Скачать epub pdf I. Гомилия Ad illuminandos catechesis 2 (387 г.) ( Τν πρ ην ερημνων) К готовящимся к просвещению, и о женах, украшающих себя плетением волос и золотом, и об увлекающихся приметами, или амулетами, или заговорами, – о том, что все это чуждо христианству 1 . Значение слова «оглашение» и напоминание о сказанном десять дней назад 1 . Я пришел потребовать от вас прежде всего плодов того, что недавно было сказано вашей любви, ибо мы говорим не для того, чтобы вы только слушали, но и помнили сказанное, и подавали нам делами доказательство этого, а лучше не нам, но Богу, знающему тайные помышления. Потому [наше слово] и называется оглашением ( κατ χησις), чтобы и в нашем отсутствии оно отдавалось ( νηχ) в вашем помышлении. И не удивляйтесь, что мы пришли требовать плодов от семян только по прошествии десяти дней, ибо и за один день можно одновременно и посеять семена, и собрать жатву, потому что мы призываемся к состязаниям, укрепляемые не только своей крепостью, но и помощью Божией. Итак, те, кто усвоил сказанное и исполнил на деле, пусть продолжают стремиться вперед, а кто еще не приступил к этому доброделанию, пусть приступят теперь, чтобы последующим усердием отклонить от себя осуждение за беспечность. Да, возможно, возможно и тому, кто был весьма беспечен, восполнить всю потерю прошедшего времени последующим усердием. Посему, говорит [псалмопевец],сегодня, если услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как в раздражении 2 . Этими словами он увещает и советует никогда не отчаиваться, но, пока мы здесь, иметь благие надежды, стремиться вперед и добиваться «почести вышнего звания Божия» ( Флп.3:14 ). Значение имени «человек» 2 . Будем же так поступать и исследуем названия этого великого дара. Ибо как неведение о величии сана делает беспечными тех, которые почтены им, так познание делает их признательными и располагает к большему усердию. Кроме того, было бы стыдно и смешно, вкусив такой славы и чести от Бога, не знать, что значат ее названия. Но что я говорю об этом даре? Если ты поразмыслишь об общем имени нашего рода, то получишь величайшее научение и увещание к добродетели. Ведь это имя – «человек» – мы определяем не так, как внешние 3 , но как повелело Божественное Писание. В самом деле, человек – это не тот, кто имеет просто человеческие руки и ноги, и не тот, кто только наделен разумом, но кто с дерзновением упражняется в благочестии и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Устаревшие слова: чем архаизм отличается от историзма? 30 декабря, 2012 Содержание статьи Устаревшие слова Устаревшие слова — это те слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы или понятия, которые они означали вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы. Устаревшие слова делятся на две группы: Архаизмы Архаизмы — это те слова которые вышли из употребления благодаря появлению их современных аналогов. Мы и сегодня употребляем их, но обозначаем другим словом. Так ланиты превратились в «щёки», а чресла стали «поясницей». Важно отметить, что некоторые архаизмы имеют отличия от современных слов-синонимов. Слово живот раньше обозначало «жизнь», а не часть тела. А гостем называли купца. Существуют и грамматические архаизмы. Раньше принято было говорить на бале , теперь грамотно сказать «на балу». Некоторые слова полностью выходят из употребления, например слово дабы , но у нас есть сходное по значению «чтобы». Ошибок в употреблении архаизмов поможет избежать толковый словарь. Историзмы Историзмы — это слова, которые обозначают вещи, полностью исчезнувшие, переставшие существовать в ходе развития общества. Историзмы связаны с понятиями прошлого, с ушедшей культурой. Зачастую мы можем встретить их лишь в художественных и исторических текстах. Например, полностью исчезло из повседневной речи слово кольчуга, и такой предмет тоже не в обиходе у современного человека. Некоторые историзмы используются в пословицах и поговорках. Попасть впросак (оказаться в неприятном и невыгодном положении). Наречие «впросак» произошло через слияние предлога «в» и существительного «просак», обозначающего станок для плетения канатов и веревок. При работе станок сильно скручивал веревки, и попадание в него одежды или волос могло травмировать человека. Предмета просак больше не существует, как не существует ряда историзмов — профессий. Мы не называем никого бурлаком , лакеем или лудильщиком . Культурные традиции могут возрождаться, а слова переставать быть историзмами. Если мы говорим об исторических фестивалях или о предметах народного творчества, мы снова употребляем слова, признанные историзмами. В случае сомнений в правильном употреблении слов, можно обратиться к словарю или посоветоваться с филологом.

