— Есть замечательные вещи, которые говорит апостол Петр в своем послании: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет 3:4). И еще прекрасная фраза: Чтобы те из них (мужей — ред.), которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были (1 Пет 3:1) . Мне кажется, это ключевая мысль. В женщине есть нечто такое глубокое, сокровенное, Богом данное — мудрость, нежность, мягкость, нечто обволакивающее, удивительное, чем муж может быть совершенно пленен, поражен и приобретен без всяких слов. — Вы рисуете идеал! — Конечно, конечно, я рисую идеал! Я сказал, как об этом говорит Священное Писание и как я, собственно говоря, это знаю, чувствую и понимаю; как это бывает у других женщин, которые потихонечку живут с неверующими мужьями, и когда-нибудь в старости, уже лет в 80, их мужья начинают причащаться. Может быть, даже на смертном одре — но вдруг они откликаются, потому что их жены им настолько дороги. — Отец Алексей, Вы знаете семьи, где муж с женой жили бы душа в душу, но при этом мировоззрения у них были разные? — Конечно. И среди моих знакомых такие есть, настоящие, крепкие семьи. — А на чем основывается это единство, если нет единства веры? — Прежде всего, конечно же, на любви. На очень хорошем знании друг друга. На потрясающем взаимоуважении. На той степени созидательной свободы, которая лежит в основе брака. — Что такое созидательная свобода? — Когда человека любишь не за что-то, а таким, какой он есть. Когда человек не должен заслуживать твою любовь. Когда ты не выставляешь ему счетов, ничего от него не требуешь. Ты его свободным оставляешь в браке. Состоящие в браке — это как связанные одной цепью, закованные одним кольцом. И если здесь нет места для свободы, созидательной свободы, то какой тут может быть брак? К сожалению, очень часто брак не мыслится как пространство свободы. Но ведь семью мы называем малой Церковью, а Церковь, пускай малая, — это пространство свободы, это школа свободы и любви.

http://foma.ru/instruktiya-dlya-veruushi...

Обязанности верных мужей в отношении к своим не обратившимся в христианство женам: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. Ибо жена неверующая освящается мужем верующим. Почему ты знаешь, муж, не спасешь ли жены? ( 1Кор.7:14,16 ). О женах Обязанности их по отношению к своим мужьям: а) любить их: Говори то, что сообразно со здравым учением: чтобы старицы учили добру; чтобы вразумляли молодых [жен] любить [своих] мужей ( Тит.2:1,3–4 ); б) уважать их: Жена да боится своего мужа ( Еф.5:33 ); в) быть им верными: Жена, оказывай мужу должное расположение. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор.7:3,5 ); г) быть им покорными: Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу. Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем ( Еф.5:22,24 ). Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии ( 1Тим.2:11,12 ). Чтобы старицы вразумляли молодых быть покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие ( Тит.2:3–5 ); д) жить с ними во всю свою жизнь: Замужняя женщина привязана законом к живому мужу. Посему, если при живом выйдет за другого, называется прелюбодейцею ( Рим.7:2–3 ). Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем ( 1Кор.7:10 ), Жены, или супруги, должны украшаться не внешне, а более духовно: Желаю, чтобы жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию ( 1Тим.2:9–10 ). Да будет украшением вашим, жены, не внешнее плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ( 1Петр.3:3–4 ). Жена добродетельная а) есть дар Божий: Разумная жена – от Господа ( Притч.19:14 ). Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе ( Сир.26:17 ). Добрая жена дается в удел боящимся Господа ( Сир.24:3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

19 имея веру и добрую совесть, отвергнув которую, некоторые потерпели кораблекрушение в вере: 20 в числе их – Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы научить их не богохульствовать. Глава 2 1 Итак прошу, прежде всего, совершать прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех людей, 2 за царей и всех носителей власти, чтобы проводить нам спокойную и тихую жизнь во всяком благочестии и достоинстве. 3 Это хорошо и приятно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины. 5 Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус, 6 давший Себя как выкуп за всех: это – свидетельство в положенное время; 7 для чего я был поставлен проповедником и апостолом, – истину говорю, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. 8 Итак я желаю, чтобы мужчины молились на всяком месте, поднимая святые руки без гнева и сомнения; 9 чтобы также и женщины, в пристойном одеянии, со скромностью и умеренностью, украшали себя не плетением волос и золотом, или жемчугом, или дорогой одеждой, 10 но добрыми делами, как то подобает женщинам, преданным благочестию, 11 Женщина в тишине да учится со всякой покорностью. 12 А учить женщине я не позволяю, ни властвовать над мужчиной, но быть в тишине. 13 Ибо Адам был первым создан, потом – Ева. 14 И Адам не был прельщен; но женщина, быв обманута, впала в преступление. 15 Но она будет спасена чрез деторождение, если они пребудут в вере и любви и освящении с целомудрием. Глава 3 1 Верно слово: если кто к епископству стремится, доброго дела желает. 2 Епископ же должен быть безупречен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, 3 не склонен к вину, не задорен, но снисходителен, миролюбив, несребролюбив, 4 хорошо управляющий собственным домом, детей содержащий в подчинении со всяким достоинством, 5 (если же кто не знает, как у править собственный дом, как будет он заботиться о Церкви Божией?) 6 не новообращённый, чтобы, возгордившись, не подпал он под суд диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

