Кресте. Богородица приняла все со смирением: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38) . Вместе с Благой вестью о рождении Спасителя шла весть и о грядущих страданиях. Пречистая Дева приняла волю Господа. Пресвятая Богородица — Царица Небесная, наша Заступница перед Господом. Благодарить Ее и прославлять призвана молитва «Богородице Дево, радуйся». Эту молитву знали еще на заре христианства, на латыни ее название звучит как «Ave, Maria». Богородице Дево, радуйся Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Богородице Дево, радуйся — перевод Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женщинами и благословен плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

http://pravmir.ru/bogorodice-devo-radujs...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января В Англии найдена уникальная средневековая золотая брошь с молитвой Богородице 22 февраля 2022 – 22 февраля 2022 События Средневековая золотая кольцеобразная брошь, содержащая молитву «Богородице Дево, радуйся», была обнаружена в приходе Мэннингфорд в Уилтшире, сообщает Тне history blog. Предмет датируется периодом между 1150 и 1350 годами. На нём выгравирована молитва на латыни и начальные буквы еврейской фразы, которая, как считается, обладала амулетическими свойствами. Хотя подобного типа и возраста броши с надписями уже находили ранее, эта находка уникальна, ведь надпись на ней полная, не содержит ошибок (обычных в эпоху, когда ремесленники были малограмотными) и включает молитву и амулетическую фразу. Брошь представляет собой круглую рамку с булавкой, прикреплённую петлей. Передняя и задняя часть рамы скошены, получаются четыре ребра, на каждом из которых надпись буквами ломбардского стиля. Надпись на трёх поверхностях — «Радуйся, Мария»: + AVE. MARIA. GRACIA. PLENA: DOMINVS: + T: ECVM: BENEDICTATV: IN MULIERIBV ET: BENEDI(CT)VS: FRVCTVS: VENTRIS: TVI. AMEN. (перевод: «Радуйся, Мария Благодатная, Господь с Тобой, Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. Аминь».) Буква S в конце слова MULIERIBV отсутствует, это не ошибка, но осознанный выбор — её всё равно было бы не видно из-за крепления булавки. На внутренней поверхности надпись + A + G + L + A + — это начальные буквы еврейской фразы «Ата Гебир Лейлам Адонаи» (означает: «Ты силён навеки, Господи».) Инициалы AGLA использовались в Средние века как «слова силы» для защиты от болезней, особенно лихорадки, и сверхъестественных сил.

http://bogoslov.ru/event/6172477

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Знамение милости Богородицы (комментарий в зеркале СМИ) Патриарх Пимен (Извеков) Слово в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Святая Церковь установила так называемое «изрядное», то есть особое, сугубое моление Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа. За каждой Божественной литургией после Евхаристического канона священник возглашает: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Этим возгласом Церковь призывает всех верующих к прославлению Божией Матери. А хор в это время поет хвалебную песнь: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...» Прославление Божией Матери началось еще в ветхозаветные времена, когда после Архангельского благовестия Пресвятая Дева пришла в селение Горнее к праведной Елисавете. Благочестивая Елисавета, исполнившись Духа Святаго, воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и Благословен Плод чрева Твоего! И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» (Лк.1,42-43). Так праведная Елисавета провидела в своей родственнице, посетившей ее, Матерь Господню и приветствовала Ее. Есть еще одно приветствие, обращенное к Пречистой Деве, которое вы хорошо знаете — оно читается в Евангелии во все Богородичные праздники. Простая женщина, имя ее неизвестно — в Евангелии так и записано: «некая жена» — воскликнула: Блаженно чрево, Тебя родившее, и сосцы, Тебя питавшие (Лк.11,27). Такими словами она выразила свою благодарность Спасителю и Господу, услажденная Его Божественной проповедью, но в них заключается прославление Матери Божией. С тех пор во все времена христиане ублажают и прославляют Богоматерь, как предсказала Сама Пресвятая Дева при встрече с праведной Елисаветой: «Отныне ублажат Мя вси роди» (Лк.1,48). И каждый из нас, каждый верующий человек, всегда особый свой вздох, особое свое молитвенное призывание воссылает и должен воссылать Пресвятой Деве Марии — Небесной Матери всего человечества.

http://sedmitza.ru/text/401154.html

   Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать. Святое Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии. Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст известной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11:27). Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Меня все роды», когда Елизавета возвестила: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: «Блаженно чрево». Неизвестная женщина ублажила Божью Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали. И смотрите, что было дальше. Господь не только не отверг восхваления Своей Матери, но сказанными после этого словами подтвердил правильность поступка искреннего сердца. Он только указал, что блаженства могут достигнуть все, если будут слушать слово Божие и соблюдать его: «Блажены слышащие слово Божие и соблюдающие его!» (Лк.11:28). Это было первое открытое при народе ублажение Божией Матери, первое восхваление в присутствии многих Той, Которая стала Матерью по плоти необыкновенного Учителя и Чудотворца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Беседа о воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Частые и разные торжества празднеств доставляют отраду жизни человеческой: придет праздничный день, и томительные заботы бедственной жизни сей превращаются в веселие. Известно, сколько мореплаватели, вытерпевшие многие бури, радуются, когда, оставив за собою волны враждебного моря, войдут в пристань, как в безопаснейшее лоно жизни: подобно сему и всякий человек, когда, после многоразличных беспокойств от ежедневных занятий, наступит праздничный день, – радуется ему, как дню успокоения от забот, как освобождению от трудов. Подлинно, праздничный день есть забвение печалей, утишение беспокойств, источник радостей, приобщение веселия, время молитвы, жатва для бедных, украшение Церкви, торжество градов, прекращение вражды, начало дружества, небо на земле. Но к чему много распространяться? – праздничный день есть плод воскресения, как о сем говорит Пророк: празднуй Иудо, праздники твоя: зане взыде от земли вдыхаяй в лице твое ( Наум. 1:15; 2:1 ). Много есть праздников, но не все они одинаково благотворны. Ибо одни из них установлены Богом, другие изобретены диаволом и из сих последних естественно одни служат к развращению душ, другие – к пресыщению чрева, иные, наконец, совершенно удаляют род человеческий от спасения. Вот, язычники торжествуют свои празднества, но так как они боготворят постыдные страсти и пороки, то почерпают из оных только нечистоту развращения, коею и сквернят себя. Иудеи также совершают свои праздники, но их бог – чрево, и праздники, по причине пресыщения, служат для них источником беззаконий. Они, когда в путешествии по пустыне совершали праздник, то тельцу златому покланялись ( Исх. 32:8 ), во время постов своих пресыщались ссорами и распрями ( Ис. 58:4 ); а в Иерусалиме, торжествуя праздничный же день, водрузили и крест для Господа. О, эти иудейские праздники! в них и веселие – заблуждение, и наслаждение – убийство. Но христианские торжества – божественны и чудны; это – источники и сокровищницы спасения. Так, первый наш праздник прославляет пришествие Бога к людям. За ним следующий изображает освящение вод и купель крещения. Третий благовествует погибель смерти, торжество креста, дар воскресения, свободу праотцев. Четвертый возглашает о вознесении Первенца нашего на небо и о сидении Его одесную Отца. Пятый трубным гласом воспевает сошествие Св. Духа и преизобильную росу благодати. Вот – праздники кои освятил Сам Господь: возрадуемся же и возвеселимся в оные!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010