http://pravmir.ru/ustarevshie-slova/

Волосы Волосы ( Чuc. VI, 5 ) – у евреев было в обычае стричь волосы так же часто, как и у других народов, но они употребляли для стрижки волос бритву или нож, а не ножницы ( Uc. VII, 20 ; Ueз. V, 1 ). Вследствие обета растить и отпускать себе волосы, даваемого, напр., назореями, волосы на голове оставались неостриженными ( Cyд. XIII, 5 ). Запрещалось стричь голову кругом и обрезать концы волос на бороде ( Лeb. XIX, 27 ) и на висках, как это делали разные языческие народы и жрецы ( Uep. IX:25, XXV:23 и др.); от священников требовалось не брить волос, не отпускать их длинными, но подрезывать их до умеренной длины ( Ueз. XLIV, 20 ), и это, конечно, для того, чтобы отличить их от языческих жрецов, бривших начисто свою голову, и от назореев, вовсе не стригших волос. Главной красотой волос считались кудри ( Nech. IV:1, V:2 ). Волосы, особенно черные или темные, считались украшением и умащались елеем во время празднеств или в других радостных случаях ( Nc. XXII, 5 , Ekkл. IX, 8 , Pyф. III, 3 ). Плешивыми гнушались ( 4Цap. II, 23 ). Нередко волосы украшались жемчугом и драгоценными камнями ( I Tuм. II:9 ; INem. III, 3 ). Волосы Самсона были сплетены в семь кос ( Cyд. XVI, 14 ). Седина волос показывала преклонность лет и почиталась венцом и украшением старости ( Npumч. XVI, 31 ). Чисто белые волосы считались символом Божественного величия ( Дah. VII:9 ; IKop. XI, 14 ). О волосах женщин ап. Павел говорит, как об естественном покрове, делающем им честь ( I Kop. XI, 15 ). Женщины или плели, или завивали их, как это доселе сохраняется в обычаях азиаток и женщин других стран. В Индии женщины никогда не стригут волос, разве только в случае вдовства. Греки очень любили длинные волосы, тогда как египтяне в древние времена постоянно брили их. По свидетельству Иосифа, телохранители Соломона посыпали свои волосы золотистой пудрой. Дорогие и разнообразные украшения для волос, употребляемые восточными женщинами, в Свящ. Писании порицаются. В I Послании к Тимофею ( I Tuм.II, 9 ) ап. Павел осуждает плетение волос женщинами; также и ап. Петр ( I Nemp. III, 3 ) неодобрительно отзывается о внешнем плетении волос и золотых уборах для головы. Впрочем, здесь следует заметить, что ап. при этом длинные волосы считает честью для женщины ( I Kop. XI, 15 ). Обычай стричь или брить волосы на голове во время глубокой скорби, траура, сокрушения о грехах существовал еще во времена Иова ( Uob. I, 20 ), и увещание остричь волосы на голове почти равнялось увещанию полагать начало плачу и сетованию ( Uep. VII, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Поучительные черты из жизни библейских женщин Остановим свое внимание на женах трех великих еврейских патриархов – Авраама, Исаака и Иакова. Выдающимися чертами означенных женщин были следующие: во-первых, отличительные и добрые черты Сарры усматриваются в её кротости и покорности своему мужу, которого она называла своим господином, каковые добродетели жены Авраамовой св. апостол Петр поставляет на вид и христианским женщинам, когда убеждает их так же повиноваться своим мужьям и располагать их к себе чистым и богобоязненным житием украшать себя не внешним плетением волос, не золотыми уборами или нарядностью в одежде, но скромностью, кротостью и молчаливостью, что составляет украшение нетленное, драгоценное пред Богом. «Так некогда и святые жены, – говорит апостол, – уповающие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха». Далее, украшением Ревекки еще в девицах служили доброта сердца, приветливость и благовоспитанность, что можно видеть из истории женитьбы Исаака. «Вот я стою у источника воды (близ г. Харрана), – молился раб Авраамов Богу, – куда дочери жителей города выходят черпать воду; пусть та девица, которой я скажу: «Наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет мне: «Пей, я и верблюдам твоим дам пить», – пусть эта девица будет назначенная Тобою рабу Твоему Исааку». Молился же так потому, что та девица, которая исполнила бы по его желанию, высказанному в этой молитве, обнаружила бы в себе те вышеозначенные нравственные качества, которые составляют истинную, неувядаемую красоту женщины, и муж её выходил бы из ряда сынов человеческих, как получивший благодать от Господа... И вот еще не перестал он говорить в уме своем, как сошла к источнику и почерпнула воды Ревекка – девица прекрасная видом. На просьбу раба Авраамова – дать ему напиться – Ревекка тотчас наклонила ему свой кувшин и сказала: – Пей, господин мой, я стану черпать и верблюдам твоим, пока не напьются все. И напоила его верблюдов, так что человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании. Когда же он спросил у Ревекки: «Чья ты дочь, и есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?» – то сердце его наполнилось совершенною радостью, ибо он услышал от Ревекки следующий знаменательный ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

