Беседа 8 1Тим. 2:8–10 .  Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Где нужно молиться. – О приличном убранстве. – Об одеждах девственниц. 1. «И, когда молишься, – говорит Христос, – не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:5–6 ). Как же Павел говорит: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Но эти слова не противоречат вышеприведенным, – нет, – а напротив, совершенно со­гласны с ними. Как и каким образом? Сначала надобно ска­зать о том, что значат слова: «войди в комнату твою», и почему Он заповедует это, когда нужно молиться на всяком месте и неужели нельзя молиться ни в церкви, ни в другой какой-нибудь части дома, а только в одной клети? Итак, какой смысл имеют эти слова? Внушая здесь, что надобно избегать тщеславия, Христос говорит: совершай молитвы не просто только тайно, но и сокровенно. Подобно тому, как в изречении: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» ( Мф.6:3 ) Он говорит не просто о руках, а представляет с особенною си­лою необходимость избегать тщеславия, так точно и здесь Он намекает на то же самое. Итак, не местом ограничил Он молитву, а заповедал только одно, – что не нужно быть тщеславным. А Павел гово­рит так, (чтобы показать) отличие от иудейских молитв. Посмотри, в самом деле, что он говорит: «на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки». А этого у иудеев нельзя было делать, потому что им не было позволено ни прибегать к Богу в каком-нибудь другом месте, ни приносить жертвы, ни совер­шать богослужение; а нужно было отовсюду по вселенной собираться в одно место, и в храме совершать все очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава III Наставления женам (7); мужам (1–6); и всем христианам (8–17). Искупительные страдания Христа Спасителя и спасительные их следствия (18–23). 1Пет.3:1 .  Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 1Пет.3:2 .  когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Сходные по характеру с предыдущими частными наставлениями рабам ( 1Пет.2:18 ) наставления Апостол предлагает теперь женщинам-христианкам; всем им он советует подчинение собственным мужьям, с особенною целью, вероятно, оттеняя понятие подчинения – желая предупредить желание жен-христианок отказаться от повиновения своим мужьям – язычникам или иудеям: примеры таких смешанных браков в первохристианстве были нередки (ср. 1Кор.7:12 и след.). Подобно Апостолу Павлу ( 1Кор 7:16 ), Ап. Петр ожидает миссионерского подвига от жены-христианки на мужа – не христианина: кротость, доброе поведение, святость христианской женщины могли расположить к христианству и неверующего мужа. «Язычники получают доброе понятие о вере и ревность по ней, что производит и наша покорность властям, и ради нас благодарят Христа, а для христиан великая похвала, когда ради нас и ради нашего доброго поведения и язычники благословляют имя Божие. Слова «без слова пленени будут» значат или то, что приобретаемы бывают без всякого рассуждения или противоречия, или то, что доказательство от дел сильнее слова и искусственности, как и святый муж сказал: «дело, не сопровождаемое словом, лучше слова, не сопровождаемого делом» (блаж. Феофил.). 1Пет.3:3 .  Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 1Пет.3:4 .  но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Честнее и ближе святый Апостол изображает нравственный облик женщины-христианки, с одной стороны отвергая и осуждая обычай и страсть языческих женщин к роскоши в одежде и убранстве (ст. 3), с другой же стороны выдвигая на вид и требуя от христианок внутренней непреходящей красоты духа, т. е. духовного настроения, созидаемого и направляемого Духом Божиим (ср. 2Кор 4:16 ; Еф 3:16 ), и указывая в качестве главных добродетелей, украшающих дух женщины-христианки, кротость (отсутствие гордости, раздражения, гневливости и под.) и молчаливость, тихость, спокойствие, невозмутимость. Эти свойства духа, по Апостолу, имеют великую ценность в очах Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Письмо к инокине о значении пострига в иноческое звание и о некоторых обязанностях, более или