1Тим.2:8 .   Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения. «Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяцем месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» . Сие: «на всяцем месте» , сказал Апостол, имея в виду предписание закона, который ограничил богослужение Иерусалимом. Впрочем, когда и закон имел еще силу, пророки предвидели время благодати, и можно слышать, как божественный Давид взывает: «Благословите Господа, вся дела Его на всяцем месте владычествия Его» ( Пс. 102, 22 ). И устами пророка Малахии Бог всяческих говорит: «На всяцем месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста» ( Мал. 1, 11 ). А воздевать руки и молиться свойственно было иереям Ветхого Завета. Но божественный Апостол заповедует делать сие всем людям, потому что все соделались «род избран, царское священие, язык свят» ( 1Пет. 2, 9 ). Повелевает же делать «сие преподобно» , то есть освободившись от всякой неправды и от всякого беззакония. А выражение: «без гнева» , отмещет памятозлобие, ибо так узаконил и Господь: «Аще убо принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» ( Мф. 5, 23–24 ). А сие: «без размышления» , значит: без сомнения, веруя, что непременно получишь, чего просишь. Итак, да будут таковы прошения. 1Тим.2:9 .   Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою. «Такожде и жены» . Ибо природа одна и благодать одна. Говорит же Апостол, что и благоприлично им. «Во украшении лепотнем» , чтобы самая одежда показывала честность души. Со стыдением и целомудрием да украшают себе. «Ибо это истинное украшение» . «Не в плетениих, ни златом, или бисерми, или ризами многоценными . «В плетениих» – это общее достояние и богатых и бедных, а прочее принадлежит тем, у кого есть богатство. 1Тим.2:10 .   Но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