123. В неделю 14-ю по Пятидесятнице Много званых, и мало избранных. ( Мф.22:14 ). Было некогда время – именно – в первые веки христианства, когда было и много званых и много избранных, – многие или лучше сказать: все христиане ходили в церковь и все спасались; тогда много было спасающихся, а мало, очень мало погибающих; а ныне больше погибающих, нежели спасающихся. В первые века христианства, когда еще даже колоколов не было, все христиане собирались в церковь – от царя до младенца, а церкви были весьма большие, – в них помещались десятки тысяч христиан. В Никомидийском храме на Светлое Воскресение Диоклетиан зажег храм Божий, и в нем сгорело двадцать тысяч христиан, но ни одна душа из церкви не вышла; тогда Богослужение – Всенощное бдение продолжалось всю ночь, обедня же оканчивалась вечером, – словом, Богослужение продолжалось по полтора суток. А теперь и церкви небольшие, и колокола при них большие; а ты иногда звонишь, звонишь до утомления, но в церковь на Богослужение мало собирается христиан: много званых, а мало избранных. В нашем приходе числится более трех тысяч душ; а посмотрите – в праздничный или воскресный день: от ста до двухсот душ, более не бывает. Для кого же установлено Богослужение? Для чего Господь устроил велию вечерю, или большой пир? Много званых, а мало избранных, как сказал Господь в нынешнем Евангелии. «Где же прочие христиане?» – спросите. Одни продолжают работать по праздникам; другие во время Богослужения спешат на базар для покупки харчей, а большая часть остаются дома – дома находят себе работу: много званых, а мало избранных. Кто же спасется из нас, призываемых ко спасению? Спасется отец, который в строгости и в страхе Божием воспитывает детей своих. Спасется мать, которая водит детей своих в церковь и ведет с ними благочестивую жизнь. Спасется судия, который правого и невинного защищает, а виновного осуждает. Спасется купец, который не торгует по праздникам и в торговле не обманывает ближнего ни мерой, ни аршином, ни весами. Спасется тот христианин, который Бога боится, богослужения не упущает, питейные дома в праздники не посещает, брата не осуждает, Божие писание читает, в посте, молитве, в делах благочестия и милосердия жизнь проводит. Спасется христианка, которая украшает себя не плетением волос, не модными нарядами, но кротостью, смирением, целомудрием и другими добродетелями – праздники и посты почитает, нищим в милостыне не отказывает. Спасется сыне который почитает своих родителей и имеет страх Божий. Спасется дочь, которая любит Бога и своих родителей, и не огорчает ни словом, ни делом своего отца и своей матери. Спасетесь вы, братия и сестры, которые посещаете храм Божий, слушаете слово Божие, находите утешение в пении псалмов и песней духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