менее условливаемых оным Источник Письма твои, возлюбленная о Господе сестра, Е. Е., в коих предложила ты несколько вопросов, как вообще о таинственном значении пострига в иноческое звание, так и о некоторых частных обязанностях, свойственных сему званию, получены нами в свое время. Сколько мы ни немощны и ни малоопытны в духовной жизни, однакож в уповании на благодать Божию, оскудевающее восполняющую, не решаемся отказать разумной твоей любознательности в возможном удовлетворении, как добросовестный должник не отказывает кредитору в уплате долга. Облако, доселе безводное ( Иуд. 1:12 ), носимое ветром рассеяния, – пусть на этот раз хотя много-мало одождим мы на тебя с сестрами, как на Божью ниву ( 1Кор. 3:9 ), и таким образом исполним долг наш. В случае же неполноты или неясности наших ответов, мы просили бы тебя, не стесняясь, требовать от нас объяснения и нужной полноты, при личном нашем свидании. Начинаем с объяснения таинственного значения пострига в монашество и того облачения, какое при этом обыкновенно возлагается на иноков и инокинь. Как безгласная агница пред стригущим ее, ты, охотно пожертвовавши при постриге власами главы твоей, торжественно отреклась чрез это от всех плотских похотей, воюющих на дух наш, и, предавшись всецело Господу, дала обет благочинно и непрестанно служить Ему единому без развлечения ( 1Кор. 7:35 ), чтобы в сем разумном служении – принести в жертву живую, святую и благоугодную Богу ( Рим.12:1 ) все, что дает мир: супружество, имущество и самое значение в свете, или временную славу, не занимаясь уже более внешними плетениями волос, золотыми уборами и нарядностью в одежде, а преимущественно сокровенным сердца человеком в нетленной красоте кроткого и спокойного духа ( 1Петр. 3:3,4 ), чтобы быть святою и телом и духом ( 1Кор. 7:34 ). Принимая власяницу от руки постригателя, ты безмолвно отреклась от довольства и дала обет вольной нищеты и терпения безропотного, при встрече с неприятностями и скорбями жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

С.И. Остроумов Тексты „Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня!» ( Пс. 18:13 ). „Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». ( Пс. 50:11–12 ). „Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». ( Притч. 4:23 ). „Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер. 17:9 ). „Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». ( Мф. 6:21 ). „Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». ( Мк. 7:21–22 . Ср. Лк. 6:45 ). „Бога не видал никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». ( Ин. 1:18 ). „Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». ( 1Пет. 3:3–4 ). „Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том неть любви Отчей». ( 1Ин. 2:15 ). „О горнем помышляйте, а не о земном». ( Кол. 3:2 ). Изречения „Когда можно сказать, что достиг кто чистоты? Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем». (Пр. Исаак Сирианин ). „Радоваться и веселиться о преспеянии ближнего, это черта совершенства; признак же злонравия и лукавого расположения – скорбеть и быть недовольным, когда одобряют другого». (Пр. Ефрем Сирин ). „Без любви к ближнему ум не может просвещаться божественной беседой и любовью». (Пр. Исаак Сирианин ). „Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное. (Прот. И. Сергиев). „К признакам целомудрия принадлежит и некоторая веселость». (Св. Григорий Богослов ). „Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина». (Пр. Макарий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Сентябрь 2-го сентября. Даждь мне, Господи и Владыко живота моего, платить за вражду любовию, за гордость – смирением, за ругательство – благословением, за досаждение – угождением, за непочтение – почтением, за оскорбление – терпением, да сим образом победятся в нас диавольские козни, как вчерашний день, 1-го сентября, из-за нетрезвого иеромонаха, обругавшего мою свояченицу за ее неосторожное слово. Сказал сестре Анне: извини, прости меня, что вчера неосторожно вырвалось у меня бранное слово, и она, готовая Божиею благодатию к миру, сказала мне слово мира: я нисколько не сержусь на вас, – и вот мне стало легко, когда и я от сердца отпустил ей согрешение ее, и она мне: и я, сказала она, могу также сказать неосторожное бранное слово, как и вы, потому, сколько бы раз ни случалось у нас какая домашняя неприятность, я не сержусь. Благодарю Господа, Царя мира, за дар мира, да будет всегда мир в доме нашем. 