А страдать за золото? Страдать за ценности? Христос-то «пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». Апостол говорит: «не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение». А какие чувства испытывает человек, вцепившийся и не отдающий драгоценный предмет? Те же самые, что и похититель. Для того, чтобы мы не заблудились, слово Божие постоянно напоминает, что именно «драгоценно пред Богом». Вот и сегодня, например: «Жены», «да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». А за почитание каких сосудов с нас спросится? – «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». Конечно, все, что связано с нашей верой, с Богослужением, – все для нас драгоценно, все почитаемо, и не допускает небрежения. Но древние христиане предавали души именно за Христа, а не за то, что как-то косвенно связано с Ним. Мы не должны повторять ошибок прошлого, когда Богоборческая власть снова будет провоцировать нас: хватать ценности, вырывая вместе с ними и наши души, которые прилепились к ним, не сумев отличить Божьего от кесарева. Вторник. О схождении Господа Иисуса Христа во ад Мк.12:18–27 1Пет.3:10–22 На вопрос саддукеев о будущей жизни Господь ответил, что, «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах». Ну а пока воскресение не настало, что происходит с душами умерших? Однажды, накануне своей смерти, царь Саул в отчаянии просил волшебницу вызвать дух пророка Самуила. И Самуил, всю жизнь верно служивший Богу, сказал тому, кто прогневал Бога: «Завтра ты и сыны твои будете со мною» ( 1Цар.28:19 ). И от этих слов «Саул вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался» ( 1Цар.28:20 ). Значит, в одно место приходили и праведник, и грешник. И даже праведники рассуждали так: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память их предана забвению, и любовь их, и ненависть, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» ( Еккл.9:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Брак признается Таинством также в Католической и Древних Восточных Церквах. Впрочем, в Католической церкви в средневековье существовали на сей счет разные суждения. Так, у Фомы Аквината нет указания на то, что брак – это Таинство. Окончательное признание брака Таинством принадлежит уже Тридентскому Собору. При этом Тридентский Собор по этому поводу ссылался на постановления Лионского (1274) и Флорентийского (1438) Соборов. В протестантских церквах имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд браковенчания, но Таинством оно не признается. Хотя первоначальное побуждение к вступлению в брак имеет физиологическую природу, но в христианском браке религиозно-нравственное начало составляет его основу, которому подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание брака заключается, по учению апостола Петра, в самопожертвовании: Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах ( 1Пет. 3:1–4, 7 ). 49.2.Брак в Ветхом Завете Грехопадение прародителей поколебало идеальные основания брака, и у всех народов до Пришествия в мир Христа Спасителя самый институт брака нес в себе печать греховного повреждения. До известной степени это касалось и богоизбранного народа. У ветхозаветных евреев религиозным основанием брака почиталась заповедь Божия: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1:28 ). При этом, однако, и у них брак не до конца соответствовал своему богозаповеданному идеалу. В частности, у древних евреев допускался полигамный брак, при этом число жен ограничивалось только имущественным состоянием мужа. В полигамном браке состояли и святые праотцы: Авраам и Иаков, цари Давид и Соломон. Не запрещалось законом Моисея и наложничество. Господь Иисус Христос несовершенство ветхозаветного брака объяснял человеческой греховностью: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так ( Мф. 19:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В первые века христианства к вере обращались многие из язычников, в частности римские воины. По обычаям своего времени они носили короткие стрижки, как это было принято у римлян, и имели бритые подбородки. Мы знаем, что святой Иоанн Воин и другие угодники Божии того времени изображены на иконах безбородыми. Почему? Потому что они не отступали от светских обычаев своего времени, но главное – скромность и приличие в одежде – сохраняли неизменным. Апостол Павел в своих посланиях, рассуждая о том, как должны выглядеть христиане, в частности женщины, говорит: Женщина, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, постыжает свою голову 69 . Даже женщина, которая обладает даром пророчества, то есть имеет необыкновенную благодать, о которой никто из нас и мечтать не должен, потому что это, по словам самого апостола Павла, высочайший дар, – даже такая женщина если пророчествует с непокрытой головой, то постыжает свою голову. Апостол Петр говорит, что женщина должна украшаться не многоценными ризами, не плетением волос, но пребывать в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа 70 . В наше время весьма многие женщины, даже верующие, стригутся. А во времена апостола Павла это считалось необыкновенным позором. Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов 71 . Итак, видите, покрытая голова женщины – это знак для ангелов. Говорить, что это пустяк, значит спорить со Священным Писанием, спорить с апостолом Павлом. Нужно сделать оговорку о том, что слова апостола: Если муж растит волосы, то это бесчестье для него – нельзя понимать буквально. Речь идет не о длинных волосах вообще, какие носят, например, современные священники и монахи. Ведь и сам апостол Павел, как говорится в Деяниях, остриг волосы в Кенхреях по обету. То есть прежде он их отрастил, дав временно обет назорейства, а потом остриг. Как знаток закона, он не мог не знать, что назорей обязан во время своего назорейства не стричься. И конечно же, он знал, что и Спаситель, и Иоанн Креститель были назореями и носили длинные волосы. Но в чем тогда апостол Павел обличает греков? В том, что они, отращивая волосы,брея подбородки или имитируя юношеский пушок, старались выглядеть женоподобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Важная и многотрудная должность епископа возложенная на юного Тимофея в столице идолопоклонства и развращения, побудила Апостола через послание научить его како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива ( 1Тим. 3:15 ), и с тем вместе придать ему больше важности перед паствой ( 1Тим. 4:12 ). Апостол, без сомнения, предвидел, что некоторые из ефесских христиан, особенно уверовавшие из иудейства, могут пренебрегать Тимофея по причине его молодости ( 1Тим. 4:12 ) и языческого происхождения, и потому в своем послании предписал ему такие правила управления Церковью, сообразуясь с которыми юный Тимофей мог снискать уважение, подобающее мудрому и опытному пастырю ( 1Тим. 1:18 ). Сие послание к Тимофею называется первым, в отличие от второго, написанного впоследствии тем же Апостолом и к тому же Тимофею. § 132. Разделение и содержание первого послания Сообразно с обстоятельствами написания первого послания Апостол раскрывает в оном обязанности предстоятеля Церкви в трех главных отношениях: 1 ) в отношении к главным занятиям в Церкви; 2 ) в отношении к лицу самих служителей Церкви, месту их служения и их назначению, и 3 ) в отношении к благочинию церковному. Поэтому и самое послание имеет три главный части, за исключением краткого вступления (1:1, 2) и заключения (6:20. 21). I . Правила относительно занятий церковных (1:3; 2:15). Первое занятие предстоятеля Церкви есть проповедание слова Божия. В сем проповедании должно избегать предметов, не приносящих прямого назидания в вере (1:3,4). Ибо цель проповедания или увещания есть любы от чиста сердца, и совести благия, и веры нелицемерныя, иначе проповедник может уклониться в суесловие (1:5–11). Сущность проповеди должна состоять в преподании учения о пришествии Иисуса Христа для спасения грешников, так что из хульников и гонителей он устрояет себе верных служителей (1 : 12–17). А в прохождении сей обязанности должно быть усердным, сохранять истинную веру и чистую совесть (1 : 18–20). Второе занятие в церкви есть общественная молитва . Молиться должно за всех, но преимущественно за царя и всех начальствующих (2 : 1–7). Молитву можно совершать на всяком месте, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; женщины на общественную молитву должны являться в пристойной одежде, со стыдливостью, украшая себя не плетением волос или золотом и одеждами, но добрыми делами; и должны учиться в безмолвии со всякой покорностью; а учить женщине и властвовать над мужем не позволяется (2 : 8 –15).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Здравствуйте! Я не вижу в ваших действиях греха, но вижу страх и зависимость от чужого мнения. Вот с этим надо работать, нужно сломать эту установку: “Я плохая или некрасивая, если не нравлюсь каким-то людям”. Пока вы сами так будете относиться к себе, к вам и будут притягиваться косые взгляды. На это нужно время и желание. Помните, что Господь вас любит, независимо от оттенка кожи, а многие люди находят вас симпатичной. Возможно стоит проработать эту проблему с психологом и познакомиться с многочисленными историями людей, которые живут с куда более необычными особенностями внешности и не стесняются этого. Поищите в интернете. Бог создал Вас такой, какова Вы есть. Не стоит спорить с Богом ради человеческих мнений или опасений. Позавчера мы праздновали память прп. Моисея Мурина, он вообще был негр. И ничего, сподобился Царства Божия, потому что усердно туда стремился и подвизался. И еще. Поверьте, если человек действительно стремится к Богу, то внешний других вид верующих ему не помешает. А если он ищет повода потакать и далее своим страстям, то Ваш или мой внешний вид вполне могут стать таким поводом. Итак, больше заботьтесь об угождении Богу, чем людям. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. ( 1Пет.3:1–6 ) Вряд-ли это грех, но это откровенная глупость. Люди должны принимать вас такой, какой вас создал Бог. А подстраиваться под всех недалеких личностей, которые станут гнушаться вами из-за вашего цвета кожи или иных врожденных данных — занятие неблагодарное и бесполезное. Глупцы всегда найдут, к чему прицепиться, и единственное действенное средство против них — это полный игнор. И пытаться ради угождения им изменить тот облик, который дал вам Бог… Хотя да, наверное, это все-таки грех.