150. О слышании слова Божия Один человек сказал мне: «охота тебе говорить поучения: какую и кому ты пользу приносишь твоими поучениями? Разумные люди и богатые заочно только бранят тебя». На эти слова хочу отвечать я здесь во храме, перед лицом Бога и Его святых. Во-первых, спрашиваю: разве мы по охоте говорим поучения? Св. апостол Павел говорит: горе мне, если я не проповедую 184 ; – а к апостолу Тимофею написал: «проповедуй слово, настой во время, и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием " 185 . Не ясно ли, что я обязан проповедывать слово Божие? Мое дело говорить, а ваше слушать; моя обязанность сеять, а плоды возрастит Бог. Благочестивая душа примет к сердцу всякое слово благое; а закоренелый грешник, у которого сердце каменное – может, и не послушает меня. Не послушает сегодня, так завтра, не завтра, так когда-нибудь: у Бога много средств поразить сердце человека, уязвить совесть, навести на путь спасения. Кроме слова и речи, у нас другого оружия воевать против горделивцев, против пьяниц, против сребролюбцев и против других грешников нет; а у Всемогущего Бога много, очень много стрел для поражения грешника. Пусть нетрезвый не перестанет пьянствовать; но для меня и того довольно, если он, укоряемый в совести, не с таким бесстыдством и не с такой смелостью будет входить в корчемницу, а станет обходить из-за угла, или дождется вечера; а в самой корчемнице – не станет бессовестно лихословить и злословить; да и домой возвратится не с прежней дерзостью и буянством; хоть от людей станет прятаться и не станет соблазнять других, – и сего для меня довольно. «Что ты доброго сделал против модных нарядов?» – спрашиваешь ты. Правда, что мода сильнее действует на некоторых жен, нежели слово Божие; однако же мы обязаны напоминать учение св. апостола Павла и об одежде христианок: он требует, – «чтоб жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценной одеждой, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  4.7 из  5) Примечания Айван — помост, возвышение. Албасти — злой дух, являющийся обычно в образе худой женщины с длинными распущенными волосами и висящими грудями, одна из которых переброшена через плечо. Амак — дядя со стороны матери. Арча — хвойное дерево, отличающееся чрезвычайно плотной древесиной; эргай — кизил. Атола — мучная похлебка. Бекасаб — разновидность хлопчатобумажной ткани со своеобразным узором. Ваххабиты — представители одного из течений исламского фундаментализма. Вовчики и юрчики — слово вовчики представляет собой глупую, но приемлемую для неискушенного уха переделку слова ваххабиты. Ваххабиты участвовали в войне на стороне оппозиции. Юрчики, в отличие от вовчиков, — бойцы Народного фронта, южане, в основном кулябцы, защищавшие легитимную власть; само слово не имеет вообще никакой этимологии и схвачено просто как первый попавшийся противовес. Гахвора — колыбель. Гашниш — кинза, кориандр. Джангал — заросли; слово джунгли — от того же корня. Джида — лох, дикая маслина. Дувал — глинобитный забор. Зира — пряность; внешне семя зиры похоже на семя аниса. Зирвак — в процессе приготовления плова: мясо, жаренное с луком и морковью. Иудино дерево — багрянник, cercis siliquastrom. По преданию, на нем повесился Иуда. Ичиги — мягкие сапоги тонкой кожи. Камча — плетка, обычно плетенная из тонких ремней. Капкир — что-то вроде шумовки для помешивания в казане. Каса — суповая чашка в форме пиалы. Кат — большой квадратный топчан, на котором сидят скрестив ноги или полулежат. Кеклик — горная куропатка. Кетмень — мотыга. Кумган — металлический кувшин. Курпача — тонкое одеяло, подстилка. Лагман, манты, шурпа, плов, самбуса — общеизвестные блюда. Мачлис — собрание; парламент (см. чон). Мазор — могила известного человека или просто примечательное место, с которым связывается жизнь святых и духов. Махаля — квартал, община. Мехмонхона — комната для гостей. Муаллим — учитель. Муэдзин — церковный служитель, криком призывающий правоверных на молитву.

http://azbyka.ru/fiction/xurramabad/15/

Наталья Фадеева.  Есть ли у женщины право быть привлекательной? Да, мне известна апостольская фраза о том, что красота женщины не в плетении волос. Но, насколько мне подсказывает моя логика, выводом из этой фразы вовсе не следует, что христианский женский идеал – это бесформенно-бесполое существо, наполненное богатейшим внутренним содержанием и увенчанное постным хвостиком присаленных волос вместо прически. Нет, я совсем не против внутреннего содержания! Но разве внутреннее содержание противоречит приятной глазу внешности?  Чем унылее, тем краше? Мне кажется, что не только у людей нецерковных, «со стороны», но даже у постоянно-регулярных православных прихожан сложился привычный штамп: Православие – бесконечный Великий пост. Темная одежда, чем длиннее и просторнее – тем благочестивее. Скучный платок вкупе с обувью без каблука. И потухший, опущенный долу взгляд на «голом» лице. А что греховного в том, что женщина, к примеру, красиво и со вкусом одета, что у нее стильная прическа, легкий макияж? Это ведь такое естественное женское желание – быть красивой. Если женщине нравится ее отражение в зеркале – у нее прекрасное настроение, такая женщина не умеет унывать. А ведь в Православии, насколько мне известно, уныние считается грехом. И так жизнь наша, юдоль плача, не балует обычно нас пряниками, и, мне кажется, это здорово, если женщина находит дополнительный источник позитива в своей внешности. О вмешательстве медицины и косметологии Ну, и, конечно же, как спросить о красоте и не спросить об очень важном ее современном аспекте? Известно, что за последние годы медицинская косметология совершила небывалый прорыв. Навряд ли, конечно, православная женщина ляжет под нож пластического хирурга, чтобы увеличить размер груди. Но как быть с такими случаями, когда какая-то нестандартная черта лица делает ее обладательницу несчастным закомплексованным существом. Что плохого, если женщина исправит большой нос или оттопыренные уши? Если это позволит женщине увидеть мир в радужных красках – то почему нет?