2-го сентября 1872 г. Основание всех молитв, всех ектений, всех Таинств, всего богослужения есть любовь Господа и Церкви Его к чадам Своим, кто бы они ни были; как же священник, не имеющий любви к Богу и к человечеству, будет поистине молиться Богу за всех? Он будет лицемерить. О, как нужна священнику наипаче пред всеми любовь к Богу и ближнему! Но как этой любви противится в нас земная любовь, земные пристрастия: самолюбие, сластолюбие, корыстолюбие, честолюбие, или слава мира сего! Иерей! Отвергнись себя, возьми крест свой и гряди по Христе. И здесь еще, на земле, в предвкушении, сколь сладостны духовные блага Твои, Господи! Паче всех вещественных, земных благ. Даждь улучити вечные блага и презирати временные, яко тленные. Златолюбие (креста наперсного) причиняет мне столько вреда душевного и телесного, столько срамоты, смущения, боязни, омрачения, бессилия (во время богослужения) – и я ли доселе не сочту за сор злато и блеск его? Господи! Помози и умудри! Даждь пренебрегать злато. Се свидетельствуюсь Святыми Тайнами, яже пред лицем моим. Блуду служат и пища, и одежда, и украшения, и плетение волос, и поступь, и улыбка, и слова, и мины лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скачать epub pdf I. Гомилия Ad illuminandos catechesis 2 (387 г.) ( Τν πρ ην ερημνων) К готовящимся к просвещению, и о женах, украшающих себя плетением волос и золотом, и об увлекающихся приметами, или амулетами, или заговорами, – о том, что все это чуждо христианству 1 . Значение слова «оглашение» и напоминание о сказанном десять дней назад 1 . Я пришел потребовать от вас прежде всего плодов того, что недавно было сказано вашей любви, ибо мы говорим не для того, чтобы вы только слушали, но и помнили сказанное, и подавали нам делами доказательство этого, а лучше не нам, но Богу, знающему тайные помышления. Потому [наше слово] и называется оглашением ( κατ χησις), чтобы и в нашем отсутствии оно отдавалось ( νηχ) в вашем помышлении. И не удивляйтесь, что мы пришли требовать плодов от семян только по прошествии десяти дней, ибо и за один день можно одновременно и посеять семена, и собрать жатву, потому что мы призываемся к состязаниям, укрепляемые не только своей крепостью, но и помощью Божией. Итак, те, кто усвоил сказанное и исполнил на деле, пусть продолжают стремиться вперед, а кто еще не приступил к этому доброделанию, пусть приступят теперь, чтобы последующим усердием отклонить от себя осуждение за беспечность. Да, возможно, возможно и тому, кто был весьма беспечен, восполнить всю потерю прошедшего времени последующим усердием. Посему, говорит [псалмопевец],сегодня, если услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как в раздражении 2 . Этими словами он увещает и советует никогда не отчаиваться, но, пока мы здесь, иметь благие надежды, стремиться вперед и добиваться «почести вышнего звания Божия» ( Флп.3:14 ). Значение имени «человек» 2 . Будем же так поступать и исследуем названия этого великого дара. Ибо как неведение о величии сана делает беспечными тех, которые почтены им, так познание делает их признательными и располагает к большему усердию. Кроме того, было бы стыдно и смешно, вкусив такой славы и чести от Бога, не знать, что значат ее названия. Но что я говорю об этом даре? Если ты поразмыслишь об общем имени нашего рода, то получишь величайшее научение и увещание к добродетели. Ведь это имя – «человек» – мы определяем не так, как внешние 3 , но как повелело Божественное Писание. В самом деле, человек – это не тот, кто имеет просто человеческие руки и ноги, и не тот, кто только наделен разумом, но кто с дерзновением упражняется в благочестии и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сортировать по Исключить новости Устаревшие слова: чем архаизм отличается от историзма? 