http://azbyka.ru/vopros/greh-li-otbeliva...

Конечно, монашество всегда вызывало у людей, стремящихся к духовной жизни, благоговение и желание подражать. Но ведь очень немногим Господь предначертал иноческий (то есть иной, отличный от мирского) путь к Царству Небесному! И уж коли живем среди людей, подавляющее большинство из которых, как в той пословице, встречают человека по одежке, не стоит этим пренебрегать. Как мы свидетельствуем о нашей вере? Разве только словом? Нет, всем своим обликом, тем, какими мы стали после встречи с Богом! Вряд ли, глядя в храме на уныло-замученные, мрачные лица (радость на них как-то не особо светится), страшненькие платочки, скучные, серые одежды (по принципу «сойдет и так»), кто-либо из окружающих захочет последовать за такими православными. И стать таким же… Конечно, мы, женщины-христианки, не должны относиться к одежде с маниакальной зависимостью от моды и надевать в храм нечто экстравагантное и вызывающее. Никто к этому не призывает. Хорошо всегда напоминать себе изумительные слова апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3: 3–4). Пред Богом… Но ради любви к ближнему, ради уважения к нему, чтобы не оттолкнуть от Православия тех, кто еще не познал мудрости слов святого апостола, мне кажется, стоит уделить внимание своей внешности. И учиться сочетать скромность и благопристойность в одежде со вкусом и аккуратностью. Правда, в церковно-приходской среде почему-то сложилось негласное мнение, что ухоженная, со вкусом одетая женщина не может быть хорошей христианкой. Но почему? Про неё говорят, что она «пытается привлечь внимание, «смущает» и тому подобное. А в этом ли дело? Только ли в этом? Культура духовная подразумевает и культуру физическую Приснопамятный архиепископ Артемий (Кищенко, +2023), который умел остроумно и точно расставить смысловые акценты в любой теме, однажды так прокомментировал мои наблюдения по поводу внешнего вида «особо благочестивых» прихожан:

http://pravoslavie.ru/156570.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010