http://pravoslavie.ru/38048.html

Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность… Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины. Такой девушке можно верить, такую можно любить, с такой можно связать свою судьбу навсегда. Что такое целомудрие? Какое значение оно имеет как в мирской, так и в церковной трактовке? Об этом Вы узнаете из статьи Александра Ильяшенко. Целомудрие Несомненно, целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством. Апостол Павел говорит: «Нет уже Иудея ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Галатам 3.28). Для Господа все едины: не важен ни социальный, ни интеллектуальный, ни национальный признак, ни пол, ни возраст… Каждый человек – драгоценная личность в очах Божиих, у каждого – свое место. Место мужчины – быть лидером. Это не значит, что он – лучший, это значит лишь то, что во внешней жизни семьи, в государственной деятельности, мужчина должен занимать присущее ему лидирующее положение. Воспитание мужчины начинается, как это ни странно, с воспитания девушки. В женскую природу вложена удивительно прекрасная добродетель целомудрия. О внутренней женской красоте, ее духовной природе, сказал Некрасов: «Есть женщины в русских селеньях (…) Пройдет, словно солнцем осветит, Посмотрит — рублем подарит». Об этом же апостол Петр, который был простым, неграмотным рыбаком, сумел найти поразительные и высокопоэтические слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3;3,4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Эта нетленная красота драгоценна не только пред людьми, но даже пред Самим Господом Богом!

http://pravmir.ru/o-celomudrii-i-dobrode...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отражаясь, отражай 17.10.2016 1329 Время на чтение 12 минут «Ну почему же у нас в Церкви женщины - все равно как серые мышки?!» - оказывается, мужчины в храмах обращают внимание на то, как одеты и как вообще выглядят их сестры во Христе. Фраза, в общем-то, обидная, однако она заставляет задуматься. Неужели христианина может всерьез заботить внешний вид? Должна ли христианка, коль уж к ней претензия, быть заметной и модной? Вместе с прихожанами православных храмов мы попытались найти ответы на эти вопросы. Внешность от внешнего? Я немало размышляла о том, стоит ли вообще браться за написание этого текста. Разве нет у нас других животрепещущих тем для рассуждений и разговоров?! По большому счету, ходи хоть в рубище, только следи за тем, кто ты в очах Божиих. Но вот мы видим, что не всё так просто. И если уж те, кто стоит с нами в храме, считают, что хорошо бы это «рубище» было еще и приятным для глаз, то что говорить об остальных окружающих - членах семьи, близких и друзьях, коллегах по работе? По моим наблюдениям, женщин, которые одеваются красиво, в храмах все-таки немало. По крайней мере, в городе. Может, это они не правы? А как же смирение и кротость, как же целомудрие, как же, наконец, слова апостола Петра: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 3-4)? Как говорит мой духовник, одна из главных христианских добродетелей - рассудительность. И в вопросах внешнего вида нужна своя разумная мера, золотая середина. Но даже у тех, кто над поиском ее трудится, не сразу получается ее найти. Поэтому и мелькают то и дело в толпе прихожан неофитские юбки «в пол» и темные платки «по брови». Помню, мне тоже в начале воцерковления казалось, например, что надевать красивую, пусть и скромную одежду, когда собираешься на исповедь, грешно: ну не сочетается покаянный настрой с ощущением себя в таком наряде! Некоторые мои знакомые признавались, что тоже, вопреки привычке, старались одеваться в храм как можно незаметнее. Думаю, объясняется это просто: человеку, еще не имеющему опыта борьбы со своими страстями, кажется, что покаянное чувство или смирение зависят от этих внешних факторов. И лишь со временем под руководством опытного духовника и с Божией помощью хоть немного начинаешь понимать, что любое достижение в христианской жизни - плод кропотливого и тяжелого труда над своим сердцем, в котором и живут все страсти, мешая пребыванию там Бога.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010