30 декабря, 2012 Устаревшие слова Устаревшие слова — это те слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы или понятия, которые они означали вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы. Устаревшие слова делятся на две группы: Архаизмы; Историзмы. Архаизмы Архаизмы — это те слова которые вышли из употребления благодаря появлению их современных аналогов. Мы и сегодня употребляем их, но обозначаем другим словом. Так ланиты превратились в «щёки», а чресла стали «поясницей». Важно отметить, что некоторые архаизмы имеют отличия от современных слов-синонимов. Слово живот раньше обозначало «жизнь», а не часть тела. А гостем называли купца. Существуют и грамматические архаизмы. Раньше принято было говорить на бале , теперь грамотно сказать «на балу». Некоторые слова полностью выходят из употребления, например слово дабы , но у нас есть сходное по значению «чтобы». Ошибок в употреблении архаизмов поможет избежать толковый словарь. Историзмы Историзмы — это слова, которые обозначают вещи, полностью исчезнувшие, переставшие существовать в ходе развития общества. Историзмы связаны с понятиями прошлого, с ушедшей культурой. Зачастую мы можем встретить их лишь в художественных и исторических текстах. Например, полностью исчезло из повседневной речи слово кольчуга, и такой предмет тоже не в обиходе у современного человека. Некоторые историзмы используются в пословицах и поговорках. Попасть впросак (оказаться в неприятном и невыгодном положении). Наречие «впросак» произошло через слияние предлога «в» и существительного «просак», обозначающего станок для плетения канатов и веревок. При работе станок сильно скручивал веревки, и попадание в него одежды или волос могло травмировать человека. Предмета просак больше не существует, как не существует ряда историзмов — профессий. Мы не называем никого бурлаком , лакеем или лудильщиком . Культурные традиции могут возрождаться, а слова переставать быть историзмами. Если мы говорим об исторических фестивалях или о предметах народного творчества, мы снова употребляем слова, признанные историзмами. В случае сомнений в правильном употреблении слов, можно обратиться к словарю или посоветоваться с филологом.

http://pravmir.ru/ustarevshie-slova/

Рубрики Что такое хорошая работа с христианской точки зрения? И где ее искать? 17 мин., 08.04.2014 Поделиться Что такое хорошая работа с христианской точки зрения и где ее искать? Чему отдать предпочтение: теплым, дружественным отношениям и невысокому заработку? Или карьерному росту, личному развитию в любимой профессии и обособленному положению в коллективе? Советоваться ли с женой (мужем), если намерен сменить работу? На эти и другие вопросы отвечает кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова иерей Стефан Домусчи. Какие профессии выбрать — Сегодня многие, в первую очередь люди, недавно нашедшие себя в Церкви, задаются вопросом: «как мне, человеку с христианским мировоззрением, найти работу, чтобы жизнь не превратилась в ад?» — Мы привыкли ругать неофитов за то, что они перебарщивают. Это действительно так, иногда они впадают в крайности, но часто они делают очень правильные вещи. Например, понимают, что работа может быть не христианской по сути. Дело в том, что люди легко и быстро привыкают к среде, в которой находятся, и не задумываются о том, что среда эта может быть вредна. Как-то я ехал со знакомым священником, в электричке. Он читал популярную брошюру о грехах, в которой, в частности, было написано, что работать парикмахером грех. Ему, да и мне, это показалось забавным. Понятно же, что парикмахер не греховная профессия. Однако я задумался: если автор брошюры так считает, значит у него должны быть на то основания. Ну, например, парикмахер делает модные прически, которые не одобряет этот священник. В конце концов, апостол Петр пишет: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет 3:3-4). Возможно, что священник буквально воспринял апостольские слова и счел работу парикмахера грехом. Но обсуждая это со своим коллегой, я вспомнил и другую историю.

http://foma.ru/s-mesta-v-kareru.html

Волосы Волосы ( Чuc. VI, 5 ) – у евреев было в обычае стричь волосы так же часто, как и у других народов, но они употребляли для стрижки волос бритву или нож, а не ножницы ( Uc. VII, 20 ; Ueз. V, 1 ). Вследствие обета растить и отпускать себе волосы, даваемого, напр., назореями, волосы на голове оставались неостриженными ( Cyд. XIII, 5 ). Запрещалось стричь голову кругом и обрезать концы волос на бороде ( Лeb. XIX, 27 ) и на висках, как это делали разные языческие народы и жрецы ( Uep. IX:25, XXV:23 и др.); от священников требовалось не брить волос, не отпускать их длинными, но подрезывать их до умеренной длины ( Ueз. XLIV, 20 ), и это, конечно, для того, чтобы отличить их от языческих жрецов, бривших начисто свою голову, и от назореев, вовсе не стригших волос. Главной красотой волос считались кудри ( Nech. IV:1, V:2 ). Волосы, особенно черные или темные, считались украшением и умащались елеем во время празднеств или в других радостных случаях ( Nc. XXII, 5 , Ekkл. IX, 8 , Pyф. III, 3 ). Плешивыми гнушались ( 4Цap. II, 23 ). Нередко волосы украшались жемчугом и драгоценными камнями ( I Tuм. II:9 ; INem. III, 3 ). Волосы Самсона были сплетены в семь кос ( Cyд. XVI, 14 ). Седина волос показывала преклонность лет и почиталась венцом и украшением старости ( Npumч. XVI, 31 ). Чисто белые волосы считались символом Божественного величия ( Дah. VII:9 ; IKop. XI, 14 ). О волосах женщин ап. Павел говорит, как об естественном покрове, делающем им честь ( I Kop. XI, 15 ). Женщины или плели, или завивали их, как это доселе сохраняется в обычаях азиаток и женщин других стран. В Индии женщины никогда не стригут волос, разве только в случае вдовства. Греки очень любили длинные волосы, тогда как египтяне в древние времена постоянно брили их. По свидетельству Иосифа, телохранители Соломона посыпали свои волосы золотистой пудрой. Дорогие и разнообразные украшения для волос, употребляемые восточными женщинами, в Свящ. Писании порицаются. В I Послании к Тимофею ( I Tuм.II, 9 ) ап. Павел осуждает плетение волос женщинами; также и ап. Петр ( I Nemp. III, 3 ) неодобрительно отзывается о внешнем плетении волос и золотых уборах для головы. Впрочем, здесь следует заметить, что ап. при этом длинные волосы считает честью для женщины ( I Kop. XI, 15 ). Обычай стричь или брить волосы на голове во время глубокой скорби, траура, сокрушения о грехах существовал еще во времена Иова ( Uob. I, 20 ), и увещание остричь волосы на голове почти равнялось увещанию полагать начало плачу и сетованию ( Uep. VII, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

С учетом факта, что покрытая волосами голова считалась показателем здоровья, силы и красоты, не удивителен мотив бесчестья, связанного с отсутствием волос. В день суда, пишет Исаия, Бог станет небесным брадобреем: « В тот день обреет Господь бритвою... голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду» ( Ис.7:20 ). В сюрреалистической манере Михей использует образ «лысины, как у линяющего орла» при описании детей Иудеи, отправляющихся в плен ( Мих.1:16 ). В видении Иеремии сокрушенных людей тоже присутствует образ оголенных у всех голов ( Иер.48:37 ). Исаия предсказывает наступление времени, когда у женщин Иудеи будет «вместо завитых волос плешь... вместо красоты клеймо» ( Ис.3:23 ). А непослушные дети насмехались над Елисеем, провожая его криками: «Иди, плешивый!» ( 4Цар.2:23 ). Длина волос человека часто служит выражением его отношения к более серьезным вопросам, и намеки на это мы видим в Библии. Ветхозаветный запрет стричь волосы на голове «кругом» ( Лев.19:27 ) имел целью отделение Израиля от обычаев окружавших его языческих народов ( Иер.9:26; 25:23 ). Предписание Иезекииля священникам будущего века состояло в том, что «головы своей они не должны брить и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои» ( Иез.44:20 ). В Новом Завете Павел считал длинные волосы нормальными для женщины и бесчестьем для мужчины ( 1Кор.11:14–15 ). Чрезмерное внимание к уходу за волосами, например, плетение волос, свидетельствовало о мирском расположении ума с его внешними проявлениями ( 1Пет.3:3 ; 1Тим.2:9 ). В ряде случаев отношение к волосам было напрямую связано с религиозными обрядами. Для очищения, например, требовалось состригать и сбривать все волосы ( Лев.14:8–9 ; Чис.6:18–19 ). Назореям же вообще запрещалось стричь волосы в течение всего времени обета ( Чис.6:5, 18 ) – они служили символом отделения в святости, знаком аскетического самоотречения, а не физической привлекательности. Помазание волос елеем тоже было обрядом, но не религиозным. Оно было ритуальным средством выражения красоты ( Руф.3:3 ), праздничной атмосферы ( Ек.9:8 ) или гостеприимства ( Пс.22:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010